—93— нием всеконечно последует Его жалость к тем, которые подверглись этому. Посему и божественный Давид воспевает: не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба твоего ( Пс.26:9 ). Надобно знать, что Веельзевул как бы влил по каплям в книжников (только) и Фарисеев ложное и превратное мнение о Христе, но этот недуг овладел уже и всеми, и заблуждениями вождей увлеклось остальное множество народа. Посему, подвергшись одинаковому приговору, ведущему к осуждению и отвержению, они понесут наказания, вполне соответствующие своим прегрешениям. Аки овцы в скорби, яко паству посреде ложа их 176 изскочат от человек 177 просечением пред лицем их: просекоша, и проидоша врата, и изыдоша ими: и изыде царь их пред лицем их, Господь же 178 вождь их будет 179 . Обыкновенно святые пророки созерцают то, как некогда придет в исполнение предвозвещенное ими, и видят как настоящее и теперь совершающееся то, что откроется в последствии по прошествии многих времен. Так блаженный Пророк Исаия, повествуя о том, что совершится некогда со Христом, и видя Его как бы ведомого на спасительное страдание, говорит: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен ( Ис.53:7 ). —94— (Другой Пророк), как бы созерцая места гвоздей, спрашивает Его и говорит Ему, то есть Господу нашему Иисусу Христу: что язвы сия посреде руку твоею! А он ответил: ими же уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего ( Зах.13:6 ). А божественный Иеремия, предвозвестив будущую войну против Иерусалима и видя (очевидно в пророческом созерцании) великое множество уже убитых иудеев, оплакивает их, говоря: горе мне, яко изчезает душа моя над убиенными ( Иер.4:31 ). Так и блаженный Пророк Михей, кажется, как бы видит будущее смятение в городах Самарии, многих уже объятых страхом, других же бегущих и перескакивающих через стены и рвы, и самые полчища врагов, проламывающих ворота, и через них врывающиеся в город вместе с военачальниками, причем Бог как бы покровительствует им и возбуждает их против потомков Израиля, как оскорбленный ими. Итак, говорит, они будут поражены таким страхом, какой испытывает овца во время преследования, или целое стадо, если бы оно расположилось на логовищах, а некоторые захотели бы изловить его; тогда увидели бы вверх и вниз скачущих овец, и если бы случился пролом, то идущих через него. Так будут, говорит, поступать и те, против которых будет идти война Вавилонян, рассекая ворота, воочию или перед лицом их они взойдут и выйдут через них, то есть, без труда и безо всякого страха взойдут в города, имея своим вождем Господа всяческих: потому что владычество над Израилем не есть дело их собственной крепости, но следствие того, что Бог предал его им. Говорит, что тоже случилось и с теми,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кирилл знал не только в том виде, в котором они существовали в его время, а и в их далеком прошлом. А потому ясно, что он приобрел эти сведения не путем только непосредственного ознакомления, но и путем изучения в школе. Изучение религий с их историей стоит в тесной связи с историей вообще: мифы в древнее время, как и теперь, считались источником для изучения начальных стадий народной жизни. Естественно поэтому, что в Александрийской школе изучались и древние историки. Действительно, в различных сочинениях св. Кирилла немало разбросано доказательства, того, что ему были известны многие историки древности. Можно заметить, что он различает вообще историков еврейских, эллинских и египетских. Он часто ссылается на Иосифа Флавия, называя его по имени, например – при рассказе о походах Антиоха в Палестину, 174 о некоем Ионии, управлявшем 5-ю городами, пограничными Египту, 175 а особенно часто – о разорении Иерусалима Веспасианом. 176 Был у св. Кирилла еще какой-то источник в области истории, который он называет „еврейским преданием“. Так, говоря о завоевании Вавилона Киром, он замечает: „Существует предание, что Кир, взяв в ней (в земле Вавилонской) некоторых вельмож и оковав их железом, выслал их через Каспийское море в непроходимые и необитаемые страны“. 177 Или: рассказывая о гибели 85-ти тысячного ассирийского войска от руки ангела у стен Иерусалима, он говорит: „У евреев существует предание: говорят, что к нему (царю Ассирийскому) возвратились из-под Иерусалима только десятеро спасшихся и возвестили о случившемся“. 178 Пользуясь тем же источником, он передает довольно подробный рассказ о некоем Сомане, распорядителе сокровищ, о котором упоминает пророк Исаия (20,15). Очень часто сообщает св. Кирилл сведения из истории царств Ассирийского, Вавилонского, Персидского и др. Говоря о Кире, он, например, называет и его мать – Мандану; 179 говорит он о Навуходоносоре, что он взял Тир, расположенный на острове, насыпав к нему плотину; 180 говорит о бегстве тирян и об основании ими Карфагенской колонии; 181 говорит он о разделении Ассирийского царства на части с особыми царями во главе их, 182 о том, что под властью Вавилонского царя было семь царей, 183 о завоевании Киром Вавилона, 184 о падении царства Моавитского, 185 причем нередко дает такие сведения, которых нет в Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Да в Сумском же остроге сыскана у безмесного попа у Фефилакъта писма воровские, тетратки, и он non ставлен и распрашиван, и в роспросе сказал, что взял те тетратки у сумского посадцкого человека у Прошки Кокотова, и Прошка Кокотов ставлен и роспрашиван. И которые старцы ис Соловецкого монастыря выехали и на Кирила старца тебе, великому государю, били челом, пришед ко мне, холопу твоему, словесно и на сумского земского дьячка, на Ивашку Евстратьева, и то их челобитье и очные ставки, за их руками, и старца Лаврентья, и черного попа Исаия разпросные речи, и безмесного попа Феофилакъта, и сумского посадцкого человека, за их руками, подклея под сею отпискою, послал к тебе, великому государю. А здесь, великий государь, в Поморье от токих 988 воровских писем в мире стало сметение и шатость великая, потому что такие писма простым многим людем чтут и их собложняют, и те воровские писма тетратъки и челобитную, запечатов особь в лист, послал к тебе, великому государю. Потому, великий государь, без осмотру писмам посылачным от архимандрита и к нему привозным писмам быть нельзя, и о том мне, холопу своему, что ты, великий государь, укажешь. Да в нынешнем же, великий государь, во 177-м году, генваря против 27-го числа в ночи, сумские бобыли почели бить колмогорских и сумских стрельцов, и учинили шум великой и битье. Огрельцы прибежали на двор к Вашлью Чадуеву да к Ивану Молчанову, и к двору их, и на двор за ними прибежали многие люди. И Василей Чадуев и Иван Молчанов велели поймать, и поимав ис тех бобылей дву человек, и привели ко мне, холопу твоему, которые били тех стрельцов; и я, холоп твой, за то им учинил наказание, бил ботаги для того, чтоб и впредь бунта и гиля не заводили. Да бил челом тебе, великому государю, на старцав на Кирила и на Иоиля старец Матвей Соловецкого-ж монастыря, а мне, холопу твоему, подол 989 заручную челобитную и протав той челобитной старец Иоиль с ним Матвеем на очную ставку ставлен. А Кирил старец учинился шлен и на очную ставку с ним Матвеем не пошол, и архимандрит мне, холопу твоему, в нем отказал; и тое заручную челобитную старца Матвея и очную ставку, за их руками, и Иоиля старца, послал к тебе, великому государю, подклея под сею отпискою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А мне, холопу твоему, посылать не на чем: подвод архимандрит не дает. И в Кемской городок хотел я, холоп твой, ехать для всякого разсмотрения, слышачи от них, что к соловецким варам от Кеми чаеть соединение, и им во всем кемские жилецкие люди радеют, и архимандрит Иосиф мне, холопу твоему, подвод не дал. A no твоему, великого государя, указу велено мне, холопу твоему, от соловецких воров отписные соловецкие вотчины от разоренья опасать, а мне, холопу твоему, от соловецких воров соловецких вотчин опосать невозможна, потому что архимандрит мне, холопу твоему, подвод не дает, и впредь либо от соловецких воров соловецким вотчинам и усольям, которые отписаны на тебя, великого государя, какая учинится шкота, и мне бы, холопу твоему, от тебя, великого государя, в опале не быть, и о том мне, холопу своему, что ты, великий государь, укажешь. Да в нынешнем же, великий государь, во 177 году, февраля в 4 день, выбрел я, холоп твой, ис кельи на мельницу посмотреть мельнишного страения, a со мною, холопом твоим, прилучился Василей Чадуев, а на мельнице прилучился же приезжей чернец Лаврентей, а приехал ис Колмогорского уезду Соловецкого монастыря из усолья из Ненаксы в Сумской острог к архимандриту Иосифу, а привез грамотку ис Курецкие волости Соловецкого-ж монастыря Колмогорского-ж уезду от дьячка от Якимка Филипова х черному попу Исаию, да челобитная воровская, и я, холоп твой, у того чернца Лаврентья тое грамотку для всяких воровских писем взял и прочел; и в той грамотке написано о двунадесять сивиллах, да и челобитная помянута. А προ το, великий государь, слышал я, холоп твой, что Кирила старец в прошлом во 176 году в сентябре месяце ис Соловецкого монастыря посылан к тебе, великому государю, в челобитчиках; и такие воровские письма, окроме ево Кирила, иному разсееть таких плевел не кому, потому что такая челобитная была у него Кирила; да и ныне, великий государь, есть бы 987 им таких воровских писем на утверждение и на соблазн не раздавать, и им в Сумской острог на што было такие воровские писма избирать, и про воровскую челобитную приезжаго чернеца Лаврентья и черного попа Исаия разпрашивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время владычества Креза, лидяне более или менее властвовали уже почти над всем полуостровом Азии и сила их оружия поставила их на ряду с царствами Мидийским, Вавилонским и даже с Египтом. Сарды сделались центром торговли между Азиею и Грециею и промывание золотоносного песка накопило несметные сокровища в казнохранилища царские и даже многих частных людей. Мудрецы Греции, Азии и Египта стекались сюда; лидяне выменивали слитки золота на изящные статуи богов Греции, Крез, взлелеянный счастьем, возмечтал первенствовать между всеми владыками земли и, встревоженный возрастающим могуществом персов, ополчился против Кира; но перст Божий указывал уже Киру на Сарды и Вавилон, как же исполнившие меру нечестия. Заметим, что пророк Исаия, более чем за сто лет до рождения Кира, предрек, не токмо его судьбы, но даже называет его по имени  174 . Сам Кир объявлял всенародно, что держава мира дана ему Богом Израилевым  175 . Потеряв столицу и царство, Крез признал ничтожество человека: несчастие развило его нравственное бытие; в это время он пожал плоды частых его совещаний с мудрецами века. Крез, в плену у Кира, гораздо более велик, чем среди своих сокровищ, или как предводитель победоносного воинства. Философия Креза в его злополучии обратила к нему сердце Кира, который сохранил его при себе как друга опытного в переворотах земного величия. С падением Креза (545 л. до Р. Х.), персы обратили лидийское царство в Сатрапию и считали её богатейшею из всех своих сатрапий, так что сами цари персидские часто обитали в Сардах  176 . – Могущественный Ксеркс собирал в Сардах грозу на Грецию и отсюда он послал вестников требовать от греков землю и воду  177 . Персидская монархия миновалась, – и другой победитель древнего мира, Александр Македонский, овладел Сардами без боя. Гром его оружия на берегах Граника отворил ему врата столицы Лидийской; но вместе с покорением Лидийского царства он восстановил его свободу и законы. С падением в свою чреду греческого владычества, сципионы покорили Сарды, вместе со всею Малою Азиею, скипетру римских Кесарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Das Alte Testament und die heutige Theologie. II. Jesaja 53 und der leidende Messias im Alten Testament. Lpzg 1899. S. 18–19), а ученые или прямо отрицают индивидуализм этого образа (Eug. Нüнп ор. cit. I, S. 148 ff.; Prof. Karl Budde, The So-called «Ebed-Yahweh Songs», and the Meaning of the Term «Servant of Yahweh» in Isaiah, chaps. 40–55 в «The American Journal of Theology» III, 3 [July, 1899], p. 499–540), толкуя его в смысле идеального семени в потомках Авраама (Rev. Prof. J. Skinner по отчету Rev. Prof. W. H. Bennett в «The Expositor» 1899, III, p. 239. R. H. Charles, A Critical History of the Doctrine of a Future Life, p. 109), или – в крайнем случае, допуская это (Dr. L. Laue, Die Ebed-Jahwe Lieder im II Theil des Jesaja, Wittenberg 1898, у George L. Robinson в «The American Journal of Theology» III, 1 [January, 1899], p. 158), – относят к смерти какого-то неизвестнаго героя (R. Kittel op. cit. S. 29 [по Ernst Sellin , Serubabel, Lpzg 1898, это – Зоровавель], частью Privatdoc. Lic. Alfred Bertholet [Zu Jesaja 53 Ein Erklärumgsversuch. Freiburg i. B. Leipzig u. Tübingen 1899], который различает два типа – индивидуализированного представителя «учителей закона» из эпохи плена, S. 9. 10. 12. 16. 18, и мученика времен гонения Антиоха Епифана: S. 26 ff.). Посему и теперь в научной литературе (мнения коей отмечаются и у R. Kraetzschmar при разборе брошюры А. Bertholet в «Theologische Literaturzeitung» 1899, 10, Sp. 289–290) является редким исключением работа Prof. Julius Ley, который вынужден аргументировать, что Исаия говорит об отдельном лице (Die Bedeutung des «Ebed-Jahve» im zweiten Teil des Propheten Jesaja mit Berücksichtigung neuerer Forschungen в «Studien und Kritiken» 1899, 2, S. 164 ff. 177 ff.) неведомого будущего (S. 181), а самое «пророчество это исполнилось лишь через пять столетий, но в гораздо высшей мере, чем это можно было предусматривать с ветхозаветной точки зрения» (S. 186–187); см. еще Lic. Gerhard Füllkrug, Der Gottesknecht des Deuterojesaja, Göttingen 1899, и cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Исаия изъясняет, как оно должно исполниться. Разве вы не знаете... что многие изречения, сказанные прикровенно и в притчах или таинствах (μυστηροις) или в символических действиях, изъясняли пророки, бывшие после (уже) тех, которые говорили или делали 177 . Здесь μυστριον встречается как синоним παραβολ, σμβολον, с оттенком впрочем, как нам кажется, τπος 178 . Μυστριον, как в смысле прообраза, так и простого символа, встречается в следующем замечательном месте. «Символом двух козлов символически (δι συμβλου… συμβολικς) было предсказано о двух пришествиях И. Христа. Символически же (συμβολικς) предвозвестили о Христе своими действиями Моисей и И. Навин»; оба они делали каждый свое дело, один стоял с распростертыми руками, а другой сражался, «потому что один из них не мог представить оба таинства (μφτερα τ μυστρια); я разумею прообраз креста и прообраз имени (τπον... τπον)» 179 . Мест, в которых слово μυστριον употреблено в творениях св. Иустина в смысле или прообраза, или символа, весьма много 180 . Св. Иустин первый подал пример такого обширного употребления означенного слова в этом смысле, – употребления весьма любимого последующими отцами. А от такого употребления один только шаг к употреблению μυστριον в смысле всей вообще ветхозаветной веры. При воззрении на ветхий завет, как на приготовление ко Христу, он действительно является совокупностью притчей, прообразов и символов или – что тоже – таинств, а потому и содержание ветхозаветного учения может быть обозначено словом μυστρια, что именно и делает св. Иустин в следующем месте. Убеждая Трифона и бывших с ним иудеев, что они напрасно ждут благ, обещанных Богом чрез Христа, замечает, что никто из иудеев не получит ничего, так как эти блага суть достояние тех, которые «уподобились вере Авраама и познали вее таинства (τ μυστρια πντα); разумею же я то, что некоторые заповеди даны для благочестия и правой жизни, а другие заповеди и действия предписаны для подобной же цели (μοως) или в прообразе Христа ( ις μυστριον το Χριστο) по причине жестокосердия вашего» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

150 См. у Reinke, стр. 150–159 или у Hengstenberg‘a, стр. 69–71, где рассматриваемое возражение Гезения изложено буквальными словами самого ученого этого; мы излагаем это возражение с некоторыми сокращениями также почти буквальными словами самого Гезения. 160 Хотя еще задолго до Фабера мессианское понимание нашего места было опровергаемо некоторым христианским ученым, имя которого неизвестно, но до Фабера это был единственный пример со стороны христианских ученых. А так как сочинение, в котором упомянутый ученый с неизвестным, для нас именем вооружался против мессианского понимания нашего места, сделалось известным только в тридцатых годах настоящего столетия, то на это сочинение мы можем смотреть как на не существовавшее до того времени. См. Reinke, стр. 2, в примечании 4. 167 Heinrich Ewald: Die Propheten des Alten Bundes. Zweite ausgabe, erster Rand. Iesaia mit den ubrigen alteren Propleten. 1867. Seite 358–334. 169 Соображение это нельзя, конечно, выдавать за несомненно достоверное, так как понятия о приличии и о том, что оскорбительно и что нет, в разное время и у различных народов более или менее различны, тем не менее нельзя не указать на него, как на очень вероятное. 177 Umbreit: Bemerkung zu les. 7, 14–16 gegen Prof. Hofman, Theologische Studien and Kriticen. 1845. 2 Heft, в. 449. 180 По взгляду Эвальда, пророк в ст. 10–17 седьмой главы представляет три ступени развития будущего: 1) спасение от предстоящей опасности, несмотря на страх неверующего Ахаза и всего его народа; 2) великое ассирийское завоевание и разрушение, как наказание за нечестие, и 3) давно обетованное великое спасение народа, т. е. наступление мессианского царства, каковое наступление пророк представлял будто бы в недалеком будущем. А так как Исаия представлял Мессию всегда главным членом блаженного будущего и представителем народа во всех его отношениях, то, по мнению Эвальда, пророку надлежало представить Его постепенное возрастание, т. е. Его рождение, Его юность и Его зрелый возраст в теснейшем отношения к тем трем ступеням развития будущего. Таким образом, продолжает Эвальд: 1) рождение Мессии падало на не столь отдаленное время после спасения от тогдашних опасностей, так что это более малое спасение было уже прелюдией и как бы первым лучом имеющего последовать на третьей ступени великого всеобщего спасения. 2) Должно, чтобы назначенный к высшему счастью Отрок потушил все страдания, которые переносил народ за свои грехи; таким образом, юность Его (Мессии) должна пасть на время великого разорения и опустошения земли и Он должен перенести это время испытания, переходное к третьему периоду (т е. перенести время опустошения Иудеи ассириянами) точно так же, как и всякий другой. Но понятно в 3), что его зрелый возраст должен совпасть со временем великого спасения, защитой и охраной которого служит Он. – См. Ewald, цитов. сочин. стр. 339–341 по изданию 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 124-125 125-126 126-127 ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель 128-130 130-131 131-135 ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства 135-140 ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31 - 1871), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий 140-141 ИСАИЯ (Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» 141-144 144-145 145-146 146-149 149-150 ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 150-152 152-154 ИСАИЯ КАРТВЕЛИ (Грузин), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные 154-155 ИСАИЯ СКИТСКИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» 155-156 ИСАЙ НАЗАРОВИЧ († ранее 2-й пол. 90-х гг. XX в.), крестьянский книжник из старообрядческого часовенного согласия 157-158 159-162 162-164 164-165 ИСИДОР прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих), затворник, Киево-Печерский 165-166 166-169 ИСИДОР Решёткин († 1921), псаломщик, мч. (пам. в в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский 169-177 ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) 177-182 182-185 ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615) (святые преставились в окрестностях совр. с. Ручьи Мезенского р-на Архангельской обл.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Ручьёвские. В «Описании о российских святых» «преподобныя отцы Исаиа и Никанор, иже на Ручьях моря-окиана, новыя чюдотворцы» записаны среди святых «града Архангельскаго» (РГБ. МДА/I. 209. Л. 41 об.). Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. и Н. были насельниками Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . Архиеп. Макарий (Миролюбов) , следуя указаниям «древних святцев», считал, что И. и Н. были погребены в Корельском во имя свт. Николая монастыре ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; см. также: Кириллов. 1899. 17. С. 465; Сказания о св. подвижниках. 2002. С. 177). В синодиках Корельского мон-ря среди «преставльшейся» монастырской братии действительно встречаются иноки с именами Исаия и Никанор (БАН. Арханг. 393. Л. 11 об.- 33; 508. Л. 18-28; Е. Н. Старые синодики Николо-Корельского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 1. С. 6-14; 2. С. 60-69; Белова. 2007. С. 385). Сведения об И. и о Н. содержатся в повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского», известной в единственном списке - 70-х гг. XVII в. из б-ки Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 390. Л. 75-76 об.), созданном в 1662-1687 гг., когда настоятелем мон-ря вторично являлся прп. Феодосий (настоятель в 1644-1652, 1663-1687; см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 820-821). Л. Б. Белова, обнаружившая рукопись, считает этот список копией с подлинника, отправленного Новгородскому митр. Корнилию в 1677 г. в связи с ходатайством о перенесении мощей И. и Н. в Сийский мон-рь; следов., повесть была написана между 1666 (этим годом датированы чудеса в повести) и 1677 гг. Повесть опубликовал в пересказе прот. А. В. Кириллов ( Кириллов. 1899. 15. С. 465-468) по др. списку (об этом можно судить по разночтениям в тексте и по описанию рукописи, сделанному прот. А. Кирилловым).

http://pravenc.ru/text/674852.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010