175 Термины «бдительность» (φυλακ) и «различение» (δικρισις) играли важнейшую роль в святоотеческой аскетике. Первый часто сопрягался с «трезвением» (νψις) и «вниманием» (κροσοχ), обозначая преимущественно «хранение сердца» (φυλακ τς καρδας), что ясно отражается в учении преп. Иоанна Лествичника и др. (см.: Hausherr I. La methode d " oraison hesychaste//Orientalia Christiana, 1927, vol. IX, 2, p. 136–137). Второй же термин обычно предполагал «различение духов», которое понималось как дар («харизма») Святого Духа. Обладание этим даром достигалось и достигается лишь на высших стадиях духовного преуспеяния; подобное обладание «различением» является существенным условием духовного окормления, осуществляемого старцами (см.: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient, p. 82–89). Для Евагрия без «бдения» и «различения» невозможна чистая молитва, на «духовном жертвеннике» (т. е. в уме) совершаемая. – 92. 176 Под «хребтом» подразумевается тело, а под «лицом» – ум. Если человек становится словолюбивым (λογοχαρς) и славолюбивым (δοξοχαρς), то бесы («грешницы») устраивают свои козни (τεκτανουσιν) не только в теле, но и в уме его. – 92. 177 Евагрий здесь устанавливает теснейшую связь между «вниманием» (προσοχ) и «молитвой» (προσευχ), ставшую затем классической в аскетической письменности, особенно у «исихастов». И хотя уже в «Беседах Эпиктета» вниманию посвящена целая глава, подлинные истоки этого аскетического учения находятся в Новом Завете (где обычно употребляется глагол προσχειν; см.: Лк.17:3, 21:34 и др.). Св. Василий Великий написал о «внимании к себе» целую проповедь , где подчёркивает, что внимание означает бдительное отношение к своей душе, слежение за всеми её движениями и помыслами (см.: L " Homelie de Basile de Cesaree sur le mot «Observe-toi», p. 27). Но если св. Василий обращается вообще ко всем христианам, то авва Исаия в Слове 27 (Слова.., с. 158–161) и св. Ефрем Сирин , опираясь на опыт предшествующих подвижников, развили это учение о «внимании» применительно к жизни монашеской. Среди их предшественников был и Евагрий (см.: Hausherr I. Hesychasme et p. 232–236). – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Здесь нет противоречия: и при молитве Иисусовой остается память Божия, только свт. Игнатий не останавливается на этом, его умное делание сконцентрировано в делании покаяния, выражающемся в молитве Иисусовой. У свт. Игнатия память своей греховности и немощи даже несколько предваряет память Божию, предваряет не в смысле времени, а в смысле направления внимания души. Интересно заметить, что в Слове о поучении или памяти Божией свт. Игнатий, хотя и относит к этой памяти какую-либо краткую духовную мысль вместо всякой мысли, но более подразумевает под этим именно молитву Иисусову. Молитва Иисусова была главным деланием души свт. Игнатия.    Аскетические опыты. Т. II. С. 160    Аскетическая проповедь. С. 368    Аскетические опыты. Т. I. С. 141    Аскетические опыты. Т. II. С. 228    Аскетические опыты. Т. II. С. 167    Аскетическая проповедь. С. 237    Духовные беседы. С. 19, 337, 370, 372    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 171    О молитве//Там же. С. 211, 225    Лествица. С. 234    Слова подвижнические. С. 206    Аскетические опыты. Т. I. С. 140—141    Там же.    Лествица. С. 239    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 171    Там же.    Приношение современному монашеству. С. 93    Аскетические опыты. Т. I. С. 140—141    Аскетические опыты. Т. I. С. 140    Аскетическая проповедь. С. 237    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 176    Лествица. С. 243    Слова подвижнические. С. 165—166    Аскетическая проповедь. С. 257    Лествица. С. 234, 239    Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 213    Сотницы о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 177    Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 342    Цветы прекрасные. С. 26    Аскетическая проповедь. С. 326    Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. 1. С. 22,.107, 140; Исаия, авва. Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 1. . 171, 177; Нил Синайский, прп. Слово о молотве//Добротолюбие. Т. 2. С. 213; Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Но человек сам, своим похотением и сладострастием, сокрушает себя и падает. Преподобный Антоний Великий (82, 13). Против воли человека Божия демоны пытаются посеять в нем греховные семена, но не могут привести намерения своего в исполнение. Они делают все, что могут, но человек Божий не оказывает им повиновения, потому что сердце его, пребывающее в воле Божией, не принимает воли демонов (82, 177). Бесы наводят уныние на душу в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не оставит ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но полагаю, что если будут в нас любовь, терпение и воздержание, то демоны не успеют ни в каком намерении своем. Преподобный авва Исаия (82, 194). Бог, Всесильный и Непобедимый, помогает тем, которые произволением своим хотят противоборствовать диаволу, и делает их победителями зла. А тех, которые не хотят противоборствовать диаволу и бороться с ним. Бог не принуждает, чтобы не разрушить свободной воли разумного естества нашего, которое Он создал по образу Своему, и не низвести нас в чин бессловесных животных. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 236). Мы побеждаем или бываем побеждены не вследствие силы противников-демонов или слабости помощников-Ангелов, а по нашей воле. Когда те и другие склоняют нас на свою сторону: святые Ангелы к добру, а преступные демоны к злу, наша воля, наделенная свободой, избирает то, чего хочет, потому что ни Бог, почтивший нас свободой, не принуждает, ни диавол не имеет над нами принудительной власти. По своему решению мы или поступаем хорошо, или грешим... (46, 1015). Успех брани с диаволом и властями тьмы зависит не от нашего естества, а от произволения души (41, 87). Если человек не хочет зла, то душа свободна. А если он не делает зла, то и тело свободно; все зависит только от одной злой воли. Святитель Иоанн Златоуст (43, 639). Испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться, что враги непрестанно нападают на нас. Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному. Преподобный Максим Исповедник (68, 186). Не допускай гнева... Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса. Святитель Иоанн Златоуст (41, 631). Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога. Святитель Василий Великий (8, 193). Упражняйся в безгневности, чтобы не упиться без вина, отягчив себя пороком и гневом (25, 509). Если увидишь лежащую змею - бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце. Преподобный Ефрем Сирин (28, 364). Христос вкусил за нас желчь, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое суетное смущение. Авва Исаия (34, 73). Не оставим этого зверя на свободе, но набросим на него со всех сторон крепкую уздустрах будущего суда (42, 40). Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость (38, 634). Будем упражняться на домашних своих прежде искушения: мы часто сердимся на детей; удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздать его перед друзьями, а затем и перед врагами (43, 271). Гнев есть огонь, пламя, которое охватывает, умерщвляет и сжигает. Но мы будем угашать его долготерпением и воздержанием (46, 188). Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым (46, 391). Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу. Святитель Иоанн Златоуст (43, 169). Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться. Преподобный Нил Синайский (47, 177).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Преп. Пахомий Великий. [Наставления]//Древние иноческие уставы. Репринт. M., 1995. С. 49–50. 654 Преп. Авва Исаия. Духовно–нравственные слова. Слово 17–е. M., 1995. С. 291. 655 Авва Евагрий. [Изречение 8]//Отечник/Сост. свт. Игнатием (Брянчаниновым). Репринт. М., 1993. С. 98. 656 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 41. О молчании. С. 173–174. Слово 86. Об ангельском движении… С. 413. 657 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Посл. к Римл.//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. Слово 10. Ст. 3. § 478. С. 597. 658 Он же. Беседы о статуях. Беседа 5. Ст. 4//ПСТ. Т. 2. Кн. I. § 75. С. 77. 659 Преп. Иоанн Лествичник. «Лествица». Слово 6–е. О памяти смерти. § 2 и 24. 660 Преп. Исихий Пресвитер. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. § 95. С. 177. § 155. С. 192. 661 Преп. Антоний Великий. О доброй нравственности… Гл. 167//Добротолюбие. M., 1992. Т. 1. 662 Преп. Аммон. [Изречения], 1//Отечник/Сост. свт. Игнатием. M., 1993. С. 49. 663 Свт. Василий Великий. К падшей деве. Письмо 43//Творения. Ч. 6. 1892. 664 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26. О рассуждении помыслов… § 228. С. 213. 665 Там же. Слово 6. О памятовании смерти. § 3. С. 71. 666 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 75. С. 380. 667 Преп. Филофей Синайский. Сорок глав о трезвении. Гл. 38//Добротолюбие. Т. 3. С. 419. 668 Ευεργετινος. " Αθναι, 1957. T. 1. Σ. 54. 669 К. Καλλνικου. Πραν του τφου. θηναι, 1958. Σ. 15. 670 Там же. 671 Свт. Иоанн Златоуст. Похвала святой вмц. Дросиде и о памятовании смерти//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. § 683–684. С. 731. 672 Он же. Слово 31–е. О смерти//ПСТ. Т. 12. § 803. 673 Он же. О терпении//ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 727. С. 930. 674 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 728. С. 930–931. 675 Он же. Беседы о покаянии. Беседа 9//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. § 346. С. 390. 676 Свт. Василий Великий. Беседа 3. На слова «Внемли себе»//Творения. М., 1993. С. 40–41. 677 Требник. Последование погребения мирских человек. ТС Л. 1992. С. 103. 678 Требник большой. Последование исходное монахов. Л. 122 (на об.) 679

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог ( 5, 177 ). Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне ( 7, 23 ). Избегай пьянства, чтобы оно более и более не отделило тебя от Бога ( 7, 28 ). Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа ( 7, 18 ). В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва ( 7, 23 ). Пьянство – вражда на Бога ( 7, 28 ). Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие ( 7, 210 ). Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу ( 7, 210 ). Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает страсти и сластолюбие. Святитель Василий Великий ( 7, 218 ). Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости. Преподобный авва Исаия ( 34, 91 ). Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола ( 35, 779 ). Пьянство – корень всех зол ( 36, 12 ). Пьяница – живой мертвец ( 36, 12 ). Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода ( 36, 12 ). Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание ( 36, 13 ). Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство ( 36, 482 ). Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов ( 36, 483 ). Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства ( 36, 483 ). Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех... ( 36, 483 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: то, чем бы ты от меня пользовался, я отдаю в дар Богу; таковый может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы отвергли заповедь Божию ради предания вашего. Лицемеры! Справедливо предсказал о вас Исаия, говоря: приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но всуе чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим. И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте. Не то, что входить в уста, оскверняет человека; но то, что из уст исходит, оскверняет человека ( Мф. 15:1–11 ). Весьма ясно выразил Господь в этой краткой речи, каково было исполнение закона у книжников и фарисеев; оно выражалось более в омовении рук, чем в соблюдении заповеди Иеговы. Вы, говорит Господь мнимым блюстителям закона, преступаете заповедь Божии за предание ваше. Здесь как бы так сказал Господь: вы поставляете в деле спасения важным не то, что на самом деле может спасти человека; как например, соблюдение заповедей Божиих, а думаете спастись измышленными предписаниями старцев. Точно так поступают и нынешние фарисеи. Они скорее решатся нарушить заповедь Божью, скорее позволять себе обидеть человека, обмануть его, особенно гоя – иноверца, чем съесть кусок хлеба неумытыми руками. Есть ли тут разумное выполнение закона? Кому известны те многочисленный предписания, которые установили древние иудейские учители, книжники и фарисеи, обязав Израиля хранить все это свято, тот согласится, что они, фарисеи, бремя тяжкое наложили на сынов Израиля. Кроме многочисленных предписаний, узаконенных Моисеем, евреи обязаны знать и соблюдать и многочисленные правила Талмуда. Так например, необходимо соблюдать 177 правил при убиении скота, 255 при исследовании его внутренностей, 342 при трауре и 1279 при праздновании шабаша. Ничего нельзя представить пустее тех правил, которые предписывает евреям Талмуд, относительно соблюдения субботы; например, нельзя в субботу гасить самому свечу: а в случае надобности, Талмуд разрешает вынести ее на улицу, чтобы она была потушена ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Ис. 11 :10. И будет в тот день корень Иессеев, и возстанет владеть народами, на Него народы надеяться будут и покой Его будет — слава 175 . Ис. 11 :11. И будет в тот день: Господь снова явит Свою руку, Свою ревность о небольшом остатке народа, какой останется у Ассириян, и в Египте, и в Вавилоне, и в Ефиопии, и у Еламитов, и на востоке солнца, и в Аравии, и на островах морских. Ис. 11 :12. И поднимет знамя народам, и соберет погибших Израильтян, и разсеянных Иудеев соберет от четырех концев земли. Ис. 11 :13. И прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема. Ис. 11 :14. И понесутся на кораблях иноплеменников, одновременно овладеют морем и живущими к востоку солнца, и Идумеей, и прежде всего наложат руки на Моава, и сыны Аммона первые покорятся. Ис. 11 :15. И осушит Господь море Египетское и наложит руку Свою на реку 176 в сильном ветре и разобьет ее на семь потоков 177 , так что в обуви можно будет переходить ее. Ис. 11 :16. И будет путь народу Моему, оставшемуся в Египте 178 , Израилю, как в день исхода его из земли Египетской 179 . Глава 12 Ис. 12 :1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил гнев Свой (от меня) 180 и помиловал меня. Ис. 12 :2. Вот Бог мой — Спаситель мой; буду уповать на Него и не убоюсь: ибо слава моя и похвала моя 181 — Господь; и Он был мне во спасение. Ис. 12 :3. И почерпайте воду с веселием из источников спасения. Ис. 12 :4. И скажешь в тот день: хвалите Господа, воспевайте имя Его; возвещайте народам славные (дела) Его; напоминайте, как превознесенно имя Его. Ис. 12 :5. Хвалите имя Господне, ибо Он соделал великое, возвещайте о сем по всей земле. Ис. 12 :6. Веселитесь и радуйтесь живущие в Сионе, ибо превознесен посреди тебя Святый Израилев. Глава 13 Ис. 13 :1. Видение на Вавилон, которое видел Исаия, сын Амосов. Ис. 13 :2. Поднимите знамя на горе открытой 182 , зовите их громким голосом, не бойтесь, махните рукою: властелины, отворяйте (ворота)!

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

5. О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца (Из твор. св. И. Златоуста) «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих» ( Пс. 109:1 ). Для чего Господь говорит Христу седеть одесную Его? Для того, чтобы показать, что Он имеет с Ним и равную честь, и равную власть, а отнюдь не низшию, ибо слуги не сидят пред господином, но предстоят пред ним. Седение есть признак владычественного достоинства и власти, также как предстояние показывает подчиненное и служебное существо. Посему то и пророк Даниил говорит: «зрях дóндеже престолы поставшася, и Ветхий деньми седе... престол Его пламень огненный... река огненная течаше исходящи пред ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему» ( Дан. 7:9, 10 ). Равным образом, пророк Исаия говорит: «видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне... И серафимы стояху окрест Его, шесть крыл единому и шесть крыл другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема же летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» ( Ис. 6:1–3 ). Пророк Михей свидетельствует тоже: " Видех, – говорит он, – Господа Бога Израилева седящего на престоле своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошуюю Его» ( 3Цар. 22:19 ). Итак, везде в Писании ты находишь, что умные силы небесные предстоят, а Господь восседит. Посему, когда слышишь, что и Сын Божий имеет седение одесную Бога Отца, то и Его достоинство должен представлять себе не как служебное, но как господственное достоинство Владыки. Посему-то и блаженный Павел, постигая совершенно и то и другое, т. е. что предстояние свойственно существам служебным, а седение показывает повелителя и владыку, отделяет особо одно от другого и вот каким образом говорит: «И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ. К Сыну же: престол Твой, Боже, в век века, жезл правости жезл царствия твоего» ( Евр. 1:7, 8 ). Чрез престол, он показывает здесь ясно царственное достоинство Сына Божия. – Итак, поскольку сими местами Писания явно доказывается не служебное, но царственное и владычное достоинство Сына Божия, то мы должны чтить и преклоняться пред Ним, как перед Господом нашим, равночестивым и равнопрестольным Отцу 177 («Воскр. чт.» гл. XIV, стр. 55). 177 „Ты слышишь иногда, что человек говорит о другом человеке: он – моя правая рука, и не думаешь, чтобы человек сделался рукою, а разумеешь сие так, что он близок к другому, подобно как его собственная рука, и по воле его превосходно действует, подобно как правая рука превосходно действует в сравнении с левою“. Слова Филарета, митр. московск. изд. 1861 г. III, 6. Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010