и стоите допоздна. Тем, кто ест хлеб, добытый своими трудами, им, возлюбленным Своим, Господь даёт сон. 3 Сыновья – вот достояние от Господа, награда от Него – плод чрева; 4 Как стрелы в руке воина – сыновья, рождённые в молодости; 160 5 Блажен человек, который наполнит ими колчан свой. Не постыдятся они, когда с врагами своими будут судиться у врат. Псалом 127 (128) 1 Песнь восхождения. Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его! 2 Ты будешь есть от трудов рук твоих, будешь счастлив в благоденствии твоём. 3 Жена твоя в доме твоём будет, как плодовитая лоза; Сыновья твои вокруг стола твоего – как молодые масличные деревья. 4 Так благословится человек, боящийся Господа! 5 Благословит тебя Господь с Сиона, и ты будешь видеть благоденствие Иерусалима все дни жизни твоей; 6 Ты увидишь внуков от сыновей твоих. Мир Израилю! Псалом 128 (129) 1 Песнь восхождения. Часто воевали со мной от юности моей, – да скажет Израиль, – 2 Часто воевали со мной от юности моей, но не смогли одолеть меня. 3 На спине моей пахали пахари, проводили длинные борозды свои; 4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых. 5 Да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион! 6 Да будут они, как трава на кровлях, которая засыхает прежде, чем будет вырвана, 7 Которую жнец не возьмёт в ладонь свою и вяжущий снопы – в руки свои! 8 И проходящие мимо да не скажут им: «Благословение Господне на вас! Благословляем вас именем Господним!» Слава Псалом 129 (130) 1 Песнь восхождения. Из глубины взываю к Тебе, Господи; 2 Господи, услышь голос мой! Да будут уши Твои внимательны к голосу мольбы моей! 3 Если Ты, Господи, будешь следить за беззакониями, – Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение. 4 Ради имени Твоего ожидаю Тебя, Господи, ожидает душа моя слова Твоего. 5 Уповает душа моя на Господа от стражи утренней до ночи. От стражи утренней до ночи да уповает Израиль на Господа, 161 6 Ибо у Господа милость, и у Него совершенное избавление, 7 И Он избавит Израиля от всех беззаконий его.  Псалом 130 (131)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Высказав сначала общее положение (ст. 5), в виду которого приведены сами эти изречения Псалмиста, св. апостол разъясняет теперь частные стороны его: «когда же покорил Ему все, то не оставил ничего не покоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен предо ангелами (ст. 8–9). Очевидно, таким образом, что как в первом месте, так и здесь св. апостол толкует все приведенные слова псалма о Христе. А между тем, псалом говорит о человечестве вообще, «хотя прямее может относиться ко Христу по плоти» 125 . Не без основания также один из новых толкователей Евальд, восходя от общего, отвлеченного понятия «о человечестве» к более конкретному представлению идеала человечества в первобытном его состоянии, говорит, что этот псалом есть «молния, брошенная во мрак истории творения» 126 . В связи с толкованием св. апостола, мы теперь прямо говорим, что, по его разумению, этот псалом уже в Ветхом Завете предоткрывал тайну типического отношения между первозданным человеком и Перворожденным всея твари, Образом Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), имевшим некогда принять на Себя и видимый образ смертного естества человеческого, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» 127 . Основную мысль этого типического соотношения составляет мысль о славе человека в его первобытном состоянии соответственно его высочайшему первообразу Христу. При этом необходимо также припомнить свойства типа в отношении его к своему прототипу, так как у св. апостола, как мы сказали, устанавливается именно типическое соотношение, а в Рим. 5:14  он и прямо называет Адама типом, или образом будущего, т. е. Христа. Согласно учению св. церкви, в смысле св. апостола, преобразовательные черты этого соотношения суть следующие: а) первый человек – Адам создан по образу Божию (κατ’εκνα Θεο сн. Быт. 1:26; 27; 5:1  с 1Кор. 11:7 ): последний Адам – Иисус Христос есть также Образ Бога (εκν το Θεο 2Кор. 4:4  ср. Кол. 1:15 ) и в Своем воплощении, как явивший в Себе «Славу Бога Отца» 128 , почему и говорит: «видевый Мене, виде Отца» ( Ин. 14:9 129 ), будучи таковым и по силе предвечного отношения Своего к Богу Отцу по естеству (1 Кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

6 Господи, на Небесах милость Твоя, и истина Твоя – выше облаков; 7 127 Правда Твоя, будто горы Божии, суды Твои бездна великая; людей и скот спасаешь Ты, Господи! 8 128 Сколь умножил Ты милость Твою, Боже! Сыны человеческие под сенью крыл Твоих безопасны будут. 9 Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их. 10 129 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет! 11 И впредь являй милость Твою познавшим Тебя и правду Твою тем, кто праведен сердцем. 12 Да не приблизится ко мне стопа гордеца, и рука грешника да не поколеблет меня! 13 Пали творящие беззакония; низринуты были они, и не встанут. Слава: Псалом Давида, 36. 130 1 Не подражай лукавым и не завидуй творящим беззаконие! 2 131 Ибо, как трава, скоро иссохнут они и, как зеленый злак, скоро увянут. 3 Уповай на Господа и твори добро; водворись на земле, и ты пожнешь богатства ее. 4 Услаждайся Господом, и Он исполнит прошения сердца твоего. 5 Поведай Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит тебе благо. 6 И соделает ясной, как свет, правду твою, и судьбу твою – как полдень. 7 Повинись пред Господом и умоли Его. Не подражай преуспевающему на пути своем человеку, творящему беззакония. 8 Отложи гнев и оставь ярость. Не подражай делам лукавых! 9 Ибо лукавые истребятся, а надеющиеся на Господа наследуют землю. 10 Еще немного, и не станет грешника; искать будешь место, где был он, и не найдешь. 11 132 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим. 12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими. 13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его. 14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем. 15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь. 18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится. 19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! (Пс. 127:1). Блажен народ, у которого Господь есть Бог (Пс. 143:15). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его (Пс. 145:5). Псалмы были основой храмового и синагогального богослужения, и их текст был хорошо известен не только Иисусу, но и Его аудитории. Некоторые псалмы, бывшие у всех на слуху, в том числе открывающий всю книгу Псалом 1 и знаменитый Псалом 118, начинаются со слов «блажен» или «блаженны». Выбор такого способа изложения в начале Нагорной проповеди был не случаен: Иисус использовал знакомые Его слушателям словесные формулы. Кроме того, псалмы были произведениями еврейской поэзии, и Иисус начинает Свою Нагорную проповедь со слов, имеющих все характерные черты поэтического текста. В частности, каждый стих псалма делится на две части, и каждый стих в заповедях Блаженств тоже делится на две части: первая начинается словом «блаженны» (μακ£ριοι), вторая словом «ибо» (τι). Христос в синагоге. Художник Gerbrand van den Eeckhout Не будем забывать и о том, что Иисус именно в Евангелии от Матфея представлен прежде всего как «сын Давидов», а Давид, как известно, был автором большинства псалмов. В этом смысле Иисус в Нагорной проповеди выступает не только как новый Моисей, но и как новый Давид — пророк и поэт в одном лице. Еще одной параллелью к евангельским Блаженствам служат Блаженства, которые мы находим в Книгах Премудрости и Притчей Соломоновых, а также в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ (Прем. 3:13). Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум (Притч. 1:13). Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! (Притч. 8:34). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду (Притч. 28:14). Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Впустую для вас встречать рассвет, вставать после сидения, вкушающие хлеб печали, когда Он даст возлюбленным Своим сон. Вот, наследие от Господа – сыновья, награда – плод чрева. Как стрелы в руке сильного, так сыновья изгнанников. Блажен, кто исполнит желание своё через них: не постыдятся они, когда будут говорить с врагами своими в воротах. Псалом 127 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза, плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля. Блаженны все, боящиеся Господа, ходящие по путям Его. Плоды трудов твоих ты будешь есть, блажен ты, и хорошо тебе будет. Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего; сыновья твои – как саженцы масличные вокруг трапезы твоей. Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей, и увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля. Псалом 128 Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь Праведен ссече выя грешников. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона. Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше, еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй, и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Много раз ополчались на меня с юности моей, – так да скажет Израиль; много раз ополчались на меня с юности моей, – и вот, не одолели меня! На спине моей работали грешники, продолжали беззаконие своё. Господь праведный рассёк шеи грешников. Да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион! Да станут как трава на кровлях, которая, прежде чем её вырвут, засохла: ею не наполнил руки своей жнец и пазухи своей – собирающий колосья, и не сказали проходящие: “Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Прокимен (псалом 126), глас 4: Аще не Господь созиждет дом,/всуе трудишася зиждущии.  Стих: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. На вечерне Прокимен (псалом 127), глас 6: Благословит тя Господь от Сиона,/и узриши благая Иерусалима.  Стих: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Чтение Исхода  1–20] 1 Вот имена сыновей Израиля, вошедших в Египет с отцом их Иаковом, каждый с домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий, Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Нефалим, Гад и Асир; 5 Иосиф же был в Египте. И было всех душ, происшедших от Иакова семьдесят пять. 6 И умер Иосиф, и все братья его и всё их поколение. 7 Сыны же Израиля возросли в числе, и умножились, и распространились, и весьма укрепились; и приумножала их земля. 8 И возвысился в Египте другой царь, который не знал Иосифа. 9 И сказал он народу своему: «Вот, народ сынов Израилевых очень многочислен и превосходит нас. 10 Давайте перехитрим их, чтобы народ больше не рос в числе, и, если случится у нас война, не присоединились они к противникам и, вступив в войну с нами, не ушли из нашей земли. 11 И приставил он к ним начальников работ, чтобы те изнуряли их трудами; и они построили для фараона укреплённые города: Пифом, и Рамесси и Он, который есть Город Солнца. 12 Насколько же их ослабляли, настолько более многочисленными они становились и весьма-весьма усиливались; и египтяне страшились сынов Израиля. 13 И сильно угнетали египтяне сынов Израилевых 14 и истощали их жизнь тяжелой работой с глиной и обжиганием кирпичей и всеми работами в поле — всеми трудами, которыми можно было сильно поработить их. 15 И сказал царь египтян повитухам евреев — имя одной из них Сепфора, а имя второй Фуа: 16 «Когда будете помогать еврейкам при родах, и они будут готовы родить, если будет дитя мужского пола, убивайте его, если же будет женского — оставляйте его». 17 Но повитухи побоялись Бога и не поступили так, как повелел им царь Египта, и сохраняли жизнь мальчикам. 18 Позвал же царь египетский повитух и сказал им: «Почему вы так поступаете и оставляете в живых мужской пол?» 19 И сказали повитухи фараону: «Женщины-еврейки не таковы, как женщины египетские: ибо они рождают еще до того, как приходят к ним повитухи». 20 И сотворил Бог благо повитухам, и умножался народ и весьма укреплялся. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

100) Паче старцев я стал сведущ, потому что заповеди Твои взыскал я. 101) От всякого пути дурного посторонил я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои. 102) От судеб Твоих не уклонился; ибо Ты законом наставил меня. 103) Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. 104) Заповеди Твои вразумили меня; посему я возненавидел всякий путь неправды 883 . Нун 105) Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим. 106) Я поклялся и постановил хранить суды правды Твоей. 107) Я уничижен до крайности; Господи, оживи меня по слову Твоему. 108) К добровольным исповеданиям уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109) Душа моя в руках моих постоянно, и закона Твоего я не забыл. 110) Положили грешники сеть мне; но я от заповедей Твоих не уклонился. 111) Унаследовал свидения Твои во веки, ибо они веселие сердца моего. 112) Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих во век за воздаяние Твое. 884 Самех 113) Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, и на слова Твои я надеялся. 115) Удалитесь от меня лукавнующие, а я буду вникать в заповеди Бога моего. 116) Заступись за меня по слову Твоему, и животвори меня и не посрами меня в надежде моей. 117) Помоги мне и спасусь и буду поучаться уставам Твоим постоянно. 118) Уничижил Ты всех отступающих от уставов Твоих, ибо ложно помышление их. 119) Преступниками признал я всех грешников земли; посему возлюбил свидения Твои. 120) Пригвозди страхом Твоим плоть мою, ибо судов Твоих я убоялся. 885 Айн 121) Я творил суд и правду; не предай меня обижающим меня. 122) Прими раба Твоего благостно, да не клевещут на меня гордые. 123) Очи мои сильно желают спасения Твоего и слова правды Твоея. 124) Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня. 125) Раб Твой семь я; вразуми меня, и я узнаю свидения Твои. 126) Время Господу действовать; нарушили закон Твой. 127) Я же возлюбил заповеди Твои паче золота и топаза. 128) По всем заповедям Твоим исправлялся; всякий путь неправды возненавидел 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь исти­ной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16–17 ). Это слово на век приобрело силу, – потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22:18 ). Семя его – Христос. В нем-то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался на­род иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил на­род, как звезды небесные множеством, и о семени его благосло­вил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмо­певца: «и во век все суды правды Твоей». Будучи пророком, он со-зерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина укра­шает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: «дела рук Его – истина и правда» ( Пс.110:7 ). " Князья преследовали меня без вины, а слов... Твоих боялось сердце мое» ( Пс.118:161 ). Врагов и гонителей я, го­ворит, не страшился, но Твоих законов боялся. Потому не осме­лился убить врага, когда нашел его спящим. И потом, жалея несчастного сына, поднявшего руку на отца, говорил: «пощадите мне отрока " ( 2Цар.18:5 ). Это говорил Давид, преследуемый Саулом. В ду­ховном же смысле князи – это злые духи, как научает нас бла­женный Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Они нападают на нас, желая обольстить нас, но нас поддерживает страх пред словом Божиим. Именно Господь сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). " Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу» ( Пс.118:162 ). Так как он упомянул о преследовании со стороны неприятелей, то справедливо вспомнил и о добыче. Он хочет сказать: если бы всех их я убил и получил богатейшую добычу, то я не порадовался бы так, как радуюсь Твоим законам. Что выше сказал он, то повто­ряет и здесь. Там он говорил: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ), и: «возлюбил заповеди Твои более зо ло та и топаза» ( Пс.118:127 ). Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих. «Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон... Твой возлюбил» ( Пс.118:163 ). Истинно и это слово. Кто горячо привязан к божественному, тот ненавидит про­тивное. И с другой стороны, кто ненавидит неправду, тот во вся­ком случае становится на сторону правды. Ведь совершенно неесте­ственно, чтобы об одном и том же деле два противоположные слова были истинны. Между тем и Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" А я воз любил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс.118:127 ). Итак, те презрели закон Твой, а я Твои заповеди предпочитаю золоту и драгоценным каменьям. Топаз принадлежит к числу драгоценных камней; упоминая о нем, про­рок имел в виду, конечно, все вообще камни, а он, вероятно, в то время ценился дороже прочих. И в другом месте говорит про­рок: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Эти слова означают, что он любит заповеди больше всякого богат­ства – и вместе, и в отдельности взятого. Вот совершенство христиа­нина! Ведь и Господь говорил: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Посему ко всем заповедя м Твоим я направлял ся, всякий путь неправды возненавидел» ( Пс.118:128 ). Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись. «Дивны откровения Твои, посе му углублялась в н их душа моя» ( Пс.118:129 ). Он показал, что не без основания любит откровения Божии: они, говорит, достойны удивления и способны увлечь и возбудить к любви тех, кто в состоянии воспринять их. И как же не удивительны они? Они наста­вляют человека в жизни совершенной и достойной, в обычаях добродетельных, в целомудрии и воздержании, в кротости и терпе­нии, в справедливости и доброте. Поэтому пророк и хвалится, что испытал их не на словах только, с легким сердцем, но как Бога мы должны любить всей душой, так должны любить и исполнять и заповеди Его. " Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев» ( Пс.118:130 ). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вот и говори потом, кто мудрее. 5 марта 2006 Подходит мужчина. – Можно вам задать богословский вопрос? – Пожалуйста. Открывает Библию. Листает, внимательно всматривается. – Вот, – говорит, – читаем у апостола Павла: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 12 ). А вопрос такой: что это они такое делают?.. 6 марта 2006 Читаю вечером Псалтирь. Псалом 127: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плод своих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои, яко новосаждена маслина, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа» . Какие прекрасные обещания праведнику! Жена его, как плодовитая виноградная лоза, дети его, как побеги маслины, наполняют дом, окружают стол. И подумал: как грустно, что это лишь поэтическое преувеличение. В реальности часто бывает, что праведный не имеет детей или болеет он сам или близкие (жена, дети). И молятся, и трудятся, а ничего не выходит. Так всю жизнь и страдают. А неверующий человек все имеет. И здоровье, и потомство, и т.д. Как же это понять? А не является ли эта мысль, отраженная в псалме, не духовным законом, как мы часто представляем (раз так написано в Св. Писании, значит, так и есть), а просто отражением представлений того времени?.. Разве не с таким излишне оптимистичным и поэтому однобоким взглядом полемизирует книга Иова? Вот, он был праведником, а страдал. Жизнь глубже, серьезней и трагичней представлений, что, если ты живешь праведно, все у тебя будет замечательно. А если так, значит, не надо бояться говорить о том, что Библия – это не запись «под диктовку» Божию каких-то правил и законов духовной жизни. Библия – это и документ своего времени. И в нее много вошло от человеческого понимания того или иного вопроса. Не идеального понимания, несовершенного… Типичный пример – про «кроткого» царя Давида. Я очень не люблю это место в Библии и с радостью соглашусь, если ученые объявят это «поэтическим преувеличением», «поздней вставкой» или чем-то подобным: «И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее… А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» ( 2 Цар. 12, 29,31 ). Но, скорее всего, это подлинная историческая зарисовка, и она говорит о том, что Давид действовал, как и любой ближневосточный царь его времени. Ему нужно было устрашить врагов, и он это делал жестоким и беспощадным образом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010