представлен вместе с прмч. Адрианом в молении перед образом Успения Пресв. Богородицы, расположенным между ветвями дерева (ГТГ, XVII в.). В «Перечне святых Вологды» XVIII в. упомянуты уже оба основателя мон-ря: «Преподобныи отцы Андреян и Леонид строители Успенскаго монастыря Пошехонскаго...» (РНБ. Мих. Q 532. Л. 212). Имя святого отмечено в некоторых списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»: под 27 авг.- в «Перечне всех российских чудотворцов» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 112, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и др. Память прмч. Адриана «и спостника его преподобнаго Леонида» под 17 марта включена в Иконописные подлинники XVIII-XIX вв.: РНБ. Тит. 4765. Л. 156, XVIII в.; РНБ. Тихан. 402. Л. 105-105 об., XVIII в.; 413. Л. 94 об., XIX в. и др. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова память святого указана также под 17 марта. Запись об основателях Пошехонского монастыря под 5 марта содержится в Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) : «Адриан, ученик преп. Корнилия Комельского, и старец Леонид в 1540 г. с благословения игумена Лаврентия удалились в пустыню...» (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3. Л. 109-109 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Месяцесловная запись под названием «Житие преподобнаго Леонида Пошехонского» (нач.: «Достоблаженный сей муж родися 155-го года Новгородской области Пошехонского уезда») под 20 мая включена в «Патерик новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского) (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 93-93 об., 1831 г.- ЭК ИРЛИ. ПД). В 1699 г. мон-рь полностью сгорел. В 1718 г. освящен новый каменный Успенский собор. В 1918 г. обитель закрыли, на ее территории разместился совхоз. В 20-30-х гг. XX в. был разрушен Успенский собор и почти полностью - Богоявленский храм. 7 марта 2000 г. мон-рь возобновлен как женский, осенью 2006 г. решением Синода преобразован в мужской. Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленный в 1964 г. Ист.: Житие и страдание св. прмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Сведения о К. собирал свящ. Александр Судаков, служивший в Тутанской ц. ок. 30 лет до 1923 г. (его труд, посвященный истории с. Тутань, хранится в наст. время в ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. 3243; Иванов. 2008). Приход в Тутани существовал до кон. 20-х гг. XX в. (по др. данным - до 1938), новый каменный храм был разрушен артобстрелом в Великую Отечественную войну. На месте старой монастырской церкви, где был погребен К., стояла каменная часовня, воздвигнутая в 1884 г. Примерно там же был установлен в 2001 г. Поклонный крест, у к-рого совершают молебны К. Лит.: Остатки монастырей в Твери и ее окрестностях//Тверские ГВ. 1859. 36. С. 118-121; Толстой М. В. Ученики прп. Сергия Радонежского чудотворца и основанные им обители: Прп. Ксенофонт Тутанский//ДЧ. 1877. Т. 2. Авг. С. 494-500; Горский А. В. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сост. по рукоп. и печ. источникам//ЧОИДР. 1878. Кн. 4. С. 182; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 481; Зверинский. 1897. Т. 3. 1517. С. 45-46; Димитрий (Самбикин), архиеп. Мат-лы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898. С. 23-29; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909 2. СПб., 2007р. С. 88. Примеч. 1; Иванов П. С. Святыни р. Тьмы. Тверь, 2008. А. А. Романова Иконография Кроме более ранних нагробных изображений в ц. Вознесения Господня с. Тутань хранилось 2 иконы с образом К. «не древнего» письма (см.: Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 196-197). Одна предположительно была местной в приделе во имя К. На ней святой был написан в рост со свитком в руке вместе с прп. Сергием Радонежским, другая - аналойного размера - единоличная. Скорее всего иконы были созданы при строительстве каменной церкви после 1821 г. (до 1846). Отдельные образцы иконографии К. сохранились в составе композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, К. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), помещенных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (в надписи на одной из них К. ошибочно отождествлен с прп. Ксенофонтом Робейским). Святой написан в верхнем ряду левой группы в монашеской одежде, куколь лежит на плечах; он средовек с темно-русой бородой средней величины, на конце немного раздвоенной, в густых коротких волосах легкая проседь. Этот извод, по-видимому, восходит к образу из притвора Троицкого собора лавры, где Радонежские чудотворцы были показаны на фоне обители, в облаках - образ «Коронование Пресв. Богородицы» (местонахождение неизв.; см.: Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия в его Троицкой и др. обителях подвигом просиявших. Серг. П., 1896).

http://pravenc.ru/text/2462139.html

Святыни . Мощи прп. Тихона, которые почивают под спудом; икона с мощами Оптинских старцев; икона свт. Николая, привезенная из г. Бари; икона блгв. кн. Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ прп. Тихона Калужского XIX в.; привезенные со Святой горы Афон икона вмч. и цел. Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре; святой источник прп. Тихона. Крестный ход 29 июня, в день памяти основателя монастыря. Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селении Клыково. В этом селе после разорения Оптиной пустыни собралась монастырская братия во главе с игуменом Пафнутием. В конце 30-х годов они были расстреляны и похоронены в братской могиле. С 1994 года в с. Клыково начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года принято постановление Священного Синода об открытии монастыря. Святыни . Ковчег с частицами мощей: мчч. Хозевитских, прпп. Оптинских старцев, свт. Луки Одесского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Нестора Летописца, ап. Андрея Первозванного; икона, написанная в благодарность о спасении Царской семьи в крушении поезда под селением Борки. Чтимые иконы: свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Тихвинская икона Божией Матери; могилка схимонахини Сепфоры. Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Основан в конце XV в. в 26 км от Мещовска. Во время Смуты монастырь был полностью разрушен и возрожден на новом месте — рядом с городом Мещовском частью на средства царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Феодоровича Романова. До середины XVIII в. был процветающим и благоустроенным, имел приписные монастыри. В 1764 г. лишен всех земель и переведен в заштатные. В 1812 г. в одной из его башен был похоронен местночтимый святой — блаженный Андрей, Христа ради юродивый. С XIX в. начал возрождаться и в начале XX в. в нем было два каменных храма. Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915-1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, † 1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С весны 2001 г. монастырь восстанавливается. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Стремясь упрочить влияние РПЦ в Зап. Сибири, патриарх свт. Тихон 25 сент. 1924 г. в Москве возглавил хиротонию во епископа Новониколаевского архим. Никифора (Асташевского; с 1927 архиепископ, с 1932 митрополит). Новониколаевская кафедра стала самостоятельной. Кафедральным храмом была Вознесенская ц., т. к. собор во имя св. кн. Александра Невского в Новониколаевске занимали обновленцы. Благодаря усилиям еп. Никифора в лоно Матери-Церкви вернулись мн. уклонившиеся в обновленческий раскол священнослужители, устояли в вере в годы воинствующего безбожия мн. миряне. В период его управления епархия включала 205 приходов, находившихся на территории Новосибирского, Каменского, Барабинского и Барнаульского районов Западно-Сибирского края. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В мае 1935 г. преемником митр. Никифора на Новосибирской кафедре стал архиеп. Сергий (Васильков), управлявший епархией в самые тяжелые годы гонений на Церковь. С нач. 30-х гг. XX в. в Западно-Сибирском регионе, как и в др. регионах СССР, шел процесс массового уничтожения храмов. К концу десятилетия мн. церкви были разрушены, неск. сот священно- и церковнослужителей, монахов, мирян находились в заключении или были расстреляны. Среди них - священномученики прот. Николай Ермолов, священники Иннокентий Кикин, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Были репрессированы архиеп. Сергий (Васильков), архим. Сергий (Скрипальщиков), протоиереи Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Евгений Смирнов, священники Александр Сатирский, Василий Краснопёров, Иоанн Салмин, Василий Акципетров, Николай Назаретов, Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиак. Григорий Солодилов и др. Сибирь стала местом смерти за веру мн. тысяч людей. На окраине микрорайона Ложок г. Искитима, где сейчас бьет целебный источник, в годы сталинских репрессий располагался один из самых жестоких спецлагерей - Искитимский штрафной лагерь Сиблага. Среди заключенных, принявших в этом лагере мученическую кончину, были в т. ч. священнослужители. В 2015 г. над св. ключом был возведен храм-памятник в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Точная дата образования самостоятельной канонической М. е. неизвестна, очевидно, она была организована приблизительно тогда же, когда из Александровского вик-ства Днепропетровской епархии была образована самостоятельная Александровская и Павлоградская епархия,- в 1927 г. (см. Александровское и Павлоградское викариатство ), которой управлял еп. Стефан (Андриашенко). О существовании самостоятельной М. е. говорится в документе от 21 июля 1929 г., в к-ром Полтавский еп. Сергий (Гришин) назван временно управляющим М. е. Он издал распоряжение о переводе настоятеля Троицкого храма в с. Гуляйполе Запорожского окр. прот. Александра Лоскутова в Николаевский собор в г. Запорожье. К 15 мая 1930 г. М. е. перешла в ведение экзарха Украины архиеп. сщмч. Константина (Дьякова). Последний в своем заявлении от 15 мая 1930 г. в Мелитопольское окружное управление НКВД указывал следующее: «В делах управления подведомственного мне Мелитопольского округа Мариупольской епархии возникла необходимость в назначении наблюдателя по делам всего Мелитопольского округа» (ЦГАВОВУ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович, настоятель прихода в пос. Б. Токмак Мелитопольского окр. В принятом Синодом Русской Церкви «Положении об областных преосвященных» от 12 марта 1934 г. указано, что самостоятельный статус ранее был предоставлен и продолжает сохраняться за М. е., охватывающей территорию Донецкой обл. (в к-рую входила не только нынешняя Донецкая, но и почти вся совр. Луганская обл. Украины). Кафедрой М. е. являлся Харалампиевский собор, построенный в 1845 г. в рус. стиле по проекту архит. П. Македонского на месте прежнего греч. храма. Главной святыней Харалампиевского собора была явленная рельефная икона вмч. Георгия, привезенная греч. переселенцами из крымского Балаклавского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (с 1965 хранится в Национальном музее изобразительного искусства Украины в Киеве). В Рождество-Богородичном храме в Мариуполе особо почиталась чудотворная икона святых Космы и Дамиана, также происходившая из Крыма. До 30-х гг. XX в. в Успенском храме в Мариуполе находилась местночтимая чудотворная Мариупольская икона Богоматери «Одигитрия», образ был утрачен после разрушения храма, сохранились чтимые списки.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. архимандрита Хрисогона (Ивановского) во еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рождения Василия Великого и Григория Богослова была совершена литургия на греческом языке. 29 января 1930 г. архим. Николай (Муравьев) хиротонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии. Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести храм. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено. Покровский храм с приделом святителя Николая на месте обветшавшей деревянной церкви 1620 г. выстроили в 1701 г. К началу XX в. в нем сохранялись иконы XVI в. В 1730 г. устроили второй, левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 г. выстроили трапезную и колокольню. В 1816 г. было сооружено крестообразное завершение. В 1838 г. по проекту архитектора О.И. Бове вновь возведены пять глав, кресты, шпиль колокольни, установлен новый иконостас. Во время обновления храма в 1902–1904 гг. с восточной стороны были сделаны пристройки к боковым приделам, алтари которых переместили в новые помещения из трапезной, и для них поставили новые иконостасы. С северо-западной стороны к зданию пристроили ризницу. Обновленный храм освятили 25 июля 1904 г. В нем пребывала особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В 1933 г. церковь начали ломать. Был уничтожен алтарь, снесены барабаны куполов и колокольня, окна растесали. В церковном здании разместили завод. Богослужения были возобновлены 7 января 1997 г. Построена временная деревянная звонница. В храме находятся чтимые иконы Спасителя, Божией Матери «Троеручица», Иоанна Предтечи. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01862

После начала Великой Отечественной войны мн. предприятия региона были эвакуированы в вост. районы страны. Западные, северо-западные, южные и юго-западные земли М. о. подверглись герм. оккупации (осень 1941 - нач. 1942), здесь развернулась Московская битва 1941-1942 гг., ставшая 1-м стратегическим успехом Красной Армии в войне. В ходе боев были полностью уничтожены 584 и частично - 2280 селений М. о. Города, оказавшиеся на оккупированной герм. войсками территории, были разрушены (особенно пострадали Истра, Верея, Волоколамск, Клин, Малоярославец, Наро-Фоминск, Руза и др.). С 1942 г. велось постепенное восстановление хозяйства М. о. В том же году к М. о. были присоединены располагавшиеся на территории Подмосковного угольного бассейна районы Тульской обл. (в 1957 возвращены в состав Тульской обл., кроме Серебряно-Прудского р-на) и Рязанской обл. (в 1946 возвращены в состав Рязанской обл.). 5 июля 1944 г. 4 района М. о. были переданы в состав новообразованной Калужской обл., 14 авг. 1944 г. Петушинский р-н и г. Покров переданы в состав Владимирской обл. В 1956 г. в М. о. вошел г. Дубна. С сер. XX в. мн. города региона развивались как центры фундаментальных научных исследований (Дубна, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино и др.). В 50-60-х гг. М. о. стала одним из главных центров развития космонавтики в стране. Важнейшие предприятия отрасли разместились в Калининграде (с 1996 Королёв; там находится Центр управления полетами), в 1960 г. в пос. Чкаловский открылся Центр подготовки космонавтов, перенесенный в 1965 г. в Звёздный городок г. Щёлково (г. Щёлково-14, пос. Звёздный). В 1960, 1984 и 1988 гг. значительные части районов М. о., расположенных вокруг Москвы, были присоединены к столице. В 1960-1961 гг. в состав Москвы входили Балашиха, Люберцы, Мытищи, Реутов и Химки. В 1969-2010 гг. административно-территориальное устройство М. о. было стабильным, она была разделена на 39 районов. По Соглашению об изменении границы между субъектами Российской Федерации - городом Москва и М. о. от 30 июня 2011 г., а затем по его уточненному варианту из М. о. в состав Москвы перешла территория, площадь к-рой составила 148 тыс. га, включая города Московский, Троицк, Щербинка, поселки городского типа Киевский, Кокошкино и др. К М. о. присоединена территория площадью 1,4 га.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Образование ряда школ А. в кон. XIX в. тесно связано с развитием протестант. и католич. школ библеистики. Наиболее известное течение «панвавилонизм» возникло в Германии на рубеже XIX и XX вв. и опиралось на протестант. библеистику. Представителями этой школы были Франц Делич , Г. Винклер, П. Йензен, А. Иеремиас. В полемике с протестантами и панвавилонизмом стала развиваться католич. А. Ф. Куглер сделал критический анализ работ Винклера, Йензена и др. А. Даймель создал учебник шумер. языка и свод шумер. идеограмм в неск. томах, к-рый используется до наст. времени. Им был основан ж. «Orientalia», одно из важнейших ассириологических изданий, дающее полную библиографию работ по А., включая и издаваемые в России. Археология Регулярное археологическое освоение Месопотамии началось неск. раньше, чем была прочитана клинопись. В 1820 г. англичанин К. Дж. Рич предпринял попытку раскопать в окрестностях г. Мосул древнюю Ниневию. Вскоре Рич умер от холеры, а его находки - неск. десятков глиняных табличек с письменами, цилиндр с такими же знаками и др. предметы - были отправлены в Британский музей. В 1842 г. франц. консул П. Э. Ботта в поисках Ниневии начал раскопки холма Куюнджик (под к-рым она действительно находилась), но, не найдя там ничего достойного внимания, перебазировался в Хорсабад, где была раскопана резиденция Саргона II - Дур-Шаррукин. Ниневия была раскопана в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. англичанином О. Г. Лейардом и айсором X. Рассамом. Лейард также раскопал холм Нимруд (древний Калах). Отличительными чертами этого первого периода месопотамской археологии является отсутствие научной методики раскопок, элемент кладоискательства, невнимательное отношение к находкам «невзрачного» вида. В результате этого древние города не столько раскапывались, сколько разрушались. Со временем положение дел изменилось к лучшему, но подлинно научный характер ближневост. археология приобрела лишь в 20-30-х гг. ХХ в. (см. также ст. « Археология библейская »). Становление А. в России

http://pravenc.ru/text/76690.html

Когда-то я встречался с Григорием Ивановичем Суворовым, Царство ему Небесное, директором школы в Москве. Очень известный в свое время человек, кандидат педагогических наук. И он рассказывал, что в молодости у них был профессор, которого студенты боготворили. Все тогда говорили о построении коммунистического общества (а это было в 30-е гг. XX в.). И он высказал мысль, которая по тем временам звучала крамольно: «Все хотят построить идеальное общество. Я вам скажу путь построения такого общества. Дайте мне воспитанную мать, и я такое общество вам построю». А Григорий Иванович добавил: «Через мои руки прошли те, кто уже стал дедушками и бабушками. У нас семьи нет и не будет. Мы идем к краху». Вот слова известного в свое время педагога. То есть семья, а в семье прежде всего мать – это как раз ключ к сохранению общества. А если разрушается семья и мать свои обязанности не выполняет, то, конечно, и общество начинает разваливаться. Моему отцу говорил его отец: «Когда будешь выбирать себе подругу жизни, смотри, какая мать. Яблочко от яблоньки далеко не падает». Все эти поговорки свидетельствуют о том, насколько важен в воспитании пример матери. Я, например, могу сказать про свою маму, что никогда не слышал, чтобы она кого-нибудь осудила, про кого-нибудь плохо сказала. Этого было достаточно. Мне она всегда говорила: «Валюшка, молчи, не смей старшему брату отвечать». Я должен был молчать, когда старший брат меня чему-то учил. Первая женщина была Ева. А Ева – это жизнь. От нее рождается и продолжается род. Она как бы в подчиненном положении к мужу, помощница ему, но жизнь-то дает она. Она выращивает плод, вынашивает его, и от того, в каком состоянии находится женщина в течение девяти месяцев, многое зависит в будущем дитяти. Складываются его характер, наклонности. Есть такие примеры: одна женщина была музыкантом, очень любила какую-то музыкальную вещь, играла ее. Сын ее стал дирижером. Однажды у него пропали ноты, и он по памяти продирижировал симфоническое произведение, потому что еще во чреве матери его слышал, и оно осталось в его подсознании.

http://pravoslavie.ru/137856.html

Руины базилики в Гадаре Руины базилики в Гадаре Г. отождествляют с местностью в районе совр. Умм-Кайса (Umm Qeis, M.R. 214229), в окрестностях к-рого обнаружено много гробниц, высеченных в скалах (они могли служить жилищами бесноватым). Умм-Кайс лежит на сев. границе Иордании (ок. 10 км юго-восточнее юж. оконечности Тивериадского оз.) на ровном плато, вытянутом с востока на запад (350 м над уровнем моря). С севера склоны спускаются к долине р. Ярмук, с запада - к долине р. Иордан, с юга - к Вади-эль-Араба. Руины близ Умм-Кайса отождествил с Г. уже У. Зеетцен в 1806 г.; в 1886 г. Г. Шумахер провел разведку городища Г. (в то время не заселенного). Позже здесь были открыты бани с мозаичными полами, расчищен обширный подземный мавзолей (внутри границ древнего города) и гробница позднерим. эпохи. В 1974 г. было проведено повторное обследование и снят общий план с фиксацией остатков зданий на площади ок. 1,6 ´ 450 м (исключая некрополи, плотно окружающие Г.). В 70-80-х гг. XX в. неск. крупных зданий в Г. изучили У. Вагнер-Люкс и С. Хольм-Нильсен. Вдоль главной улицы (лат. decumanus maximus), ориентированной по оси восток-запад, стояли большие термы. Главное здание (30 ´ 50 м) стояло на склоне и частью было врублено в скалу, а частью опиралось на 2 особых сводчатых помещения; фасад имел высоту ок. 14 м. В термах пол на базальтовых и керамических столбиках подогревался горячим воздухом из 10 печей, имелись все необходимые помещения, кроме открытого двора-палестры, что характерно для поздних типов. Всего выделено 3 этапа существования здания: разрушение 1-го датируется ок. 400 г. по Р. Х.; во 2-й период бани работали, но мн. комнаты были закрыты или использовались не по назначению, что, видимо, указывает на начало упадка Г. В 1-й пол. VII в. весь комплекс терм использовался как жилой и производственный, что продолжалось и в период Омейядов (одна из комнат получила михраб - молитвенную нишу). В 746 г. термы были окончательно разрушены гигантским землетрясением. В центральной части террасы (в 50 м к востоку от терм) было открыто квадратное основание церкви (23,5 ´ 23,1 м) с октагональным интерьером, построенной на вымостке рим.

http://pravenc.ru/text/161399.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010