Веневский: благочиннические округа: Веневский у.: 1, 2, 3, 4, 5 и 6; Епифанский у.: 1, 2, 3, 4 и 5 и Каширский у.: 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Ефремовский: благочиннические округа: Ефремовский у.: 1, 2, 3, 4 и 5; Богородицкий у.: 1, 3 и 4; Новосильский у.: 1, 4-го села: Богоявленское-Киселево, Вышняя Пшев, Михайловское-Мансурово, Моховое, Паньково, Плосское, Подтолстое, Покровское на Раковке, Спасское на Раковке, суры, Судбищи и Троицкое-Журавлинка, 5-го села: Воиново, Голунь, Малиново, Ново-Воскресенское, Ново-Михайловское, Ново-Успенское, Никольское-Бредихино, Перестряжи, Подъяковлево и Корсаково; Чернский у.: 5-го села: Алексеевское на Ситовой Мечи, Ивановское на Ситовой Мечи, журавлво-Одинцово Никольское-Языково. Тульский: благочиннические округа: 1 и 2 г. Тулы, Тульский у.:1, 2, 3, 4 и ; Алексинский у.: 1, 2, 3, 4 и 5; Богородицкий у.; 2; Одоевский у., 2-го села: Бабошин, Березово, Веигино, Воскресенское на Уне, Ильинское-Кононовское, Карачево, Лошачи, Любень, Никольское на Крюку, Опочня,: Поречье, Протасово, Ясеновое и Якшино и Крапивенский у.: 1, 2 и 5. 15. Монастыри Благочинный монастырей Игумен Лазар. Тульский Богородичный общежительный, что в Щеглове,– настоятель Преосвященный Евдоким (г.Тула). Наместник–Игумен Сила. Покровско-Пантелеимоновское Подворье Щегловского Монастыря в г. Тула на Никитской ул. Белевский Спасо-Преображенский общежительный – настоятель Архимадрит Петр (гор. Белев). Белевская Введенская Макариевская Пустынь – настоятель Игумен Кирилл (г. Белев). Новосильский Свято-Духов – Игумен Лазарь (г.Новосиль). Тульский Успеский женский – настоятельница Игумения Херувима (г. Тула). Каширский Никитский женский – настоятельница Игумения Сергия (г. Кашира). Белевский Крестовоздвиженсий женский – настоятельница Игумения Евгения (гр. Белев). Успенско-Иверский общежительный женский – настоятельница Игумения Флавиана (гор. Венев). Богородице-Владимирская Пустынь при с-ц Липов, Крапивенского уезда – настоятельница Игумения Ольга (ст. Сумароково М.К. жел. дор.) Спасо-Казанская женская Община, при с-ц Дворянинов, Алексинского уезда – и. д. начальницы Надежда Димитриевна Давыдова (ст. Димитриевское).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В 1924 году председатель Грязовецкого уисполкома П.Е.Едемский писал о Николаевской Озерской пустыни: «Церковь, оставшаяся от монастыря, частично использована под богослужение, а остальная часть под жильё монахинь. Монахини якобы занимаются исключительно трудом в своей кружевной артели, но на самом деле кроме этого незначительного труда основной работой было поборничество. Деятельность монахинь за прошлый период характеризуется их стремлением, проявленным на деле, к выселению находящейся там Николо-Энгельской коммуны». 17 апреля 1924 года Николаевская Озерская пустынь был закрыта, 5 мая монахини должны были оставить свою обитель, нижний этаж церкви отдавался коммунарам под мастерские, верхний этаж – под народный дом. Библиография: 1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет. 2. Закрытие монастырей в Грязовецком уезде.//Городок на московской дороге. – Вологда, 1994. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. 4. Игумения Сергия (некролог).//ВЕВ за 1909 год. 5. Лебедев А.К. Стефановская пустыня у Никольского озера.//ВЕВ за 1898 год. 6. О приписной к Горнему монастырю Николаевской Озерской бесприходной церкви.//ВЕВ за 1885 год. 7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 столетия до настоящего времени.//ВЕВ за 1865 год. 8. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии.//ВЕВ за 1866 год. 9. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877. 10. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей. 15-17 вв. – Вологда, 2012.  Источник: «Православные приходы и монастыри Севера» Комментарии и обсуждение Здесь находилась Николаевская Озерская женская пустынь - приписная к Горнему Успенскому монастырю. Православные приходы и монастыри Севера --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=13630

В то время здания, ранее принадлежавшие монастырю, были заняты колонией для малолетних преступниц и представляли жалкое зрелище. По свидетельству очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. Ещё в мае 1994 года будущая игуменья Феврония обратилась к директору колонии В.С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в здании храма на территории колонии молебен на Николу вешнего. В ответ директор ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл " какой-то седой старичок " и сказал, что храм нужно отдать. А первая служба в Никольском храме прошла на Рождество 1995 года. В то время на храмах не было куполов, в братском и игуменском корпусах находилось общежитие для заключённых. Настоятельница с сёстрами прошли нелёгкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья настоятельница с сёстрами начали зарабатывать первые средства на восстановление обители. Постепенно директор колонии для малолетних преступниц передал обители сначала братский корпус, а затем и Введенский храм. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане. Большую духовную помощь в восстановлении обители оказали старцы Троице-Сергиевой лавры и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Многими трудами и молитвами сестёр были привлечены вкладчики строители новой Свято-Введенской островной пустыни. В 1995 году был восстановлен первый храм обители - Никольский. Затем был восстановлен и Свято-Введенский собор. Теперь с самого отдалённого берега озера, как символ возрождённой обители, видны купола и золотые кресты Введенского и Никольского храмов. В 2001 году взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Тутаеве, а часть - на заводе им. М.В. Хруничева. В 2008 году исполнилось 300 лет со дня основания монастыря, 29 ноября состоялся посвящённый этому событию торжественный крестный ход из города Покрова, от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, к Свято-Введенской островной пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Со стороны озёрных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Во Введенской обители старец Клеопа также установил строгий общежитийный монастырский устав Афонской горы. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г и был погребён у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все последующие времена её существования вплоть до 1918 года. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. В 1870-1890-е годы в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 году была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891-1894 годах возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Тихая и размеренная жизнь этого монастыря закончилась с приходом к власти большевиков. 16 сентября 1991 года исполком Владимирского совета народных депутатов принял решение " О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области " . На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу - 2-й этаж Свято-Введенского собора и Никольская церковь отошли к монастырю только через 3 года. Благословением от 6 октября 1993 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской, в качестве подворья Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. В июне 1995 года по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; её настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Молебен возглавил благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр Сложеникин. Ему сослужили три священника Наро-Фоминского благочиния и принявший наше приглашение иеромонах Даниил (Сычев), настоятель Казанского храма в селе Хмелита, который приехал ради совершения совместной молитвы с родной для старца Зосимы Смоленщины. Инокиня Анна (ныне монахиня Ангелина (Нестерова)), приехавшая с о. Даниилом, снимала молебен на кинопленку. Благодарим их за отзывчивость и труды во славу Божию. Молебен состоялся в бывшем соборном Троицком храме. После молебна была отслужена лития по основателю монастыря схимонаху Зосиме, по благодетелям и насельницам обители. Перед молебном состоялась беседа, где рассказали о старце Зосиме (Верховском) и об истории Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь. Было подписано письмо в адрес Его Высокопреосвященства Ювеналия с прошением о содействии в преобразовании в православный лагерь детского лагеря Метрополитена. Собрали 105 подписей. Одну копию письма отправили в Управление Московского метрополитена, а вторую – в Комитет по культуре и туризму Администрации Московской области, так как это было связано со вторым пунктом подписанного письма: обязать Управление Метрополитена немедленно перекрыть кровлю на колокольне в соответствии с предписанием архитектурного надзора по спасению памятника, согласно Охранному обязательству. Необычность молебна в здании «клуба», осознание его исторического значения для возобновления монастыря, торжественность богослужения с пятью священнослужителями, прекрасный хор из Наро-Фоминского Никольского храма, единение мыслей и религиозного чувства полутора сотен людей создали неповторимую обстановку, запомнившуюся надолго. Отрадно сознавать, что каждый приехавший в забытую пустыньку в тот морозный декабрьский день собрал по камешку из тех камней, что разбросали мы в лихие советские безбожные годы 900 . Восстановление Отчина колодца О келийке и колодце старца Зосимы в лесу «Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю» 901 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1700 г. к мон-рю было приписано 313 крестьянских дворов. К 1763 г. обитель владела 1230 дес. земли, 5 селами и деревнями, в к-рых насчитывалось 2283 чел. Лишенная своих земельных владений и отнесенная ко 2-му классу по штатам 1764 г., А. р. п. к нач. XIX в. пришла в упадок. 18 июня 1812 г. игум. Евпраксия сообщала в Рязанскую консисторию, что Предтеченская ц. обветшала и требует ремонта, а Никольская лет «6 тому назад, от подмытия берега полою водою обвалилась с монастырскою оградою» и теперь колокольни «у них не имеется», и просила исходатайствовать у Святейшего Синода необходимую для ремонта церквей сумму. Деньги так и не были выделены, и по Высочайшему повелению от 18 июня 1819 г. «за неудобностию места» А. р. п. была упразднена, а насельницы в нач. сент. 1819 г. были переведены в г. Михайлов, на место, называвшееся Черная гора. Постройки А. р. п. не сохранились. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. 338. Л. 31 (1741 г.); Оп. 53. 129. Л. 26-27; Оп. 62. 245. Л. 30-32 (1803 г.); Оп. 77. 211. Л. 1-34 (1818 г.); Оп. 108. 55. Л. 105-108 (1847 г.); Оп. 240. 87. Л. 424 (1913 г.); Ф. Р.-497. Оп. 1. 12. Л. 107-110, 163, 308; Ф. Р.-3482. Оп. 1. 168. Л. 474 (1927 г.). Лит.: Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 311-313; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 464; Иловайский Д. История Рязанского княжества. М., 1858; Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 116-121, 298-299; Число крестьянских дворов, состоявших за монастырями Рязанской епархии в 1700 году//ТРУАК. 1887. 4. С. 86; Михайловский Покровский женский монастырь: История устроения монастыря. Рязань, 1891; Головщиков К. Д. Духовные деятели Рязанского края//Ряз. ЕВ. 1897. 2. С. 63-64; Памятники русской письменности XV-XVI веков: Рязанский край. М., 1978. С. 17-18, 22-23, 95-98; Кулиничин Н. Аграфенина пустынь//Переяславль. Рязань, 1995. Кн. 4; Рязанская энциклопедия. Рязань, 1995. С. 32; Писцовые книги Рязанского края XVI-XVII вв. Рязань, 1997. Т. 1. Вып. 2. С. 303-305.

http://pravenc.ru/text/63368.html

С конца 2001 года в Софрониевой Пустыни поселилась малая община сестёр во главе с протоиереем Владимиром Цветковым. В пустынина тот момент проживало лишь несколько трудников-сторожей. В декабре 2002 года из-за неисправности печных труб случился пожар, полностью сгорел молитвенный дом. В 2003 году состоялась закладка нового храма обители. Бригадой мастеров из Санкт-Петербурга был поставлен деревянный сруб в русском стиле. Храм покрыли кровлей, установили два купола с крестами, сделали окна и приступили к внутренним работам. 12 июля 2008 года постановлением Священного Синода Украинской православной церкви старец Софроний был канонизирован в числе семнадцати преподобных Святогорской Успенской Лавры, где он начинал свой монашеский путь. Недавно[когда?] закончено строительство Храма-Часовни над могилой преподобного Софрония. Здесь всегда рады гостям и паломникам, приглашаются и все желающие потрудиться во славу Божию, помочь сестрам или на стройке. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Софрониева Пустынь находится в Арзамасском районе Нижегородской епархии, в лесу, между селами Ковакса, Никольское и Наумовка (в семи километрах от Коваксы). До Арзамаса из других городов можно добраться автобусом или поездом нижегородского, казанского, самарского направлений (если ехать из Москвы, Санкт-Петербурга). От любого из двух вокзалов в городе автобусом 1 до Соборной площади, оттуда пешком до автовокзала, где с промежутком в 2–5 часов ходят автобусы на Пиявочное (расписание мая 2007 года: 5:05, 7:15, 12:40, 17:55). Ехать до деревни Ковакса, выходить на второй остановке. Там спросить Северную улицу, где в доме расположено подворье Пустыни. Оттуда пешком до Пустыни в лес 10 км. Бывают оказии на лошади или тракторе, о которых можно заранее узнать, позвонив по телефону. В любом случае, по возможности, просим заранее позвонить на подворье, чтобы известить о вашем приезде и получить благословение. Адрес: 607217, Нижегородская обл., Арзамасский р-н, с. Ковакса, ул. Северная д. 54

http://azbyka.ru/palomnik/Иверско-Софрон...

В этом году мы празднуем 625-летие победы русского воинства в Куликовской битве. И в этой связи следует упомянуть о той роли, которую сыграло монашество в искоренении братоубийственных распрей и собирании русских земель вокруг Москвы. Велика в этом заслуга игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, который в истории нашей Церкви занимает особое место. Он благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и своими молитвенными подвигами содействовал единению Святой Руси. Особая роль принадлежит монашеству в развитии и духовном становлении Тамбовского края. Именно на этой земле родились такие светильники русского Православия, как преподобные Амвросий Оптинский, Силуан Афонский, Назарий Валаамский, прославились преподобный Серафим Саровский и святитель Феофан Затворник. Строгостью уставов и святостью жизни своих насельников Саровский и Вышенский монастыри Тамбовской епархии приобрели всероссийскую известность и стали духовными центрами и местами паломничеств. К сожалению, трагические события минувшего столетия, которые принесли неисчислимые беды всей Русской Православной Церкви и российскому народу, не обошли стороной и Тамбовскую епархию. После раздела Тамбовской губернии Саровская, Санаксарская и Вышенская обители оказались за пределами Тамбовской епархии, но общеизвестно, что исторические и духовные корни этих известных монастырей, находятся в Тамбовской земле. Хорошо понимая, сколь нелегок путь духовного возрождения, мы молимся о том, чтобы в наше время возродилась славная история Тамбовских монастырей. Отрадно видеть, что начало этому благому делу уже положено: открыты мужской Казанский и женский Вознесенский монастыри в городе Тамбове, восстанавливаются Никольская Мамонтова женская пустынь в Сосновском районе, Богородицкий Знаменский женский монастырь в Знаменском районе, Троицкий Козловский мужской монастырь в г. Мичуринске. Совсем недавно по Нашему благословению в городе Тамбове были обретены останки известной Тамбовской подвижницы благочестия преподобной Марфы (Апариной), которые будут пребывать в Тамбовском Вознесенском женском монастыре. Верим, что Милосердный Господь предстательством преподобной Марфы, будет являть духовное утешение многим жителям земли Тамбовской, посылая им здравие душевное и телесное, помогая идти по пути спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/54751.html

Одной из главных святынь монастыря, хранившихся в соборе, была часть древа Креста Господня с частицами Святых мощей (преимущественно подвижников Афонских монастырей), все частицы были вложены в киот, середину которого занимал серебряный вызолоченный крест. После закрытия монастыря в Никольском храме, как приходском, ещё какое-то время проводились церковные службы. 13 августа 1926 года начальник 1 уездной милиции Ерёмин сообщает в отделение Адмнадзора Административного отдела Моссовета, что " церкви в бывшем Введено-Островном монастыре нет, группа верующих ликвидирована в 1924 году и монастырь до 1 мая сего года был занят под дом инвалидов и с 1 мая текущего года занят детской колонией " . В это время вся монастырская собственность увезена в соседний город Покров, и началась перестройка здания. С церкви был сброшен купол с крестом, со стен содраны все иконы, а стены были замазаны штукатуркой, разобран на дрова иконостас... Никольский храм с заложенными окнами, подвергся внутренней перепланировке и был превращён в клуб. Почти ничто не напоминало о том, что некогда в бывшей церкви проходили богослужения, теплилась духовная жизнь. В 1995 году храм во имя Николая Чудотворца был восстановлен. Как вспоминала настоятельница Свято-Введенской обители матушка Феврония: " Его стены были покрыты штукатуркой, которая плохо держалась; перед очередной побелкой решили размыть все слои штукатурки и с изумлением увидели под ней удивительной красоты старинные росписи и лики. Пригласили реставраторов и под руководством художника В.И. Некрасова, следуя древним образцам, метр за метром они восстанавливали, казалось бы, навсегда утраченные святые образы " . Для Никольского храма был изготовлен новый иконостас и заказаны для него иконы. Изящные деревянные киоты для икон, панихидный столик и многое другое изготовлены замечательными художниками из мастерской резьбы по дереву в городе Владимире. В Свято-Никольской церкви находятся в ковчеге мощи старца Клеопы, недавно обретённые при ремонтных работах во Введенском храме.

http://sobory.ru/article/?object=05086

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря. После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни. Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей. В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы. В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны. В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010