Живонач. Троица и препод. и богон. отца нашего Сергиа радонежскаго новаго чюдотворца в лето 7046 (1538) мес. маа в 12, в неделю 4-ю по пасце, велми болну ми сущу внутреними, и сердечною болезнию зело изнемогающу. Стоящу ми в церкви Пресв. Троица у гроба честных и многочюдесных мощей препод. Сергиа чюдотворца начях молитися Пресв. Троицы и угоднику Его препод. и богон. отцу нашему Сергию чюдотворцу, чтобы ми даровал Господь Бог, Св. Троица, и препод. Сергий чюдотворець живот на покаание; и в том часе обещахся Св. Троицы в честный и славный Еа храм и на честный и целбоносный гроб честных и многочюдесных мощей препод. и богон. отца нашего Сергиа чюдотворца, написав грешною своею рукою, положити сей Круг великий миротворный св. пасхи Христовы. И изыдох из обители Пресв. Троица и Сергиа чюдотворца здрав, хваля и прославляа Св. Троицу Отца и Сына и Св. Духа и угодника Его св. чюдотворца Сергиа. И приехав в великий Новград к св. Софии Премудрости Божии и к св. исповедником и чюдотворцом Гурию, Самону и Авиву. Памятуя же обещание свое еже к Пресв. Живонач. Троицы и к препод. Сергию чюдотворцу, чтобы ми даровал Господь Бог обет свой исполнити. А ныне с благодарением, и сердечною любовию распалаем к Пресв. Троицы и к чюдотворцу Сергию, написах сей Круг великий миротворный, и проч., и проч. 737 (1840.) Великий миротворный круг, устав. тщательный, XVII века, в лист, 56 листов. Список с пред. рукописи; последних статей, показанных там с л. 51, нет, опущены и послесловия. На обор. первого порожнего листа особая таблица: Круг часовой коловратен (г. Москвы и Троицкаго Сергиева монастыря) на весь год обходит. 738. (1527.) Обиходник столовый, полууст., переходящий в скоропись, напис. 1648 года, в четверть, 222 листа. Заглавие: Лета 7157 (1648) ноября в 5 день Спаса Новаго монастыря при архимарите Никоне, что в Великом Новеграде в митрополитах, да при келаре старце Пафнутие Еропкине написана сия книга Обиходннк в Спаском монастыре на новом, избрана из прежних старых уставов, что в Господьские и в Богородичны праздники и в иных Святых, и в рядовые дни, и в посты, в трапезе на братью есть, кроме Государевых и боярских и монастырских кормов, да и мирским всяким людям что обиходу дается.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 113 об. Мес. маия 15 день, Слово ко всей твари Святей Троицы. Нач. Троица Святая, Отець и Сын и Св. Дух, Господь нашь Исус Христос являеть (чит: благословляет) тварь своего создания митрополиты и епископы, попы и дияконы, цари и князи на все вы дела. Сочинение русское. См. 142 л. 242. л. 119. Пасхалия, начин. лета 7071 (1563) ключь границе 400, круг солнца 15, луна 3, индикт 6, епакта 15. На конечном листе скорописью XVII века: Книга... Мичюрина. Не Паисия ли Мичурина, бывшего казначеем Троиц. Сергиева монастыря в 1574–1578 годах? 788. (1649.) Сборник, полууст., XVI века, в четверть, 544 листа. л. 1. Оглавление под заглавием: Соборник, а в нем жития св. Отец. (Лист 2 порожний). л. 3. Мес. иулия 5 день, житие и подвизи и отчясти чюдес поведание препод. отца нашего Афонасьа иже во Афоне. См. 746 л. 337. л. 80. Св. Анастасиа горы Синайскиа Слово о 6-м псалме. Нач. Подобен постной начяток целомудреннаго покаания. л. 102. Житие препод. отца нашего Никона, ученика бывша чюдотворца Сергиа, сведено вкратце. См. 762 л. 60. л. 117. Житие и жизнь препод. отца нашего Ануфриа пустыннаго, написано от Пафнутиа мниха ошелника. См. 779 л. 220. л. 148. Ирмосы на Господьскиа праздникы поются на литургии вместо достойна. л. 152. Мес. июниа 12 день, иже в святых отца нашего Петра афонскаго. См. 754 л. 330. л. 182. Мес. септеврии в 19, преставление благовернаго и христолюбиваго В. Князя Феодора смоленскаго и ярославскиго. Составлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом иноком Антониемь тогоже монастыря, по благословению господина священнаго митрополита (для имени оставлен пробел, под 664: Филиппа), волею же боголюбиваго и вседржавнаго Государя В. Князя Ивана Васильевичя, и при благовернем и благочестивемь сыну его В. Князи Иване Ивановиче всея Русии. л. 220. Слово св. Софии о Премудрости Божии. Нач. Церкви Божиа Софиа пречистаа Дева Богородица. л. 222 об. О недреманнем оке Спасове. Нач. Но божественный ап. Павел глаголеть, отчясти свидетельствует и отчясти пророчьствуеть от божеств. писаниа и от старческых бесед но сведетельствуеть в Палеи книги. Читается в 812 на обор. л. 312, равно и изъяснение образа св. Софии на л. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

князя в Волокол. монастырь, где он просит прислать ему крест, бывший на схиме Касьяна. Здесь наход. посл. Волоколамских властей Василию Иоанновичу о смерти Касьяна (ум. 11 февр. 7040 г.). Рукоп. Моск. Син. биб. из неописан. 927, л. 104–172. 494 Обиходник Волоколамского монаст. составленный Евфимием Турковым, рукоп. Москов. Дух. Акад., (не разборчиво) л. 24.; Рукоп. Волоколам. монаст., хранящаяся в монастырской ризнице, (не разборчиво). Выписка из Обиходника Волоколам. монастыря конца XVI в. еп. Леонида. Чт. в Общ. Истории и Древн. Рос. 1863 г. кн. IV, отд. V, 4. В актах монастырских встречаются жалованные грамоты в. князя Волокол. монастырю. Рукоп. Волокол, монаст., в монастырской ризнице, (не разборчиво) л. 17–20. Жалованная грамота на имя игумена Нифонта от 20 марта 1528 года. 495 Так в один раз он отослал туда двести десять рублей, которыми Волоколамские иноки прекрасно воспользовались, купив «у Васильевых детей сельцо Начапино, да Ивашково, да Комяково, да Скурлово, да две пустоши: Ярилово да Кузнечково. В другой раз митрополит пожертвовал двести двадцать рублей. На третье пожертвование митрополита, состоявшее из ста рублей, в монастыре были «обложены Спасов образ, да Пречистые, да Предтечев, да дека на Евангелие сребрена, да сень у царских дверей». Несколько позднее митрополитом сделано было еще пожертвование в шестьдесят рублей, на которые Волоколамские иноки «ворота святые изделали и подписали». Рукопись Московской Епарх. библиотеки при Высокопетровском монастыре в л. 43–44. Запись дачей Иосифо-Волоколамскому монастырю, рукоп. XVI в. 496 Житие Пафнутия Боровского в рукописях: Императорской Публич. библ. XVI в. Q 1, 67, л. 15 и Москов. Духов. Академии (не разборчиво) Волок, л. 244. Снес. А. А. Эксп. I, 213. 498 П. С. Р. Летоп., т. VIII, 285. Царствен, книга, 14–30. Никонова летоп. VI, 259–261. Степенная кн., ч. II, 211–218. 499 П. С. Р. Летоп. т. VIII, 285–286. Щербатов, Ист. Российская от древнейших времен, т. V, ч. I, 4–5. 503 П. С. Р. Летоп. т. VIII. 287–288. Царств, книга, 40–41. Никон. летоп. ч. VII, 4–6. Татищев, кн. V, по сочинителю ч. IV, 222. Соловьев, т. VI, изд. 2, 14–24. 504 О чем свидетельствует множество жалованных грамот Юрия Ивановича, данных им на имя митроп. Даниила. Рукоп. Москов. Публич. Музея 1620, лл. 23–24, 96–97, 100–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Канонизация святых. М., 19032. С. 118, 235, 241, 252, 256, 424-425; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн… С. 1-400; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 231-232; Δημητρακπουλος Θ. Αρσνιος Ελασσς (1550-1626). Βος κα ργο. Συμβολ στ μελτη τν μεταβυζαντινν λογων τς Ανατολς. Αθνα, 1984; Пыляев М. И. Старая Москва. М., 1990. С. 275-278; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 15, 24-26, 122, 170, 172-173, 175, 221-222, 229-234, 244, 311; Тимофеева Н. Н. Иностранные путешественники XVI - нач. XVIII в. о Покровском соборе//Страницы худож. наследия России XVI-XX вв. М., 1997. С. 89-101; РГАДА: Путев. М., 1999. Т. 4. С. 92, 126, 136, 148; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 354, 357 (л. 598 об.- 601 об.), 463 (л. 493-499), 466 (л. 274 об.- 281 об.), 470 (л. 240-250), 473, 476 (л. 345 об.- 355 об.), 479 (л. 382-392 об.), 482 (л. 290-312 об.), 490, 583 (л. 716-716 об.), 588 (л. 568-573), 598 (л. 483 об.- 488), 603 (л. 419-422), 609 (л. 226-233 об.); Давиденко Д. Г. Моск. Симонов мон-рь: АКД. М., 2000. С. 15-16. К. Ю. Ерусалимский Иконография В. Б. изображался старцем, полностью обнаженным, иссушенным воздержанием, с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой, что соответствовало сведениям жития и вошло во мн. иконописные подлинники: «Власы сед, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей» (подлинник XVIII в., изданный С. Т. Большаковым). В нек-рых подлинниках форма бороды В. Б. сравнивается с формой бороды св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, Алексия, человека Божия, или прп. Пафнутия Боровского, а цвет волос определяется как рыжеватый. В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон...» (1910) традиц. иконография В. Б. дополнена изображением хартии с текстом жития святого. Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Самым ранним изображением В.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице–Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2–е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) — трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2–е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219. 219 Макарий. 2–е изд. 7. С. 219. 220 Это доказывает интерполяция в житии св. Александра Невского, составленном после Собора 1547 г. Макарий. 2–е изд. 7. С. 227, примеч., а также пространное предисловие в житии митрополита Ионы (так называемая «третья редакция», по мнению Ключевского. Ук. соч. С. 241); эта интерполяция помещена у Ключевского (ук. соч. С. 460–463). 221 На основании этой интерполяции можно составить следующий список: святители: 1. Стефан Пермский († 1396); 2. Евфимий, архиепископ Суздальский († 1405); 3. Евфимий, архиепископ Новгородский († 1458); 4. Иона, архиепископ Новгородский († 1470); 5. Иаков Ростовский († 1391); и, вероятно, 6. Никита Новгородский († 1107) (Ключевский. Ук. соч. С. 460, примеч.); 7. Нифонт Новгородский († 1156); три мученика, убиенные литовцами–язычниками: Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347); шесть иноков: 1. Авраамий Смоленский († 1219/20); 2. Савва Сторожевский († 1407); 3. Григорий Пельшемский († 1441); 4. Евфросин Псковский († 1481); 5. Ефрем Перекомский († 1492) и 6. Савва Вишерский († 1460); один князь: Всеволод–Гавриил Псковский († 1138). Там же. С. 462–463; Сергий. Ук. соч. 1. С. 194–196; Голубинский. История канонизации. С. 103–105. О Соборе 1549 г. см.: Голубинский. 2. 1. С. 772; Васильев. Ук. соч. С. 183–203. 222

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1795 г. при поддержке митр. Самуила, посоветовавшего ему обратиться за разрешением в Святейший Синод РПЦ и к митр. Новгородскому Гавриилу (Петрову) (1 янв. 1775 - 19 дек. 1800), И. приехал в Москву (Путешествие. 1852. С. 145-151). Вначале он жил в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре и служил в Успенском и Благовещенском соборах Кремля. В 1813 г. И. поселился в Московском в честь Богоявления монастыре . В Москве И. встречался с представителями груз. диаспоры: царевичем Давидом (сыном царя Картли-Кахети Георгия XII), царицей Дарией (Дареджан) Георгиевной Дадиани (супругой Ираклия II) и др. И. принимал участие в торжественных церковных церемониях и светских мероприятиях: в частности, хиротонисал во епископа Евгения (Казанцева) (14 июля 1818) и Афанасия (Телятева) (10 марта 1821), присутствовал на вручении наград выпускникам Московского ун-та (5 июня 1821) и др. В московский период жизни И. активно занимался издательской деятельностью: в частности, при его поддержке и рецензировании была издана на груз. языке Праздничная Минея (1805) ( Чкониа. 1945. С. 245). Вместе с еп. Досифеем (Пицхелаури; в 1812-1814 епископ Горийский, в 1814-1817 епископ Алавердский) и архиеп. Абхазским Пафнутием состоял в Российском библейском об-ве, где шла подготовка к изданию Библии на груз. языке ( Рухадзе. 1960. С. 120). Похоронен в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . Сохранилось завещание И. на рус. языке, датированное 20 июня 1821 г. (РГАДА. Ф. Чудова мон-ря, 1820-1822 гг. Д. 9. Л. 421 - Чкониа. 1945. С. 245). Арх.: РГАДА. Синод. Д. 17, 209; РГАДА. Ф. Чудова мон-ря. Д. 9; ЦГИА СПб. Ф. 796. Оп. 73. Д. 403. Соч.: Посещение Новороссийского края Ионою, митрополитом Руисским (в Грузии): [Отрывок из полного его путешествия по Востоку и России с 1790 по 1799 год]/Пер. с груз. яз.: Н. Бердзенишвили. Тифлис, 1852; Путешествие по Востоку Ионы, митр. Руисского/Сост., предисл., коммент.: П. Иоселиани. Тифлис, 1852 (на груз. яз.). Ист.: ПГП. 1970. Т. 3. 159, 162, 171, 177, 209, 214, 221, 222, 225, 229, 243, 248, 279, 291, 294, 304, 305, 310, 319, 323, 331, 372, 453, 516.

http://pravenc.ru/text/578302.html

Согласно Типографской летописи (ПСРЛ. Т. 24. С. 222) и Пафнутьеву летописцу ( Тихомиров. С. 112), в обитель «на Возмища» по приговору Собора 1525 г. был сослан архим. Новоспасского мон-ря Савва Грек (Святогорец) (по др. источникам, Савва был сослан в Левкиев мон-рь ). Как и вся Волоколамская вол., В. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «служки монастырские» В. м.: 16 чел. «конных да 14 лошадей» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 396-397). Согласно донесению воеводы Т. Торбеева 1615 г., «церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть» (РГАДА. Ф. 103. Оп. 411. Д. 95. Л. 45 об.). Вскоре обитель была восстановлена, в 1653 г. в ней жили архим. Авраамий с 12 насельниками. По Уложению 1649 г., «за бесчестье» архимандрита «с Волока Ламского Возмицкого монастыря» полагалось 20 р. штрафа, «за бесчестье» келаря - 15 р., казначея - 10 р. Настоятели В. м. участвовали в церковной жизни города. По грамоте Патриарха Московского Адриана в 1699 г. архим. Маркелл разрешал спор между волоколамскими священниками Моисеем и Космой по поводу земель Рождественской ц. «на посаде». Архим. Иосиф в 1720 г. освятил новую деревянную Покровскую ц. «на посаде», в сент. 1723 г.- церкви Рождества Христова и прп. Сергия Радонежского. В 1735 г. архим. Пафнутий освятил Успенскую ц. в с. Данилкове. Указом Монастырского приказа 16 июля 1706 г. с вотчин В. м. стали собирать жалованье драгунам (по 11 алтын 4 деньги со двора). В 1723 г. обитель была приписана к Иосифову Волоцкому мон-рю. В 1724 г. братия и вкладчики В. м. обратились в Синод с жалобой на архим. Иосифова Волоцкого мон-ря Мелхиседека, к-рый не посещал обители, но присылал туда заместителей, расхищавших имущество. В 1732-1734 гг. В. м. оставался без настоятеля. В 1764 г. в обители жил архим. Манасия, получавший 10 р. в год жалованья, казначей мон. Иннокентий, мон.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Ионафан Руднев , из инспекторов Орловской семинарии, 1860–64; 31 мар. перев. в ректора Олонецкой семинарии; с 4 сент. 1866 викарий Костромской епархии. Полиевкт Пяскевский 31 мар.1864 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 1866 перев. в Витебский Марков. Павел Попов перев. 6 февр. 1867 из Арсениева Комельского; 21 авг. 1868 назначен епископом Тотемским (викарием Вологодским) 220 , с управлением монастыря. 2 Архангельский, в городе Устюге, основан монахом Киприаном 221 , будто бы в начале XIII века. До начала XVI нет о нём никаких известий. Ныне второклассный. [III. 312.] Архимандриты Герасим , 8 сент. 1510. Иов , 17 мая 1551. Вассиан , прежде 1567. Корнилий 1583 перев. в Московский Симонов мнтрь. Иосиф , 1584–86. Корнилий , 1590–99. Михаил , 1606 и 7. Тихон , 1608–10. Варлаам , с 1614, а 8 окт. 1626 хирот. в архиепископа Вологодского. Лаврентий , в 1627–34. Пафнутий , в 1635–38. Иосиф , 1639–42, сент. (sic). Игнатий 1643–58, уволен в братство. Арсений , в 1658–81. Иоасаф , в 1681–83. Иосиф в 1683 перев. из Троицкого Гледенского; по 1704. Иларион 26 авг. 1704 перев. из Устюжского Ивановского; по 1711. Варсонофий , с 1712; † 8 июня 1725. Пахомий произведён в 1727, а 1738 перев. в Московский Высокопетровский. Боголеп Нифонтов в 1738 произведён из казначеев; † в февр. 1755      … Сергий в апр. 1755 перев. из Гледенского, но оставлен там. Иосиф Золотой 30 июля 1755 перев. из Московского Владычня монастыря, а в мае 1758 перев. в Тульский Предтечев. Владимир Каллиграф 24 июня 1758 произведён из префектов Московской духовной акад., а в сент. 1759 перев. в Спасо-Ярославский мнтрь. Никон Красовский 222 в сент. 1759 назначен из администраторов Владимирской епархии, но уволен в Симонов мнтрь, на покой. 5 дек. 1760 определён в синодальную канцелярию. После в Пафнутиевом Боровском. Иаков Шергин произведён 23 дек. 1759 из наместников, а 21 мар. 1765 уволен, за болезнью, на покой; † 13 мар. 1771. Мисаил 21 мар. 1765 перев. из Троицкого Гледенского; † 8 июня 1776. Арсений Изографов 6 мар. 1776 перев. из Угрешского монастыря, а 1786 перев. в Можайский Лужецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый канон по алфавиту. л. 207. Мес. того же 10, память преп. отца нашего Павла (обнорскаго). л. 222 об. Мес. того же 11, препод. и богон. отца нашего Михаила клонскаго чюдотворца, иже в Великом Новеграде. Окончание на л. 255. л. 245. Мес. августа 3, преставление препод. отца нашего Антониа римлянина. На особой тетради. л. 255 об. Мес. февраля 6, иже в святых отца нашего Иакова, епископа ростовскаго, чюдотворца. л. 260 об. Мес. того же 11, преставление благовернаго В. Князя Всеволода, нареченнаго в св. крещении Гавриила. Первый канон с надписью, кажется, ошибочною: канон творение Никодимово по благословению преосвященнаго митрополита Илариона киевскаго и всея Русии. Иларион митр. киевский жил в XI в., а кн. Всеволод-Гавриил псковский в XII веке. В Москвитянин 1842 г. ч. 1 стр. 215 сказано, что канон сему Святому сочинен Григорием Отрепьевым, но краегранесия того, какое показано там, нет здесь, ни в первом, ни во втором каноне. л. 276. Мес. февруариа 11, препод. отца нашего Димитриа, вологодскаго чюдотворца. л. 291. Мес. марта 11, иже в святых отца нашего архиеп. Великаго Новаграда Еуфимиа, новаго чюдотворца. л. 299. Мес. того же 17, преставление препод. отца нашего игумена Макария чюдотворца, сставльшаго обитель Колязино именуемо. л. 315 об. Мес. того же 31, преставление иже в святых отца нашего Ионы, митр. киевскаго и всея Русии. л. 332. Мес. априля 17, преставление препод. отца нашего Зосимы, новгородскаго чюдотворца, иже пречестен монастырь сставльшаго в отоце соловецком. л. 354. Мес. того же 26, память иже в святых отца нашего Стефана епископа пермскаго, иже тех апостолскы крестившаго. Пред первым каноном сказано: канон господина ермонаха Святыа горы, а начальные слова, слоги и буквы тропарей, начиная с 7 песни, представляют след. речь: Повелением Владыкы Филофиа епископа рукою многогрешнаго и непотребнаго раба Пахомыя сербина. По 6 песни проложное житие. л. 372. Мес. маия 1, преставися препод. отець нашь и чюдотворець игумен Пафнутие, просиавый в постницех, иже устрои своими подвигы и труды церковь прекрасну каменну в имя пресв. Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа честнаго ея Рожества, и монастырь созда и братии свокупи множество. Приписка впереди канона та же, что в служ. Минеи 563. В выноске написано: другой канон Пафнутию писать 8 гласа в архимандричьей книге. См. 565.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

по 1856 г. удалено с кладбищ 157 человек (Собр. мн. и отз. т. IV, стр. 242). 1235 Письмо м. Филарета к гр. Закревскому от 13 мая 1858 г. Душеп. Чтен. 1890 г., ч. II, стр. 114. 1238 При составлении настоящего очерка мы воспользовались статьями Н. И. Субботина («Присоединение к православию раскольнических епископов»... в Русск. Вестн. 1865 г. т. 60, стр. 592–647 и «Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов»... в Брат. Сл. 1890 г. т. II), в которых Московский профессор, бывший в свое время непосредственным свидетелем и деятельным участником в рассматриваемом событии со всею обстоятельностью изложил – в первой причины, повлиявшие на обращение означенных лиц к православию, а во второй – фактическую сторону самого присоединения и тесно связанных с ним обстоятельств, равно как и то участие, которое принадлежит в этом деле Московскому святителю. Для изложения причин, способствовавших переходу упомянутых лиц из раскола в православие, нам послужили также объяснительные записки некоторых из них, поданные м. Филарету (записка Пафнутия напечатана в Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2, стр. 679–686 и в Брат. Сл. 1884 г. т. II, стр. 165–176; записки Онуфрия и Филарета– в Брат. Сл. 1884 г. т. II, стр. 222–232; записка Иоасафа – в Брат. Сл. 1890 г. т. II, стр. 292–295). 1242 Брат. Слово 1890 г. т. II, стр. 289, – выражение архидиакона Филарета в письме к профессору Субботину. 1243 Подробности этого свидания сохранились, благодаря проф. Субботину, бывшему непосредственным свидетелем его и, по возвращении домой, записавшему беседу митрополита с Филаретом. Брат. Сл. 1890 г. г. II, стр. 43–46. 1244 Нам кажется, что это – известный случай из противораскольнической деятельности м. Серафима, послуживший поводом к изданию снисходительных правил 1822 г. о беглых попах, и бывший, следовательно, в конце царствования Александра I (а не при Николае, Павловиче, как говорит проф. Субботин), когда м. Серафим отверг предложение некоторых членов С.-Петербургского секретного комитета о посылке к раскольникам православных священников, которые, присоединяясь по-видимому к их обществу и приобретая их доверие, старались бы примирить их с церковью (а не предложение каких то раскольников, как утверждает профессор Субботин; да и странно было бы раскольникам предлагать, чтобы к ним послали тайных миссионеров, которые действовали бы в пользу православия).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010