Во все время пребывания в монастыре авва Дорофей обучался иноческому деланию: В монастыре авва Дорофей прошел школу смирения, оставив об этом письменные свидетельства. Так, например, он пишет: Я очень помню, как один брат, идя вслед за мною от больницы до самой церкви, поносил меня, а я шел впереди его, не говоря ни слова. Когда же Авва узнал это, — не знаю, кто сказал ему о сем, — и хотел наказать брата, я пошел и пал ему в ноги, говоря: «Ради Господа, не наказывай его, я согрешил, брат нисколько не виноват». После смерти преподобного Иоанна и игумена Серида авва Дорофей покинул обитель. Он основал другой монастырь и до самой смерти, последовавшей около 620 года, был там настоятелем. Наследие преподобного аввы Дорофея состоит из 21 поучения, нескольких посланий, 87 вопросов с ответами на них преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. Авва Дорофей в рукописях также оставил запись наставлений преподобного аввы Зосимы и 30 слов о подвижничестве. Эти работы были во всех монастырских библиотеках и в обязательном порядке переписывались. На Руси известные святители переписывали его книги от руки. Оптинские старцы высоко оценивали труды аввы Дорофея. Его тексты, адресованные инокам, на самом деле полезны каждому, кто ступил на путь духовного совершенствования. Произведения аввы Дорофея написаны простым доступным языком. Поучения полны духовной мудрости и пронизаны глубокой любовью к Богу и ближним. Поучения аввы Дорофея В своих поучениях авва Дорофей рассуждает о грехах, говорит о том, как переносить искушения. Творения аввы Дорофея можно считать «азбукой аскетики» — науки обретения святости. На Руси все поступающие в монастырь знакомились с трудами аввы Дорофея. Наставления аввы Дорофея касаются основных вопросов духовной жизни. Они не потеряли актуальности до сегодняшнего дня. По словам Оптинских старцев: преп. Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия.

http://pravmir.ru/avva-dorofey/

Скурат Константин Ефимович Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

В течение 10 лет преподобный Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка . Еще и прежде он открывал ему все помыслы, а новое послушание соединил с совершенным преданием себя в волю старца, так что не имел никакой скорби. Беспокоясь, что он не исполнит заповедь Спасителя о том, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, авва Дорофей открыл этот помысл старцу. Но преподобный ответил: " Не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем " . Преподобный Дорофей считал счастьем для себя служить великому старцу, но всегда был готов уступить эту честь другим. Кроме отцов обители аввы Серида преподобный Дорофей посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в том числе и преподобного аввы Зосимы . После блаженной кончины аввы Иоанна и по совершенном безмолвии аввы Варсонуфия авва Дорофей основал свой монастырь, иноков которого окормлял до самой своей смерти, последовавшей около 620 года . Ученик аввы Дорофея, преподобный Досифей вспоминал о своем учителе: " К подвизавшейся с ним братии он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, - а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда - единодушия, матери всех добродетелей " . Преподобный авва Дорофей, фреска, Афон (Дионисиат). 1547 г. Молитвословия Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:) Явился еси непоколебимое монашествующим утверждение,/авво Дорофее богомудре,/и свет поучений твоих знаменася на нас,/любовию тебе зовущих://возшел еси к Богу, еже молитися за ны. Творения Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского . Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, - эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея.

http://drevo-info.ru/articles/13672781.h...

Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Определение святым отцам находим в труде архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви» (В 3 т. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1882. Т. 1. С. IV): «Отцами же Церкви христианской собственно именуются следовавшие за Апостолами учители Церкви, оставившие последующим временам свои писания с силою возрождать духовных чад о Христе; это те преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума, и хотели по благодатной чистоте души предлагать, и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение». Архиеп. Филарет предлагает следующие периоды истории отцов Церкви (см.: Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 1. С. XVII): 1) 70–312 гг. – век мужей апостольских, «ближайших преемников предания апостольского, подвизавшихся преимущественно против язычества и иудейства», среди них сщмчч. Климент, папа рим., Игнатий Богоносец ; 2) 312–620 гг. – «объемлет тех, которые... защищали против человеческих своеволий откровенное учение о Сыне Божием и Святом Духе»; в это время для искоренения ересей Ария, Нестория монофизитов (признававших наличие у Господа нашего Иисуса Христа только Божественной природы и отрицавших человеческую природу Христа) и установления догматов христианского вероучения были созваны пять Вселенских Соборов. Их участниками были свтт. Афанасий Великий , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Лев Великий и другие св. отцы; 3) 620–850 гг.– это время установления богослужебного канона и борьбы Церкви с ересями монофелитов (признававших две природы Господа нашего Иисуса Христа – Божественную и человеческую, но находивших у Него единую – Божественную – волю) и иконоборцев, для чего созывались VI и VII Вселенские Соборы. Наиболее известные св. отцы этого периода: прпп, авва Дорофей , Максим Исповедник , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин , Феодор Студит ; 4) 850–1450 гг. – период отделения Римской церкви от Вселенской. В эти века прославились такие св. отцы, как свв. равноапп. Кирилл и Мефодий, учители Словенские, прп. Симеон Новый Богослов , свт. Григорий Палама и его ученики; 5) 1450 г.– и до сего дня: св. отцы этого периода обличают как возрождающиеся ереси перв. веков, так и новые ереси и расколы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Время кончины преподобного аввы Дорофея с большой вероятностью следует отнести к 620 году. Преподобный написал «Душеполезные наставления» ученикам; по рукописям известно также его 30 Слов «О подвижничестве», он записал устные наставления современного ему палестинского подвижника преподобного Зосимы и собрал наставления преподобных Варсануфия и Иоанна. Преподобный Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн родился, вероятнее всего, в Константинополе. В юности он получил хорошее образование, однако, в 16 лет оставив мир, ушел на Синайскую гору, где предал себя в повиновение старцу Мартирию. Он проявил великое послушание старцу и через четыре года был пострижен в иноческий образ. По кончине старца, с которым преподобный Иоанн прожил 19 лет, он решил избрать отшельническую жизнь. Для своего уединения преподобный Иоанн избрал пустыню Фола, в углубленной долине у подножия горы Синай. Каждую субботу и воскресенье он приходил в храм Синайской обители на богослужение и для приобщения Святых Тайн. В своей повседневной жизни преподобный Иоанн старался уклоняться от всяких крайностей: на трапезе он употреблял все, что не запрещено уставом, хотя и соблюдал умеренность; не проводил ночей без сна, хотя и не спал много, – и таким образом смирял себя. Свободное от молитвы время преподобный Иоанн посвящал чтению и переписыванию душеполезных книг. Проведя в пустыне 40 лет в подвигах, преподобный Иоанн общим желанием братии был избран игуменом Синайской обители. Преподобный Иоанн четыре года управлял паствою и – вновь возвратился в уединение. Это произошло незадолго до кончины, которая последовала на 80-м году его жизни, в 649 году. Преподобный Иоанн известен как автор знаменитой «Лествицы», в которой в виде 30-ти Ступеней описывается путь духовного восхождения человека; а также книги «К пастырю», объясняющей обязанности пастыря духовных овец. Блаженный авва Фалассий Блаженный авва Фалассий жил в первой половине VII века и был пресвитером и настоятелем одного монастыря в пустынях Ливийских. С любовью к благочестию сей блаженный авва соединял стремление к духовному просвещению и много занимался изучением Священного Писания. Он был современником преподобного Максима Исповедника , который написал ему несколько писем и посвятил целую книгу, содержащую изъяснение трудных мест Священного Писания. Преподобный Максим высоко чтил авву и в одном из писем назвал его своим наставником. Блаженная кончина аввы Фалассия последовала, вероятно, не позже 660 года.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330–394). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого . Св. Григорий, епископ Нисский (ок. 335–394). Один из трех великих Каппадокийцев. Богослов, философ, экзегет Священного Писания. Часто прибе­гал к аллегорическому толкованию текста Писания. Младший брат св. Васи­лия Великого. Авва Евгарий Понтийский († 399). Ученик св. Григория Богослова , под­визался в Нитрийской пустыни при обоих Макариях, подвижник, слушал Дидима Слепца , муж ученый, один из первых учителей монашеского бого­словия. Был осуждаем за приверженность оригену . Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский (ок. 347–407). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Непревзойденный проповедник. Экзегет Антиохийской школы, толковал Св. Писание, преимущественно в духовно-нравственном значении, применяя и дру­гие герменевтические подходы. Истолковал значительную часть Св. Пи­сания. Прп. Марк Подвижник (IV век). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подви­зался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много тол­кований на различные места Писаний. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Св. Григорий Двоеслов (Великий), папа Римский (ок. 540–604). Вели­кий римский святитель, во многом определивший богословскую жизнь и ус­троение церковной жизни европейского средневековья. Авва Дорофей († 620), монах монастыря Сериды в Сирии, потом насто­ятель монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений», а также тридцати «Слов» о подвижничестве. Авва Дорофей был учеником преподоб­ного Варсонофия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

136. «В каждой пище есть естественная сладость: не делает ли она вреда принимающему пищу?» – Владыка Бог каждому роду пищи даровал сладость, и принимающему оную с благодарением нет от сего вреда. Пристрастия же всегда надобно остерегаться: ибо оно составляет вред для души. 137. «Не неприлично ли делать что-либо так, чтоб работа выходила чистою, когда, например, случится мне строить здание, или делать что-либо другое?» – Делать вещь так, чтобы она выходила чистою и красивою, не неуместно ради употребления, для которого эта вещь служит, но без пристрастия, ибо и Господь радуется о всякой чистоте. Если же примечаешь в себе пристрастие к вещи, то вспоминай конец ее, как она подвергается тлению, и успокоишься; ибо нет ни одной вещи, которая бы пребывала постоянно в одном и том же виде, но все тленно и изменчиво. Преподобный Авва Дорофей Преподобный Авва Дорофей. Краткое сведение о нем Процветал авва Дорофей в конце шестого и в начале седьмого века. Раннюю молодость свою провел он в изучении светских наук, – очень прилежном. По окончании образования жил несколько времени на родине, недалеко от обители аввы Серида, может быть, в Аскалоне или Газе. Состояние его было достаточное. Скоро вступил он в сношение с великими старцами Варсануфием и Иоанном, которых наставления расположили его, оставя все, принять монашество в обители аввы Серида, где они имели покой. Под их руководством прошел он иноческое свое воспитание, преимущественно впрочем под руководством старца Иоанна, проходя в то же время и послушания, возлагаемые на него аввою обители, который сначала вверил его надзору странноприимницу, а потом больницу. Во время этого последнего послушания он был руководителем св. Досифея. По кончине аввы Серида и старца св. Иоанна, когда общий наставник их великий Варсануфий совершенно заключился в своей келлии, прп. Дорофей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем другой некоей обители. Вероятно, к этому времени относятся его поучения, говоренные им своим ученикам. Эти поучения в числе двадцати одного и несколько посланий составляют все, что осталось нам в наследие от писаний сего отца, свет учения которого распространялся не только в обителях иноческих, но и всюду между христианами. Время кончины его полагают около 620 года. Память его июня 5-го.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вопрос 369 , того же. Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы уразуметь полезное, и по немощи моей, презревь оное, не согрешить. Ответ прп. Иоанна. Помысл сей весьма вреден; отнюдь не слушай его. Ибо кто уразумев (полезное) согрешит, тот всячески осуждает себя; а кто согрешит, не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя ,и страсти его остаются неисцеленными. Для того и внушает ему диавол (такой помысл), чтобы страсти его остались неисцеленными. А когда помысл внушает тебе, что ты не можешь исполнить ответа, по немощи, тогда вопрошай так: «Отец мой! Я желаю сделать то-то, – скажи, что мне полезно, хотя я знаю, что. если ты и скажешь мне. я не могу исполнит ьи соблюсти сказанное; но лишь для того желаю научиться, дабы осуждать себя, что презрел полезное, это ведет тебя и к смирению. Господь да сохранит сердце твое молитвами святых. Аминь. Вопрос 620 . Брат погрешил в (некотором деле) и, многократно слыша от аввы: «скажи только «прости», ожесточившись, не сказал сего. Авва же, произнеся молитву с тремя земными поклонами, едва убедил его сказать: прости. Когда же брат сей уходил в свою келлию, авва сказал ему: «брат, будучи наедине, в своей келлии, испытай сам свое сердце, и найдешь, отчего случилось с тобой такое ожесточение». Когда же брат тот сделал сие, то пришел, повргся пред аввою, сознаваясь в своей вине, и просил возвестить дело это великому старцу Варсонуфию и попросил его сотворить о нем молитву. Ответ прп. Варсонофия . Брат! Внимай себе. Ты пожелал, чтобы я посеял на поле твоем; никто не принуждал тебя к тому; смотри же, не допускай того, чтобы диавол между твоею пшеницею посеял плевелы – пищу огню. Говорю тебе: ты вопросил меня о своих помыслах. Отцы же говорят, что кто вопрошает старцев, тот должен и сохранять советы их до самой смерти, а кто не сохраняет их, тому это послужило в погибель. В сердце твоем кроются злые и лютые помыслы. Зачем увлекаешься ты смертоносными помыслами о том, что овсе и не существует? Диавол представляет тебе свет тьмою и тьму светом; горькое показывает тебе сладким и сладкое горьким ( Ис. 5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010