Но самые лютые враги науки, по словам фельдшера, не местные колдуны, а мезенские коновалы. Как только осенью на Мезени закончатся работы, сотни этих знахарей расходятся по Олонецкой и Архангельской губерниям. Они лечат все: людей, животных. Они знают всевозможные заговоры. Колдуны – это жрецы, языческие священники, а мезенские коновалы – специалисты медики. И каким Уважением они пользуются в народе! Двери всякого дома перед ними открыты, везде они едят, пьют, живут на одном месте иногда месяц, два и нигде никогда не платят, да и в голову никому не приходит брать с них деньги. Так рассказывал мне представитель медицины о колдунах. Скоро после этого разговора, благодаря знакомству со сказочником Мануйлой, мне удалось проникнуть к знаменитому колдуну Микулаичу Ферезеину. Но прежде чем говорить об этом колдуне, необходимо познакомиться с Мануйлой. Этот даровитый человек больше всех других моих знакомых на Выг-озере обладает чистой, непосредственной верой во все чудесное. Сказочник Мануйло – человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начнет рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес по мошникам не как простой полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может решиться осуществить, это сходить в Иерусалим. – Почему же именно в Иерусалим? – спросишь его, бывало. – А потому, что это пуп земли и там все, – скажет Мануйло. Чтобы осуществить эту мечту, не нужно и денег, а только решиться идти и просить по дороге милостыню. Но решиться Мануйло не может, слаб. Мануйло – человек необыкновенно общительный, любит людей. Живет он в полуразрушенной избушке у самой дороги, по которой идут соловецкие богомольцы. Они все находят радушный приют у сказочника. Для них Мануйло уже три самовара сжег. Вслушиваясь в их разговоры, Мануйло узнает о каком-то удивительно сложном и прекрасном мире. Все эти сведения в поэтической душе перерабатываются и потом подносятся односельчанам когда-нибудь в зимние вечера на вывозке в лесных избушках. Мануйло мастер «манить», снисходительно говорят односельчане, не понимая, что эти сказки и есть единственная красота их «загнанной» жизни. Результаты творчества Мануйлы достаются им даром, они оставляют жить своего поэта в жалкой, полуразрушенной избушке.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Мы знаем, как сами члены Правительства в официальных беседах с представителями высшаго военнаго командования на фронте объясняли свое поведение – напомним, что Львов жаловался Алексееву 6-го: «догнать бурное развитие невозможно, события несут нас, а не мы ими управляем», а Гучков в письме 9-го, помеченном «в. секретно», «в собственныя руки» 349 , пытаясь «установить одинаковое понимание современнаго положения дел, считаясь в оценке последняго лишь с жестокой действительностью, отбросив всякия иллюзии», давал свою знаменитую характеристику безсилия Врем. Правительства: «Врем. Пр. не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех рзамерах, как допускает Совет Р. и С. Д., который располагает важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железная дорога, почта и телеграф в его руках. Можно прямо сказать, что Вр. Правит. существует лишь, пока это допускается Советом. Р. и С. Д. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которыя не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназваннаго Совета»: Хотя военный министр и просил врем. и. д. наштоверха «верить, что действительное положение вещей таково», едва ли надо еще раз подчеркнуть, что Гучков безконечно преувеличивает те дефекты, которые существовали в организации власти, и совершенно игнорировал тогда тот моральный авторитет и ту исключительную популярность, которые имело в стране в первые дни революции, а, может быть, и недели, Временное Правительство. Думается, объяснение надо искать в другом – в известном гипнозе, порожденном событиями. Казалось, что Петербург в революционное время – это пуп русской земли 350 . Надо добиться положительных результатов в центре – все остальное приложится само собой; мысль эту и выразил Гучков в более раннем разговоре с Алексеевым. Централистическая гипертрофия приводила к тому, что взаимоотношения Правительства и Ставки устанавливались разговорами по юзу, командировками офицеров, «осведомленных...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

5. Демонстративный  Поздравим себя — в нашей семье растет артист! Яркий, живой, общительный, остроумный... но — эгоцентричный, непостоянный, любящий прихвастнуть и... приврать. Да, фантазия развита хорошо, а желание привлечь к себе внимание зашкаливает, поэтому постоянно что-то выдумывает, быстро учится манипулировать окружающими... Эдакий Остап Бендер и Буба Касторский в одном флаконе. Очень живой человечек, быстро и творчески реагирующий на все, что происходит вокруг. Как вести себя с ним родителям? Опять же осторожно и тонко. Перехваливать — не просто нежелательно, а опасно! Ребенок может утвердиться в своем мнении, что он — пуп земли и все вокруг существует лишь для того, чтобы им восторгаться. Но игнорировать тоже нельзя — зачахнет. Не позволяем вить из нас веревки, не уступаем, не потакаем любому капризу, не поддаемся на манипуляции, на которые наше чадо — большой мастер: тут и слезы в ход идут, и скандалы, и крик, и шантаж... Нет, держим свою линию. В то же время считаемся с его интересами, если эти интересы адекватны. Слышим его, видим его, реагируем спокойно и твердо. А захочет в артисты — добро пожаловать! Поддерживаем! У него получится. 6. Эмоционально подвижный Ребенок-флюгер. Настроение меняется в день по десять раз. А с настроением — и здоровье, и работоспособность, и аппетит, и мировоззрение... Вот сейчас хотел есть — уже не хочет. Только что хохотала — теперь лежит, калачиком свернулась, хнычет. Минуту назад ласкался, на колени лез — сейчас дуется, отталкивает, прячется... Тонкая душевная организация, эмоции через край, ранить может не то что слово, а даже интонация, неудачный взгляд или жест... Но уж если такой эмоционально подвижный ребенок полюбит — это надолго. И ради того, к кому он привязался, ребенок пожертвует всем — своими интересами, своими желаниями, своими вещами... Преданный, верный, отзывчивый. Таких нельзя предавать. Здесь смысл фразы «Мы в ответе за тех, кого приучили» возрастает в разы. Издержки эмоциональной подвижности — часто не доводит начатое до конца. Увлекся, заинтересовался, начал, а потом — раз! — и погас, и уже не интересно. Еще одно сильно выраженное качество — чувствительность к критике. Такой ребенок и так «самоед», постоянно гложет и терзает себя, уверившись в собственной несостоятельности, а если получает «подтверждение» своей низкой самооценке извне, то переживания превращаются в настоящую трагедию.

http://foma.ru/kak-ponjat-harakter-reben...

305 См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 28–30. Любопытно в связи с этим существование поверья, что Изначальный Холм (Бен-Бен) стал местом, на котором был возведён впоследствии гелиопольский храм Ра-Атума. Таким образом, храмовая возвышенность осмыслялась египтянами как пуп земли (омфалос) или ось мира (axis mundi). 306 «Великая Эннеада» (греч. ννες – букв. «девятка») – девять главных богов Древнего Египта, которые также считались и его первыми царями. 307 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 114. 309 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 115. 310 Хатхор (Хатор) (букв. «дом Гора» (т. е. «небо») – богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Гора. В древности считалась дочерью Ра. В древнейший период представлялась в образе небесной коровы, родившей солнце. Является персонификацией Млечного Пути, который виделся древним египтянам как молоко небесной коровы. 313 Книга Мёртвых/пер. М.А. Коростовцева//Цит. по: Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. T. 1.) С. 71. 314 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 116. 315 Ср. с пониманием сакральности царской власти в конфуцианстве (см. гл. VII. Конфуцианство), в шумеро-аккадской традиции (см. гл. X. Религия и культура Шумера; гл. XI. Религия и культура Аккада), а также в хеттской культуре (см. гл. XIII. Религия и культура хеттов). 316 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. С. 18. 317 Данный факт был установлен современным египтологом А.О. Большаковым. См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 131. 318 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 111. 319 Ср. с функциями правителя (императора) в Древнем Китае (см. гл. VI. Древнекитайские религиозные представления).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1185 ρβιοι σβουσι μν, ντινα δ οκ οδα τ δ γαλμα εδον λθος ν τετργωνος Max Tyrius, Diss. 38. Migue, Cursus patrologiae. Ser. 1, t. VII, p. 494. 1210 Омфал (μφαλς – пуп) – посвящённый Аполлону камень в Дельфах, в его же храме, считавшийся пупом Земли. – примеч. эл. редакции. 1220 См. Pocock, Spec. p. 121–123. Впрочем, Ель-Азраки, менее наклонный к таинственному, говорит, что камень стал чёрным просто от пожаров, какие постигали Каабу до и после ислама. См. Perceval, Essai, t. I, p. 171. 1225 Относительно этого Персевил отмечает: по свидетельству Буркгардта, йеменский уголь, еррукн ель-имени, есть юго-западный угол Каабы, а черный камень находится на северо-западном углу здания, но, может быть, он не всегда занимал это место. Нибур полагает его на северо-восточном углу. Джигани, цитированный Саси в его комментарии на Харири, кажется, словом рукн-ямани называет одинаково юго-восточный и юго-западный углы Каабы, и помещает черный камень на юго-восточном углу. Мусульманские писатели, на основании которых Д’Оссон составил свой религиозный «кодекс оттоманского народа», обозначают четыре угла Каабы следующими четырьмя именами: иракский угол, еррукн-ель-Ираки (NW); сирийский угол, еррукн-ель-Шамп (NO); йеменский угол еррукн-ель-Ямани, (кажется угол ПО) и угол черного камня, рукн-ель-Хаджар-ель-асвад (SW). См. Perceval, Essai, t. I, p. 400. 1227 Впрочем, Дози не соглашается считать его метеоритом. Для решения этого вопроса он обращается к одному известному естествоиспытателю, показав ему рисунки этого камня, доставленные путешественниками, и получил от него, хотя и нерешительный, но всё же отрицательным ответ. Этот естествоиспытатель (профессор I. van der Howen) ответил Дози, что он не находит подтверждения для признания его метеоритом. «Все здесь, – пишет он, – основано на рассказах и баснословном предании; если бы были исторические данные, то я ничего не имел бы возразить против этого. Что он может быть метеорным камнем, в этом я не желаю сомневаться. Выражение в указанном мне Вами сочинении Али-бея, который объявляет этот камень за кусок вулканического базальта, нельзя однако же, согласить с общепринятым взглядом, потому что если этот камень метеорит, то он никак не может быть вулканическим базальтом, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее . Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников? В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет. И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее. «Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!» Дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь Сам заповедал исполнять их Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

http://pravoslavie.ru/110192.html

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома. Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин : – Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей… С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия ? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

http://pravoslavie.ru/94319.html

Сколько выдающихся писателей и художников блестяще изобразили в гениальных произведениях, ставших достоянием мировой литературы и искусства, какая это страшная сила – бесовская! Диавол ведет бесконечную борьбу с Церковью Христовой, чтобы стереть ее с лица земли. Он непрестанно борется за каждую человеческую душу, чтобы погубить ее. Сатана всегда незримо стоит возле человека, искушая и соблазняя его в грех. Каждый верующий может засвидетельствовать, что в его жизни случалось такое, когда в моменты особого подъема духа, в светлые, тихие, радостные минуты молитвенного общения с Богом вдруг, помимо его воли, как огонь, опаляет душу зло, злые мысли и желания; восстают на душу плотские страсти, похоти, появляется в сердце гнев, ненависть к кому-нибудь из людей, тяга к какому-либо греху. И человек тогда ощущает себя как бы связанным, бессильным, безвольным рабом злой воли… Такое внезапное, вроде бы беспричинное появление в душе зла христианство объясняет бесовским наваждением. И если в эти минуты не поддаться своей волей злым духам, а противостоять им усердной молитвой, сосредоточиванием всего своего внимания на Боге, то наваждение злой силы отступит и человек воспринимает своим внутренним чутьем блаженство от достигнутой победы в незримой брани с бесами. В том, что злые духи существуют и ведут брань против Бога, Его Церкви, верующих, убеждают даже такие примеры. Есть люди, которые не могут без внутренней злобы, подчас даже очень большой, смотреть на священнослужителей, на храмы, иконы, крест. Какая сила возмущает их души? Некоторые не могут удержаться, чтобы не распространять какую-либо порочную ложь и небылицы о духовенстве, верующих, чтобы не помянуть святое имя Божие в своей ругани, и во всем этом находят для себя успокоение, утешение, ибо этим самым питают живущего в их сердцах нечистого духа необходимой для него пищей. Или еще пример. Рука человека может делать любые движения, выполнять любую сложную работу. Но как невыносимо трудно многим людям (не физически, а нравственно) преодолеть внутренний страх, навеянный бесами, чтобы истово, благочинно осенить себя Крестным знамением, полагая свои персты, сложенные для изображения крестного знамения, на лоб, на живот (пуп), на правое и левое плечо, произнося слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и сделать при этом поклон (поклониться Богу).

http://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-...

Кстати, психологи отмечают, что часто домашние тираны действительно сами зависят от ситуации «тиран-жертва», ощущают себя комфортно в доминирующем положении, и если жертва, наконец, осознает свое положение и выходит из такого союза, агрессор словно теряет почву под ногами и пытается все вернуть на круги своя – не потому, что «осознал свое поведение», а чтобы восстановить привычный ритм жизни и продолжать оказывать психологическое и физическое давление. Супруг Ирины привык тиранить жену. «Он мог прицепиться к чему угодно. Скажем, приходит домой – все убрано, но он проведет рукой где-то в углу – «А вот тут пыль, ты не убрала!» И начинался конфликт, который часто заканчивался побоями, – вспоминает Ира. – К детям был очень строг. Выполнение домашних заданий проходило всегда со слезами, рядом лежал ремень, он их часто лупил. Он не выносил плача детей. Однажды дочка сильно раскапризничалась, когда мы собирались на улицу, и он начал ее бить. Мне пришлось буквально вырывать девочку у него из рук». Несколько лет Ирина уговаривала мужа пойти к психологу, разобраться в ситуации. «Только когда мы с детьми ушли, он пошел к специалисту. И сам со мной как-то поделился мнением психолога: поскольку сам он был в детстве брошен, то искал себе замену мамы – опекающую женщину, такой я и была, а когда появились дети, он начал ревновать меня к ним. Хотя в этом не было смысла: все равно он был в семье «пуп земли» и все делалось для него…» Два года по судам Ирина несколько лет справлялась с ситуацией сама, пока не случился кульминационный эпизод в 2014 году. Избиение, рассказывает женщина, продолжалось минут 40, пока она, наконец, не вырвалась и не убежала к соседям. Оттуда она вызвала полицию и скорую помощь. Правда, полицейские, как водится, отпустили мужчину довольно быстро, уже через полчаса он вернулся домой. К этому времени врачи уже были на месте. «Мне было очень страшно, и я сказала врачам, что детей заберу с собой. Они были против – говорили, что сейчас ночь, да и больница взрослая, куда там с детьми? Но когда при них муж ворвался в дом и буквально с порога снова бросился ко мне, врачи тут же оценили ситуацию. Это были двое мужчин, они удержали мужа, а мне сказали: «Собирайте детей!»

http://pravmir.ru/kogda-ubyut-zvonite/

3. Религия учит смирению. Не мантре “я хуже всех, я хуже всех, я хуже всех” – это мантра техническая, она не более соответствует действительности, чем изображение Бога в виде дедушки на облаке: иногда полезно, но сути не выражает. Религия учит настоящему смирению, тому самому, о котором говорят в мотивирующих речах Джобсы и Гейтсы. Учит тому, что миру (но не Богу) на тебя плевать, что ты не пуп земли, и тебе будет трудно (от слова труд), и это неизбежно, и иногда придётся есть горький хлеб поражений и неудач. Мир управляется Тем, Чьи пути неисповедимы и Кто не рассказывает тебе о своих планах, а просто делает, что хочет. Его не понять, Ему стоит просто довериться – а значит, работать изо всех сил, дабы не посрамить врученной миссии. И это важнейшее качество, на практике оборачивающееся способностью не ныть, а работать. Или хотя бы не только ныть. 4. Религия учит благодарности. Тому особому типу отношений, который встречается довольно редко, но людьми очень ценится. Когда не забывают добра и не мстят за зло, когда в отношениях царит спокойная доброжелательность и готовность помочь (потому что есть заповедь “Просящему у тебя дай”), не переходящая в лизоблюдство (потому что нас учили не искать одобрения от людей). К тому же религия учит, что все люди одинаковы. Что нет смысла робеть перед кем-то и мечтать войти в какое-то “высшее общество”, переживать о чьём-то невнимании и так далее. Все – грешники. Все – смертны. Всех будет судить один Бог, который всех любит. Никто не лучше другого. Я не лучше никого, но никто и не лучше меня. И поэтому всякому должно воздавать честь, как тому, за кого Христос умер. Более того, в идеале человек религиозный принимает и зло, и добро как дар Божий, ища во всём прежде всего пользы и урока, а не повода для недовольства. 5. Религия учит надежде. Более того, она начинается с понимания своего положения как абсолютно безнадёжного: в “спасении” нуждается тот, кому уже нельзя “помочь”. Мы живём в мире, фатально испорченном, мы подвержены греху, и сами по себе не способны с ним справиться, мы все умрём. Наши молитвы, жертвы, посты, добродетели – всё это бесполезно, и мы хорошо это понимаем, потому что никто не может спасти себя, но всех спасает Христос. Но даже в такой ситуации – надеемся на Бога и Его обещания нам. Религия учит не опускать рук ни в каких обстоятельствах и не сдаваться отчаянию, хотя бы и весь мир был против. Жена Иова, говорившая ему “Да похули, наконец, Бога и умри” – пример крайне неправильного отношения к испытаниям.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010