Интересно отметить, что в истории христианства часто вместе сосуществовали и рационализм и фидеизм; одна крайность, казалось бы, вызывает другую. Тертуллиан (160-н.э. гг.) считал, что ему надо было выступить против греческой философии своего времени. О воскресении он сказал: «Верую в воскресение потому, что оно абсурдно; оно является несомненным фактом потому, что оно неправдоподобно». 9 После него Бернар Клервоский (1091–1153 гг.) выступил против рационализма Пьера Абеляра (1097–1142 гг.) и обвинил его в том, что он «сильно жаждет доказательства». Лютер и Эразм Роттердамский подвергли нападкам тонкости схоластики своего времени. 10 Серен Кьеркегор критиковал рационалистический пантеизм Гегеля. Вдохновляясь Кьеркегором, Барт и Бруннер в наше время проявили сильную реакцию против рационалистического оптимизма девятнадцатого века. В истории христианства все известные фидеисты согласились бы с Б. Паскалем, что «для сердца есть основы, неизвестные разуму». Агнос, мне становится как-то неловко всякий раз, когда приходится критиковать фидеизм, потому что людям кажется, что этим я критикую Вашу веру, когда я в сущности критикую неосведомленную веру. «Иметь веру в веру» – это не библейская вера, как и «быть влюбленным в любовь» не является библейской любовью. Любить любовь невозможно; можно только любить что-то или кого-то, например, женщину. Если любишь женщину, то это благодаря тому, что какая-то объективная черта привлекает тебя к ней: ее красота, интеллигентность, грация, достоинство, остроумие, очарование. To же самое можно сказать и о вере Как только начинаешь говорить о вере, то сразу же имеешь в виду какой-то объект. Значит, речь идет о вере во что-то. Данный объект надо объяснить с помощью логики, по крайней мере, на первой стадии веры. А что можно сказать о последней стадии веры? Именно тут же, когда я критикую фидеизм, мне становится совсем неловко. Все великие фидеисты истории заявляют что-то очень хорошее: что религиозная вера, в конечном счете, превосходит (хотя и включает) рационалистические, объективные и научные категории мышления. Несмотря на все свои личные переживания, одна из самых великих женщин, Хелен Келлер, находила силу в простой несомневающейся вере. «Простая детская вера в божественного Друга, – сказала она, – разрешает все проблемы, приходящие к нам от земли и моря». Многие люди, которые с этим согласны, предполагают, что Христос рекомендовал такую детскую веру, как условие для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Ра этом основании и Штраус говорит, что при глазных лечениях слюна играла весьма важную роль в народном суеверии того (т.-е. евангельского) времени. „Das Leben Jesu», 1874, стр. 429. 447 К. Серен Саммоник – врач 11 столетия, пользовавший своих больных, между прочим, еще словом –„абракадабра», написанным на бумаге в виде треугольника и носимым больными на теле, Подробнее об этом сказано в энциклопедическом словаре Плюшара – слово: «Абракадабра». 450 К, сожалению, попытка объяснить исцеление слепорожденого естественным путем находит для себя защитников еще и в наше время. Срвн. Weiss, „Das Leben Jesu», 1884, В. 2, стр. 396. По мнению Вейсса, исцеление слепорожденного есть – „nur ein natürlicher Heilprozess». 451 Признавая важное значение за этими словами слепорожденного, Штраус вынужден был даже сделать совершенно произвольное предположение, будто-бы они вложены в уста слепцу самим евангелистом. „Das Leben Jesu», 1874, стр. 430 452 По учению фарисеев, соблюдение субботы было самой священнейшей обязанностью иудея. Суббота, говорили они, не только соблюдалась на небе до сотворения человека, но и сам народ израильский был избран единственно с целью соблюдения ее. Она чудесно соблюдалась даже субботней рекой священного города! В субботу евреи должны были пиршествовать, хотя нельзя ни огня зажигать, ни пищи варить. В субботу никто не мог даже ободрить больного или утешить печального. Даже сохранение жизни считалось нарушением субботы; с другой стороны убить муху значило совершить такое же преступление, как и убить верблюда.. По учению раввинов, в субботу не должно переходить реку на ходулях, потому что это значит нести ходули. Женщина не должна выходить с лентами на себе, если только они не пришиты к платью. Нельзя носить вставного зуба. Человек, страдающий зубной болью, не может полоскать рта уксусом, но может подержать во рту и сглотнуть. Нельзя написать двух букв алфавита. Больной не мог послать за врачем. Человек с ломотой в пояснице не мог потереть или натереть больного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Решение Международного трибунала по военным преступлениям в бывшей Югославии (МТБЮ) о снятии с Рамуша Харадиная всех предъявленных ему обвинений в военных преступлениях и преступлениях против человечества, совершенных им в Косове с марта по сентябрь 1998 г., вызвало шок. Да и в косовском псевдогосударстве не заметно восторгов по поводу освобождения и возвращения бывшего вождя ОАК Харадиная, являющегося давним врагом нынешнего «премьер-министра» Косова Хашима Тачи. Среди защитников Харадиная, которым тот обязан своим освобождением, выделяется спецпредставитель Генерального секретаря ООН Серен Иенсен Петерсен, считающий Рамуша «ближайшим сотрудником и другом», который «многим жертвовал для светлой будущности Косова». И так думает не один Петерсен. В Европе Харадинай на протяжении ряда лет имел сторонников в деле отделения Космета от Сербии и считался самым надежным союзником Запада как «комендант зоны Джукадин» (Метохии). Именно боевики Харадиная помогали авиации НАТО обнаруживать позиции воинских частей армии Югославии. После войны, во время так называемой «демилитаризации» ОАК, подразделения Харадиная трансформировались в Косовский защитный корпус. В столкновениях этого корпуса с соперничающими группировками были убиты несколько потенциальных свидетелей преступлений Харадиная, которых Карла дель Понте должна была бы вызвать для дачи показаний против обвиняемого. Неуязвимость Харадиная была обеспечена поддержкой администрации США. Прочность его позициям придавал и союз с Ибрагимом Руговой, видевшим в Харадинае орудие борьбы с Хашимом Тачи, своим главным соперником в схватке за власть. Тачи и Харадинай не переносили друг друга, и по этой причине Харадинай, снискав благосклонность Руговы, дослужился до премьер-министра. В Гааге Харадинай был обвинен в том, что «в течение рассматриваемого периода ОАК в целях обеспечения полного контроля территории Метохии преследовала и убивала на Косово гражданских лиц из сербов и цыган, равно как и косовских албанцев, заподозренных в сотрудничестве с сербскими силами». Обвинитель утверждал, что Рамуш Харадинай с 1 марта 1998 г. и до середины 1998 г. был командующим ОАК на территории Метохии de facto , а с середины июня – командующим de jure. Возникает вопрос: почему трибунал не использовал личное свидетельство Харадиная о его террористических злодеяниях в войне против Сербии, каким является его книга «Исповедь о войне и свободе», изданная в 1999 г. в Приштине!?

http://pravoslavie.ru/36627.html

Библиография : S. A. Cook, The Cambridge Ancient History. J. Fergeson, Religions of the Roman Empire. G. Habermas. Ancient Evidence for the Life of Jesus. G. Habermas, et al., «Apollonius of Tyana: First Century Miracle Worker», статья, представленная в Evangelical Philosophical Society. Апологетика духовного опыта (EXPERIENTIAL APOLOGETICS) Апологетика духовного опыта – это такая форма обоснования христианской веры, в которой обращаются к христианскому духовному опыту как свидетельству истинности христианства. В этом своём обращении к внутреннему, а не внешнему свидетельству такая апологетика резко отличается от других апологетических систем (см. апологетика: типы). Представители апологетики духовного опыта . Многие христианские мыслители подчёркивают роль духовного опыта; при этом часть из них говорит о мистическом опыте. Майстер (Иоганн) Экхарт (Eckart; также Eckhart и Eckardt) в Средневековый период считался еретиком в богословии, однако он убедительно писал о значении христианского мистицизма. В период нового времени представители °экзистенциализма (см. Кьеркегор, Серен) и нео-ортодоксального богословия (см. Варт, Карл) высоко оценивали духовный опыт и его роль в апологетике христианства. Классические либералы и модернисты отрицают объективность христианской истины, так что общий религиозный опыт остаётся у них практически единственным возможным основанием для выстраивания христианской апологетики (см. чудеса и миф; Шлейермахер, Фридрих). Среди евангельских христиан приверженцем апологетики духовного опыта является Элтон Трублад (Trueblood). Для таких течений, хотя и держащихся обычно в стороне от апологетических дискуссий, как пятидесятники, харизматы и представители «третьей волны», тоже характерна апологетика духовного опыта. Типы апологетики духовного опыта . Представители христианской апологетики духовного опыта разделяются на несколько категорий. Часть из них обращается к религиозному опыту в целом, хотя это чаще применяется для обоснования не столько уникальных истин христианства, сколько доктрин, признаваемых и в некоторых других религиях. В их число может входить учение о трансцендентном Боге или о бессмертии души.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

первому -- для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму -- чтоб он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим " 3 . ______________ 1 Плиний Мл: Письма , I, 10. 2 Там. же, I, 9.  3 Диоген Лаэртский, О жизни... философов , X, 122. По словам Сенеки, учиться жить всю жизнь -- значит превратить свое существование в непрерывное упражнение, и если важно рано начать, еще важнее -- никогда не расслабляться 1 . Сенека или Плутарх обращаются уже не к отрокам, жадным и робким, которых призывал заняться собою Сократ Платона или Ксенофонта. Это мужчины, мужи. Серен, например, которому адресован De tranquilitate (наряду с De constantia и, возможно, De otio родич и протеже Сенеки -- ничуть не похож на мальчика в " годы учения " . Во времена De tranquilitate это провинциал, только что приехавший в Рим и все еще колеблющийся в выборе карьеры и образа жизни, но уже вступивший на путь философии, его нерешительность главным образом касается вопроса о том, чем этот путь следует завершить. Луцилий же, вероятно, лишь немногим моложе Сенеки. Прокуратор Сицилии, он шестидесяти двух лет от роду затевает оживленную переписку с Сенекой, в ходе которой тот излагает ему принципы своей мудрости и описывает ее практическое применение, рассказывает о своих недостатках, слабостях, все еще не завершенных битвах, порой даже просит совета. Между прочим он, нимало не смущаясь сообщает, как сам, уже на седьмом десятке, слушал лекции Метронакса 2 . Вполне зрелым людям адресованы и трактаты Плутарха, которые содержат не только общие размышления о добродетелях и пороках, о счастье души и жизненных невзгодах, но и наставления, о том, как себя вести,-- часто в совершенно определенных ситуациях. Это упорство взрослых мужей в заботе о своей душе, это рвение, с которым они, точно школяры-переростки, ищут философов, которые бы указали им путь к счастью, раздражало многих, в том числе, и Лукиана. Так, он высмеивает Гермотима, который встав посреди улицы, бормочет, пытаясь вытвердить заданный урок. Достигнув преклонного возраста, этот человек уже двадцать лет, как решил не иметь дела с несчастными смертными и рассчитывает, что ему понадобится еще добрых два десятка лет, чтобы достичь блаженства.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Псевдо-Лукиан, анонимный автор диалога Две любви (Amoribus), приписывавшегося Лукиану, 167, 204, 205, 206, 226, 227, 230, 232, 240, 241, 243, 244. Рубеллий Плавт (I в.), римский философ-стоик, племянник императора Друза, в 60 г. сослан Нероном в Малую Азию, а в 62 г. убит, поскольку был потенциальным претендентом на престол, 61. Руф Эфесский (кон. I в.), знаменитый греческий врач, жил в Риме в эпоху Траяна, автор свыше двенадцати трактатов по медицине, от которых сохранились лишь фрагменты в извлечениях Орибасия, Галена и др., 47,124,129, 130, 132, 135,136,142, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 153, 255. Сапфо (ок. 612 г. до н. э.-- ?), греческая поэтесса, крупнейшая представительница лесбосской мелики, 217, 222. Секстий Нигр, Квинт (ок. 70 г. до н. э.-- ?), римский врач и философ-эклектик, близкий к стоикам, основал в Риме школу, к которой принадлежали Сотион и Папирий Фабиан, писал по-гречески (сочинения сохранились только в извлечениях Стобея), по свидетельству Сенеки, отличался ригоризмом, доходившим до кинической твердости, 69, 70. Сенека, Луций Анней Младший (4 г. до н. э.-- 65), крупнейший представитель римского стоицизма, философ, писатель, драматург, воспитатель и доверенный советник Нерона, после раскрытия заговора Пизона вынужден был покончить с собой, 19, 47, 54, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 63, 65, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 75, 96, 99, 104, 105, 116, 160, 180, 185, 191, 197. Серен Анней (I в.), друг Сенеки, адресат трактатов О досуге, О спокойствии души и О твердости мудреца, 61. Сеян Луций Элий (между 20 и 16 гг. до н. э.-- 31 г. н. э.), префект преторианцев, всесильный временщик при императоре Тиберии, в октябре 31 г. казнен по обвинению в подготовке заговора против императора, 105. Синесий из Кирены (ок. 370 -- 413), греческий писатель и философ-неоплатоник александрийской школы, пытался синтезировать христианские и неоплатонические идеи, стал епископом Птолемаиды, не будучи христианином, по всей видимости, погиб, защищая епархию от варваров, 12. Сократ (ок. 470--399), греческий философ, учивший в Афинах, наставник Платона, Ксенофонта, Антисфена, Аристиппа и др., 52, 57, 72, 203, 220, 234, 242.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Коль скоро эта аргументация состоятельна, мы должны жить так, словно чудес не бывает – даже если иногда они всё-таки случаются. Мы должны подчинять свою жизнь (практическому) разуму, даже если это приведёт к противоречию с фактами. Мы должны на практике согласно «разуму» считать, что истинное ложно. Оценка. Это неразумное применение разума, и его последствия были для западной гносеологии разрушительными. Последствия для философии. В философском аспекте мир после Канта оказался не в состоянии познавать ни Бога, ни реальность. Философия Канта в особенности противоречит утверждению Павла о том, что сила Божия и Его сущность явственно видны в творении ( Рим. 1:20 ). Не в состоянии и Писание объяснить, каков в действительности Бог. Писание не рассказывает нам, каков в действительности Бог в Себе, а только каков Он для нас. Писание указывает нам, что хотел бы Бог в отношении того, каким мы Его мыслим. Оно просто предлагает язык высказываний о Боге, в которых о Боге в действительности никогда не говорится. Последствия для богословия. В богословии Канта проводится то же самое радикальное разграничение между тем, что кажется, и тем, что есть. Признавая этот «скачок» между видимостью и реальностью, Серен °Кьеркегор (Kierkegaard; 1813–1855) в своём экзистенциальном определении Бога указывал, что Он – «совершенно иной», и настаивал, что человеческий разум никак не участвует в апологетике Евангелия. Кьеркегор писал: «Если Бог не существует, то, разумеется, доказательство Его бытия невозможно; а если Он всё же существует, то глупо будет и стараться это доказывать. Ведь уже в отправной точке, в самом начале моего доказательства я буду предполагать Его бытие (...) иначе я не смог бы начать, сразу понимая, что завершение окажется невозможным, коль скоро Его не существует» (Kierkegaard, Philosophical Fragments, 31–35). Три идеи Канта, если они верны, могут быть пагубны для христианской веры. Во-первых, это философский агностицизм Канта (см. агностицизм). Во-вторых, Кант считает, что все доказательства существования Бога несостоятельны (см. доказательство космологическое). В-третьих, он отрицает право на веру в чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

(EPISTEMOLOGY) Эпистемология (или гносеология) – это дисциплина, которая занимается теорией знания. Сам термин можно разделить на две части: эпистемология (греч. episteme – " знать»; logos – «учение»). Это учение о том, как мы познаём истину. В число различных вариантов гносеологии входят Национализм (см. Спиноза. Венедикт), эмпиризм (см. Юм, Дэвид), игностицизм (см. Кант. Иммануил), идеализм (см. Платон), позитивизм (см. Конт, Огюст), °экзистенциализм (см. Кьеркегор, Серен), феноменология (см. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих); и °мистицизм (см. Плотин). Гносеология занимается вопросом, являются ли наши идеи врождёнными, или же мы рождаемся как tabula rasa, то есть «чистая доска». Она также обращается к критериям истины (см. природа истины) и решает вопрос, должны ли истинные идеи просто быть внутренне непротиворечивыми (см. природа истины) или нуждаются в высшем обосновании (см. фундаментализм) через самоочевидные первичные принципы. Гносеология также рассматривает уверенность (см. достоверность и убеждённость) и сомнения. В агностицизме объявляется, что мы не можем познать реальность, тогда как в реализме утверждается, что реальность познать можно. Степень нашей уверенности в том, что мы знаем, меняется от малой вероятности (см. индуктивный метод) до рациональной необходимости (см. логика; первичные принципы; тавтология логическая). Эссенциализм божественный (ESSENT1ALISM. DIVINE) Эссенциализм (от лат. esse – «быть») в вопросе моральных принципов и Божьей воли есть представление о том, что этические принципы основаны, в конечном счёте, на неизменной сущности Бога (см. Бог: сущность), а не просто на Его изменяющейся воле. Эссенциализм противоположен концепции божественного волюнтаризма, согласно которой что-либо является хорошим потому, что этого желает Бог. В эссенциализме, напротив, принято, что Бог желает что-либо потому, что это является хорошим. Существуют две основные разновидности эссенциализма: платоновский и теистический. °Платон полагал, что Бог, Демиург, всегда желает чего-либо в соответствии с высшим благом (Agathos), которое существует вне Бога и которому Он подчиняется.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

О «резонах сердца», кратчайшая суть экзистенциализма в его противостоянии с «объективной истиной»: « У сердца есть свой разум, о котором наш разум ничего не знает». «Бога познают сердцем, а не рассудком. Вот что такое вера. Бог является сердцу, а не рассудку». О «мыслящем тростнике», чисто экзистенциалистское определение человека (огромная вселенная и ничтожный человек, но человек за счет своей субъективности экзистенциально «больше» вселенной): «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает . Паскаль — это еще XVII век. В XIX веке — веке полного торжества материализма/атеизма/ позитивизма, «объективности» — жил и творил одинокий чудак Серен Кьеркегор. Его гениальность, его ни с чем не сравнимое философское величие было оценено только в XX веке. «Страх и трепет» — самое известное произведение Сёрена Кьеркегора, безусловный шедевр, где он размышляет над историей Авраама, отца веры. Один из главных текстов христианской мысли как таковой. Авраам верил в том, что Господь не заберет у него Исаака, и, веря в это, был готов принести в жертву Исаака: вот парадокс веры. Кьеркегор видит в этом две существенных черты веры: во-первых, здесь вера предстает во всей своей специфике, в своем отличии от этического, в религиозном превосхождении этического; во-вторых, здесь видна суть веры — абсурд: абсурд, который действительно принять можно только верой. Помимо прочего, «Страх и трепет» — литературный шедевр, чудесная проза. Собственно, большинство экзистенциалистов были блестящими писателями (даже когда и не писали чисто художественных вещей), и это не случайно: «субъективное», «литературное» письмо им было нужно, чтобы выразить то, что не способна выразить «объективная» наукообразная философия.

http://blog.predanie.ru/article/religioz...

28. Тарасевич написал «Историю научного движения в России в первой половине XIX века» (История России, изд. Граната, т. На этом мы кончаем наш обзор общей библиографии по истории русской Бёме Якоб (1575—1624), немецкий философ-мистик. Идеи Бёме оказали влияние на философию немецкого романтизма (Ф. Баадер, Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг) и были известны в России уже начиная с XVIII в. Профетическая – пророческая (греч.). Ключевое понятие в философии Н. Бердяева, с которым В. Зеньковский в данном случае и полемизирует. Киркегор Серен (1813—1855), датский религиозный философ. В XX в. к его творчеству обращаются диалектическая теология (направление в протестантском богословии) и экзистенциализм. Джемс Уильям (1842—1910), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Особенно резко эту точку зрения проводит Б. Яковенко, написавший большую книгу по истории русской философии. Яковенко. Очерки русской философии (1922). Стр. 5. Бутру Эмиль (1845—1921), французский религиозный философ. Коген Герман (1842—1918) и Наторп Пауль (1854—1924), немецкие философы, ведущие представители марбургской школы неокантианства. Риккерт Генрих (1863—1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Мы даем в настоящей глаае общую библиографию по русской философии. Специальная библиография (по отдельным мыслителям) будет дана в каждой главе отдельно. Книги Иванова-Разумника мне не удалось найти в Париже при напечатании этой работы; оценка дана на основании заметок моих о книгах Иванова-Разумника, составленных раньше. Гуссерль Эдмунд (1859—1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Книга Коркунова, как и все почти далее поминаемые, осталась мне недоступной. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902. Булич С.К. (1859—1921), русский языковед. Имеется в виду его незавершенная работа «Очерк истории языкознания в России» (т.1, 1904). Тарасевич А. А. (1868—1927), русский ученый-бактериолог. Наш обзор не претендует на полноту, – быть может, в Сов. России появились какие-либо новые исследования по истории русской философии. Новое, что было доступно нам, нами помянуто. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010