«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Все эти идея касательно Мессии, проповедуемые раввинами в их преувеличенном виде, находили себе более чистое отображение в религиозно-национальной литературе этого времени, как например, в так называемых псалмах Соломона, написанных во время нашествия Помпея. В них высказывается твердая уверенность в пришествие Мессии, который восстановит вечное царство Божие, когда сыновья и дочери иерусалимские будут опять приведены с востока и запада, потому что Иегова сжалился над их бедствиями 290 . Семнадцатый и восемнадцатый псалмы с особенной живостью и красотой воспроизводят перед нами те надежды, которыми жил иудейский народ ко времени пришествия Христа и которые выразились в бурном религиозном восстании Иуды галилеянина. После изображения страданий иудейского народа, псалмопевец обращается с мольбой к Богу об отмщении язычникам: «Извергни грешников из Твоего наследия, сотри во прах гордыню беззаконников, сокруши всю силу их, как сосуд горшечника сокрушается жезлом железным. Истреби словом уст Твоих язычников, поправших закон Твой, и с пришествием сына Давидова пусть язычники бегут перед лицом Его. И Он приведет языческие народы под иго Свое, и вознесет Славу Господа по всей земле, и очистит Он Иерусалим в праведности, так что, как и в начале, язычники будут приходить из отдаленнейших частей земли видеть славу его, и его измученные, изможденные сыны возвратятся с дарами видеть Славу Господа, которою Бог прославит святой град Свой. И Он будет праведным Царем над ними, учившим о Боге. Среди них не будет неправды во дни Его, потому что все они будут святые, и Царь их есть Христос Господь. Израиль не будет уповать на коня, колесницу или лук; не будет собирать для себя серебра и золота для войны, и не будет полагаться на многочисленность войска в день битвы. Сам Господь есть его Царь, и его упование в Боге всемогущем, и Он поразит всех язычников ужасом перед собой» 291 . Еще более яркое изображение подобных ожиданий заключается в 3–й. книге Ездры. Указав на то, что в конце этого века воцарится Исав (намек на владычество едомитян), священный писатель говорит, что во время его жизни, или при его смерти, сойдет с небес Мессия с теми мужами, которые не вкусили смерти, и книги откроются перед лицом тверди, и все вместе увидят их, и вострубит труба с шумом, и лица всех побледнеют, услышав ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Дела коварные» – также: слова коварные. Это главное средство в разрушении духовного мира и покоя, та же цепочка явлений греха: «ложь» – «коварство» – «кровь» неповинная ( Пс.5:7 ). Пс.34:21             Расширили на меня рот свой, говорят:                         «Ага! Ага! Видел глаз наш!» «Расширили рот» – по смыслу то же, что «разинули рот», чтобы поглотить; так сказал о Себе Распятый ( Пс.22 /21:14); ср.: «расширил Шеол алчбу (=душу) свою и открыл рот свой безгранично» ( Ис.5:14 ; Пс.17 /16:9). В другом значении «расширить рот» означает «глумиться»: «над кем услаждаетесь? На кого расширили рот, высовываете язык? Разве не вы есть порождение греха? семя лжи? ( Ис.57:4 ). «Ага! Ага!» – Хе-ах, хеах означает крики радости (Раши). Миг торжества для распинающих. На Мессию «расширили рот» те, кто «услаждался» Его страданиями и глумился. Пс.34:23             Подвигнись и пробудись для суда моего,                         Боже Адонай, – на спор мой. «Пробудись» 204 – не значит, что Он спал: «пробуждение» – еще одно выражение для взаимности богообщения. Человек тоже должен быть вполне пробужден: «когда пробужусь, насыщусь природным Твоим» ( Пс.17 /16:15). Инициатива может исходить от Бога: «я пробудился, ибо Господь утвердил меня» ( Пс.3:6 ). Но в данном случае, когда человека нужно вернуть из бездны (ст.17), он просит, чтобы Бог ради него «пробудился». «Спор мой» – «спором» рив была распря, когда народ «спорил с Моисеем», а «искушал Господа» ( Исх.17:2 ). Теперь ситуация обратная: Мессия через Давида пробуждает к «спору» Яхве («оспорь спорящих со мною»; ст.1), чтобы Он встал на «суд» с этим «родом» – распинателей, человеков и духов. И вызов на этот суд как неизбежный будет предъявлен в Евангелии: «ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная пробудится на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева перед богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 24 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на первый план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, например, в книгах Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является книга Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессии. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 25 . В книге Варуха, например, читаем: «Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам, не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам... Дети! Потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею» (Апок. Варуха.4:5–6, 25, ср. 5:5–9). Β книге Товита будущие чаяния, как и в книге Варуха без Мессии, излагаются в Тов.13 . Наиболее полно, но не в грубо чувственном виде изложены мессианские ожидания в апокрифической книге: «Псалмы Соломона», появившееся около 48 года до Р.Х. 26 и проникнутые мыслью о непреложности правды Божией, карающей нечестивого и милующей праведника. Наиболее богаты мессианскими и эсхатологическими элементами Пс.17 и Пс.18 . В них проводятся две мысли, по-видимому, исключающие друг друга, что Бог Сам есть Царь Израиля 27 и что, с другой стороны, семя Давида будет вечно на престоле 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

И вот Давид, имея помазание на себе – а он был помазан ещё отроком, молоденьким очень, – получал такую силу, и эта сила и мужество его проявлялись, когда нападали дикие звери: медведи, львы на его стада. И он говорит: я вырывал прямо из пасти льва ягненка и не боялся этих хищных зверей]. В юности своей не убил ли он исполина, не снял ли поношение с народа, когда поднял руку с пращным камнем и низложил гордыню Голиафа? [он это и совершил. Господь его рукой совершил. Как на него закричали братья: “Что ты, тебе ли идти сражаться с Голиафом? Мужественные воины не решаются выйти на поединок. А ты кто?” – А он пошёл, и сказано: сошёл на него Дух Господень. И вот в этом ключ ко всем остальным действиям: сошёл Дух Господень. Ни страха, ничего – почувствовал в мышцах, внутри себя такое могущество! А почему на него сошёл Дух Господень? Потому что он возревновал о Господе. Голиаф-то ведь поносил Имя Божие. И он возревновал об Имени Божием. Ах, ты ревнуешь о Моём Имени, так Я дам тебе такую силу, что вот этот Голиаф, этот великан – ничто]. Ибо он воззвал к Господу Всевышнему, и Он дал крепость правой руке его – поразить человека, сильного в войне, и возвысить рог народа своего. Так прославил народ его тьмами и восхвалил его в благословениях Господа [Тьма – это 10000. И когда они после поражения Голиафа возвращались, женщины в хороводах пели: «Саул победил тысячи, а Давид тьмы – десятки тысяч] ибо он истребил окрестных врагов и смирил враждебных филистимлян [этих самых неукротимых соседей южных, которые отравляли этому народу, по всей истории, эти филистимляне, жизнь. Только Давид сумел их смирить], даже доныне сокрушил рог их. После каждого дела своего он приносил благодарение Святому Всевышнему словом хвалы [то есть составлял псалмы]; от всего сердца он воспевал и любил Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение [да, он произвёл реформу храмового культа и распределил всех священников по чередам: 24 череды, 24 хора Левитских, и всё вот имелось в виду – 24, потому что священнических родов было 168=24] с точностью определил времена, чтобы они хвалили Святое Имя Его [Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И Иезекииль говорит: «и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Иез.20:25).    Так и здесь разрушается (покой) субботы. А почему Бог говорит: «кто... изыска сия из рук ваших» (Ис.1:12), — это решить предоставляю вам; разрешить же подоб­ные вопросы вы будете в состоянии тогда, когда будете вести чистую жизнь.    5. Если Корнилия, за превосходную жизнь, Бог призвал к познанию неизреченных таин, и евнуху за усердное чтение даровал и разумение читанного, то тем более вас, уже при­нявших веру, если вы покажите правую жизнь, Он научит яснейшим образом. Как нечистая жизнь препятствует по­знанию истин, — «не мог, говорит Павел, говорить с вами..., как с духовными..., если между вами зависть, споры и разногласия» (1Кор.3:1, 3), и Исаия го­ворит: «хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно» (Ис.58:2), — так чистая жизнь и тщательное искание ру­ководят к их познанию. «Ищите, говорит Господь, и найдете» (Лк.11:9). То же доказывает и притча о просящем хлебов у друга, уже спавшего (Лк.11:5-8). Потому и Соломон, про­сивший духовного, получил и то, чего не просил (3Цар.3:11-14). Когда же соединятся и усердие, и прошение о духовном, и жизнь чистая, то представь, как сделается легким получение, если и одно неотступное усердие само по себе имеет такую силу: «если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк.11:8). Впрочем, обратимся к нашему предмету. «О деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние. Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил; поразил людей и изгнал их». Смотри, какие точные пророк употребляет выражения. Ты тогда, говорит, не окон­чил дела только победою и поражением, но простер все дальше; хотя и прежде того противные стороны были не равны, — так как одни обладали страною, а другие были пришельцами, — однако произошла такая перемена, что первые были совершенно истреблены, а последние сделались гражданами и обладателями. Поэтому он и говорит о первых: «рука Твоя истребила народы», а об евреях: «а их Ты насадил».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. А ты, чел-к Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, вере, любви, терпении, кротости... богатых увещавай, чтобы не высоко думали о себе, но... были щедры и общительны " . А что читаем в Евангелии? " Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные! Ибо взалчете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо... Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия того, что имеет. Посему говорю вам: не собирайте себе сокровищ на земле. Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие " . Вадим К. 22 января 2019, 12:08 В оправдание богоугодности людей преуспевающих в стяжаниях мира сего здесь ссылались и на Свящ. Писание, в частности, на книги Соломона и на посл. ап. Павла к Тимофею. Да, в Ветхом Завете земное преуспеяние рассматривалось как знак благоволения свыше, хотя и не безусловно (см. книгу Иова, псалмы). Так и поныне думают иудеи и ждут того, кто им его даст навеки. Что касается послания ап. Павла к Тимофею, увы, более точной ссылки писавший комментарий не дал. А вот что читаем в послании мы: " имея пропитание и одежду, будем довольны тем, а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. " См. продолжение. Лариса 22 января 2019, 09:27 Вадим К.21 января 2019, 13:14 Ради Вашего комментария нужно было опубликовать эту статью. Радостно, что не перевелись ещё на Руси здравомыслящие люди. П.С. 22 января 2019, 00:18 Ольга21 января 2019, 12:52 " Работу для молодых реально найти только в сфере " купи -продай " . Ольга, не надо фантазировать. Рабочие специальности сейчас на вес золота! Но не хотят " дорогие россияне " , ностальгирующие по СССР, работать ручками! Я год искал фрезеровщика - нету! Электрогазосварщика - нету! Точнее есть, колледж выпускает, но работать не хотят! Предлагаю зп от 50000 и выше, при том что средняя зп у нас 30-35 и ту поискать. Не хотят! Лучше охранником, или кладовщиком, получать копейки, но ничего не делать, в раб.время чаи гонять и на форумах зависать, ностальгировать " как при СССР хорошо было " )). Я заметил что все бездельники очень тоскуют по советской власти)). Интересно, почему?

http://pravoslavie.ru/118662.html

Из них названные в библейских книгах, суть следующие: 1. Саронская и Сефела, 2. Ездрелонская или Изреелъская, 3. Иорданская и 4. колена Рувимова. Саронская равнина и Сефела составляют части той обширной западной равнины Святой Земли, которая лежит между горами Ефремовыми и Иудиными с одной стороны и Средиземным морем с другой и простирается с севера на юг от Кармила до потока Египетского – крайнего южного предала Палестины. Равнина Саронская находится на юге от Кармила между Кесариею Палестинскою и Лиддою (древним Лудом) 201 . Иероним, в толковании на Псалмы 202 , причисляет к ней также всю страну, лежащую между Лиддою, Яффою 203 и Ямшею. В длину она имеет около 50 верст, в ширину до 15-ти. В библейские времена в Саронской равнине находились самые тучные пастбища Палестины, и потому крупный скот царя Давида пасся именно на ее лугах 204 ; ее цветы отличались особенною красотою, и потому Соломон сравнивает с нарциссом Саронским прекрасную невесту Песни Песней 205 ; вообще по своим природным свойствам она считалась одною из великолепнейших местностей Палестины, и потому пророк Исайя 206 , возвещая о процветании в будущем сухой пустынной страны, говорить, что ей дастся великолепие Кармила и Сарона; пророчествуя об имеющем некогда наступить полном благоденствии для лучших Израильтян, замечает, что мелкий скот этих избранных рабов Иеговы будет пастись в Сароне. Возвеселится пустыня и сухая земля, говорит пророк, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать: слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона. «Так говорит Господь: произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор моих, и наследуют это избранные мои и рабы мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец... народа моего, который взыскал меня». Когда же пророк извещает о совершенном опустошении Святой Земли за грехи Израиля, то, дабы нагляднее изобразить это опустошение, говорит, что в бедственные дни грозного суда Божия даже Сарон обратится в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Имея на руках только Священное Писание Нового Завета и Псалтирь, можно при желании составить умозрительную концепцию всего ветхозаветного исторического процесса, который привел потом к Новому Завету. Важность и значение псалмов в Псалтири для нас бесспорно. Приведем только два примера, как часто цитируется в Новом Завете. Апостолы прежде всего ссылаются на псалмы, чтобы доказать предвидение Богом и всю историю Мессии – Христа Спасителя. Это и история Иуды, и глумление над Христом, его Воскресение, прославление. Четыре раза они говорят о божественном вдохновении псалмов (книга Деяний Апостолов 1,16–22; 2 глава и ряд других мест). В Послании к Евреям ( Евр. 1:5–13 ) в кратком разделе приведено шесть цитат из псалмов, указывающих на божественность Иисуса Христа. «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» ( Евр.1, 5–7 ). В некоторых местах Псалтири приведены страшные проклятия. Это Пс.57, 7–12 ; Пс.68 , Пс.136  и т.д. «Блажен, кто разобьет младенцев твоих о камень» ( Пс. 132:9 ). Это довольно жуткий зрительный образ; мы слышим этот псалом за воскресной всенощной в течение трех подготовительных к Великому Пост у недель. Читая подобные места Псалтири, мы должны понимать, что поэтический стиль часто пользуется иносказанием и образными выражениями. Если мы почитаем книгу Иова, то там сказано в 29 главе, что Иов ходил по ручьям из елея. Ясно, что это поэтический образ. Нужно понимать, что под этим подразумевается. Враги псалмопевца были в действительном смысле врагами Божиими. И псалмопевец настроен против них не как против своих собственных врагов, а как против тех, которые хулят и презирают имя Божие и поэтому достойных сурового проклятия, как это было регламентировано законом Моисея. Это отношение не лично к человеку, который сделал тебе обиду, а к тому, кто оскорбил Бога своими действиями и отношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, когда ты вздумаешь заботиться о красоте одежды, то вспомни, что, сколько бы ты ни старался, за травою останется победа, что ты никогда не сможешь сравняться с нею, — и оставь свою неразумную страсть. Многому и другому можно на­учиться от бессловесных животных, от цветов и от семян. «Хвала и великолепие — дело Его, и правда Его пребывает в век века» (Пс.110:3), т.е. каждое из дел Его. Пророк говорит это не об одном каком-нибудь деле. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «похвала и достоинство дея­тельность Его» (παινοζ χα αξωμα ργασα αυτου). А этот говорит: «хвала», т.е. благодар­ность и слава. Каждая из вещей видимых может расположить зрителя к благодарности, к песнопению, к хвалению, к сла­вословию. Не нужно спрашивать: для чего то, для чего это? — но и ночная тьма и день, и голод и обилие, и пустынная и необи­таемая земля, и тучная и плодородная, и жизнь и смерть, и все видимое способно и достаточно для того, чтобы побудить внима­тельных к благодарности. Выражая это чрез одного пророка и представляя сами наказания за благодеяния, Бог сказал: «производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру; поражал вас ржою и блеклостью хлеба» (Ам.4:11, 9); и чрез другого про­рока: «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства», обращая наказания в благодеяния (Мих.6:4). Так, и сами наказания Божии суть благодеяния, служат к исправлению, назиданию, наставлению, пресечению зла. Люди одно де­лают, как благодеяние, другое по ненависти и отвращению; а Бог все делает по любви. Например, как благодетель, Он поселил человека в раю; как благодетель, Он и изгнал его из рая; как благодетель, Он произвел потоп; как благодетель, Он ниспослал огонь на Содом; вообще, на что ни укажешь, все делает Он для добра. Как благодетель, Он угрожает и геенною. Как отцы бывают отцами не тогда только, когда ласкают детей своих, но и когда наказывают их, и наказывая бывают отцами не меньше, как и лаская, так точно и Бог. Вот почему Павел и сказал: «есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:7) И Соломон: «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010