9. Безстрастный, — что много говорить? — не ктому себе живет, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), как сказал подвигом добрым подвизавшийся, течение скончавший, и веру православную соблюдший (2 Тим. 4, 7). 10. Из одного камня не составляется Царский венец, так и безстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой либо добродетели. 11. От послушания раждается смирение, от смирения же — безстрастие, которым завершается смирение. Начало смирения послушание; а безстрастие, которое есть дщерь смирения, совершает матерь свою. 12. Некоторые изнуряют тела свои для получения безстрастия и богатства дарований, чудодействия и силы прозрения; но сии бедные не знают, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ. 13. Кто с добродетелию смирения сочетался браком, тот кроток, тих, удобоумилен, милосерд, наипаче же мирен, радостен, благопокорлив, безпечален, бодр, неленостен, и — что много говорить? — безстрастен, потому что во смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23. 24), — от страстей и скверн наших. 14. Многие скоро получили прощение грехов, — но никто скоро не приобрел безстрастия; ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия. ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ДОРОФЕЙ Краткое сведение о нем. Процветал Авва Дорофей в конце шестаго и в начале седьмаго века. Раннюю молодость свою провел он в изучении светских наук, — очень прилежном. По окончании образования жил несколько времени на родине, не далеко от обители Аввы Серида, может быть, в Аскалоне или Газе. Состояние его было достаточное. Скоро вступил он в сношение с великими старцами Варсанофием и Иоанном, которых наставления расположили его, оставя все, принять монашество в обители Аввы Серида, где они имели покой. Под их руководством прошел он иноческое свое воспитание, преимущественно впрочем под руководством старца Иоанна, проходя в тоже время и послушания, возлагаемыя на него Аввою обители, который сначала вверил его надзору странноприимницу, а потом больницу. Во время этого последняго послушания он был руководителем св. Досифея. По кончине Аввы Серида и старца св. Иоанна, когда общий наставник их великий Варсанофий совершенно заключился в своей келлии, препод. Дорофей удалился из общежития Аввы Серида и был настоятелем другой некоей обители. Вероятно к этому времени относятся его поучения, говоренныя им своим ученикам. Эти поучения в числе двадцати одного и несколько посланий составляют все, что осталось нам в наследии от писаний сего отца, свет учения котораго распространялся не только в обителях иноческих, но и всюду между христианами. Время кончины его полагают около 620 года. Память его июня 5–го. Подвижническия наставления Св. Аввы Дорофея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

620. Брат погрешил в (некотором деле) и, многократно слыша от аввы: «Скажи только: прости», ожесточившись, не сказал сего. Авва же, произнеся молитву с тремя земными поклонами, едва убедил его сказать: прости. Когда же брат сей уходил в свою келлию, авва сказал ему: «Брат, будучи наедине, в своей келлии, испытай сам свое сердце, и найдешь, отчего случилось с тобою такое ожесточение». Когда же брат тот сделал сие, то пришел, повергся пред аввою, сознаваясь в своей вине, и просил возвестить дело это великому старцу Варсонофию и попросить его сотворить о нем молитву. 621. Тот же брат, еще раз ослушавшись аввы, вопросил великого старца: полезно ли ему исполнять то, что он во время гнева скажет другому с клятвою, или покаяться и не исполнять клятвы. 622. Тот же брат, успокоившись относительно сего, так вопросил того же великого старца: боголюбие твое изрекло, что грешный может загладить грехи свои покаянием – как же это? Разве он не нуждается в молитвах святых, но сам собою достаточен для того? Если же и сам не принесет истинного покаяния, а святые помолятся о нем, то не прощаются ли грехи его ради них? Вопрос 623. Некоторый христолюбивый муж вопросил другого старца Иоанна, говоря: отец мой, я думаю сделать благотворение из моего имения и прошу тебя, скажи мне, что полезнее, дабы я мог с радостью возвратиться в дом мой: делать ли (сие благотворение) понемногу или в один раз? Вопрос 624. Брат вопросил того же старца: должно ли принимать что-либо от других и раздавать нищим, потому что некоторые убеждают сие делать. Вопрос 625. Когда тот, кто дает мне (деньги), настойчиво говорит: «Если ты не возьмешь и не раздашь, то я сам ничего не раздам». Должно ли в таком случае призреть нищих, страдающих от голода? Вопрос 626. Некоторый христолюбивый муж вопросил того же старца, говоря: если кто-нибудь просит у другого милостыни, а тому нечего дать, должен ли он взять взаймы и дать просящему? Вопрос 627. Поясни мне, отец мой, сказанное тобою: кто имеет только необходимо-нужное для него самого, тот не должен сего издерживать (на милостыню), как случится, чтобы после не скорбеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Преставление благоверного князя Феодора Ярославича. Он был братом св. Александра Невского. В 1228 г. отец оставил их обоих в Новгороде, как представителей княжеской власти. Но новгородцы очень скоро взбунтовались, и князья должны были удалиться от них. В это время пожар истребил почти половину города, и начало умирать множество людей, так что новгородцы просили великого князя Ярослава послать княжить у них сыновей Феодора и Александра, и он согласился. Отцу хотелось женить Феодора, и уже избрана была невеста. Все было готово к браку, собрались и гости, как вдруг умирает жених. Тело Феодора, при великом плаче, было погребено в Юрьевом монастыре. В 1614 г. шведы, при разграблении монастыря, ища сокровищ, нашли тело князя совершенно нетленным, так и оставили у церковной стены. От мощей происходили исцеления. Тогда мощи св. князя были перенесены в Софийский собор, где они и почивают открыто. Преподобный авва Дорофей был человеком весьма образованным; он составил много подвижнических сочинений. «Когда начинал я учиться, – пишет о себе св. Дорофей, – то очень тяготился ученьем. Но когда стал принуждать себя, то Бог дал мне такое старание, что за книгой я забывал все и всех». Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. Служил с великой любовью и неутомимо больным и странным, в больнице и странноприимнице при монастыре. Впоследствии основал свой монастырь, где был игуменом. Скончался около 620 г. 6-е число Преподобный Виссарион жил в V веке, в Египте. В молодых летах принял св. крещение и начал вести жизнь благочестивую. А сделавшись учеником св. Исидора Пелусиота (память его 4 февраля), предался самым строгим подвигам: мало ел, – иногда по неделе, а иногда по 40 дней ничего но вкушал; мало спал, и то сидя, а не лежа, – однажды 40 суток простоял на одном месте без сна и пищи, углубившись с созерцание Бога и молитву; одежды почти не имел, покрывался рубищем только для прикрытия наготы. Постоянно слезы текли из его глаз, и частые воздыхания исходили из глубины его сердца. Посему еще при жизни св. Виссарион удостоен был дара чудотворений: так однажды, для утоления жажды своего ученика в пустыне, морскую соленую воду он сделал ключевой; опоздав на пути, остановил солнце, чтобы докончить путь. При такой своей нравственной высоте св. Виссарион имел великое смирение, приписывая все Богу. Однажды игумен приказал некоему из братии удалиться из монастыря за проступок. Вместе с ним ушел и святой в том убеждении, что и он грешен. Св. Виссарион скончался в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

ДМИТРИЙ донской, св. (1350–1389) – великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1362 г. При нем в 1367 г. был построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861) – русский литературный критик и публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном цар­стве», «Когда же придет настоящий день?». Создал сатирическое приложение к «Современнику» – «Свисток» (1859). Автор сатирических стихов, пародий. ДОБРОЛЮБОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (ок. 1876–1945) – русский поэт. Стихи в русле эстетики и идей декадентства вошли в сборники «Natura naturans. Natura naturata» («Природа порождающая. Природа порожденная», 1895) и «Собрание стихов» (1900); религиозные искания нашли отражение в стихах сборника «Из книги невидимой» (1905). Основатель религиозной секты «добролюбцев» («братков»), близкой к молоканам. Восприятие Д. в символистских кругах носило культовый характер. ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ , авва († 620) – преп., сирийский монах, настоятель монастыря близ Газы; автор аскетических «Наставлений» и 30 «Слов о подвижничестве». В его поучениях монахам особое внимание уделяется соблюдению заповедей. Только через соблюдение заповедей благодать, полученная при крещении, может исправить имеющееся в человеке зло. Автор влиятельных аскетических «Наставлений». См.: Душеполезные поучения и писания аввы Дорофея . М., 1862 (2-е изд.). Память Д. в Русской Православной церкви 5 (18) июня. ДОСИФЕЙ (Досифей Нотара; 1641–1707) – патриарх Иерусалимский с 1699 г., при котором состоялся Иерусалимский собор (1672 г.), выработавший православное исповедание – один из вероучительных документов Восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. Димитрий прославился как церковный писатель. Ему принадлежат следующие сочинения: «Зерцало православного исповедания» и «Розыск о раскольнической Брынской вере», «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающея и молящея в тайне», «Поклонение Св.Троице», «Духовные псальмы или песнопения», «Диарий», «Руно орошенное», «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова», около 100 поучений, несколько духовных драм, из которых самая знаменитая – «Рождественская». Память 21 сентября. – 30, 213. Димитрий – епископ Тульский и Белевский. 16 января 1811 † 14 ноября 1883. В мире Климент Иванович Муретов. Родился в семье диакона села Путинского Пронского уезда Рязанской губернии. Окончил Сапожковское духовное училище, Рязанскую семинарию и Киевскую духовную академию. В 1834 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а в 1835 г. – в иеромонаха. В 1834–1836 гг. преподавал в Киевской академии. В 1836 г. зачислен в соборные иеромонахи Киево-Печерской лавры. В 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря с оставлением в должностях профессора и инспектора. В 1841 г. назначен ректором Киевской академии с поручением управления Киево-Братским монастырем. В 1851 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. Тульской паствой управлял 6 лет, снискав ее горячую любовь. В 1857 г. назначен на Херсонскую кафедру с возведением в сан архиепископа, в 1874 г. – на Ярославскую, в 1875 г. – на Волынскую. Скончался в Одессе, где и похоронен. – 157, 175. Д.К. – двоюродный брат монахини Юлии Гурьевой, служивший в драгунском полку. – 234. Д.Л. – 217, 234. Дометий – монах Оптиной Пустыни. 1828 † 12 апреля 1880. В мире Дмитрий Васильевич Казанцев. Из новосильских мещан. В число братства определен сверхштатным до открытия особой вакансии 9 октября 1856 г., а на послушническую вакансию – 7 октября 1857 г. Рясофором накрыт 16 февраля 1859 г., в монашество пострижен 28 августа 1866 г. Нес послушания при конном дворе, в монастырской поварне, был помощником просфорника и гостинником. – 292, 308. Дорофей – преподобный, авва. Конец VI в. † 620. Родился в окрестностях Аскалона в Сирии, был достаточным человеком. Раннюю молодость провел в изучении светских наук и развил в себе дар слова. Пользовался наставлениями свв. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка и под руководством последнего принял монашество в обители преп. аввы Серида, где нес послушание в странноприимнице и был начальником больницы. Его учеником стал преп. Досифей. После смерти св. Иоанна перешел настоятелем в другой монастырь. До нашего времени дошли 30 подвижнических слов, несколько посланий и 21 аскетическое наставление преподобного, извлечения из которых помещены в русском Добротолюбии. В его записи известны поучения препп. Зосимы, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Хорошо знал Св.Писание и творения св.отцов. Память 5 июля. – 21, 88, 92, 94, 121, 122, 125, 179, 207, 213, 262.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Киновиями — (от греч. общий, жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от конастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды представляют обязательно на общую потребу монастыря. Жизнь в этих монастырях не так трудна, как жизнь в пустыне, связанная с полным отречением от всяких удобств. Стадия — мера длины у греков, равняющаяся приблизительно 88 нашим саженям. С 494–517 г. Скифополь — город лежавший в 620 стадиях от Иерусалима. В то время он был в цветущем состоянии и назывался Воротами рая, городом пальм и маслин. Теперь это — бедная деревня среди бесплодной пустыни. Иудейская пустыня, в которой спасался Иоанн, разделялась на несколько частей. Внутренняя часть ее у северо-западных берегов Мертвого моря называлась Рува. Мелагрия — малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса. Дан. 14:39. Пророку Аввакуму было повеление от Бога — доставить пищу Даниилу, томившемуся во рве львином. Аввакум был чудесно перенесен для сего Ангелом из Иудеи в Вавилон и подобным же образом возвращен в Иудею. Поприще — немного более нашей версты. Сарацинами обыкновенно называются арабские разбойнические племена, кочующие в Аравии. Иногда же этим именем означаются все вообще мусульманские народы. Аравия занимает обширный юго-западный полуостров Азии, омываемый водами Персидского залива. Аскалон — палестинский город с гаванью, лежавший на Восточном берегу Средиземного моря, в 520 стадиях от Иерусалима. Авва — отец; это наименование присваивалось преимущественно начальникам монастырей. Преподобный Савва преставился в 532 г. Вифлеем — город, в котором родился Иисус Христос, к югу от Иерусалима. Ливиада — местность на восток от Иордана. Иерихон — один из самых древних городов Палестины — находился в расстоянии 6 часов пути от Иерусалима, на западном берегу Иордана. Память его сентября 29-го. — Лавра Сукийская (по Сирскому наименованная, а по-гречески — Старая Лавра) была основана преп. Харитоном в первой половине IV в., и находилась в дикой отдаленной местности в пустыне Иудейской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

614 Зелинский Ф. Ф . Древнегреческая религия. — Киев, 1993, с. 123. 615 Насколько я понимаю, это стихотворение Гумилева выражает то же настроение, что и " Естество " , где Гумилев со слезами на глазах приветствует торжество технократического, депоэтизирующего и демифологизирующего мышления: " Я не печалюсь, что с природы покров, ее скрывавший, снят, что древний лес, седые воды не кроют фавнов и наяд… " . В обоих стихотворениях — попытка посмотреть на мир чужими, не своими глазами, но глазами человека, у которого нет " шестого чувства " для любования миром… 616 Можно вспомнить соборы Московского Кремля, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Новгородскую Софию. 617 Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия, сс. 302 и 340. 618 В начале было Слово, с. 105. 619 Св. Мефодий, епископ и мученик…, сс. 242–243. 620 преп. Макарий Египетский . Духовные беседы, с. 390. 621 авва Дорофей . Душеполезные научения и послания, с. 50. 622 преп. Иоанн Лествичник . Лествица, с. 64. 623 Кажется, понимают это и сами протестанты, и мне известны случаи исключения студентов из адвентистской семинарии за чтение книг русских религиозных философов. 624 Веббер Р. Э . Критика массового евангелического христианства.//Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. 1992, сс. 85–93. 625 То, что классический протестантизм быстро придвигается к полному безверию, ощутил еще Тютчев. Его знаменитое стихотворение " Люблю я лютеран богослуженье " , которое русские протестанты почему-то любят цитировать, на самом деле очень пессимистично: " Но видите ль? Собравшися в дорогу, в последний раз вам Вера предстоит: еще она не подошла к порогу, еще за ней не затворилась дверь… Но час пробил… Молитесь Богу, — в последний раз вы молитесь теперь " . Так оно и получилось — не прошло и ста лет, как авторитетнейший протестантский богослов Пауль Тиллих на вопрос " Молитесь ли Вы? " ответил: " Нет, но я медитирую " ( Шейфер Ф. Современная философия и теология.//Диспут. 1992, январь-март, с. 72). Об этом либеральном протестантизме и сказано Мережковским: " лютеране — опустошители Церкви " ( Мережковский Д. С . Указ. соч., с. 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

1155 Oriens Christianus, II (1902), pp. 5889; второе приписываемое Анастасию Синаиту собрание О. С. III (1903), pp. 5690 не имеет непосредственного отношения к Синаю и может иметь другого автора, хотя оно также датируется серединой седьмого века. 1156 В с. II говорится о Пике Илии «прежде чем он был осквернен нынешним народом». В с. XX описывается кончина Стефана Византийца, который был «хартуларием» у полководца Мавриана (653) – см. Theophanes, P. G. 108. 70 Α. Μ. 6145). «Авва» автора, умерший за два года до написания этого труда, был знаком со Стефаном (с. XXI). Один из старых отцов вспоминает о появлении (620?) предполагаемого сына императора Маврикия (с. XXIX). 1161 с. XXXIV. Если мы отождествим этого Анастасия с тем, который в 559 году стал патриархом Антиохийским, и будем исходить из того, что время его игуменства предшествовало названной интронизации, а не приходилось на период изгнания из Антиохии (57093), то Лествичника можно было бы отождествить с корреспондентом святого Григория. Однако других явных свидетельств в пользу названного предположения в наших Recits, похоже, нет. 1162 с. VI. При любом счете времени вряд ли возможно отождествить на хронологической основе ученика (Стефана Каппадокийца) с носившим то же самое имя монахом, о котором мы читаем в «Луге» (Meadow, сс. 122:127) и который, будучи уже пресвитером, был послан представлять игумена в Иерусалиме (5512). 1163 с. XXXII. Здесь же (если только мы можем доверять этим рукописям) он назван савваитом, вследствие чего мы можем придти к заключению, что речь идет вовсе не о Лествичнике. Скорее всего, здесь говорится и не об Иоанне Саввваите, фигурирующем в других историях, если только истории эти не были написаны в разное время. Видимо, это и не Иоанн, который в 649 году был игуменом МарСабы и поставил свою подпись под посланием Латеранскому собору 649 г. 1164 сс. V, VII, XXXIX (история, в которой вспоминается об интересе святого Григория к Горе: Иоанн, игумен Синайского монастыря, рассказывает писателю, как за несколько лет до этого папа римский, узнав о том, что в обители нет больницы, отправил туда деньги и послания и построил больницу, послушание в которой нес либо Иоанн, либо писатель; у нас не возникает ощущения того, что это происходило в то время, когда Иоанн, о котором здесь идет речь, стал уже игуменом).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

По получении образования преп. Дорофей стал все чаще посещать монастырь аввы Серида, где тогда славились два старца, преподобные Варсонофий и Иоанн . Их наставления, а также сама благодатная атмосфера монастырской жизни заставили преп. Дорофея переосмыслить свою жизнь и вступить на монашеский путь. Свое монашеское воспитание преп. Дорофей получил под руководством великих затворников, преимущественно же под руководством преп. Иоанна Пророка, которому он был вручен преп. Варсонофием. Преп. Дорофей открывал все свои помыслы старцу и ничего не делал без его совета, при этом он добросовестно нес все обязанности, возлагаемые на него игуменом монастыря. Первоначально он нес послушание гостиничного, а затем, по благословению старцев и игумена, выстроил больницу на средства одного брата, где с усердием служил больным и странникам. На послушании в больнице у преп. Дорофея был преп. Досифей, которого преп. Дорофей в короткий срок возвел на высоту совершенства и привел ко спасению. Авва Серид доверил преп. Дорофею и другое почетное послушание – быть келейником у преп. Иоанна Пророка. Преп. Дорофей нес это послушание около десяти лет, насыщаясь духовной мудростью прозорливого старца. По кончине аввы Серида и преп. Иоанна Пророка, когда преп. Варсонофий обрек себя на полное молчание (прерываемое, возможно, лишь в исключительных случаях), преп. Дорофей вышел из обители. Там же, в Палестине, близ Газы, он построил свой собственный монастырь, жизнь коего основывалась на духовных принципах преподобных Варсонофия и Иоанна . В этой обители он сделался духовным руководителем иноков и именно тогда составил свои аскетические сочинения. Скончался преп. Дорофей, вероятно, не позднее 620 года. Церковь совершает его память 5/18 июня. §2. Сочинения Сочинения преп. Дорофея носят аскетический характер. Он является автором 21-го «Душеполезного поучения к ученикам», нескольких посланий, сочинения «О подвижничестве» в 30-ти главах. Также в его записи известны аскетические наставления современных ему старцев-аскетов – преп. Варсонофия Великого, преп. Иоанна Пророка и аввы Зосимы, проведшего последние годы жизни при императорском дворе в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Если мы, будучи немощными, не можем трудиться, то постараемся смириться; и за малое, совершаемое нами со смирением, будем и мы разделять участь святых, много потрудившихся и работавших Богу. Не требуй любви от ближнего, ибо требующий её смущается, если её не встретит; получше ты сам окажи любовь ближнему – и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви. После кончины преподобного Иоанна Пророка преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой своей кончины, последовавшей в 620 году. Память его совершается 5/18 июня. О совести Когда Бог сотворил человека, то Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Это называется совестью, а она есть естественный закон. Хранение совести разнообразно, ибо человек должен сохранять её в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу поступает по совести тот, кто не пренебрегает Его заповедями – даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас; он слушает совесть свою к Богу втайне. Например, обленился ли человек в молитве или страстный помысел вошёл в сердце его, а он не воспротивился ему и не сдержал себя, но принял этот помысел; также если кто-то, видя ближнего, как обыкновенно случается, осудил его – короче сказать, всё недоброе, что бывает втайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы сознавать как грех и каяться; и это-то и есть хранение совести в отношении к Богу. Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего, делом или словом, или видом, или взглядом: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взглядом можно оскорбить брата. Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не нужно пренебрегать им, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место. Также и в пище: иной может удовлетворить свою потребность малым количеством овощей, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей, – это всё против совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dom-du...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010