Для обеспечения сохранности скалы Гроба и возведенной на ней Кувуклии на завершающем этапе реставрации потребовалось «гомогенизировать» каменную кладку и скальную породу методом нагнетания специального строительного раствора в имеющиеся пустоты и трещины. Для этого использовался бесцементный известково-пуццолановый состав, который характеризуется малым размером частиц, высокой текучестью и способностью расширяться в пластичном состоянии, гарантируя тем самым, что даже самые малые пустоты будут заполнены. Третий кессон северной стороны, за которым находится Священная Скала Именно для обследования основания Кувуклии – скалы Гроба Господня – на предмет трещин и пустот, а затем правильного нагнетания скрепляющего раствора и было необходимо временно снять мраморные плиты, покрывающие сверху ложе Христа, а также мраморную облицовку стен внутри погребальной камеры Кувуклии. Археологи и реставраторы представляют реставрационные работы представителям Всемирного фонда памятников Сняв мраморные плиты, ученые удостоверились в том, что под ними находится подлинное погребальное ложе Иисуса Христа, высеченное внутри скальной погребальной пещеры и представляющее собой одно целое со скалой. Расстояние от поверхности верхней плиты, которую видят паломники, до этого каменного ложа составляет примерно 35 сантиметров. Третий кессон северной стороны, за которым находится Священная Скала Эти работы завершились 28 октября, полностью же реставрацию Кувуклии планируется окончить к Пасхе 2017 года. В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места Его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города. В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором, как она считала, был распят Иисус. Там же, согласно преданию, находилось погребальное ложе Христа. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-missiya...

И много, много раз помогала Взбранная Воевода православному народу. Знаем, как и в 1395 году защитила Царица Небесная Московскую землю от уничтожающего нашествия Тамерлана; знаем, как спустя почти сто лет, в 1480 году, Царица Небесная вновь укрепила русское воинство в его мужественном противостоянии на Угре, когда решался вопрос независимого существования народа русского. И сегодняшний праздник – это день молитвенной благодарности за избавление от угрозы полного разорения Москвы при нашествии в 1521 году полчищ Крымского ханства с многочисленными союзниками. И вновь, как и прежде, невидимая рука Божия по молитвам Царицы Небесной положила предел, перейти который не возмогло даже стотысячное войско. Но не только град Москва торжествует ныне. Сегодня отцы и братия и народ Божий в Псково-Печерском монастыре молитвенно чтут свою святыню – чудотворный образ Царицы Небесной. О множестве других знамений всесильной помощи Божией по молитвам Царицы Небесной хранится память и в церковных календарях, и в истории городов, весей и всей страны нашей! Так заступается Богородица за всех призывающих Ее, так спешит на помощь. Один из последних Оптинских старцев, Нектарий, говорил об истории человечества, что «она показывает нам, как Бог руководит народами и дает как бы нравственные уроки вселенной». Дает нравственные уроки человеку. И блажен тот народ и тот человек, который руководится Господом и волю Его исполняет как свою. Пример такой духовной мудрости и прозорливости для нас – святой равноапостольный император Константин, память которого сегодня совершается, который в явлении знамения креста увидел благословение и силу мира Христова. Пример духовной отваги – святая Елена, мать императора, которая в возрасте уже 60 лет, не говоря, что уже поздно что-то менять, меняет уклад своей жизни, принимает христианство под влиянием своего сына и безбоязненно направляет стопы свои ко Христу. И Господь дает ей такие силы ревности апостольской, что ее трудами обретается Крестное Древо, которое укореняется на земле людей – в Церкви Божией – и, произрастая в сердцах христиан, дает обильные плоды святости и добродетелей.

http://pravoslavie.ru/71201.html

Он стоял в Воздвиженском соборе на месте храмового образа, справа от царских врат. Сначала был водружен на каменной плите, перенесенной затем в монастырскую усыпальницу; позднее поставлен на высоком ступенчатом основании. По сторонам от него находились иконы равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест пользовался большим почитанием у царской семьи. В Переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134; Кийский Крест. 2000. С. 14). Очевидно, именно эти иконы предстоящих были предназначены для установки по сторонам К. к. в соборе (неизвестно, были ли они отправлены на остров). Изображение царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 г., в дальнейшем не упоминается в числе ктиторов, молящихся К. к. В описи мон-ря за 1819 г. подробно описан К. к. и вложенные в него святыни (ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 17. Л. 4-10): «Подле образа Спасителева образ Честнаго и Животворящего Креста Господня храмовой, сотворенный от Честнаго Древа Кипариса… В средине того Честнаго Креста утвержден ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла, часть самаго Древа Креста Господня; над тем ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего ковчег и херувим весом три фунта. В верху в пречном древе в средине звезда сребреная золоченая, в ней часть от Камене Гроба Господня. В том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, в которых вырезаны дванадесятые праздники, в привесе крест сребрянный небольший, на нем вырезан образ Распятия Господня.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Триста лет таких жутких гонений! Подсчитано, что за первые четыре столетия Церковь получила около 50 миллионов святых, большинство из которых приняли венцы мученичества и обрели вечную славу, вечную радость, вечный мир, вечный покой и торжество в Небесных Селениях у Престола Живоначальной Троицы. Константин Великий прекратил гонения и, со временем крестившись, стал православным христианином. А после 1го Вселенского Собора в 326 году его мать, святая равноапостольная Елена, воспылала желанием ехать в Палестину разыскивать величайшие христианские святыни. Первое, за что она взялась, были поиски Креста Господня. Долго думали, кто бы мог помочь открыть местонахождение Креста. Наконец, был найден некий иудей по имени Иуда, предки которого имели непосредственное отношение к голгофским событиям. В семье Иуды хранилась тайна, где находится крест. Но открыть ее Иуда не пожелал ни за какие деньги, награды и почести. Тогда его посадили в глубокий безводный колодец, пообещав не выпускать, пока не расскажет, где Животворящий Крест. Иуда сразу же рассказал, что Крест зарыт на самой Голгофе, где и распяли Христа. Считая крест страшным и скверным, иудеи и римляне старались закапывать это орудие смерти там, где на нем умирал распинаемый. А чтобы стереть в памяти людей голгофские события, римляне построили там капище богини разврата Венеры. Святая Елена приказала снести стены капища и даже уничтожить его фундамент. Начали рыть и вскоре обнаружили три деревянных креста, гвозди и доску с надписью: (Иисус Назорей, Царь Иудейский). Надпись была сделана на еврейском, греческом и по-латыни. Делалась она приближенными Пилата безусловно, знавшими еврейский язык, но недостаточно грамотными. Мы пишем слева направо. Так же была сделана надпись на еврейском, хотя следовало писать справа налево. Но как выяснить, какой» из крестов принадлежал Иисусу? В это время мимо проходила похоронная процессия. Запах тления донесся до присутствующих. Царица приказала поднести усопшего и возложила на него один из найденных крестов, затем второй, но ничего не произошло. Когда был возложен третий Крест, усопший поднялся и прославил Господа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами мироносицами и сказал им: радуйтеся! – Оне с благоговением поклонились Ему и с радостию пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе. С этого времени о жизни Марии Магдалины в Евангелии сведений нет; предание же свидетельствует, что она потрудилась для проповедывания о Христе; путешествовала в Рим (Рим. XIII, 6); лично сообщила императору Тиверию о незаконном суде над Иисусом, причем поднесла ему красное яйцо, как символ воскресения. – Скончалась Мария Магдалина в Ефесе. II. а) История святой церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святыхь жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче жизнию благотворно действовавших на мужей и детей, на своих и чужих, на ближних и дальних, на семьи и целыя общества. Святая равноапостольная «царица Елена» расположила своего сына Константина к принятию преследуемого прежде христианства; «св. Нина» распространяла веру христианскую в Грузии; у нас на Руси «св. Ольга» является зарею, предвещающею восход солнца – введение христианства при князе Владимире, предрасположенном к этому княгинею Ольгою. По свидетельству св. Григория Богослова , мать его – «святая Нонна» не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света: «я блуждал в такой слепоте, говорит он сам о себе, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее для того, чтобы за честность не прослыть у них безчестным человеком; с удовольствием ходил я по улицам Вавилона и услаждался нечистотами, как будто это был драгоценный бальзам». Но настойчивость любви нежной матери его – «Моники», кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячия молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светила и столпы православия – богомудрые отцы и учители церкви не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Затем апостольскую проповедь вновь продолжил апостол Варнава , вернувшийся в 50 г. на Кипр вместе со своим племянником Марком. В 57 г. апостол Варнава был убит камнями от рук иудеев в Саламине, после проповеди в Саламинской синагоге. Первоначально церковным центром Кипра был г. Саламин, где похоронен ап Варнава. После разрушения в результате землетрясения он был восстановлен императором Констанцием и назван в честь его Констанцией. В эпоху арабского завоевания Констанция была разрушена, и резиденция предстоятеля была перенесена в Аммохост (совр. Фамагуста). Церковные иерархи Кипра, несмотря на относительную оторванность от материковой части, активно участвовали в жизни христианской Церкви. Защищая христианство от арианской ереси, на Первом Вселенском Соборе с Кипра принимали участие три епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и святой Спиридон Тримифунтский. В деяниях Собора в Сердике (343) присутствуют подписи 12 епископов с Кипра. В 326 г. Кипр посетила святая равноапостольная царица Елена и основала два монастыря: Ставровуни (Крестовоздвиженский) и Омодос. На рубеже IV – V вв. блаженный Иероним и архиепископ Александрийский Феофил упоминают в послании к жителям Кипра имена 15 епископов. В 395 г., после раздела Римской империи, Кипр вошел в состав Византии, в подчинение префектуры Восток (центр – Антиохия). В этой связи Антиохийская кафедра, несмотря на апостольское происхождение и изначальную независимость Кипрской Церкви, стала пытаться присоединить Кипрскую Церковь к себе на правах обычной епархии. Православным киприотам пришлось отстаивать свою независимость. В результате на Третьем Вселенском Соборе (431) была официально подтверждена автокефалия Кипрской Церкви (8-е правило). Это решение было признано Антиохийским Патриархом Иоанном. Вместе с тем, претензии Антиохийских предстоятелей на Кипр не прекратились: например, попытку присоединения Кипрской Церкви предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс. По этому поводу Константинопольский Патриарх Акакий созвал Синод, подтвердивший определение Третьего Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви. Византийский император Зенон (474 – 475; 477 – 491), во-первых, утвердил это решение Синода, и, во-вторых, Кипрский архиепископ получил право ношения пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, а также право подписи официальных документов красными чернилами. Тогда же предстоятелю Кипрской Церкви был усвоен титул «Блаженнейший».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

картин. 23 апр. 1941 г. патриарх Гавриил и архим. Леонтий были арестованы. До июля 1941 г. в мон-ре размещался пункт итал. жандармерии. После антифашистского восстания местного населения Нижний О. подвергся авиационному обстрелу. Ок. 2 лет в О. находился главный штаб черногорских четников (партизан), к-рый был разгромлен в окт. 1943 г. В 1945 г. партизаны нашли в обители часть королевских ценностей и передали их Национальному банку Югославии. Осенью 1952 г. Служба гос. безопасности Черногории изъяла частицу Животворящего Креста, десницу Иоанна Крестителя (ныне в Цетинском мон-ре) и Филермскую икону (ныне в Национальном музее Черногории в Цетине). В 1953 г. осужден на 2 года архим. Леонтий (Митрович). Тогда же на 7 лет осужден иером. Серафим (Кашич), который впосл., с 1967 по 1991 г., был игуменом О. Несмотря на препятствия коммунистических властей, в ХХ в. обитель без перерывов действовала, в нее приходили многочисленные паломники. Верхний О. Верхний Острог Верхний Острог Расположен на высоте 900 м над уровнем моря. Церкви и кельи являются пещерами, закрытыми внешней стеной. Введенский храм (максимальная высота 2,7 м), судя по ктиторской записи, был расписан в 1667 г. (но вероятно, это год начала росписи, завершившейся после кончины свт. Василия, т. к. программа указывает на предназначение храма хранить мощи святителя). Судя по манере росписи в визант. стиле в технике альсекко, мастер мог быть членом семейства художников Рафаилович или Димитриевич из Приморья. На юж. стене, над кивотом с мощами, находится образ святителя в архиерейском облачении в окружении 2 монахов и 2 шестикрылых херувимов. На зап. стене расположены образы свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, возле - образы св. воинов вмч. Димитрия, Нестора (?), Феодора Тирона и Феодора Стратилата, а следом - равноапостольные царь Константин и царица Елена. В следующей зоне находится Деисус, а над окном - едва видный Христос Еммануил. На сев. стене представлен лик свт. Саввы Сербского, над ним - образ святого, возможно прп.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Конечно, оставались хранители священной памяти, которые помнили, где какие события происходили. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но в языческом городе ничто не напоминало ни о древнем Иерусалиме, ни о Господе Иисусе Христе, Его апостолах и начале бытия христианской Церкви. Когда святая равноапостольная царица Елена благоустраивала Иерусалим в качестве паломнического христианского центра, были найдены места, на которых происходили евангельские события, и священные предметы, с которыми эти события были связаны. В частности, был найден святой крест. И в память об этом событии уже сегодня вечером и завтра мы будем праздновать Воздвижение Креста Господня. Нынешний праздник мы совершаем в память о возобновлении, а точнее, о строительстве, о построении храма, который сейчас известен как храм Гроба Господня — это храм Воскресения Христова. Событие это было настолько значимым в истории Церкви, что был установлен праздник, который полюбился и нашему русскому народу. Вот почему в России так много храмов в честь Воскресения Словущего. В одной только Москве их несколько. Думаю, что еще и потому полюбился этот праздник нашему русскому народу, что он дает возможность, как Вы сказали, отец Игорь, посреди осени отпраздновать Пасху, пропеть пасхальные песнопения, друг друга приветствовать древним христианским приветствием: «Христос Воскресе!» Сегодня мы, собравшись в этом святом храме, вспоминаем не только возобновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, но и возобновление этого святого храма. Помню, как покойный Святейший Патриарх Алексий II рассказывал, как в этом храме в советское время находилась фабрика по производству зонтов. Приближалось 1000-летие Крещения Руси, Данилов монастырь был уже возвращен Церкви, а в храме Воскресения Словущего все еще изготавливали зонты. И тогда был поставлен вопрос, чтобы, по крайней мере, вернуть исторический внешний облик храма, поставить кресты. Но люди, которые руководили фабрикой зонтов, возмутились: как же мы будем работать под крестами? Но Господу было угодно, чтобы фабрика по производству зонтов нашла новое место, а храм, по подобию древнего Иерусалимского храма, был возобновлен. Теперь здесь и кресты на куполах, и роспись на стенах, и совершается благолепное богослужение, и пасхальные песнопения, как подобает, звучат в престольный праздник — в день Воскресения Словущего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Подобная трансформация затрагивает и наше, внутрицерковное сообщество. Люди, приходящие в Церковь, недоумевают и обижаются: к ним могут отнестись без уважения только потому, что они без платочка и без юбочки. Вот эти платочки и юбочки могут оказаться ценнее всего остального даже в Церкви, хотя в Церкви должна быть важна не масса приходящих, а каждый конкретный человек. Уважение к личности, достоинству, правам человека — это уважение к бессмертной душе человеческой, перед которой весь мир ничего не стоит. Мне кажется, что и для страны это жизненно необходимо — чтобы не распасться на части, не превратиться в маленькие княжества, не допустить гражданских противостояний, чтобы и Кавказ остался российским, чтобы избежать межрелигиозного напряжения, чтобы протесты были услышаны и чтобы сами протестующие понимали, чего они хотят в своих протестах. Протесты — это механизм демократического общества. Они возникают там, где представители власти не руководствуются законом Божьим и евангельскими ценностями. А при современном устройстве (это касается не только России, но и любой другой страны) встает вопрос: на что ориентируется тот высший чиновник, которого называют президентом? В государстве современного типа трудно себе представить, чтобы подобный чиновник строил свои отношения с обществом, исходя из евангельских принципов — из евангельского отношения к себе самому, к миру, к человеку и так далее. Об этом можно только пожалеть. Эти принципы в качестве основания власти утеряны. Если бы у власти был настоящий христианин, понимающий личность, достоинство, мир и человека с точки зрения Евангелия, мы бы понимали, что может удерживать в узде главу страны. В житии святой равноапостольной царицы Елены есть замечательный эпизод. Когда она обрела Честной Крест Господень, вместе с ним были обретены гвозди. Из одного из этих гвоздей царица Елена сделала уздечку и подарила ее своему сыну, императору Константину, будущему святому равноапостольному — в знак того, что должно быть сдерживающим фактором его власти. Уздою для него самого должно быть Распятие Христово.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010