В 1809 г. он совершил путешествие по разным монастырям вблизи Вологды. Были осмотрены все хранилища древностей, ме­стные архивы и библиотеки и в его архиерейский дом везли со всех концов епархии «целые воза старинных архивских бумаг» 74 . На основании собранных материалов были подготовлены: «Исторические сведения о Вологодской епархии и о пермских и ус­тюжских преосвященных (числом 42) архиереях» и «Описание мо­настырей Вологодской епархии ныне находящихся и прежде быв­ших (числом 88)». Они объединялись в сборник «Собрание разных известий о Вологодской епархии и губернии, составленное в 1811 г.», но сам Евгений называл этот труд «Историей Вологодской епархии». Это был первый опыт разработки истории местного края, дополненный также «Краткими сведениями об угодниках Божиих о Вологодской епархии, издревле почитаемых» (сведения о 73 угодниках) и статьей «О древностях Вологодских и зырянских» 75 . Остается сожалеть, что только малая часть этих трудов бы­ла напечатана в конце XIX в. на страницах «Вологодских епархи­альных ведомостей», а основная часть находится в рукописях. 76 В 1813 г. Евгений был назначен в Калугу и по дороге заехал в Москву, не пропустив возможности провести некоторые разыскания в древлехранилищах, о чем сообщал в письме к Анастасевичу, отме­чая много любопытного, особенно в рукописях «архива иностранной коллегии» 77 . В Калуге (1813–16 гг.) он занимался в основном епархи­альными делами, продолжая работу над своим «Словарём», «Исто­рией Российской епархии» и «Историей Славяно-русской церкви». В 1816 г. Евгений был назначен архиепископом Пскова и всей Лифляндии и Курляндии и занимал эту кафедру до 1822 г. Шесть лет пребывания в Пскове ознаменовались новыми изыска­ниями в архивах, библиотеках, осмотром памятников старины, мо­настырей, остатков древней Изборской крепости. В 1821 г. Евгений издал пять тетрадей о разных монастырях земли Псковской (Пско­во-Печерском, Снетогорском, Крыпецком, Святогорском Успен­ском, Иоанно-Предтеченском и Никандровой пустыни) 78 . До 1822 г. были подготовлены: 1) свод Псковских летописей, где к од­ному списку прибавлялись разночтения из двух других, приписки из летописей, записок и т.п.; 2) список грамот Псковских и других нужных для истории Пскова; 3) летопись древнего княжеского го­рода Изборска. 79 Тогда же он приступил к составлению «Истории княжества Псковского», не ограничиваясь русскими летописными источниками, но привлекая Лифляндские хроники, книги Лифляндские, Эстляндские и Курляндские. Есть сведения об использо­вании Евгением в этой работе немецких источников. Помог в по­лучении необходимых книг и документов граф Н.П. Румянцев: он, например, снабдил Болховитинова ценными материалами из Кеннигсбергского архива, выписками из Польского гербовника и др. Вчерне «История» была завершена уже в 1818 г., но Евгений оття­гивал завершение работы, и она была издана только в 1831 г., в Киеве 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

—656— пользоваться, – как потаковники не налагали епитимии, как епитимия исполнялась заместителями или заменялась литургиями за живых или особыми каноном за епитимии, или для облегчения выполнения делилась на части (стр. 186–193). – Относительно литургий, за живых автор приводит на справку мнение о них, как недостойных и как сопряженных с поборами (стр. 191) – в секте стригольников (стр. 191). – Кажется, такая справка должна бы быть дополнена заметкою о том, как стригольники вообще отрицательно относились к священнослужению и иерархии. Что же касается до канона за епитимию, о котором специальная историческая справка имеется только у нас, то он мог применяться и по уважительными условиям (ср. Тайная исповедь, II, стр. 152). Подводя итоги дефектам духовничества, автор в конце концов говорит: «вопиющие злоупотребления древнерусских духовников руководительством совести верующих и властью вязать и решить неблагоприятно отзывались на успехах покаянной дисциплины и прежде всего на отправлении верующими христианского долга говения» (стр. 194). Нарочитой речи о неисправном отношении к сему долгу и посвящены дальнейшие страницы (194–202) настоящей главы. – Между прочим, неисправность отмечается здесь автором даже в отношении монахов. В подтверждение имеется ссылка на известие, что монахи Псковского Снетогорского монастыря «духовника у себя не держать» (стр. 198). Неправильнее ли было бы думать, что в данном случае указывается только на отсутствие своего монастырского духовника; не держать духовника вообще они не могли, раз пострижение их, по заявлению автора, совершалось духовником. – Распределяя здесь всех уклонявшихся от долга исповеди и св. причастия на три категории, проф. С.. И. Смирнов полагает, что все они поступали так от непонимания обязательности сего для всякого верующего. Сомнительно, однако, чтобы это было так, раз настойчиво проводилась обязательность говеть три, а затем и четыре раза в году. Не вернее ли, что самое требование четверократности, при занятости мирского человека, действовало в настоящем случае ослабляющим образом на энергию вообще регулярно относиться к исполнению трактуемого долга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устрашенные со всех сторон Псковичи тогда отправили в Москву из всех Пригородов своих челобитчиков к Князю Димитрию Трубецкому и Ивану Заруцкому, начальствовавшим Русскими войсками, и доносили, что Лисовский с Ляфляндцами, а Хотьковский с Литовцами стоят под Печорами; что Новгородцы со Шведами почти не выходят из Псковских Волостей; что самозванец снаряжается на осаду Пскова; что многие напасти отовсюду сходятся, а помощи ни откуда нет. Но посланные привезли уже июля 4 из Москвы Псковичам одни только грамоты от Воевод Прокопья Ляпунова и UbahaI 3аруцкого. А до того времени еще в апреле месяце Псковские Казаки вызвались идти будто бы на Лисовского, но ушли в Ивангород к самозванцу, который в июне послал их наперед ко Пскову, и они прибывши в ожидании самого его, заняли квартиру в Снетогорском Монастыре; а он июля 8 двинулся из Ивангорода со всеми своими силами ко Псковским Волостям и всюду отгонял скот. Июля 16 пришел он под самый Псков, осадил его, взял и всех привел себе к присяге. В тоже самое время Шведский Генерал Понтус де-ла Гарди намереваясь воспользоваться несчастиями, терзающими всю Россию, напал также неприятельски на Новгород и 12 июля того же 1611 года заняв город, предложил гражданам избрать себе на княжение одного из Шведских Принцев, детей Короля Карла IX. Предложение сие по неволе было принято и Новгородцы послали к Шведскому Королю поверенных с просьбой об отпуске которого-нибудь из двух сыновей его; а притом отправлены были по настоянию де-ла Гардия из Новгорода послы и в Москву к Боярам для соглашения и их к принятию Шведского Принца. Но оттуда ничего решительного не получено. Ибо Москва боролась еще c Польскими и Литовскими войсками, уже занявшими ее. А в Швецию Новгородские поверенные пришли уже по кончине Короля Карла IX, Престол коего наследовал старший сын его Густав Адольф. По сему оставалось Новгородцам принять к себе меньшего его брата Карла Филиппа. Но исполнение сего по разным с обеих сторон обстоятельствам долго длилось. Между тем Шведский Генерал в обеспечение своих договоров занял своими войсками все северные Новгородские и Псковские города Кексгольм, Тихвин, Копорье, Ямбург, Ивангород и Гдов и везде посадил своих правителей с войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С сих пор от неудачи началось оказываться неудовольствие в войсках Баториевых, требовавших уже отступления. Король с трудом уговорил их сделать еще два, или три решительных приступа, после коих в случае неуспеха, обещался вывести их из окопов и из-под стен. Он приказал из Завеличья, с батареи беспрестанно бить в набережной угол, дабы пробив оный дать направление ядрам вдоль стены Покровской и тем воспрепятствовать осажденным вход на стены, а себе с поля делать свободные приступы. Пять дней продолжаема была батарейная стрельба, и когда сделала уже довольный пролом в набережной стен, то ноября 2 приведены были под оную на приступ гайдуки по замерзшей уже реке. Осажденные встретили их мужественно и своими пушками с пролома побивали целые ряды их. Тщетно ездившие на конях предводители то ободрениями, то угрозами и даже сабельными ударами принуждали их всходить на пролом, и в каждое приближение сами с осаждающими устилали только реку трупами своими. Наконец без успеха и в сей день отступили. Осажденные между тем опасаясь продолжения осады, писали и к Царю и к соседним городам просьбы о подаянии себе помощи. Некоторые из сих писем были неприятелями перехвачены и только ободрили их к усилиям. Но некоторые дошли до своих мест. Из Гдова поднялся один отряд по Чудскому и Псковскому озеру еще до заморозков. Но Королевский Гетман Замойский, узнав о сем, перегородил реку лодками и плотами на цепях. На лодки посадил Немецкие войска, а по берегам для стражи расставил еще пехоту под Начальством Вровецкого. В тоже время пришли еще к Королю свежие отряды войск, Варшавский Кастеллан Резайский со стопятьдесятью ратников, Стефан Билавский с семьюстами конных, Николай Корф и Вильгельм Платер с несколькими конными из Лифляндцев. Всем им назначен стан около Снетогорского Монастыря и приказано им лагерь свой окопать рвами для безопасности от набегов. Плывшие в помощь Пскову из Гдова достигли к устью ночью, но, встретив преграду и нечаянное нападение от неприятелей, выскочили на берег, а перед рассветом все переловлены и приведены в лагерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Исповедовать и приобщать, вообще напутствовать умирающего, потом хоронить умершего и давать ему разрешительную молитву должен был духовный отец его. Но такового здесь не оказывалось, и в этом заключалось затруднение. По разъяснению иерархов, все это должен исправить посторонний священник – «ин поп». Если у умершего было какое-нибудь наследство, оно раздавалось в виде милостыни по душе 755 . Митр. Фотий упоминает о таких людях, «котории живут без покаяния и отца духовного не держат». Но не только мирские люди были повинны в этом. Около того же времени монахи псковского Снетогорского монастыря вели себя так: «духовника не держат, а у игумена и у старцев не в послушании» 756 . От XVII века имеются подобные свидетельства самого царя Алексея Михайловича. В грамоте, посланной в Свияжск (1650), он пишет: «Ведомо нам, что в городах и селах и деревнях христиане живут без отцов духовных, многие и помирают без покаяния, а о том ни мало не радеют, чтоб им исповедать грехи своя и Телу и Крови Господней причащатися». В Новгороде, по свидетельству другой грамоты того же государя, «разных всяких чинов люди» всегда пребывали без покаяния, «николи не имели духовных отцов», некоторые из них доживали до старости – «в тридесят и в четыредесят и в пятьдесят и выше, а иные долготерпением Божьим и до старости дошли» – и озабочивались исповедъю только перед смертью 757 . Посошков, стоявший на грани древнего и нового периодов нашей истории, описывает то же самое явление: есть простые люди, живущие не в расколе, «а отцов духовных не имеют от простоты своея», «безхитростно». И это встречалось не на окрайнах русской земли, а около самой Москвы. «Я истинно таковых стариков много и при Москве видал, пишет он, что лет 60 и больше жития своего имеют, а у отцов духовных на исповеди не бывали, не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского. Такой у них обычай был, что, не состаревся, деревенские мужики на исповедь не хаживали. И тако инии, и, не дожив до старости, и умирали». У таких неисправных христиан были особые соображения, которыми они оправдывали свое уклонение от исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Собор Снетогорского монастыря под Псковом с фресками XIV века передают Церкви 28 июля, 2012. Новостная служба Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря — уникальный памятник федерального значения. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. 28 июля. ПРАВМИР. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV века передают Русской Православной Церкви, сообщает Интерфакс . «Народы» из сцены «Сошествие Св. Духа». Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 Решение принято в соответствии с федеральным законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В настоящее время Псковская епархия совместно с областным комитетом по культуре оформляют охранное обязательство на объект культурного наследия, в котором будет отражена ответственность пользователя при сохранении и восстановлении памятника. После оформления документов Росимущество подпишет договор и передаст собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Псковской епархии по акту приема-передачи. С ноября 2001 года Собор Рождества Богородицы использовался Псковским государственным музеем-заповедником на основании договора безвозмездного пользования. Договор по взаимному согласию сторон расторгнут 17 июля. Между тем псковская культурная общественность обеспокоена передачей церкви собора с уникальными фресками. Так, депутат Псковского областного собрания, заместитель председателя регионального отделения ВООПИиК Лев Шлосберг направил обращения с требованиями приостановить процесс передачи и устранить нарушения законодательства по охране памятников культуры трем адресатам — прокурору РФ Юрию Чайке, заместителю министра экономического развития, руководителю Росимущества Ольге Дергуновой и министру культуры России Владимиру Мединскому. Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря — уникальный памятник федерального значения. Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря — украшенный фресками каменный собор Рождества Богородицы XIV века. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители изображены как живые люди с разными характерами и внешностью.

http://pravmir.ru/sobor-snetogorskogo-mo...

Росимущество передает Церкви собор Снетогорского монастыря под Псковом Псков, 30 июля 2012 г. Росимущество передает собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV в Псковской области в безвозмездное пользование РПЦ, сообщает ведомство. «Разделяя обеспокоенность общественности, Территориальное управление Росимущества в Псковской области считает необходимым сообщить, что предоставление памятника осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 года " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 года О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи " », - говорится в сообщении Росимущества. «С ноября 2001 года собор Рождества Богородицы использовался Псковским музеем-заповедником на основании договора безвозмездного пользования. Договор по взаимному согласию сторон расторгнут, управление Росимущества в Псковской области и музей-заповедник подписали в июле 2012 года соглашение о расторжении " . Решение принято в соответствии с федеральным законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Псковская епархия совместно с областным комитетом по культуре оформляют охранное обязательство на объект культурного наследия, в котором будет отражена ответственность пользователя при сохранении и восстановлении памятника. После оформления документов Росимущество подпишет договор и передаст собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Псковской епархии по акту приема-передачи. Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря - уникальный памятник федерального значения. Обитель находится в 3,5 км от центра Пскова на берегу реки Великой. По церковному преданию, он основан в XIII веке как мужской монастырь псковским князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - украшенный фресками каменный собор Рождества Богородицы XIV века. 30 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55157.html

Вопросы сохранения Мирожского и Снетогорского монастырей обсудили в Пскове Псков, 19 июня 2018 г.      18 июня в Администрации региона состоялось совещание врио Губернатора Михаила Ведерникова с представителями федеральных органов государственной власти по вопросу берегоукрепления вблизи монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, расположенного в городе Пскове в месте слияния рек Великой и Мирожки, и береговой линии реки Великой вблизи монастырского комплекса Снетогорского монастыря, сообщает «Город Псков» . В совещании приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов, заместитель директора Департамента инвестиций и имущества Минкультуры РФ Антонина Голубева, заместитель начальника управления государственной казны Росимущества Владимир Осташкевич, Митрополит Псковский и Порховский Тихон, Глава города Пскова Иван Цецерский, Глава Администрации города Александр Братчиков и другие. Врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников рассказал, что на территориях Мирожского и Снетогорского монастырей разрушаются береговые линии: «Специалисты говорят о том, что оба монастыря могут обрушиться в любой момент».      При этом, на сегодняшний день, работы по берегоукреплению Снетогорского монастыря выполнены примерно на 30%. Весенний паводок, который повторяется из года в год, не способствует сохранению целостности объектов. Среди вариантов решения проблемы врио Главы региона, строительство водонепроницаемой набережной или сооружения, понижающего уровень воды. «Спасти эти объекты можно только совместными усилиями. Этот факт поддерживают и в правительстве», - подчеркнул Михаил Ведерников и добавил, что заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак поручил оказать помощь в решении вопроса берегоукрепления вблизи монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Михаил Ведерников предложил включить памятники в федеральную программу развития водохозяйственного комплекса, а Росимуществу - взять на баланс недостроенную стену Снетогорского монастыря и предусмотреть финансирование на завершение строительных работ на два года.

http://pravoslavie.ru/113781.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Стена Снетогорского монастыря XIV века в Пскове с приходом весны может обрушиться 25.02.2011 Стена Снетогорского монастыря XIV века во Пскове с приходом весны может оказаться под угрозой обрушения, сообщил председатель комитета по культуре Псковской области Александр Голышев. " Весной, когда все начнет оттаивать, мы увидим упавшие в реку Великую башню и стену " , - сказал он на очередном заседании общественного совета по охране исторического и культурного наследия при прокуратуре региона. А.Голышев подчеркнул, что до сих пор не может добиться ответа на вопрос, какая прокуратура приостановила ремонтные работы по укреплению основания южной башни и южной стены Снетогорского монастыря. И.о. руководителя территориального управления Росимущества в Псковской области Ольга Тимофеева пояснила, что строительные работы были начаты в конце 2009 года, но средствами, выделенными на реставрацию и на ремонт береговой линии, не удалось воспользоваться в полной мере. " Центральный аппарат Росохранкультуры запретил продолжать ремонтные работы. Его специалисты посчитали, что реализация проекта была начата незаконно. Оставшиеся выделенные средства вернули обратно в бюджет " , - добавила О.Тимофеева. В свою очередь прокурор Псковской области Тимур Кебеков поручил природоохранной прокуратуре выяснить причины приостановки работ по укреплению береговой линии Снетогорского монастыря. С 1992 года из обители начали поступать первые тревожные сигналы. В 2006 году произошел очередной вывал берега со стороны южной башни, с тех пор состояние монастыря признано аварийным. Летом 2007 года монастырь посетил руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, который обратился к специалистам МЧС с просьбой о помощи в спасении псковского монастыря, сползающего в реку. Из-за гидрогеологических процессов одну из башен обители подмыло, и она буквально повисла в воздухе. Возникла опасность, что главный собор монастыря с его уникальными древними фресками может разрушиться: на его стенах уже появились трещины.

http://drevo-info.ru/news/10261.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV века передают Церкви 28.07.2012 Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV века передают Русской Православной Церкви , сообщили " Интерфаксу " в территориальном управлении Росимущества по Псковской области. Как отметили в ведомстве, решение принято в соответствии с федеральным законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. С ноября 2001 года Собор Рождества Богородицы использовался Псковским государственным музеем-заповедником на основании договора безвозмездного пользования. Договор по взаимному согласию сторон расторгнут 17 июля. Между тем псковская культурная общественность обеспокоена передачей церкви собора с уникальными фресками. Так, депутат Псковского областного собрания, заместитель председателя регионального отделения ВООПИиК Лев Шлосберг направил обращения с требованиями приостановить процесс передачи и устранить нарушения законодательства по охране памятников культуры трем адресатам - прокурору РФ Юрию Чайке, заместителю министра экономического развития, руководителю Росимущества Ольге Дергуновой и министру культуры России Владимиру Мединскому. Председатель Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева возмущена решением о передаче собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря, считая, что этим действием Псковская епархия демонстрирует свое тщеславие. По ее словам, Церковь не с лучшей стороны показала свое отношение к памятникам. " Епархия разрушала очень многое. Доказательства мы видим и на территории монастыря, и на территории города, про область мы просто ничего не знаем " , - отметила председатель регионального ВООПИиК. Фрески Снетогорского монастыря начала XIV века интересны и уникальны тем, что они являются первыми именно псковскими фресками - с отходом от канонической византийской традиции. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.07.2012 00:47:58

http://drevo-info.ru/news/13490.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010