св. Михаиле , «первосвятитель скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви; потом, около 1103 г., при печерском игумене Феоктисте, мощи его, обретенные нетленными, перенесены в Антониеву пещеру, а отсюда уже в 1730 г. по Высочайшему указу перенесены в главную церковь Киевской лавры» ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 28-29). Книга Степенная царского родословия (сер. XVI в.) сообщает о перенесении в Д. ц. кн. Владимиром и митр. Леонтом (Леонтием) мощей св. кнг. Ольги (митр. Макарий (Булгаков) относит это событие к 1007), мощи почивали в каменном саркофаге, впосл. были утрачены (в помяннике архим. Иосифа (Тризны) эти факты не отражены). В 1011/12 г. в Д. ц. была похоронена св. кнг. Анна , в 1015 г.- ее супруг, равноап. кн. Владимир. Погребение равноап. кн. Владимира в Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 74) Погребение равноап. кн. Владимира в Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 74) Их останки покоились в 2 мраморных саркофагах посреди храма (что не соответствует визант. практике), были утрачены после разрушения церкви в дек. 1240 г. Во время разборки руин Д. ц. в 1632/36 г., по сведениям митр. Самуила (Миславского) , митр. св. Петр (Могила) обрел предполагаемые гробы кн. Владимира и кнг. Анны. Основная часть захоронений XI в. в Д. ц. (Каргер за время раскопок обнаружил 8 саркофагов в храме и 2 саркофага вне храма) принадлежит представителям княжеской династии. Помянник архим. Иосифа (Тризны) сообщает под 1007 г. о перезахоронении в храме тел 2 полоцких князей, потомков св. Владимира,- Изяслава Владимировича († 1001) и его сына Всеслава († 1003) (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 714. Л. 361 об.- 362). В 1044 г. по приказу вел. кн. Ярослава Владимировича над останками его дядей-язычников - киевского кн. Ярополка Святославича и древлянского кн. Олега Святославича - был совершен обряд крещения, после чего они были погребены в Д. ц. 3 окт. 1078 г. в храме в мраморном саркофаге был похоронен погибший в бою на Нежатиной Ниве киевский кн.

http://pravenc.ru/text/171768.html

В правление имп. Павла I (1796-1801) на хорах собора было устроено неск. патрональных приделов: свт. Павла, архиеп. К-польского, св. блгв. кн. Александра Невского (по проекту М. Ф. Казакова) и св. равноап. кнг. Ольги (все освящены в 1807). Выдающимся архитектурным памятником стал придел равноап. Марии Магдалины, тезоименитой святой имп. Марии Феодоровны, к-рый был устроен близ обозначенного в храме Гроба Господня, места явления Спасителя Марии Магдалине (освящен 30 сент. 1801). Алтарная часть придела была оформлена изящной мраморной полуротондой коринфского ордена, стены обработаны искусственным мрамором и украшены скромной позолоченной лепниной. Казаков выполнил эскизы литургических предметов для ризницы придела равноап. Марии Магдалины. Деревянные иконостасы 3 др. приделов не сохранились. Казаков и его сын Василий сделали множество акварельных рисунков и чертежей собора. В 1803 г. освящен придел Преображения Господня в зап. части 2-го яруса ротонды (на средства кнг. Е. Р. Дашковой), в 1809 г. в юж. части ротонды - придел Зачатия прав. Анны (на средства А. Н. Сухотиной). В 1814 г. на средства гр. Ю. (И.) П. Литты возобновлен придел прп. Андрея Критского в заалтарном обходе собора, переосвященный во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины. В 1818 г. вел. кн. Николаем Павловичем (впосл. император Николай I Павлович ) по случаю рождения сына Александра (впосл. император Александр II Николаевич ) в северо-зап. части хор был заложен придел св. блгв. кн. Александра Невского, построенный по проекту архит. А. Л. Витберга близ уже существовавшего придела, основанного по распоряжению имп. Павла I (новый освящен 5 сент. 1820). Архитектура его необычна. В отличие от др. приделов на хорах Воскресенского собора он представлял собой полную ротонду: алтарь окружали 8 мраморных колонн, между которыми помещался деревянный вызолоченный иконостас. По рисункам Витберга были сделаны и литургические предметы для этого придела. Особенно интересна серебряная золоченая дарохранительница в виде Голгофы с пещерой Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Святая Ольга — первая из русских жен, просиявших своим благочестием на Руси. Церковь почитает ее как равноапостольную и именует в своих песнопениях богомудрой. Статут ордена святой равноапостольной княгини Ольги. 1. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних. Этого ордена удостаиваются настоятельницы монастырей, церковные работницы на ниве духовного просвещения. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени женщин — глав государств, видных политических и общественных деятелей может вручаться знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Описание ордена святой равноапостольной княгини Ольги. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный греческий крест. Ветви креста покрыты белой эмалью. Внешние стороны креста завершаются голубыми стразами диаметром 4 мм. Верхняя и нижняя стороны креста имеют каплевидные элементы по углам. В центре расположен медальон с образом святой Ольги. Изображение погрудное, в правой руке святой — восьмиконечный крест. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон окаймлен пояском, покрытым эмалью ультрамаринового цвета. По верхней части пояска — надпись позолоченными стилизованными буквами: СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГА. Между ветвями креста расположены 20 позолоченных двугранных лучей. На лучи наложен лавровый венок, покрытый синей эмалью. В оглавии знака — рельефная корона, украшенная тремя красными эмалевыми точками. Материалы: мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Оригинален облик ц. равноап. кнг. Ольги в Михайловке под С.-Петербургом (1861-1864; в наст. время восстанавливается): небольшой одноглавый четверик, квадратный в плане, окружен арочной галереей, узорочье фасадного декора сочетается с мотивами средневек. памятников Кавказа. По тому же типу сооружена рус. Крестовоздвиженская ц. в Женеве (1862-1864, действующая), но ее завершение сделано 5-главым. Церковь апостолов Петра и Павла в Старожилове (1869-1870) отличается сочетанием типа 3-нефной базилики с шатровой колокольней и отделкой в традициях архитектуры XVII в. Проект Г. лег в основу собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, возведенного архит. Х. И. Грейфаном (1875-1879; ныне действующий). Это базиликальный храм с высокой колокольней и необычной постановкой 3 декоративных главок в плоскости вост. фасада и 2 по сторонам колокольни. Для Троице-Сергиевой пуст. Г. спроектировал шатровую часовню в честь Рудненской иконы Божией Матери (1876; не сохр.). Г. исполнил проекты церквей в Нью-Йорке (1864-1865; рус. стиль), в имении кн. Гагарина (1872), Баден-Бадене (1880; проект не реализован), Ашхабаде (кон. 80-х гг. XIX в.), часовни в Лугано, Швейцария (1872-1873). В поздний период творчества Г. создал образцы построек в стиле узорочья XVII в.: ц. блгв. вел. кн. Александра Невского при посольстве России в Копенгагене (1881-1883, постройка развивает мотивы храмов в с. Старожилове и в Кронштадте; за проект Г. был удостоен Большого Креста дат. ордена Данеброга), ц. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании близ Иерусалима (1885-1888; построена по поручению вел. кн. Сергея Александровича, впосл. в нее были перенесены останки прмц. вел. кнг. Елисаветы), ц. Покрова Пресв. Богородицы в Егерской слободе близ г. Гатчина (ныне р-н Мариенбург Гатчины; 1885-1888; совм. с И. А. Стефаницем, действующая; облицована красным кирпичом и светлым камнем, увенчана декоративным 5-главием). Церкви в Копенгагене и Гефсимании сохранили внутреннее убранство. Г. участвовал в конкурсе на проект храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) на месте смертельного ранения имп.

http://pravenc.ru/text/168139.html

Санкт-Петербург. Церковь Марии Магдалины во дворце Великой Княгини Ольги Александровны. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Марии Магдалины Год постройки:1861. Архитектор:Г.Э. Боссэ Адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Чайковского, 46-48 Координаты: 59.946682, 30.362686 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь равноап. Марии Магдалины при дворце вел. кн. Ольги Александровны Этот двухэтажный особняк, выстроенный в 1837–1839 гг. Е.И. Диммертом, первоначально был резиденцией кн. Барятинских. Для них он дважды перестраивался и расширялся: в 1858–1859 гг. вправо – по проекту Г.Э. Боссе, а в 1874 г. влево – И.А. Мерцем, который следовал замыслу предшественника и одновременно великолепно отделал интерьеры. В 1896 г. особняк от герцога Г.М. Лейхтенбергского перешел к принцу Петру Александровичу Ольденбургскому, женившемуся 27 июля 1901 г. на вел. кн. Ольге Александровне, младшей сестре последнего Императора. В последующие два года арх. С.С. Кричинский отремонтировал и заново обставил дворец, переделав в 1905 г. также домовую церковь с хорами на втором этаже. Эта церковь была освящена в 1861 г. придворным протопресвитером В.Б. Бажановым в спальне, где тремя годами ранее умерла кн. М.Ф. Барятинская (урожд. гр. Келлер), основательница расположенной поблизости Общины сестер милосердия. В память о матери небольшой, освещенный верхним светом, отделанный, как и весь дом, арх. А.А. Радковским, храм устроил ее сын – князь В.И. Барятинский. Он приобрел у известного ювелира П.И. Сазикова утварь, включая красивый ковчег, а у фирмы Шопена – царские врата из золоченой бронзы. Иконы написал В.А. Фаддеев. Вероятно, здесь же находилась и „Тайная вечеря“, исполненная в 1845 г. акад. П.М. Шамшиным. В алтаре было около 200 образов Божией Матери; в витрине хранился мундир Александра II. В храме служил причт церкви Божией Матери „Всех скорбящих радости“.

http://sobory.ru/article/?object=24676

Знак равноап. Ольги. 10-е гг. XX в. (ГИМ) Знак равноап. Ольги. 10-е гг. XX в. (ГИМ) В кон. XIX - нач. XX в. многочисленные правосл. братства, союзы, об-ва хоругвеносцев, мон-ри, общины сестер милосердия и даже отдельные приходы часто учреждали З. н. ц. для поощрения лиц, входивших в их состав. Особенно количество З. н. ц. умножилось во время первой мировой войны. Среди подобных З. н. ц. имеется большое количество неизвестных совр. специалистам фалеронимов, т. к. они зачастую выпускались незначительными тиражами, многие уничтожались после 1917 г. Как правило, они имели сходные по дизайну изображения, различаясь лишь размерами и надписями. Обычно знаки представляли собой кресты (в т. ч. трилистный, процветший, лапчатый и др.) с изображением Христа, Богоматери или святого. На них наносились аббревиатуры или полные наименования орг-ций, а также изречения из Свящ. Писания, призывы и проч. («Вера без дел мертва есть», «Больше сия любви никто же имать да кто душу свою положит за други своя», «Сия есть победа победившая мир вера наша», «Возлюбиши ближняго твоего яко сам себе», «Владей славой и не сдавайся», «Дух животворит», «Братство возлюбите, Бога бойтеся, Царя чтите», «Господь крепость людем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром», «Убеди внити, да наполнится дом мой» и т. д.). Выпуск нагрудных знаков стал одним из источников средств братств и др. орг-ций. Часто знаки имели неск. степеней и вручались благотворителям в зависимости от суммы их пожертвования. 7 дек. 1907 г. имп. Николай II предоставил Святейшему Синоду право утверждать нагрудные знаки для членов правосл. братств. На практике мн. знаки учреждались лишь по благословению архиереев, настоятелей мон-рей или приходов. Знак Красного Креста. 1900-е гг. (ГИМ) Знак Красного Креста. 1900-е гг. (ГИМ) В 1882 г. был учрежден знак для членов Палестинского православного общества . На кресте размещался овальный щит с монограммой имени Христа между буквами «альфа» и «омега». Вокруг щита на ленте была нанесена надпись: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». На оборотной стороне щита было написано: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». Знак 1-й степени был золотым и предназначался для почетных членов об-ва; 2-й степени - серебряным, для действительных членов; 3-й степени - бронзовым, для членов-сотрудников. Знак носился на голубой ленте с 2 красными полосками, кроме того, он изображался на фасаде принадлежавших обществу зданий в Палестине. Согласно утвержденному 23 июля 1910 г. Положению о Камчатском братстве в честь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, разрешалось поместить на знаке братского креста 1-й степени вензелевые начертания имен имп. Николая II, имп. Александры Феодоровны, имп. Марии Феодоровны и цесаревича вел. кн. Алексия Николаевича с коронами, а на знаке креста 2-й степени - особую корону. Весьма интересными по содержанию и исполнению были также знаки Карельского, Североамериканского и др. братств.

http://pravenc.ru/text/199921.html

Представитель Отдела принял участие в открытии XV Ольгинских чтений Июл 23, 2022 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости , Событие Москва, 23 июля . Сотрудник Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Димитрий Богомолов принял участие в открытии юбилейных XV Ольгинских чтений. По традиции, мероприятие прошло на территории храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы, в помещении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Мероприятие состоялось при поддержке Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы, Общества во имя святой равноапостольной княгини Ольги, международной общественной организации «Общество православных женщин», Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования. Темами докладов на конференции стали личность и заветы святой равноапостольной великой княгини Ольги, 350-летие со дня рождения императора Петра I, 150-летие со дня рождения страстотерпицы царицы Александры Феодоровны Романовой, 300-летие со дня рождения прп. Паисия Величковского, 200-летие со дня рождения Н.Я. Данилевского, 110-летие Ольгинского монастыря в Волговерховье, жертвенный подвиг священников и мирян в XX-XXI вв., а также темы, связанные с образованием, воспитанием, культурой. Участие в открытии Ольгинских чтений также приняли духовник Ольгинского общества протоиерей Константин Татаринцев, сопредседатель правления международной общественной организации «Общество православных женщин» Н.Б. Жукова и другие гости. По окончании конференции было отслужено Всенощное бдение с акафистом св. княгине Ольге, а на следующий день совершена Литургия в храме Вознесения Господня и водосвятный молебен возле храма-крестильни св. равноап. вел. кн. Ольги. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26.1.2024 Об отделе Материалы Справка Проекты Деятельность

http://sinfo-mp.ru/predstavitel-otdela-p...

Кроме того, сохранились (в основном в формулярном изводе) послания, адресованные И.: от митр. Феодосия - сообщение о кончине митр. Ионы (31 марта - 3 мая 1461), «опасная» (охранная) грамота на беспрепятственный проезд в Москву (27 марта - 22 дек. 1462), заповедная грамота на владение церковными селами, землями, водами и на сбор церковных пошлин (26 янв. 1463, вероятно, составлена в Москве по просьбе находившегося там в это время И.), указная заповедная грамота, утверждающая юрисдикцию Новгородского архиепископа по отношению ко всем церковным людям, право распоряжаться церковными селами, землями, водами и собирать церковные пошлины (27 янв. 1463), милостинная грамота, данная митр. Кесарии Филипповой Иосифу для сбора пожертвований на «искупление» храма Воскресения в Иерусалиме (4 апр.- 15 мая 1464); от митр. Филиппа - заповедная грамота о неотчуждаемости сел и имений, завещанных мон-рям и церквам (8 апр. 1467; по-видимому, составлена при участии И.); формулярный извод грамоты одного из названных митрополитов И. с предупреждением о побеге из Москвы в Вел. Новгород некоего монаха-расстриги (РФА. 2008. 1. С. 77-81; 4. С. 87-88; 6. С. 92; 23. С. 136; 27. С. 145-148; 42. С. 177; 66. С. 227-228). Грамоты, охраняющие имущество Новгородского архиерейского дома и церковных учреждений, свидетельствуют о том, что И. отстаивал имущественные права кафедры перед лицом новгородцев, опираясь на поддержку Москвы. По приглашению И. в Вел. Новгороде работал агиограф Пахомий Логофет, написавший неск. житий Новгородских святых и похвальных слов им. В 1460 г. И. заказал Пахомию Житие прп. Варлаама Хутынского, Похвальное слово святому и канон, одарив книжника «множеством сребра, куны же и соболми почтив зело» (БЛДР. Т. 7. С. 242). Согласно Житию И., впосл. Пахомию были заказаны служба св. Онуфрию Великому, Жития равноап. кнг. Ольги, прп. Саввы Вишерского, св. Евфимия II, архиеп. Новгородского. После кончины митр. Ионы И. благословил Пахомия на написание канона святителю. Ко времени вскоре после возведения ц. во имя прп. Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде (1459), очевидно, относится заказ И. Пахомию на составление канона прп. Сергию («да уяснить память в храме его» - Там же. С. 248). Житие прп. Михаила Клопского, написать которое И. просил Пахомия, не было создано, из-за того что агиограф покинул Вел. Новгород. В нояб. 1463 г. И. принимал в Вел. Новгороде митр. Кесарии Филипповой Иосифа.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Состоялось собрание духовенства Тверской епархии Тверь, 23 октября 2008 г. 20 октября в Тверском епархиальном управлении состоялось очередное собрание епархиального духовенства Тверской епархии. Вел собрание Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. После своего вступительного слова Архиепископ Виктор вручил высокие Патриаршие награды за подготовку и проведение федерального праздника «Дня славянской письменности и культуры» в Тверской области и во внимание к заслугам перед Церковью. Ордена св. равноап. великого князя Владимира II степени удостоен Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, заместитель Губернатора Тверской области Ольга Пищулина - ордена преп. Евфросинии Полоцкой II степени, руководитель Аппарата Губернатора Тверской области Людмила Иванова - ордена св. равноап. великой княгини Ольги III степени, секретарь Тверского епархиального управления протоиерей Павел Сорочинский и благочинный Калининского округа протоиерей Виктор Савин были нагрждены медалями святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В своем выступлении Губернатор Дмитрий Зеленин поблагодарил Владыку Виктора за высокую оценку работы областной администрации и подчеркнул, что взаимодействие государственной власти области и Тверской епархии в решении важнейших социальных задач будет только усиливаться, так как положительный результат такого сотрудничества нам очевиден и оправдан всей российской историей. Он отметил, что расценивает патриаршую награду как высокую оценку Святейшим Патриархом и Священным Синодом того сотрудничества органов власти с епархией, которое имеет место в последние годы в нашей области - восстанавливаются храмы, открываются новые приходы, совершенствуется социальная работа. Светская власть, по словам Дмитрия Зеленина, и впредь будет оказывать Церкви всемерную поддержку в возрождении национальных ценностей. На восстановление церквей и другие благотворительные работы в этом году направлено 60 миллионов рублей. Продолжится работа по созданию проектно-сметной документации, которая позволит получать деньги не только из областного, но и из федерального бюджетов.

http://pravoslavie.ru/27993.html

22. Лития на могиле деда Предстоятеля  в мордовском селе Оброчное. 24. Неделя 6-я по Пятидесятнице, день памяти св. равноап. кн. Ольги . Литургия в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. 25. Заседание региональной общественной организации содействия развитию комплекса кафедрального соборного храма «Совет попечителей Храма Христа Спасителя». 26. Начало Первосвятительского визита  на Украину. 27. Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве. 28. День памяти св. равноап. вел. кн. Владимира . Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. АВГУСТ 4.  Возведение в сан митрополита  архиепископа Ташкентского и Узбекистанского Викентия. 7.  Неделя 8-я по Пятидесятнице . Святейший Патриарх Кирилл молился за Божественной литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 10.  Праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) . Святейший Патриарх Кирилл молился за Литургией в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине. 18. Канун праздника Преображения Господня . Всенощное бдение в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 19.  Преображение Господне . Литургия  в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского. 21.  Неделя 10-я по Пятидесятнице . Торжества , посвященные 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 22. Заседание Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага, прошедшее в Храме Христа Спасителя. 23. Третье заседание  Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в Зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 27.  Канун праздника Успения Богородицы . Всенощное бдение в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . 28.  Успение Богородицы . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 29. Начало Первосвятительского визита в Абаканскую, Магаданскую и Иркутскую епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010