Под 5 марта память убиенных иноков Снетогорского и Мирожского мон-рей встречается в 2 списках Пролога - РГАДА. Тип. 175 («Во тъ ж день убьение преподобнаго отца нашего Василья, игумена Святого Спаса, и иже с ним мних 27, и преподобнаго отца нашего Асафа, игумена лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 6в) и 179 («Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 7г), переписанных псковичом Явилой в 1-й трети XIV в. Обращает на себя внимание расхождение между данными летописей и Прологов о числе убиенных иноков. Это известие сохранилось также в ряде списков т. н. 3-й редакции Пролога ( Фет Е. А. Новые факты и истории древнерус. Пролога//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 53-70). По сведениям митр. Евгения (Болховитинова) , в нач. XIX в. мощи И. почивали в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы бывш. Снетогорского мон-ря (упраздненного в 1804 и преобразованного в загородную резиденцию Псковского архиерея), «за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница, а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости» ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75). По-видимому, мощи И. были перенесены в каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы вскоре после ее возведения в 1310-1312 гг. В кон. XIX в. над гробницей находилась икона И. и убиенных иноков. Ныне мощи И. покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (возможно, их перенесение состоялось в 20-х гг. XX в., когда шло уничтожение и переделка построек бывш. Снетогорского мон-ря). Имя И., как и имя прмч. Василия, отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX - нач. XX в. кончина И. ошибочно отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта).

http://pravenc.ru/text/578060.html

В 1764 г. Е. м. предполагалось упразднить, но в 1766 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу, в обитель переведена братия упраздненного Великопустынского Спасского мон-ря Псковского у., отчего Е. м. стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Е. м. переведены насельники упраздненного Снетогорского мон-ря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению имп. Александра I в честь победы в Отечественной войне Е. м. был возведен во 2-й класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. Устав В Псковской земле Е. м. был 1-м общежительным «богорадным» мон-рем, т. е. без обязательного вклада при поступлении в него (РФА. Вып. 1. 33. С. 145-146; 40. С. 163-164). Зная по опыту жизни в Снетогорском мон-ре, как быстро забываются устные заветы, в 1457-1461 гг. по благословению архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464) прп. Евфросин составил Общежительный иноческий устав - древнейший из известных именной рус. общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому мон-рю митр. Фотия (ок. 1417) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/83) и Симеона Новгородского. Устав разделен на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения к.-л. изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, прп. Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Е. м. и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Согласно Н. И. Серебрянскому, по сравнению с др. монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерус. письменности XVI-XVII вв. В б-ках рус. мон-рей Устав стал появляться со 2-й пол. XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Прп. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Е. м. к предшественникам прп. Нила Сорского . Так, И. К. Смолич отмечает сходство представлений прп. Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у прп. Нила: «...оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения» ( Смолич. 1997. С. 160). Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, 2 основные добродетели - послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г. «Выхлопотал разрешение» на устройство 2-этажного каменного архиерейского дома в Пскове (с 1804 Псковские владыки проживали в пригородном псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре ). Проект здания, составленный с.-петербургским инженером-архит. А. Ю. Новицким, был утвержден в янв. 1876 г. Получив указ Синода от 29 сент. 1878 г. о Высочайшем разрешении израсходовать 66 тыс. р. на эту постройку, приступил к организации работ. Новый архиерейский дом возвели на псковском подворье Псково-Печерского мон-ря, близ семинарии. В 1881 г. он был вчерне готов. С 23 янв. 1882 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский и (до 6 июня 1890) настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря . При отъезде из Пскова оставил тиражи 8 своих сочинений по местной истории в Псково-Печерском мон-ре «для продажи желающим покупателям - с обращением вырученных денег в пользу обители». Прибыл в Петрозаводск 10 марта 1882 г.; по пути заехал и около недели провел в Свирском мон-ре. Управлял Олонецкой епархией в период контрреформ имп. Александра III Александровича , по случаю коронации к-рого 16 мая 1883 г. возглавил в Петрозаводске церковно-патриотический крестный ход. В нем участвовали начальник губернии с властями и чинами всех ведомств, учащиеся местных учебных заведений, войска и команда Александровского завода по цехам. Во время остановки у памятника имп. Петру I было возглашено царское многолетие и исполнен гимн. На молебствии 6 мая 1884 г., в день совершеннолетия цесаревича Николая Александровича (будущего имп. св. Николая II Александровича ), прочитал молитву собственного сочинения с коленопреклонением (Молебствие//Олонецкие ГВ. 1884. 33. С. 326) и через обер-прокурора Синода направил ему телеграмму с выражением «догробной преданности» от всего духовного ведомства (Там же. 36. С. 353). Трижды приветствовал в Петрозаводске вел. кн. Владимира Александровича (брата имп. Александра III) - при его посещениях губернии в 1884, 1885 и 1892 гг. С молитвенным участием епископа 15 июля 1884 г. осуществлена закладка и 30 авг. 1885 г. состоялось открытие памятника имп. Александру II Николаевичу в Петрозаводске (скульптор И. Н. Шредер; не сохр.). Памятник был освящен после архиерейской литургии в Александро-Невской ц. (ныне кафедральный собор Петрозаводской епархии) и крестного хода из нее на Соборную пл. (ныне пл. Кирова), совершенного по специально разработанному церемониалу. 21 окт. 1884 г. освятил обновленный Воскресенский (старый) кафедральный собор: в ходе ремонта в храме позолотили все 3 иконостаса.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

Текст, близкий к Повести о Д. из Новгородской V летописи, лег в основу 2 редакций XVI в. жизнеописания Д.- хронографической (РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 70) и средней (ГИМ. Син. 850; РНБ. Погод. 901). Хронографическая редакция, по свидетельству ее составителя, была им списана «с хронографа». Из разнесенных по годовым статьям известий о Д., которые соединяли тексты Новгородской I летописи и псковской Повести, редактор создал цельное произведение, внеся в летописный текст нек-рые поправки и изменения. Так, он уточнил, что рака Д. была поставлена в Троицком соборе «за правым клиросом». Автор средней редакции значительно переработал и дополнил общий с хронографической редакцией протограф. В средней редакции впервые рассказывается о строительстве Д. храмов, основании Снетогорского мон-ря. Автор данной редакции из своего источника исключил детали, к-рые напоминали бы о зависимости Д. от вел. князей Владимирских. Одно из основных отличий средней редакции от предыдущих вариантов состоит в том, что в ней появляется «Родство о блаженнем и приснопамятнем князе Вышелеге», в к-ром рассказывается о Войшелке, его пострижении на Афоне, возвращении в Литву, основании мон-ря «на некоем месте», мести убийцам отца и уходе в мон-рь на Св. Горе. В «Родстве...» Д. назван братом Войшелка и младшим сыном кор. Миндовга, после убийства к-рого «сродниками» Д. был вынужден бежать в Псков. «Родство...» было составлено под влиянием одной из версий родословной росписи вел. князей Литовских, отразившейся в Летописной и Румянцевской редакциях родословных книг 30-х гг. XVI в. Житие Д. (распространенная редакция Повести), представляющее собой свод многочисленных свидетельств о псковском князе разного времени и происхождения, было написано в кон. XVI в. В Житии (как и в средней редакции Повести о Д.) князь назван сыном Миндовга. Житие начинается с рассказа о Войшелке, об убийстве Миндовга «сродниками», о мести Войшелка и о побеге Д. в Псков. Кроме известных по др. редакциям событий, связанных с Д., в распространенной редакции приведен рассказ о 2 посмертных чудесах и о видении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы и Псковских святых, в т. ч. Д., во время осады Пскова польск. кор. Стефаном Баторием в 1581 г. Автор распространенной редакции свободно обращается с историческим материалом, сопровождает рассказы о победах князя библейскими цитатами, агиографическими характеристиками, подробными описаниями сражений, к-рые складываются из традиц. формул воинских повестей. Н. И. Серебрянский предполагал, что автором распространенной редакции был псковский агиограф Григорий Топинский . Однако сопоставительный стилистический анализ сочинений этого автора и Жития Д. не подтверждает данную гипотезу.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Использование неск. лит. источников 1-й пол. XVI в. дает основание предположить, что Послание духовному сыну Ивану было написано во 2-й четв. XVI в., а его автором был, вероятнее всего, снетогорский игум. Корнилий, упоминаемый в записи на Евангелии (РГБ. ОИДР. 29): «Лета 7071-го сентября в 12 день дал сию книгу в дом Рожеству Христову и Пречистыя Успения на Мала в Онуфрееву пустыню снятогорской игумен бывшей Корнилей» (Библиотека имп. Об-ва истории и древностей российских/Сост.: П. М. Строев. М., 1845. Вып. 1. С. 12). Приведенные сведения позволяют установить время создания Послания: не ранее 1525 г. (послание патриарха Марка посвящено решению Василия III жениться вторично) и не позднее 1562 г., когда К. уже не был насельником Снетогорского монастыря. К. хорошо знал полемическую лит-ру своего времени, среди его источников были редкие произведения, сохранившиеся в небольшом количестве списков («Повесть о сугубой аллилуии» известна в единственном списке - РГБ. Унд. 624). Послание К. нечасто встречается в рукописях: РГБ. Унд. 624, XVII в.; Беляев. 11, XVII в.; Попов. 63, XVII в.; РНБ. Q.XVII.22, XVII в.; РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 460, XVII в. Изд.: Серебрянский Н. И. Один из малоизвестных памятников псковской монастырской письменности//ПДПИ. 1904. Вып. 156. Прил. С. 1-22 (отд. паг.) [по списку РНБ. Q.XVII.22]; он же. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 527-532 [по списку РГБ. Унд. 336]. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 2. Ч. 3. С. 800-801; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Викторов А. Е. Собрание рукописей И. Д. Беляева. М., 1881. С. 9; Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исслед. по истории церк. быта. М., С. 149-152; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечественная история. 1998. 2. С. 59-63; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского; она же. Послание Корнилия, инока Снетогорского мон-ря: К вопросу о времени создания//Slovne=Словне. М., 2015. Т. 4. 1 (в печати); Максим Грек, прп. Соч. М., 2008. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2458713.html

Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Лит.: СИСПРЦ. С. 120; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 66-67; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 562; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 242; он же. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 20-21; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199, 201, 275. Э. П. Р. Иконография Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в. Изображения И., очевидно, существовали издревле, поскольку игумен и братия Снетогорского мон-ря стали почитаться в Пскове как святые вскоре после их мученической кончины в 1299 г. ( Охотникова. 1985. С. 21; Она же. 2007. С. 367-368; ПСРЛ. Т. 4. С. 182). Однако в псковских письменных источниках XVI-XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археолических описях псковских храмов и монастырей кон. XIX - нач. XX в. о них имеются лишь единичные сообщения. По-видимому, иконография И. сложилась в Снетогорской обители, ставшей основным центром почитания преподобномучеников. Немногочисленные сохранившиеся образы И. созданы не ранее 2-й пол. XIX в. и относятся к одному типу изображения святого. И. представлен старцем с узкой седой бородой, в монашеском облачении (мантии), с покровенной куколем головой: вместе с иноками Снетогорского мон-ря в группе подвижников XIII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX и нач. XXI в.), в аналогичной стенописи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря (у нек-рых иноков в руках пальмовые ветви). Образ И. рядом с др. Псковскими чудотворцами вошел в программу росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Уникальной была столпообразная колокольня Е. м. Ее зрительно подчиненный собору объем был 6-гранным, но интерьер 2-го яруса перекрывал 8-гранный зонтичный свод. Ее прямым прообразом была столпообразная Вознесенская ц. Снетогорского мон-ря (ок. 1527). В декоре прослеживались параллели (пояс уступчатых нишек, килевидные архивольты) со столпообразным приделом св. Феодосия ц. мч. Никиты в Новгороде ( Морозкина. 1964. С. 211, 214). В целом в соборе «архитектурные формы из псковского материала создают «государственную, непсковскую по характеру и смыслу архитектуру» ( Седов. 1996. С. 225). Л. К. Масиель Санчес Для проживавшего в Е. м. прп. Гавриила (Зырянова) рядом с собором был построен деревянный дом с освященной 7 авг. 1910 г. домовой ц. во имя арх. Гавриила. Березовый иконостас пожалован и спроектирован вел. кнг. Елисаветой Феодоровной . Храм был покрыт железом, стены снаружи отштукатурены. В Е. м. находились 2-этажный каменный братский корпус (1904) с 27 кельями, мастерскими, просфорной, деревянный на каменном фундаменте настоятельский корпус (к северо-западу от собора), деревянный флигель, обшитый в 1900 г. тесом, 2 сарая для сена и дров, 2 конюшни, разбито 2 сада. За каменной оградой мон-ря, на горе, стояла кладбищенская деревянная ц. во имя прп. Онуфрия Великого (XVII в.), переосвященная во имя прп. Евфросина Псковского. В 1864 г. храм был отремонтирован, настелен новый пол, устроен иконостас. В 1865 г. при св. воротах была устроена каменная Спасская часовня. Кладбище при церкви, рядом с к-рым находилась гостиница для паломников, в 1892 г. обнесено тесовым забором. Недалеко от мон-ря - деревянные Богородицкая часовня над св. колодцем, Крестная часовня в виде сени на столбах с небольшой главкой, часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1909). На р. Толбе, в 100 саж. от мон-ря, стояли мельница на 2 поставах, дом с двором, хлев. В 1884 г. в ознаменование совершеннолетия наследника при мон-ре была устроена богадельня для 5 престарелых лиц муж. пола из духовного звания. Святыни

http://pravenc.ru/text/189691.html

Хозяйственное разорение, постигшее Псковскую землю в конце Ливонской войны, сказалось и на положении К. м. При «обыске», имевшем целью уяснение причин запустения деревень и починков Псковского у., настоятели К. м., Снетогорского, Елеазаровского и Сироткина монастырей, волостные старосты и местные крестьяне сообщили, что «деи те деревни запустели от государевых податей и от Божия поветрия от мору, а иные деревни запустели от хлебнаго недороду до королевскаго приходу лет за 10, и за 15, и за 20, и болши» (РГБ. Рум. 54. Л. 49 об.). Согласно Росписи монастырских дворов сер. XVII в., за К. м. числились 37 дворов (ниже говорится о 30), а также 23 двора «рыбных ловцов» (очевидно, на близлежащем озере) ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 1. С. XXV-XXVI). В 1671 г. крыпецкий игум. Зосима подписал челобитную архиеп. Псковского Арсения, псковского духовенства и монашества царю Алексею Михайловичу о праве владения псковскими церквами и монастырскими землями по харатейным грамотам ( Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966. С. 77). 21 февр. 1672 г. в К. м. по пути из Москвы в Псков принял постриг от игум. Тарасия выдающийся рус. гос. деятель, бывш. глава Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин (инок Антоний); погребен в обители между 11 апр. и 21 июня 1680 г. (см.: Лагунин. 2009; Постников. 2014. С. 22-23, 86-105). Хранившиеся в К. м. книги с «посольскими делами» и др. «великого государя делами» после смерти Ордина-Нащокина в июне-июле 1680 г. были вывезены сначала в Псков, где им была составлена «роспись», а затем в Москву в Посольский приказ. Первоначальная библиотека К. м., восходящая ко времени его основания, не сохранилась. О ее размерах и содержании позволяет судить опись мон-ря в составе писцовых книг Псковского у. 1584-1588 гг. (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 830. Л. 443 об.- 445). Согласно описи, это было довольно среднее по количеству и составу монастырское собрание, общим числом в 107 томов; за вычетом комплектов богослужебных книг и неизбежных дублетов насчитывается не более 54 названий рукописей.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010