«...Берегитесь любостяжания,- предупреждает Спаситель,- ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12. 15). Ап. Павел указывает на особую опасность сделаться рабом вещественного Б. вместо служения Богу, говорит о связи пристрастия к Б. с др. человеческими пороками: «...желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим 6. 9-11). Пристрастие к Б. может стать причиной развития в человеке мн., даже противоположных, пороков: с одной стороны, скупости, жадности, с др.- расточительности и мотовства. «...Дурное богатство,- говорит свт. Григорий Палама ,- идет в паре с еще более дурным спутником: высокомерием и надеянием на богатство...» ( Greg. Pal. Hom. 62. 9). Обольщение Б. является грехом и потому, что ввергает человека в излишнюю заботу о буд. материальном обеспечении. Любостяжание, по ап. Павлу, есть идолослужение (Кол 3. 5), т. е. удаление от Бога. Если Б. собирается с пристрастием, то, по словам свт. Филарета , делается «идолом сердца» ( Филарет (Дроздов), свт. С. 257). Чистая от страстей душа может и при Б. внимать словам Спасителя ( Clem. Alex. Quis dives salvetur 16). Любостяжатель же Царства Божия не наследует (Еф 5. 5). В Евангелии утверждается условный, преходящий характер земного Б. в противоположность истинным ценностям. Спаситель проповедует воздержание и умеренность, тщетность накопительства, необходимость ограничиться человеку пользованием тем имуществом, что есть: «...не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 19-21). Надменному богачу Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12. 20). «Непрочность изобилия в имуществе» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 33) подчеркивают мн. св. отцы. «...Богатство не постоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течет туда и сюда» (Ibidem). Тема тленности земного Б. присутствует также в покаянных молитвословиях: «                                  » (тропарь 7-й песни покаянного канона из Канонника).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Беседа 18. Притча о злых виноградарях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–46 ). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером. И мы начинаем сегодняшнее чтение словами: Мф.21:33 . «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» ( Пс.79:9–10 ). Слова: « обнес его оградою » означают – окружил заповедями, уставами и постановлениями; по истолкованию блаженного Иеронима  – ограда, «то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами» 256 : имеется в виду святость Иерусалима и святость Закона, служение которому осуществляется при служении Ангелов. О том, что Закон принимался при служении Ангелов, сказано: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов…» ( Деян.7:53 ); слова: « выкопал в нем точило » означают множество жертвоприношений, которые, как сок гроздьев винограда из точила, заливали весь жертвенник; слова: « построил башню » указывают на множество пророков, которые как бы с неких сторожевых башен оберегали народ Божий. Сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (то есть Господь. – О.С.) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» ( Авв.2:1–2 ). Блаженный Иероним, со ссылкой на пророка Михея: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима» ( Мих.4:8 ), настаивает: «несомненно, что это храм » 257 , имея в виду Храм Иерусалимский, единственное в древности место для полноценного поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бесполезную и неравную борьбу Ефремлян, пророк Исаия называет бесмысленным опьянением 628 . Ст. 6. …В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию… Какие жестокости испытала при сем несчастная Самария от своих победителей, раздраженных ее сопротивлением, можно видеть из речей пророческих. Беззащитные младенцы были разбиваемы о камни, беременные женщины разрубаемы пополам 629 ; пышная и богатая Самария сделалась грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низринуты в долину камни ее и обнажены основания ее 630 . Переселение Израильтян, учиненное Салманассаром, было уже второе 631 ; но, по своей обширности и всеобщности, оно то, собственно, и считается началом плена Ассирийского и концом Израильского царства, – и с этого то злополучного времени начинают сбываться грозные прещения Моисеевы о свержении сынов Израилевых с земли Ханаанской 632 . Считая от воцарения Иеровоама I, отторгнувшего за собою десять колен от Иуды в 980 году, до разрушения Самарии при Осии в 723 году до Р. X. – получаем период царства Израильского – в 257 лет. … и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских… Здесь указывается только главные пункты, где с наибольшей густотой расселены были переселенцы Израильские. Между тем, у пророка Исаии показаны еще и другие пункты, может быть, менее замечательные, напр., Елам, Сеннаар, Емаф. Многие Израильтяне убежали, как замечено выше, в Египет, а многие – в европейские земли, которые называются у Исаии островами моря 633 ; кроме этого, великое множество пленных Израильтян продано было в рабство по разным отдельным странам. Так рассеяны были сыны Израиля 634 . Ст. 7–23. Изложивши внешнюю сторону и исторические события, сопровождавшие пленение Ассирийское, священный повествователь рассуждает далее о внутренних причинах, подготовивших это печальное и роковое событие в истории народа Божия. 1 . Первой и основной причиной было отступление от истинной религии Иеговы, Бога Израилева. Началом этого отступления было то обстоятельство, когда «Израильтяне отторглись от дома Давидова и подарили Иеровоама, сына Наватова...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Блаженство возможно для человека через соединение с Богом, Который по природе благ. Путь к этому соединению предполагает со стороны человека: а) любовь к Богу, внешним выражением которой является соблюдение заповедей Божиих: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, и кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим» ( Ин. 14:21 ). б) прославление Бога, причем не только словом, но и делом: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Из этих слов апостола следует, что прославление Бога должно включать в себя как особый строй внутренней жизни (в душах), так и соответствующее внешнее поведение (в телах). 4.3.3.4. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ В «Пространном Катихизисе» сказано, что «изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству... именуется предопределением Божиим». Далее говорится, что «предопределение Божие о блаженстве человека... пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа» 257 . Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас в Нем (во Христе. О. Д.) прежде создания мира ( Еф. 1:4 ). Следует различать «предопределение Божие в отношении человека вообще и к каждому порознь». Предопределение в отношении всего человеческого рода безусловно: «Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства» 258 . «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ). Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента: а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения; б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами. Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В книге Исаии имеются примеры того, как пророк нарекал личные имена, чтобы подчеркнуть особые обстоятельства или исторические события: одному своему сыну по повелению Божию он даёт имя Магер шалал хаш баз ( ), «спеши на добычу, беги на разграбление», чтобы обозначить приходящие вскоре бедствия Дамаска и Самарии ( Ис. 8:3 ), а другому – Шеар йашув ( ), «остаток спасётся», чтобы предсказать сохранение и покаяние Иуды после полного уничтожения северного Израильского царства и ассирийского нашествия 701 г. до Р.Х. ( Ис. 7:3 ). Пророк Осия подобным образом использует символические имена своих детей для указания на события в Израильском царстве ( Ос. 1 ). Эти лица своими именами указывали на события, которые должны были случится независимо от них, а имя Эммануил указывало на те события, участником которых будет Сам Мессия: Его вочеловечение и рождение от Девы, великие дела Его земной жизни и славное воскресение. Наименование Мессии с указанием на Его свойства имеются и в других местах Священного Писания ( Пс. 71:5, 7, 17, 88:37 , Иер. 23:6, 33:15, 16 , Зах. 6:12 , Ис. 61:2, 62:4 , Иез. 48:35 ). «Если, таким образом, имя Эммануил не есть чьё-либо собственное имя, но одно из наименований, относящихся к Мессии , то ясно, что пророк этим возвещает, что некогда среди избранного народа родится от Девы Мессия и явится Бог среди людей. Таким образом, здесь Исаия, в сущности, предвозвестил тоже самое, что евангелист Иоанн сказал уже о явившемся на земле Богочеловеке: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его. славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ), и что говорил об Иисусе из Назарета св. ап. Пётр: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был. с Ним» ( Деян. 10:38 )» – замечает один из комментаторов 256 . Свт. Иоанн Златоуст так объясняет имя Эммануил: «говоря о рождении, пророк нарицает и имя имеющему родиться – не то, которое Ему будет дано, а то, которое сообразно с делами . Подобным же образом он называет Иерусалим градом правды, хотя он и не назывался этим именем, но ради великого изменения к лучшему и защите правды. Когда называет он Иерусалим блудницей, это не означает, чтобы он имел это имя, но даёт ему такое имя по причине пребывания в сем грехе. Точно также и Христу даёт он имя от дел . Ибо когда Он явился на земле и жил с человеками, тогда он по преимуществу стал с нами Бог. Ибо не ангел, не архангел был с нами, но Сам Господь, который Сам сошёл и воспринял на себя всё дело исправления, когда беседовал с блудницами, возлежа с мытарями, ходил в дома грешников – всё просветил и преобразовал. Это самое предвозвестил пророк в настоящем пророчестве» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, померкло солнце, и сделалась тьма по всей земле, и потряслась земля, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое ( Лк.23:45 ; Мф.27:51 ). 251. Кому поручил распятый Спаситель Свою Пресвятую Матерь? Свою Пресвятую Матерь распятый Спаситель поручил Своему любимому апостолу Иоанну; оба они стояли под крестом с Марией Магдалиной и другими благочестивыми учениками Спасителя. 252. Какими словами поручил Господь Иисус Христос Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна? Господь Иисус Христос поручил Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна словами: «Се, Матерь твоя!» – и словами, относящимися к Матери: «Жено! се сын Твой!», – после чего святой Иоанн и взял Ее к себе ( Ин.19:26–27 ). 253. Что возгласил Господь Иисус Христос на кресте непосредственно перед Своей смертью ? Непосредственно перед Своей смертью Господь Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сие сказав, преклонил голову и испустил дух ( Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). 254. Что сказал сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа? Сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа, видя землетрясение и все бывшее, устрашился весьма и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ). 255. Для чего в Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна?» В Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна» для того, чтобы показать нам, что распятие Господа Иисуса Христа было не только одним видом страдания и смерти, как утверждают некоторые лжеучители, но подлинным страданием и смертью, и что Его, умершего, действительно погребли во гробе. 256. Чем подтверждается действительная смерть Господа Иисуса Христа? Действительная смерть Господа Иисуса Христа подтверждается тем, что когда один из воинов пронзил копьем Ему ребра, из раны тотчас потекла кровь и вода, что является доказательством, что настала смерть. 257. Кто погреб тело Господа Иисуса Христа? Тело Господа Иисуса Христа погребли два члена еврейского синедриона – Иосиф из Аримафеи и Никодим, присутствовавшие при распятии и веровавшие в Него ( Мф.27:57–58 ; Ин.19:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В числе других предписаний были нарушены и предписания о покое субботнего дня. Как и в дни будничные, в субботу топтали точила, возили снопы, навьючивали ослов вином, виноградом и смоквами и везли все это в Иерусалим, где вследствие стечения народа к храму, торговые сношения в субботу были, вероятно, даже более оживленны, чем в остальные дни 256 . Неемия сделал строгое внушение нарушителям субботнего покоя. Но тирские купцы, не смотря на это, по-прежнему продолжали везти рыбу и разные товары и раскладывали их на рынках Иерусалима в субботний день, привлекая многочисленных покупателей. Тогда Неемия снова обратился к знатнейшим из иудеев с увещеванием не нарушать священного покоя. „И я сделал выговор знатнейшим из иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на град сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу“ (XIII, 17–18). Не ограничиваясь одними увещеваниями, Неемия дал повеление запирать вечером накануне субботы городские ворота и не отпирать их до утра после субботы. А так как выход из города все-таки дозволялся, то для того, чтобы никакая ноша не проносилась через ворота, около них была поставлена стража (XIII, 19). Но и такие меры не вполне достигали цели. Продавцы, изгнанные из города, стали останавливаться по субботам около стен и здесь по-прежнему производили торговлю. Только уже тогда, когда Неемия угрожал употребить меры насилия, они перестали появляться в субботу, и с этого времени покой седьмого дня в Иерусалиме уже не нарушался. После этого Неемия сделал еще одно распоряжение касательно празднования субботы: „и сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний“ (XIII, 22). Определить, в чем собственно состояло это последнее распоряжение Неемии, – довольно трудно, так как известие о нем слишком кратко. По мнению Берто, Неемия повелел, чтобы накануне субботы левиты возвещали стражам ворот о наступлении священного дня и торжественно объявляли это наступление особой формулой 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» (Матф.3, 12)? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными. Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. (Колос. 2, 18)? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» (ст. 23). Таковы Манихеи и им подобные. Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» (Римл.12, 11)? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощетъ зело» (Пс.111, 1). Вопрос 260. Поелику Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» (Ефес.5, 17), а иногда: «не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч. 3, 7). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 4—5). Вопрос 261. Поелику Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21, 22); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» (Матф.18, 19); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 8), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Все верные, рассеянные по лицу земли, находятся в общении друг с другом во Святом Духе, так что «кто находится в Риме, тот знает, что индусы – его члены» 257 . Поскольку же Царство Христово – не от мира сего (ср. Ин 18, 36 ), Церковь , или Народ Божий, предуготовляя это Царство, не умаляет ничего из временных благ какого бы то ни было народа, но, напротив, поощряет и осваивает способности, ценности и обычаи народов, если они хороши, и осваивая, очищает, укрепляет и возвышает их. Ибо она помнит о том, что должна собирать с Царем, Которому даны народы в наследие (ср. Пс 2, 8 ) и в Град Которого приносят дары и богатства (ср. Пс 72 (71), 10; Ис 60, 4–7 ; Откр 21, 24 ). Эта печать вселенскости, украшающая Народ Божий, есть дар Самого Господа, и этим даром Вселенская Церковь действенно и постоянно стремится объединить все человечество со всем небесным и земным под Главою Христом в единстве Его Духа 258 . (4112) В силу этой кафоличности каждая отдельная часть приносит оставленным частям и всей Церкви собственные дары, так что и целое, и отдельные части возрастают благодаря всем, кто взаимно общается и стремится к единству в полноте. Отсюда следует, что Народ Божий не только собирается из разных народов, но и в себе самом сплачивается из различных разрядов. Ведь между его членами налицо многообразие: либо согласно их обязанностям, поскольку некоторые исполняют священнослужение на благо своих братьев, либо согласно положению и устроению жизни, ибо некоторые в чине монашествующих, устремляясь ко святости более тесным путем, поощряют братьев своим примером. Поэтому и в церковном общении на законных основаниях существуют отдельные Церкви, имеющие свои собственные традиции, причем в силе остается первенство кафедры Петра, председательствующей во вселенском объединении любви 259 , оберегающей законное многообразие и вместе с тем следящей за тем, чтобы своеобразие не вредило единству, а, скорее, способствовало ему. Отсюда, наконец, эти узы тесного общения между разными частями материальной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Гл. 16, 13 и да возложит фимиáм на óгнь пред Гóсподем, и покрыет дым фимиáмный очистилище éже на свидениих, и не ýмрет и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть «В этом, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – изображался Христос, всю св. скинию, т. е. Церковь , наполнявший духовным благоуханием» (тв. ч. 5, стр. 225). Гл. 16, 34 И бýдет сиé вáм закóнное вечное, éже молитися о сынех Изрáилевых о всех гресех их, единою в лето да сотворится И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году «И сие прообразует домостроительство по плоти Спасителя нашего, – замечает бл. Феодорит, – ибо как архиерей, единою в лето входя во Святое Святых совершать сие священнослужение, так, по слову Божественного апостола, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшёл на небо, „вечное искупление обретый” ( Евр.9, 12 )» (тв. т. 1, стр. 179). Гл. 21, 11 и ко всякой души умéршей да не приидет: над отцéм своим и над мáтерию своéю да не осквернится и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя По объяснению св. Кирилла Александрийского , – тем, что «архиерей должен удаляться от мертвечины, не подходя ни к чему мёртвому, не заботясь при сем о почтении к отцу или матери, или братьям, косвенно указывает на то, что во Христе отнюдь нет ничего скверного» (тв. ч. 2, стр. 256–257). Гл. 21, 13 Сéй в женý деву от рóда своегó да пóймет В жену он должен брать девицу [из народа своего] Гл. 21, 14 вдовицы же и изгнáныя, и осквернéныя и блудницы, сих да не пóймет: но девицу от плéмене своегó да пóймет в женý вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену По мысли того же св. Отца, жена ветхозаветного Первосвященника долженствовала быть девою, а не отверженной во образ Церкви Христовой из язычников (тв. ч. 2, стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010