Беседы Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага (прп. Антоний Великий , 85, 104). Источник. Возненавидь мирские беседы, чтобы сердце твое узрело Бога (прп. авва Исаия , 60, 91). Когда говоришь с кем-нибудь, говори не много, любви ради и поскорее замолчи (прп. авва Исаия , 85, 432). Когда беседуем о предметах духовных, ничто житейское да не будет в душах наших, ничто земное; но все это да будет удалено, все да будет устранено, чтобы мы могли всецело предаться одному слушанию божественных слов (свт. Иоанн Златоуст , 52, 307). Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямою речью, а жестокое (строгое) загадочною (прп. Марк Подвижник , 85, 556). Беседа с благоразумными – сладкий источник (прп. Исаак Сирин , 59, 415). Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге (прп. авва Дорофей , 29, 216). Источник. Не распространяйся в долгих беседах с тем, кто слушает тебя не с добрым сердцем, чтоб, наскучив ему, не сделаться для него мерзостным... (прп. Никодим Святогорец , 68, 105). Источник. Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что сему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному лучше остаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы (прп. Никодим Святогорец , 68, 106). Источник. Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: «Если я приду в келию брата или он придет ко мне по какой-нибудь нужде, позволительно ли беседовать с ним свободно о всех предметах?» Авва Пимен ответил: «Не одобряю такого поведения, потому что юность нуждается в самоохранении». Авва Аммон спросил: «Как поступали старцы в таких случаях?» Авва Пимен ответил: «Старцы, находясь в преуспеянии, не нуждаются в таком самоохранении; они, не имея ничего чуждого в сердце, не имеют его и в устах своих». Опять авва Аммон спросил: «Из чего лучше заимствовать беседу, если случится беседовать с братом: из Писания или из отеческих изречений?» Старец отвечал: «Если не можешь молчать, то говори лучше из отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностью для души» (101, 65).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гнев ...Если не будете удерживаться от гнева, то потеряете всю надежду спасения (св. Ерм , 93, 186–187). ...С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого – ненависть и зависть (прп. Антоний Великий , 88, 53). На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный) и наказывать, если потребуется, или самим, или через других, а гневаться на них или серчать не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде (при. Антоний Великий , 88, 75). Источник. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя – и будешь радоваться во все дни жизни твоей (прп. Антоний Великий , 88, 113). Источник. Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия , 59, 11). Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия , 59, 51). вкусил за нас оцет, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое смущение суетное (прп. авва Исаия , 59, 73). Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия , 88, 430). Источник. Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением, или чрез гнев передаться на сторону противника (свт. Василий Великий , 8, 140). ...Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле (свт. Василий Великий , 8, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий , 89, 133). Источник. Если во время подвига успешно противишься искушению... да не порадуется сердце твое, ибо демоны и в бегстве своем готовят брань, опаснейшую первой (прп. авва Исаия , 59, 30). Если будешь молить Бога, чтобы Он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою, ибо Он знает более тебя, что тебе полезно (прп. авва Исаия , 59, 30). Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым (прп. авва Исаия , 59, 185). ... в том, что ежедневно предстоит тебе какое-либо искушение или со стороны смерти, или скорби, или какого-либо великого бедствия (прп. авва Исаия , 59, 186). В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что вырванные с корнем бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою (свт. Василий Великий , 5, 330). Источник. Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (свт. Василий Великий , 7, 370). Источник. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а, напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (свт. Василий Великий , 7, 371). В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (свт. Василий Великий , 7, 372). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Крест ...Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста? (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 228). ...Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели уврачует немощь чувств своих, то привлекает на себя гнев Божий... (прп. авва Исаия , 59, 63). ...Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления (прп. авва Исаия , 59, 100). Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исаия , 59, 127). Крест есть знамение будущего бессмертия (прп. авва Исаия , 89, 338). Источник. ...С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание... (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. ...Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части (свт. Василий Великий , 6, 298). Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом... (прп. Ефрем Сирин , 31, 356–357).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Милостыня Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать... (св. Ерм , 94, 182). ...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 269). Источник. ...Через милостыни молитвы наши соделываются действенными... милостыня освобождает жизнь от опасности... милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 272). Источник. От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия , 59, 93). Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия , 89, 349). Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия , 92, 116). Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия , 93, 422). Источник. ...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. ...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий , 8, 79). Источник. ...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу... (свт. Василий Великий , 8, 336–337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Послушание Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется (прп. Антоний Великий , 89, 57). Выходя на дело (послушания), храните себя от лености и дерзости (прп. авва Исаия , 59, 8). Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем – с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание (прп. авва Исаия , 89, 311). Источник. Предай сердце свое в послушание отцам своим – и благодать Божия будет обитать в тебе (прп. авва Исаия , 89, 331). Источник. Если сердце твое всем существом своим возненавидело грех и отстало от того, что порождает грех его, и ты, положив перед собою мучение (вечное) с разумом, отстранился от всего, что влечет к нему (греху), и молишься с разумом Создателю своему, да сопребывает Он с тобою, ничем Его не опечаливая, но плача перед Ним и говоря: «Дело Твоей милости есть избавить меня, я же, без помощи Твоей, не имею сил избежать от рук их (врагов моих)», и (при этом) внимаешь сердцем своим, чтобы не опечалить и того, кто учит тебя по Богу; то это есть по естеству Иисуса. Ибо если человек и все сотворит, послушания же, смирения и терпения не стяжет, то уклоняется в то, что не по естеству. Но предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему во истине и говоря: «Господи! Пред Тобою есмь; удостой меня (познания) воли Твоей; ибо сам я не знаю, что мне полезно; Ты побори (врагов моих); ибо я не уразумеваю злокозненности их». И если ты будешь делать то, что по естеству Иисуса, то Он не попустит тебе заблудиться ни в чем. Но если ты какую заповедь сотворишь, а не предашь Ему себя всецело в послушание, то Он нимало не попечется о тебе (прп. авва Исаия , 89, 361–362). ...Должно ли оказывать послушание всякому и приказывающему что бы то ни было? Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе (см.: Исх. 18, 19–24 ). Но поскольку есть немалая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедию, иные же, хотя, по-видимому, и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди), то необходимо помнить сказанное Апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся ( 1Сол. 5, 20–22 ) (свт. Василий Великий , 9, 227). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ложь ...Те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями (св. Ерм , 94, 182). Надобно остерегаться... обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 178). Источник. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи (когда она изыдет нам в сретение) (прп. авва Исаия , 59, 91). ...Ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 214). Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне (прп. авва Исаия , 89, 446). ...Привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху (свт. Василий Великий , 6, 273). Источник. Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (см.: Ин. 8, 44 ), не показывая никакого различия во лжи (свт. Василий Великий , 9, 213–214). ...Злополучен и жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол искони ложь есть (ср.: Ин. 8, 44 ). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 19–20). Источник. У дерзкое сердце, и он не закрывает сего; он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны к себе, братия, не коснейте во лжи (прп. Ефрем Сирин , 30, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Жестокость ...Дерзость, любопрение, самомнение, презрение брата, попрание совести, и то, если кто, огорчив и смутив брата, говорит: какое мне дело до него? Все эти признаки обнаруживают жестокосердие (прп. авва Исаия , 59, 40–41). Смотри, не будь жестокосерд к брату, (помня, что) мы бываем насилуемы от врага (прп. авва Исаия , 89, 352). ...Жестокость... в короткое время причиняет великое зло и не имеет нужды в продолжительности времени, а если бы, при ее силе, она была еще и продолжительна, то с ней нельзя было бы и бороться (свт. Иоанн Златоуст , 50, 865). Как ты можешь желать, чтобы Бог был кроток и милостив к тебе, когда сам ты остаешься жесток и безжалостен к сорабу? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 628). Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью богочестия (прп. Нил Синайский , 73, 104). Источник. Жестокосердие рождается иногда от насыщения, иногда от бесчувствия, а иногда от пристрастия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 183). Авва Милисий с двумя своими учениками жил в персидских пределах. Однажды два царских сына выехали на охоту в те места, растянули сети и все, что им попадалось в них, убивали копьями. В эти сети попался и старец со своими учениками. Увидя авву всего в волосах, похожего на дикого зверя, братья изумились и спросили: «Скажи нам, человек ты или дух?» Он отвечал им: «Я человек грешный, пришел сюда оплакивать свои грехи, поклоняюсь Иисусу Христу, Сыну Бога Живого». Царские же дети ответили ему: «Нет других богов, кроме солнца, огня и воды (которым воздавали они божескую честь). Пойди и принеси им жертву». Старец отвечал: «Боги ваши суть твари, вы заблуждаетесь, прошу вас, обратитесь и познайте истинного Бога, Творца всяческих». «Так ты исповедуешь истинным Богом человека, осужденного и распятого?» – спросили князья у старца. Старец отвечал: «Я исповедую истинным Богом Того, Который пригвоздил ко Кресту наши грехи и умертвил смерть». Братья стали мучить авву и его учеников, принуждая принести жертву их богам. После долгих мучений обезглавили двоих братии, но старца еще много дней подвергали мучениям. Наконец они поставили старца и стали пускать в него стрелы: один сзади, другой спереди. Тогда авва сказал им: «Поскольку вы оба вместе решились проливать неповинную кровь, то завтра в этот самый час мать ваша лишится вас: собственными стрелами вы прольете кровь друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010