Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева (3.11. 1895, Царское Село - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж., старшая дочь св. мучеников имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны . Крещена во имя равноап. кнг. Ольги 14 нояб. 1895 г. в домовой ц. Царскосельского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым ; восприемниками О. Н. стали имп. Мария Феодоровна , вел. кн. Владимир Александрович. После причащения новорожденной имп. Мария Феодоровна возложила на О. Н. высший жен. орден Российской империи - вмц. Екатерины. С 8 лет О. Н. проходила курс домашнего обучения. 11 июля 1909 г. была назначена почетным командиром 3-го Елизаветградского гусарского Её Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полка Русской императорской армии. Во время первой мировой войны О. Н., как и ее мать и сестры, ухаживала за ранеными в организованных во дворцах (Царскосельском и Петергофском) лазаретах. Вместе с сестрой Татианой прошла курс обучения сестер милосердия военного времени. Сначала была назначена хирургической сестрой, но не смогла выносить психологическое напряжение во время операций и была переведена из хирургического отд-ния. Работала в госпитальных палатах, убирала за ранеными, ухаживала за ними. Состояла членом Комитета помощи солдатским семьям, вела большую общественно-благотворительную деятельность, хотя из-за стеснительности не любила публичных выступлений. После Февральской революции 1917 г. находилась вместе с семьей под домашним арестом в Царском Селе, затем, с авг. того же года,- в Тобольске. В кон. апр. 1918 г. ее отец, мать и сестра Мария были увезены в Екатеринбург, О.

http://pravenc.ru/text/2578373.html

Святыня храма Место крещения св. равноап. вел. кн. Владимира На месте, где святой равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение, в память об этом событии, возвышается Кафедральный Собор святого князя Владимира в Севастополе. В 1850 году было решено возвести монастырь на месте крещения киевского князя Владимира. Первая церковь представляла собой небольшой каменный храм и была освящена в честь княгини Ольги в 1853 году. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но во время Крымской войны церковь и другие здания были полностью разрушены от артобстрелов.После окончания войны начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм Семи херсонских епископов-мучеников. Оттого, что строительные работы были выполнены некачественно, храм начал разрушаться. Через три года после постройки его пришлось полностью разобрать и в 1861 году возвести новый каменный. В дар этому храму из малой церкви Зимнего дворца императором Александром II была передана священная реликвия – часть мощей князя Владимира, хранившаяся в небольшом ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси».По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. В 1858 году было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. В 1859 году проект храма утвердили и создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, который в 1827 году обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. Цитата из «Повести временных лет»: «… стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». Мнение, что именно эта церковь могла быть той, где крестился Владимир, впервые независимо друг от друга высказали в 19 веке различные специалисты в области истории и древностей. Из предположения эта версия со временем стала признаваться официальной.

http://elitsy.ru/holy/695/

Макария, митр. Московского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона. За патриаршими медалями по своей значимости следуют патриаршие знаки, а именно: патриарший знак храмостроителя; патриарший знак св. вмц. Варвары; патриарший «Знак материнства». К наградам РПЦ относятся также патриаршие грамоты, к-рыми награждаются клирики и миряне в благословение за понесенные ими труды на благо св. Церкви. Каждый орден и каждая медаль имеют свой статут, предусматривающий условия и порядок награждения, обязанности награжденного лица, а также описание вида орденских знаков и медалей, материала, из которого они изготавливаются, с указанием места их расположения при ношении на груди. Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа учреждают собственные ордена и медали, но их наименования не должны совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. В наст. время РПЦЗ награждает клириков и мирян синодальным Знаменским орденом 3 степеней. В перечень наград УПЦ входят ордена прп. Антония и Феодосия Печерских 3 степеней, св. равноап. кн. Владимира 3 степеней, Рождества Христова 2 степеней, прп. Нестора Летописца 3 степеней, прп. Илии Муромца 3 степеней, св. ап. Иоанна Богослова 2 степеней, св. вмц. Варвары 2 степеней, св. Анны 3 степеней, св. вмц. Екатерины 2 степеней, свт. Димитрия, митр. Ростовского, свт. Петра Могилы, свт. Николая Чудотворца «За благотворительность», св. блгв. Киевского кн. Ярослава Мудрого, св. равноап. кн. Ольги, св. прп. Анастасии Киевской, свт. Феодосия Черниговского, юбилейные ордена «Рождество Христово - 2000» 2 степеней и «1020 лет Крещения Киевской Руси», а также медали и почетные знаки отличия Предстоятеля УПЦ. Латвийская Православная Церковь учредила орден сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, 3 степеней и медаль этого ордена, Эстонская Православная Церковь - орден сщмч. Исидора Юрьевского 3 степеней с соответствующей медалью. В Белорусском Экзархате клирики и миряне награждаются орденом Креста прп.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

22. Лития на могиле деда Предстоятеля в мордовском селе Оброчное. 24. Неделя 6-я по Пятидесятнице, день памяти св. равноап. кн. Ольги. Литургия в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. 25. Заседание региональной общественной организации содействия развитию комплекса кафедрального соборного храма «Совет попечителей Храма Христа Спасителя». 26. Начало Первосвятительского визита на Украину. 27. Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве. 28. День памяти св. равноап. вел. кн. Владимира. Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. АВГУСТ 4. Возведение в сан митрополита архиепископа Ташкентского и Узбекистанского Викентия. 7. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Святейший Патриарх Кирилл молился за Божественной литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 10. Праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Святейший Патриарх Кирилл молился за Литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 18. Канун праздника Преображения Господня. Всенощное бдение в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 19. Преображение Господне. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского. 21. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Торжества , посвященные 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 22. Заседание Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага, прошедшее в Храме Христа Спасителя. 23. Третье заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в Зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 27. Канун праздника Успения Богородицы. Всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . 28. Успение Богородицы. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 29. Начало Первосвятительского визита в Абаканскую, Магаданскую и Иркутскую епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394801...

Иордан. Результатом приезда вел. князей в Иерусалим стало приобретение участка на склоне Елеонской горы и основание Гефсиманского во имя равноап. Марии Магдалины мон-ря . В авг. того же года К. К. посетил Афон, Русский вмч. Пантелеимона мон-рь , Илии Пророка муж. скит близ Кареи. В мае 1887 г. посетил Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь , беседовал со старцем прп. Амвросием (Гренковым) и схиархим. прп. Исаакием (Антимоновым) , с которыми в дальнейшем вел переписку. В том же году прислал в Ильинский скит Оптиной пуст. серебряную лампаду к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. С целью познакомить своих детей с усадебной жизнью К. К. с семьей провел лето 1901 г. в имении Н. Прыски Козельского у. Калужской губ., расположенной рядом с Оптиной пустынью и Шамординским Амвросиевым в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рем . В этот период общался с иеросхим. прп. Иосифом (Литовкиным) и игум. Евфросинией (Розовой). Совершал паломничества во множество мон-рей Российской империи, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру , Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери , Ипатиевский во имя Св. Троицы , ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев , вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери . 20 апр.- 23 мая 1910 г. по поручению имп. Николая II участвовал в перенесении мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В 1909-1911 гг. на Ново-Адмиралтейском о-ве в С.-Петербурге на народные пожертвования была построена ц. Христа Спасителя в память Гефсиманского моления и во имя свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах), как храм-памятник «погибшим без погребения героям-морякам» в русско-япон. войне 1904-1905 гг. В 1908 г. по инициативе родственников погибших моряков был образован «Особый Комитет по сбору повсеместно в России пожертвований на постройку храма в память моряков, павших в русско-японскую войну в Цусимском и других боях» под почетным председательством королевы эллинов Ольги Константиновны. Канцелярия комитета по приглашению вел.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

Первым из настоятелей Б. с., о к-ром известно, что он был царским духовником, является упомянутый в завещании Василия III 1523 г. протопоп Василий Кузьмич, человек богатый и влиятельный. О его исключительном положении при дворе вел. князя свидетельствует тот факт, что среди душеприказчиков, упомянутых в его духовной, в полном составе значатся члены регентского совета, возникшего после смерти Василия III и состоявшего из дяди вел. кнг. Елены кн. М. Л. Глинского, фаворита Василия III И. Ю. Шигоны Поджогина и боярина М. Ю. Захарьина. Из духовного окружения Иоанна IV наиболее известен благовещенский свящ. Сильвестр , предполагаемый автор посланий, Жития равноап. кнг. Ольги, Домостроя и один из деятельных членов «избранной рады» - группы царедворцев, приближенных к молодому царю и осуществлявших внутреннюю политику в России в 50-х гг. XVI в. Протопоп Феодор Бармин участвовал в янв. 1547 г. в венчании Иоанна IV царским венцом, нес царские регалии, шел впереди монарха с крестом и св. водой. Он был активным участником чрезвычайного заседания Боярской думы, состоявшегося после пожара 21 июня 1547 г. в Новинском мон-ре у постели больного митр. св. Макария. Его имя фигурирует среди имен влиятельнейших бояр, к-рые обвинили бабку Иоанна IV кнг. А. Глинскую в колдовстве и поджоге столицы. Благовещенский протопоп Андрей сопровождал Иоанна IV в походе на Казань, благословил его перед началом осады и решающим штурмом города, после взятия Казани участвовал в закладке и освящении первого правосл. храма в Казани - ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, служил благодарственный молебен по случаю покорения Казанского ханства. Впосл. Андрей принял постриг с именем Афанасий и стал митрополитом Московским и всея Руси. Среди настоятелей Б. с. были откровенные «ласкатели» грозного монарха, напр. Евстафий, содействовавший низвержению митр. Московского свт. Филиппа (Колычева) . Евстафий был непосредственным организатором разграбления архиерейского двора и храмов в Вел. Новгороде во время похода на город в 1570 г.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви совершил великое освящение храма в Джексоне, Нью-Джерси (+Видео) 27 июля, 2013. Новостная служба 24 июля был совершен чин великого освящения Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джексон, шт. Нью-Джерси, и затем отслужена Божественная литургия, которую возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. 27 июля. ПРАВМИР. 24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, был совершен чин великого освящения Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джексон, шт. Нью-Джерси, и затем отслужена Божественная литургия, которую возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, сообщает сайт Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей . В 2013 году Восточно-Американская епархия празднует 75-летие основания Свято-Владимирского храма-памятника г. Джексон, шт. Нью-Джерси. В связи с юбилеем храма-памятника, а также с празднованием 1025-летия Крещения Руси митрополит Иларион благословил совершить великое освящение нижнего храма. Храм был основан в 1938 г., его закладка состоялась в 1940 г. В долгие годы строительства величественного храма-памятника богослужения проводились в сравнительно скромном нижнем храме, имени св. равноап. вел. кн. Ольги. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pervoierarx-russkoj-za...

Сюжет с крещением О. показан на гравюре Дж. Валкера по рисунку И. А. Акимова (в кн.: Евгений (Булгарис), архиеп. Историческое разыскание о времени крещения российской вел. кнг. Ольги. СПб., 1792). Раскрашенная гравюра «Царица Ольга в 995 году в Константинополе принимает христианскую веру» вклеена в рукописный сб. «Солнце пресветлое» (ГИМ. Муз. 42. Л. 1) - у О. на голове корона с высоким конусом. В кн. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» (СПб., 1836. Ч. 1. 9, 10) вошли 2 гравюры по рисункам Б. А. Чорикова: «Великая княгиня Ольга отдает последний долг (тризну) над прахом супруга своего Игоря, отмщая древлянам за умерщвление его» и «Св. крещение княгини Ольги». Литография сер.- 3-й четв. XIX в. (РГБ; хромолитография - ГМИР), очевидно, восходит к житийной иконе О. В среднике представлена О. в имп. одеждах с горностаевой мантией, с крестом в правой руке, стоящей в легком развороте вправо в интерьере с колонной, портьерой и столом, на котором лежат скипетр и держава. В клеймах житийные композиции: 1) «Премудрая Ольга, желая познать истинного Бога, отправляется на корабле в Грецию в сопровождении вельмож и бояр»; 2) «Царь Греческий и патриарх с честью встречают кнг. Ольгу, прибывшую в Царьград»; 3) «Кнг. Ольга на Божественной Литургии слушает с усердием слово Божие»; 4) «Кнг. Ольга, уверовав в истину христианской веры, изъявляет желание креститься»; 5) «На предложение вступить в брак премудрая Ольга сказала царю: «Для крещения пришла сюда, а не для брака»»; 6) «Патриарх поучает кнг. Ольгу истинам св. веры»; 7) «Во Св. Крещении кнг. Ольга во время Литургии приобщается Св. Таин»; 8) «Кнг. Ольга увещевает своего сына Святослава принять христианскую веру»; 9) «Патриарх напутствует благословением кнг. Ольгу в обратный путь, дает ей Честный крест, св. иконы и священные книги»; 10) «Приняв св. Таин, блаж. Ольга тихо скончалась». Сохранились иконные образцы с изображением О. («Равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский» сер. XIX в., ГИМ; святая с развернутым свитком в руке). Подготовительный рисунок для иконы «Мц. Клавдия и кнг. Ольга» 1897 г. худож. С. Д. Корина (МПИ) решен в академической манере (руки святой скрещены на груди, голова склонена). Неск. рисунков с образом О. хранятся в ИАХМНИ. В декоративно-прикладном искусстве

http://pravenc.ru/text/2578361.html

2. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом вслед за орденом святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Описание ордена святой равноапостольной княгини Ольги. I степень Знак ордена I степени представляет собой золоченый четырехконечный крест, покрытый белой эмалью и наложенный на круг, образованный лавровым венком темно-синей эмали. В центре расположен медальон, с погрудным изображением святой Ольги, выполненный в технике «Ростовской финифти». В правой руке Святой восьмиконечный крест. Изображение окаймляется пояском, покрытом эмалью ультрамаринового цвета. По верхней части пояска надпись позолоченными буквами «СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГА» («Святая равноапостольная княгиня Ольга») Внешние стороны креста оканчиваются восьмигранными стразами голубого цвета. В оглавии ордена находится корона. По диагоналям креста от круга до лаврового венка располагаются граненые лучи из полированного металла. Мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, «Ростовская финифть». Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен I степени, но изготавливается из посеребренного мельхиора. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и позолочено. Обе руки Святой поддерживают восьмиконечный крест. Мельхиор с серебрением и частичной позолотой, штамповка, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен знаку ордена II степени, но украшен только одним стразом голубого цвета, расположенным в верхней части креста под короной. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и оксидировано, как и четырехконечный крест. Мельхиор с оксидированием, штамповка, холодная эмаль, страз. Размеры знака ордена: 50х38х7 мм. Крепление: булавка. Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШГОРОД [Вышегород, Вышьгород, «Верхний город»], древнерус. город в Киевской земле, на правом высоком берегу р. Днепр, примерно 15 км севернее и выше Киева. В X-XII вв. один из главных центров Ср. Поднепровья; крепость, контролировавшая водный путь с севера, по рекам Днепр, Ирпень и Десна, «ключ» к Киеву. Неоднократно подвергался осадам, разгромлен при нашествии монголо-татар в 1240 г. Как «Вусеград» назван имп. Константином Багрянородным среди главных городов Руси ( Const. Porphyr. De adm. imp. IX 7). В рус. летописи упоминается примерно с того же времени как город св. равноап. кнг. Ольги, один из центров полюдья (под 946 г.: «бе бо Вышегород град Вользин» - ПСРЛ. Т. 1. С. 60), куда поступала треть «древлянской» дани. Оставался резиденцией киевских князей вплоть до вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В период усобицы нач. XI в. сильное местное боярство поддержало кн. Святополка Владимировича Окаянного; со 2-й пол. XI в. В.- удел, к-рым правили сыновья или младшие родственники вел. князей киевских. С кон. XI в. В. приобрел значение духовного центра, средоточия святынь: сюда были перенесены и канонизированы мощи св. князей Бориса и Глеба ; был воздвигнут каменный храм в их честь (см. Борисоглебская церковь в Вышгороде ). Из В. во Владимир-на-Клязьме кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским была вывезена хранившаяся там Владимирская икона Божией Матери . На городище В. сохранились валы и рвы детинца (площадь 350 ´ 250 м), окольного города, неукрепленных посадов. В. систематически исследуется археологами с 1934 г. (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко, М. К. Каргер, Ф. М. Молчановский, П. А. Раппопорт, Б. А. Рыбаков и др.); с 90-х гг. работы ведет Ин-т археологии НАН Украины. Находки (рус. и визант. свинцовые печати, в т. ч. времени кн. Давида Ростиславича (1167-1180); поливная и стеклянная посуда X-XIII вв.) указывают на гос. деятельность и присутствие знати. В. был также центром производства: открыты кузнечные, ювелирные, косторезные и др. мастерские, горны для обжига посуды и керамических плиток для церковных полов. О распространении грамотности свидетельствуют владельческие надписи (напр., «Невесточ») на пряслицах из розового овручского сланца (на пряслице XI в., найденном в 1996, помещена надпись из 14 слов). Изучены отдельные усадьбы, столбовые и срубные жилища, протяженные улицы; среди погребений курганного могильника найдены захоронения представителей служилых кочевников («черных клобуков»).

http://pravenc.ru/text/161117.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010