34 Испросить у него прощенья. 35 В славянском переводе: во устроение таковой меры. 36 В славянском переводе: извещаешися тако. 37 Т. е. один раз после целой кафизмы, а не после каждого псалма. 38 Т. е. ум. 39 Проклятия. 40 К переходу в вечность. 41 В Греческой книге: это, кажется, был тот простосердечный делатель послушания Досифей, о котором пишет авва Дорофей в первом своем слове. 42 Слова святой Синклитикии. 43 Пластырь, припарка. 44 Род печенья. 45 В славянском переводе: исправлениях. 46 В славянском переводе: извещения. 47 3десь старец указывает на одного монаха, по имени Малх, который, по ухищрению диавола, вышел из своего монастыря и много потерпел искушений. 48 В славянском переводе: побеждаюсь. 49 В греческом переводе: искренность. 50 Диавол. 51 Т. е. об авве Сериде. 52 По еврейскому тексту Ис. 57:15; в славянском переводе: во святых почиваяй... и даяй живот сокрушенным сердцем. — Ред. 53 В славянском переводе: о жительствах. 54 Под хранением ума отцы разумеют вообще подвиг внутреннего человека. 55 Надобно заметить, что брат, к которому сие писано, был поваром в обители. 56 Цепь на шее (см. Сир. 6:25). 57 В славянском переводе: целость. 58 Одежду, покрывавшую бедра. 59 Служащий в сане диакона. 60 В славянском переводе: сложения. 61 Отсюда начинаются вопросы преподобного аввы Дорофея. 62 В славянском переводе: дерзновение. 63 В славянском переводе: мое сердце. 64 Т. е. о внутренней молитве. 65 В славянском переводе: трудитися. 66 Здесь в греческой книге не достает нескольких слов, и они заимствованы из славянского перевода старца Паисия. 67 В славянском переводе: Се, удивихся лицу твоему. 68 В славянском переводе: невменяемость. 69 Т.е. таких, которые считаются унизительными в глазах других. 70 Вредно ему. 71 Авве о других. 72 Под средними делами разумеются такие, в которых нет вреда, но нет и существенной пользы. 73 Слов, заключающихся в скобках, не находится в греческой книге, изданной в Венеции в 1816 году. 74 См. Достопамятные сказания о жизни и подвижничестве святых и блаженных отцов. С. 213, 214. Изд. 2-е, 1846г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4044...

11 Внутренняя жизнь больницы. Она (эта жизнь) требовала довольно разностороннего служения, Авва Дорофей , переведенный с послушания гостинника на должность смотрителя больницы, заведывал кроме общехозяйственной стороны и врачебной частью – составлял мази, пополнял свои научные познания в области медицины, читая врачебные книги. Были у него, и помощники. Стол больничный, как можно догадываться из слов самого Аввы Дорофея (Си. Цит. Изд. Сказ, о Св. Досифее, стр. 15), быль особый, сравнительно с общей монастырской трапезой. Кроме того, нужно заметить, что монастырская больница обслуживала и окрестное население (Аввы Дорофея Поучения, отв. 62); легко представить и понять ту скорбь новоначального Аввы Дорофея , с какою он не один раз обращался к своему старцу со словами: «Что мне делать? Вижу, что я целый день нахожусь в занятии, и оно как бы не допускает меня вспомнить о Боге»... (Вопр.77). Конечно, этот приход и уход людей различного возраста и состояния увеличивал славу обители с каждым днем. См. там же, Отв. 62, 65, 66, 71, 77 и др. 13 См. Руководство к духовной жизни, отв. 13, 16, 32, 35, 36. Речь идет про преподобного Иоанна Миросавского, любимейшего и преданнейшего ученика Великого Варсануфия. 15 См. Жизнь патриарха Иоанна Милостивого. Сравн. Христ. чтен. 25, стр. 250. Древн. Палест. обит., Изд. цит., стр. 68–69. 16 Старчество не отрицал и отшельнический пустыннический образ жизни. Пустынники ходили за руководством к другим пустынникам. Если не было могущего наставить – помогало само Божественное откровение. 17 Иоанн Пророк говорит так: δελφ θλων μοναχς εναι, οκ φελει λως θλημα χειν ν τινι πργματι/ни в каком деле, отнюдь ни в чем/. Ββλος ψυχωφελστατη περιχουσα πκρισεις _ _ _ παρ τ. οσων κα θεοφρων Βαρσανοφιου κα ωννου. Νν δ πρτον τποις κδοθετα. νετησιν. 1816. πκρ. 285. 20 «Окормление» не то, что «руководство». Последнее не вполне выражает круг тех идей, какие охватываются словом: «окормление». Окормление есть такое воспитание опытным иноком инока молодого, когда старец не только исправляет, учит, предупреждает послушника, но и своею жизнью подает пример и своими наставлениями, и советами как бы питает, кормит, как мать маленькое дитя и духовно растит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Meyendorff. Society and Culture in the Fourteenth Century: Religious Problems//Actes du XIVe Congres International des Etudes Byzantines. Bucarest, 6–12 sept. 1971. Bucarest 1974. I. 111–124 [репринт: ByzHes, VIII]; Idem. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries//Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Actes du Colloque organise par l’Association Internationale des Etudes Byzantines. Venice 1971. 53–71 [переизд. в: Kariye Djami/P. Underwood. Vol. 4. (Bollingen Series, 70). Princeton 1975. 93–106]. Ср. также: И. Ф. Мейендорф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//Институт Русской литературы (Пушкинский Дом). Труды Отдела древнерусской литературы. 1974. 29. 291–305. Более подробно см. в библиографиях трудов о. Иоанна (обе далеки от полноты и дополняются как друг за счет друга, так и аппаратом настоящего издания): Г. М. Прохоров. Памяти о. Иоанна Мейендорфа: 17.02.1926–22.07.1992//Византинороссика. 1995. 1. С. X–XX, особ. XV–XX; [С. С. Хоружий]. Библиография трудов о. Иоанна Мейендорфа//Синергия… 33–41. 366 См. выше, ч. II, гл. I, прим. IV. Книгу составили статьи автора за 10 лет (1963–1973). 367 Важнейшие главы монографии вышли также по–французски в виде статей: Hierom. Amphilochios (Radovitch). Le Mystere de la Sainte Trinite selon Saint Gregoire Palamas//Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего экзархата. 1975. N 91–92. 159–170; Idem (archimandrite). ‘Le Filioque’ et l’energie incree de la Sainte Trinite selon la doctrine de Saint Gregoire Palamas//Ibid. N 89–90. 11–44. 368 Все эти работы указывались выше, каждая в своем месте. Здесь же назовем дополнительно: Г. М. Прохоров. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке//Институт Русской литературы (Пушкинский Дом). Труды Отдела древнерусской литературы. 1968. 23. 86–108; Он же. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов) в библиотеке Свято–Троицкой Сергиевой Лавры с XIV по XVII в.//Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   Некогда Господь Спаситель при виде массового движения к Нему самарян, после Его беседы с самарянкой, пригласил учеников Своих позабыть о телесной пище, как забыл Он, и порадоваться Его сеянию и жатве, где нет «моего» и «твоего». Ведь и сеятели пускают на свою жатву других жнецов (см.: Ин. 4:35—38). Так и земная жизнь всякого пастыря есть непрерывное сеяние, а лица жнущие — дело второстепенное. Только сей и сей, не скрывая данного тебе таланта в земле!     Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70.    См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241.    Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256.     Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425, 471.    См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631.    См.: Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71.     Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33.    Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10.    См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 150.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 277.    См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 183—184. Часть 3 Пастырская аскетика. Духовный опыт в пастырстве Неизбежность индивидуализма    Описание благодатной стороны пастырского служения составляет принципиальную часть Пастырского богословия, а способ раскрытия подвижнической жизни пастыря с помощью благодати Божией является предметом практической части пасторологии.    Пастырская деятельность вообще строго индивидуальна, нетипична. Она вытекает из характера пастыря, водимого благодатию хиротонии и личным напряжением в надлежащем служении. Среди Апостолов мы, например, видим твердого, порывистого апостола Петра рядом с самоуглубленным и любвеобильным созерцателем Иоанном Богословом. В сонме святителей известны святитель Василий Великий — благоразумно-ревностный деятель — и друг его, любитель безмолвия, глубокомысленный святитель Григорий Богослов. Из русских пастырей XIX в. нельзя не назвать разнохарактерных наших иерархов, современников,— Филарета Мудрого, митрополита Московского, и Филарета Благочестивого, митрополита Киевского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Лукавый человек наносит удар прежде всего себе и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа его всегда полна печали, мысли всегда угрюмы. Святитель Иоанн Златоуст (43, 75). Лукавые помыслы отлучают человека от Господа (49, 355). Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский (49, 355). Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных (57, 160). Лукавство происходит от возношения и от гнева (57, 184). Лукавый человек-соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым (57, 159). Лукавство есть извращение простоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благими намерениями... Скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача... упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падений... коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение - словом, оно есть бесовское житие (57, 159). Лукавство есть... бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 159). Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? (58, 71). Когда оправдание соединяется с волей - это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек лучше знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, и наконец враг как хочет устраивает его падение. Преподобный авва Дорофей (58, 72). Лукавое сердце-корень и источник греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Авва Дорофей сказал: «Прежде всего, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовым на каждое слово, которое слышим, сказать «прости», ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и супротивника» 68 . Почему старец сказал, что смиренномудрие необходимо прежде всего? Почему не сказал, что прежде всего необходимо воздержание? Ведь апостол Павел говорит, что «все подвижники воздерживаются от всего» ( 1Кор.9:25 ). Или почему не сказал, что первое – это страх Божий, от которого «начало премудрости» ( Притч.1:7 ), или милостыня и вера, ибо сказано, что «милостыня может очищать всякий грех» ( Тов.12:9 ) и без веры невозможно угодить Богу»? ( Евр.11:6 ) А если без веры невозможно угодить Богу, если милостыней очищаются грехи, если страхом Господним уклоняется всяк от зла, если начало премудрости – страх Господень и если подвизающийся от всего должен воздерживаться, то, как же старец сказал, что прежде всего нужно нам смиренномудрие? Старец этим хотел показать, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни какая-либо другая добродетель без смиренномудрия не могут быть совершенными и даже спасительными. Преп. Иоанн Лествичник говорит, что «многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог 69 . Если увидим или услышим, что кто-нибудь, в продолжении немногих лет, приобрел высочайшее бесстрастие: верь, что такой шествовал не иным путем, но сим блаженным и кратким» 70 . Он назвал путь смирения кратким. Это же утверждал и царь Давид в таких словах: «Смирихся, и спасе мя Господь» ( Пс.114:6 ). Не постился, не бдел, не лежал на голой земле, но только смирился и спас его Господь. Таким образом, если человек приобретет смирение, тогда ему уже не нужны подвиги, тогда уже больше ему нечего делать. По слову преп. Иоанна: «Покаяние восставляет падшего; плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные» 71 . Как научиться смирению, когда неизвестно даже, что это такое? Кто объяснит, покажет и научит ему? Конечно Тот, Кто обладает им в совершенстве. «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), – говорит Господь. Если в человека вселится Господня благодать, то она незаметно его научит смирению. Вот как все просто и легко! Но просто и легко в теории, практика же показывает, что это не так-то просто. Св. Григорий Нисский замечает со скорбью: «Никто да не почитает нетрудным и удобно приобретаемым преуспеяние в смиренномудрии. Напротив того, такое дело труднее всякого какого бы то ни было добродетельного предначинания и для естества нашего нет другого такого же зла, как этот недуг, производимый гордостью. Страсть превозношения прирождена почти всякому, кто принадлежит человеческому роду» 72 . Более того, как считает преп. Макарий Египетский , даже «в чистой природе есть возможность превозношения» 73 . Следовательно, хотя сам путь смирения и легкий, но на этот путь трудно встать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Обращает на себя внимание наличие в келейной библиотеке патриарха Никона книг на латинском («Лечебник»). греческом («Грамматики», «Псалтирь») 1235 , польском и немецком языках (Библии) л. 169). Возможно, что названные Никоном Библии – толковая на польском языке и «в лицех» немецкая – есть именно те рукописные книги, которые в 1655 г. по указу патриарха Никона иллюстрировал иконописец Гаврилка Кондратьев: 29 мая ему выданы деньги на покупку красок «розсвечивать в книге Библее в лицах» 1236 ; по наблюдениям А.И. Успенского , тот же иконописец «розцвечивал» Библию и в июле 1655 г. 1237 . Среди книг домовой казны, присланных в Воскресенский монастырь, числятся «Библея писменая 7066 году, болшая», «Книга Библея толковая разных толковников в десть», «Книга Библея в десть» и «Книга Библея в десть» 1238 . Книга «Калепин на двунадесяти языках в десть», возможно, есть книга «Халепин, сиречь Лексикон, печатана греко-латински», несколько экземпляров которой, помимо разнообразных грамматик и лексиконов, хранились в домовой казне патриарха Никона 1239 . При перечислении книг в росписи К. Лопухина особо выделяются издания московской и «киевской» печати, при этом в разряд «киевской» печати попадают книги немосковских изданий, т. е. как собственно украинские, так и белорусские. Количество московских и немосковских изданий в библиотеке патриарха Никона примерно одинаково: девять «киевских» (52,9%) и восемь московских (47,1%). Среди изданий московского Печатного двора особое место занимают сборники переводов сочинений отцов церкви: Арсения Грека (Анфологион. М., 19 октября 1660 г.) 1240 , Епифания Славинецкого (Сборник. М., май 1665 г.) 1241 ; издания святоотеческого наследия: Ефрем Сирин. Поучения. Авва Дорофей. Поучения. М., 1 января 1652 г. 1242 ; Сборник слов о поклонении иконам «в полдесть» (М., 1642): вероятно, именно это издание названо в «росписи» «Многосложным свитком» как содержащее в своем составе послание патриархов к греческому царю Феофилу о поклонении иконам с аналогичным наименованием на л. 156 – 231 (в отличие от Соборника из 71 слова (М., 29 июня 1647 г.), в состав которого также входит «Многосложный свиток» на л. 360 об. – 392, но издание имеет формат в лист) 1243 ; Грамматика Мелетия Смотрицкого (М., 1648). В личном распоряжении патриарха Никона находились по одной книге многократно изданного в Москве Евангелия толкового недельного и повседневного 1244 ; «Правило святых отец в десть» – по-видимому, книга Кормчая (М., 1653), две части Пролога, изданные в Москве отдельными томами: «книга Пролог с марта по сентябрь» – возможно: М., 1 марта 1660 г. или 17 марта 1662 г. 1245 , и «книга Пролог с сентября по март» – возможно: М., 1 июня 1659 г. или 17 августа 1661 г. 1246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40. Зверохищный, звероядный, — поврежденный зверем (см. Исх. 22, 31). Слово это означает животное, не совершенно умерщвленное зверем, но несколько поврежденное им и потому негодное в жертвоприношение. 41. В славянском переводе: тщеты. 42. Можно думать, что святой разумеет здесь себя; ибо ведущий других столь высоким путем к Богу, конечно, сам первый совершил сей путь, силою Святого Духа. 43. Испросить у него прощенья. 44. В славянском переводе: во устроение таковой меры. 45. В славянском переводе: извещаешися тако. 46. т. е. один раз после целой кафизмы, а не после каждого псалма. 47. т. е. ум. 48. Проклятия. 49. К переходу в вечность. 50. В Греческой книге: это, кажется, был тот простосердечный делатель послушания Досифей, о котором пишет авва Дорофей в первом своем слове. 51. Слова святой Синклитикии. 52. Пластырь, припарка. 53. Род печенья. 54. В славянском переводе: исправлениях. 55. В славянском переводе: извещения. 56. 3десь Старец указывает на одного монаха, по имени Малх, который, по ухищрению диавола, вышел из своего монастыря и много потерпел искушений. 57. В славянском переводе: побеждаюсь. 58. В греческом переводе: искренность. 59. В славянском переводе: исправление. 60. Диавол. 61. т. е. об авве Сериде. 62. По еврейскому тексту Ис. 57, 15; в славянском переводе: во святых почиваяй… и даяй живот сокрушенным сердцем. — Ред. 63. В славянском переводе: о жительствах. 64. Под хранением ума отцы разумеют вообще подвиг внутреннего человека. 65. Надобно заметить, что брат, к которому сие писано, был поваром в обители. 66. Цепь на шее (см. Сир. 6, 25). 67. В славянском переводе: целость. 68. Одежду, покрывавшую бедра. 69. Служащий в сане диакона. 70. В славянском переводе: сложения. 71. Отсюда начинаются вопросы преподобного аввы Дорофея. 72. В славянском переводе: дерзновение. 73. В славянском переводе: мое сердце. 74. т. е. о внутренней молитве. 75. В славянском переводе: трудитися. 76. Здесь в греческой книге не достает нескольких слов, и они заимствованы из славянского перевода Старца Паисия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

540 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1, с. 367. 541 “О тех, которые делают все с советом, Писание говорит: “спасение есть во мнозе совете”. Не говорит: “в совете многих”, то есть, чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать” ( авва Дорофей . Поучение пятое//Душеполезные поучения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 70–71 543 “И теперь доказано, что Сатана или Красный Огненный Дракон и Люцифер находится в нас; это наш ум, наш Искуситель и Искупитель, наш разумный Освободитель и Спаситель от чистого анимализма. Без этого животворящего духа не было бы разницы между человеком и зверем” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 644–645). 544 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с.578. 546 Шушарин Д. Межконфессиональный диалог//Независимая газета. 13.6.91. Не считаю лишним напомнить слова, сказанные историком Владимиром Махначом: “Я всю жизнь был сторонником глубочайшего уважения религиозного диалога и мог всегда вести диалог с католиком, мусульманином, иудеем, буддистом. Все это опробовано в моей жизни. Но я твердо говорю студентам: господа, все это так, но если вы слышите от человека, что он христианин и буддист одновременно, перед вами злодей или, в лучшем случае, дурак, наслушавшийся злодея” (Этос глобального мира. М., 1999, с. 40) 548 Поскольку Дмитрий Сергеевич скончался, и теперь исследователям его наследия предстоит изучение его архивов, рукописей и корреспонденции, я считаю возможным опубликовать его ответное письмо к Патриарху: “Ваше Святейшество! От всего сердца благодарю Вас за Ваше письмо от 16 января 1996 года, в котором Вы проявляете столько заботы и о моей духовной жизни. Мне казалось,что окружение покойного петербургского митрополита Иоанна делает все, чтобы как-то отдалить меня от него. Я поддерживал Пакт Рерихов, но не их учение. Если “рериховцы” делают вид, что я поддерживаю их учение, то это ложь, и я обращаюсь к ним с просьбой не считать меня их единомышленником или даже единоверцем. Копию направляемого им письма я прилагаю. Всякого рода сектанты, в том числе и те, которых считают “старообрядцами”, мне глубоко противны, но старообрядцы, к которым принадлежали и предки моей матери, – это традиционные русские и я очень счастлив, что сейчас между двумя русскими вероисповеданиями вражда закончилась. Мне бы очень хотелось, чтобы закончилась и враждебность так называемых иосифлян, к которым в пору гонений на русскую Церковь причислял себя и я. Тогда в их среде я встретил в высшей степени достойных людей, твердых в вере. С искренним почитанием Д. Лихачев. 28.1.96.”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kto-posl...

   Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 166. С. 95.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, М., 1854, п. 230. С. 178.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян.    Свт. Григорий Двоеслов. Собес. Кн. IV, гл. 15. С. 286. Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 59 и 71. С. 130, 141; Старч. советы. С. 481.    Прот. Гр. Дьяченко. Симфония. С. 474.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 109.    Он же. Отв. 2, ср. отв. 108; авва Дорофей. Поуч. 13. С. 155—156.    Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387—388.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 159. С. 307, ср. п. 189. С. 325.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 213.    Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, глава 105.    Там же. Гл. 106. С. 38.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 126.    Преп. Исаак Сирин. Сл. 91. С. 433.    Четьи-Минеи, 26 янв.; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С. 266—268.    Преп. Исаак Сирин. Слово 21. С. 82.    Он же. Слово 61. С. 336.    Игум. Антоний. Письма. П. 116. С. 135.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 169.    Преп. Исаак Сирин. Слово 79. С. 392.    Серафим, еп. Сухумский. Речь перед наречением во епископа. Прибавл. к Церковн. Ведом. 1905, 18. С. 759.    Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 13; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, 128—130.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III, 163—164, преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 26. С. 204, 205.    Преп. Исаак Сирин. Слово 1. С. 1.    См. в «Отечнике» еп. Игнатия Брянчанинова повесть об Евлогии Каменотесе.    Четьи-Минеи, 20 сент.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 290.    Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204.    Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 31.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на 2Кор.    Преп. Исаак Сирин. Слово 57.    Муч. Фомаида была умерщвлена женонеистовым своим свекром, посягавшим на ее целомудрие.    Филарет, митроп. Московский. Слова и речи. Ч. III. С. 279—281.    Из жития преп. Иоанна Лествичника, 30 марта.    Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010