Крещение Руси явилось, без преувеличения, эпохальным событием, которое перевернуло жизнь племен, обитавших на Восточно-Европейской равнине и создало новый народ — русский. Естественно, оно не могло совершиться без известной дипломатической подготовки. Повесть Временных лет оставила нам замечательный рассказ о посылании послов св. князем Владимиром в разные страны с целью испытать красоту и истинность различных вер — мусульманской, иудейской, латинской, православной. Своей цели они достигли в Константинопольском храме св. Софии: «И придохом же въ Гркы, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свмы, на небеси ли есмы были, или на земл: нсть бо на земли такого вида или красоты такоя, недоумемь бо сказати. Токмо то вмы, яко онъд Богъ съ человкы пребываеть, и есть служба ихъ паче всих странъ. Мы убо не можемь забыти красоты тоя — всякъ бо человкъ, аще преже вкусить сладка, послди же не можеть горести прияти — тако и мы не имамъ сде жити» . Среди источников, повествующих о крещении, в частности, в «Повести временных лет», «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю Владимиру» известное место занимают богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному великому князю Владимиру . Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII – началом XIV в . В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания древнейшей службы крестителю Руси. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году . Однако, по мнению Н.С. Серегиной служба могла быть создана в Киеве во второй половине одиннадцатого века , следовательно, может отражать сознание сравнительно недавно крещеных русских людей и их восприятие крещения. В этой службе для нас представляет, в частности, интерес восприятие дипломатической деятельности князя Владимира, способствовавшей крещению Руси.

http://pravoslavie.ru/63029.html

Чем же объяснить такое усердие наших предков к богослужению с первого раза, если не тем, что они услышали его на родном языке, чем особенно привлекало оно к себе славян повсюду? Богослужения на греческом языке руссы, без сомнения, не поняли бы, а не понимая, могли ли они принять его с великим усердием и тщанием? . Аскольд и Дир после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В такой период под их покровительством она могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии. Но по смерти Аскольда и Дира, которые скончались (в 882 г.), может быть, как мученики за святую веру, в Киеве воцарился язычник Олег. И во все время его княжения (882–912) мы не знаем ничего о состоянии христианства в России, не можем сказать: искоренилось ли оно тогда у нас совершенно или продолжало существовать и даже распространяться. Правда, при договоре Олега с греками в 911 г. в числе послов русских не видно ни одного христианина, и как сам Олег, так и мужи его для подтверждения условий договора клянутся оружием своим и языческими богами – Перуном и Волосом. Но отсюда не следует, будто и между всеми подданными Олега не было уже христиан. Веру Христову, проповедующую смирение и самоотвержение, у нас, как и везде, приняли вначале преимущественно жители мирные, и в царствование князя-язычника по простому благоразумию они могли содержать ее в тишине и даже сокровенно. А что до воинов, составлявших дружину и свиту княжескую, которые большею частик) были из варягов, то неудивительно, если они оставались нерасположенными к вере, которая явно противоречила их отличительным склонностям и привычкам; это ясно видно из последующей истории великого князя Святослава. Правда также, что в статьях договора, заключенного Олегом с греками, не упоминается о христианах и вообще между всеми руссами, напротив, русин прямо противополагается христианину, т. е. греку. Но это значит только, что греки у нас известны были тогда под именем христиан, а вовсе не то, чтобы между самыми руссами христиан не было. Посему-то такое же точно противоположение русина христианину встречается и в договоре Игоревом с греками, когда, как увидим, у нас несомненно уже многие исповедовали святую веру. С другой стороны, известно, что в уставе императора Льва Премудрого (886–912), который был современником нашему князю Олегу, в числе митрополий, подвластных Цареградскому патриарху, упоминается уже на 60 месте митрополия Русская. Но должно сознаться, что она упоминается не во всех списках устава, а только в некоторых, и есть основание думать, что она внесена в некоторые списки этого устава в позднейшее время. А потому несправедливо было бы заключать, будто во дни Олега число христиан у нас увеличилось, так что они составляли особую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Объявлен конкурс на создание первого в Москве памятника князю Владимиру 29 апреля, 2014. Новостная служба Памятник будет построен на народные деньги — по аналогии с памятником героям Первой мировой войны. 29 апреля. ПРАВМИР. 28 апреля 2014 года в ИТАР–ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная проекту памятника святому благоверному князю Владимиру в Москве. Ровно через год и два месяца — 28 июля 2015 года — исполнится 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Юбилейная дата будет отмечаться широкомасштабно, — сообщает официальный сайт Министерства Культуры . Тысячелетие со дня преставления святого князя Владимира будет праздноваться не только в православном мире, но и на государственном уровне. Так, 31 июля 2013 года Указом Президента РФ была создана специальная Рабочая группа по подготовке мероприятий, посвященных тысячелетию преставления князя Владимира. Торжества пройдут в Москве, Великом Новгороде, Владимире и Пскове. Намечено более ста мероприятий. В рамках празднования планируется установить памятник святому князю Владимиру в Москве. «Святой благоверный князь Владимир — человек, который задал путь нашей культуре, религии, государственности», — сказал в своем выступлении архимандрит Тихон (Шевкунов). Он отметил парадоксальную ситуацию, что памятники князю Владимиру, крестившему Русь, есть в Австралии, Канаде, Англии, а в России — только в Белгороде и во Владимире. Отец Тихон также напомнил, что недавно был осквернен памятник князю Владимиру в Киеве, и выразил надежду, что местными властями будут приняты меры по приведению памятника в надлежащий вид и его дальнейшей охране. Памятник будет построен на народные деньги — по аналогии с памятником героям Первой мировой войны. Сбор планируется объявить уже в ближайшее время. После майских праздников стартует механизм согласования проекта памятника с общественными организациями, учеными, жителями столицы. После чего, в июне, объявится конкурс на лучший проект памятнику святому князю Владимиру.

http://pravmir.ru/obyavlen-konkurs-na-so...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Тайные смыслы Дня Крещения Руси»: Главные уроки Святого Князя Владимира Протоиерей Андрей Ткачев   18:15 28.07.2023 775 Сегодня, в день равноапостольного Великого Князя Владимира, в Русской Православной Церкви празднуется День Крещения Руси. В очередном выпуске своей авторской программы «Святая Правда» протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает о подвиге Святого Князя Владимира. Подвиге, который намного выше и больше самого факта обращения правителя и его подданных в христианство. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард После тяжких сборов девочку из Чебоксар вылечили в Израиле В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2023/07/28/tain...

Крещение как финальный аккорд Скорее всего, также как когда-то в Римской империи, христианство в Киевской Руси поднималось по социальной лестнице снизу в вверх, пока не настигло главу государства. До 988 года христианская вера не менее пяти веков распространялась в славянских землях абсолютно свободно. Купцы из Византии, обмен товарами и рабами, строители и наемные воины, - все это активно двигалось сквозь Киевскую Русь по пути из варягов в греки. И задолго до конца X века этот многолюдный поток был уже по преимуществу христианским. Русские люди просто не смогли бы равнодушно смотреть на новое религиозное учение и самые умные и прозорливые из них – прежде всего, равноапостольная княгиня Ольга – увидели Свет Истины. А после перевода богослужебных книг Кириллом и Мефодием на славянский язык уже не было никаких препятствий к естественной, эволюционной христианизации Руси. И во время детства князя Владимира в Киеве уже были храмы, священники и звучала с амвона христианская проповедь на родном языке. Отвечая на поставленные вначале вопросы, можно не опасаясь исторической фальсификации, сказать, что крестил нас Промысел Божий. И процесс этот, начатый апостолом Андреем Первозванным, продолжился естественным образом через торговые пути по Днепру и в основном уже был закончен к концу X века, чему свидетельством стало крещение варяга с русскою душою – великого князя Владимира. Величие равноапостольного князя Владимира в том, что он сочетал христианство и государство на Руси, тем самым выполнив волю Божию – начало подготовки к переселению Церкви Христовой под защиту грядущей через 500 лет Российской империи. Его величие в том, что он поставил свою княжескую печать в самом конце уже очень длинного списка христиан русской земли, запечатлев тем самым в глазах всего народа самый важный для нас исторический выбор – выбор Христа и Его Церкви смыслом нашего государственного и личного существования. Газета " Саратовская панорама " , (906) от 24 июля 2013 года Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/63088.html

Не по князю шапка? Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? 8 ноября, 2016 Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания. Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят. Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник —  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку. Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира. Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов: «Однако, если мы взглянем на монументы царского периода — памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного «в связке» с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец. Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века — попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

http://pravmir.ru/o-shapke-monomaha/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.) Святослав Ярославич ( 1027 - 1076 ), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный Память 21 мая (Чернигов. ), 27 декабря Из династии Рюриковичей , третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга ; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича ; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича . Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай . В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб . После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем . Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть " Правды Русской " ). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом , который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк . В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

– Почему запуск проекта «Православные святыни» приурочен к 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира? – В июле исполняется 1000 лет со времени преставления ко Господу Крестителя Руси – святого благоверного князя Владимира . Принятие им христианства и последующее распространение православной веры изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, но и определило историческую судьбу Руси. Он создал фундамент великой страны, объединив людей стержнем православной веры. Сегодня мы, вспоминая его подвиг и осмысливая его богатое наследие, тоже хотим объединить людей общим делом – сбором всеобъемлющей информации о православных святынях. Это станет важным шагом в социальном и духовном единении людей, так необходимом нам сегодня. – Расскажите, пожалуйста, об аудитории проекта. Для людей на этапе духовных исканий «Православные святыни» проект не столько справочный, сколько миссионерский – Это православные люди, а также те, кто еще ищет свой путь к Богу и интересуется Православием, его духовным и культурным наследием. Поэтому я думаю, что для людей, находящихся на этапе духовных исканий, проект «Православные святыни» может стать не столько справочным проектом, сколько миссионерским. – Какие возможности проект дает пользователям? – Как я уже отмечал, мы сделали проект для того, чтобы пользователь мог легко и быстро найти информацию по интересующей его православной святыне, а также узнать, какие святыни, связанные с его небесным покровителем или с небесными покровителями его родственников и друзей, есть в его регионе. Также пользователь может добавить информацию об известных ему святынях, поделиться интересными фактами, увидеть фотографии святыни или храма, где она находится, почитать отзывы о поклонении ей, истории чудодейственной силы святынь, узнать их точное месторасположение. Проект полезен также тем, кто хочет подготовиться к планируемой паломнической поездке и заранее ознакомиться с информацией о тех святынях, которые предстоит увидеть воочию. Важно то, что, перейдя на страницу святого, к которому относится святыня, можно найти его житие, молитвы, каноны, акафисты и величания ему. Если в «Елицах» есть страница общины храма, монастыря, куда направляется паломник, то можно уточнить у прихожан этого храма или настоятеля, где лучше остановиться, перекусить и т.д. Эта возможность, на мой взгляд, особенно ценна, я сам не раз уже ее использовал, и это значительно облегчало поездки. Удобно и то, что пользователь может, не выходя из сети «Елицы», спланировать свою поездку через паломническую службу или присоединиться к организованной другими пользователями группе. Пока это можно сделать, зайдя в раздел соцсети «Мероприятия», но в скором времени эта информация будет отображаться непосредственно в блоке святыни. Опять же, благодаря возможностям сети можно знакомиться и общаться с людьми – для этого можно просто перейти из «Православных святынь» на аккаунт пользователя, оставившего комментарий или личную историю.

http://pravoslavie.ru/80489.html

Владимир – «Красное Солнышко» Таким трогательным наименованием ласково и нежно почтил наш православный русский народ своего великого Просветителя святого равноапостольного князя Владимира, извлекшего его из мрачной тьмы язычества и даровавшего ему безценное, ни с чем несравнимое сокровище – святую православную веру. И действительно «солнцем» явился св. князь Владимир для всей нашей Русской Земли, озарив ее светом истинной христианской веры и подлинного просвещения духовного. И было бы даже трудно подыскать какое-нибудь другое наименование для нашего Просветителя, в котором бы так ярко было выражено и его великое значение для нас и вся глубина нежной благодарной любви к нему со стороны облагодетельствованных им русских людей. Ведь с принятием св. Крещения началась для русского народа совершенно новая эпоха его исторической жизни, что признают даже люди неверующие и маловерующие, равнодушно и даже враждебно относящиеся к христианству, как таковому, но не могущие отрицать того несомненного факта, что именно принятие христианства сделало варварский народ народом  культурным,  приобщило его к семье прочих культурных народов. Для нас же, верующих во Христа, чрезвычайно ярким доказательством необыкновенной возрождающей силы христианства является та разительная перемена, которая произошла и в самом князе Владимире после крещения и во всем новокрещеном русском народе. Князь Владимир до крещения и кн. Владимир после крещения – это два как бы совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар – он, после крещения, становится ласковым, кротким, приветливым, любвеобильным и милостивым князем – истинным отцом своих подданных, что и было запечатлено в данном ему народом выразительном прозвище: Владимир – «Красное солнышко». Разочаровавшись в язычестве, он стал томиться сомнениями, душа его искала света и мира, а память говорила ему о великой Ольге, бабке его, «мудрейшей всех человек», о ее Боге – Боге греческих христиан. И вот, когда стали приходить к нему представители соседних народов, предлагая ему свою веру, он решительно отверг магометанство, латинское папство и иудейство, но со вниманием выслушал наставления греческого монаха и в душе решил принять веру греческую – веру его бабки Ольги. Но так как он искал лучшей веры не для себя одного, а для всего своего народа, то, по совету бояр, отправил «десять мужей добрых и смышленных», чтобы они на местах ознакомились с разными верами. Послы эти дали отрицательные отзывы о вере магометан и латинян, но с восторженным умилением разсказывали о вере греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Известный русский писатель объяснил, почему премьер-министр не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба Владимир Крупин   12.06.2009 438 Время на чтение 3 минуты " Почему Путин не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба? Этот вопрос одновременно и сложный и простой. Этот вопрос сложный потому, что глава правительства говорит на выставке художника так, как будто мы находимся во времена, когда был запрещен крестный ход. Борис и Глеб - первые русские святые. Они от того и святы, что жили по-Божьи и выполняли Божью волю, подчиняясь старшему в семье. После кончины равноапостольного Великого князя Владимира власть перешла к Святополку, старшему брату Бориса и Глеба. Святополк никогда не был любим Владимиром, который больше любил Бориса и Глеба, сыновей, рожденных от дочери Византийского Императора Анны, поэтому он завещал им свои большие уделы. Борис и Глеб, когда их призвал старший брат Святополк, безропотно пошли, зная, что погибнут, но вместе с тем, исполняя волю Божию. Они понимали, что идут на смерть, но их смирение, их молитвенность были очень высоки " , - сказал в интервью " Русской линии " известный русский писатель Владимир Крупин , комментируя высказывание председателя Правительства России Владимира Путина, сделанное им во время посещения галереи художника Ильи Глазунова. 10 июня Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова, где поздравил художника, которому исполнилось 79 лет, с Днем рождения, сообщает интернет-портал Правительства Российской Федерации. " Дорогой Илья Сергеевич, позвольте мне Вас поздравить с праздником, Днем рождения! Хотел бы проинформировать Вас о том, что подписано постановление Правительства Российской Федерации о переименовании Федерального государственного высшего образовательного учреждения - Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Поздравляю Вас. Илья Сергеевич, Вы 20 лет назад основали эту академию и все эти 20 лет верой и правдой служили русскому искусству. В Ваших работах, действительно, очень тонко переплетаются и история нашего Отечества, и глубина характера тех людей, которых Вы изображаете. Спасибо Вам " , - сказал Путин в своем приветственном слове.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/12/vl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010