Пророки путешествовали по городам и селениям Иудейским иногда целыми сонмами или толпами. Они проповедовали народу Слово Божие, объясняли Иудейские религиозные обряды и пели священные гимны, которые составлялись в этих же религиозных братствах. Пророческие проповеди и пение сопровождались игрою на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях. Поэтому множество народа стекалось слушать проповедь пророков и особенно их религиозную музыку и пение. Из пророческих школь выходили доблестные мужи с закаленным религиозным характером, которые бесстрашно провозглашали истину и обличали пороки, как наприм. Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекиль, Даниил и др. В пророческих школах, или под руководством пророков, получили высокое религиозное образование боговдохновенные Иудейские цари Давид и Соломон. Во время гонений от Саула Давид, скрываясь, пришел к пророку Самуилу в Раму и рассказал все, что делал с ним Саул. Здесь, в сонме пророков, Давид облегчил свою, утомленную гонениями, душу пением священных гимнов и музыкою. В псалмах или священных песнопениях Давид изливал все свои религиозные чувства, а именно: пламенную веру в Бога, твердую надежду, благодарность и славословие, радость и скорбь, покаяние и сокрушение о грехах. По возвышенности и пламенности религиозного чувства, по силе и нежности выражений псалмы превосходят все песнопения, заключающиеся в священных книгах ветхого завета; поэтому они постоянно употребляются и в православном христианском богослужени. Но возможно ли представить, чтобы такие возвышенные религиозные гимны изливались из поэтической вдохновенной души царя Давида не на родном языке?.. Когда Давид получил известие о поражении Израильтяне и о смерти Саула и сыновей его, то он горько оплакивал это бедствие. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей, быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские, плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

—567— половине XVII века окатоличилось и вышло из ряда за­щитников православия; приверженцами его остались только Сословия, занимавшие невыгодное положение в Речи Посполитой, имевшие незначительные права и обладавшие недо­статочными материальными средствами в неравной борьбе c сильными противниками. Вследствие недостатка хорошо устроенных школь православное дворянство по необходи­мости отдавало своих детей для образования в загра­ничные или польские школы. Отсюда дети дворян возвра­щались домой иногда более ревностными латинянами, чем сами католики; здесь они забывали православную веру, язык и обычаи своих отцов. Иерархия православной за­паднорусской церкви была нравственно бессильна и состо­яла из таких лиц, которые были неспособны к высо­кому служению церкви, и так сократилась в своем чи­сле, что оказался недостаток в священниках. Слабые из них в вере согласились на унию, иные, преданные своему служению, умерли в страданиях, многие, спасая свою жизнь, скрывались в уединенных местах, или бежали в Московскую Русь. Православных священников оста­лось мало и пасомые терпели не малые затруднения; не­редко дети умирали без крещения; не мало было людей, которые во всю жизнь свою не могли сподобиться ни испо­веди, ни причастия и отходили в вечность без христи­анского напутствия. Многие храмы у православных были отняты, запечатаны или отданы на откуп жидам; мона­стыри обращены в конюшни и питейные дома. В это-то печальное время на защиту православной западнорусской церкви и явились братства или религиозно-общественные союзы людей, имевших своею целью содействие духовному и материальному благосостоянию церкви. Указав на первое летописное свидетельство о брат­чинах, относящееся ко второй половине 12 в., и сооб­щив несколько сведений об организации и круге деятель­ности братчин на северо-востоке России, автор обращает внимание на западнорусские братства, из коих древней­шими были Львовское и Виленское. В первый период своего развития до Брестской унии братства имели в виду исключительно удовлетворение вещественных потребностей местных церквей; во второй же период их развития после

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—406— Все отмеченные недостатки работы студента Сперанского ничуть не препятствуют рецензенту признать её очень хорошей кандидатской диссертацией, за которую автор вполне достоин степени кандидата богословия“. 58) О сочинении студента Степанова Андрея на тему: „Демонология в русской народной словесности“. а) И. д. доцента Н.Л. Туницкого: „Демонологические верования русского народа более всего заинтересовали г. Степанова той своей стороной, которая связана с вопросом об их происхождении. Этот вопрос, низведённый к своим принципиальным основаниям, увлёк автора далеко за пределы той задачи, которая предполагалась темой: дать исторический очерк верований русского народа в злых духов по памятникам народного творчества. Сосредоточив своё внимание на генезисе русской народной демонологии, он перешёл к проблеме происхождения первобытных верований и мифов вообще в их общечеловеческом выражении. А эта проблема заставила его предварительно сосчитаться с разноречием двух школ – мифологической и антропологической, – различно объясняющих возникновение мифологических представлений. Тщательная характеристика обеих школь (стрр. 50–170) приводит автора к выводам в пользу последней из них, и он объясняет происхождение первобытных верований в демонические существа не „физикальными мифами“, а непосредственными переживаниями первобытного человека, которые своеобразно объясняла его наивная фантазия. Таким образом, по мнению автора, и языческая вера русского народа в демонические существа вообще, в специальном смысле – в злые демонические силы, родилась на почве анимистического понимания окружающей природы. Простейшую, элементарную демоническую фигуру в русском язычестве автор склонен отожествить с духом предка. Процесс последующего развития народной демонологии на русской почве определялся синкретизмом языческих верований с продуктами христианских влияний. Под этим углом зрения в сочинении (171–664) и рассматривается вся широкая и разнообразная область верова- —407— ний русского народа в бесовские силы и их действие ни жизнь, природу и человека. Бесы – духи предков, их зооморфические и антропоморфические типы, бесы – духи природы, леший, водяной, домовой, русалки, демонические силы болезней, наконец, живые представители демонической силы – колдуны, ведьмы и знахари – в последовательной смене останавливают на себе внимание автора и получают под его пером более или менее обстоятельную характеристику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. в 1880 году, училищ министерских и земских, в общем, было меньше, чем прежде церковных. Подвинулось ли дело народного образования? Едва ли. Не спорим, что школы качественно, в смысле методической проработки учебного материала и количества сообщаемых знаний, улучшились, – это и естественно, так как на их содержание стали отпускаться казенные суммы, и учитель вместо прежних грошей, которые он получал от родителей своих учеников, теперь имел определенный оклад жалованья, а в школах стали выдаваться даровые учебники и учебные пособия. Однако, мы должны сказать, что церковные школы до 1865 года чему-нибудь же учили своих учеников; ведь не могли же они существовать только на бумаге, как это ныне принято утверждать; во-первых, церковная власть в то время не требовала от духовенства открытия школ, и поэтому они не могли значиться для отчетности, в целях выслужиться перед начальством; во-вторых, и это главное, за обучение детей духовенство получало небольшую плату от родителей учеников, что, между прочим, для многих из духовных лиц служило подспорьем к причтовым доходам, а родители, конечно, не стали бы платить за обучение несуществующих учеников в несуществующих школах 124 . В царствование Императора Александра III-ro, но по идеям, уже назревшим в предшествовавшее царствование, и по решению Государственного Совета, состоявшемуся в 1879 году (это нужно хорошо запомнить противникам церковной школы), была воссоздана церковно-приходская школа по Правилам 13 июня 1884 года. Она не вытесняла министерских и земских училищ, а заняла свое особое место. Духовная власть всегда говорила и повторяла, что в нашей бедной просветительными средствами стране, при 60% безграмотных в среде мальчиков, и 75% в среде девочек школьного возраста, для школьной работы всем ведомствам найдется место. Тем не менее, церковная школа, восстановленная в своих правах и в своем существовании, встречена была необыкновенно враждебно со стороны передовой русской интеллигенции. Интеллигенция наша, ничего не говорила против немецких церковных школ; она даже отстаивала тайные школы ксендзов в Западном крае и возмущалась фактами их закрытия со стороны администрации; ничего не говорила передовая пресса и против многочисленных школь при мечетях, поставленных в педагогическом отношении столь низко, что они доже не заслуживают названия школ; прогрессивная печать всегда приветствовала школы сектантские и раскольничьи с их религиозным характером обучения и воспитания, беспощадно осуждала всякие репрессивные меры, направленный в Закавказье против армянских церковно-приходских школ, с передачей их под контроль Министерства Народного Просвещения, ничего не возражала против школ раввинских при синагогах, применявших к детям жестокие наказания во вкусе средних веков и заставлявшим детей-евреев бессмысленно задалбливать человеконенавистнический талмуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Нам кажется, что цифру школ придется удвоить... Перед нами, следовательно, задача грандиозная. Потребуются огромные средства на школьное строительство, на учебники и учебные пособия, на усиление инспекций. Но главным образом потребуется не менее 300 000 учителей, а по нашим предположениям – не менее 500 000 учителей. Откуда их взять? Не нужно забывать, что имеющее возрасти minimum в 4 раза число начальных училищ потребует соответственного увеличения учебных заведений низших, средних и высших, общеобразовательных и специальных. И вот, в то время, когда дорога каждая самая незначительная сила духовная или материальная, которая может быть пригодна для школьного дела, нам обещают отстранить от школы до 60 000 священников и диаконов и подвергнуть страшному потрясению 42 000 школ с 2 миллионами учащимися, а кроме того, отбросить от школьного дела местные материальные средства, т. е. взносы церквей, монастырей, братств, попечительств и частных пожертвований, – те взносы, что за время существования церковной школы с 1884 года составили 76 миллионов рублей при 86 миллионах отпуска от казны, не считая неисчислимых жертв, которые несет духовенство натурой, – бесплатным трудом, содержанием и отводом нужных зданий, бесплатными разъездами по школьным делам в уездные и губернские города и т. п. При этом должно помнить, что в последнее время, ежегодная сумма местных поступлений выразилась в устойчивой сумме 6 миллионов рублей в год, и сумма эта, что особенно замечательно, осталась такой же даже в 1905 году, когда народ, вследствие экономических потрясений и по другим причинам, по местам совершенно перестал платить земские сборы, поставив земские школы в крайне затруднительное положение... Думают, что передача Министерству Народного Просвещения девяти миллионов рублей, которые ныне отпускаются из Государственного Казначейства в пособие церковным школам, на число школь, не повлияет, что Министерство на эти средства быстро создаст то же количество школ, только стоящих качественно выше и чуждых клерикализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

56 . Государь Император, в 22-й день Ноября 1885 года, Высочайше повелеть изволил: 1) чтобы благотворительна учреждения не представляли к наградам лиц, состоящих на государственной службе в правительственных установлениях за услуги, оказанные таковыми лицами вышеозначенным учреждениями 2) чтобы действие сего правила не было распространяемо лишь на тех служащих в благотворительных учреждениях лиц, который состоять в оных на службе по определению от правительства. (Ц. Вест. 3, – 1886 г. X. Е. Л. J6 3, – 1886 г. Ср. прил. 4 к 667 ст. по прод. )890г., Т. III уст. о служ. прав.), О награждении за неслужебные отличия лиц, состоящих, на действительной государственной службе и лиц на действительной государственной службе, не состоящих см. дополнит, правила о наградах, изложенная в XV главе сего сборника. Глава V. О награждении церковных старость, представителей прихожан при ежемесячном свидетельстве прихода и расхода церковных сумм, учителей церковно-приходских школ, лиц, оказывающих сим школам особые заслуги, попечителей школь грамоты, сельских и волостных начальников и друг. светских лиц за заслуги по духовному ведомству Отделение 1. О порядке представления н награждена как церковных старост, так и представителей прихожан при ежемесячном свидетельстве прихода и расхода церковных сумм 57 . В указе Св. Синода от 23 октября 1864 г. за 5148 изложено: 1) чтобы в представлении церковных старост к наградам сообразовались во всей точности с определенными на сей предмета в Уст. Дух. Коне. ст. 147 45 и св. зак. 1857 г. Т. I учр. орд. ст. 822, 852 и 853 (по изд. 1876 г. ст. 788, 817 и 820 см. §§ 61 и 63) постановлениями, и затем ходатайства о награждена таких старост, которые не показали в течение службы своей надлежащего усердия по приращении церковных, и в особенности свечных доходов, как противные законам оставлять без последствий, не допуская никаких в семь случай изъятии или отступления от законов. 2) Для более правильного определения, в какой мере каждый из представляемых к награде старост увеличил доходы своей церкви в сравнении с положением их при его предместнике, наградные списки церковных старост представлять по прилагаемой при сем форме под лит. А 46 , обозначая в таковых списках требуемые сведения со всевозможною точностью. 3) Если бы при по верке показанных в наградном списке какого-нибудь старосты сведений о состоянии доходов церкви с представляемыми из епархии в хозяйственное управление при Св. Синода отчетами о церковных суммах оказалась неточность или неправильность, то виновных в семь чиновников, в особенности секретаря местной Духовной Консистории, подвергать законной ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

80 Nouell, 131. с. 1: sancimus, ut legem ricem obtineant sacri ecclesiastici canones... sacrarum synodorum et dogmata ut divinas scripturas suscipimus, et canones tanquam leges custodimus. Nouell, 6 с. 1, § 8. 81 Г. Геймбах думает, что, напротив, вскоре после смерти Юстиниана греко-римская юриспруденция как раз распалась на две части из одного целого: paulo post Instiniani obitum tota Graecorum jurisprudentia in duas discessit partes, alteram juris canonici, alteram juris civilis. νκδοτα II, Proleg. XXXV. Вернее было бы сказать, что эти две ветви юриспруденции «сошлись» в одно целое и, сходясь, однако, оставались ветвями. 82 Историки греко-римского права Цахарие, Мортрейль, К. Геймбах и за ними Азаревич, действительно историю церковной и светской юриспруденции излагают параллельно, ибо та и другая, вследствие взаимной связи, претерпевали одинаковую судьбу. 83 Nicolas, Geschichte Literaturgeschichte, Magdeb. 1878, III, 9. Он же, в энциклоп. Эрша и Грубера, т. 86, стр. 256. – Rambaud, L’empire Grec au X-me siècle, Paris, 1870, p. 58. 84 Римская юриспруденция представляла первоначально род тайной науки (sacramentum, μυστριον) в коллегии жрецов, которые были сведущими советниками в суде. Поэтому было важным переворотом, когда первый плебейский pontifex maximus Тиберий Корунциан (254 до P. X.) изъявил готовность давать разъяснение юридических вопросов каждому. В конце республик. периода вошло в обыкновение обращаться за разъяснениями уже не к жрецам, а к частных знатокам права; но ответы этих лиц не имели для судей обязательного значения. Август приказал, чтобы ответы этих лиц давались ex auctoritate principis (во имя императора), и с тех пор они получили обязательную силу. Хотя Август дал это дозволение в качестве pontifex’a maximus " a, однако юриспруденция с этих пор теряет жреческий характер. Вскоре после этого являются и школы. Первая школа была, кажется, основана Сабином около половины первого века по P. X. По образцу греческих философских школ (софистических) она имела корпоративную организацию. «Учитель был представителем товарищества, куда ученики вступали с обязательством уплатить взнос. Представительство школы передавалось от одного учителя к другому путем юридического наследования прав. Рядом со школой Сабина выступила потом школа Прокула. По основателям школы одни называли себя Сабинианцами, другие – Прокулеанцами. Традиция свела потом противоположность обеих школь к противоположности Августовских юристов Лябеома, и Капитона». Подобные шкоды существовали, вероятно, до времен Диоклетиана и Константина. Зом, Инстит. римск. права, 50–60. Также Bremer, Die Rechulehren und Rechtsschulen in rom. Kaiserreich. 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Имея в виду, что низшие члены клира и учителя народных школ более часто и близко соприкасаются с народною приходскою средою, а потому могли бы оказывать миссии священников несомненную помощь собиранием верных сведений о состоянии сектантства, благовременными сообщениями о происходящих в местном расколо-сектантстве и в православной части населения религиозном брожении, участием на беседах, в пении и чтении, под руководством священников, – Съезд постановил просить Святейший Синод сделать распоряжение о привлечении низших членов причта и учителей народных школь к участию в приходской миссии, а в тех случаях, когда низшие члены клира опытны в борьбе с расколом и сектантством, священники оказывали бы миссионерской деятельности таковых всякое с своей стороны внимание и содействие. Миссионер Дородницын и свящ. Лавров внесли на обсуждение Съезда предложение об устранении из духовно-консисторского и судебного следственного процесса по преступлениям священнослужителей таких сторон, которые роняют авторитет духовенства на радость врагов Церкви, служат соблазном для народа и дают повод сектантам глумиться над православным духовенством. Широко-развитая в духовном суде следственная волокита, привлекающая толпы прихожан в качестве свидетелей и обвинителей своего духовного отца, крайне неблагоприятно отражается на отношениях пастыря и пасомых. Указывалось на практику католической церкви, где совсем не слышно и не видно такого вмешательства пасомых – мipяh в судные дела католического духовенства, которое, однако, далеко не безгрешно в своей жизни и поступках. Свящ. Лавров сообщил, как во Владикавказской епархии один единоверческий священник быль привлечен, по наветам раскольников, к уголовной ответственности по обвинению в убийстве урядника с целью ограбления. Судебный следователь заключил священника в тюрьму, причем для допроса требовал каждый раз обвиняемого к себе на дом. Стоило только конвою с пастырем Церкви появиться на улице, как собиралась толпа любопытных раскольников и сектантов, которые распускали слухи, что скоро будут вешать всех «попов». Между тем, по расследованию, оказалось, что священник совсем невиновен, а возбуждено было дело по ложному доносу фанатичных раскольников, которые хотели таким путем ослабить авторитет единоверческого духовенства и влияние его миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в высшей степени замечательно то, что эта школа пользуется в Германии очень незначительным влиянием и еще меньшим сочувствием. Известный берлинский профессор богословия Отто Пфлейдерер в своей новой популярной монографии (публичные чтения) только одну эту школу подверг своему безапелляционному осуждению и выразился между прочим о ней так: «если вы хотите знать мое суждение об этой лжеименной мудрости ( 1Тим. 6: 20 ) в двух словах, то я выскажу его так: что в ней хорошо, то не ново (т. е. взято у Канта), а что ново, то нехорошо» (разумеется учение о Церкви – «Царстве Божием», которое Пфлейдерер истолковывает как, «церковный социализм»; см. его брошюру: Die Entwickelung der Protestantischen Theologue seit Kant, Berlin 1892, S. 33 – 4). Мы, конечно, понимаем, что со стороны Пфлейдерера такой резкий отзыв, есть не что иное, как oratio pro domo sua – полемическая выходка против главы враждебной ему школы. Но этот отзыв важен для нас в некотором другом отношении: если только эта школа навлекает на себя столь резкое негодование главы неогегельянского богословия (Пфлейдерер), а со всеми остальными он в большей или меньшой степени солидарен: то это значит, что у всех остальных школь тенденция общая и именно та самая, противоположная Ричлевой, тенденция, которая составляет и душу школы неогегельянской, т. е. тенденция старого либерального протестантизма. Так именно это и есть, – по крайней мере по истолкованиям Пфлейдерера. Трудно, конечно, ожидать полной объективности от историка-гегельянца, как бы ни был высок его научный авторитет нужно держаться взглядов, принципиально противоположных его собственным, чтобы не попасть в число моментов единого диалектического процесса, который гегельянцы так любят повсюду усматривать. И вот почему, когда гегельянец Пфлейдерер в своей вышеуказанной брошюре открывает одну общую тенденцию во всех протестантских богословских школах текущего столетия, – и в рационалистическом богословии первой трети века, и у Шлеймахера, несмотря на его склонение «в христологии к супранатализму догмы и в левой гегельянской (Штраус, – Фсйербах), и в «исторической школе библейской критики» (Павлюс -_Баур) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Мы имели счастье видеть эти картины и переживать их чувствами. Мы упомянули о школах степной и дикой местности, как потому, что на них по контрасту с окружающим, рельефнее выступает и для слабых глаз, их великое значение (ведь известно, истинная оценка делается по сравнению, но не с тем, с чем сравнивать нельзя), так и потому, что они значительны по количеству в этой епархии и что лицо, высказавшее строгое суждение, если знает церковные школы епархии, то тем более должно было знать эти именно школы населяемого края. Таковы по убожеству внешнему, таковы по своему доброму направлению и значению в большинстве школы грамоты этой епархии. «Как это ни странно, школа грамоты той епархии, которую мы имеем в виду, нередко становится в ряд, возвышается до уровня по объему и успехам предметов с начальной школой министерской и выпускает своих питомцев со свидетельствами на льготу 4 разряда по воинской повинности. Присутствие на таких испытаниях специалистов другого учебного ведомства служит достаточной гарантией беспристрастия и не дает права подозревать ее руководителей в чрезмерной снисходительности. Если же такая школа грамоты становится обеспеченной в большем против указанного размера, и получает на свое содержание с местными средствами до 120 рублей от епархиального училищного совета, то она пропорционально возвышается и по успехам, и по объему преподаваемого, она более чем оправдывает затрачиваемые на нее казенный средства, жалеть о которых не приходится; она ежегодно делает успешные выпуски своих питомцев, не стыдясь представить их на испытание в школу церковно-приходскую или министерскую; она по скромности только не ходатайствует для себя официального переименования и вывески церковно-приходской школы. Если бы мы могли указать одну только такую школу грамоты с объемом преподавания и успехом начальной школы, то и единичным случаем нельзя пренебрегать в рассуждении об успехах школы грамоты. Но мы знаем целый ряд таких школь грамоты, в которых успех и объем преподавания поставлен выше, чем от них можно требовать, чем требуется официально от их назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

  001     002    003    004