Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиной их прельщения и падения? По моему мнению, не иное что, как недостаток в них рассудительности» (Собеседование 2, гл. 2). Острый дефицит рассудительности в современном христианском мире особенно ясно ощущается именно людьми рассудительными. Не случайно множество писем о. Иоанна (Крестьянкина) заканчивается словами: «Умудри вас Бог». 38 По учению святых Отцов главная задача рассудительной христианской жизни есть поиск царского, или срединного, пути. «Добродетели, – сказал авва Дорофей , – суть средина между излишеством и недостатком» (Поучение 10). 40 Оскудение сил заметно не только при сравнении древних Отцов с современными, но даже при сравнении ближайших поколений. Известен случай, когда молодые монахи, жившие под началом Иосифа Исихаста , убедили своего старца разрешить им подражать ему в постном подвиге во Святую Четыредесятницу. К концу пятой седмицы старец Арсений Пещерник не смог поднять братию в положенное время. Он сообщил старцу Иосифу, что братья заболели. «Нет, Арсений, – отвечал старец, – не будь наивным. Ничего у них нет. Дай им немного хлеба, и они сразу же придут в себя. Больше им ничего не нужно». «И в самом деле, – пишет один из молодых ревнителей, – приняв это «лекарство», мы тотчас почувствовали себя прекрасно! Так мы научились «знать свой шесток» и не приниматься за то, что превышало наши силы» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 98). 41 «Монах не только не должен желать той пищи, которой нет у других в употреблении, чтобы тщеславием не испортить того дела, которое как бы выставлено всем напоказ, но и обыкновенный пост его должен быть, сколько возможно, сокровенен и неизвестен» (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Книга 5, гл. 23). 44 Слово 14, которое так и называется: «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве», гл. 2. См. также гл. 26: «Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле». 46 «Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помалу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками» (Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 14, гл. 24). 48 Окончательное общецерковное решение о безбрачии епископата было принято в 680 г. на VI Вселенском Соборе (см. Правило 12).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и подвиги бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. К приобретению смирения надо стремиться непрестанно. И если приобретаем его, то смирение соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». Об этом в истории Церкви имеется следующий рассказ: одна христианка попала на необитаемый остров и там пробыла сорок лет в подвигах молитвы, поста и всяких лишений. С приставшим к острову кораблем она вернулась на материк. Найдя одного из великих старцев, она рассказала ему про свои пустынные подвиги. Выслушав, старец спросил ее: «А можешь ли ты принимать поношения, как благовония?» — «Нет, отче», — ответила смущенная подвижница. — «Тогда ты ничего не приобрела за все 40 лет твоих подвигов». «Смирение и одно может ввести нас в Царствие Божие, хотя и медленно», — пишет и прп. авва Дорофей. В связи с этим утверждением П. Иванов пишет: «Силой, необходимой для совершения больших подвигов, обладает не всякий, а смирение может иметь каждый христианин. В этом смысле сказано об уподоблении в совершенстве Отцу Небесному. Ведь и Он беспредельно смиряет Себя, чтобы снизойти до нас, до каждого нашего дела. Поэтому неправы те, которые думают, что христианский идеал непостижим, так как требует Божественного совершенства. Он требует совершенства смирения, а не совершенства дел, что было бы, действительно, невозможно». При отсутствии же смирения даже дарования могут быть во вред христианину. Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: «Дарование без искушений — погибель для приемлющих его. Если делаешь доброе дело пред Богом и Он даст тебе дарование, умоли Его дать тебе познание или взять у тебя дарование, чтобы оно не было для тебя причиною погибели. Ибо не для всех безвредно хранить богатство».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

58 Исполняя Его заповеди, вы увидите и поймете больше того, что понимаете и видите теперь, чрез свои кривые очки, отуманенными глазами, с головою в чадном угаре. Заскорузлыми руками нельзя плести кружева, нельзя с тяжелой плотью вознестись в горняя и размышлять о святом с животными страстями. «Очистим чувствия и узрим!» (Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1875. С. 70.) 59 «Созерцать Бога — значит созерцать любовь, а созерцать любовь — значит иметь ее, гореть ею… Христианство открыло глаза души для упоительно прекрасного видения Царства любви; отныне душа в своей последней глубине знает, что Бог есть любовь , что любовь есть сила Божия, оздоровляющая, совершенствующая, благодатствующая человеческую жизнь» ( Франк С. Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 220, 223). 60 Блж. Августин//Цит. по: 28. С. 270. 61 «Благожелательное отношение к злому человеку, имеющее смысл в его будущем исправлении, не должно никогда превращаться в снисхождение к злу как таковому» (см. Библия. Брюссель, 1973. С. 2016 (Примечания). 62 Мы любим другие вещи за то вечное, что присутствует в них. 63 Сзади и спереди Ты объемлешь меня… …Ты окружаешь мвня… ( Пс. 138, 5,3 ). «Любовь и нравственное совершенство больше справедливости, соразмеряющей и отвешивающей каждому по его делам; благость и милость, проистекающие из любви, не соблюдают справедливости, а покрывают и превышают ее; и любви дано любить в благодатном милосердии, не «в меру» и не «в соответствие», а сверх всякого соответствия и сверх всякой справедливости (притча о блудном сыне). Превосходство любви над справедливостью проявляется именно в милосердии» ( 40 . С. 187). 64 «Существует поговорка: «Женится — переменится; жениться — переродиться». Непринятие брака святым Франциском Ассизским исходило лишь из того соображения, что семья слишком поглощает внимание человека и заставляет его заботиться только о себе» (Цит. по: Пименов Э. К. Франциск Ассизский. СПб., 1896. С. 58). 65 «…Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются (друг другу) в одном и том же и имеют одинаковый образ мыслей» (Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1874. С. 189).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

нарицаемъ схимою просто, а достоитъ ея нарицати схимоарх» (Там же). В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя» (Л. 944об.- 945), т. е. А. названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение А. в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция а., след к-рого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме (напр., икона прп. Нила Столобенского, 40-е гг. XVIII в. ГМЗК). Древний вид, способ ношения, символику А. во многом воспринял параман , возлагаемый на монаха в малом постриге. На Западе А. соответствует скапуляр (см. PL. 66. Col. 776; PL. 103. Col. 1231). Ист.: Dorotheus abbas. Doctrinae Diversae. I. 13//PG. 88. Col. 1633B (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь, 1900. С. 30-31); Joannes Cassianus. De Coenobiorum Institutis. I. 6//PL. 49. Col. 71; Benedictus Nursiae Regula//PL. 66. Col. 771; Древние иноческие уставы. С. 109, 524-525, 639 (рус. пер. правил Иоанна Кассиана и прп. Венедикта); Дмитриевский. Описание. Т. 2; Goar. Euchologion; Герман, свт. Сказание. С. 54; Symeonis Thessalonicensis. De Poenitentia//PG. 155. Col. 497 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч.); idem. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum//PG. 155. Col. 913-916; Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 1. С. 391; Требник Петра (Могилы). Л. 944об.- 945. Лит.: Вениамин. Новая скрижаль. С. 408, 411; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 682-683; Еремин Е. П. Литературное наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. Т. 11. 1955. С. 342-367, ТОДРЛ. Т. 12. 1956. С. 354-361; Lampe. Lexicon. P. 108; Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina: Officiorum schematis monastici magni et parvi necnon rasophoratos exordia et evolutio. R., 1968. (OCA; 180); НКС. Т. 4. С. 661; Панова Г. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XIII века)//Искусство христианского мира.

http://pravenc.ru/text/114692.html

Ожесточение, нечувствие, ослепление ума и сердца. 36 Прп. Авва Дорофей, поучение 11. 37 «Ангелы, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – называются бестелесными и невещественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным». Изложение православной Веры, книга 2-ая, гл. 3, Об Ангелах. Наука, в современном развитии ее, определяет со всей отчетливостью, что все ограниченное – по необходимости – и вещественно. 38 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, Книга 2, гл. 3, Об Ангелах. 39 Физика. 40 Патерик Скитский. 41 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 2, гл. 3, об Ангелах. 42 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 4, гл. 13. 43 Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 44 Гипотезы. 45 Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душой, но еще не разложившееся окончательно. 46 Декарт и его последователи признают душу субстанцией, совершенно противоположной телу, не имеющей с ним ничего общего, не имеющей никакого отношения к пространству и времени: мы признаем такой субстанцией единого Бога. 47 Точное изложение Православной Веры св. Иоанна Дамаскина, книга IV, гл. 13. 48 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского 17-го стиха 14-й главы Евангелия от Луки. 49 Многочисленнейшая армия Римлян, владык вселенной, простиралась до 12-ти легионов. Очевидно, что здесь намерение Слова Божия состояло в том, чтобы выразить понятие о таком воинстве, которое многочисленнее и сильнее всякого человеческого войска 50 Удобно запинающий нас. 51 Не обратив внимания на нанесенное Ему бесчестие. 52 Поругание. 53 С особенною ясностью видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели, и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землей и пеплом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

игорь ковалев 13 августа 2020, 15:40 Наталия П.Ваш пример показывает,что наличие даже опытного духовника(в чём я сомневаюсь,ибо вы не знаете,даже,что такое осуждение и клевещете на ближнего) не делает человека автоматически опытным,разбирающимся в духовных вопросах и даже может быть поводом к тщеславию.Не раз встречал людей,которые хвастались своими духовниками,но,чтобы отказывались что-либо обсуждать по причине отсутствия духовника у оппонента-впервые.Возможно,это повод уйти от предметного разговора по обсуждаемой теме,либо превозношение.Ещё раз предлагаю спокойно обсуждать тему статьи,а не наше духовное состояние,наши чувства и наличие духовников.А если по теме сказать нечего,то не надо загружать надуманными проблемами других игорь ковалев 13 августа 2020, 13:07 Наталия П.,,Порицать — значит сказать о ком-нибудь:такой-то солгал, или разгневался,или впал в блуд,или сделал что-либо подобное.Вот такой злословил брата,т.е. сказал пристрастно о его согрешении.А осуждать — значит сказать:такой-то лгун,гневлив,блудник. Вот сей осудил самое расположение души его(прп.Авва Дорофей).,,Клевета – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо;2)дискредитирующая кого-либо молва или слух,основанная(основанный) на лжи...Критика — анализ,оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности.Задачами критики являются: выявление противоречий; выявление ошибок и их разбор " Кто из нас осуждал,клеветал и критиковал??? Иоанна_ 13 августа 2020, 12:41 Едва ли вы понимаете, что такое духовное окормление, Игорь Ковалёв. Духовник это не тот, кто " всё расскажет о духовной жизни " , а тот, кто укажет тебе на твои главные страсти, даст конкретный совет именно тебе и именно применительно к твоему духовному состоянию, причём, для этого ему достаточно нескольких минут. Ничего, никакая начитанность не заменит трезвого и рассудительного взгляда СО СТОРОНЫ. Почитайте что-нибудь об известных духовниках, например, о глинских старцах, недавно прославленных. игорь ковалев 13 августа 2020, 12:17

http://pravoslavie.ru/133125.html

С. Казанским , выделяя курсивом название отдельных частей: «во второй половине IV в. монахи как общежительных, так и пустынных монастырей носили следующее: 1) куколь, то есть монашескую шапочку, покрывавшую голову только до шеи; 2) нижняя одежда монахов была коловий или левитон с короткими рукавами, едва достигающими до локтей, так что руки оставались голыми; 3) кожаный пояс, которым препоясывались чресла в знак телесной чистоты; 4) аналав, который состоял из двойных перевязей, сплетенных из шерстяных ниток. Спускаясь с шеи, он крестовидно обнимал плечи и под мышками препоясывал одежду; 5) Кассиан причисляет к монашеской одежде мафорий – короткий узкий капюшон, покрывающий шею и плечи инока. О мафории как особой отличительной одежде иноков не упоминают другие писатели; 6) верхней одеждой была милоть, сделанная из овечьей или козлиной кожи, по уставу Пахомия. Она должна быть белою. Эта милоть в V в., кажется, заменена была мантиею или паллием, застегивающимся на левом плече; 7) когда инок шел куда-либо из своей келии, в его руках был посох; 8) обувью служили сандалии – собственно толстая подошва, ремнями привязанная к ноге» ( П. С. Казанский , Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках, цит. с сокращениями по изд.: А. И. Сидоров , Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества, 1998, с. 411–415). Д. Прассас (Prassas 2003, р. 390) указывает на параллели в трактовке монашеского облачения у аввы Евагрия, а П. К. Доброцветов (см. Максим Исповедник 2008, с. 257–260) указывает на параллельные места из аввы Дорофея (VI в.) (см. следующие примечания). Интересно сравнить толкование прп. Максима с тем и другим. 957 Ср. у аввы Евагрия: «Обнаженность рук являет нелице- мерность жития. Ибо тщеславие – ужасно; оно скрывает и покрывает тенью добродетели, всегда преследуя славу человеческую и изгоняя веру» (Evagr. capit. pract. ad Anat.: PG 40,1220C, рус. пер. A. И. Сидорова цит. по изд.: Евагрий 1994, с. 94). Авва Дорофей говорит об обнаженности рук, трактуя символический смысл мантии: «для чего мы носим мантию, не имеющую рукавов? Между тем как все другие имеют рукава, мы почему не имеем их? Рукава суть подобие рук, а руки принимаются для обозначения действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей 88 всегда беспорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Ин. 10, 1, 10 ). Святой авва Дорофей , объясняя козни диавола, пишет: он не столько неискусен в делании зла и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какиелибо явные грехи и не говорит ему: «Иди сотвори блуд или пойди укради», но находит в нас одно мнимо благое пожелание или одно самооправдание и тем под видом доброго вредит (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Мужайся, и да крепится сердце твое ( Пс. 26, 14 ). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами: верен Бог, оторый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ), – и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех . Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай к Господу, молясь псаломскими словами: Господи!Гонители мои ныне окружили меня ( Пс. 16, 11 ). Радость моя! Избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31, 7 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей… ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает. И он борется с тобой, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: Тот, то в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин. 4, 4 ), т.е. Иисус, победитель ада и диавола, больше князя мир сего. Надеющийся на Господа – как гора Сион: не подвигнется во век ( Пс. 124, 1 ). Итак, оставь детское малодушие: дело идет серьезное – о душе твоей, о бесконечном Царстве, которое потерял враг твой диавол. Все Небесные силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сердца ведает целиком и полностью только Бог. Как следует из различных трудов по аскетике, отчасти диавол может знать и о добрых, и о злых помыслах, но именно отчасти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает, – пишет св. прп. Паисий Святогорец . – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце». Как распознать диавольские сети? Прп. авва Дорофей указывает: «Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смиренномудрием же сокрушаются все оружия врага и противника». Как же распознать диавольские сети? Св. прп. Паисий Святогорец пишет: «Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение – это то, что делает диавола калекой». Надо ли бояться диавола? В Новом Завете говорится о том, что гонения на христиан – дело рук диавола, однако при этом его не следует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Христиане должны бороться с диаволом и с помощью Божией побеждать его: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Во Второе пришествие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввержен в озеро огненное и серное» ( Откр.20:10 ). Цитаты о дьяволе

http://azbyka.ru/dyavol

О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010