Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Первым храмом в с. Мелекесский Завод Ставропольского у. (с 1877 посад Мелекес, город с 1919, с сер. 30-х гг. XX в. Мелекесс) стал деревянный Никольский, возведенный в 1859 г. В 1879 г. была построена каменная Никольская ц., после чего деревянная церковь стала называться Старо-Никольской, а каменная - Ново-Никольской. В 1889 г. деревянный храм сгорел, в следующем году был заложен новый, освященный в 1893 г. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1911 г. в Мелекесе была возведена ц. во имя мц. Софии и прп. Алексия, человека Божия. В 30-х гг. XX в. были разрушены Софийско-Алексиевская и Никольская церкви. В тот же период правосл. община Никольской ц. во главе с прот. Алексием Охотиным поддержала обновленцев в попытке уберечь от закрытия находившуюся в руках последних Александро-Невскую ц. (ко времени закрытия имела статус собора; разобрана в сер. 50-х гг. XX в.). В 1945 г. власти Мелекесса предоставили верующим деревянное здание бывшего старообрядческого молельного дома, где была устроена церковь, освященная во имя свт. Николая. Настоятелем этого прихода во 2-й пол. 40-х гг. XX в. служил архим. преподобноисп. Гавриил (Игошкин ; арестован в 1949). После освобождения в 1954 г. он вернулся в Мелекесс, где скончался в 1959 г. В 1970 г. сгорела димитровградская Никольская ц. Новый храм власти возвести не разрешали до 80-х гг. XX в. 28 апр. 1988 г. была освящена Никольская ц. 12 сент. 1989 г. она получила статус 2-го кафедрального собора Ульяновской и Мелекесской епархии. В 1994 г. в Димитровграде начались работы по строительству ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, однако окончить постройку не удалось. На выделенном участке был возведен крестильный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, вмещающий не более 100 чел. Он был освящен 17 мая 2010 г. В 2011 г. земельный участок при храме был расширен, на нем начали строительство духовно-просветительского центра. Он был освящен еп. Диодором 16 окт. 2014 г. При центре имеется лекционный зал, действует сестричество, работают воскресная школа, б-ка, открыта церковная лавка, есть трапезная. Сестры милосердия несут служение в димитровградской клинической больнице 172. В 2007 г. в Димитровграде была построена Преображенская ц., после образования М. и Ч. е. получившая статус кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/2562814.html

В 20-х гг. XX в. был закрыт Александро-Невский собор. В 30-х гг. уничтожены Покровская ц. и Успенский собор, на месте к-рого в 1940 г. был построен Учительский ин-т, впосл. преобразованный в Адыгейский гос. ун-т. В 1937 г. закрыт Троицкий храм. К 30-м гг. XX в. 1/4 часть построек Михайловской пуст. была разрушена. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной в 1942-1943 гг. территории Адыгеи были открыты многие храмы, в т. ч. майкопский Троицкий (1943). В 1946 г. взорван Успенский собор Михайловской пуст. В 1948 г. верующие жители Майкопа и его окрестностей, в т. ч. монахини закрытых мон-рей других регионов, безуспешно ходатайствовали о возвращении Церкви этой обители. По данным на 1950 г., в населенных пунктах Адыгеи, за исключением столицы, действовали 8 церквей и молитвенных домов: в станицах Гиагинской, Дондуковской, Келермесской и с. Сергиевском (Гиагинского р-на), в станицах Абадзехской и Кужорской (Майкопского р-на), в ст-це Ханской (ныне входит в городской округ Майкоп), а также в с. Натырбове (Кошехабльского р-на). При этом каменная церковь имелась только в ст-це Дондуковской, в остальных поселениях храмы и молитвенные дома были деревянными либо саманными. В Майкопе тогда же действовали Троицкая, Воскресенская, Александро-Невская и Никольская церкви. К 70-м гг. XX в. в Адыгее открытыми оставались лишь 4 храма: 2 в Майкопе (Троицкий и Воскресенский) и по одному в с. Натырбове и в ст-це Гиагинской. В сер. 80-х гг. XX в. был снесен майкопский Александро-Невский собор, на его месте построен военный комиссариат. 28 марта 1991 г. в границах Адыгейской автономной обл. было образовано Майкопское благочиние Краснодарской епархии. К 1 янв. 1994 г. в Адыгее насчитывалось 12 приходов. С 1992 г. верующие ходатайствовали о возвращении Церкви Михайловской пуст.; добиться передачи всех построек Церкви удалось только в 2003 г. 26 февр. 1994 г. Синод заслушал рапорт Кубанского архиеп. Исидора (Кириченко ; ныне митрополит) с предложением разделить вверенную ему епархию на 2 самостоятельные. В тот же день была образована Майкопская и Армавирская епархия, в которую вошли Республика Адыгея, города Армавир, Сочи, Горячий Ключ с подчиненными их горсоветам прилегающими территориями, а также Новокубанский, Гулькевичский, Успенский, Лабинский, Отрадненский, Курганинский, Мостовский, Белореченский, Апшеронский и Туапсинский районы Краснодарского края. Майкопским архиереем был назначен архиеп. бывш. Дмитровский Александр (Тимофеев) . Статусом кафедрального собора наделена майкопская Троицкая ц. 5 окт. того же года 3 прихода Московского Патриархата в Армении (Покровский в Ереване, Богородице-Рождественский в Ванадзоре и святых Кирика и Иулитты в с. Димитров Арташатского р-на (ныне Араратской обл.)) были отнесены к юрисдикции Майкопской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

Не сохранились или полностью перестроены церкви в формах рус. стиля XVII в.: прп. Марии, нареченной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище (построена на средства вдовы потомственного почетного гражданина М. Т. Козминой в 1895-1902, разрушена в 30-х гг. XX в.); 3-престольная Успения Пресв. Богородицы и прор. Осии на подворье Важеозерской Спасской Никифоро-Геннадиевской пуст. (ул. Крупской, 5) (1897-1903, капитально перестроена); 3-престольная Грузинской иконы Божией Матери на подворье Красногорского Богородицкого мон-ря (Шепетовская ул., 7) (1903-1905, разрушена в 60-х гг. XX в.; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 669); 3-престольная прп. Серафима Саровского на подворье Серафимова Дивеевского мон-ря в Ст. Петергофе (1903-1905, полностью перестроена; Там же. Д. 703; Кириченко Е. И. и др. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2003. Т. 2. С. 400-401). Близки друг к другу по усложненной форме 2 церкви при духовно-просветительских учреждениях - обе краснокирпичные, 3-частные, с высокими шатровыми колокольнями: Троицкая ц. при об-ве распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви на Стремянной ул., 21 (1890-1894, разрушена в 1966), и Покровская ц. при епархиальном братстве Пресв. Богородицы (Боровая ул., 50) (1890-1897; в 1889 Н. составил 2 проекта храма: одно- и 2-престольного, 2-этажного, на 1 тыс. чел.). Последней из построенных архитектором в С.-Петербурге церквей стала 3-престольная ц. Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря (проспект Непокорённых, 36) (1905-1911, разрушена в 1982). Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Черты преимущественно византийского, а также русского стиля просматриваются в зданиях Иоанновского жен. мон-ря (набережная р. Карповки, 45) (1900-1903) и однокупольной, со шлемовидным верхом ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

В 1678 г. в Г. м. проживали строитель Иосиф и 8 монахов, в 1686 г.- 5 монахов и 2 трудника. До 1723 г. мон-рь управлялся строителями, после приписки к Флорищевой пуст. и до нач. XX в. штат Г. м. состоял из 1 иеромонаха-наместника. 13 марта 1716 г. в Москве буд. строитель Г. м. иером. Макарий облек в схиму строителя Саровской пуст. мон. прп. Иоанна . А 16 янв. 1727 г. по просьбе схим. Иоанна из Г. м. в Саровскую пуст. был переведен инок Ефрем, ставший ближайшим учеником Иоанна и впосл. строителем Саровской пуст. О материальном обеспечении братии в переписной книге 1678 г. указано: «питаются милостыней». К 1723 г. за счет вкладов посадских Гороховца Г. м. владел покосами, около мон-ря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градцких людей». Очевидно, Г. м. получал деньги за поминание усопших. В сохранившемся синодике XVII в. записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, крестьян Гороховецкого, Балахнинского и Суздальского уездов, роды князей Волконских, Козловских, дворян Кавериных, Кучумовых, Наумовых, а также принявших православие татар. князей Армаметевых и Смаиловых. Указом Святейшего Синода 3 июля 1723 г. «малобратный» мон-рь был приписан к Флорищевой пуст. Гороховецкого у. После учреждения Владимирской епархии в 1749 г. факт приписки подтвердил указ еп. Владимирского Платона (Петрункевича) . До нач. XX в. Г. м. являлся подворьем пустыни. В апр.-мае 1923 г. подворье было ликвидировано, имущество конфисковано, здания переданы в ведомство Губмузея, к-рый пытался сдавать их в аренду частным лицам и орг-циям. В 20-х гг. XX в. в храме размещалась бумажная фабрика, а также совхоз под склад соломы. В 30-60-х гг. XX в. здания Г. м. арендовали совхозы «Комсомолец» и «Гороховецкий». В них размещались скотный двор и склады, предпринимались попытки разобрать храм на кирпич, в 60-х гг. была разрушена ограда. 26 нояб. 1994 г. Г. м. был открыт как подворье-скит гороховецкого во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Указом архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) от 28 мая 1999 г. скит был обращен в жен. мон-рь. 6 окт. 1995 г. архиеп. Владимирским Евлогием был освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, 11 окт. 2003 г.- восстановленный Знаменский собор. Отремонтирован келейный корпус кон. XIX в. В соборе хранится ковчег с частицами мощей прмц. Елисаветы Феодоровны , прп. Германа Аляскинского и др. святых. В мон-ре имеется небольшое хозяйство: коровы, свиньи, кролики. К кон. 2005 г. в Г. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница - мон. Раиса (Шибеко), богослужения совершает свящ. Ф. Закиров.

http://pravenc.ru/text/166263.html

Во время пожара 20.04.1765 г. все постройки женского монастыря сгорели. Пострадала от огня и Преображенская церковь. Она лишилась деревянного навершия, части имущества и иконостаса, от которого сохранились только иконы нижнего яруса. После пожара церковь долго восстанавливалась. Новый иконостас Благовещенского придела установили лишь в 1845 г. на средства купца В.И. Теплякова. Летом 1850 г. Преображенская церковь едва уцелела от нового пожара. В пламени сгорели главы, купола, двери, оконные рамы и деревянная ограда. Однако чудесным образом огонь потух над Благовещенским приделом, не повредив ни иконостас, ни его икон. Это событие долгое время удивляло самарцев, которые видели в нем знамение особой милости Божией и покровительство Божией Матери, икона которой, именуемая «Смоленской», находилась в храме. Скорейшее восстановление святыни самарцы посчитали своим долгом. В 1851 г. храм отремонтировали, а через год установили новый иконостас, изготовление которого оплатил В.Е. Буреев. Средства на восстановление церкви пожертвовал купец М.М. Плешанов. К древним иконам Спаса Нерукотворного образа и Смоленской Божией Матери, уцелевшим от огня, отнеслись с особым почтением. Для них в 1865 г. сделали ценные серебряные с вызолоченными венцами ризы. Икона Смоленской Божией Матери почиталась как чудотворная. По преданию, она была принесена из Персии (около XVII в.). Во время эпидемий холеры и тифа икона помогала исцеляться больным. В 1873 г. рядом выстроили новую Смоленскую церковь, которая сделалась главным приходским храмом. В конце 70-х гг. XIX в. Преображенская церковь пришла в аварийное состояние, по стенам и сводам здания пошли трещины. Но разрушать древнюю церковь не пожелали. Напротив, в 1882-83 гг. ее отремонтировали. К 200-летнему юбилею, который она отмечала в 1885 г., отреставрировали иконы и иконостасы. Живописец Е.И. Месяцев украсил стены храма росписями. Из священников, служивших в Преображенской церкви, прихожане с благодарностью вспоминали прот. Петра Симского (1844-47 гг.), Николая Ястребова (1847-49 гг.), Ивана Евтихиева (1867-72 гг.) за их помощь в борьбе с холерой, жертвами которой они стали сами. 22 года священником церкви был прот. Иван Алексеевич Веселицкий (1843-44 гг. и 1849-70 гг.). Ему принадлежала инициатива восстановления храма после пожара 1850 г. и строительство новой Смоленской церкви. В 30-х гг. XX в. Преображенская церковь стала семиштатной, в ней служило 7 протоиереев и 7 священников. Церковь сломали в 1952 г. в связи со строительством моста через р. Самару.

http://sobory.ru/article/?object=33275

В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. мон-рь (см. Богоявленско-Анастасиин мон-рь ), основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря большая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. ДУ оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел. К 1917 г. в А. м. проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы А. м. действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской ц. разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская ц., и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская ц. В 40-50-х гг. XX в. территория А. м. была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 гг.

http://pravenc.ru/text/114784.html

После 1919 г. А. Д. м. был закрыт, братия выселена. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия обители один из ее насельников, иером. Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В помещениях обители нек-рое время находилась психиатрическая больница, затем бокситогорский комбинат «Глинозём» и санаторий-профилакторий. В 20-х гг. XX в. была закрыта, затем разрушена ц. Рождества св. Иоанна Предтечи; в кон. 30-х гг. XX в. закрыт, в 1956-1961 гг. разобран Свято-Троицкий собор, а также стены и башни мон-ря. Сохранились только странноприимный корпус и остов колокольни. Началом возобновления мон-ря стало установление в 1994 г. стараниями прихожан Петропавловской ц. с. Сомина креста на берегу Дымского оз. 30 янв. 1997 г. представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса насельникам Тихвинского Большого мон-ря. 30 окт. 1997 г. А. Д. м. был возобновлен как приписной скит Тихвинского мон-ря. В марте 2001 г. в А. Д. м. было 2 насельника, строитель - мон. Варфоломей (Ковалёв). Планировалось возведение часовни на берегу Дымского оз., а также храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории мон-ря. Арх.: [Описи А. Д. м. 1682, 1689 гг.]//Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Ист.: [Опись мон-ря 1583 г.]//ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89. Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Б. м., 1907; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию//Новгородский Север. 1915. 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; Беловолов Г., свящ. Преподобный Антоний Дымский - ученик Варлаама Хутынского//София. Новгород, 1998. 2. С. 32-34; Румянцева И., Кудряшев С. Монастыри С.-Петербургской епархии. СПб., 2000. С. 72-79.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. К нач. XX в. главными святынями мон-ря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская икона Божией Матери " Умиление " . В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича ), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др. По Декрету от 30 авг. 1918 г. мон-рь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с др. ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение ее неизвестно. С нач. 20-х до сер. 30-х гг. XX в. в мон-ре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В кон. 1928 г. мон-рь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С сер. 30-х и до кон. 50-х гг. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 30-х гг. была разрушена бóльшая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в мон-ре находилась неполная средняя школа, с закрытием к-рой строения оказались окончательно заброшенными. Первый после 1928 г. молебен среди руин мон-ря был совершен 1 авг. 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс мон-ря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 авг. 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в мон-ре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апр. 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 авг. 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В окт. 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апр. 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/62892.html

В 1911 г. через ущелье были проложены железная и автомобильная дороги, а мон-рь Преображене был взорван. Во время первой мировой войны австро-венг. войска разорили мн. обители. В 30-х гг. ХХ в. усилиями еп. Жичского свт. Николая (Велимировича) при участии рус. специалистов были восстановлены разрушенные мон-ри и основаны новые. В неск. обителях в этот период жили рус. монахи. В 1941 г. в ответ на действия серб. партизан нем. авиация нанесла неск. ударов по ущелью. В 1954 г., во время строительства в низовьях Зап. Моравы ГЭС «Овчар-Баня» и «Меджуврше» и создания водохранилища, был затоплен мон-рь Йоване. В 1955 г. в центре ущелья устроен курорт Овчар-Баня и сформирована туристическая зона. Во 2-й пол. ХХ в. как памятники архитектуры отреставрированы обители Николе, Благовештене и Света-Троица. В кон. XIX - нач. XX в. монашеская жизнь возобновилась в большинстве О.-К. м. Благовештене Благовештене (серб. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, находится на берегу р. Зап. Морава, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Согласно надписи над зап. входом, храм возведен в 1601-1602 гг. «усердием игумена кир Никодима с братией», но по архитектурным особенностям он может относиться к XIII в. В 1633 г. храм был расписан «усердием кир Михаила и Даскала Кирьяка с братией и ктиторами», в 1632-1633 гг. в нем установили иконостас. В XVII в. в обители действовал скрипторий, где были переписаны в 1623 г. Кириаком Молитвенник, в 1644 г., при игум. Михаиле,- «Деяния апостольские», в 1659 г. иером. Никифором - Триодь. Из б-ки мон-ря дошли неск. рукописей, но они могут происходить из др. мест. В 1826 г. обитель сгорела, в 1864 г. была восстановлена. В 1895-1906 гг. из-за ветхости храм был закрыт на ремонт: иконостас забрали на реставрацию (вернули обратно только в 1994). В 30-х гг. ХХ в. здесь часто проходили соборы Движения богомольцев. Во время второй мировой войны немцы расстреляли наместника, монахи были подвергнуты пыткам. После войны здесь принял постриг буд. патриарх Сербский Павел (Стойчевич; † 2009). В 1947-1954 гг. мон-рь пострадал при прокладке туннеля, к 1967 г. был отремонтирован.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010