«Псалом геополитический», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 30.06.2017 11:40:55 Протоиерей Андрей Ткачев Знаете ли вы, возлюбленные, что есть псалмы покаянные, исторические, учительные, хвалебные? Конечно, знаете. По причине многофункциональности Псалтирь ко всем ранам прикладывается, на все случаи жизни реагирует. Болеешь, путешествуешь, унываешь, боишься врагов – на все есть соответствующее слово из соответствующего псалма. Радуешься, торжествуешь, празднуешь – тоже есть. Спешу сообщить, что есть в псалмах слово и о многосуетной, запутанной политической жизни. Это я для тех пишу, кто продолжает из себя изображать отшельника и считает, что область политических и гражданских событий совершенно чужда христианину. Не чужда. Не обязательна, конечно, но и не чужда. Докажу псалмами. Есть такой псалом 2. Прямо в самом начале Книги Хвалений расположенный. С одной стороны, это первый мессианский псалом. Там очень ярко проповедуется Сын Божий. С другой стороны, это псалом «геополитический». Та и другая тема находятся внутри этой молитвенной песни в напряженной и неразрывной связи. Начинается псалом с недоуменного вопроса вроде «чего люди мечутся бестолку?». В оригинале, конечно, красивее и возвышеннее:   Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».   С точки зрения буквальных толкований (например, Лопухина) нам предложат на эти слова много интересного об обстоятельствах жизни царя Давида. Знания эти пополнят копилку эрудита, но никак не согреют сердце. С другой стороны, стоит включить телевизор или развернуть свежую газету, как мы увидим воплощенное собрание современных князей и царей, которые мятутся и замышляют тщетное. Вот, например, какое-то высокое европейское собрание решило, что пропаганду гомосексуализма, даже и среди подростков, запрещать нельзя; что это эквивалентно запрету свободы слова. Что это, как не восстание против Господа и Его Помазанника через явное попрание воли Божией? А закрытие глаз на пролитие человеческой крови, соединенное с тревогой о правах домашних животных? А лицемерная скорбь по одному погибшему европейцу при одновременных плевках на миллионы погибших по всему миру? Не восстание ли это против всего святого?

http://radonezh.ru/monitoring/psalom-geo...

Юрченко Илья 4 июля 2017, 12:07 Добрый день Андрей. Самое главное не приносить политику в Церковь, многие бегают из одной партии в другую, а потом и в Церкви думают так можно, нет для них никакой разницы, все партии одинаковые, а значит и все Церкви одинаковые, но есть одна главная поправка- кто не исповедует Православие не является Церковью, а та партия которая обещает и не выполняет не является партией, это просто обманщики.Боже прости все наши беззакония. Сергей 3 июля 2017, 16:53 Отец Андрей, в связи с принятием странами Европы, США и иными законов о легализации однополых браков и предоставлении права таким " семьям " содомитов усыновления детей, предлагаю организовать сбор подписей к нашему президенту России - Путину Владимиру Владимировичу, с целью запрета усыновления детей из России в такие страны и семьи. И пусть вопят о " попрании прав меньшинств " ! Сбор подписей организовать по каждой епархии. Или как? Давайте, каждый посетитель этого сайта напишет подобное письмо патриарху Кириллу! Слабо? Дмитрий 1 июля 2017, 10:09 Спасибо о. Андрею за Арсения Каппадокийского! Спасибо за, по сути, ответ о том, что значит нынешняя внешняя политическая ситуация! Надежда 30 июня 2017, 22:22 Очень мудрые слова. За власть имущих нужно в первую очередь молиться, и Бог управит. С грустью читаю на православии.ру другие статьи, где призывают, например, возненавидеть власть советскую. Да, церковь притеснялась, вера притеснялась. Но сам принцип - возненавидеть и оплевать - сильно противоречит христианству, и закладывает основание для того, чтобы так же относиться к любой власти, когда она станет неугодна. А может ли быть всем хорошо при какой-либо земной власти? Может ли быть даже одному человеку хорошо все время - ведь бывают ошибки судей, врачей, чиновников; кризисы? Наконец-то статья, где священник призывает молиться. Антоний 30 июня 2017, 13:58 Добрый день, братья и сестры! Благодарю редакцию и отца Андрея за публикацию. Считаю, что участие в политической жизни каждого христианина и Церкви в целом необходимо ровно в той мере, какая позволяет защитить от всяких посягательств высшие для нас ценности - право свободно исповедовать свою веру, право свято следовать христианским ценностям в семейной жизни. Остальное участие в политике считаю вполне приемлемым по желанию, но не обязательным. Урок Евросодома же пусть будет для нас примером того, как поступать нельзя. Отказавшись от христианского духа, оплевав и осквернив святость веры, европейская цивилизация уготовала себе конец горький, бесславный и неизбежный.

http://pravoslavie.ru/104718.html

Долгие годы и столетия лучшие сыны Европы, сидевшие на тронах и носившие венцы, помнили слово Божие: «Мною цари царствуют». Со временем то один, то другой, а потом и все скопом отказались считать себя тенями и слугами Настоящего Царя. Решили возвеличиться, а иго легкое и бремя благое сбросить. Об этом слова: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Эти же слова – лейтмотив новейшей мировой политики. Этим разгордившимся Господь «посмеется и поругается». Он обратится к ним с гневом и яростью, чем приведет их в смятение. Тема обращения – учение о Сыне Божием. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:   «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».   Мысленная цепочка такова: «Вы разгордились, отвергли заповеди, посчитали себя хозяевами земли. Но вот истинный Царь – Сын Мой. Ему дана подлинная власть. Он сокрушит вас так, как крушит жезл из железа глиняные горшки!» Речь обращена к тем, кто считает себя на земле самым главным и никому не подотчетным. В таком же виде – как имеющий жезл и сокрушающий народы, словно горшки – Иисус Христос предстает и в конце Библии, в Апокалипсисе. Он топчет точило ярости, и от лица Его некуда скрыться.   Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.   Предпоследний стих, переведенный по-славянски, весьма теряет в смысле. Там сказано не «почтите Сына», а «примите наказание», то есть «примите вразумление». И это последнее намного слабее по смыслу, нежели прямое указания на необходимость веры в Помазанника, Сына Божия. Любопытно еще то, что первые три псалма в Псалтири образуют своеобразный пролог, содержащий основные темы всей книги. Не все, но ряд основных. Первый псалом «Блажен муж» – это псалом учительный. Тема учения – блаженство, то есть та же, с которой начал Свою Нагорную проповедь Иисус Сын Давидов. Третий псалом – молитва скорбящего и гонимого человека. Ею открывается шестопсалмие. А посередине – проповедь о Христе в масштабе вселенной; проповедь, обращенная к царям. Так охватываются (оставляя до времени в стороне собственно хвалу и радость) несколько важнейших тем Псалтири; книги, которая наставляет в праведности, возвещает Христа и услаждает в скорбях.

http://radonezh.ru/monitoring/psalom-geo...

Делами царей можно и не интересоваться. Но все равно решения царей тебя рано или поздно коснутся. Совершенная аполитичность была чужда даже таким сынам Неба, как Антоний Великий и Симеон Столпник. Конечно же, чрезмерная политизированность сознания тоже мира в себе не несет. Всюду нужен баланс и царский путь. Всюду нужна молитва. Кстати, преподобный Арсений Каппадокийский – великий знаток и любитель Псалтири – второй псалом рекомендовал читать в качестве молитвы о вразумлении власть имущих. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2479 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии игорь ковалев 4 апреля 2018, 13:26 ,,Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: " Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных " (ч. 5 с. 52) (Невидимая брань)Никодим Святогорец. Лучше геополитикой не интересоваться,иначе не будет не чистой молитвы,не мирного духа. Торокин Павел 5 июля 2017, 05:36 Церковь должна очень умно присутствовать в политической жизни страны. Уже сейчас видно как некоторые писаки изобретают новое пугало, проталкивая тему, что дескать РПЦ вносит некий раздражающий фактор в общество, некое разделение, что противоречит усилиям власти в созидании мирного гражданского общества, примеров приводится масса: и Исакиевский собор, и фильм " матильда " , и вызывающие дорогие авто и ... Думаю Церкви нужно централизовать и упорядочить это присутствие, а прежде всего публичные ответы на выпады. У Церкви всегда было самое сильное оружие в этом плане - коллективное принятие решений. Принят документ высшими иерархами, вот тогда и нужно делать то, что в нём одобрено. Павел З. 4 июля 2017, 17:14 Я тоже поблагодарю за ссылку на Арсения Каппадокийского. Но не понравилось сопоставление русского и славянского перевода предпоследней строки второго псалма. Я, конечно, не знаток языка оригинала, но, по-моему, " Приимите наказание " гораздо лучше, как бы более по-христиански, что ли.

http://pravoslavie.ru/104718.html

Молитва невинно гонимого о помощи Божией против жестоких, нечестивых гонителей Псалом 17. Благодарственная песнь Господу за избавление от врагов и другие Его милости Псалом 18. Песнь и молитва Богу, являющему славу Свою в небесной тверди и в откровенном законе Псалмы 19 и 20 Псалом 19. Молитва за царя пред отправлением его на войну Псалом 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу с надеждою на полное поражение в будущею всех врагов его Псалом 21. Молитва гонимого праведника, пророчественно предызображающая страдания и прославление Христа Спасителя Псалом 22. Пастырское попечение Господа об уповающем на Него праведнике Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 24. Молитва наказуемого Богом грешника о милостивой защите от врагов и наставлении на правый путь жизни Псалом 25. Самооправдание пред Господом оклеветываемого врагами праведника, с мольбою, чтобы Господь не погубил его вместе с нечестивыми Псалом 26. Уверенность в безопасности под защитою Господа среди окружающих врагов и мольба об этой защите Псалом 27. Молитва об избавлении от жребия нечестивых и праведном воздаянии им, и благодарение Господу за услышание Псалом 28. Глас Божий в грозных явлениях природы, предвозвещающий о действиях Промысла в устроении церкви Христовой Псалом 29. Благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни Псалом 30. Исполненная упования молитва гонимого праведника с благодарением Господу за явление милости Псалом 31. Блаженны получившие от Бога прощение грехов Псалом 32. Хвала Творцу и Промыслителю вселенной, милостиво хранящему верующих в Него Псалом 33. Благодарение Господу за Его милость и наставление страху Божию Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира     Введение 1) Место Псалтири в Библии По принятому у нас разделению книг св. Писания (Простр. Катих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 71-й. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Псалом 72-й. Описывается искушение праведных, которые иногда соблазняются, видя в счастии нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию... Псалом 83-й. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее Псаломщик прославляет силу и действия Божия слова, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. Псалом 86-й. Пророчествуется о непоколебимости Церкви Христовой, и что в Ней люди от всех племен отродятся в жизнь новую, и возвестятся тайны, от веков сокровенныя. Псалом 87-й. Праведник жалуется на уныние духа, происходящее от отчаяния в милосердии Божием; причем исчисляет и другие искушения, как-то: бедность, презрение от всех, непостоянство друзей и измену домашних... Псалом 91-й. Возвещается многоразличная премудрость Божия, какую являет Он в управлении Церковию... Псалом 94-й. Псаломник говорит о Божеском величестве Иисуса Христа. Псалом 100-й. Изображается, каким должен быть и сам государь и служители правления его... Псалом 108-й. Христос жалуется на вероломство предателя Своего Иуды, и на жестокость Иудеев, распенших Его. Псалом 109-й. Пророчествуется о воплощении Сына Божия, о Его царстве и священстве... Псалом 117-й. Христос купно с Церковию приносит благодарение небесному Отцу, что победил диавола, смерть, мир и ад. Псалом 118-й. Доказывается превосходство Божия слова, и что все блаженство человека состоит в познании и исполнении онаго... Псалом 144-й. Прославляется Божие всемогущество, благость, правосудие и премудрый о всем Промысл. Псалом 146-й. Описывается промысл Божий, как общий о всех тварях, так и особенный о верующих. Псалом 147-й. Церковь прославляет Бога за то, что особенно промышляет о ней, распространяя в ней проповедь Евангелия и ниспосылая ей Духа Святого. Псалом 149-й. Псаломник возбуждает хвалить Христа Царя нашего, и радоваться о благах, Его заслугами нам приобретенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Псалом 17-й. Давид, избавившись от всех врагов своих, благодарит Бога, проповедует гнев Его против нечестивых и Божие к праведным благоволение. Псалом 18-й. Изъясняется, колико слово Божие просвещает душу, и когда сила Его бывает спасительна. Псалом 19-й. Образец молитвы народной за царя. Псалом 20-й. Описывается слава Христова, какую приял Он после истощания Своего, и далее говорится об отвержении Иудеев и всех неверных. Псалом 21-й. Описываются многие обстоятельства страданий Христовых. Потом просит Христос небесного Отца, чтобы укрепил Его в совершении спасения нашего. Наконец пророчествует о величии царства Своего и о призвании языков. Псалом 22-й. Церковь прославляет Господа, верховного своего Пастыря, что ее хранит, питает словом Своим, укрепляет таинствами и обогащает дарами Духа Святого. Псалом 23-й. Говорится о распространении царства Христова во всех народах; описываются свойства истинных членов Церкви и второе пришествие Христово во славе. Псалом 24-й. Испрашивается у Бога, чтобы Он хранил нас в несчастии и, оставляя нам согрешения наши, направлял бы нас на стези заповедей Своих. Псалом 25-й. Молитва , чтобы не лишиться своея непорочности, которую приобретаем верою в Бога. Псалом 30-й. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, просит Бога, чтобы Он не оставил Его в страданиях. Псалом 31-й. Здесь говорится, что блаженство человека состоит в том, когда Бог прощает ему согрешения его, и что для сего со смирением должно исповедать пред Ним грех свой. Псалом 32-й. Из созерцания тварей доказывается всемогущество творца и Божеский о всем промысл; описывается суетность советов человеческих. Псалом 34-й. Давид, или паче Христос, Давидом прообразуемый, жалуется Богу Отцу на жестокость нечестивых врагов и просит праведного суда. Псалом 36-й. Пророк научает, чтобы мы не завидовали людям беззаконным, когда они – в счастии, и показывает, какой конец ожидает праведника и грешника. Псалом 39-й. Сын Божий, предвещая собственное воплощение и страдание ради примирения человека с Богом, просит небесного Отца, чтобы Он укрепил и прославил Его в подвиге христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

98 Например, в псалме на Неделю ваий 8/3 Враг Твоих ради, еже разрушити изменен «Врагов Твоих ради разрушиши»; в Неделю антипасхи 106/14 изведе я изменен «извел еси ны»; на Вознесение 17/11 и лете изменен «и возлете» и 9/9 судити имать изменен «судит». 99 На Преображение «И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века», 89/17; 120/8, преподобному: «Пойте Господеви, преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его» – 29/5; 95/3. 106 Примечание редактора. При подготовке к публикации данной работы обнаружено отсутствие в рукописях святителя Афанасия одного, по-видимому, первого, раздела, условно именуемого: «Общие величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем». Надеемся, что при дальнейшей работе с архивами в Фонде епископа Афанасия (Сахарова) будет найдена и в последующие издания включена в сборник эта интереснейшая работа, содержащая предположительно: Псалом Богородице первый: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе... и (или) Псалом Богородице первый: Помяну имя Твое... (Боголюбской ??). Псалом Богородице второй: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое... Псалом Богородице третий: Исповемся Тебе всем сердцем моим... Псалом святителю: Священницы Твои облекутся правдою: Псалом святителю-равноапостолу: Воскликните Богови, вся земля... Величание и псалом общие песнописцу-святителю. Псалом общий священномученику: Священницы Твои облекутся правдою... Величание и псалом князю-мученику, пострадавшему от близких: Вознесох избраннаго от людей Моих... Псалом князю-правителю: Вознесох избранного от людей Моих... Величание и псалом общие князю-юноше. Величание и псалом князю-иноку: Блажен муж, бояйся Господа... Величание всем преподобным Киево-Печерским в Неделю 2-ю Святыя Четыредесятницы и псалом: Соберите Ему преподобных Его... (здесь ссылка см., Триодь Постную, но в Триоди только служба свт. Григорию Паламе ). Величание и псалом песнописцу-преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Псалом 41-й. Сокрушается верующий о том, что разлучен с Церковию, с верными собратиями своими; жалуется на несчастия и все упование возлагает на Бога. Псалом 43-й. Пророчествуется о гонениях христиан, а паче – первенствующей Церкви. Псалом 44-й. Под именем царя и царицы описывается Христос, Царь неба и земли, и  Церковь , непорочная невеста Его, украшенная дарами Его благодати. Псалом 45-й. Здесь под именем укрепления говорится о Церкви, что она под покровительством Божиим среди всех нападений не подвижится во век. Псалом 46-й. Проставляется Христос, вознесшийся на небо и распространяющий духовное царство Свое на языки, обращая их в веру Свою. Псалом 47-й. Прославляется пришествие Мессии и Церкви красота и величие. Псалом 48-й. Пророчествуется об учении Христовом в притчах, и о воскресении праведных в живот; потом говорится о суете мира и всех видимых благ. Псалом 49-й. Пророчествуется о пришествии Христовом, о начале Евангелия, о избрании верующих и о уничтожении жертвоприношений; наконец осуждаются грешники за неисполнение закона Божия. Псалом 50-й. Давид, сокрушаясь о грехе своем, прибегает к милосердию Божию, представляет первородный грех, и что человек сам собою оправдаться не может; потом просит Бога, чтоб сердце и дух его обновил Духом Своим Святым, и научает какая – жертва приятна Богу. Псалом 52-й. Описывается крайнее развращение рода человеческого, простирающееся даже до безбожия; наконец предвещается искупление и спасение человеков... Псалом 54-й. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и погибель нечестивых... Псалом 66-й. Молится Пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. Псалом 67-й. Торжественная песнь о победе Христовой над Его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении царства Христова чрез проповедь Апостольскую. Псалом 68-й. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель и предвещает утверждение и распространение Своея Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вторую часть составляют кафизмы с полиелеем и Евангелием. Святая Церковь в обеих частях утрени постепенно возводит молящихся от грустно-покаянного настроения к радости, благодарению и восхвалению Господа за Его неизреченные милости, явленные роду человеческому. В третьей части – каноне – вспоминаются или прославляются священные события или угодники Божии, чествуемые в данный день. В четвертой части, состоящей из хвалитных псалмов и великого славословия с ектениями и заканчивающейся отпустом, возносится особое славословие Самому Господу Иисусу Христу. Начало утреннего богослужения обычно возвещается звоном колокола (так называемый 2-й звон; 1-й призывает к вечерне; 3-й – звучит пред чтением Евангелия). Чтец глаголет шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102 и 142-й псалмы) со всяким вниманием и страхом Божиим. Как предначинательный псалом на вечерне, шестопсалмие на утрене пробуждает в верующей душе глубокие религиозные чувства и подготавливает молящегося к великой ектении. Первый из шести псалмов – 3-й – имеет надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, указывающее, при каких обстоятельствах псалом был написан. Второй псалом шестопсалмия – 37-й – Псалом Давиду – в воспоминание о субботе. Святой Афанасий Александрийский это надписание разъясняет как просьбу Давида о даровании ему Богом субботства, то есть успокоения от тяготевшего над ним бедствия. Псалом выражает чувства глубокого раскаяния Давида в действиях, причинивших множество бедствий ему самому и его народу. Третий псалом – 62-й – Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, был написан Давидом в Иудейской пустыне, где псалмопевец спасался от преследований Саула. Четвертый псалом – 87-й – Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. Составителем этого псалма считают Емана, одного из трех знаменитых певцов-левитов, живших во времена Давида. Псалом выражает состояние человека, находящегося в крайнем уничижении и изнеможении. Пятый псалом – 102-й – Псалом Давиду Псалмопевец посвящает благости, неистощимому милосердию и долготерпению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010