То же самое может произойти и с Межсоборным присутствием. В последний день мы получим готовый документ, в котором будет сказано, что он содержит позицию, выработанную в результате многочисленных дискуссий. Таким образом могут быть приняты решения о переходе на новый календарный стиль, об изменении или реформе языка богослужения, об изменении приходского устава и т.д. А потом попробуйте докажите, что тот или иной документ не является естественным следствием дискуссии, что он содержит позицию, не разделяемую всей полнотой Церкви, что на самом деле 95% народа Божия и большинство духовенства выступают за статус-кво, и что документ принят вопреки мнению большинства. Складывается впечатление, что кто-то не заинтересован в обнародовании хода мыслей, рассуждений, просто потому, что это будет диссонировать с какими-то другими подходами и позициями. Проблема заключается в том, что в комиссии Межсоборного присутствия кооптированы назначенцы. Судя по кругу людей, которые там присутствуют, можно уже предположить, какие позиции там будут преобладать. Я уверен, что если бы комиссии формировались соборно, допустим, половина членов комиссии назначалась, а другая избиралась, то в Комиссию по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ попал бы Анатолий Степанов. Было бы желательно, если бы на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства члены комиссии избирались бы тайным голосованием. Эти комиссии являли бы собой срез мнений московского духовенства, его настроения и позиции. Позиция же комиссий, сформированных так, как сформированы комиссии Межсоборного присутствия, которые создают видимость дискуссии и будут выдавать заранее заготовленные документы за плод дискуссии, вряд ли будет вызывать доверие. В самом принципе формирования комиссий Межсоборного присутствия уже заложен несоборный подход. А ведь формирование комиссий - это важнейшее дело. Ведь можно так расставить людей, что станет возможным на 99% предсказать результат их работы. На сайте «Русской народной линии» вот уже несколько месяцев работает актуальная тема «Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ» . Эта рубрика вызывает живой интерес у читателей, ее активно посещают. Я уверен, что ваша живая искренняя общественная дискуссия вызвала отторжение и раздражение. Казалось бы, вы откликнулись на призыв Патриарха, но поскольку ваша дискуссия стала развиваться в неугодном для кого-то направлении, то она стала не всех устраивать, а некоторых даже раздражать.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/29/vl...

Антон А. (РПЦЗ), США 15 января 2008г. 07:38 1. Трудно не согласиться с о. Саввой и при ближайшем рассмотрении действительно изменения в епархиях и назначение архиереем должно быть одобренно Патриархом (для РПЦЗ). Но дело в том, что понятие широкой автономии относительно новое и не совсем определенно в каноническом аспекте, кроме как http://www.patriarchia.ru/db/text/133132.html и то скудно. Кроме того, получается, что Томос определяет основные положения Самоуправляемой церкви (Устав) и " Глава VIII. Самоуправляемые Церкви " противоречива. Томос определяет Устав, но он уже существует в строгом смысле в Главе VIII. Будем полагать, что Акт о каноническом общении это и есть тот самый Томос. Но как же тогда с Американской ПЦ и ее Томосом, т.е. канонической территорией в США? Отмечу: интересно сравнить Главу VIII и Устав РПЦЗ до Воссоединения (это к вопросу про курицу и яйцо). 2. Устав пишется и принимается самой Самоуправляемой церковью (ее Собором) на основании Томоса. Поэтому конкретизирование понятия " широкой автономии " идет на уровне Устава, который потом утверждается Синодом и Патриархом (Глава VIII. Пункт 13). 2. Посмотрев на Устав ЭПЦ нахожу такое же противоречие, как и в новом Уставе УПЦ (http://www.orthodox.ee/index.php?d=odoc/statut Пункт 3.3.2.). Здесь надо просто иметь здравый смысл и понимать, что мирянина на предстоятельское место не выберут и утверждать будет Патриарх. Есть основы Канонического права, которые надо знать перед прочтением Уставов. 3. Было такое древнее право у Митрополита Киевского (до революции) варить Святое миро, чего не видно в новом Уставе, вот это будет точно широкой автономией. 4. По значимости статус РПЦЗ выше трех Самоуправляемых церквей (ПЦМ, ЭПЦ и ЛПЦ) сразу после УПЦ, но это для будушего подтверждения. Одно дело смотреть на юр. бумагу, а другое на историческую значимость. Украина для России, как Косово для Сербии. 5. Что будет действительно важным, это определение " канонической территории " Самоуправляемой церкви. Что будет, если Донецкая или/и Луганская епархии решат, что хотят стать частью РПЦ, а не УПЦ? Ведь Украина в своих современных границах относительно новое государство. Такое не обусловленно современными правовыми нормами.

http://bogoslov.ru/article/269165

В древнейшей редакции Студийского устава служба В. отсутствует; в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318-319) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 58) последование В. соединено с последованием прор. Авдия , совершается служба с «Аллилуия». В иерусалимских Типиконах различных редакций последование В. также соединяется с последованием прор. Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до кон. XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С кон. XVII в. в Типиконах дается формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику 4-го гласа: «        ». В совр. греч. Минее тропаря нет. Кроме тропаря в корпус песнопений В. входят песнопения: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «      »; канон 4-го гласа творение Феофана, с акростихом «Τος καρτερος σου, Βαρλαμ, μλπω τνους. Θεφνους» (Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни. Феофан), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισομα σοι Κριε Θες μου» (          ), нач.: «Τας τς σν θλσεως λαμπηδσι, περιλαμπμενος μς» (Твоего страдания светлостями нам озаряемым); неск. стихир. Песнопения В. засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греч. Минее указан другой седален. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/154161.html

Беспорядки и волнения, имевшие место в духовных школах во время революции 1905-1907 гг., привели к тому, что в 1908 г. была проведена ревизия А. д., по результатам к-рой был составлен и 2 мая 1910 г. принят новый устав (дополненный в 1911), к-рый устранил предоставленную А. д. в 1906 г. частичную автономию. Устав предусматривал расширение преподавательского состава, введение практических занятий для студентов, увеличение числа кафедр - открывались кафедры истории Византийской и слав. Церквей. Особое внимание уделялось религ. и нравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение богослужений стало обязательным для студентов и преподавателей, отмечалась важность соблюдения постов. Для повышения авторитета администрации А. д. устав предусматривал епископский сан для ректора и сан архимандрита для инспектора; предпочтение отдавалось преподавателям в священном сане. Устав усилил власть епархиальных архиереев над высшей духовной школой. В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске 5-й правосл. А. д., проект был одобрен, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. комиссия из представителей А. д. выработала проект нового устава А. д. и представила его на рассмотрение Поместного Собора РПЦ (1917-1918) , к-рый одобрил его. Устав предусматривал восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, допущение в А. д. женщин в качестве вольнослушательниц, введение более узкой специализации. С установлением советской власти изменились условия деятельности А. д. Декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 авг. того же года разрешалось преподавание религ. вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в МДА прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Правосл. Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона (Беллавина) и возглавлявшаяся ректором прот. Н. Боголюбским , просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов , Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225 чел. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до кон. 1920 г. Последний ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) в окт. 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития , состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается). Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря - Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49). Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии. Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады ). Частное поминовение По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143). Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225). Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources//DOP. 2001 Vol. 55. P. 21-51. Библейские тексты православного З. б. В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу. На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» - в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й:      [        ], 2-й:       на отпевании - на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и       ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр. изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы:           и          ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом - ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того - и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Доклад митр. Климента был посвящён наиболее актуальным проблемам приходской жизни Русской Церкви. Основное место в докладе занимали вопросы организации пастырской деятельности духовенства, просветительской и миссионерской работы на приходах, усиления взаимодействия между приходами и священнослужителями, поиска новых направлений в работе с молодёжью и детьми. В докладе архиеп. Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, были затронуты важнейшие аспекты развития монашеской жизни на современном этапе.В докладе архиеп. Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, были затронуты важнейшие аспекты развития монашеской жизни на современном этапе. Оба доклада положили начало обширной и многоплановой дискуссии. В ходе обсуждения иерархи признали необходимым усиление пастырской и просветительной деятельности приходов и монастырей. Было отмечено, что приоритетным направлением работы на приходах должна стать внутренняя миссия – более глубокое воцерковление крещёных людей. Предложено побудить пастырей к более тесным и живым контактам с прихожанами и всеми обращающимися за духовной помощью. В выступлениях многих иерархов прозвучала серьёзная обеспокоенность распространением в ряде приходов литературы псевдодуховного содержания. В связи с этим было предложено просить А. С. рекомендовать пастырям более ответственно подходить к выбору литературы, предлагаемой книжными лавками приходов. Обсуждая юридические проблемы, архиереи-участники заседания рабочей группы с удовлетворением восприняли предложение архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) о совершенствовании принятого в 1998 г. Устава прихода РПЦ. Кроме того, было предложено внести изменения и уточнения в ряд документов, регулирующих монастырскую жизнь, а также высказано мнение о необходимости обратиться в государственные органы с предложением об упрощении форм отчётности и требований различных инспекций, предъявляемых приходам и об освобождении монастырей от налогов на экологию.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

4. Черногория. Теократические формы правления, имевшие место в эпоху легендарных владык. Зоран Чворович: Церковно-правовая разъединённость сербов в эпоху от падения средневековой Сербской Государственности и до формирования в 1918 г. Королевства СХС была следствием утраты национальной Державы. Живя против воли под различными чужими властями, сербы пытались сохранить единство своей церковной организации, которая в то же самое время обрела национально-политические черты. Противники сербского церковного, а тем самым и национального единства в равной мере были и турки, и австрийцы, и венецианцы, и Фанар. Поскольку в условиях отсутствия национальной державы именно церковные организации принимали облик национально-политической организации сербов, то участие мирян в деятельности автокефальной Печи патриаршей и автономной Карловацкой митрополии было значительным. Упразднение Печи Патриаршей и переход сербских епархий под власть Фанара закономерно привели к утрате национальных атрибутов и умалению влияния мирян. Одним словом, сербы никогда не разрушали свою церковную организацию, но даже в условиях порабощённости пытались сохранить её единство и национальные черты. Церковная дезинтеграция всегда была результатом воздействий извне. Клерикализм никогда не был присущ сербской церковной организации, но всегда проявлялся, когда сербскими епархиями управляли греческие владыки. Если будет воспринят проект Нового Устава СПЦ, то это будет первый раз, когда сербские владыки принимают акт, который создавал бы условия во-первых, для дробления сербского церковного единства; во-вторых, для развития тенденций епискополатрийской клерикализации - в ущерб специфического сербского святосавского православного уклада. П.В.Тихомиров: Зоран, поговорим о дне сегодняшнем. У нас сейчас в РПЦ сложилась такая психологическая ситуация, которая, увы, не способствует тому, что усиление роли мирян будет продуктивным. Дело в том, что на сегодняшний момент реальность такова, что утрачено то, что можно было бы назвать некой «корпоративной нормой», имевшей место в церковно-приходской среде 90-х годов. Трудно найти сегодня в церкви единомышленника по трём и более принципиальным вопросам...

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/07/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАЛАВР Низшая ученая степень. О происхождении термина существуют разные гипотезы, т. к. слово «Б.» не встречается в классической латыни. По мнению Ш. Дюканжа , Б. происходит от позднелат. baccalarius (baccalaria - поместье), этим словом в раннем средневековье называли не вступивших в брак детей колонов. В дальнейшем название «Б.» употреблялось по отношению к мелкопоместным дворянам, к-рые являлись в ополчение без вассалов. Позднее в городских ремесленных цехах Б. стали называть подмастерьев, еще не ставших присяжными мастерами. Появился также термин «церковный Б.» по отношению к церковнослужителям, еще не принявшим сана. Академическая степень Б. впервые была введена Римским папой Григорием IX (1227-1241) на богословском фак-те Парижского ун-та для обозначения студентов, выдержавших первоначальное испытание и защитивших диспут или детерминацию. Со временем термин «Б.» распространился на все фак-ты западноевроп. ун-тов и стал обозначать 1-ю степень, получаемую после окончания курса наук. К кон. ХХ в. степень Б. получила распространение в системе образования в США, Великобритании и ряде европ. стран. Во Франции степень Б. присваивается выпускникам лицеев, а в Великобритании и США - студентам, прошедшим первоначальный курс высшей школы. Для достижения степени Б. необходимо пройти подготовительный курс (1 год) и обучение в бакалавриате (3 года), к-рое предполагает изучение как общеобязательных, так и специальных (по выбору студента) научных дисциплин. После окончания обучения необходимо сдать экзамены по всем предметам, затем студенты получают степень Б. и могут продолжить свое образование в магистратуре. В России термин «Б.» появился в 60-х гг. XVIII в., употреблялся в Московском ун-те по отношению к особо отличившимся студентам. Не получив широкого распространения в ун-те, степень Б. была воспринята в духовных академиях, где Б. стали именовать преподавателей, не защитивших диссертацию и не получивших магистерскую степень. Звание Б. просуществовало в духовных академиях до введения устава 1869 г. В 90-х гг. ХХ в. под влиянием зап. системы образования степень Б. снова появилась в нек-рых высших учебных заведениях России (светских и духовных). Степень присваивается после успешного окончания курса обучения (обычно 4-летнего) и сдачи гос. экзаменов (иногда после защиты реферативной работы). Присвоение степени Б. в РФ регламентируется «Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоении ученых званий». Из высших духовных учебных заведений РПЦ право присваивать степень Б. имеет Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т (Москва).

http://pravenc.ru/text/77384.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34253.html 01 ноября 2006 Приложение к Акту о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ Источник:  http://www.mospat.ru Служба коммуникации ОВЦС МП Акт о каноническом общении вступает в силу по утверждении его Священным Синодом Русской Православной Церкви, действующим на основании определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви " О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью " (Москва, 3–8 октября 2004 года), и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, действующим на основании резолюции " Об Акте о каноническом общении " Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 15–19 мая 2006 года). 1. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть в установленном порядке внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви ( " Самоуправляемые Церкви " ), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви. 2. Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха. 3. В странах рассеяния, где существуют параллельные церковные структуры, а также на Святой Земле, с обеих сторон будут с подобающей пастырской осмотрительностью прилагаться все усилия для разрешения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельству. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_34253_1_21.html

«Имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, в том числе культовые здания, здания монастырей, общецерковные и епархиальные учреждения, духовные учебные заведения, общецерковные библиотеки, общецерковные и епархиальные архивы, иные здания и сооружения, земельные участки, предметы религиозного почитания, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, денежные средства, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также переданное государством и приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви» (Там же. XV 5). Право распоряжения И. ц. принадлежит Свящ. Синоду во главе со Святейшим Патриархом. Владение и пользование им осуществляется каноническими подразделениями на основе подотчетности вышестоящему каноническому подразделению. Право частично распоряжаться И. ц., за исключением зданий храмов, монастырей, епархиальных учреждений, духовных учебных заведений, общецерковных, епархиальных и иных архивов, общецерковных б-к, предметов религ. почитания, имеющих историческое значение, Синод делегирует каноническим подразделениям, к-рые владеют этим имуществом и используют его (Там же. XV 7). В данном положении Устава можно усмотреть некое противоречие с Гражданским кодексом, согласно которому «к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)» (Гражданский кодекс. С. 486). Но поскольку в «Гражданский Устав Русской Православной Церкви», зарегистрированный Министерством юстиции, вошло положение о подотчетности церковных учреждений в распоряжении своим имуществом вышестоящим каноническим инстанциям, под учредителями, упомянутыми в Гражданском кодексе, применительно к РПЦ не следует подразумевать вышестоящие инстанции церковной власти; иными словами, они не могут быть лишены права распоряжения имуществом, находящимся во владении подчиненных им учреждений.

http://pravenc.ru/text/389523.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010