Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но Божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования (свт. Григорий Палама , 26, 218–219). Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душею Своею и неразлучившимся с Нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес и вступил на Престол Божества (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 135). Вознесение ...Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, как Христос, и вознесен был постороннею силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 220). Источник. Претерпев Крест, также и смерть, и воскресши Духом, Он вознесся во славе и обновил путь на небеса всем несомненно верующим в Него... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 108). ...Вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие, и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства тем, что и Он так же послал с небес Духа, исходящего и посылаемого от Отца (свт. Григорий Палама , 26, 239). Искупление ...Смерть Его соделалась для нас спасением, и смертию Его навсегда умерщвлен грех. Его Воскресение соделалось жизнию и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили плод правды (прп. авва Исаия , 59, 142–143). ...Восприятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу (свт. Афанасий Великий , 1, 208). ...Господь и родился, и явился человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его... (свт. Афанасий Великий , 1, 211). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Царство Небесное ...Все раболепствующие страстям... страдают по нечувствию, а если иногда и восстают, то привычкою (к страстям) опять увлекаются; потому и говорит Господь: Царствие Небесное нудится ( Мф. 11, 12 ), не по порядку естества, а по нашему навыку в страстях. Если же бы оно было таково по естеству, то никто не вошел бы в него, но имеющим произволение иго Господне благо и бремя легко (ср.: Мф. 11, 30 ), а не имеющим произволения тесна врата и прискорбен путь и нуждно Царствие (ср.: Лк. 13, 24 ) (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 35). Как мы не разумеем, сколько терпят воины и разбойники и как трудятся ради одного только хлеба; сколько странствуют путешественники и мореплаватели, и сколько труда переносят все люди без надежды на Царство Небесное, а часто и не достигая цели, для которой трудятся. Мы же ради Царства Небесного и вечных благ не хотим и немного потерпеть. Может быть, это и не было бы нам так трудно, если бы произволение наше склонялось к тому и не считало бы приобретение добродетелей тягостным и несносным, но скорее радостию и спокойствием, ради надежды, беспопечительности и чести, невольно последующей за добродетелию. (Ибо и противник стыдится ее и удивляется ей.) Конец, ее веселие и радость, и не только это, но беспристрастие и в самом себе имеет соединенную с ним радость, как и жизнь вещественная, в постыдных страстях, содержит в себе печаль, от каковой (плотской жизни) да избавимся мы и да достигнем невещественной и вечной жизни беспристрастием, рождающим умерщвление тела во Христе Иисусе, Господе нашем (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 38–39). ...Если бы и над всей землей были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному (прп. Антоний Великий , 89, 17). Источник. ...Царствие Божие есть истребление всякого греха (прп. авва Исаия , 59, 114). Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что Евангельская правда больше правды подзаконной (свт. Василий Великий , 7, 348). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Обличения Если будет нужда обличить в чем-либо брата, и ты увидишь себя подвигшимся на гнев и не владеющим собою, то отнюдь ничего не говори, дабы тебе еще более не смутиться; но когда приметишь, что и ты, и он находитесь в кротком и мирном устроении, тогда говори не с укором или обличением, но со всяким смирением объясни дело (прп. авва Исаия , 59, 186). ...Доброполезный конец обличений – людей браннолюбивых и мятежных приводить в мирное состояние (свт. Василий Великий , 6, 87). Источник. Сперва должно себя самого исправить от какого бы то ни было недостатка, и тогда уже обвинять в нем другого (свт. Василий Великий , 7, 356). Обличение и выговор должно принимать как врачевство, которым истребляется немощь и восстанавливается здравие (свт. Василий Великий , 7, 404–405). Источник. ...Выговоры настоятель пусть делает согрешившим без страсти, потому что обличать брата с раздражением и гневом значит не его освобождать от греха, но самого себя ввергать в погрешности (свт. Василий Великий , 9, 166). Источник. Если же жало смерти – грех (ср.: 1Кор. 15, 56 )... то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: иже щадит жезл (свой), ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно ( Притч. 13, 25 ) (свт. Василий Великий , 9, 183). Источник. Не должно равнодушно смотреть на согрешающих, или умалчивать о них. Обличающий должен обличать со всяким сердоболием, в страхе Божием и в намерении обратить грешника. Обличаемый или получающий выговор должен принимать сие охотно, признавая, что в исправлении состоит собственная его польза. Когда обвиняют кого, никто другой при обвиняемом... не должен делать возражений обвиняющему. А если кому обвинение кажется неосновательным, то должен повести слово с обвинителем наедине и убедить его или сам убедиться (свт. Василий Великий , 10, 56). Если брат согрешит, с удовольствием обвиняем его, а если грешим сами, не с приятностию принимаем обличение (прп. Ефрем Сирин , 30,167). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Честолюбие Как ржа снедает железо, так честолюбие снедает сердце человеческое (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Кто гонится за человеческими почестями вместо небесных, тот есть неверный... (свт. Григорий Нисский , 24, 277). Источник. ...Что из здешнего стоит названия блага? Честь ли, которой многие домогаются? Разве придает она что-нибудь большее почетным лицам? Смертный остается смертным, воздают ли ему почесть, или нет... Кто видит все это и потому презирает все, что считается почетным у людей, и к одной только Божественной жизни имеет любовь, тот, зная, что всяка плоть сено, и веяна слава человеческа яко цвет травный (ср.: Ис. 40, 6 ), сочтет ли когда-нибудь достойным заботы сено, диес сущее (ср.: Мф. 6, 30 ), и которого завтра не будет? (свт. Григорий Нисский , 24, 309–310). Презирать богатство нетрудно для того, кто захочет; но чтобы презирать честь от людей, для этого нужно много усилия, великое любомудрие, нужна душа как бы ангельская, достигающая самой высоты небесной, потому что нет, истинно нет другой страсти, столь же сильной и всюду господствующей, в большей или в меньшей мере, но, во всяком случае – везде. Каким же образом мы можем преодолеть ее, если не вполне, то хотя в малейшей степени? Если мы будем взирать на небо, если будем иметь Бога перед очами своими, если устремим помыслы наши выше всего земного... Когда ты, делая какое-нибудь доброе дело, думаешь, что нужно показать его и людям, ищешь каких-нибудь зрителей этого дела, и стараешься быть видимым, то вспомни, что тебя видит Бог, – и истребишь в себе всякое такое пожелание; отрешись от земли и устреми взор к зрелищу небесному. Люди, если и похвалят, после будут хулить, будут завидовать, будут вредить; если даже и не сделают этого, то не принесут совершенно никакой пользы тому, кого хвалят. Но не так у Бога, напротив, Он радуется, восхваляя наши добрые дела (свт. Иоанн Златоуст , 54, 850–851). Источник. ...Человек, пользующийся великою честию, кроме того, что делается тяжким должником , предается надменности и тщеславию и делается рабом людей; затем, по мере умножения людской власти над ним, бывает принужден делать многое, чего не хочет (свт. Иоанн Златоуст , 54, 851).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Галина И. 27 ноября 2022, 15:59 1.Простите. Христиане свои слова должны сверять с Библией- Откровением Бога, и со святоотеч. учением, основанном на Библии, чтобы не впасть в демагогию и ересь. Об уничижении: все дело в мотивации. Если уничижаешься на словах, а на деле взрываешься от неприятных для тебя слов, то это оборотная сторона гордыни: мол, так Я ближе к Богу. Или мы- самые лучшие, «как Боги», а остальных- под нож или ружье. С др. стороны - " Он (Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но УНИЧИЖИЛ Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной " . Прп. авва Исаия: " Смирение состоит в том, Алла 27 ноября 2022, 09:04 НН, на что я должна отвечать? Да, непримиримость к врагам это безнравственная установка. И в отличие от несправедливостей,творимых христианами ВОПРЕКИ заповедям, непримиримость прямо прописана для коммуниста. Но самое главное, что коммунист должен был быть атеистом, а значит всё прочее не имеет смысла. Вы занимаетесь очевидными подлогами, предлагая обсуждать " кодекс " без самого главного. И. 26 ноября 2022, 22:22 Алла, христианство началось как раз с того, что простые люди уверовали в Христа, число обращенных росло, потом и до правителей дошло. Нормы поведения, основанные на религии, философии, каком-либо учении, можно сверху распространять, в т.ч. посредством законов. А сделать общество религиозным сверху можно только формально, что и показала история. НН 26 ноября 2022, 14:27 Алла,на вопрос Вы не отвечаете,а занимаетесь демагогией. Да, " непримиримость к врагам коммунизма тоже звучит малопривлекательно " . А как, на ваш взгляд, " звучит " расправа никонианцев с аввакумовцами; крестовые походы с с разгромом Константинополя в защиту веры; непримиримость католиков и православных(знаю-знаю, но причащаться с ними нельзя!)? Зачем христиане убивали друг друга? На какой платформе? Это я к тому, что не надо быть " святее Папы римского " , а смотреть на жизнь страны и общества реально и взвешенно; не витать в облаках и ставить заведомо невыполнимые задачи " ; " замыливать " проблемы, предлагая " всё хорошее " против " всего плохого " . Надо уметь отвечать за свои слова и признавать ошибки.

http://pravoslavie.ru/149453.html

Уничижение Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем (прп. авва Исаия , 89, 332). Смиренномудрие даст силу переносить уничижение (прп. авва Исаия , 89, 364). ...Не судите никого, и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам (прп. авва Исаия , 89, 282). Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем (прп. авва Исаия , 89, 316). Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на нею), не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия , 89, 317). Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, – и успокоишься (прп. авва Исаия , 89, 352–353). Если кто удручил великими подвигами тело свое, по, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния: ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу (прп. авва Исаия , 59, 61). Брат! рассматривай себя, и ежедневно испытывай сердце свое в присутствии Божием, дабы тебе знать, не живет ли в нем негодование, или ненависть на брата твоего, или оскорбление, или зависть, или уничижение ближнего. Если сердце будет заражено таковым ядом, то оно не может благоугождать Богу, (одержи в памяти сии слова Господа: Так и Отец ваш Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (ср.: Мф. 18, 35 ) (прп. авва Исаия , 59, 161). Не знаешь разве, что если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? (прп. Ефрем Сирин , 31, 156). Кто уничижает ближнего как грешника, тот жалок; а кто предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится (прп. Ефрем Сирин , 31, 571). Источник. ...Не пренебрегай Божиим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: Распни, распни Его! ( Ин. 19, 6 ), – и стекался народ! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, – не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений (ср.: Ис. 50, 6 ). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты – по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему (прп. Макарий Египетский , 89, 251–252). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сердце Да будет сердце твое перед всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий (прп. авва Исаия , 59, 49). Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла (прп. авва Исаия , 59, 49). Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием (прп. авва Исаия , 59, 68). ...Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле (прп. авва Исаия , 59, 178). Горе нам, что сердце наше от попечений о суетном грубеет и расслабевает (прп. авва Исаия , 59, 194). Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое; так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты (свт. Василий Великий , 5, 180). Источник. Кто есть чистый сердцем? – Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного, или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). ...Может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет перед Богом и перед святыми Силами (прп. Ефрем Сирин , 30, 112). Источник. Написано: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (ср.: Ин. 6, 27 ). Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и имеющему нужду подать (см.: Еф. 4, 28 ). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо (прп. Ефрем Сирин , 31, 102–103). Источник. Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце – Божия обитель; потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалялся из него (прп. Ефрем Сирин , 33, 349–350). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она бывает безопасна и невредима. Над таковыми ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол и живут они невредимо хранимы, как богоподобные. Похвалит ли кто такого человека, он в себе самом посмевается над хвалящими его; обесславит ли, он сам не защищается пред поносящими его, и не негодует за то, что так говорят они о нем (прп. Антоний Великий , 89, 80). Источник. Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла, и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри и не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей (прп. Антоний Великий , 89, 92–93). Источник. ...Когда нет зла в человеке, тогда благодарение и одно, паче всякой многоценной жертвы, – приятно Богу (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Бог, видя, что ты не смиряешься сам собою (прп. Антоний Великий , 89, 113). Источник. Злоба в сердце на ближнего уязвляет душу и отравляет зараженного ею (прп. авва Исаия , 59, 40). Как червь, подтачивающий древо, повреждает оное, так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное (прп. авва Исаия , 59, 95). Всех... зол глава одна – злоба врага... (прп. авва Исаия , 59, 115). ...Зло, подобно темной стене, затемняет ум, и соделывает душу бесплодною (прп. авва Исаия , 59, 118). Источник. Храни очи свои – и сердце твое не узрит зла (прп. авва Исаия , 89, 351). В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно (свт. Афанасий Великий , 1, 126–127). Источник. ...Не будет Он Господом сущего, если зло, как... говорят, само по себе имеет самостоятельность и сущность (свт. Афанасий Великий , 1, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любовь Божия Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как благовоние фимиама избранного; радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего. Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее окружающего; даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой силы. Стяжите себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будет) вам Божественное. Сия сладость любви Божественной далеко слаще сота медового (прп. Антоний Великий , 89, 34). Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком оная обитает (прп. авва Исаия , 59, 80). Источник. ...Любовь не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир (прп. авва Исаия , 59, 157). Любовь , желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спаслись... (прп. Ефрем Сирин , 30, 381). Любовь Божия есть бессмертный огонь, который подъемлется с земли и ненавидит земное (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). Источник. О сладости... любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: ни высота горе, ни глубина долу, ни живот, ни смерть, ни Ангелы, ни Начала и Власти, ни ина тварь кая, ни все в совокупности не могут разлучити от любве Божия душу, вкусившую ее сладости (ср.: Рим. 8, 38–39 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). ...Святые мученики, вкусившие и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы, но что рассечь ее не может и меч обоюдоострый (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). По... любви душа стала невестою Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие (прп. Ефрем Сирин , 31, 94).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Здоровье ...Когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога (прп. авва Исаия , 59, 182). Заболевший познает цену здравия (прп. авва Исаия , 89, 349). Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований (свт. Василий Великий , 5, 143). Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа, Спасителя нашего (прп. Ефрем Сирин , 30, 138). ...Не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезнь... (свт. Григорий Богослов , 13, 40). Источник. ...Здоровье не есть прямое добро, если кто употребляет его не по надлежащему, а на худые дела или на безумное действие, что тоже не безвинно (свт. Иоанн Златоуст , 49, 437). ...Скудость во всем называют матерью здравия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 227). Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое. Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней (прп. Исидор Пелусиот , 62, 295–296). Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов, ибо от сего наше душевное здравие и благобытие... (прп. Феодор Студит , 92, 76). ...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 197). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010