Марии Египетской (память обоих святых 1 апр.) и сщмч. Антипы Пергамского (пам. 11 апр.) в Кирилловом Белозерском мон-ре (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 62), или по типологическому принципу - икона Е., преподобных Никиты Переяславского и Димитрия Прилуцкого письма Истомы Савина (работал в 1595-1629, см. Савины ), находившаяся в ярославской ц. св. прор. Илии вместе с аналогичными иконами др. рус. святых работы того же мастера (Опись 1651 г. ц. Ильи Пророка//350 лет ц. Ильи Пророка в Ярославле (1650-2000 гг.): Статьи и мат-лы. Ярославль, 2001. С. 130). В описи суздальского Покровского монастыря 1651 г. упоминается редкая икона Е. вместе с прп. Евфимием Великим, возможно его небесным покровителем (Опись Покровского жен. мон-ря в г. Суздале 7159/1651 г./Сообщ.: В. Т. Георгиевский//Тр. Владимирской УАК. 1903. Кн. 4. С. 96), напоминающая изображения этих святых на полях иконы Божией Матери «Одигитрия» посл. четв. XV в. из ТСЛ. Значительное количество икон Е., созданных до сер. XVII в. (в т. ч. в связи с постройкой Преображенского собора 3-й четв. XVI в.), но в большинстве утраченных, упомянуто в описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. (Описная книга. 1878. Прил. С. 1-60). Среди них - деисусная икона в соборном иконостасе (Там же. С. 4), парная к образу прп. Сергия Радонежского. Очевидно, эта особенность отражала не только традицию включения икон прп. Сергия в деисусные чины, но и связь почитания 2 святых: согласно тропарю Е., он «бысть о Христе събеседник и спостник преподобному Сергию» ( Клосс. 2001. Т. 2. С. 363). Пространная редакция Жития Е. включает заимствования (в т. ч. сюжетные) из Жития прп. Сергия (Там же. С. 370) и сообщает о посещении Е. Троице-Сергиевой обители ( Колобанов В. А. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв.: Учеб. пособие. М., 1982. С. 101, 144). Образ Е. входил и в состав деисусного чина Евфимиева придела монастырского собора в паре с образом свт.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Издаются вполне по той же пергаменной синод. Кормчей XIII в. 132, л. 518 сл.), по которой изданы были Калайдовичем, с значительными сокращениями, в Памят. Росс. Словесн. XII в. стр. 173–203. Варианты приведены из Кормчих: Троицк. Лавры 206(Ла) и 205(Лб) XVI в., Рум. Муз. 231 (Р), Московск. Государствен. Древлехранилища 10(Д)-XVI в. и Публичной Библиотеки (Л. f. Отд. II, 80)- XV b.(II). – Принадлежность «въпрошаний» временам епископствования Нифонта (1130–1156 г.) и не одному, а трем лицам (Кирику, Савве и Илье) допускается: 1) по смыслу надписания отдельных частей памятника. Если несомненно, что в надписании первой части: «Се есть въпрашание Кюриково» указано имя вопрошателя , а не лица, дававшего ответы , то нет никакого повода иначе понимать и дальнейшие надписания; «Савины главы» и в особенности: «Ильино въпрашание ». Епископа с именем Саввы, которому бы Кирик мог предлагать вопросы, до сих пор не найдено не только в Новгороде, но и в других русских епархиях, Илия же хотя и может быть признан за одно лицо с новгородским архиепископом этого имени, занимавшим кафедру 1163–1186 г., но в нашем памятнике он является еще таким же священнослужителем (духовником), каким был и Кирик; 2) В самом содержании вопросов и ответов находятся такие черты, которые невольно заставляют предполагать, с одной стороны, тождество лица «владыки», дающего ответы во всех трех частях памятника, с другой – различие лиц вопрошающих. «Владыка» первой части – бесспорно Нифонт – в своих ответах показывает близкое знакомство с обычаями Царяграда и всей земли греческой (гл. 10, 20 и др.); но то же видно и в ответах «владыки» второй части памятника – предполагаемого Савои (гл. 4). При Нифонте Кирик обращался с вопросами, между прочим к игумену Аркадию (гл. 43), который был потом преемником Нифонта на кафедре (1156–1163); но тот же Аркадий представляется «молвящим» и в третьей части памятника, т.е. при своем преемнике Илье (гл. 23)! Различие же лиц вопрошающих видно из того, что в первой части вопрошатель (Кирик) является монахом, только не принявшим еще схимы (гл. 68), а во второй (в Савиных главах) – женатым священником (гл. 4). – Для удобства пользования памятником, мы разделили Кириковы вопросы на главы (числом 101), подобно тому, как в самом подлиннике разделены «Савины главы» (24) и «Ильино въпрошание» (28). Се Есть вопрашание Кириково, еже вопраша Епископа новгородского 242 Нифонта и иных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Русское кладбище в Савине возникло в 20-40 годах XX века. Как известно, после Октябрьской революции многие были вынуждены оставить родину, дабы спасти свою жизнь. Часть людей направилась в КСХС, в том числе и в Черногорию. Немалое число беженцев осталось в городе Херцег-Нови. Русские, как могли, старались адаптироваться к новым условиям, однако у большинства из них жизненные обстоятельства складывались довольно печально. Беженцы были вынуждены работать за невысокую оплату, трудоустраиваться не по специальности, так как в небольших черногорских городах было недостаточно рабочих мест. Многие кое-как сводили концы с концами, людям не хватало медикаментов и провианта. Да и путь из России и Черногорию был нелегким, у иных он сильно сказался на здоровье, так что вскоре появились первые умершие. Из-за того, что на этом участке кладбища Савины было похоронено 12 адмиралов и генералов, его иногда называют генеральским или военным кладбищем. Среди погребенных тут есть не только военные, но и врачи, профессора, инженеры. Впоследствии часть мигрантов погибла во Второй мировой войне, сражаясь против фашистов, некоторые беженцы были высланы в сталинские лагеря. В Херцег-Нови почти не осталось белых эмигрантов, а кладбище постепенно стало зарастать травой и приходить в упадок. Далее долгие десятилетия оно оставалось заброшенным. Согласно письменным источникам, ранее русское кладбище включало порядка 270 могил. Но скорее всего людей здесь было похоронено даже больше, так как периодически из-за нехватки места гробы тех, у кого поблизости не осталось родственников, выкапывались. Останки ссыпали в колодцы, а на прежних местах хоронили новых покойников. Одно время кладбище белых эмигрантов и вовсе собирались сровнять с землей, но тут вмешалось Общество русско-сербской дружбы. Оно добилось судебного запрета и решения о консервации этой территории, а спустя некоторое время занялось восстановлением кладбища. При содействии немногочисленных добровольцев территория была расчищена, останки перезахоронены и отпеты. В СМИ сообщалось, что всего на реставрацию кладбища и строительство церкви было затрачено около 1 миллиона евро. 40% от суммы выделила российская госдума.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Имена же их следующия: Елимеи 97 , Пэоны 98 , Лазы 99 , Коссесуи 100 , Гасфины 101 , Палестинцы, Индийцы, Сирийцы, Арабы, которые суть Кайяне 102 , Ариане 103 , Масесилы 104 , Гирканяне 105 , Магусэи, Троглодиты 106 , Ассирийцы, Карманцы 107 , Лидийцы, Месопотамиты, Евреи, Килины 108 , Бактриане, Адиавины 109 , Камилии, Сарацины 110 , Скифы, Хионяне 111 , Гимнософисты, Халдеи, Парфяне, Еноты 112 , Кордилины 113 , Массины, Финикияне, Мадиинеи 114 , Комагены 115 , Дарданцы 116 , Еламасины, Кедрусии, Еламиты 117 , Армяне, Киликийцы 118 , Египтяне, Финикияне, Понтики 119 , Мармариды 120 , Вионы 121 , Карийцы, Халивы 122 , Псиллиты 123 , Моссиники 124 , Ивирийцы 125 , Фригийцы 126 . У Хама же, втораго сына Ноева, было детей и внуков тридцать два, до самаго разделения языков. От них произошли: Ефиопы, Троглодиты, Аггеи, Гангины 127 , Савины 128 , Ихфиофаги 129 , Елланики 130 , Египтяне, Финикияне, Мармариды 131 , Карийцы, Псиллиты, Моссиники, Фригийцы, Македоняне, Краконы, Сиртиты 132 , Лептиты 133 , Магниты, Вифинийцы, Номады, Ликийцы 134 , Мариандины 135 , Памфилийцы 136 , Мосхесидии 137 , Писидийцы 138 , Авгалеи, Киликийцы, Маврусии 139 , Критяне, Магарды, Нумидийцы, Африканцы, Визакины, Насамоны 140 , Фасгины, Мазики 141 , Гарамы 142 , Гетулы, Влеммии 143 , Авксомиты 144 . Они занимали землю от Египта до Океана. Острова, ими занимаемые: Куркуда, Лопадуза, Гавл 145 , Рида, Мелита 146 , Керкира (Корцира) 147 , Мина, Сардана 148 , Гортина, Крит, Главк 149 , Фира 150 , Ариан, Астипалея 151 , Хиос, Лесбос, Тенедос, Имвр, Иазос, Самос, Кос, Книда, Нисурос, Мегиста и Кипр 152 . У Иафета же, третьяго сына Ноя, было пятнадцать детей и внуков до разделения языков. От них произошли: Мидяне, Гарганцы 153 , Армяне, Арреи 154 , Амазонки 155 , Коллы 156 , Корзины 157 , Венеагины, Галаты, Каппадокийцы, Пафлагонцы 158 , Мариандины, Тиварины 159 , Халивы, Моссиники 160 , Колхяне 161 , Меланхлены 162 , Сарматы 163 , Меоты 164 , Скифы, Тавры 165 , Фракийцы 166 , Вастерны 167 , Иллирийцы, Македоняне, Ливийцы, Фригийцы, Паннонцы 168 , Вестеры, Венны 169 , Давны 170 , Япиги 171 , Калабрийцы, Иппики 172 , Латиняне, или Римляне, Тирренцы, Галлы, Кельты, Ливистины, Кампанцы, Келтивиры, Аквитанцы 173 , Иллириане, Васанты, Самосцы, Карпетаны 174 , Лузитане 175 , Вакеи, Британцы, Скотты 176 , Испанцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Книга представляла собою роскошный фолиант, состоявший из пятиста крупных – размером в четверть типографского листа – страниц. На титульном листе значилось посвящение выдающемуся меценату дубровницкому изгнаннику Марину Бобальевичу, чья судьба была тесно связана с созданием книги. Та редакция книги, которая находилась в библиотеке Владиславичей, и которую Савва сейчас держал в руках, состояла из трёх глав: Происхождение Славян; перевод летописей попа Дуклянина и История южнославянских земель (Рашки и Сербии, Боснии и Герцеговины, Хума, Хорватии и Болгарии). Савва понял идею Орбини: все славяне могли быть преподнесены в глазах образованных итальянцев как один народ, исходя из предположения, что все они говорили на похожих наречиях единого „словинского” языка. И эта идея могла бы стать фундаментом теории славяноведения. В орнамент ткани славянской истории Орбини вплёл не только историю рода Бобальевичей, но и вехи истории развития Дубровника, как это сделал Яков Лукаревич в своей книге «Анналы», которая вышла из печати чуть позже, в 1605 году. Учитывая, что это была первая попытка обобщить разбросанные исторические данные о славянской истории, Савве, показалось, что Орбини, возможно, немного переусердствовал в поисках славян по всему миру, стремясь обосновать их происхождение как можно глубже. И истолковал многое в этом прошлом исходя из той законченной картины исторического процесса, соответствующего мировоззрению, сформированному римо-католической философией. Он был поражен тем фактом, что Орбини вложил огромную энергию, время и знания в сбор данных. Ведь для создания столь фундаментального труда необходимо было изъездить множество архивов, самым богатым из которых была библиотека Урбинского герцога Франческо Де Ла Ровере. Вот почему позже, когда он встретится с игуменами Житомислича и Савины, а также с монахами Святой горы, то для него будет так важно услышать их мнения и аргументы в отношении этой работы Орбини. Важно будет самому ознакомиться с доступными источниками по существу вопроса.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/29/zabyty...

Надо принять во внимание еще и то, что в рукописях первая часть представляет сплошной текст, а две остальные, наоборот, разбиты на статьи.– Встречается ссылка в одной части Вопрошания на другую: в 4 ст. Савиных глав делается ссылка на 25 ст. Кирика словами: «и Клим бяше повелел.» Здесь естественно видел заимствование у Кирика другим лицом; если бы Савины главы писал тот же Кирик, ему не нужно бы было припоминать распоряжение митр. Климента и переписывать его в другой раз в своем Вопрошании.– Внутренние черты памятника свидетельствуют о единстве главного лица, дававшего ответы. «Владыка» первой части – Нифонт хорошо знает обычаи Царьграда и греческой земли (ст. 10, 19), но то же можно сказать и о владыке, с которым беседовал Савва (ст. 4).–Наконец, мы сейчас увидим, что разные части памятника дают возможность рассмотреть различие в положении и характерах духовников – вопрошателей: Кирик – иеромонах, Савва–белый священник– Л. К. Гетц (Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmaler Altrusslands. Stuttgart, 1905, SS, 196 – 208) оспаривает мнение Павлова, стараясь обосновать единство автора всех трех частей памятника – Кирика, но при этом вынужден прибегать к натяжкам и рискованным предположениям, напр., что надписание второй части прибавлено переписчиками, что выражение: «а крест на тобе чи снимаешь, буда с своею женою» (Сав., 4), доказывающее, что автор второй части Вопрошания белый священник в отличие от монаха Кирика,– не более как безличное выражение, не чуждое русскому языку (das «du» als «man» zu verstehen ist. Das ist ja dem russischen Sprachgebrauch durchaus nicht ferne). В самой статье несколько раз упоминается год ее написания – 6644.–Точнее время написания «Учения» определяется так: это было после прибытия Святослава Олеговича в Новгороде, т.е. после 19 июля 1136 г., в конце 14-го индикта («а последнее индикта 14 избывает»), т.е. до 1 сент., с которого начался 15 индикт – В Вопрошании Кирик, человек не старый, называется уже священником: ст. 6. «И се владыце рех: и еще бе-скымы еемь в себе: но ли к старости, тоже ее постригу, но ли буду лучше тогда; но худ есмь и болен»; ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После того, как святой помолился в таких словах, с неба послышался голос, удостоверявший, что молитва его была услышана, и призывавший святого в места горние. И усечен был во главу святой мученик Иулиан Святая душа его, отрешившись от плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцом и Святым Духом, Коему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь. Память 29 июля Страдание святой мученицы девицы Серафимы Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода, проживала девица Серафима, антиохийская гражданка. Своими поучениями она привела и Савину к вере Христовой. Игемон Берилл послал своих слуг в дом Савины, с приказанием взять святую девицу Серафиму и представить к нему на суд. Блаженная Савина воспротивилась этому и всеми силами старалась не допустить, чтобы посланные взяли девицу. Но святая Серафима сказала ей: — Госпожа моя и мать! Отпусти меня с ними. Ты только усердно молись за меня Богу. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и верую, что Он придет ко мне и даст мне силы верно послужить Ему, хотя я и недостойна сего по грехам моим. Блаженная Савина не решилась однако отпустить святую деву с нечестивыми слугами игемона, и вместе с нею пошла сама к игемону. Так как она по своему происхождению принадлежала к знаменитой сенаторской фамилии, то игемон, увидев ее пред собой, пришел в смущение и поспешил отпустить ее домой вместе со святою Серафимой. Прошло три дня. Игемон распорядился устроить судилище на том месте, где обыкновенно происходил суд, и приказал градоправителям привести Серафиму. Нечестивые властители схватили святую девицу и повели на суд. Блаженная Савина снова последовала за нею. Увидев, что нет возможности освободить Серафиму из рук ее врагов, она закричала игемону: — Свирепый азиатский пес! Не смей делать зла святой девице Божией. Ты сам погибнешь, ибо с нами Христос Бог наш, и Он казнит и тебя, и нечестивых царей твоих вечными муками за те многочисленные страдания, кои вы изобрели для слуг Бога живого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После того, как святой помолился в таких словах, с неба послышался голос, удостоверявший, что молитва его была услышана, и призывавший святого в места горние. И усечен был во главу святой мученик Иулиан [ 5 ]. Святая душа его, отрешившись от плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцом и Святым Духом, Коему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь. Память 29 июля Страдание святой мученицы девицы Серафимы Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода, проживала девица Серафима, антиохийская гражданка. Своими поучениями она привела и Савину к вере Христовой. Игемон Берилл послал своих слуг в дом Савины, с приказанием взять святую девицу Серафиму и представить к нему на суд. Блаженная Савина воспротивилась этому и всеми силами старалась не допустить, чтобы посланные взяли девицу. Но святая Серафима сказала ей: — Госпожа моя и мать! Отпусти меня с ними. Ты только усердно молись за меня Богу. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и верую, что Он придет ко мне и даст мне силы верно послужить Ему, хотя я и недостойна сего по грехам моим. Блаженная Савина не решилась однако отпустить святую деву с нечестивыми слугами игемона, и вместе с нею пошла сама к игемону. Так как она по своему происхождению принадлежала к знаменитой сенаторской фамилии, то игемон, увидев ее пред собой, пришел в смущение и поспешил отпустить ее домой вместе со святою Серафимой. Прошло три дня. Игемон распорядился устроить судилище на том месте, где обыкновенно происходил суд, и приказал градоправителям привести Серафиму. Нечестивые властители схватили святую девицу и повели на суд. Блаженная Савина снова последовала за нею. Увидев, что нет возможности освободить Серафиму из рук ее врагов, она закричала игемону: — Свирепый азиатский пес! Не смей делать зла святой девице Божией. Ты сам погибнешь, ибо с нами Христос Бог наш, и Он казнит и тебя, и нечестивых царей твоих вечными муками за те многочисленные страдания, кои вы изобрели для слуг Бога живого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Блаженная Савина улыбнулась, а Полемон и другие сказали ей: — Чего ты смеешься? Она отвечала: — Я радуюсь, что я христианка, потому что кто тверд в вере Христовой, тот возрадуется вовеки. Сказали ей нечестивые: — Вот ты посмеешься, когда потерпишь, чего не хочешь: женщин, не кланяющихся богам, отводят в дом разврата. А она отвечала: — Бог святой, истинный, позаботится обо мне. После этого стали записывать имена святых и их ответы, которыми они исповедали Христа и отвергались идолов; когда хотели записать имя Савины, святой Пионий тихо сказал ей, чтоб она не говорила своего настоящего имени, а назвалась бы Феодотиею; это он сделал для того, чтобы ее поступок не был известен ее госпоже. Дело в том, что святая Савина была рабыней одной знаменитой гречанки, которая за несколько лет перед тем, в царствование Гордиана [ 8 ], не будучи в состоянии отвратить от Христа своей рабыни, блаженной Савины, прогнала ее связанную в пустынные горы, где ее тайно кормили верующие; потом многим старанием святого Пиония она была избавлена от оков и от рабства своей госпоже. Святой Пионий боялся, что госпожа ее как-нибудь узнает ее по имени и захочет ее опять взять к себе; поэтому он и велел святой Савине назваться Феодотией. Когда Полемон спросил, как ее зовут, она отвечала: — Меня зовут Феодотиею. — Христианка ли ты? — спросил Полемон. А святая ответила: — Да, христианка. Ее ответы были записаны так же, как и ответы Пиония и Асклипиада. Полемон спросил еще: — Какого ты бога почитаешь? Святая отвечала: — Бога Всесильного, сотворившего небо и землю и всех нас; познанного нами чрез Его Слово, воплотившееся от Пречистой и Неискусобрачной Девы Богородицы, чрез Господа нашего Иисуса Христа. Записав имена святых, повели их в темницу, а за ними следовал весь народ. Некоторые говорили про святого Пиония: — Посмотрите: он всегда был бледен, а как нынче румян! А другие кричали: — Мучить надо сих, если не хотят приносить жертву богам. Отвечал святой Пионий: — Мучьте, кто вам препятствует! Нас не охраняют оруженосцы, не защищают нас воины, мы в ваших руках: мучьте нас!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Блаженная Савина улыбнулась, а Полемон и другие сказали ей: — Чего ты смеешься? Она отвечала: — Я радуюсь, что я христианка, потому что кто тверд в вере Христовой, тот возрадуется вовеки. Сказали ей нечестивые: — Вот ты посмеешься, когда потерпишь, чего не хочешь: женщин, не кланяющихся богам, отводят в дом разврата. А она отвечала: — Бог святой, истинный, позаботится обо мне. После этого стали записывать имена святых и их ответы, которыми они исповедали Христа и отвергались идолов; когда хотели записать имя Савины, святой Пионий тихо сказал ей, чтоб она не говорила своего настоящего имени, а назвалась бы Феодотиею; это он сделал для того, чтобы ее поступок не был известен ее госпоже. Дело в том, что святая Савина была рабыней одной знаменитой гречанки, которая за несколько лет перед тем, в царствование Гордиана не будучи в состоянии отвратить от Христа своей рабыни, блаженной Савины, прогнала ее связанную в пустынные горы, где ее тайно кормили верующие; потом многим старанием святого Пиония она была избавлена от оков и от рабства своей госпоже. Святой Пионий боялся, что госпожа ее как-нибудь узнает ее по имени и захочет ее опять взять к себе; поэтому он и велел святой Савине назваться Феодотией. Когда Полемон спросил, как ее зовут, она отвечала: — Меня зовут Феодотиею. — Христианка ли ты? — спросил Полемон. А святая ответила: — Да, христианка. Ее ответы были записаны так же, как и ответы Пиония и Асклипиада. Полемон спросил еще: — Какого ты бога почитаешь? Святая отвечала: — Бога Всесильного, сотворившего небо и землю и всех нас; познанного нами чрез Его Слово, воплотившееся от Пречистой и Неискусобрачной Девы Богородицы, чрез Господа нашего Иисуса Христа. Записав имена святых, повели их в темницу, а за ними следовал весь народ. Некоторые говорили про святого Пиония: — Посмотрите: он всегда был бледен, а как нынче румян! А другие кричали: — Мучить надо сих, если не хотят приносить жертву богам. Отвечал святой Пионий: — Мучьте, кто вам препятствует! Нас не охраняют оруженосцы, не защищают нас воины, мы в ваших руках: мучьте нас!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

  001     002    003    004