В настоящее время общепризнано, что день кончины его – 7 января 312 года, хотя в прошлом иногда называлось 7 января 313 года. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 941 . Согласно Житию, император «повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого , построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому». Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. Глава II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: «Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам» (О знам. мужах, 77) 942 . В «Лексиконе» Свиды и в Житии говорится только о посланиях святого Лукиана, а в «Пасхальной хронике» приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епископа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. 1. Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает Климент Александрийский 76 . В III веке о празднике Р. X., как о бывшем прежде, упоминает св. Ипполит, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея 77 . Во время гонения христиан Диоклетианом в начале IV века, в 303 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были во храме в числе 20 000 78 . В том же веке, когда Церковь после гонений получила свободу вероисповедания и сделалась господствующею в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений св. Ефрема Сириянина, св. Василия Великого , Григория Богослова , св. Григория Нисского , св. Амвросия, Златоустого и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Св. Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии коего много старался державный ее сын 79 . В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова 80 . В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей «Истории» говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле 81 . В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – св. Иоанн Дамаскин , Косма Маиумский и Герман, патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, коих имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. Примеч. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января под общим именем Богоявления 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Затем начинается пение девятой песни канона с припевами праздника. 1 . Припев к тропарям первого канона: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере». 2 . Припев к тропарям второго канона: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». Особенности Литургии Во время пения «Блаженных» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся…», а после входного стиха – тропарь, «Слава, и ныне» и кондак праздника. Затем прокимен, глас 3, песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Филипписием, 240-е зачало ( Флп. 2; 5 – 11). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало ( Лк. 10; 38–42. 11; 27, 28 ). На Литургии вместо «Достойно есть…» поется задостойник 25 праздника – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом, поскольку задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева. Причастен: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. История праздника Свидетельства о поисках и находке (Обретении) Креста Господня в IV веке содержатся у многих древних христианских авторов: у Евсевия Кесарийского , Феодорита Киррского , Руфина Аквилейского , Сократа Схоластика и Созомена Саламанского. Сразу после установления христианства в качестве всеобщей религии империи, происшедшего на I Вселенском Соборе, император Константин Великий предпринимает ряд мер к тому, чтобы отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить на Голгофе храм. Решающую роль в поисках сыграла мать императора, святая равноапостольная царица Елена, которая в 326 году отправилась для этого в Иерусалим, где и произошло Обретение Честного и Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мироносицы первые возвестили апостолам воскресение Христа. Святые девы и жёны, Фёкла, Нина, Елена мать царя Константина, причислены к лику апостолов. Фотина самарянка и пять сестёр её обратили ко Христу дочь императора Нерона, Домнину, и сто рабынь её. Сарацинская княгиня Муавия, при заключении мира с римлянами, испросила у них епископа преподобного Моисея, и с помощию его крестила многих единоплеменников своих на пределах Палестины и Синая 5 . Св. Мелания (старшая) в Риме обратила в христианство супруга племянницы своей Авиты, Аппрониана Светлейшего, и невестку свою Альбину, супругу своего сына. Преподобная Мелания (младшая) обратила ко Христу (439 года) дядю своего Волузиана, умнейшего и знаменитейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества ученый Августин. Клотильда склонила французского короля Кловиса к вере во Христа. Крещение чехов началось с царицы их Домбровки. Наша Русь имела свою равноапостольную Елену – христолюбивую Ольгу. В Китае Кандида, внучка знатного мандарина Сиу и ученица иезуита Матфея Рикчи, обратила ко Христу мужа своего, и построила тридцать церквей в родной области. На Ливане последний полузависимый от Турции правитель, лишенный власти англичанами в 1840 году, эмир Бешир, из магометанского владетельного дома Шааб, обращен был в христианство супругою его. Любя эмира всем сердцем и опасаясь, как бы другие жены не овладели им, она приняла римское вероисповедание, и его склонила к тому же. Бешир крестился со всеми детьми и домочадцами своими, и был верным супругом благочестивой и многоболезненной княгини. – В сонме христианских дев и жён многие были любомудренны. В Александрии Ипатия преподавала философию Платона и в числе слушателей своих видела епископов. В Палестине царица Евдоксия, супруга Феодосия II, перевела стихами восемь первых книг св. Писания, пророчества Захарии и Даниила, и написала житие св. Киприана и св. Иустины (Phot. с. 173). В Риме благородная Проба Фалкония, которую хвалили Иероним и Августин и благодарил Иоанн Златоустый , написала книгу о предметах божественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После официальной части учащихся ждали интерактивные секции: литературная, художественная, историческая, хоровая. Ребята совершили путешествие в страну славянской письменности и приняли участие в конкурсах, играх, викторинах, творческих мастерских, музыкальных гостиных, уроках красноречия и каллиграфии. В завершение духовник школы иерей Алексий Красавин в сослужении диакона Кирилла Карася в присутствии игумении Софии, педагогов, учащихся и родителей освятили мозаичную икону " Христос и дети " , расположенную на спортивной площадке монастыря, где с радостью проводят время дети богомольцев и учащиеся школы. В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в воскресной школе Спасо-Парголовского храма 20 мая состоялся вечер " Женские образы в русской литературе " . Его участниками стали учащиеся взрослых групп, молодежь и гости. Ведущие Иван Столяров и Мария Кожевникова отметили, что с привнесением письменности в славянское общество началась подлинная история народа, становление его культуры, в том числе - развитие литературы. Особое место в русской классической литературе занимают женские образы. Ведущие привели слова философа и богослова протоиерея Сергия Булгакова: " Всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы " . Протоиерей Александр Зелененко подчеркнул, что самый высокий образ человека - это образ святости. Среди святых - множество жен, некоторые из них прославлены в лике равноапостольных: Мария Магдалина, Фекла Иконийская, царица Елена, просветительница Грузии Нина, великая княгиня Российская Ольга. Особый пример истинной женской красоты являют жены-мироносицы, их главные качества - верность, любовь, преданность Богу и служение. Миро - это благоухание любви, которое они принесли в мир. Именно к этому призвана женщина. В древнерусской литературе и фольклоре представлено два женских образа: невеста и жена, отметила Валентина Арутюнян. С образом жены связана тема жертвенности, готовности разделить тяготы с избранником. Например, житийный образ Февронии Муромской. С помощью пословиц можно определить, какие женские качества ценились на Руси. Участники назвали особо понравившиеся пословицы: " Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи " , " Выбирай жену не в хороводе, а в огороде " , " Красотой сыт не будешь " , " Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Святыню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая дар из Персии на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней. Так когда-то и святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного царя Константина Великого, смогла найти Животворящий Крест Господень, возложив его на умершего. 27 марта Риза Господня была торжественно положена в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, в приделе святых апостолов Петра и Павла, под сень специально изготовленного и устроенного бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика Патриарха Ермогена. Из-за бывшего в марте 1625 года Великого поста, когда Риза Господня была привезена в Москву, ежегодный праздник в честь этого события – Положение Ризы Господней в Москве – был установлен 10 июля по старому стилю (23 июля – по новому), в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Только в этот день, когда на праздник в Москву съезжалось множество народа, Ризу Господню выносили для поклонения верующим на середину Успенского собора. …По описи Успенского собора 1627 года, в нём было три части Ризы Господней. Они хранились на кипарисовом Гробе. Одна часть называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие. Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города страны. Так, в 1626 году Патриархом Филаретом малая частица Ризы Господней была передана в Кострому – в Ипатьевский монастырь. Часть Ризы Господней хранилась в киевском Софийском соборе, две части – в Санкт-Петербурге (одна – в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, другая – в соборном храме Петропавловской крепости). По свидетельству, относящемуся к середине XIX века, «в Петропавловском соборе почти во всякое время дня можно встретить усердно молящихся близ того аналоя, в котором помещается ковчег с Ризою Господнею».

http://pravoslavie.ru/132998.html

То же самое мы видим при апостолах, и после них, и в других местах; правда, в последовавшие затем века христианства, история христианской церкви не говорит, чтобы в это время воздвигались храмы Божии; но это было время исключительное – далеко неблагоприятное для построения христианских храмов Божьих, это было время почти непрерывных и самых жестоких гонений на христиан и со стороны иудеев, и, ещё более, со стороны язычников. Понятно, что в это тяжёлое для христианства время не были, да и не могли быть воздвигаемы христианские храмы, как нарочитые места общественной молитвы, а собирались христиане в то тяжкое для них время на молитву в местах потаённых – в катакомбах, на гробах мучеников, в частных домах, в горных пещерах, в пустых кораблях и проч. Но были и в то тяжёлое время у христиан и открытые, обширные и величественные храмы Божии: таков, например, был великолепный храм Никомидийский. Это – тот самый храм, в котором в один раз сожжено было более 20 тысяч христиан, собравшихся на молитву, в ночь под Рождество Христово. Со времени Константина Великого , когда гонения на христиан прекратились и христианство объявлено было господствующей религией и в греко-римской Империи, начинается усиленная деятельность в деле построения христианских храмов. Сам император Константин Великий в одних местах строил новые великолепные храмы Божии, в других – превращал в христианские храмы запустевшие языческие капища, и даже царские дворцы или палаты (базилики). Особенно же много потрудилась в этом святом деле мать императора Константина – Св. равноапостольная царица Елена. Она, с этой целью, нарочито объехала весь восток и построила в Палестине очень много великолепных храмов Божьих на местах, освящённых важнейшими событиями земной жизни И. Христа. Так, ею были выстроены величественные храмы в Иерусалиме, на горе Елеонской, в Вифлееме, Назарете, на г. Фаворе и проч. Начиная с этого времени, не только восток, но и запад христианский украсился великолепными храмами Божьими, например, в Риме – храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Это священнодействие совершено было в темнице, когда его, как уже отходившего, окружал священный сонм благочестивых и изображал собой Церковь, которая вместе с тем, подобно завесе, не позволяла видеть, что совершали православные” 17 . В настоящее время общепризнано, что день кончины его — 7 января 312 г., хотя в прошлом иногда называлось 7 января 311 г. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 18 . Согласно “Житию”, император “повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому”. Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: “Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам” (О знам. мужах, 77) 19 . В “Лексиконе” Свиды и в “Жи­тии” говорится только о посланиях святого Лукиана, а в “Пас­хальной хронике” приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епис­копа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. А) Символ веры

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Монахиня на тракторе расчищает дорожки      - Говорят, что «Запад загнивает». Там возможно христианское возрождение? - Так называемый Запад не однороден. Это видно на примере Германии. Буквально в двух часах езды от нас начинается федеральная земля Баден-Вюртемберг, где большей частью живут протестанты, а дальше, на север, их ещё больше. И когда мы туда приезжаем, то чувствуем иной дух, какую-то пустоту для нас. А Бавария, где мы живём, богата традициями, и немцы их хранят. Пусть у них короткие богослужения, но народ-то ходит. Рядом с нашим монастырём стоит католическая деревенская церковь, и прихожане, кто приезжает на воскресное богослужение, паркуются у нас во дворе. И мы видим, сколько там людей собирается. Фактически на эти полчаса является вся деревня - и это радует. И они тоже радуются нам. Когда мы только здесь поселились, был канун западного Христова Рождества. И мы пошли по деревне с мелкими сувенирами, чтобы познакомиться и поприветствовать своих соседей. Встретили очень хорошо! Они не только не отрицают православие, но даже приветствуют его. Обычная картина: идёт сельчанин по улице, встречает нашу монахиню - и кланяется, снимая шляпу в знак почтения. Часто к нам обращаются не по фамилии, а Schwester такая-то (то есть сестра такая-то). В целом традиционные немцы весьма благочестивы. Например, Новый год у них не светский праздник, а Silvesterabend - день святого исповедника Сильвестра, память которого у католиков отмечается 31 декабря. У нас, православных, он, кстати, отмечается сразу после Старого Нового года, 15 января. Но тут есть особенность. Для нас образ святителя Сильвестра, Папы Римского, связан с известным диспутом, устроенным иудеями, на котором присутствовали равноапостольный царь Константин и мать его, святая царица Елена. На нём Папа Римский Сильвестр победил раввина, который пытался пустить в ход и своё чародейство. А немцы в связи со святителем вспоминают другое. По одной красивой легенде, в 314 году нашей эры Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище, морского змея Левиафана, и тем спас мир от предстоящего конца света. По предсказаниям, этот библейский зверь должен был вырваться на свободу в 1000 году и погубить мир. И в Новый год немцы празднуют как бы дарованное продлённое время. То есть в их благочестии много такого народного элемента.

http://pravoslavie.ru/78352.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010