По преданию равноапостольная царица Елена, найдя в Иерусалиме Крест Господень, тут же разделила его на части. Одну из них она оставила в Иерусалиме, вторую же повезла своему сыну, императору Константину, но по дороге отделяла от нее части и жертвовала в различные монастыри. Так частицы Честного Древа Креста Господня оказались на Кипре и в Константинополе. Та, что до недавнего времени можно было увидеть в Соборе Парижской Богоматери, ранее принадлежала византийскому императору Мануилу Комнину. Частицы Креста и Гвоздь католики хранили в так называемом Палатинском кресте. Это богато украшенный ковчег из золота. В его верхней части хранится частица Креста, а в центре – прозрачная колба, в которой можно рассмотреть Гвоздь, орудие муки Христовой. Кстати, анализ частицы Креста из Нотр-Дам, проведенной наряду с другими похожими святынями, которые хранятся в разных странах Европы, подтвердил, что все они сделаны из древесины оливкового дерева. Во время Французской революции Палатинский крест был спрятан аббатом Русино в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Впоследствии Крест передали магистру де Келену, а тот, в свою очередь, — капитулу собора Парижской Богоматери, где святыни и хранились до сих пор. Палатинский крест считался наиболее известной и почитаемой святыней Франции. Витражи и орган спасти, похоже, не удалось Витраж. Фото с сайта reuters.com      Помимо этого, в сокровищнице Нотр-Дам и в самом соборе хранилось еще немало святынь, большая часть из которых значима для католиков, но при этом несет не только религиозную, но часто и культурную ценность. Так, наряду с Терновым Венцом, первое, что кинулись спасать из огня священники, оказалась камиза (нательная рубашка) Святого Людовика. В реликвариуме также хранились частицы мощей этого почитаемого во Франции короля-праведника – их судьба пока что не известна. Хранились здесь и мощи других католических святых, облачения, богослужебные сосуды, кресты и другие ценности. Все это – в витринах под бронированным стеклом, что, несомненно, затрудняло эвакуацию ценностей при пожаре.

http://pravoslavie.ru/120671.html

Целлофан в глазах мелькал, посередине аллеи вырисовался силуэт… Катька! Не может быть! Длиннющая юбка, платок развевается, Катька машет своим неизменным молодежным рюкзаком. Вот ведь человек, не боится косых взглядов, как хочет одевается, живет — как считает нужным.. — Алена! Сколько лет, сколько зим! Солнышко, ты чего, чего плачешь? Алена подняла глаза и вдруг сказала: — Я хочу креститься . С Катькой говорили долго. О Боге, о вере, обо всем. Алена впервые призналась, как казнит она себя за предательство, как тоскует по мужу. Как тяжко, что сын растет без отца. Как поздно поняла она, что никакие деньги, тряпки и даже никакие в пылу ссоры брошенные обидные слова не могут быть причиной рушить семью, созданную в любви. Святая равноапостольная царица Елена Решили, что назавтра Алена поедет в Катькин храм – а храм-то какой! Святых Константина и Елены ! Не иначе как святая Елена сама молится за нее! Возьмет с собой сынишку, вместе крестятся. Весь вечер Алена, запершись в комнате, читала книги, которые перекочевали к ней из Катькиной безразмерной сумки. Она радовалась, что-то как свежий ветер пробегало по ее сердцу. Она чувствовала, что хочет, бесконечно хочет быть вот в этом мире, который открывался ей со страниц. Откуда-то взялась решимость – она открыла дверь, вошла к маме и сказала: — Мы с сыном завтра едем креститься! Мать посмотрела на нее и процедила: — Иди спать. Наутро Алена проснулась, надела домашнее короткое платьишко, посмотрела на часы и ахнула: надо ехать! Так, надо взять платок, сумку с деньгами, одеться, собрать сынишку, который спал в бабушкиной комнате… Она вошла в зал: — Мам, ты мою сумку не видела? — Видела. Она у меня в комнате. Алена направилась туда, но мать встала у нее на пути. — Мама, мне некогда, мне ехать пора! — Никуда ты не поедешь. Ни сына, ни денег я тебе не дам. Позорить меня ты не будешь! Алена попыталась проскользнуть в комнату, откуда доносился голос ее сестры и озадаченное гуление малыша, но мать отшвырнула ее к стенке. Глаза застилались слезами. Алена поняла: заплакать сейчас – значит, ослепнуть на какое-то время и вообще никуда не добраться. Волевым усилием удержав слезы, она повернулась к своей комнате поймала удовлетворенный взгляд матери.

http://pravmir.ru/alyona-i-elena/

“А от Хиоса до Кипра острова до великого есть верст 200. Кипр же остров велик вельми, и множество в нем людей и обилен же есть всем добрым. Суть же бо в нем епископ 24, все ж митрополия одна” 6 , — этими строками начинается первое известное на сегодня описание Кипра русским паломником — игуменом Даниилом. Оно важно и тем, что это — единственное русское свидетельство, которое относится к византийскому периоду истории острова. Как известно, в 1190 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1193 году продан иерусалимскому королю Лузиньяну, который объявил католичество господствующим исповеданием на Кипре. Одним из провозвестников христианства на Кипре был апостол Варнава. Вместе с апостолом Павлом он проповедовал Евангелие в Саламине (Деян 13:4–13), а затем прошёл весь остров до Пафа (Пафоса). Апостол Варнава вторично был на Кипре с Иоанном, называемым Марком (Деян 15:37,39), здесь он провёл свои последние годы, претерпел мученическую кончину от иудеев, которые побили его камнями, и был погребён в пещере близ Саламина 7 . Игумен Даниил рассматривал Кипр как место подвига и упокоения святых подвижников Христовой Церкви, в их числе он упомянул и об апостоле Варнаве, уроженце этого острова: “И святых много ту без числа лежат: святой Епифаний, и апостол Варнава, и святой Зинон, и святой Трифиллий епископ, его же крестил Павел апостол, и Фигриос епископ” 8 . Продолжая анализ записок игумена Даниила, необходимо отметить, что древнейший из хронографов Кипра — грек Леонтий Махера (1410 г.) писал о том, что в 327 году по Р. Х. остров посетила на обратном пути из Иерусалима святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена основала в Василопотаме и Тогне церкви, которым и подарила частицы обретённого честного Креста Господня 9 . Это историческое свидетельство можно сравнить с повествованием игумена Даниила, который за несколько столетий до этого описывал своё посещение тех мест Кипра, которые были связаны с пребыванием святой равноапостольной Елены на этом острове: “Ту есть гора высока зе­ло, — писал игумен Даниил, — и на той (Филагриос) горе святая Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому недугу на исцеление, и вложа в онь крест честный гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа И ту недостойный аз поклонихся святыне той чудесной, и видех очима своима грешныма благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре…” 10 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Одним из провозвестников христианства на Кипре был апостол Варнава . Вместе с апостолом Павлом он проповедовал Евангелие в Саламине ( Деян 13:4–13 ), а затем прошёл весь остров до Пафа (Пафоса). Апостол Варнава вторично был на Кипре с Иоанном, называемым Марком ( Деян 15:37,39 ), здесь он провёл свои последние годы, претерпел мученическую кончину от иудеев, которые побили его камнями, и был погребён в пещере близ Саламина 7 . Игумен Даниил рассматривал Кипр как место подвига и упокоения святых подвижников Христовой Церкви, в их числе он упомянул и об апостоле Варнаве , уроженце этого острова: «И святых много ту без числа лежат: святой Епифаний, и апостол Варнава , и святой Зинон, и святой Трифиллий епископ, его же крестил Павел апостол, и Фигриос епископ» 8 . Продолжая анализ записок игумена Даниила, необходимо отметить, что древнейший из хронографов Кипра – грек Леонтий Махера (1410 г.) писал о том, что в 327 году по Р. Х. остров посетила на обратном пути из Иерусалима святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена основала в Василопотаме и Тогне церкви, которым и подарила частицы обретённого честного Креста Господня 9 . Это историческое свидетельство можно сравнить с повествованием игумена Даниила, который за несколько столетий до этого описывал своё посещение тех мест Кипра, которые были связаны с пребыванием святой равноапостольной Елены на этом острове: «Ту есть гора высока зело, – писал игумен Даниил, – и на той (Филагриос) горе святая Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому недугу на исцеление, и вложа в онь крест честный гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа И ту недостойный аз поклонихся святыне той чудесной, и видех очима своима грешныма благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре…» 10 . Далее путь игумена Даниила лежал в Святую Землю: «А от Кипра острова до Яфа града есть верст 400, все по морю идти…» 11 . Этими словами он заканчивает своё описание Кипра – первое в истории русско-кипрских церковных связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями и не щадить никаких издержек. Наконец в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых, но все недоумевали, на котором из них пострадал Христос Спаситель. Для определения подлинного креста Христова нужно было верное средство, и это средство не усомнился указать епископ Макарий, исполненный твердой веры в силу Креста Христова. В это время случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий тотчас же велел несшим остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени; Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания Единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, ныне Сам, Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе Единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный Крест Христов, мертвый тотчас же встал силою спасительного Креста. Когда Господь этим чудом засвидетельствовал Крест Христов, св. Елена, с сердцем, наполненный радости и вместе страха, поспешно приблизилась к священному древу. Она и желала и вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться к нему и облобызать столь великую святыню. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред Крестом Христовым. Тоже сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим там хотелось видеть Святой Крест и поклониться ему, но вследствие большой тесноты очень многие не могли подойти ко Кресту; они стали просить, чтобы им дозволено было хотя издалека видеть крест Христов. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный Крест, поднимая и опуская его, чтобы всякий мог его видеть и поклониться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. Иконы Воздвижения Креста Господня Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

На развалинах города Давидова был построен новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился Храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест от осквернения неверными и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с надлежащей ей честью и много помогал ей в ее благочестивой деятельности. Первым желанием царицы, по прибытии в Иерусалим, было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, – говорила она, – почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать ей это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос, чтобы лишить ее того почитания, какое воздавали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать ее из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также бывших вместе с тем пожаров и опустошений, даже самое расположение города много изменилось. Но Елена не отступала перед такими препятствиями. По ее приглашению к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее личном присутствии произвели расследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и сказал, где можно найти Крест Господень. Когда таким образом определено было место страдания Христа, Елена во главе работников и воинов поспешила на указанное иудеем место и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне» . И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа. Выше видимого творения В тропаре святая Ольга воспевается и так: «Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих». В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты. На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания. Рождение в Крещении Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога . Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении. И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» . Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Наслаждение от Древа Жизни Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.

http://pravoslavie.ru/140691.html

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

В Трире была широко распространена древняя легенда о том, что другие гвоздя с Креста Иисуса Христа царица Елена повелела вставить один – в уздечку лошади сына Константина, другой – в обрамление для одной из императорских корон, что подтверждает и итальянский историк Анджело Пареди. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет на руках своего сына и внука Констанция. Немецкие историки считают, что если осенью 328-го и в начале 329 года император Константин пребывал в Трире, значит святая Елена отошла ко Господу именно в этом городе . Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены были перенесены в Константинополь. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV. Есть сведения о том, что часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Hautvillers. Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна. В современном Трире жива память о святой Елене. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St.-Helena-Strasse. В городском районе Ойрен находится старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). Именем святой царицы назван один из местных церковных хоров, а также детский сад. В самом центре города, на его площади Главный рынок можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение святой царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены.

http://pravoslavie.ru/3344.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010