Св. Никита Патрикий был родом из Пафлагонии 209 . Он служил при императорском дворе. Д. Папахрисанфу, издавшая сохранившийся в единственной рукописи XII в. фрагмент его жития (BHG 1342E) 210 , отождествляет Никиту с тем стратигом Сицилии, который в 797 г. 211 отправил посольство к Карлу Великому 212 . В правление Никифора I и Ставракия Никита удаляется в один из константинопольских монастырей, который был вынужден покинуть с началом иконоборческого гонения в 815 г. До своей кончины 6 октября 836 г. Никита жил в различных монастырях, в том числе монастыре Катесия, насельник которого и написал упомянутое житие. Лично знаком со святым этот монах не был, но пользовался воспоминаниями племянника и преемника святого в монастыре Катесия, также Никиты 213 . Это позволяет отнести житие к ближайшему после смерти патрикия Никиты и прп. Григорий Декаполита , житие которого использовал анонимный автор, времени, середине IX в. Прп. Николай Студит , ученик прп. Феодора Студита . Его житие (BHG 1365) 214 не несет подписи автора. Прп. Николай, как и его знаменитый учитель, был игуменом Студийского монастыря вслед за прп. Феодором и наследовавшим ему Навкратием 215 . В 848 г. 216 прп. Николай был вынужден удалиться в изгнание в связи с конфликтом патриархов Игнатия и Фотия 217 , вернулся в 867 г., а в следующем 868 г. скончался, прославившись даром исцеления 218 . Также прп. Николай был известен как переписчик книг. Он создал самую раннюю из сохранившихся минускульных рукописей, Евангелие 835 г., принадлежавшее еп. Порфирию Успенскому (1804– 1885) 219 . О книжных трудах своего героя упоминает и автор жития прп. Николая 220 . Молодые годы прп. Николая пришлись на иконоборческое время. Он претерпел заключение и бичевание вместе со своим наставником, прп. Феодором 221 . Поэтому автор жития, некий насельник студийского монастыря 222 , касается и истории спора о священных изображениях. Составители агиографической базы данных Дамбартон Оукс датируют житие 910950 гг. 223 К этому заключению исследователи приходят по причине того, что автор упоминает о посмертном чуде исцеления ученика прп. Николая, бывшем за сорок лет до написания жития и по завершении игуменства Климента, преемника прп. Николая. 224 Как было сказано выше, Д. Краусмюллер полагает, что автором этого жития был монах Михаил, биограф прп. Феодора, что означает чуть более раннюю датировку.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

292 Авва Дорофей . Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900. С. 33. 293 Сопоставление хода Тайной Вечери с традиционными пасхальными трапезами и молитвами иудеев См. Успенский Н. Анафора.//Богословские труды. 13. М. , 1975. и Буйе Л. Библия и Евангелие. Брюссель, 1988. 294 Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994, С. 55. 295 Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 215. 296 Святой Феофан Затворник. Письма. Вып. 1. М. 6 1898. С. 209. 297 Ельчанинов Александр , свящ. Записи. Париж, 1986, С. 57. 298 Древний Патерик. М., 1899. С. 137. 299 Розанов В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990. С. 386. 300 Розанов В. Уединенное. М., 1990. С. 75. 301 Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев.//Символ. 1987. Париж, 18. С. 261. 302 Успенский Л.А. Вопрос иконостаса.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 46. С. 253. 303 Сомов К.В. История христианства. М., 1990. С. 154. 304 Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах.//Символ. 1987. 18. Париж. С. 230. 305 См.: Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. Глава «Новый Завет в свете археологических открытий». 306 О раннехристианских изображениях См.: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. 307 Вот лишь один пример вхождения в мистическую реальность через икону: «Когда я однажды отошел к пречистому образу Рождшей Тебя, Ты Сам, прежде чем я встал, стал видим внутри моего жалкого сердца, соделав его светом. И тогда я узнал, что я имею Тебя в себе познавательно» – Преподобный Симеон. (Цит. : Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 202). 308 Фудель С.И. У стен Церкви. С. 219. 309 Мейендорф Иоанн , протоиерей. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981, С. 143. 310 Шмеман Александр , протоиерей. Исторический путь Православия. Нью-Йорк. 1954, С. 247. 311 Раушенбах Б. В. Некоторые психологические аспекты космонавтики и эстетики.//Психологический журнал. 1986. Т. 7. 1. С. 82.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

<  В проекте «Положения» говорится о двух типах монашеской жизни, но перечисляются три: отшельничество, скитское житие и общежитие. Думается, однако, что скитское житие вполне можно включить в понятие «общежития» в качестве одной из его разновидностей. <  Например у  преп. Иоанна Кассиана Римлянина. Восемнадцатое собеседования аввы Пиаммона о трех родах монахов. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест. 2000. < > <  Примеры решений дореволюционного Святейшего Синода. «От 17-22 июня 1911 года за 4516, постановлено: избранную большинством голосов  сестер Спасо-Бородинского женского общежительного монастыря, Московской епархии, на должность настоятельницы оного, монахиню сего же монастыря Ангелину утвердить в означенной должности, с возведением в сан игумении. От 13-28 июля 1911 года за 5177, постановлено: единогласно избранную  сестрами Осташковского Знаменского женского монастыря, Тверской епархии, на должность настоятельницы сего монастыря, казначею оного монахиню Маргариту утвердить в означенной должности, с возведением в сан игумении. От 1-2 мая 1912 года за 3750, постановлено: освободив архимандрита Иерона, согласно его просьбе, по преклонности лет и болезненному состоянию, от должности настоятеля Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря на Кавказе, утвердить в должности настоятеля названого монастыря, согласно избранию братии, нынешнего наместника оного, иеромонаха Илариона, с возведением его в сан архимандрита. От 29 мая-8 июня 1912 года за 4690, постановлено: на освободившуюся, за смертью игумена Палладия, должность настоятеля Троицко-Стефановского общежительного монастыря назначить единогласно избранного братиею обители иеромонаха сего же монастыря Амвросия». См.:  http://www.russian-inok.org/  Библиотека – «Русский инок» (в конце каждого номера опубликованы журналы заседаний Синода). <  «После того, как он [предыдущий игумен], согласился,  по вашему избранию, поставить меня игуменом, он совершенно воздерживается от всяких приказаний, но следует моей воле». Цит. по: Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Часть I. Москва, 2001. С. 215.

http://bogoslov.ru/article/3513905

Послание 27(215). К братству, находящемуся при Патрикии сыне Братия и отцы! Получив приглашение от отца вашего, как отец его и ваш через него, сказать вам полезное к спасению, я, смиренный, убедился, что это справедливо, и начинаю речь так: наше спасение, возлюбленные дети, состоит в том, чтобы правильно веровать в Святую Троицу и совершать дела, засвидетельствованные святыми заповедями Божиими. «Ибо во Христе Иисусе», как говорит апостол, «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). Понятие о вере относится к учению о православии, а понятие о любви – к учению о добром делании. Итак, мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, Которые суть три Лица, одно естество, одна сила, одно начальное царство над всем, поклоняемые в одном как естестве, так и воле и действии, державе и славе. Веруем, что одно Лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога и Отца, по высочайшей благости, уничижив Себя Самого, принял образ раба и явился в нашем подобии. Это и значит то, о чем говорит св. Богослов: «И Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ); и о чем говорит великий апостол: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Он, Один и Тот же в двух естествах, есть совершенный Бог и совершенный Человек, и в том, и в другом совершенстве не имеет недостатка ни в каком свойстве, но имеет все отеческое по божеству и все материнское по человечеству, как Сын истинный. Как по Отцу Он неописуем, так по Матери описуем, т.е. может быть изображаем на иконе, подобно Матери. Поэтому иконоборцы, которые отрицают этот догмат, не исповедуя Его описуемым, несомненно оказываются не исповедующими Его истинным сыном Матери. Ибо как рожденное будет родным, а не совершенно чуждым, если оно не будет подобно родившей во всех физических свойствах. Как по описуемости Он не имеет никакого общения с Отцем, но с Матерью, так по неописуемости, обратно, у Него общение с Родителем, а не с Родительницею. Таково правое учение истины, такова вера апостольская: исповедывать описуемым Христа во плоти. Так и Василий Великий говорит: «Да будет изображен на картине и подвигоположник в бранях Христос». Начертанную икону надобно почитать, так как на ней почитается поклонением Христос. Золотой Златоуст восклицает, что он видел Ангела на иконе. Если же бестелесное существо изображается на иконе, то не тем ли более воплотившееся Слово? Если он взирал, то, конечно, и поклонялся Ангелу на иконе, равно как и Христу. Ибо удостоиться видеть на иконе и поклоняться – одно и то же, так как «чествование образа восходит к первообразу», как говорит опять Василий Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В бездне плача находится утешение; и чистота сердца получает просвещение (прп. Иоанн Лествичник , 57, 85). Источник. Отгоняй (адского) пса, который приходит во время глубочайшего плача и представляет тебе Бога неумолимым и немилосердым (прп. Иоанн Лествичник , 57, 86). Источник. Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца, они чувственным образом извергали кровь из уст (прп. Иоанн Лествичник ,57, 86). Источник. Часто одно слово истребляет плач; но было бы чудно, если бы одно же слово и возвращало оный (прп. Иоанн Лествичник , 57, 87). Источник. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия и осуждения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). ...В сердцах же плачущих – сновидения о последнем Суде и о муках (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). ...Плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие (прп. Иоанн Лествичник , 57, 188). Источник. Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по воз вращении с похорон идти на брак: так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или чести и славы от людей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 215). Источник. ...Поплачем, чтоб вечно радоваться блаженным радованием... (прп. Феодор Студит , 92, 200). Верный человек, добре всегда внимающий заповедям Божиим, когда творя все, что требуют заповеди Божии, помыслит о высоте их, т. е. о том непорочном житии и чистоте (какие они изображают), тогда, исследуя меру свою, найдет себя крайне немощным и бессильным достигнуть оной высоты заповедей, найдет, что он крайне нищ и недостоин принять Бога, или возблагодарить Его и прославить (упокоить в себе), так как не стяжал еще в собственность себе никакого блага (нечем упокоить). Но таковый, помышляя о всем, сказанном мною, с чувством душевным, без всякого сомнения восплачет плачем оным, который есть воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение и делающий душу кроткой. Утешение и радость, которые рождает плач, суть залог Царствия Небесного (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 34–35).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Брат наш и архиепископ Фессалоникийский распростертыми руками сердца принял приветствие твоего блаженства и чрез нас почтительно приветствует священнейшую главу твою. 35. К игумену Василию (I, 35) 214 Василию, благоговейнейшему игумену и архимандриту Римскому, смиренный Платон, затворник 215 , и Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский Мы, смиренные, так ожидали получить письмо от твоего отеческого преподобия, как земля, жаждущая дождя своего, и, потеряв надежду, конечно же, скорбели. Но когда узнали (100) причину от Епифания, возлюбленнейшего и вернейшего нашего сына, и именно, что [это произошло] по необходимости, а не из презрения к нам, смиренным и весьма любящим твое благочестие, то оставили скорбь сердца и получили достаточную радость. Он известил нас, что ты остаешься одним и тем же в расположении и любви к нам и даже оказал еще больше доброты различным образом. Рассказом же о ревности [Col. 1029] по благочестию, какая присуща святой душе твоей, он занял весь слух наш. Благословен Господь сил ( Пс.23:10 ), поставивший тебя в первом из всех городов богосветлым светильником, распространяющим слово жизни обилием добрых дел, даровавший тебе язык, свободно возвещающий божественные истины Православия возвышенным проповеданием! Почему и просим помогать нашей Церкви как собственными силами, так и посредничеством пред святейшим апостольским [престолом]. Ибо ваше мужественное заступление за слово истины служит опорою поднебесной Церкви и ваша ревность обыкновенно всегда возбуждает всю вселенную к пламенному во Святом Духе исповеданию нашей веры. Поэтому пусть представит твое благоговение, какое в этом для вас основание для подвига за благочестие и какая похвала от Бога с достойными воздаяниями за Его защиту и исповедание; сохраняйте же и не переставайте проповедовать его, божественнейшие и достопочтенные отцы наши. Для этого мы и послали снова брата, кланяющегося твоим ногам, Епифания, чтобы он известил о наших обстоятельствах, как они хороши, по святым молитвам вашим, как мы, грешные, радуемся и благодушествуем среди гонений и в темницах, так что дерзаем говорить: нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп.1:29 ), чтобы он расположил вас к усерднейшей молитве об укреплении нас, немощных, и общей пользе, о которой у нас речи и уже в третий раз просьба к вам, святейшим, не о том, чтобы нам освободиться из заключения, ибо это мы считаем не бесславием, но величайшей и превышающей наше недостоинство славою, но чтобы достигалась общая польза, хотя мы из числа последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

462 Ер. II, 1. У Барония (ап. 814. п. 36) и Mansi (Amplis. coll concil. 14, p. 114:135) это послание датируется 814 годом и признаётся адресованным к собору, судившему п. Никифора. Так как собор против патриарха был созван в марте 815 г. и на нём обсуждался вопрос лишь о п. Никифоре, а вовсе не об иконопочитании вообще, как это представлено в послании преп. Феодора Ст., то последнее, очевидно, написано к отцам иконоборческого собора, бывшего в апреле 815 г. под председательством Феодота Касситеры. Ср. Schneder, op. cit. 81. 463 Βος Νικηφ. p. 202. 399. Деяния собора не дошли до нашего времени. В одном не изданном ещё противоиконоборческом трактате п. Никифора, хранящемся в Парижской Национальной библиотеке (ms. gr. n. 1250, 14 века) и описанном ещё Анзельмом Бандурием в его каталоге творений п. Никифора (Fabricius Harles, Bibl gr. 7:610), D. Serruys недавно нашёл отрывок из Деяний собора 815 г., представляющий собой выработанное собором вероопределение, которое п. Никифором и опровергает слово за словом. Отрывок этот Serruys извлёк из ркп. и напечатал в Mé1anges de Rome 1903, fasc. IV–V, p. 348–349. 464 Mèl. de Rome, p. 439. Ср. Ер. II, 15 (у Миня, 1161 D.) Последние слова вероопределения показывают, что собор 815 года отнесён к вопросу об иконах более терпимо, чем собор Константина Копронима. 472 Ер. II, 75. В Метопе преп. Феодор и Николай пробыли около одного года. Vita s. Nicolai St. 343 cp. Vita s. Theod. St. A. 197 D. 478 Бароний (Annal. t. 9, p. 681) по этому поводу пишет: Credi vix potest, quot hoc tempore litteras scripserat. До настоящего времени издано около 500 писем преп. Феодора, написанных им из Малоазийской ссылки. 495 ibid. 119, 183: (требуется) отказ падшего от епископства и отлучение от священнослужения с епитимией до времени мира. Ср. Ер. Mai 196, 282. 504 ibid. 152, 215, 219. Строгие узаконения преп. Феодора Ст. относительно падших свидетельствуют только о великой ревности, с какою он защищал чистоту православия, но нисколько не дают основания для обвинений его в фанатической ненависти к еретикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Преп. Феофан Сигрианский уделяет в разных местах своей Хронографии деятельности студийского игумена всего лишь несколько десятков строк и всё-таки не может воздержаться от выражения своего недоверия к чистоте и искренности внутренних побуждений, руководивших этой деятельностью. Говоря о непризнании игуменами Феодором и Платоном хиротонии патр. Никифора, он, как мы видели, прямо обвиняет их в желании учинить в Церкви раскол 213 , а рассказывая о государственном совете, собранном в 812 году имп. Михаилом для обсуждения вопроса о том, принять ли мир, предложенный болгарами на условии обмена перебежчиками, или нет, он с раздражением отмечает ту партию противников мира, во главе которой стоял преп. Феодор, и вступает в резкую полемику с этими «злыми советниками, не понимавшими того, о чём говорили» 214 . Такое раздражение преп. Феофана против преп. Феодора тем более удивительно, что между ними существовало близкое духовное родство, и сам преп. Феодор относился к Феофану с чувством искреннего уважения. В письме к своему брату архиепископу Иосифу он вот что писал о Феофане: «отошёл восприемник мой по (монашескому) образу, муж добрый, совершивший подвиг исповедания (при иконоборце Льве Армянине) в столь трудной болезни, что не мог поворотиться на постели.. Итак, не презрел Господь послушнических трудов его, которые ты знаешь, хотя он по грехам моим и был замешан в числе защитников прелюбодейца, из опасения за своё тело (болезненное), а не склонившись на их сторону по образу мыслей, как доказало дело» 215 . Не понимал противомэхианской деятельности преп. Феодора и другой, младший, его современник патр. Мефодий, когда в борьбе со студитами, критиковавшими некоторые его административные действия, обнародовал (после 26 янв. 844 г.) послание с требованием, под угрозой отлучения от Церкви, чтобы студиты уничтожили всё, написанное преп. Феодором против патриархов Тарасия и Никифора, и когда вслед за тем действительно осуществил эту угрозу, предав их анафеме с церковной кафедры 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Патапий, прп. Жил в VI в., происходил из Египта, потом поселился в Константинополе. Очень риторичное житие-похвала и чудеса святого, составленные Андреем Критским . Изданы Combefis’oм в «Andreae Cretensis Opera», стр. 196−228. Метафрастова переработка жития у Migne, P.G., 116, 357−368. Память 8 декабря. Патермууфий и Коприй, мученики при Юлиане. Житие в AASS, июль, II, 703−709. Память 9 июля. Пахомий В. прп. † 348 г. (Сергий). Знаменитый Фиваидский пустынник. Житие его, написанное по рассказам очевидцев в конце IV века (см. житие, стр. 35), издано в AASSS. Май, II, 22−71. Память 15 мая. Пелагия, прп., антиохийская куртизанка начала V в. Легенда об её покаянии, записанная во 2 четверти V века Иаковом диаконом Илиопольским, издана Usener’oм («Legenden der heiligen Pelagia», 1879). Очень близкая Метафрастова переработка напечатана у Migne, P.G., 116, 908−920. Память 8 октября. Пётр, еп. Аргосский. † во второй четверти X в. (Болланд. и Ehrhard у Krumbacher2:196). Происх. из Константинополя от богатых родителей. Житие, написанное человеком, знавшим его (см. стр. 10, 13:14), м. б., преемником по кафедре. Издано у Nova Matrum bibliotheca, IX, 2 стр. 1−17. Память 3 мая. Пётр Афонский, прп. «Ante saeculum VIII» (Болланд.). Неизданное житие имеем в синодальной рукописи 387, 122−143. Перевод его в Минеях Макария (июнь, л. 177−186). Пересказ у Дукакиса (июнь, 110−131). Память 12 июня. Пимен Великий , прп. † 450 г. (Сергий). Египетский аскет. Краткое и позднее житие, составленное калабрийским монахом Лаврентием по патерикам. Издано в AASS, август, VI, 30−32. Память 27 августа. Платон Студит, прп. † 814 г. (Болланд), дядя Феодора Студита . Знатного происхождения, был царским казначеем при Константине V. Подвизался на Олимпе. Надгробное слово Феодора Студита издано у Migne, P.G., 99, 804−850. Оно же в AASS. Апрель, I, XXXIX–XLVI. Память 5 апреля. Порфирий, еп. Газский, † 420 г. Происх. из Солуни, подвизался в Палестине. Посвящён в епископы 48 лет (стр. 176), в каковом сане прожил 25 лет (стр. 215). Обстоятельное и чрезвычайно важное для истории борьбы с язычеством житие святого, написанное в форме мемуаров учеником и сподвижником Порфирия, Марком. Издано Наиртом (Abhandl. Berl. Akad. 1874 г., стр. 171−215. Другое издание в «Bibliotheca teubneriana», 1895). Память 26 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010