Недопустимым искажением святоотеческого учения о послушании (см. прп. Иоанн Лествичник , прп. авва Дорофей и др.) является сообщение о том, что духовник Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим, окормлявший будущих первоиерархов Русской Православной Церкви, сам имел послушание у некого иеродиакона и бегал по Петрограду искать для него какую-то “ясную пуговицу” (с.с. 25, 26). Следовало бы назвать имя этого иеродиакона и сослаться на выписку из журнала Духовного Собора Лавры о назначении иеродиакона “N” духовным руководителем духовника Лавры иеросхимонаха Серафима (Муравьева). В книге же А. Трофимова говорится: “Вот иеродиакон идет в Лавре, а ему духовник (отец Серафим) имеет послушание…” (с. 25). Кто бы мог представить, что сегодня архимандриты Кирилл (Павлов) и Иоанн (Крестьянкин) находятся в послушании у каких-то, вчера рукоположенных, иеродиаконов, выполняя их прихоти… Неужели неизвестно издателям, что духовным руководителем может быть только опытный наставник, прошедший многолетнюю школу монашеского делания… На с. 29 помещен короткий рассказ об исцелении одержимой злым духом, содержание которого заимствовано из аналогичного, но полного рассказа из книги “Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа”. Составители убрали из него самое главное — прежде, чем помазать лоб страждущей маслом из лампады, горевшей пред иконой Пресвятой Богородицы, старец долго коленопреклоненно молился с болящей перед иконой, а затем, наложив на голову страждущей епитрахиль, читал молитвы от злых духов. Таких, наспех выхваченных из чужого труда и поэтому искажающих факты и выхолащивающих смысл православного делания фрагментов в книге, небрежно составленной А. Трофимовым, немалое количество. (По А. Трофимову выходит, что женщина зашла к отцу Серафиму, словно в поликлинику — батюшка помазал ей лоб, и она исцелилась… Только Господу известно, чего стоила батюшке одна молитва за такую одержимую…) Вновь навязывается читателю мысль о пребывании отца Серафима в заключении (с. 30). Согласно имеющимся архивным свидетельствам, 18 февраля 1932 года было арестовано 40 иноков Александро-Невской Лавры. В этом списке нет имени иеросхимонаха Серафима (Муравьева), так же, как в списке насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, арестованных в тот же день, нет имен схимонахини Серафимы (Муравьевой) и внучки отца Серафима, послушницы Маргариты Муравьевой, жившей в монастыре при бабушке, ибо еще за 2 года до ареста монашествующих, они вместе со старцем отбыли в Вырицу.

http://azbyka.ru/fiction/starec-ierosxim...

25. Древний патерик. М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1991. 26. Маслов Н. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев. М.: Самшит-издат, 2002. 27. Краткое сказание о житии старца Феофана Новоезерского. М., 1853. 28. Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. Казань: Центральная типография, 1908. 29. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2008. 30. Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский монастырь: Новая книга, Ковчег, 2001. 31. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 1998. 32. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. 33. Василий Великий, свт. Творения: в 5 т. М.: Паломник, 2001. 34. Августин, блж. Творения. М.: Паломник, 1997. 35. Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. М.: Паломник, 1999. 36. Димитрий Ростовский, свт. Избранные творения. СПб.: Светослов, 1998. 37. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Правило веры, 1995. 38. Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 39. Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. 40. Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 41. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М.: Даръ, 2007. 42. Григорий Двоеслов, свт. Творения. М.: Паломник, 1999. 43. Русский Златоуст. Собрание сочинений свт. Иннокентия Херсонского: в 6 т. М.: Синтагма, 2007. 44. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 7 т. М.: Ковчег, 2006. 45. Тихон Задонский, свт. Творения: в 5 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 46. Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 8 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2007. 47. Феофан Затворник, свт. Творения: в 26 т. М.: Правило веры, 2008.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

135 Апреля в 22 день. 136 Последняя из глав зело полезных прп. Григория Синаита. Доброт., ч. 1. 137 Мф. 7, 16, 20. 138 Евр. 5, 14. 139 Рукопись. 140 Четьи-Минеи, житие прп. Пахомия Великого, 15 мая. 141 Быт. 3. 142 Быт. 4. 142 1 Кор. 9, 22. 143 Слово 7, гл. 7. 145 Мф. 4, 11. 146 Лествица. Слово 27, прп. Нил Сорский. Слово 11, Пролог, 9 января, о монахе, прельщенном бесами, житие прп. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 147 Прп. Нил Сорский. Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 148 О слепоте духа много говорит свт. Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Тома 14 и 15. 149 Ин. 9, 40. 150 Ин. 9, 39, 41. 151 Мф. 23. 152 Доброт., ч. 3. 153 Пс. 33, 9. 154 Св. Исаак Сирский. Начало 59 Слова. 155 Изречение прп. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. 156 Мф. 5, 39. 157 Мф. 5, 38. 158 Алфавитный Патерик. 159 Иноки Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве, гл. 68, Доброт., ч.2. 160 Лествица. Слово 4, гл. 35. Этого же мнения и все святые отцы. 161 Пс. 118, 128. 162 Ин. 13, 2. 163 Ин. 13, 27. 164 Ин. 12, 6. 165 Деян. 5, 3. 166 Лк. 4, 5. 167 Слово о трезвении, гл. 43. Доброт., ч. 2. 168 Иов., гл. 1 и 2. 169 Лк. 13, 10–16. 170 Слово 38. 171 Лк. 24, 32. 172 1 Ин. 4, 1. 173 Ответ на вопрос 59. 174 Мф. 7, 15. 175 Рим. 16, 18. 176 Мф. 7, 15–16. 177 Ответ на вопрос 21. 178 2 Кор. 9, 14. 179 Гал. 5, 22. 180 Слово 4, гл. 13. 181 Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 182 Пс. 33, 9. 183 О духовном ощущении см. беседу 8 прп. Макария Великого и 1 Слово прп. Симеона Нового Богослова. 184 Евр. 5, 14. 185 Прп. Кассиан Римлянин. Слово о рассуждении, Доброт., ч. 4. 186 Иак. 5, 16. 187 Кол. 1, 28–29. 188 Алфавитный Патерик. 189 Авва Дорофей. Поучение о еже не оставляти свой разум. 190 Гл. 33. Доброт., ч. 1 191 Предисловие к уставу. 192 Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце 18 столетия. Житие и писания его изданы Оптиной Пустынью в 1847 г. 193 Рим. 5, 5. 194 Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

О Законе Духовном, гл. 4. 23 Гал.2:16 . Подтверждают это требование все Евангелисты. 24 Лк.14:26 . 25 Гал.5:4 . 26 Гал.2:21 . 27 Ин.9:41 . 28 Мф.9:13 . 29 Флп.3:4-9 . 30 Гал.2:17 . 31 Рим.3:20-24 . 32 Святой Петр Дамаскин . Книга 1, статья 2.//.Добротолюбие, ч.3. 33 Келейные письма, том 15, письмо 73. 34 Келейные письма, том 15, письмо 70. 35 Келейные письма, том 15, письмо 11. 36 Требник, последование исповеди. 37 Евр.11:6 . 38 Мк.16:16 . 39 1 Пет.1:15, 14 . 40 Мф.3:2 . 41 Мф.4:17 . 42 Мф.10:7 . 43 Тит.3:5 . 44 Ин.3:3, 5 . 45 Ис.9:6 . 46 Ин.1:12, 13 . 47 Прп. авва Дорофей , Поучение 1. 48 Евр.2:1 . 49 Ин.15:10, 6 . 50 “Смеси с нами Себе, и возмеси тело Свое в нас”. Эти слова св. Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Доброт., ч. 2. 51 Ин.6:56, 54, 53 . 52 Лк.17:37 . 53 Требник, последование исповеди. 54 Лествица, слово 4, гл. 53. 55 Мф.19:17 . 56 Ин.8:44 . 57 Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна. 58 Лк.19:10 . 59 Мф.7:23 . 60 Мф.19:20, 21 . Мк.10:21 . 61 Фил.3:15 . 62 Фил.3:20, 12 . 63 Пс.46:10 . Лествицы Слово 29, гл. 5. 64 Фил.3:20 . 65 2 Цар.23:2 . 66 Пс.83:2, 3 . 67 Пс.41:2, 3 . 68 Пс.119:5 . 69 Фил.1:21, 23 . 70 Слово 85. 71 Беседа 8, гл. 4, 5. 72 Фил.3:12, 13 . 73 Ин.14:32 . 74 Лук.14:33 . 75 Мф.6:31-33 . 76 2 Кор.6:4-10 . 77 Мф.19:27 . 78 Деян.4:34 . 79 Житие великомученика Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и др. 80 Histoire du Christianisme par Fleury, Livre V, chap. XVII. 81 Флп.1:29 . 82 Мк.8:34 . 83 Евр.12:6-9 . 84 1 Пет.4:12-19 . По русскому переводу издания 1822 г. 85 2 Кор.12:10 . 86 1 Пет.5:7 . 87 Икв.1:2. 88 Иов. 1. 21; 2, 10 . 89 1 Сол.5:18 . 90 Притч.13:25 . 91 Деян.5:21 . 92 Добротолюбие, ч. 3, книга 1, статьи под заглавием “Яко без смиренномудрия невозможно спастись”. 93 Ин.15:18, 19 . 94 Ин.16:33 . 95 1 Кор.10:13 . 96 Пс.33:20, 21 . 97 1 Кор.9:27 . 98 1 Петр.4:1 . 99 Гал.5:24 . 100 1 Тим.5:5, 6 . 101 Гал.6:8 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/ignatij-bry...

Итак, когда приходит нам помысел сделать что-либо руками ветхого нашего человека, как например: украсть или ударить и вообще сделать руками нашими какой-либо грех, то мы должны обратить внимание на одеяние наше и вспомнить, что не имеем рукавов, то есть не имеем рук, чтобы сделать какое-либо дело ветхого человека» (Doroth. doctrina 1, 15» рус. пер. цит. по изд.: Авва Дорофей 1999, с. 39). Трактовка прп. Максима, хотя она ближе к авве Дорофею , чем к ав- ве Евагрию, все же вполне самостоятельная, признаком чего является использование им характерной для него терминологии («нравственная философия» и проч.). 958 Ср. у аввы Евагрия: «Пояс, сжимающий их чресла, отражает всякую нечистоту, о чем и возвещается [Апостолом]: хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор. 7, 1 )» (Evagr. capit. pract. ad Anat.: PG 40, 1220C, рус. nep. A. И. Сидорова цит. по изд.: Евагрий 1994, с. 95). Ср. у аввы Дорофея : «Пояс, который мы носим, есть символ, во- первых, того, что мы готовы на дело: ибо каждый, желающий что-либо делать, сперва опоясывается и потом начинает дело, как и Господь говорит: да будут чресла ваша препоясана ( Лк. 12, 35 ); во-вторых, для того, что как пояс взят от мертвого тела, так и мы должны умертвить похоть нашу: ибо пояс носится на чреслах наших, где находятся и почки, в которых, как говорят, заключается похотная часть души, и сие то есть сказанное Апостолом: умертвите... уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту и проч. ( Кол. 3, 5 )» (Doroth. doctrina 1, 16, рус. пер. цит. по изд.: Авва Дорофей 1999, с. 40). 960 У аввы Евагрия иное символическое толкование аналава: «Опять же аналав, крестообразно переплетающий их плечи, есть символ веры во Христа, поддерживающей кротких, сдерживающей всегда то, что мешает им, и позволяющей им действовать беспрепятственно» (Evagr. capit. pract. ad Anat.: PG 40, 1220D, рус. пер. A. И. Сидорова цит. по изд.: Евагрий 1994, с. 95). Авва Дорофей дает следующую символическую трактовку аналава: «Имеем также и аналав, который полагается на плечах наших крестообразно. А сие значит, что мы носим на раменах наших знамение креста, как говорит Господь: возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мк. 8, 34 ). Что же есть крест? Не что иное, как совершенное умерщвление, которое совершается в нас верою во Христа. Ибо вера, как сказано в Отечнике, устраняет всегда препятствия и делает для нас удобным тот подвиг, который ведет нас к таковому совершенному умерщвлению, то есть чтобы человек умер для всего мирского. И если он оставил родителей, то пусть подвизается и против пристрастия к ним; также, если кто отрекся от имений и приобретений и вообще от какой-либо вещи, то он должен отречься от самого пристрастия своего к ней, как мы уже сказали; в сем-то и состоит совершенное отречение» (Doroth. doctrina 1, 17, рус. пер. цит. по изд.: Авва Дорофей 1999, с. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

961 Д. Прассас (Prassas 2003, р. 390) указывает на параллель из Евагрия: «Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, лелеющей их младенчество во Христе и защищающей владычественное начало [души] монахов [от бесов], всегда старающихся нанести удары и раны [им]» (Evagr. capit pract ad Anat: PG 40, 1220C, рус. nep. A. И. Сидорова цит. по изд.: Евагрий 1994, с. 94). Авва Евагрий дает следующее символическое толкование куколя: «Надеваем мы и куколь, который есть символ смирения. Куколи носят малые и незлобивые младенцы, а человек совершеннолетний куколи не носит: мы же носим оный для того, чтобы младенчествовать злобою, как сказал Апостол: не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте ( 1Кор. 14, 20 ). Что же значит младенчествовать злобою? Незлобивый младенец, если будет обесчещен, не гневается, и если почтен будет, не тщеславится. Если кто возьмет принадлежащее ему, он не печалится: ибо младенчествует злобою и не мстит за оскорбления, и не ищет славы. Куколь есть также подобие благодати Божией, потому что как куколь покрывает и греет главу младенца, так и благодать Божия покрывает ум наш, как сказано в Отечнике: „куколь есть символ благодати Бога, Спасителя нашего, покрывающей наше владычественное (ум) и охраняющей наше о Христе младенчество от демонов, старающихся всегда противиться нам и низвергать нас“» (Doroth. doctrina 1, 18, рус. пер. цит. по изд.: Авва Дорофей 1999, с. 41). Как мы видим, прп. Максим, скорее, ближе к трактовке аввы Евагрия, чем аввы Дорофея ; хотя последний тоже, ссылаясь на Отенник, трактует куколь как символ благодати, но у прп. Максима не упоминается сравнение с куколем младенцев. 963 Ср. в qu. dub. 149: «Так вот, [его] слово увещевает промышлять о теле не тщательно, а только лишь стопой души», и примечание к этому месту. 964 Трактовка мантии в связи с естественным созерцанием и восхождением от материальных вещей к их логосам не встречается ни у аввы Евагрия, ни у аввы Дорофея и является характерной чертой толкования прп. Максима, как и упомянутая выше в связи с толкованием образа хитона «нравственная философия».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

ниже про гравюры киевского издания 1671 г.). Древнейший рус. единоличный образ И. Р. происходит из суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря и датируется 2-й пол. (кон.?) XVI в. (ЦМИАР; см.: Попов. 1994). Неисследованным остается вопрос об изображениях И. Р. на рус. минейных иконах 2-й пол. XVI-XVII в. Икона XVII (?) в., изображающая И. Р. в рост в схимническом облачении, подобно прп. Антонию Печерскому, молящимся Спасителю, с тропарем и кондаком на нижнем поле, а также датами кончины и перенесения мощей из Средеца в Тырново («Трапезон»), стояла у левого клироса московкой ц. Воскресения в Кадашах ( Воскресенский Н. А. Прп. Иоанн Рыльский, чудотворец болгарский: Рыльский монастырь в древнее и новое время. М., 1898. С. 12; Дылевский Н. М. Рыльский мон-рь и Россия в XVI-XVII вв.: София, 19742. С. 117. Примеч. 51). Святой упоминается в Азбучной (1678/79) и в Сводной (XVIII в.) редакциях рус. толковых иконописных подлинников XVIII в. (под 19 окт.): «…сед, брада доле Иларионовы (прп. Илариона Великого.- Ред.), ризы преподобническия, испод вохра с белилом, рука молебна» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40) с вариантами: «писати с благословенною рукою»; «ризы манатья темнобагрова»; «персты вверх»; «подобен Сергию Радонежскому» ( Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 448-490, 492-494. 1927-1931, 1942, 2007). Образ И. Р. (не сохр.) имелся в Новоиерусалимском мон-ре (1656). На позднюю (кон. XVII-XIX в.) иконографию И. Р. оказала заметное воздействие укр. (киевская) книжная гравюра. В киевском издании 1671 г. имеются 2 гравюры с образом И. Р., никак не связанные с более ранней (как балканской, так и древнерусской) иконографической традицией изображения этого святого. Первая из них, помещенная перед службой святому, как установил Д. Кенанов, является повторением (с заменой имени) гравюры издания Киево-Печерского патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии, изображающей прп. Нестора Летописца (см.: Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1981. Вып. 2. Т. 1: Киевские изд. 2-й пол. XVII в. С. 161. 1162). Вторая гравюра (перед Житием), изображающая И. Р. с его племянником Лукой, представляет зеркальный вариант (с заменой ряда второстепенных деталей и имен) гравюры «Прп. авва Дорофей и ученик его Досифей» из киевского издания Поучений аввы Дорофея 1628 г. (Там же. 1976. Вып. 1. С. 235. 516); она послужила оригиналом для болг. храмовой иконы И. Р. кон. XVIII в., хранящейся в музее Рильского мон-ря (Болгарская живопись. 1976. С. 84. 127).

http://pravenc.ru/text/471475.html

36 О значении этой десятины пи- шет прп. Авва Дорофей : «В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года». 37 Продолжительность и причину введения Великого поста Триодь объясняет постным подвигом Самого Христа: «Постився Избавитель 40 дней в пустыне, настоящее время нам определи душевных скверн очистительное» 38 Господь постился в пустыне в течение 40 дней, определив это время как очистительное от душевной нечистоты. «Постяся Господь человечески, ко изображению нашему, побеждает искусителя, показуя наше, и пределы подписуя нам». 39 Иисус Христос, имея человеческую природу, постился для того, чтобы показать нам пример борьбы с искусителем рода человеческого и определить количество дней Великого поста – четыредесятницу. «Господь постом уби врага, сим и мы сокрушим его стрелы, и ловления». 40 Как Господь победил врага постом, так и мы по Его примеру можем сокрушить нападения диавольские. Епископ Виссарион (Нечаев) в толковании на паремии из Книги Исход (12:1–11), читаемую в Великую субботу, пишет: «Как опресноки и горькое зелье было необходимо древним, так и для жизни с Богом необходимо пережить горечь самоотвержения в борьбе с искушениями от плоти, мира и диавола». 41 Таким образом, пост – это установление Божие. Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха нам указал Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей)… тот слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел». 42 1.2. Цель поста и его суть Цель поста в соответствии с гимнографией Постной Триоди можно определить двояко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010