«Возвращаясь от этих разъяснений вновь к тексту Модестиновой формулы» (г. Громогласов сам значит сознается, что эти разглагольствования с формулой Модестина не имеют ничего об- —470— щего. П. Г.), сочинитель находит в ней еще одну (благодарную, прибавим мы! П. Г.) черту: «возникающий на почве психофизического различия полов супружеский союз определен здесь как conjunctio marIS et feminAE. Употребление грамматических форм позволяет видеть в этой фразе, следуя примеру одного из наших ученых канонистов, выражение той мысли, что «брачное соединение римский юрист мог мыслить только как союз одного мужчины и одной женщины» (стр. 57– 58). 1397 После этого начинается великое многоглаголание на протяжении 30 страниц в роде следующего продолжения развития мысли Чижмана-Павлова. «Другими словами, здесь можно усматривать если не прямое указание, то довольно прозрачный намек на моногамический принцип, который нельзя не признать необходимым постулатом естественной нравственно-психологической природы брака. В самом деле, если последний есть союз не физический только, а психо-физический, и если духовная связь, опирающаяся на психологическое различие полов, должна быть мыслима не менее телесною, чем общение физическое на почве полового различия в телесной организации (философ ex professo едва ли останется доволен этой конструкцией! П. Г.), то очевидно в этом психо-физическом союзе не могут разом участвовать три индивидуума, или один состоять в союзе с двумя лицами одного пола, как невозможно согласное с законами природы одновременное соединение троих «в плоть едину». Нарушать моногамический принцип каким бы то ни было образом, значит разрушать истинную идею брака и низводить его до самой крайней, унижающей человеческую природу, односторонности, при которой он становится лишь тем, чему natura omnia animalia docuit» (стр. 58) и т. д. На протяжении этих тридцати страниц г. Громогласов использовывает всю известную ему русскую литературу о полиандрии, полигамии, о запрещении последней римским правом и Библией, о блуде и прелюбодеянии, о воззрениях церкви и греко-римского законодательства на повторные браки. Нечего и говорить, что всё это к формуле Модестина не имеет близкого отношения и притянуто, можно сказать, автором за волосы в интересах разве только большого объема диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Социальная ситуация развития ребенка в России сегодня отличается особым накалом драматизации: помимо экономических трудностей и политической нестабильности, дегуманизации общественных связей и кризиса семьи, социального сиротства и криминализации общества, современная эпоха “культурного взрыва”, по определению Ю. Лотмана, предъявляет повышенные требования к физическому, психологическому, нравственному и духовному здоровью маленького гражданина. Показатели психического здоровья неутешительны: растет общая невротизация, психо-соматические и психические заболевания. Причинами этой печальной статистики, как правило, называют социально-экономическое положение: степень материальной обеспеченности детей, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако, при всей важности подобных мер, они не способны решить кардинально проблему детского здоровья, поскольку не учитывают психологические его параметры ментального и нравственно-духовного свойства. Показатели нравственно-духовного здоровья ребенка содержат в себе следующие критерии: проявление гуманных отношений ребенка как совокупности его гармоничных отношений к предметному миру, другим людям и себе самому; наличие светлой оптимистической детской картины мира, субъективного психо-эмоционального благополучия, радостного мироощущения и веры в будущее. Сегодня приходится констатировать снижение всех этих показателей качества жизни современного детства. Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др.

http://pravmir.ru/vospitanniki-ekrana/

Иначе им будет грозить увольнение 1 августа. ПРАВМИР. Сотрудников ФСИН обяжут вести видеозапись при конфликтах с заключенными в СИЗО и тюрьмах. Переносные видеорегистраторы должны носиться ими постоянно «в ходе несения службы, при применении специальных средств и физической силы», сообщает Interfax со ссылкой на доклад ФСИН. «Сотрудников, не использовавших видеорегистратор при применении сил и спецсредств к осужденному, привлекать к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения из УИС», – отмечается в докладе ведомства. Кроме того до 1 сентября текущего года все запираемые помещения должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения. При установке сотрудники должны исключить возможность образования «мертвых зон». В докладе также сообщается о том, что сотрудники дежурных смен во ФСИН могут быть подвергнуты психо-диагностическому обследованию. С сотрудниками службы будут заниматься психологи. «Могут быть подвергнуты психо-диагностическому обследованию сотрудники дежурных смен, отделов безопасности режима, в первую очередь, сотрудники, ведущие службу в запираемых помещениях, с целью определения функциональных резервов для выполнения служебных обязанностей, связанных с непосредственным взаимодействием с осужденными», – отметили во ФСИН. Службу в запираемых помещениях предлагается нести «наиболее подготовленным сотрудникам с учетом психологических экспертиз и знанием нормативно-правовых актов». 20 июля «Новая газета» опубликовала  видеозапись с пытками и избиениями заключенного Евгения Макарова.    После этого  Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области начало  служебную проверку   инцидента, а  17 сотрудников ярославской колонии были отстранены от работы.  Семеро из них уже  арестованы  как фигуранты уголовного дела о пытках. Заместитель директора ФСИН позже извинился перед Евгением Макаровым за пытки в ярославской колонии. После этого резонансного случая ФСИН  заявила,  что создаст во всех регионах России комиссии по проверке сообщений о пытках и избиениях заключенных в колониях.

http://pravmir.ru/sotrudnikov-fsin-obyaz...

1 Текст был опубликован впервые в “Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата”, 1953, 15, со следующим редакционным примечанием: “Настоящая статья иеромонаха Антония является переводом, вернее — свободным авторским повторением, с введением некоторых изменений, сделанного им в сентябре 1948 г. доклада на тему о “технике” в созерцательной жизни на 5-м Международном Съезде (во Франции) по религиозной психологии […]. В Съезде приняли участие до 30 психиатров и римо-католических богословов разных национальностей. Внимание участников было обращено на исследование той пограничной области, где духовный мир соприкасается душевно-телесному (психо-соматическому) и тех явлений психического и физиологического порядка, которые порождаются духовной жизнью человека, либо так или иначе обуславливают ее и отражаются на ней. Автор имел целью посильно изъяснить в свете современной психологии значительность и ценность Иисусовой молитвы и показать в некоторой степени оправданность “художественного делания” с точки зрения психо-физиологической. Тема — мало знакомая на Западе, и даже среди православных вызывающая иногда недоумение и смущение. Автор выступал в качестве врача, и потому трактат сей имеет скорее характер научного исследования. Для участников Съезда наибольшую важность представляли три вопроса: 1) Антропологические предпосылки духовной жизни и, в частности, значение аскетического делания. 2) Место и роль тела, как соучастника в вечной жизни человека, и оправданность тех телесных упражнений, которые входят в состав подвижничества вообще и при художественном творении Иисусовой молитвы в честности. 3) Особое назначение самой Иисусовой молитвы и оценка ее не только в плане религиозном, но и как чисто психологического явления. […]”. Перепечатано: Московский Психотерапевтический Журнал. 1994. 2. 2 Цит. по: Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. 3 Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Православной Церкви. Гл. 11; Богословие света в учении св. Григория Паламы//По Образу и подобию; Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии. Гл. 12. 4 Цит. по книге: Беседы о молитве Иисусовой. Сердоболь: Изд. Валаамского м-ря. 1938. С. 81—82. (Переизд.: М.: Елеон, 1998. — Ред .) 5 Там же, с. 76—77. 6 Цит. по книге: Сборник о молитве Иисусовой. Изд. Валаамского м-ря, 1936. С. 241—242. 7 Добротолюбие. М., 1889. С. 272. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2724...

Иеромонах Димирий (Першин) выступил перед курсантами колледжа полиции с лекцией о моральном облике полицейского 24 октября, 2012. Новостная служба В ходе лекции были затронуты вопросы противодействия употреблению алкоголя, табака и других психо-активных веществ, морально-нравственного облика семьи в современных условиях, а также профилактика суицидов в образовательных учреждениях. 24 октября. ПРАВМИР. Вчера председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы иеромонах Димитрий (Першин) выступил с лекцией о профилактике вредных привычек и моральном облике сотрудников полиции в московском ГБОУ СПО колледже полиции. Около трехсот курсантов 1-4 курсов присутствовали на лекции. В ходе лекции были затронуты вопросы противодействия употреблению алкоголя, табака и других психо-активных веществ в том числе «энергетических» напитков, морально-нравственного облика семьи в современных условиях, а также профилактика суицидов в образовательных учреждениях. После выступления иеоромонаха Димитрия (Першина) и заместителя директора по воспитательной работе колледжа О.И. Гречишникова был показан документальный фильм «Прикосновение» о жизни и духовном становлении митрополита Сурожского Антония. После просмотра фильма отец Димитрий обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором, в частности, сказал: «В нашем мире есть соблазны, возможности сделать то, что потом нельзя исправить. Постарайтесь не спешить, остановиться, вспомнить о достойных примерах из жизни и остаться людьми». Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/ieromonax-dimirij-pers...

В общей сложности, в индусско-оккультных погружениях в сверхчувственное и в христианской духовной жизни мы имеем два совершенно различных психо-духовных процесса, которые от начала до конца идут различными путями. В подготовительный период христианин держит душу сосредоточенной и активной. По достижении же чистоты сердца и объединении с ним ума он в отношении созерцания вполне зависит от Воли Божией, никакой активности в этом не имея возможности проявлять. В його-оккультной практике, напротив, сначала погружают себя в сомнамбулическую пассивность и вызывают распадение души на отдельные части, а приведя себя в такое состояние, при котором никакое действие невозможно, воображают усилием своей рассыпавшейся воли вынудить у сверхчувственного тайны его содержания. Никакой аналогии между этими двумя психо-духовными процессами невозможно искать. Молитва , какая бы то ни была, непременно должна быть свободной и сознательной, а никак не механической. Учители пустынных аскетов всегда об этом говорят. Аскетические наставники рекомендуют, чтобы молитва была « самодвижущейся », которую называют «умной», то есть умом совершаемой. Механичной молитва бывает тогда, когда совершается бессознательно, только внешне, без проникновения ума ее содержанием, а «умная» молитва есть сознательна. Однако ум склонен рассеиваться впечатлениями и отвлекаться ими от мысли о Боге. Он, как выражаются, «парит» в калейдоскопе других представлений. Наставники говорят поэтому, что ум нужно обуздать и привести в сердце, чтобы они совместно обращались к Богу. Один из крупнейших учителей аскетического подвижничества, Паисий Велич-ковский, называет умную молитву – молитвой Иисусовой, «умом в сердце священнодействуемой» («Об умной, или внутренней, молитве, сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского », издание Афонского Пантелеимоновского монастыря, 1912). Она должна быть произносима непременно умом , который Паисий Величковский называет «начальнейшим душевным свойством», внутренняя же она – в противоположность внешней, произносимой устами и телодвижениями. При умной молитве не происходит ни упразднения ума (сознания), ни распадения или раздвоения личности. Наоборот, задание здесь состоит в сосредоточении внимания на одном предмете молитвы, а это есть такой акт, который составляет необходимое условие всякой напряженной умственной деятельности. Такое сосредоточение внимания не есть самогипноз. Существенное отличие сосредоточенного внимания от гипнотического состояния в том, что в первом случае действует наша воля, а во втором – она отсутствует. Такое сосредоточенное внимания именно и требуется в молитве Иисусовой. Тут нет никакой «искусственности».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

—229— откровенного, сверхъестественного происхождения Евр. религии. Отсюда и все продукты этого профетизма – а следовательно и священная библ. литература, главный источник нашей науки – не теряет для неё своего возвышенного богодухновенного ореола. А. Покровский Орлов А.Π. К характеристике христологии Илария Пиктавийского//Богословский вестник 1909. Т. 3. 10. С. 229–285 (2-я пагин.). (Окончание.) —229— Гораздо более недоумений представляет учение Илария о характере психо-физических отправлений человеческой природы Христа, – учение, которое уже в средние века являлось предметом критических возражений и обсуждений, не потерявших своего значения до нашего времени. С формальной стороны, христология Илария в данном пункте видимо стоит выше всяких подозрений. Установивши понятие об онтологической подлинности человеческой природы Христа, Иларий вполне определенно высказывает мысль и о функциональной истинности плоти Христовой, как именно плоти человеческой. 1816 Присматриваясь, однако, к частнейшей характеристике у Илария тех или других моментов человеческой жизни Спасителя, мы находим, что Иларий вносит в эту характеристику много необычного, сверхчеловеческого элемента, который видимо идет вразрез с тезисом Илария о подлинно человеческой природе Христа. Иларий вообще отрицает объективную необходимость психо-физических потребностей и функций Спасителя. «Когда Господь, – пишет он, – представляется пьющим или вкушающим или скорбящим, это не значит, что тогда Господь жаждал, или алкал, или плакал, но было воспринято Им лишь обычное (consuetudo) нашему телу, дабы показать истинность плоти (ad demonstrandam corporis —230— veritatem), чтобы таким образом, через выполнение обычного телу, было принесено удовлетворение обычному нашей природы (ita ut naturae nostrae consuetudine consuetudini sit corporis satisfactum). Или когда (Господь) принимал питье и пищу, Он отдавал дань (tribuit) не необходимости, но обычному тела». 1817 В другом месте Иларий называет удовлетворение Христом телесных потребностей лишь «приспособлением» (accommodans) к формам человеческой жизни. 1818

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В высшей степени любопытен факт, что, чем дальше развиваются общественные отношения, чем дальше идет социальная дифференциация, тем значительнее роль общества в развитии индивидуума. Индивидуум находит в социальной обстановке такую полноту оформленных отношений, такое многообразие путей активности, что его собственное творчество становится нужным все меньше и меньше. Дети нашего времени незаметно и легко овладевают такими формами деятельности, которые в былое время требовали напряженного творчества и подлинного вдохновения. По мере усложнения социальной традиции и накопления в ней дифференцированных форм жизни на долю юного поколения выпадает все большая задача усвоения, все меньше остается места для творчества. В наше, например, время жизнь стала такой сложной, богатой и многообразной, что нужно долгое время усваивать даже средний минимум традиции, чтобы «стать с веком наравне». Но нельзя не отметить и того любопытного факта, который впервые отметил Зиммель в своей книге — «Социальная дифференция» 7 : чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на личность, тем свободнее и независимее от нее становится личность. Сложность социальных отношений ведет к тому, что в отношении отдельной сферы социальной жизни личность чувствует себя более независимой, чем это было возможно при простоте социальных отношений. Поэтому вживание в современную социальную жизнь, предполагая длительный Но как происходит самый процесс усвоения социальной традиции, процесс вживания детской души в современную ей социально-психическую обстановку? В полной аналогии с тем, что мы уже знаем о психо-физическом созревании ребенка, мы должны сказать: социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение социального материала лишь частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии с социальной средой, в самом же главном и существенном оно происходит в играх. Прямое соприкосновение с социальной средой не таит в себе особых опасностей, — поэтому не безопасность игр (как это мы видели в психо-физическом созревании ребенка) делает здесь игры незаменимой формой активности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

Цель такого упражнения – научиться концентрировать внимание, повысить бдительность и контролировать свои мысленные и физические реакции. В медитативном состоянии, согласно показаниям электроэнцефалографа (ЭЭГ), в мозгу происходит увеличение выработки альфа- и тета-волн, уменьшение частоты сердечных сокращений, снижение частоты дыхания и электропроводности кожи. Человек чувствует себя спокойно и расслабленно. Симпатический отдел нервной системы, вырабатывающий «гормоны стресса», также снижает активность. Время для отдыха нужно заранее запланировать. Продолжительность времени на восстановление должна соответствовать времени, потраченному на работу. Фото: Ю. Костыгов azbyka.ru Не перегружать память, делать заметки Рабочая память человека ограничена. Согласно психологическим исследованиям, кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 плюс-минус 2 элементов. Американский ученый Джордж Миллер дал этой закономерности название: «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации». Когда память заполнена, новая информация либо не сохраняется, либо заменяет ту, которая на данный момент хранится в памяти. Если применить эту идею к выгоранию, получается, что чем больше мы полагаемся на нашу память, составляя график дел или запоминая обстоятельства жизни прихожан, тем больше дополнительного напряжения и давления мы чувствуем. Поэтому еще раз рекомендую пользоваться электронными или бумажными календарями для заметок. Многозадачность – психо-духовная катастрофа Сегодня мы привыкли работать в режиме многозадачности. Но это психо-духовная катастрофа для священника – и при осуществлении пастырских обязанностей, и в молитвенной жизни. Если в данный момент я беседую с неким Джеком Смитом, значит, я беседую с ним и только с ним. Я полностью сфокусирован на нем и на том, о чем мы говорим или молимся. Том, Дик или Гарри в это время – вне поля моего зрения, а значит, и вне моей головы. Представьте, что вы выбрали определенный радио- или ТВ-канал, настроились на него и именно его слушаете. Так же, например, во время завтрака, обеда или ужина, единственная задача, которую мы выполняем: потребление пищи. Это не время для работы. И эту привычку надо вырабатывать.

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Однако, есть методики, которые за давностью лет нисколько не утратили своего высокого коэффициента полезного действия, обращение к которым и взятие их на вооружение позволит значительно облегчить текущую ситуацию по всем вышеуказанным острым для нашей страны моментам. В связи с этим авторам представляется целесообразным подготовить емкое научное обоснование единой методологии, способной собрать воедино как наиболее эффективный опыт прошлого, и усилить его современными изысканиями в сфере оказания реабилитационных услуг населению, страдающему от тех или иных форм деструктивного зависимого поведения, включая зависимость от наркотических средств и психотропных веществ. Био-психо-социо-духовная модель наркологических расстройств В настоящее время все более актуальным становится вопрос формирования единой концепции ведения наркологических больных, исходя из принципов комплексного методологического подхода, определяющего любое наркологическое расстройство, будь то химическая аддикция (алкоголизм, наркомания, токсикомания), либо нехимическая аддикция (игромания, лудомания, зависимость от социальных сетей, сетевых компьютерных игр и т.п.), как био-психо-социо-духовное заболевание. Биологический компонент Медико-биологическая парадигма формирования синдрома зависимости от психоактивных веществ (далее - ПАВ) изучена и осмыслена отечественной и зарубежной наукой в полном объеме. Исследования проводились систематически и многосторонне еще с середины прошлого века. В частности, было показано, что клиническая картина наркотической зависимости на этапе становления ремиссии представлена сложным комплексом разнообразных психических расстройств, которые находятся в сложном взаимодействии с неврологическими и соматическими нарушениями 94, 102, 103]. Рядом исследований предприняты попытки доказательства того факта, что, помимо хронической интоксикации наркотическими средствами и психотропными веществами, в развитии этих нарушений принимают участие различные этиологические факторы: аномалии развития центральной нервной системы, конституциональные особенности преморбидной личности, разнообразные аномалии нервно-психического развития, первичные и вторичные метаболические нарушения, в том числе и связанные со злоупотреблением наркотиками.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010