агиографов XIV в., в первую очередь К-польского патриарха Каллиста I , что засвидетельствовано в творчестве свт. Евфимия , патриарха Тырновского, яркого представителя стиля «плетения словес». С кон. XIV до 30-х гг. XV в., когда Болгария перестала существовать как самостоятельное гос-во, болг. писатели-эмигранты, митр. Киевский и всея Руси Киприан , митр. Киевский Западнорусской митрополии Григорий Цамблак и писатель Константин Костенечский , работали на Руси, в Сербии и Молдавии, создавая жития местных святителей, правителей и мучеников. Во 2-й пол. XV в. болг. Ж. л. обогатилась новыми агиографическими сочинениями (пространными и проложными Житиями, Сказанием о перенесении мощей), посвященными прп. Иоанну Рильскому, чей мон-рь после перенесения мощей святого в Рилу стал одним из центров сохранения культурных традиций порабощенных болгар и сербов. В XVI в. ведущая роль принадлежала софийскому книжно-лит. центру, где были созданы жития новомучеников, пострадавших за веру во время османского владычества. В XVII в., в период перехода от средневековья к национальному возрождению, спорадически возникали местные жития преподобных или мученичества, отражавшие народные предания, а нек-рые болг. жития переделывались и перелагались на разговорный язык. Переработки житий на новоболг. языке помещались в сборниках, т. н. « Дамаскинах », которые создавались до освобождения Болгарии (основные этапы истории болг. агиографии и переводы на новоболг. яз. см.: Стара бълг. лит-ра. 1986. Т. 4). I. Жития слав. просветителей. Жития равноапостольных Кирилла и Мефодия являются древнейшими произведениями слав. Ж. л. Житие равноап. Кирилла было создано еще в Вел. Моравии, вероятнее всего до кратковременного возвращения равноап. Мефодия в К-поль и ранее 882 г., поскольку следы этого сочинения сохранились в лат. тексте т. н. Итальянской легенды о чудесах и об обретении мощей сщмч. Климента, папы Римского. Принято считать, что автором (или, возможно, соавтором вместе с равноап. Мефодием) Жития равноап. Кирилла является равноап. Климент Охридский , хотя во всех известных списках имя автора не указано. Жития равноапостольных Кирилла и Мефодия дополняют друг друга, по структуре и стилистике восходят к визант. образцам, в т. ч. и к панегирикам свт. Григория Богослова. Житие равноап. Кирилла испытало влияние житийных текстов, созданных в К-поле в последний период иконоборчества и непосредственно после окончательной победы иконопочитания. Содержание Жития отмечено печатью злободневности, для него характерен интерес к философской проблематике и полемической теологии, оно проникнуто миссионерским пафосом исповедания веры.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Второстепенные слав. и греч. источники сведений о К. О. содержат упоминания отдельных фактов его биографии (в т. ч. явно легендарные), подтверждая в основном свидетельства Житий. Самый древний из них - греч. перечень болг. архиепископов, т. н. список (или каталог) Ш. Дюканжа (сер. XII в.). К. О. упоминается в Житиях равноап. Наума Охридского и службах ему, в т. н. Успении равноап. Кирилла Философа, в Житии кн. Сербского св. Иоанна Владимира и в текстах, посвященных св. Седмочисленникам. Жизнь Биографию К. О. можно выстроить с периода после смерти его учителя, равноап. Мефодия; ранний этап реконструируется на основе косвенных данных. Из слов Феофилакта, что К. О. знал жизнь св. Мефодия, «как никто другой, ведь он сопровождал его с младых ногтей и собственными глазами видел все дела учителя» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 200-201), можно предположить, что К. О. был уроженцем архонтии или «княжения» (церковной области под управлением) Мефодия, скорее всего Стримонской фемы в Сев. Греции, или, что менее вероятно, сблизился с ним в Вифинии (о гипотезе «княжения» Мефодия в М. Азии см.: Тахиаос. 1971. С. 292). О слав. происхождении К. О. свидетельствует его обращение в Похвальном слове к равноап. Кириллу: «Славлю многогласный твой язык, возсиявший на мой народ», и сообщение Димитрия Хоматиана о его происхождении «от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 269). Возможно, он участвовал в Хазарской миссии буд. слав. первоучителей, при монашеском постриге получил имя в честь сщмч. Климента Римского, мощи которого были обретены равноап. Кириллом, и с самого начала просветительской деятельности сопровождал своих учителей в Вел. Моравию. Исследователи предполагают, что К. О. был в числе учеников слав. просветителей, к-рые в 867 г. в Риме по благословению Римского папы Адриана II были поставлены во пресвитеры. После смерти равноап. Кирилла К. О. вместе с Мефодием вернулся в Моравию, но, по всей видимости, в отличие от него избежал заключения и до 873 г. (когда Мефодий был освобожден из герм. плена) продолжал его дело в епархии.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

13 об.- 14). В части изображения св. братьев в чине святителей рус. традиция шла в одном русле с традицией южнославянской, начиная с портрета К., представленного в архиерейском облачении в росписях ц. Св. Софии в Охриде (между 1037 и 1056; в ЖК упом. о нем как о «епископе града Канаоне»). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) В целом состав миниатюр Радзивиловской летописи свидетельствует об изменении характера почитания солунских просветителей на Руси: не отмечена их связь с обретением мощей свт. Климента, папы Римского, в XV-XVI вв., оставлена без внимания миссионерская деятельность братьев. Акцент сделан на истории создания азбуки и совместном труде над переводами богослужебных книг, что окончательно объединяет святых в единую «священную двоицу» с одним днем празднования (напр., отмечен под 6 апр. в Минее ростовского Евангелия нач. XIII в.- ГИМ. Арх. 1. Л. 252 об.; под 11 мая - в ВМЧ сер. XVI в.). Равноап. Мефодий благословляет св. монаха — писца (равноап. Кирилла?). Равноап. Кирилл (?). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 14) Равноап. Мефодий благословляет св. монаха — писца (равноап. Кирилла?). Равноап. Кирилл (?). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 14) На протяжении XVI-XVII вв. иконография солунских братьев (в данном случае уместнее говорить лишь о К., тропарь и кондак к-рому сохр. в месяцесловах) отразилась преимущественно на иконах-минеях. Самостоятельные их изображения, судя по отсутствию литургического почитания, вряд ли существовали. В иконописных подлинниках кон. XVI в. (под 14 февр.) помещается описание К., при этом образ св. Мефодия (под 6 апр.) отсутствует: «Кирилъ Философъ: седъ велми, брада проста, аки Николина, риза крестчата, в правой руце евангелие, а левая молебна, перъсты верхъ, исподъ санкиръ» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [Константин Философ; греч. Κριλλος; лат. Cyrillus; болг. Кирил; серб. (827, Фессалоника (Солунь) - 14.02.869, Рим), равноап. (пам. 14 февр., 11 мая), создатель слав. алфавита и слав. письменности в широком смысле слова, брат архиеп. равноап. Мефодия . Источники Равноап. Кирилл. Фрагмент композиции «Поклонение жертве». Роспись ц. ап. Петра в с. Беренде, Болгария. Ок. сер. XIV в. Равноап. Кирилл. Фрагмент композиции «Поклонение жертве». Роспись ц. ап. Петра в с. Беренде, Болгария. Ок. сер. XIV в. Главным источником сведений о биографии К. является его Пространное Житие (ЖК), которое было составлено в Вел. Моравии в 70-х гг. IX в., возможно в результате совместной деятельности равноап. Мефодия и его учеников. В 880 г. Мефодий привез ЖК в Рим, где оно легло в основу 3-й ч. повествования о еп. Римском сщмч. Клименте I (см. «Итальянская легенда» ), написанного еп. Веллетри Гаудерихом и поднесенного папе Римскому Иоанну VIII († 882); при этом Гаудерих значительно сократил свой слав. (ex Slavonicis litteris) источник. «Итальянская легенда» сообщает те сведения о Мефодии, к-рые, по-видимому, первоначально присутствовали в ЖК, но после его смерти (885) были перенесены в Житие Мефодия (ЖМ). Это позволяет датировать ЖК в существующем виде, без подробностей о жизни Мефодия, сер. 80-х гг. IX в. Сохранилось много списков ЖК, самый ранний относится к нач. XV в. На древнерус. почве оно сохранилось в 4 изводах (см.: Дзиффер. 1994; он же (Ziffer). 1994/1996). Особую группу образуют южнослав. списки, от к-рых отличаются редакции ЖК, созданные книжником 2-й пол. XV в. Владиславом Грамматиком . Восстановление первоначального текста является трудной и до сих пор не решенной задачей. Различия между изводами, которые возникли из-за неоднократной стилистической правки памятника, мало затрагивают его содержание. Ряд сведений о К. можно найти в ЖМ, написанном учениками равноап. Мефодия до их изгнания из Вел. Моравии (886). Старший (древнерус.) список относится к XII в. Сопоставление списков показывает, что памятник не подвергался серьезным изменениям.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Почитание Н. О. в чине преподобных возникло на юго-западе Болгарии в X в., до завоевания страны Византией. В XI-XIII вв. оно развивалось на территории Охридской архиепископии , а после возобновилось в Болгарском царстве Иоанна Асеня II (1218-1241). Его память вместе с памятями Кирилла и Мефодия и их самых известных учеников включена в Борила царя синодик . В XIV-XVIII вв. Н. О. вместе с равноап. Климентом почитался в Охридской архиепископии как чудотворец и целитель, с XVII в.- в составе Седмочисленников , учеников слав. первоучителей. Рассказы о деяниях Н. О. как «великого чудотворца и лечителя» еще при его жизни распространились в областях вокруг Охрида. Нек-рые из рассказов вошли в славянские и греческие Жития. В устных местных преданиях он представлен более ярко по сравнению с письменной традицией, к-рая отдает предпочтение равноап. Клименту. Центром почитания Н. О. стал основанный им мон-рь. Среди паломников, стремившихся получить исцеление у мощей Н. О., прежде всего от «душевных» болезней, были болгары, албанцы, греки, валахи и много мусульман, о чем свидетельствуют дарственные записи. После упразднения Охридской архиепископии его почитание сохранилось в Македонии, Греции, Албании и Болгарии. Целебные свойства мощей святого обусловили его широкое почитание не только на Балканах, но и в империи Габсбургов, где переселенцами в его честь был основан храм в г. Мишкольц (совр. Венгрия). Болг. издания о Седмочисленниках XVIII-XIX вв. способствовали распространению почитания в Болгарии. В контексте почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников Н. О. стал известен в XIX в. в России и др. странах. Агиография и гимнография В балканской книжности о Н. О. сохранились агиографические и гимнографические тексты. По наказу ученика равноап. Климента - Марка, «четвертого епископа славянского языка» г. Девола, вероятно, уже в X в. было составлено краткое Житие Н. О., к-рое большинство исследователей считают извлечением из несохранившегося обширного Жития равноап. Климента. Это Житие рассказывает и о судьбе учеников первоучителей после смерти равноап. Мефодия. По словам автора Жития, оно было написано после кончины Н. О., «чтобы не остался без почитания брат сего блаженного Климента, и сподвижник, и сострадалец, с которым пресвитер Наум перенес многие беды и страсти от еретиков». Его единственный список сохранился в стишном Прологе нач. XVI в. (Ath. Zogr. Slav. 47), но текст Жития не является частью Пролога, а был прибавлен к концу рукописи свящ. Иоанном Милошевым из Дебра. Существование текста Жития в этой местности в нач. XVI в. указывает на длительное почитание здесь святого.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Греч. Κοσμς Ατωλς; Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер. Жизнь и деятельность Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис. Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в. Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в. Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» - учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис) ; группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

Причисление к лику святых учеников слав. первоучителей равноапостольных Климента и Наума и создание их Житий явились продолжением кирилло-мефодиевской житийной традиции и начальным этапом становления собственно болг. Ж. л. ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 21-27). Их Жития были написаны в 1-й пол. Х в. в мон-ре арх. Михаила на Охридском оз. (в наст. время мон-рь св. Наума, Республика Македония). Первоначальное Житие Климента не сохранилось; предполагается, что им пользовался при создании греческого Жития Климента свт. Феофилакт Болгарский (в слав. вставках повествование ведется от 1-го лица, по всей видимости непосредственного ученика Климента Охридского). Житие равноап. Наума создано между 924 и 969 гг. Неизвестный агиограф, ученик равноап. Наума, жалуется, что не нашел письменных свидетельств о жизни святых Климента и Наума и дает самые общие сведения об их подвигах. В результате его попытки найти собственную форму житийного повествования возник небольшого объема текст, богатый историческими сведениями, в к-ром автор помимо известий о равноап. Науме (и в связи с ним о Клименте Охридском) приводит рассказ о судьбе соратников равноапостольных Кирилла и Мефодия, проданных в рабство в Венеции и выкупленных имп. служителем, а также о нашествии венгров - наказании, постигшем Моравскую землю за уничтожение кирилло-мефодиевского дела. Т. о., Житие равноап. Наума не соответствует типу ни проложного, ни пространного повествования. Позднее было создано и 2-е слав. Житие равноап. Наума, в к-ром видны следы греч. источников - Житий, написанных архиеп. Феофилактом и др. греч. авторами XIII-XIV вв. В нач. XIII в. в Тырнове появилось 2 краткие версии Житий равноапостольных Кирилла и Мефодия - т. н. «Успение Кирилла» и «Успение Мефодия», в к-рых их происхождение связывается с Болгарией. По времени им предшествовала т. н. Солунская легенда («Сказание, како св. Кирилл крести болгары»), созданная в Македонии в период визант. владычества. II. Жития преподобных и святителей. Первые болг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид) (Ок. 830 - 23.12.910), равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в Соборе болгарских просветителей), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия . Основной источник сведений о Н. О.- его Жития и службы ему. Поскольку Н. О. был одним из ближайших учеников славянских первоучителей и духовным братом равноап. Климента Охридского , возможно, что он происходил из Солуни (совр. Фессалоники) или ее окрестностей. Согласно позднему, т. н. Второму славянскому, Житию (XVI в.), Н. О. род. в Болгарии («Мисии») в благородной семье. Впосл. присоединился к солунским братьям, «когда они обходили и поучали мисийцев и далматинцев» (во время Моравской миссии). Н. О. был рукоположен во священника одновременно с Климентом и др. учениками в период пребывания равноапостольных Кирилла и Мефодия в Риме, в кон. 867 - нач. 868 г. После смерти Кирилла Н. О. стал помощником Мефодия и, по-видимому, занимался книжным делом. С. Кожухаров предположил, что Н. О. составил канон ап. Андрею еще во время пребывания в Риме для проведения слав. службы в храме ап. Андрея. Судя по отсутствию имени Н. О. в помяннике («Братской книге») мон-ря Райхенау , он, вероятно, не был пленен вместе с архиеп. Мефодием либо содержался в др. месте. После смерти равноап. Мефодия (885) Н. О. был изгнан из Моравии вместе с учениками первоучителей, и, по сообщению Феофилакта Болгарского , автора Жития св. Климента, вместе с Климентом и со св. Ангеларием Охридским (по др. источникам, с Саввой ) они «устремились к Болгарии». В Белграде, тогда входившем в Болгарское княжество, они были приняты наместником и направлены ко двору болг. кн. Бориса в Плиску. Вместе с учениками, разными путями попавшими в Плиску, здесь Н. О. занимался книжной деятельностью. После отъезда св. Климента на юго-зап. земли Болгарского гос-ва (в обл. Македония ) ок. 886 г. Н. О. остался в Плиске и, вероятно, руководил работой переводчиков и переписчиков. Об этом свидетельствует предисловие Учительного Евангелия, составленное Константином Преславским по просьбам «брата Наума». Нек-рые исследователи (М. Вайнгарт, А. Мазон и др.) без веских аргументов отождествляли Н. О. с Храбром Черноризцем .

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ [болг. Климент Охридски] (30-40-е гг. IX в.- 27.07.916), равноап. (пам. 27 июля; пам. болг. 27 июля и 25 нояб.), еп. Величский, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, основатель Охридской книжной школы. Источники Равноап. Климент Охридский. Мозаика над порталом ц. мон-ря вмч. Пантелеимона в Охриде, Македония. 2002 г. Равноап. Климент Охридский. Мозаика над порталом ц. мон-ря вмч. Пантелеимона в Охриде, Македония. 2002 г. Источниками сведений о жизни и деятельности К. О. являются агиографические и гимнографические тексты, как славянские, так и греческие. Вскоре после смерти К. О. его ученики составили Житие (не сохр.). Возможно, его продолжением было 1-е слав. Житие равноап. Наума Охридского, к-рое дополняло некое агиографическое произведение, повествовавшее о К. О. и болг. царе Симеоне ( Туницкий. 1913. С. 83). Греч. Жития К. О. были составлены архиепископами Охридскими, считавшими себя его преемниками на кафедре, хотя Охридская архиепископия возникла после его смерти: Пространное житие атрибутируется Феофилакту Болгарскому (кон. XI - нач. XII в.), Краткое, как считается, написано Димитрием II Хоматианом (до 1234). О знакомстве Феофилакта со слав. Житием К. О. свидетельствует знание им мн. деталей биографии К. О.; элементы повествования от 1-го лица указывают на использование более раннего слав. текста, написанного учениками святителя. Будучи последователем Симеона Метафраста, Феофилакт тенденциозно редактирует источники, его высокий стиль насыщен топосами, реминисценциями, метафорами и символами. В то же время текст Жития отражает современные автору визант. взгляды на историю Церкви; как глава Болгарской Церкви, он ставит Болгарию в центр кирилло-мефодиевской деятельности. Житие, атрибутируемое архиеп. Димитрию Хоматиану (т. н. Охридская легенда), составлено под влиянием Жития авторства Феофилакта, но содержит нек-рые сведения, к-рых нет в др. источниках.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕФОДИЙ Равноап. Мефодий. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1612 г. Равноап. Мефодий. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1612 г. [Греч. Μεθδιος; лат. Methodius; болг. Методий; серб. Memoдuje] (10-20-е гг. IX в., Фессалоника - 6.04.885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла (Константина Философа). Сын друнгария (военного среднего ранга) Льва. В Фессалонике (Солуни) и округе жило многочисленное слав. население, поэтому М. уже в детстве мог выучить слав. язык. Затем он стал правителем (архонтом) одной из славянских территорий на Балканах (исследователи ведут оживленную дискуссию относительно ее локализации), подчиненных в IX в. Византийской империи. Карьера его, по-видимому, прервалась с убийством покровителя семьи - логофета Феоктиста (не позже 856). Тогда он ушел на гору Олимп на малоазийском побережье Мраморного м., один из главных центров визант. монашества в IX в., и постригся в монашество с именем Мефодий (имя до пострижения неизвестно; высказанная гипотеза об имени Михаил не имеет аргументов). Позднее был игуменом мон-ря Полихронион к югу от Олимпа. На Олимпе М. какое-то время жил совместно с братом Кириллом (Константином), а в 860-861 гг. принял участие в его путешествии в Хазарский каганат. Весной 864 г. вместе с братом он прибыл в Великую Моравию , где они прожили 40 месяцев. По свидетельствам источников кирилло-мефодиевской традиции, слав. алфавит (по общему мнению исследователей, глаголица ) был создан Кириллом, а переводы таких текстов, как Псалтирь, Евангелие-апракос и Апостол-апракос, братья осуществили совместно. Они оба, вероятно, обучали славянской книжности учеников в Вел. Моравии и в Блатенском княжестве (у оз. Балатон, совр. Венгрия). Зимой 866/7 г. братья предприняли путешествие в Венецию, по свидетельству «Итальянской легенды» взяв с собой учеников, к-рых считали «достойными получения епископской степени».

http://pravenc.ru/text/2563094.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010