Один старец говорил, что монах – «как пчела, которая повсюду производит мед» 1009 . И когда он пребывает в келье, не имея веских причин ее покидать, и когда он по необходимости вынужден был ее покинуть. Среди причин, которые подталкивали отшельника сменить место жительства, основными были личные. Так, например, если старец полагал, что стал слишком известен, он либо искал себе другое место в пустыне, либо инкогнито жил в одном из монастырей Фиваиды. Так поступили Иоанн и Пинуфий, о которых повествует нам Иоанн Кассиан 1010 . Авва Пинуфий, инкогнито которого быстро раскрыли, удалился впоследствии в Палестину. Многие другие отшельники затем отправятся подвизаться в Святую землю, в частности авва Исайя, авва Порфирий, будущий епископ Газы, авва Силуан и его ученики. Иногда старцу было достаточно увидеть по соседству с кельей «вещь, не слишком душеполезную», чтобы он сменил место обитания. Так поступили авва Агафон, который покинул свою новую келью, и авва Аммой, который оставил на прежнем месте большой запас хлебов, только что высушенных на солнце 1011 . Часто все отшельники, живущие рядом, были вынуждены покинуть кельи и эмигрировать под влиянием внешнего принуждения, иногда довольно жесткого. В 399 году несколько сотен монахов, сторонников учения Оригена , были изгнаны из Келлий группой солдат-наемников, состоящих на службе у патриарха Феофила. После изгнания они нашли убежище в Палестине, затем в Константинополе и только спустя несколько лет всё же смогли вернуться в свою родную пустыню 1012 . В первой половине V века Скит, как мы знаем, был несколько раз разорен бандами кочевников, а монахи были либо убиты, либо рассеяны 1013 . Так, авва Пимен и его братья, а позднее авва Арсений и его ученики, которым удалось выжить, обосновались неподалеку от населенных мест в Дельте. Все, как кажется, воспринимали эти события как Промысел Божий. Авва Даниил как-то сказал авве Амою: «Кто может отлучить нас от Бога? Бог в келье, и вне ее тоже Бог» 1014 . Постоянно бодрствуя духовно в сердце своем, монах остается постоянно на пути к Богу 1015 . И, по словам другого старца, куда бы он ни шел, он все равно пребывает в келье 1016 , стараясь сохранить бдительность и не теряя мира в душе 1017 . В этом монах достигает такой меры, которая позволяет поддерживать в его душе желание безмолвия в тиши кельи. Он – как рыба: выброшенная на берег, она изо всех сил старается вернуться обратно в море 1018 . Этот знаменитый образ святого Антония вполне достаточен для понимания того, что для отшельника келья в пустыне – это естественная среда его обитания, это особое место, но место отнюдь не единственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одному брату, искушаемому бесами, который обычно ел в девятом часу, авва Макарий посоветовал дождаться вечера 677 . Однажды Антоний Великий , который, согласно его житию и сведениям из апофтегм, ел в девятом часу после того, как стоя совершил молитву 678 , отложил трапезу до времени после вечерней службы, чтобы испытать своего нового ученика Павла 679 . Вероятно, вечернее и утреннее псалмопение стало правилом только в конце I века, но время его совершения могло сильно варьироваться, поскольку, как мы уже сказали, некоторые монахи уже начинали новый день тогда, когда другие еще не завершили день предыдущий. Продолжительность сна тоже сильно разнилась. Ночные занятия В Фиваиде авва Пахомий научился у аввы Паламона трем различным способам проводить ночь: «Или вы молитесь с вечера до полночи и затем спите до утра, или вы спите до полуночи и молитесь до утра, или, наконец, вы молитесь немного и затем немного спите и делаете так с вечера до утра» 680 . Возможно, эти три способа имели место и у отшельников Нижнего Египта, но первый из них был предпочтительнее. Антоний Великий и многие другие часто проводили в молитве всю ночь 681 . Авва Елпидий в своей скитской пещере по ночам читал наизусть всю Псалтирь 682 . Авва Виссарион стоял без сна сорок дней 683 . По сведениям Палладия, авва Моисей, искушаемый худыми пожеланиями, оставался в своей келье и молился стоя, не смыкая очей всю ночь напролет. Чтобы не дать сну себя одолеть, он брал у старцев кувшины и неслышно наполнял их водой 684 . Авва Дорофей , учитель Палладия, никогда по своей воле не спал в назначенный час, и поэтому ему случалось засыпать во время работы или еды 685 . Авва Сармат часто постился по сорок дней подряд и говорил, что может спать тогда, когда захочет 686 . Авва Арсений обычно проводил ночь в молитве и только под утро позволял себе немного сна 687 . Он говорил, что «монаху, если он подвижник, достаточно спать всего один час» 688 . Но это, конечно, максима не для всех. Авва Херемон советовал Иоанну Кассиану довольствоваться тремя или четырьмя часами сна 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом 1. Авва Кариен сказал: человек, пребывающий с отроком, если не силен, – то идет вниз; если же силен и нейдет вниз, – то не преуспевает. 2. Авва Антоний говорил: думаю, что в теле есть естественное движение, прирожденное ему, но оно не действует без пожелания души и означает только страстное движение. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием, коими разгоряченная кровь возбуждает плоть к действованию. Потому-то и говорит Апостол: не упивайтеся вином, в немже есть блуд ( Еф. 5:18 ), также и Господь в Евангелии заповедал ученикам своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством ( Лк. 21:34 ). В подвизающихся же бывает и иное движение, происходящее от навета и зависти демонов. Итак, надобно знать, что существуют три рода телесных движений: одно – естественное, другое – от неразборчивого употребления пищи и третье – от демонов. 3. Брат спросил авву Агафона о блуде, и старец сказал ему: поди, повергни пред Богом немощь свою и найдешь покой. 4. Авва Геронтий Петрский говорил: многие, будучи искушаемы плотскими похотями и не совершая греха телесно, пали в блуд мысленно и таким образом, сохранив девство тела, стали блудниками по душе. Итак, возлюбленные, хорошо исполнять слово Писания: всяцем хранением блюди твое сердце ( Притч. 4:23 ). 5. Брат спросил авву Даниила: дай мне наставление, и я буду сохранять его. Авва сказал: никогда не простирай руки своей в одну чашу с женою и не вкушай с нею. Этим ты немного убежишь от демона блуда. 6. Авва Евустон рассказывал об авве Пафнутии, отце скитском: пришел я туда, будучи еще юн, и авва не позволил мне остаться, говоря: при себе в Ските я не попущу быть лицу женскому из опасения вражеской брани. 7. Авва Иоанн Колов говорил: кто, наевшись досыта, говорит с отроком, тот уже любодействовал с ним в помысле своем. 8. Авва Кассиан рассказывал: говорил нам авва Моисей: хорошо не скрывать помыслов, но открывать их старцам духовным, впрочем, и рассудительным, а не поседевшим лишь от времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3 . Авва Иоанн Колов говорил: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы и таким образом неприятели, погибая от голода, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят душу его». 4 . Сказывал также: «Однажды шел я с своим плетеньем по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева – и я убежал, оставив свои корзины». 5 . Еще однажды, во время жатвы, авва Иоанн, услышав, что брат сердито говорит с ближним, и ему говорит: «Э! И ты также?» – убежал, оставив жатву. 6 . Некоторые старцы, бывши в Ските, обедали вместе. С ними был и авва Иоанн. Один пресвитер, муж великий, встал подать чашу воды; но никто не решился принять от него чаши, кроме одного Иоанна Колова. Все удивились и сказали ему: «Как ты, младший из всех осмелился принять услугу от пресвитера?» Авва отвечает им: «Когда я встаю, чтобы подавать чашу, радуюсь, если все примут ее, чтобы получить мне награду. И сам я теперь принял чашу для того, чтобы доставить ему награду, и чтобы он не опечалился, что никто не принял от него чаши». – Когда сказал так, все удивились и получили назидание от его рассудительности. 7 . Однажды авва Иоанн сидел против церкви. Братия окружали его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев, увидев это и искушаемый завистью, говорит ему: «Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда!» Авва Иоанн отвечает ему: «Так, авва! И ты сказал это, видя одну только наружность; а что сказал бы ты, если бы увидел внутренность!» 8 . Отцы сказывали: однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн увидел его, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся, когда ему надлежало бы лучше плакать, потому что ест милостыню?» 9 . Однажды некоторые из братий пришли испытать авву Иоанна; ибо он не позволял своему уму развлекаться и не говорил о делах житейских. Братия говорят ему: «Благодарение Богу! В нынешнее лето много было дождя: пальмы напоены и пускают отростки; братия будут иметь свое рукоделие». Авва Иоанн отвечает им: «Подобным образом, когда Дух Святой нисходит в сердца человеческие, они обновляются и возрастают в страхе Божием».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу, об этом свидетельствует «некий Старец», на вопрос брата — «как может человек получить дар любить Бога?», он отвечает «Если кто видит брата своего в прегрешении и возопиет о нем к Богу, тогда получит разумение, как должно любить Бога». То же у Аввы Антония «От ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо, если приобретем брата, то приобретем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа» (Авва Антоний). Чем более глубока их любовь к Богу, тем нежнее любовь к братьям. Как трогательно Авва Пимен, увидев брата, дремавшего во время богослужения в церкви, вместо осуждения, кладет его голову на свои колени, чтобы тот отдохнул (ср. Авва Пимен 92). Тот, в ком разгорелась такая любовь, готов полностью принести себя в жертву. «Если бы я мог найти прокаженного, — говорит Авва Агафон, — чтобы взять себе его тело и отдать ему свое, сделал бы это с радостью. Ибо в этом совершенная любовь» (Авва Агафон 5). Истинная и совершенная любовь, по своей природе, жертвенная любовь, она отдает все, ничего не ожидая взамен. По своей сути, она — стержень человеческого существа, лучше сказать, что сам человек как существо — любовь. Люблю, значит существую! — В этой максиме содержится вся онтология и антропология Отцов–пустынников. Приобретение полноты любви немыслимо без упражения в посте. Сам пост, это уже одно из проявлений самопожертвования и любви, но одновременно, он и путь стяжания совершенной любви, ибо представляет собой борьбу против самовлюбленности и эгоизма. Потому авва Евагрий и говорит, что умеренный пост, когда он соединен с любовью, приводит монаха к пристани бесстрастия (ср. Авва Евагрий 6). В то время, как любовь рождается из поста, эгоизм и ненависть, рождаются от его нарушения и гордости, которая корень всякого зла и греха. Авва Илия выражает это следующими словами — « Что может сделать грех там, где есть покаяние? Какая польза от любви там, где гордость?» (Авва Илия 3). Другими словами, можно сказать, что все изречения Отцов–пустынников — это тихое свидетельство о великом пламени любви, разгоревшемся в этих святых душах к Богу и к ближнему. Просто и скромно они открывают, что вся их жизнь посвящена святой любви, и пронизана любовью, превращена в пламя любви, в саму любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

3. Авва Иоанн Колов говорил: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятели, погибая от голода, покорятся ему. Так бывает с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят душу его». 4. Сказывал также: «Однажды шел я со своим плетеньем по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины». 5. Еще однажды, во время жатвы, авва Иоанн, услышав, что брат сердито говорит с ближним, и ему говорит: «Э! И ты также?» — убежал, оставив жатву. 6. Некоторые старцы, бывши в Скиту, обедали вместе. С ними был и авва Иоанн. Один пресвитер, муж великий, встал подать чашу воды; но никто не решился принять от него чаши, кроме одного Иоанна Колова. Все удивились и сказали ему: «Как ты, младший из всех, осмелился принять услугу от пресвитера?» Авва отвечает им: «Когда я встаю, чтобы подавать чашу, радуюсь, если все примут ее, дабы получить мне награду И сам я теперь принял чашу для того, чтобы доставить ему награду, и да не опечалится он, что никто не принял от него чаши». — Когда сказал так, все удивились и получили назидание от его рассудительности. 7. Однажды авва Иоанн сидел против церкви. Братия окружили его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев, увидев это и искушаемый завистию, говорит ему: «Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда!» Авва Иоанн отвечает ему: «Так, авва! И ты сказал это, видя одну только наружность; а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность!» 8. Отцы сказывали. Однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн, увидев его, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся, когда ему надлежало бы лучше плакать, потому что ест милостыню?» 9. Однажды некоторые из братий пришли испытать авву Иоанна, ибо он не позволял своему уму развлекаться и не говорил о делах житейских. Братия говорят ему: «Благодарение Богу! В нынешнее лето много было дождя: пальмы напоены и пускают отростки; братия будут иметь себе рукоделие». Авва Иоанн отвечает им: «Подобным образом, когда Дух Святой нисходит в сердца человеческие, они обновляются и возрастают в страхе Божием».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

1 . Авва Фока, из Киновии аввы Феогния Иерусалимского, рассказывал: «Когда я жил в Скиту, в Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным. В Келлиях две церкви: одна для православных, к которой и он принадлежал, а другая для апосхистов 7 . Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты, и не увлекли в общение с собою!» И апосхисты также говорили ему: «Знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами 8 , губишь душу свою; ибо они несториане, и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, случая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келье, которая была в уединении вне лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью . Ибо отцы египетские имеют обыкновение сберегать до смерти своей левитон и куколь, в которых принимают святый монашеский образ, и в них погребаться; в продолжении жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин, и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келью и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит ему: «Авва Иаков! что ты делаешь здесь?» Иаков вдруг осиян был светом, и почувствовав в себе силу от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты». И тотчас при этом слове авва Иаков увидел себя пред дверьми Святой Церкви православных последователей Халкидонского собора». 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

На Западе, в Марселе, епископ Серен в 598 г. сорвал со стен церкви и выбросил вон иконы, которые, по его наблюдению, суеверно почитались его паствой. Папа Григорий Великий писал Серену, похваляя его за inconsideratum zelum, но порицая за уничтожение икон, которые служат простым людям вместо книги. Папа требовал, чтобы Серен восстановил иконы и объяснил пастве и свой поступок, и истинный способ почитания икон. B VII в. на острове Крит перед епископом Неапольским выступает уже большая группа борющихся с иконами христиан, которые ссылались при этом на Ветхий завет и осуждали христиан, почитающих святые места и камни, a также мощи святых. Иоанн, епископ Фессалоникский, защищает иконы от христиан-возражателей, которые, придираясь, говорят, что если даже и можно изображать Бога, явившегося во плоти, то на каком же основании изображать бесплотных духов, ангелов? Один паломник на Восток с Запада, Аркульф, в конце VII в. сообщает, что он встречался на пути с иконоборческими течениями. B самом Константинополе он видел, как один свирепый фанатик сорвал со стены дома резное по дереву изображение Богоматери и бросил его в отхожее место. Об императоре Филиппике-Вардане известно, что перед своим свержением в 713 г. он собирался издать закон против поклонения иконам. Он был так настроен и по своей монофелитской идеологии, и по своему местному армяно-павликианскому (еретическому) воспитанию, враждебному церковному культу. Появившийся с VII в. ислам с его враждой ко всякого рода изображениям (живописным и скульптурным) человеческих и сверхчеловеческих лиц (безличные картины мира и животных не отрицались) заново оживил сомнения в законности икон; далеко не везде, но в районах, соседних с арабами: Малая Азия, Армения. Само население этих районов было в расовом отношении отлично от эллинских районов Мореи, Аттики, Македонии. Там, в центре Малой Азии, исконно жили и таились древние антицерковные ереси: монтанизм, маркионитство, павликианство — антикультурные и антииконные по духу доктрины. B этом пункте ислам им был понятнее и представлялся как бы совершеннее, «духовнее» христианства. B этой атмосфере императоры, выдерживавшие вековой напор фанатичного ислама, не могли не соблазняться устранить лишнее препятствие к мирному соседству с религией Магомета. Недаром защитники икон называли императоров-иконоборцев «σαρακηνοφρονοι — сарацински мудрствующими.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435371/

Пример его был плодотворен; даже среди язычников приобрел он учеников и стал главой философско – христианской школы. Многие из учеников его оказали геройское мужество в гонении и бесстрашно претерпели мученичество. Кроме Плутарха, о котором уже было сказано, главными учениками Оригена из умерших за веру 218 были: Серен, Ираклий, Герол и еще другой, также именем Серен, женщина из оглашенных, именем Ираида, она была сожжена и получила, таким образом, крещение огненное; наконец Василид, бывший хотя язычником, но слушавший преподавания Оригена , приобрел возвышенные понятия, выраженные им при мученичестве знаменитой девицы Потамиены. Эта мужественная христианка была столь же прекрасна собой, как и добродетельна; она претерпела жесточайшие муки, чтобы только сохранить чистоту своей веры живой; и сожжена была с матерью своей Марцеллой. Василид был одним из воинов, ведших ее на казнь, но защищал ее против оскорблений, которым ее хотели подвергнуть. За это награжден был той живой верой, с которой мужественно исповедал Иисуса Христа и удостоился славного мученичества. Ориген около тридцатилетнего своего возраста, когда Зефирин был епископом в Риме 219 посетил эту Церковь , но пробыл там короткое время и возвратился в Александрию продолжать свои занятия. В молодости своей Ориген довел до крайности 220 воздержание, в котором старался служить примером для учеников своих; но, согласно словам основательного историка, Евсевия, если поступок, которым тогда провинился, доказывает восторженность молодости, то одинаково служит доказательством как веры его, так и любви к воздержанию. Прочитав в Евангелии словеса Спасителя: «суть скопцы, иже исказиша сами себя, царствия ради небесного», он не рассудил о них мудро, но, повинуясь или правилу Евангельскому, или надеясь избавиться от похотных помыслов, или отстранить от себя всякую клевету – потому что в числе учившихся у него были и женщины – он оскопился. Поступок этот желал он сохранить в тайне, но, не взирая на старания его, об этом узнали и сообщили епископу Димитрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Свят. Григорий получил воспитание сообразно своему положению: он изучал диалектику, риторику и законоведение. По окончании образования свят. Григорий вступил на гражданскую службу, и при императоре Юстиниане достиг сана претора (высшая судебная должность). Однако, будущий святитель тяготился внешней мирской деятельностью, он склонялся к созерцательной жизни и желал быть иноком. После смерти отца свят. Григорий начал продавать оставшееся ему имущество, а вырученные деньги употреблял на милостыню и на построение монастырей. В Сицилии он построил шесть монастырей, а седьмой, в честь св. апостола Андрея, устроил в своем римском доме. Вскоре свят. Григорий и сам стал монахом, а спустя некоторое время, – игуменом этой обители. В основанных им монастырях свят. Григорий ввел устав преп. Венедикта Нурсийского, перед личностью которого благоговел. Примерно в 577–578 годах свят. Григорий, вопреки своему желанию, стал одним из семи римских диаконов и вскоре был послан в Константинополь в качестве папского апокрисиария (посла), где пробыл до 585 года. По возвращении из Константинополя, он опять жил в своем монастыре. После смерти папы Пелагия II в 590 году, свят. Григорий, против его желания, был избран духовенством, сенатом и народом на папский престол. Папское служение свят. Григория пришлось на довольно спокойное для Вселенской Церкви время, а для Римской Церкви это было прямо-таки благоприятное время. Свят. Григорий был еще отроком, когда в 553 году состоялся Пятый Вселенский Собор, положивший, по большому счету, конец монофизитским спорам, а до начала монофелитских споров он не дожил. На западе, правда, некоторое время продолжалась «аквилейская схизма» – реакция на осуждение «трех глав» на Пятом Вселенском Соборе. Жизнеспособна еще была и партия раскольников-донатистов в Северо-Африканской Церкви. Папа Григорий удачно действовал против тех и других. Благополучно погасил свят. Григорий и первую на западе вспышку уже вызревавшего в лоне Церкви иконоборчества. В то время еп. Серен Марсельский приказал убрать иконы из храмов и уничтожить их. Мотивировал он это суеверным почитанием икон простым народом. Благодаря свят. Григорию, иконоборческая деятельность еп. Серена была дипломатично пресечена. Папа похвалил епископа за ревность против суеверий, но осудил за уничтожение икон и потребовал, чтобы еп. Серен вернул иконы в храмы и объяснил верующим истинный, несуеверный способ иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010