16. Мать Синклитикия говорила: «Живя в Киновии, мы должны предпочитать послушание подвижничеству: ибо последнее научает высокомерию, а первое — смиренномудрию». 17. Она же говорила: «Надобно нам с рассуждением управлять своею душою; и как мы живем в Киновии (общежительном монастыре), то не надобно нам приобретать собственности и не надобно служить собственной воле, но во всем должно повиноваться отцу духовному». 18. Еще говорила: «Писание говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10, 16). Мудрость змииная заповедана нам, чтобы не скрывались от нас нападения и хитрости диавола: ибо подобное из подобного легко познается. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Т ОБ АВВЕ ТИФОЕ • Рассказывали об авве Тифое. Как скоро воздевал он руки свои, становясь на молитву, ум его тотчас восхищался горе. Потому, когда случалось ему молиться с братиями, он старался скорее опускать свои руки, чтобы ум его не оставался надолго в восхищении. 2. Авва Тифой говорил: «Странничество есть обуздание языка своего». 3. Брат спросил авву Тифоя: «Как мне сохранить сердце свое?» — «Как нам сохранить сердце свое, — отвечал старец, — если язык и чрево отверсты?» 4. Авва Матой говорил об авве Тифое, что нет человека, который бы мог упрекнуть авву Тифоя в каком–либо деле. Авва Тифой подобен чистому золоту, стоящему на весах. 5. Авва Тифой некогда сидел в своей келье, а брат стоял близ него. Авва, не видя его, вздохнул. Не заметил он брата близ себя потому, что был в восхищении. Но после авва поклонился брату и сказал: «Прости меня, брат! Еще не сделался я монахом, потому что вздохнул при тебе». 6. Брат спросил авву Тифоя: «Какой путь ведет к смирению?» Старец отвечал: «Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари». ОБ АВВЕ ТИМОФЕЕ • Авва Тимофей, пресвитер, говорил авве Пимену: «Есть одна женщина в Египте, которая живет блудно, а доходы отдает в милостыню». — «Она не останется блудницей, — сказал авва Пимен, — ибо в ней виден плод веры». Вскоре после сего пришла к пресвитеру Тимофею мать его. Он спросил ее: «Что, еще та женщина продолжает блудодействовать?» — «Да, — отвечала ему мать, — у нее стало еще более любовников, но она все отдает в милостыню». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену. А авва Пимен опять отвечал ему: «Не останется она блудницей». Мать аввы Тимофея пришла в другой раз к нему и сказала: «Знаешь ли? Блудница та хотела идти со мной просить тебя, чтобы ты помолился о ней; но я не взяла ее». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену, а сей говорит: «Лучше сам пойди и навести ее». Авва Тимофей пошел и был у нее. Блудница, увидев авву Тимофея и услышав от него слово Божие, пришла в сокрушение и плакала. Потом сказала ему: «Отныне я прилеплюсь к Богу и не стану более блудодействовать». Вскоре после сего поступила она в монастырь и вела жизнь богоугодную.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Этот обряд их был так продолжителен, что спутники мои потеряли терпение и вышли из собора. Наконец, один иеромонах спросил мое имя, и разогнув большую книгу, начал читать приветствие на Арабском языке. Из всего я понял только часто повторяемые слова: «радуйся, авва Порфирие». Слышно было, что они ублажали меня разными приветами. Терпение мое в этот раз не истощилось, хотя я был истомлен в дороге, и с меня лился пот градом. Приветствием кончился обряд принятия поклонников; и я успокоился в палатке, поставленной в саду под огромными финичиями близ собора, после забот о несчастном иеродиаконе, который много страдал от ушиба и от растирания вывихнутой кисти ручной над парами. Пред захождением солнца, по желанию моему, принесли мне список помянутого приветствия. Вот перевод его слово в слово: Приветствие и похвальное слово Коптских монахов, обитающих к монастыре Великого Антония в пустыне Египетской. «С любовью начинаю говорить честности твоей, блаженнейший отец наш N. Какой язык человеческий может изречь добродетели твои, друг христов N, отче наш святой? Ты сохранил расхитят оное. Ты насадил и напоил христов; и он принес плод сторичный, и шестидесятный и тридесятный. О, величайший из православных митрополитов, отче святой авва... пастырю верный, проповедниче истины, водящий овцы свои на водные источники жизни и спасения, избранный богом от чрева матери твоей и поставленный от него архистратигом необоримым и страшным! Радуйся отче наш, авва..., подвизавшийся добрым подвигом апостолов, прешедший днесь к нам и напоивший нас от источников словес твоих святых. Радуйся отче наш авва..., законоположивший и утвердивший апостольские правила и заповеди монахам и мирянам. Радуйся отче наш, авва..., стяжавший неувядаемый и небесный венец Христа, которого возлюбил ты. Моли господа о нас, да простит грехи наши. Возвеличилась хвала твоя, отче наш авва... и крест Твой простерся до краев земли, и все народы от востока солнца до запада ведают славу твою. Добро пожаловал к нам днесь, отче наш святой, да исправишь нас животворными учениями твоими. Добро пожаловал к нам отче наш, авва..., новый Иоанн по девству твоему. Добро пожаловал к нам отче наш, авва.... Давид царь с сердцем твоим. Радуйся духоносне отче наш, авва..., ближний богу ради преосвященства твоего. Радуйся отче наш, авва..., звезда сияющая во вселенной благочестием твоим. Радуйся отче наш, авва..., зиждущий на незыблемом камени. Радуйся отче ниш, авва..., прееммче великого законоположника Иисуса Христа Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Обычно посетители хорошо относились к пустыне и ее обитателям. Иногда они выражали свою признательность, предлагая монахам продукты, которые приносили с собой, например овощи, тыквы или фрукты. Их клали возле церкви, где монахи могли их взять 444 . Некоторые старцы категорически отказывались принимать то, что, как они считали, было уже не простой едой, а лакомством. Так, авва Ахил не взял яблок, принесенных ему старцами 445 . А авва Арсений в пору созревания плодов только попробовал по разу каждый фрукт 446 . Как-то раз он посетовал, что ему не передали несколько мелких фиг, посчитав их недостойными его 447 . Мы знаем также трогательную историю о виноградных гроздьях, которые монахи передавали в дар друг другу до тех пор, пока они вновь не оказались у Макария, который и послал их братии 448 . Как кажется, мясо никогда не входило в меню отшельников 449 , даже в тех исключительных случаях, когда надо было поддержать силы в болезни или оказать честь гостю. Сами феллахи редко ели мясо, да и сегодня оно нечасто встречается за столом у многих из них. Мясо было столь непопулярно у Отцов пустыни, что, когда им предложили его за трапезой у патриарха Феофила, они предпочли овощи! 450 Чтобы наглядно увидеть, сколь далеко заходило гостеприимство отшельников, стоит прочесть рассказ Иоанна Кассиана о «царском» угощении, которое устроил ему и Герману авва Серен: «Вместо (рыбного) рассола, слегка разбавленного постным маслом, он приготовил подливу, сдобренную маслом от души... Затем Серен подал нам жаренье 451 , украшенное тремя оливками. Затем он принес нам корзинку с жареным нутом: отшельники называют это лакомством. Мы съели их каждый по пять. Мы съели также по две сливы и по одной фиге. Съесть больше считается в этой пустыне неприличным» 452 . Употребление масла Без масла рацион отшельника трудно себе представить. По словам аввы Серена, любовь к маслу обусловлена не чревоугодием, а тем, что она может удержать хвастовство о своем воздержании, ибо «столь малого его количества явно недостаточно, чтобы смазать горло, оно растворяется еще до того, как коснуться его».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Монах, желая собрать духовный мед, как мудрая пчела, должен всякую добродетель заимствовать от тех, кои владеют ею в особенности, и прилежно слагать в своем сердце, не должен допытываться, кто какой имеет недостаток, а смотреть и старательно усвоять только то, что добродетельного кто имеет. Ибо если мы хотим заимствовать от одного все добродетели, то трудно, или вовсе никогда, не могут найтись пригодные нам примеры для подражания (прп. авва Антоний, 56, 50). Источник. ...Свойство всех добродетелей одно, хотя по-видимому разделяются на многие виды и наименования: так как и сущность золота одна, хотя оно кажется различным во многих и разных родах украшений по способности и воле художников (прп. авва Антоний, 56, 54). ...Добродетели, или самая любовь, которая есть источник их, будучи приобретена в сем веке, и по кончине этой жизни облекает красотою и блеском любителя своего... (прп. авва Пафнутий, 56. 212). Во всем, что собственно касается человека, главным образом должно почитать одну только душевную добродетель, которая, приводя нас к Богу посредством чистой веры, побуждает непрерывно прилепляться к сему неизменному благу (прп. авва Феодор, 56, 263). Человеческая же добродетель, какая бы ни была, не может быть неизменяемою: напротив, если кто, стяжав сию добродетель, захочет непрерывно обладать ею, тот необходимо должен для этого всегда прилагать то же тщание и тот же труд, с каким соединено было приобретение оной, и особенно нужна для сохранения ее помощь благодати Божией (прп. авва Феодор, 56, 278). ...Творец посеял в душах наших семена добродетелей; но только для возрастания их нужны возбуждения со стороны Бога... (прп. авва Херемон, 56, 412). Источник. ...Добродетели порождаются не скрыванием пороков, а побеждением их (прп. авва Херемон, 56, 504). ...Если есть в нас какое-либо назнаменование добродетели, какой-либо признак честности, какой-либо знак трезвенности и осторожности, то должны мы так думать и быть уверенными, что это Божий дар, и Богу воздавать достойную хвалу (прп. Исидор Пелусиот , 60, 132). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преподобный Иоанн получил хорошее образование и, еще будучи молодым человеком, отправился с благочестивыми намерениями в Палестину и вступил в число братии Вифлеемской киновии. Прожив там два года, он около 390 года со своим другом Германом решил посетить египетские монастыри, которые славились строгим подвижничеством и обилием благочестивых старцев. Посещая монастыри в Нижнем и Верхнем Египте, они собирали и записывали все лучшее, что видели в монастырских уставах и примерах подвижнической жизни монахов. В 397 году они побывали в Константинополе, где их принял святитель Иоанн Златоуст . Он посвятил Иоанна во диакона, а Германа, как старшего, во пресвитера. После начавшихся гонений на святителя Иоанна преподобный Иоанн решил остаться жить на канонической территории Римского папы в Марселе. Здесь он был посвящен во пресвитера. Преподобный Иоанн устроил в Марселе два монастыря, мужской и женский, и установил в них правила палестинских и египетских общежительных обителей. Преподобный Иоанн выступал против распространившейся тогда на Западе ереси Пелагия. В то же время он не одобрял и крайностей в учении блаженного Августина , епископа Иппонского, также выступавшего против Пелагия. В своих трудах преподобный Иоанн излагал правое учение о действиях Божественной благодати, которое в свое время познал у египетских подвижников. Святитель Лев, папа Римский, преподобный Венедикт Нурсийский , преподобный Иоанн Лествичник высоко ценили ученость и труды преподобного Иоанна. Скончался преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в 435 году. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Иоанн написал 12 книг «О поставлениях киновии», в которых указал основные правила для общежительных монастырей: о поведении монахов, их одежде, молитвах, псалмопениях и о восьми главных страстях; он же записал десять бесед с египетскими подвижниками, составил труд в опровержение ереси Нестория и другие работы. Подвижники египетских монастырей Преподобные отцы авва Моисей, авва Пафнутий, авва Даниил, авва Серапион, авва Феодор, авва Серен и авва Исаак подвизались в Верхнем Египте, в Скитской пустыни. Об этих истинных подвижниках до нас дошло совсем немного сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

11. Тот же авва Феофил, архиепископ, кончаясь, сказал: блажен ты, авва Арсений, что всегда помнил о часе сем. 12. Отцы рассказывали: что однажды, когда братия вкушали на вечери любви, один брат рассмеелся за трапезою. Увидев это, авва Иоанн заплакал и сказал: что это у брата на сердце, если он рассмеелся, тогда как ему надлежало бы лучше плакать, ибо ест милостыню. 13. Жили вместе авва Исаак и авва Авраам. Однажды, вошедши в келлию, авва Авраам застал авву Исаака плачущим и спросил его: почему ты плачешь? Старец ответил: как нам не плакать, ибо почили отцы наши? И к кому мы пойдем? Прежде, когда мы отправлялись к старцам, для уплаты за судно достаточно было средств от рукоделия. Но ныне мы осиротели, и о сем-то я плачу. 14. Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной ложнице, освещает ее, так и страх Божий, когда придет в сердце, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим. 15. Авва Иоанн из келлий рассказывал: жила в Египте одна блудница, прекрасная собою и весьма богатая, которую посещали даже люди знатные. Однажды подошла она к церкви и хотела войти, но иподиакон, стоявший при дверях, преградил ей путь и сказал: ты недостойна войти в храм Божий, потому что нечиста. Когда он стал спорить с нею, на шум вышел епископ, и женщина пожаловалась ему, что иподиакон не допускает ее войти в церковь . И епископ сказал ей: нельзя тебе войти, потому что нечиста. От этих слов женщина пришла в сокрушение и обещала оставить свое ремесло, на что епископ сказал: поверю, что не будешь более блудодействовать, если принесешь сюда все свои драгоценные вещи. Она принесла, и они были тотчас сожжены. После сего женщина вошла в церковь и со слезами говорила: если так было со мною здесь, то как имею я пострадать там? Покаявшись, она соделалась сосудом избранным. 16. Авва Лонгин сказал: пост смиряет тело, бдение очищает ум, безмолвие приносит плач, плач омывает человека как в крещении и делает его безгрешным. 17. Авва Лонгин имел великое сокрушение во время своей молитвы и своего псалмопения. Однажды ученик спросил его: авва! Таков закон духовный, чтоб плакать монаху о правиле своем? Старец сказал: так, сын мой, таков закон, которого требует Бог. Бог не сотворил человека на плач, но на радость и веселие, дабы славили Его чисто и безгрешно, как Ангелы. Плач соделался необходимым для человека после того, как он пал в грех . Где нет греха, там нет нужды в плаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Авелева кончина несказанную скорбь причинила родительскому нежному сердцу Адама и Евы; но если бы они принесли раскаяние и искренно исповедались Богу, посетившему их вскоре после падения: сия скорбь и прочие многие не пришли бы к ним. Авель первый мученик в ветхозаветной Церкви, Стефан в новозаветной. Тот и другой, думаю, скончали живот свой с одинаковым чувством, с одинаковою молитвою: не постави в грех, о Боже, нашей смерти умерщвляющим, и приими дух мой! Авелеве Иисусе, не уподобихся правде; дара Тебе не приятна принесох, ни жертвы чистыя (Кон. вел. Андр. Крит.). Авва Отче Авва Отче! троекратно произнес Господь Иисус в саду Гефсиманском, после тайной вечери, моляся о чаше грядущих на Него страданий крестных. Авва Отче, пад на землю, взывал Он. Авва Отче! вся возможна Тебе: мимо неси от Мене чашу сию ( Мк.14:36 ). Но тожде – Авва Отче Иисус Христос возглашал от всего Богочеловеческого существа Своего многажды, неисчислимо, во время земной жизни Своей. Авва Отче, воззрев на Небеса, произнес Он, когда, имея 12 л., должен был на слова Пресвятой Матери Своей: се отец твой и аз боляще искахом Тебе сказать сие: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми ( Лк.2:49,50 )? Авва Отче, – взывал и молился Иисус, грядый из Назарета во Иерусалим, достигнув тридесяти лет, оставляя жизнь частную и вступая в общественное служение человечеству, и уготовляясь принять от руки Иоанна Крещение, очистительное не для Него, яко Пречистого и Всесвятого, но всеочистительное для нас грешных. Авва Отче, – взывал Иисус, вшед во Иордан, погружаясь в водах его купно с грешными, и приемля на Пречистую главу Свою возложение рук Иоанновых, как бы в знамение дара очищения и прощения грехов. Иисусу крещшуся и молящуся Авва Отче – еще, аще можно сказать сие, живее, пламеннее, громче возопил усты и сердцем Своим Иисус, когда отверзлись Небеса и Он услышал глас Родителя Своего о Себе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, и узрел снишедшего на Него Духа Святого, телесным образом, яко голубя. По крещении, Иисус четыредесять дней пребывал в Пустыне, в совершенном посте и уединении. Колико же крат в каждый день там воззвал Он к Небесному, Истинному, Единосущному Отцу Своему: Авва Отче! И мы грешные, ленивые, постяся и говея много раз слышим, сами читаем, поем: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Иисус Христос, сый в Лоне Отчем, Сын Любви, мог ли в Божественном сердце Своем прервать и остановить сие сладчайшее взывание: Авва Отче?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

• Один из отцов рассказывал: «Некто авва Павел, родом из нижнего Египта, живший в Фиваиде, брал в руки керастов , скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросили: “Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?” Авва отвечал им: “Простите мне, отцы; кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться, так же как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди”». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ КОСМИТЕ • Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечает ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они были покойны в остальные дни свои. 2.  Авва Павел и Тимофей, занимаясь в Скиту своим мастерством, терпели беспокойство от братии. Однажды Тимофей говорит своему брату: «Чего мы хотим от нашего искусства? Целый день нам нет покоя». Авва Павел сказал ему в ответ: «Довольно с нас и ночного безмолвия, если только ум наш будет бодрствовать». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ВЕЛИКОМ • Авва Павел Великий, галатянин, говорил: «Если монах имеет некоторые удобства в своей келье и выходит из кельи с заботой, то подвергается посмеянию от демонов. Я сам терпел это искушение». 2. Авва Павел говорил еще: «Я погряз по самую шею в тину и плачу перед Богом, взывая: “Помилуй меня!”» 3. Рассказывали об авве Павле, что он провел всю Четыредесятницу с малой мерой чечевицы и кружкой воды и был в затворе до самого Праздника, сплетая и расплетая одну и ту же корзинку. ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ПРОСТОМ • Блаженный авва Павел Простый, ученик святого Антония, рассказывал отцам о следующем событии: «Однажды пришел он в монастырь для посещения и ради пользы братий; после обыкновенных взаимных приветствий они пошли в святую Божию церковь для совершения обычной службы. Блаженный Павел внимательно смотрел на каждого входящего в церковь, кто с каким расположением души приходил к службе.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

монах Павел Эвергетинос О том что созерцание приводит ум в исступление и заставляет забыть о всем земном, и что благодать Духа становится для совершенных всем: и пищей, и питием, и одеждой, почему некоторые святые, живя как бы выше законов природы, либо не пользовались ими совсем, либо лишь в самой незначительной степени, ибо их питала благодать Из Отечника Как рассказывали про авву Иоанна Колова, однажды он вил веревку из двух мотков, но потом стал вить только из одного и не заметил этого, пока веревка не дошла до стены – настолько его ум был погружен в созерцание. Брат пришел, чтобы забрать корзины, которые сплел авва Иоанн. Тот вышел к нему и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. Старец вернулся в келью за своим рукодельем, но забылся и сел шить. Брат опять постучался, и когда авва вышел, сказал: – Принеси корзины, авва. Старец вернулся в келью и опять сел шить. Брат снова постучался. Авва вышел и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. – Иоанн взял его за руку, ввел в келью и сказал: – Если тебе нужны корзины, забирай их и иди – у меня нет времени думать об этом. Как-то к нему пришел погонщик верблюдов забрать заказанную работу и идти дальше. Авва вошел в келью, чтобы вынести ему веревки, но, взяв их в руки, забыл о погонщике, потому что его разум был неразлучен с Богом. Обеспокоенный погонщик верблюдов опять постучался в дверь. Авва снова пошел за веревкой и опять забылся. Когда погонщик постучался в третий раз, то авва вернулся к себя, бормоча под нос: – Веревка-верблюд, веревка-верблюд. Авва Авраам рассказывал об отце, который был писцом. Однажды к нему пришел брат и попросил переписать книгу, которую принес. А старец был погружен в созерцание и потому писал, пропуская строчки и не ставя знаки препинания. Брат получил книгу, стал расставлять знаки препинания и заметил, что некоторые слова пропущены. Он сказал старцу: – Ты, наверное, пропускал строчки, авва? – Иди, – ответил старец, – и сначала исполни то, что написано в книге, потом приходи, и я тебе допишу остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Нам приходило на мысль оставить мужей и вступить в чин девственниц, и мы сильно умоляли о том своих мужей, но они не согласились отпустить нас. Не успевши, таким образом, в сем намерении своем, мы положили завет между собою и Богом – до самой смерти не произносить устами своими никакого мирского слова. Услышав сие, авва Макарий сказал: поистине – несть дева или замужняя, монах или мирянин, ибо Бог ищет сердечного расположения и всем подает Святого Духа. 11. Авва Пимен говорил, что авва Антоний сказал об авве Памво: тем, что боялся Бога, он сделал то, что Дух Святой обитал в нем. 12. Авва Пимен сказал: многие из отцов наших были крепки в подвижничестве, но в тонкости рассуждения – один-один. 13. Авва Пимен говорил: три телесных подвига видели мы в авве Памво: неядение до вечера ежедневно, молчание и рукоделие. 14. Рассказывали об авве Пимене: когда сидели у него какие-либо старцы и, рассуждая о старцах, называли авву Сисоя, он говорил: оставьте авву Сисоя, ибо дела его невместительны для повествования. 15. Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его ( Исх. 34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, словно молния, и был он как царь, сидящий на престоле своем. Таковы же были и авва Силуан, и авва Сисой. 16. Когда авва Роман приближался к кончине, собрались к нему ученики его и спрашивали его: как должны мы управляться? Старец ответил: я не помню, чтоб сказал кому-нибудь из вас сделать что-либо, если наперед не приготовлял помысла своего не гневаться, коль не сделают, что я скажу сделать. Таким образом, все время наше мы прожили в мире. 17. Когда авва Сисой жил на горе аввы Антония, прислуживатель его замедлил прийти к нему, и около десяти месяцев авва не видел человека. Ходя по горе, встретил он фаранита, охотившегося за дикими зверями. Старец спросил его: откуда ты пришел и сколько времени ты здесь? Он ответил: истинно, авва, одиннадцать месяцев, как я здесь, и не видел ни одного человека, кроме тебя. Услышав сие, старец вошел в келлию свою и бил себя, говоря: вот Сисой! Ты думал, что сделал что-нибудь, а еще не сделал и того, что сделал мирянин сей! 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010