В Москве проходит конференция, посвященная 1700-летию восхождения на престол императора Константина Москва, 2006 г. Св. Император Константин I Великий. Мозаика храма святой Софии. Константинополь 22-23 декабря 2006 г. в Москве проходит церковно-научная конференция «Империя, Церковь, культура: 17 веков с Константином: (К 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого)». Организаторами конференции являются Императорское Православное Палестинское общество, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Научный совет РАН «Роль религий в истории», Паломнический центр Московского Патриархата. В приветствии, направленном участникам конференции Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, сказано: «Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого. «Первый царь во христианех» и «в царех апостол» - таким вошел Константин Боговенчанный в историю империи и Церкви. С его именем связано наступление новой эпохи - на руинах языческого античного мира возникла новая христианская государственность и новая культура. Церковь, основанная Христом и воспринятая первохристианами как Град взыскуемый и Царство не от мира сего, была властной рукой выведена из катакомб и застенков диоклетиановых гонений. В борьбе и противостоянии рождалась новая историческая реальность. И хотя Церкви не всегда удавалось претворить интересы империи и общества в подлинное Божие служение, пример соработничества Церкви и государства, преподанный Константином, остался идеалом для всего православного мира. Святой Константин и его мать, равноапостольная царица Елена, являются основателями древнейших христианских храмов в Святой Земле - храма Воскресения в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Церковь воспевает Константина, видевшего в небе над Римом явление Креста - необоримого оружия, и обретшего в Иерусалиме «в земли крыемо спасительное знамение» подлинного Животворящего Древа. «Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих», - сказано Псалмопевцем. Эпоха Константина, ее научное исследование и богословское осмысление важно и актуально не только для профессиональных историков, но и для широкого круга наших современников, живущих в период формирования новых отношений между Церковью и государством. Желаю успеха в работе конференции. Божие благословение да пребудет со всеми Вами. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси ». 21 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19494.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем на иконе нужны символы? 1 мин., 25.12.2013 Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Когда человек приходит к вере, для него неизбежно открывается реальность того, что в Православной Церкви все символично: вся жизнь Церкви, начиная от Богослужения и одежд священнослужителей, до церковной архитектуры и правил поведения в храме, проникнута символикой. Почему так сложилось? Мне кажется, что это следствие постоянно присутствующей в Церкви устремленности к горнему, невидимому миру. Небесная реальность непостижима для нашего разума. Именно поэтому в Евангелии, говоря о Царстве Небесном, Спаситель использует язык притч, через привычные слушателям образы раскрывает сложные духовные истины. Так и в образном и художественном строе иконы обязательно присутствует символика. Мы видим ее в сюжете, в красках, в золоте фона, в какой-нибудь, на первый взгляд, незначительной детали. Символический подтекст дает нам понять, что образ неоднозначен, помогает – иногда вопреки логике – постигнуть глубинный смысл изображенного.   Многие символы давно уже стали частью нашей жизни. Так, например, один из самых главных христианских символов – Крест, являющийся символом нашего спасения, напоминает нам и о скорби Голгофы, и о радости Воскресения. А изображенный в руках святого, он показывает зрителю, что перед ним, скорее всего, образ мученика. В то же время с крестом в руках изображаются святые, прославленные за проповедь христианской веры и почитаемые в Церкви как равноапостольные: святая царица Елена, мать императора Константина, святая Нина, просветительница Грузии. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/zachem-na-ikone-nuzhnyi-s...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам церковно-научной конференции «Империя, Церковь, культура: семнадцать веков с Константином» 22 декабря 2006 г. 12:00 Москва, 22 декабря. В связи с проведением в Москве церковно-научной конференции «Империя, Церковь, культура: семнадцать веков с Константином (К 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого)» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам мероприятия приветственное послание. Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 1700-летию восхождения на престол святого равноапостольного императора Константина Великого. «Первый царь во христианех» и «в царех апостол» — таким вошел Константин Боговенчанный в историю Империи и Церкви. С его именем связано наступление новой эпохи — на руинах языческого античного мира возникла новая христианская государственность и новая культура. Церковь, основанная Христом и воспринятая первохристианами как Град взыскуемый и Царство не от мира сего, была властной рукой выведена из катакомб и застенков диоклетиановых гонений. В борьбе и противостоянии рождалась новая историческая реальность. И хотя Церкви не всегда удавалось претворить интересы империи и общества в подлинное Божие служение, пример соработничества Церкви и государства, преподанный Константином, остался идеалом для всего православного мира. Святой Константин и его мать, равноапостольная царица Елена, являются основателями древнейших христианских храмов в Святой Земле — храма Воскресения в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Церковь воспевает Константина, видевшего в небе над Римом явление Креста — Необоримого Оружия, и обретшего в Иерусалиме «в земли крыемо спасительное знамение» подлинного Животворящего Древа. «Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем. Эпоха Константина, ее научное исследование и богословское осмысление важно и актуально не только для профессиональных историков, но и для широкого круга наших современников, живущих в период формирования новых отношений между Церковью и государством. Желаю успеха в работе конференции, Божие благословение да пребудет со всеми Вами. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/171272.htm...

У свято Воздвиження Хреста Господнього Предстоятель Церкви звершив в 28 вересня 2015 р. 09:38 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади у Ближних пещер перед Крестовоздвиженским храмом Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . В канун праздника Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил всенощное бдение в лаврском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских. Его Блаженству сослужили архиепископы Ровеньковский и Свердловской Пантелеимон , Макаровский Иларий ; епископы Ирпенский Климент , Бородянский Варсонофий , а также братия монастыря в священном сане. После большого славословия в центр храма был вынесен Честный Крест Господень, где Блаженнейший владыка совершил чин Воздвижения. За Литургией Его Блаженству сослужили наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , архиепископы Ровеньковский и Свердловской Пантелеимон, Городницкий Александр , епископ Дионисий (Константинов) , а также братия монастыря в священном сане. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка произнес проповедь перед многочисленной паствой, собравшейся в этот день на раннюю Литургию в Лавре. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. После отпуста Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил присутствующих архипастырей, духовенство и мирян с воскресным днем и праздником Воздвижения Креста Господня, а также благословил всех присутствующих. 14 (27) сентября Святая Церковь вспоминает события IV века, когда в 326 году благочестивая мать царя Константина, святая равноапостольная царица Елена, нашла Честный Крест Господень. По преданию, записанному Григорием Турским, местонахождение Креста под руинами языческого капища указал иудей по имени Иуда, который впоследствии принял христианство. В VII веке празднования в честь обретения Креста Господня царицей Еленой были объединены с воспоминанием о другом славном событии — возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 году царь Персидский Хозрой во время войны с византийским императором Фокой завладел Иерусалимом, разграбил его и вывез в Персию древо Животворящего Креста Господня, где оно находилось 14 лет. В 628 году император Ираклий после победы над персами торжественно вернул святыню в Иерусалим. Это событие состоялось 14 сентября по юлианскому календарю. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4233294...

Весь народ в это время благоговейно воскликнул: «Господи, помилуй!» В память этого события установлено было потом Церковью празднество Воздвижения Честного Креста, совершаемое 14 сентября. Между тем Константин, которого св. Елена немедленно известила об открытии Креста Господня, с неописанною радостью принял это известие. В чувствах благоговения и благодарности ко Господу он возымел мысль отличить святые места каким-либо памятником, достойным их священных воспоминаний. Тотчас он написал письмо к иерусалимскому епископу, прося его озаботиться об устройстве церкви на том месте, где найден был Животворящий Крест, и представляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Вместе с епископом и сама св. Елена начала заботиться о приведении в исполнение распоряжений Константина. Прежде всего она велела устроить храм во имя Воскресения Христа на том месте, где найден был Святой Крест. Кроме того, она начала еще строить храмы под пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, и у Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив после того по разным местам Палестины еще до 18 церквей, снабдив их священными принадлежностями и значительно украсив, св. Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть Животворящего Креста и найденные вместе с ним гвозди, которыми пригвождено было тело Господа. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще св. Елена. Почувствовав приближение смерти, она стала давать Константину и сыну его, своему внуку, Констанцию, советы и благословения, увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься и служить Господу со страхом и трепетом. Она умерла, имея около 80 лет от рождения, на руках своего сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19//MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная Привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях…» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii//Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира. Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт ( Vogt. 1977. P. 148). Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства ( Cynewulf.

http://pravenc.ru/text/189737.html

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым «В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(Х.5) Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира. Это и евангельские, и равноапостольные (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные: Ксения Петербургская, Матронушка Босоножка (Петербургская), Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя и сонмы Святых мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла, Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны: Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна (Романовы), Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и Кетевана и множество других праведных жен! ...Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин. Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными. Вот подле Спасителя пророчица Анна, - образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

О православном сознании Воздвижение Креста Господня Ин. 12:28–36:19:6–11 Ин. 19:13–20:25–28:30–35 1Кор. 1:18–24 Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери равноапостольного императора Константина. В начале четвёртого века, после прекращения гонения на христиан, ей пришла мысль – посетить ту землю, по которой ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушители построенный на этом языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела возложить каждый из трёх на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного из низ девица ожила. И не у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он был воздвигнуть над толпой, и все только могли без конца восклицать: «Господи, помилуй!». Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, ещё казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного прославления. Воздвижение креста как бы воскресило день казни Господа. И Евангелие сегодня напоминает жестокие подробности. Поскольку «тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата» снять их. А поскольку двое ещё были живы, то «пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода». Об этом и свидетельствует и стоявший тут же ученик, которому Господь в предсмертных мучениях поручил заботу о Своей Матери: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя!..» Царица же Елена – яркий пример живой православной души. Апостол Иоанн Богослов писал: «Духа Божия… узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). И православное сознание отличается особым, сердечным вниманием к факту воплощения Христа, ко всему, на чём остался след Его пребывания на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

равноапостольная царица Елена (мая 21), просветительница Грузии Св. Нина, равноапостольная княгиня Ольга (июля 21), примером и внушениями своими нашим Великим Князьям первая подавшая мысль о просвещении всей России Св. Крещением. Впрочем, из приведенных примеров достаточно усматривается, сколь благопоспешны были подвиги святых дев и жен в деле Евангельской проповеди, тогда как всеобщее растление нравов в языческих народах угрожало миру всеобщим запустением. Следовательно, и в ваше время надлежало бы ожидать самых благотворных для семейств и целых обществ последствий, если бы супруги и матери, подражая первенствующим Христианкам, свято соблюдали преданное им завещание Св. Апостолов; если бы отроковицы, воспитываясь с самого детства в страхе Божием, учились заботиться о том, как благоугодить Господу, – быть святыми и телом и духом ( 1Кор. 7:24 ), предпочитать всякой красоте белизну лица, происходящую от поста и воздержания, украшаться скромностью и целомудрием ( 1Тим. 2:9 ), быть верными своему долгу и обязанностям, пребывать постоянно в благочестии (ст. 10) и трудолюбии, не увлекаться суетностью, гнушаться всякой лестью, не следовать своим прихотям, не обольщаться превратными обычаями мира сего; упражняться в искусствах и знаниях, необходимых в домашнем быту и общежитии, предпочитать семейное уединение позорищным выставкам и мирскому кружению. Такой образ воспитания не мог ли бы скрепить родственных связей, которые так ослабели в наше время? He водворил ли бы умеренности в домах, а вместе с сим сладкого мира и довольства своим бытом: тогда как теперь едва ли кто доволен своим состоянием, потому что у всех почти желания стали до той степени непомерно, что во всяком звании не достает средств к их удовлетворению! Но сделаем частнейшее применение сказанного к какому-нибудь состоянию. Каких, например, можно было бы ожидать плодов, если бы наши приходские священники имели супруг, вполне соответствующих своему званию? Конечно блажен человек свободный от сетей, опутывающих дух наш земными попечениями, кому дано свыше всецело посвятить себя Богу и Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии. Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную. Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную. Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Кондак 7 Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа. Икос 7 Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху: Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники. Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое. Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение. Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Кондак 8 Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа. Икос 8 Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010