μφαλς, umbilicus, собственно значит пуп, вообще средина, центр. Этим именем обозначалась выпуклость на средине щита. Представляя землю на подобие последнего, дискообразной, древние убеждены были, что и у неё есть своего рода пуп. В одной из затерянных песней Пиндара рассказывалось, что Зевс, желая определить местонахождение его, выпускал двух орлов – одного к западу, другого к востоку – и они встретились в Дельфах, которые и признаны были срединой земли. В Дельфийском храме пуп земной был означен, по словам Павзания, беломраморным камнем, подле которого до Фокидской войны стояли золотые изображения орлов. Честь быть средоточием земным оспаривали у Дельф Сицилия, Пелопоннес, гора Ликаон, острова Крит и Кипр, Мизийский город Парион, Кизик. В каждом из названных мест указывались пункты, по большей части святилища, с омфалосами, выбивались монеты с их изображениями; но лучшими людьми: Платоном, Страбоном, Плутархом и др. за средину земли признавались Дельфы (подробнее см. Ersch und Gruber, Allgemeine Enzyklopädie, III sect., 3 th. ss. 391–393, s. v. omphalos). Сказание об известном Иерусалимском пупе земли, передаваемое весьма многими средневековыми латинскими, греческими и нашими древнерусскими, начиная с игумена Даниила, паломниками, возникло не без влияния вышеизложенных верований древних, а может быть и в противовес им. По Рассказу и путешествию по св. местам Даниила, митроп. Ефесского XV в., средина земли в середине знаменитого Иерусалимского храма показана посредством некоего пупа, иссечённого из мрамора (οτος ν τ μσ ατο τ μσον δενυσι τς γς δ μφαλο τινος γλυπτο μαρμρου: Прав. Пал. Сборн. вып. VIII стр. 11 и 40). Отличаясь по самому своему устройству от обычного среди-церковного круга других греческих храмов, Иерусалимский земной пуп своим видом выпуклым напоминал древнегреческий омфалос. В оправдание мнения, по которому в Иерусалиме – центр земли, ссылались обычно на слова Псалма ( Пс.73:12 ): Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли и следующее место из прор. Иезекииля ( Иез.5:5 ): Сия глаголет Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положих его и страны, яже окрест его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вздор и роскошь даже сам Шекспир, потому что у этого даже ведьмы являются, а ведьмы — уже последняя степень ретроградства и особенно вредны для русского юношества, которое и без Шекспира заражается ведьмами еще от нянек. Но заметьте себе, молодое перо! О Шекспире можно и погодить, а следственно, и не издавать звуков, единственно потому что (и черт знает зачем!) вздумалось похвалить его Бюхнеру, в «Stoff und Kraft» , а так как надобно стоять за всех прогрессистов, а тем паче за Бюхнера, то Шекспира можно и пощадить, конечно до времени. Но всё это так ничтожно, — прибавил оратор, — что я не делаю об этом особого пункта, а причисляю прямо к четвертому, то есть к пункту о сапогах и о Пушкине. Пункт пятый. Молодое перо! Вам укажут пять «умных книжек» , которые вы непременно должны прочесть, чтоб нам уподобиться. Этак через полгода вы непременно должны будете сдать экзамен в прочитанном, в присутствии всех членов редакции и главнейших сотрудников. Пункт шестой. Молодое перо! Вам надо проникнуться капитальнейшею мыслию нашего направления, а именно: для счастия всего человечества, равно как и отдельно для каждого человека, прежде всего и важнее всего должно быть — брюхо , иначе — живот. Что вы смеетесь, милостивый государь? Щедродаров тотчас же завилял и объявил, что он вовсе не смеялся. — Я вспомнил-с только про «пуп земли», в который так бессмысленно верит народ, зараженный пагубными предрассудками-с, — пробормотал он в надежде рассмешить и таким образом переменить гнев на милость. Но опять не удалось. — «Пуп земли!» Милостивый государь! — возвысил голос оратор, — и вы смеете ставить ваш бессмысленный «пуп земли» рядом с величайшей экономической идеей нашего времени, рядом с последним словом реальных и социальных наук! Знайте же, что брюхо — это всё, а всё прочее, почти без исключения, — роскошь и даже бесполезная роскошь! К чему политика, к чему национальности, к чему бессмысленные почвы, к чему искусства, к чему даже наука, — если не сыто брюхо? Набейте живот, и всё остальное найдется само собою, а если и не найдется, так опять-таки всё равно, потому что всё остальное роскошь и бесполезность. Муравьи, ничтожные муравьи, соединясь для самосохранения, то есть для брюха, к стыду людей, умели изобрести муравейник, то есть самый высочайший идеал социального устройства, который только можно представить себе. Напротив, — что сделали люди? Девять десятых людей на всем земном шаре постоянно ходят не сытые! Отчего это? Оттого, что люди глупы, не умеют разглядеть, в чем их настоящая выгода, бросаются за погремушками, за какими-то искусствами, за бесполезным, коснеют в предрассудках, живут сами по себе наобум, по своей воле, а не по умным книжкам и, таким образом, бедны, разъединены и не умеют ничего предпринять. Но достигните только того, чтоб все были сыты, то есть первого шага, и человечество схватит луну за рога, если уж так очень понадобится. Понимаете?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вопрос этот имеет значение, далеко выходящее за границы модных феминистских увлечений. Дело в том, что дети обязательно должны быть подобны своим родителям и их предкам. Человек не может родить птицу, а птица произвести на свет майского жука. Если земля способна рождать сама, получив только земное семя, подобно тому как из зерна проращивает она колос пшеницы, то тогда положенный в землю умерший может надеяться только на новое рождение на этой же земле. Иной жизни, кроме земной, он не обретет, как не обретает и зерно жизни вне круга сева, жатвы, молотьбы, хранения в амбаре и нового сева. М. Гимбутас и высказывает такое убеждение, когда пишет, что неолитические земледельцы не чаяли ничего иного кроме нового рождения на этой же земле, под этим же небом, то есть мечтали лишь о вечном круговороте природного земного бытия. Но в таких воззрениях для религии не остается места. Ведь религия – это связь. А с чем связан человек в вечном круговороте рождений и смертей? «Земля собирает мертвых в свой загон. Царство мертвых, как правило, располагается под землей. Судьба этих мертвецов не завидна. Их единственная надежда в том, что они родятся вновь из утробы Матери-Земли» – писал Мирча Элиаде, реконструируя представления древнего человека о жребии умерших . Однако если за возрождением следует новая смерть и новое «незавидное состояние», то все вообще бытие человека становится тягостным кошмаром. Впрочем, скорее всего древний человек мыслил себе возрождение в мир, неподобный земному и ощущал, что у него есть не только Мать-Сыра-Земля, но и Небесный Отец, который примет дочь или сына, после возрождения в свои обители. Мы уже реконструировали эти представления по памятникам неолита Переднего Востока, не менее убедительно обнаруживаются они и в мегалитической цивилизации Европы. Мария Гимбутас обратила внимание, что курган, символический образ беременного живота земли, часто имеет пуп на своей вершине. Нередко встречаются и изображения, которые можно идентифицировать как курган-живот с омфалом (пуп μφαλσ – греч.). Но увлеченная идеей матери – самотворительницы, она не придала значения очень простому и ясному образу – направлению омфала. Пуповина, как известно, соединяет ребенка в чреве с телом матери. Воспроизводя эту реалию, древние создатели гробниц должны были как-то соединить погребальную камеру с толщей земли. Но сделали они нечто противоположное. Омфал всегда направлен вертикально вверх. Он высится над курганом, он устремляется к небу. И на изображениях мы видим такой же, вытянувшийся вверх омфал (залив Морбиан, Бретань) или даже курган с омфалом, из которого вверх, в небо, расходятся волнистые линии (Иль Лонг, Ле Мустуа и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Эти железные принципы как раз говорили об уважении к тому, с кем ты вступаешь в драку, о признании в сопернике личности. Не говорили таких слов, как «подобие образа Божьего», но было уважение к человеку, с которым ты не согласен. Сейчас дерущиеся могут забить друг друга. И это действительно опасно. Почему? Что случилось? Откуда взялись эти животные инстинкты? Почему дети стали так себя вести? Потому что исчезло понимание человечности. Если в советское время оно передавалось нам от наших дедушек и бабушек, которые воспитывались верующими людьми — своими дедушками и бабушками, то потом эта инерция прервалась. В 2011 году на одной из конференций в Минске, посвящённой профилактике суицида, белорусские учителя говорили о том, как всё тяжело и плохо, тогда встал архимандрит Августин (Пиданов), с которым мы приехали, и сказал: «Дорогие мои, можно я задам вам вопрос? Есть ли в белорусской школьной программе информация о том, что люди произошли от высокоорганизованных животных?». Учителя отвечают: «Конечно, есть, это же научный взгляд». Отец Августин говорит: «А что вы тогда удивляетесь? Дети и ведут себя, как животные. Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Вы же не говорите им, что человек — это образ и подобие Божие. Что такое поведение оскорбляет Божие величие. Вы ведь об этом не говорите детям? Раньше об этом говорили, дети придерживались совершенно других рамок. Но поскольку вы сейчас об этом не говорите, то они ведут себя, как животные, и не стоит по этому поводу переживать. А как вы-то хотите, чтобы они себя вели?». Как сейчас помню, после слов архимандрита была немая сцена. Глубинная причина буллинга в том, что нет основополагающего уважения человека к человеку. Уважение не формируют. Уважение ученика к учителю тоже нет. Чуть что — сразу жалобы на учителя. Я слышу, например, говорят, что « мой ребёнок боится в школу ходить, потому что ему там двойки будут ставить». Я боялся из школы с двойками приходить, а они в школу. Всё перевернулось! Учителя поставили в униженное положение. Ребёнка возводят на некий пьедестал, он соответственно чувствует себя пупом земли, но не только по отношению к родителям и учителям, а вообще по отношению ко всем. Один ребенок пуп земли и второй такой же пуп земли. Они чувствуют, что имеют право на то, чтобы травить, унижать, оскорблять, потому что — это всё его, он же звезда.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/11/po...

Он, однако, был не из тех, кто видит большую разницу между испанцами и индейцами, и местных жителей за людей не считал. Это был репортер из Канзас–Сити, долговязый блондин с предприимчивым, как сказал бы Мередит, носом; и впрямь казалось, что он то и дело принюхивается, действуя носом, словно муравьед хоботком. Родители долго ломали голову, как назвать сына, и в результате к фамилии Снейт присовокупили имя Сол, которого молодой человек имел все основания стесняться и в конце концов заменил Сол на Пол, руководствуясь, впрочем, совсем иными соображениями, чем апостол язычников. Ему же, разбирайся он в этом, больше подошло бы имя гонителя Савла, а не апостола Павла, ибо к официальной религии он относился со сдержанным презрением, в духе скорее Ингерсолла, чем Вольтера. Впрочем, сдержанность, как оказалось, не была определяющей чертой его характера, всю силу которого вскоре пришлось испытать на себе как миссионеру, так и сидевшим на веранде. Что–то в их неподобающе расслабленных позах и равнодушных взглядах внезапно вывело его из себя, и, не дождавшись ответа на свои первые вопросы, он с жаром заговорил сам. Судорожно стиснув в руке саквояж, он остановился на самом солнцепеке, в панаме и в наглухо застегнутом безупречном костюме, и стал поносить сидевших в тени, на веранде. Очень громким голосом он попытался объяснить им, почему они ленивы, грязны, чудовищно невежественны и так низко пали — пусть задумаются сейчас, если раньше недосуг было. По его мнению, из–за пагубного влияния церкви они обнищали и опустились настолько, что могут себе позволить бездельничать средь бела дня. — Эти церковники на голову вам сели! — возмущался он. — Делают с вами, что хотят. Ходят задрав нос в своих митрах и тиарах, разоделись в пух и прах, а вы и клюнули. Прямо как дети в цирке! У вашего местного божка вид такой, будто он — пуп земли. Вы с него глаз не сводите, а лучше бы на себя посмотрели. В кого вы превратились?! Вот поэтому–то вы и дикари, даже читать и писать не умеете и… В этот момент из дома миссионера торопливо выбежал местный божок. Напоминал он не столько пуп земли, сколько небольшой валик, завернутый в черную материю не первой свежести. Вместо тиары на голове у него красовалась поношенная широкополая шляпа, отдаленно напоминавшая сомбреро испанских индейцев. Впопыхах он нахлобучил ее на затылок. Он уже собирался было обратиться к местным жителям, безмолвно застывшим на веранде, как вдруг увидел незнакомца и быстро проговорил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Никанор Никанорович. Прячется. Леня. Никаких сомнений. Никанор Никанорович. Завтра узнаем. Неважно. Нет, важно. Много у меня, что ли, осталось дней и ночей? Ночь не спать изза того, что не хватает у человека смелости взять да и сказать всю правду! Леня. Ни в одном проекте не был я так уверен, как в этом. Никанор Никанорович. Вот поэтому он и не прошел. Смотрят на проект. Смотрят и думают: «А я так мог бы?» Леня. Если бы еще Якубовский попал, так сказать, на руководящий пост естественным путем, а он в талантливые инженеры назначен… А раз назначен значит, могут и снять. Вот он и вертится. Маруся входит в комнату. Сережа. Мы работаем. Маруся. Я тоже. (Берет со стола книгу, уходит.) Никанор Никанорович. А до войны? Кем он был до войны? Леня. Никем. Никанор Никанорович. А теперь считает, что он пуп земли. А на самом деле он просто пуп. Леня. Лицо грубое, щеки как ляжки. Еще за границу его посылают. (Достает из кармана газету.) И он описывает свои впечатления. (Читает.) «Мне довелось посетить завод строительных материалов». «Довелось» – скажите, пожалуйста! Почему, как начинают наши путешественники изливать в газетные подвалы свои чувства и мысли, – у них язык деревенеет? «Довелось», «не далее как вчера» обратите внимание. Просто «вчера» уже Якубовский сказать не в силах. Он не простой человек. Землепроходец! (Читает.) «Осеннее золото лесов», «то и дело проносятся стада», «досужие болтуны». «Досужие»! – смотрите, пожалуйста, какое словцо выкопал. Сам ты досужий! Казнил бы его. Никанор Никанорович. Ну, это уж незачем. Себе дороже стоит. Леня. Я расточителен. Никанор Никанорович. Вы человек с душою, достаточно разработанной. Вам убивать – противопоказано. Вспомните Раскольникова. Леня. Главная ошибка Раскольникова была в том, что убивал он собственноручно. Надо было поручить секретарю. Ничего бы Раскольников не увидел, не услышал. Мучений совести – на грош, а пользы-то… Никанор Никанорович. Довольно. Не кощунствуйте. Идем по домам. Встает. Частые телефонные звонки. Междугородняя.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-molody...

Надев наручники, меня засунули в какой-то железный шкаф с коленчатой вентиляционной трубой, находящийся в последнем, служебном вагоне. — До прибытия на место будешь в карцере! Ага! Значит, это и есть карцер? Что ж, тесновато. Но вентилируется неплохо. Даже приятно. А чтобы скоротать время, можно петь. Репертуар у меня богатый. И голос был неплохой. Можно отвести душу! Откровенно говоря, мои вечно вздыхающие товарищи по несчастью успели здорово мне надоесть, и я решила насладиться этим одиночеством. Вот только наручники… Чертовски неприятно, когда запястья прижаты вплотную одно к другому. Я и золотой браслет, подарок бабушки, никогда не носила за его сходство с кандалами. Часа через два я уже добралась до украинских песен и старательно выводила: Казал козак насыпаты высоку могылу, Казал козак посадыты в головах калыну. Дверь отворилась и меня вывели пред светлые очи начальника эшелона. — Ну что, Керсновская, будете и впредь проявлять неподчинение? — Обязательно! Обещаю всегда помогать тем, над кем вы издеваетесь! Наручники, однако, с меня сняли, и я вернулась в свой вагон. Единственный результат заключался в том, что впоследствии на меня обращали сугубое внимание и на остановках и пересадках слышен был в первую очередь вопрос: — Керсновская? Где Керсновская? Будто бы эта Керсновская была если и не пуп земли, то уж по меньшей мере пуп эшелона! Голос Левитана Война… В этом страшном слове нет ни одной свистящей, шипящей или рокочущей буквы. Но слово это — жуткое, роковое. Серый, мутный рассвет едва пробивался сквозь сетку мелкого дождя. Наш эшелон стоял возле какой-то захудалой станции. Вернее, не доезжая станции. В вагоне все еще спали, прижимаясь друг к другу и кутаясь кто во что мог, так как было прохладно. Меня разбудил холод — я укрыла своим одеялом заболевшую девочку. Что ж, если уж нельзя спать, то хоть подышу свежим воздухом! Боже, до чего же вид из окошка кажется унылым! Кругом все пахнет мочой, фенолом, паровозным дымом и псиной! Хоть бы поезд тронулся! На ходу, может быть, и усну?

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

— Ни за что не догадаться, да? — спросила Наташа и звонко рассмеялась. — Это святилище было обнаружено во время съемок со спутника. Наташа вынула из своей сумки фотографии и показала нам. — Вот так все это выглядит из космоса! На снимках были видны озеро, остров в форме подковы, вершина горы, на которой мы находились. То, что нам представлялось хаотическим нагромождением камней, на фотографиях приобретало четкие очертания спиралевидного лабиринта. — Ариерон, — сказал Вадим, — ведь это святилище Ария? — Совершенно верно, — подтвердила Наташа. — Одна из ветвей арийского племени пришла сюда с Южного Урала и основала здесь удивительную цивилизацию. Она принесла с собой и культ своего предка Ария. Константин полагает, что ему удалось расшифровать найденные здесь надписи на керамике. — О чем же повествуется в них? — Так же как и микенские, они в основном хозяйственного содержания. Но есть одна поразительная особенность — найдены надписи с астрономическими наблюдениями. Константин убежден в том, что это городище было не только святилищем, но и древней астрономической обсерваторией. Видите гору на «материке»? На ней также навалена груда камней. Если отсюда провести туда прямую линию и продолжить ее, то она окажется строго ориентированной на центр Галактики. Вряд ли это случайное совпадение, потому что и другие ориентиры на острове и «материке», как доказал Константин, связаны с астрономическими наблюдениями. Кстати говоря, место, где мы сейчас находимся, есть не что иное, как «омфалос», «пуп», центр Земли. — Такие «пупы», — заметил Вадим, — согласно древним поверьям, существовали и в других местах, например в Дельфах. — Верно. Ариеронская цивилизация имеет сходство с микенской. Прямые аналогии можно найти в керамике, каменных статуэтках, изделиях из бронзы. Вот, глядите! Наташа подняла с земли керамический осколок. — Видите изображение свастики? Знак племени ариев. Свастика нередко встречается и на микенской керамике, и в греческой архаике. И дело тут не только во внешнем сходстве. Между двумя цивилизациями существовали прямые связи. Вы, конечно, слышали о гипербореях. Так вот, гипербореи жили здесь. Да, да, именно здесь родился белокурый Аполлон. Здесь укрывалась от гнева Геры его мать Латона. Отсюда священные процессии с дарами направлялись на остров Делос, в храм Аполлона. В Дельфах, в другом святилище Аполлона, действительно находился «пуп» Земли, но его происхождение вторично. И вот что интересно. Возникновение религиозных центров в том или ином месте никогда не бывает случайным. Это связано с энергетикой Космоса и Земли. По мнению Константина, такие центры появляются в местах выхода энергетических каналов, то есть в шамбалах. Однако в силу непонятных для нас причин шамбалы могут угасать. Тогда приходят в запустение святилища и умирают цивилизации. Это случилось в Дельфах, когда оракул объявил о смерти Пана, вселенского бога Природы. Энергетический источник там иссяк, а здесь, как видите, бьет через край.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Несмотря на все позднейшее идейно-художественное развитие таких образов, как Зевс, Гера , Аполлон , Афина Паллада , Афродита , Эрос , хариты , Геракл и др., их продолжали в классическое время почитать в виде камней, кусков дерева (обработанных и необработанных), деревьев и животных, растений. Примером архаического фетиша является дельфийский омфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса новорожденного Зевса, дала ему вместо младенца завернутый в пеленки камень, к-рый и был проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он был помещен в Дельфах как центр земли («пуп земли») и стал почитаться как святыня; его облачали в одежды и умащали ароматными маслами. Змеи - наиболее типичные хтонические животные. Появление в поздних мифах героев, убивавших драконов, является наилучшим свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом вообще. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели змеиное прошлое. У Софокла ( Sophocl. Fragm. 585) она называется «живущей со змеей», а в орфическом гимне (Orph. hymn. XXXII, II) она просто змея. Человек мыслился тоже вполне фетишистски, его духовная жизнь целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Фетишистски представлялся человеческий и вообще животный организм и его части. Так, голова растерзанного вакханками Орфея плывет к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса. Глаза Афины Паллады поражают диким и магнетическим выражением, от взгляда Артемиды засохла целая роща. Глаза Медузы, одной из горгон, превращают в камень все, на что она устремляет взор. Фетишистские воззрения переносились не только на отдельного человека, но и на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен к.-л. животным, растением или даже вещью. Фетишистское понимание охватывало весь мир, к-рый мыслился как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между собой в первобытном сознании. Такое представление сохранялось в Греции еще в классическую эпоху, когда говорили о Зевсе Олимпийском и Зевсе Подземном, был Зевс Хтоний, о Посейдоне - как о «земледержце» и «землепотрясателе» и в то же время как о морском божестве.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

215 Об Эрлике известно, что он также участвовал в творении земли. Он создал на земле неровности – горы, сопки и болота – и испортил идеально гладкую поверхность земли. Эрлик соблазнил едой собаку, сторожившую человека, проник к нему и вдохнул в него душу – и человек оброс шерстью, в результате чего Ульгеню пришлось чистить и даже брить его. За это Ульгень свергнул Эрлика с небес на землю. Эрлик воткнул свой посох в землю, откуда тотчас же выползли всякие гады, враждебные человеку, а также заразные болезни. Эрлик создал зверей: медведя, барсука, крота, верблюда, свинью, корову. Он подстрекал первых людей к нарушению запрета Ульгеня есть плоды с дерева. Тогда Ульгень сверг его под землю, а вместе с ним и его слуг, которые стали духами, причиняющими несчастья человеку на земле. Постоянными слугами Эрлика являются души умерших людей и шаманов. В шаманских камланиях к Эрлику часто обращаются как к отцу – «адам Эрлик». Подобно Ульгеню Эрлик дарует людям возможность проникновения в другие миры. Есть сказание о том, что первый шаман принял в дар бубен от Эрлика. 216 Ось мира (axis mundi) – стержень Вселенной, который в соответствии с некоторыми мифологическими представлениями связывает небо, землю, а часто и подземный мир. 217 Пуп земли (omphalos от др.-греч. μφαλο ς – «пуп») – космологический центр мира, представление о котором существует в большинстве мифо-религиозных традиций. Омфалос является также точкой соединения миров. Благодаря ему возможен переход из профанного человеческого пространства в духовный мир. 218 Развернутое описание символики центра см.: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. Гл. 8. 219 Уранический бог (от др.-греч. Ορανο ς – «небо») – божество, являющееся персонификацией неба и обитающее, по представлениям его почитателей, на небесах. Уранический бог виделся людям совершенно трансцендентным (подобно тому, как небесный свод недоступен для человека), считался создателем, законодателем, управителем и царем всего мира. Часто его атрибутами являются атмосферные явления (молния, облака, гром, дождь и град). Соответственно гром воспринимался людьми архаичных культур как голос небесного бога. (Ср.: «Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его» ( Иов. 37, 2 ).) В связи с этим уранический бог нередко выступал также как божество атмосферных явлений (атмосферный бог).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010