Но что терпел Христос? Конечно, имея человеческое тело, Христос испытывал голод, холод, жажду, мог испытывать боль. Но страдал ли Он «нашими» страданиями? Смею думать, что Христос при жизни не страдал, страдать не стремился и никого к этому не призывал. Наоборот, говорил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Христос прямо говорил, что душа Его покойна, а не смятенна: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Именно спокойствию призывал научиться у Него. Призывал не к страданиям и жертвам – «…милости хочу, а не жертвы», а к совершенству – «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». По любви вочеловечившись, разве не в ней Он пребывал? Тот, Кто Сам есть Любовь, не страдает, а ЛЮБИТ. Такая любовь для нас недостижима, и мы мерим Христа своею мерою, говоря: «Ну, Он же нам сострадал», имея в виду – заражался нашим страданием. МК: – Мысль ваша понятна: нужно не страдать, а любить. И в этом подражать Богу. ТБ: – Да, подражать Ему в любви. В чистоте сердца. В помыслах, в движениях души. Душа – вот главный объект внимания Христа. И Новый завет отличается от Ветхого именно этим – акцентом не на внешнем – поведении, а на внутреннем – состоянии души. Для ветхозаветного человека было достаточным соблюдение установленных законом правил (не важно, какие чувства он при этом он испытывал). Христос же все время противопоставлял: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; … Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». МК: – Звучит утешительно. Любить приятней, чем страдать, хотя и любить бывает, конечно, мучительно.  И все же именно любовь, безусловная, привела Христа к казни. Вы предпочли отсечь от христианского учения о любви итог земной жизни Христа. Он за Свою любовь был распят. И заповеди о любви к ближнему и Богу оттого и обрели последнюю убедительность, что были оплачены Его кровью. Вот и Серен Кьеркегор в «Евангелии страданий» пишет, чтобы страдание пошло тебе во благо, нужно верить в его благотворность. То есть терпеливое отношение к страданиям – просто вопрос веры.

http://pravmir.ru/o-stradanii/

Псалмы полны молитвами Давида и других мужей, свидетельствующими, что эти мужи доверяли Богу, ибо не питали особого доверия ни к себе, ни к другим людям: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» ( Пс.61:2–3 ). «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» ( Пс.117:8 ). «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя» ( Пс.83:13 ). И когда бы существовало хотя какое-нибудь основание, позволявшее нам надеяться на самих себя, то мы должны были бы прекратить всякую евангелизацию и вместо этого обучить психологов для того, чтобы они укрепляли в людях веру в себя. Столетиями проповедывали христиане библейскую весть во всей ее ясности о том, что грешник спастись может только тогда, когда с его надеждами на собственные силы будет покончено, когда он убедится, что он совершенно пропащий. Разве Павел был психопатом, определяя себя самым большим грешником? – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). Разве Мартин Лютер не был на подъеме своих духовных сил в то время, когда называл самого себя «жалким мешком с червями» и выражал в своих песнях собственное бессилие и нужду в искуплении? Разве заблуждались такие мужи как Джон Буньян, Джон и Чарльз Весли, Джорж Вайтфильд, Джон Ньютон, Ч. Сперджен и многие другие, описывая в своих проповедях, песнях и книгах большую ценность того часа, в который непостижимая благодать Божия спасла их из трясины обреченности? Разве неправильное представление о самом себе имел Серен Кьеркегор, когда молодым студентом сломался под бременем своих грехов, обрел благодать Божию в вере и позже написал: «Прежде всего есть что-то, о чем ты не знаешь, но о чем ты должен позволить сказать тебе: «Ты рожден в грехе, значит, и в преступлении. Ты с самого рождения являешься грешником, пребывающем во власти диавола. Если ты останешься в этом состоянии, то ад тебе обеспечен. Вот Бог по Своей бесконечной любви провел одно мероприятие для твоего спасения – позволил Сыну Своему родиться, пострадать и умереть. Поверишь в это – получишь вечное блаженство. Эта радостная весть и возвещается тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Серен . Бог, сотворив человека, запечатлел в его природе знание закона, который если бы человеком, по намерению Господа, был сохранен, как получен, то не было бы необходимости давать другой, обнародованный после посредством письма. Ибо было бы лишним извне подавать средство, если бы насажденное внутри еще имело силу. Но поскольку этот закон, как мы сказали, был уже поврежден свободою и делами греховными, то как наблюдатель его, исполнитель, защитник и, говоря словами Священного Писания , помощник дан был закон Моисеев со строгим обязательством, чтобы хоть из страха настоящего наказания благое естественное знание не истребилось совершенно, по изречению пророка, который говорит: «обращайтесь к закону» ( Ис 8, 20 ), который, и по словам апостола ( Гал 3, 24 ), дан был как руководитель детям, научающий и охраняющий их, чтобы они от того учения, в каком природою были наставлены, не отступали по какому-либо забвению. Поскольку всякое знание закона от начала творения внушено было человеку, то этим ясно доказывается, что все святые, как мы знаем, соблюдали заповеди закона без чтения письма, прежде закона, даже прежде потопа. Ибо как мог узнать Авель, когда еще не было закона заповедавшего, что он должен приносить Богу жертву от первородных своих овец, если бы не был научен запечатленным в его природе законом? Как Ной различал бы, какое животное чистое, какое нечистое, когда еще не было различающей заповеди закона, если бы не был вразумлен природным знанием? Откуда Енох научился ходить с Богом, не получив ни от кого никакого знания закона? Где Сим и Иафет вычитали: да не откроешь срамоты отца своего, – так что, идя задом, покрыли наготу отца? Откуда научен был Авраам отказаться от добычи врагов, которая ему давалась как воздаяние за его труд? Или как отдал десятую часть священнику Мелхиседеку, которая предписывалась законом Моисеевым ( Быт 14:18–20 )? Как тот же Авраам и Лот покорно исполняли долг человеколюбия и омывали ноги прохожим и странникам, когда еще не было евангельской заповеди ( Быт 18:4, 19:2 )? Как Иов приобрел такую набожность в вере, такую чистоту целомудрия, такое знание смирения, кротости, милосердия, человеколюбия, какого не видим даже и у тех, которые в памяти содержат Евангелие? О ком из святых прежде появления закона читаем, что он нарушил какую-либо заповедь? Кто из них не соблюдал этого: «слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь один есть» ( Втор 6, 4 )? Кто из них не исполнил этого: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх 20, 4 )? Кто из них не соблюдал: «почитай отца твоего и матерь твою», или того, что следует в десяти заповедях: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай жены ближнего твоего» ( Исх 20, 12–16 ), и другое, еще большее, чем они предварили заповеди не только закона, но и Евангелия? Глава 24. Согрешившие прежде потопа наказаны справедливо

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Серен. Если мы будем иметь такое мнение, веру, как я выше сказал, что все производится Господом и все делается для пользы душ, то не только не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены (1 Кор 12, 26). Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне совершенствоваться, как читаем, что и предки наши без нас не могли достигнуть полноты обещанного, как говорит о них апостол: все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11, 39, 40). А святое причащение нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что им даже ежедневно, если возможно, следует давать его. Ибо нельзя думать, что святое причащение, по изречению евангельскому (которое вы неверно приложили к этой мысли), не давайте святыни 367// псам, — поступает в пишу демону, а не в очищение и охранение тела и души. Будучи принято человеком, оно, как пламя дожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается. Мы недавно видели, что таким способом был исцелен авва Андроник и многие другие. Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что тот отлучен от небесного целительства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше тот будет уклоняться от духовного целительства. глава 31 Жалки те, которые не удостаиваются временных искушений Но следует считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения дьявольского, но и не подвергаются никакому искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления . Ибо не заслуживают скорого и легкого излечения в этом времени те, чье упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 5), когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис 66, 24). Против таких пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, а грешники, напротив,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Серен. Это опасное предубеждение — не исследовав правильно предметов, не найдя верной причины, делать предположение, определение о свойстве какой–либо вещи и из рассмотрения своей слабости делать догадку, а не на основании состояния и качества самой науки или опыта других произносить мнение. Ибо если кто, не умея плавать и зная, что вода не может поднимать тяжесть его тела, по опыту своего неуменья захочет утверждать, что никто, имеющий тяжелую плоть, не может поддерживаться жидкой стихией, то поэтому нельзя еще считать истинным его мнение, которое он высказал по своему опыту, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко делается другими Итак, ум всегда бывает подвижен и многозаботлив. В книге премудрого Соломона о нем написано так: земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем 9, 15). Он по состоянию природы своей никогда не может быть праздным, и если кто намеренно не будет упражнять его известными действиями и постоянно занимать его, то разум обязательно будет рассеиваться и повсюду летать, пока долговременным упражнением и употреблением не узнает, какие предметы следует запечатлевать в своей памяти какими непрестанно заниматься, пока долгими занятиями не приобретет крепость и таким образом сможет отражать противные внушения врага, коими развлекался, и пребывать в том состоянии и качестве, какого желает. Следовательно, мы не должны приписывать это развлечение нашего сердца ни человеческой природе, ни Богу, Творцу ее. Ибо истинно изречение Св. Писания, что Бог сотворил 345// человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл 7, 30). Следовательно, от нас зависит качество помыслов. Ибо помысел добрый, говорится, приближается к знающим его, и человек благоразумный найдет его. А все, что может быть найдено, подлежит нашему благоразумию и тщательности; если же не будет найдено, то, без сомнения, это надо вменить нашей беспечности или неблагоразумию, а не пороку природы. Согласно с этой мыслью и Псалмопевец говорит: блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе (Пс 83, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их ( Иер. 6, 29–30 ) (авва Феодор, 56, 272–274). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243). ...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2, 5 ), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам ( Пс. 72, 2–5 ); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302). ...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник. И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У кого нет меча, продай одежду свою и купи меч (ср.: Лк. 12, 35; 22, 36 ). Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как историческому, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5, 39 ). Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 10, 23; 19, 21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Священного Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (прп. авва Серен, 56, 306–308). ...О том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Священном Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т. е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно; и за первым следующее мнение не должно отвергать, когда ни то ни другое из них не оказывается противным вере, каково то, что Илия пришел в лице Иоанна (см.: Мф. 11, 14 ) и опять придет перед Пришествием Христовым; и мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (см.: Дан. 9, 27 ), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; также понимают и все то, что изображается в Евангелии (см.: Мф. 24 ), что исполнилось и перед пленением Иерусалима и в конце мира исполнится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хотя дух соединяется с этим грубым, твердым веществом, т. е. плотью, что очень легко может быть; но отсюда нельзя заключать, что потому и с душою, которая есть дух, он может соединяться и сделать ее вместилищем своего существа . Это возможно одному Божеству, которое всю разумную природу так пронизывает, что может не только объять ее и овладеть ею, но и войти в нее и как бестелесное влиться в тело. Только Бог может проникать во все духовные и разумные существа, потому что Он один весь везде и во всем пребывает, так что и помыслы людей, внутренние движения и все сокровенности духа Он видит и освещает. О Нем одном блаженный апостол говорит: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр 4, 12). И блаженный Давид говорит: Он создал сердца всех их (Пс 32, 15). Также Соломон говорит: Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Пар 6, 30). глава 14 Возражение: надо думать, что демоны видят мысли человеческие Герман. По этому объяснению выходит, что духи не могут видеть наших мыслей. Такое мнение мы считаем неправильным. Как можно думать, что им неизвестны наши мысли, семена которых по большей части они сеют и внушают нам, как мы чувствуем? глава 15 Ответ: что могут демоны сделать в помыслах человеческих и чего не могут Серен. Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т. е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, кои они внушают, узнают не по природе самой души, т. е. не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то узнают, что у него родилось желание есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Я прилепился к откровениям Твоим, Господи» ( Пс 118, 31 ). «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс 72, 28 ). «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор 6, 17 ). Итак, утомляемые устремлением помыслов души к Богу, мы не должны оставлять упражнения в этом. Ибо «кто возделывает землю свою, тот насытится хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» ( Притч 28, 19 ). И в напряженном наблюдении за этим мы не должны ослабевать и впадать в гибельное отчаяние, поскольку «от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» ( Притч 14, 23 ). И еще: «трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» ( Притч 16, 26 ). «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф 11, 12 ). Ибо никакая добродетель без труда не совершенствуется, и без большого сокрушения сердца никто не может достигнуть того постоянства духа, какого вы желаете. Ибо «человек рождается на труд» ( Иов 5, 7 ). Чтобы он мог придти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф 4, 13 ), необходимо ему всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботою; иначе полноты 18 этой меры никто не достигнет в будущем, если не будет размышлять и не приучится к ней в настоящее время, находясь еще в этом веке, не будет предвкушать ее, и если, назначенный быть драгоценным членом Христовым, не получит залог 19 того соединения со Христом, которым мог бы еще в этой плоти соединиться с Его телом, одного только желая, одного жаждая, к одному всегда направляя не только все свои действия, но и помыслы, чтобы удержать в себе уже данное в залог в настоящей жизни то, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т.е. чтобы " Бог был все во всем» ( 1Кор 15, 28 ). Глава 7. Вопрос о непостоянстве души и о нападении злых духов Серен . Испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться в том, что враги непрестанно вредят нам. Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

83 Это имя еще не говорит о том, что гефяне были филистимляне. Это были шайка храбрецов, собравшаяся около Давида и состоявшая из разных лиц, большею частью из евреев, с которой он убегал от Саула и поражал амаликитян ( 1Цар. 30 ), и которая некоторое время была на службе у филистимского царя Анхуса, но потом вышла с Давидом и осталась всегда ему верной. 84 Филистимляне говорили языком семитическим или, точнее, сходным с еврейским; в этом убеждает вся история их сношений с евреями и множество сохранившихся у них финикийских собственных имен. В ассирийских клинообразных надписях упоминается много филистимских серенов и все имена их семитического происхождения. Укажем здесь некоторые из них: в надписи Саргона упоминается газский серен Га-ну-ну, фин. Ганно. евр. ; из времени Сеннахирима, Ассаргаддона и Ассурбанипала упоминается Sil-Bil, т. е. – , Ваал защита. Из времен того же Саргона упоминается азотский серен A-zu-ri, евр. и брат его A-chi-mi-ti евр. " . В надписи Сеннахирима упоминается азотский серен Mi-ti-in-ti евр. " = " ср. 4Цар. 24:17 . Из времени Асаргадона – азотский серен Ahi-mil-ki " . В надписи Сеннахирима – аскалонский серен Si-id-ka-a или " Седекия )Schrad. ΚAΤ. s. 161–166(. 85 Hos reges Aegyptii prae odio ne nominare quidem volunt, sed eorum pyramidas vocant pastoris Philitidis, qui ea tempestate pecudes per haec loca pascebat (Herod. II, 128). Нельзя здесь разуметь гиксов, так как движение гиксов совершалось гораздо позднее указывавшего Геродотом времени. 87 Автор статьи Phihster в словаре Riehm " а действительно считает филистимлян хотя и семитами, но с значительной примесью греческого элемента. См. Riehm 1198, Phihster. 88 Sanchoniathonis Berytii quae feruntur fragmenta de Cosmogonia et Theologia Phoenicum graece versa a Philone Byblio, servata ab Eusebio Caesariensi, praeparationis evangehcae libro I, cap. VI et VII Edidit Joh. Conradus Orellius. 89 Die Unachtheit der in Eusebius erhaltenen Fragmente des Sanchoniath on:, Jahrbucher für Theologie und christliche Philosophie Jahrg. 1836 B. VII, T I. Это же доказывали Lobeck в своем сочинении Aglaophamus tom. II p. 1273 и Hengstenberg, Beitrage zur Einleitung in das A. T В. II, 5. 210.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010