Широко пользуясь работою своего старого друга Б.-Каменского, преосв. Евгений порою цитует со (стр. 137, 139, 159 и пр.), но чаще делает заимствования оттуда без всяких указаний, – преимущественно тогда, когда говорите о разных сеймовых решениях и конституциях (стр. 62 у Б.-Каменского и 119 у Евгения, 54 и 55=143, 56=145, 86–87=159, 87–88=165, 95–101=169–170, 107=177, 107–109=178, 127=190, 142–143=204–205, 388–391=233 и 396–399=236). В последнем случае наш автор лишь коротко передает содержание тех документов, которые Б.-Каменский приводит большею частию полностию, пользуясь хранящимся в архиве Коллегии Иностранных дел многотомным собранием польских Конституций. Местами бывает, что м. Евгений и критикует своего предшественника (см. наприм. стр. 133, пр. 76). В общем, он дал весьма много нового сравнительно с Каменским, более всесторонне взглянул на дело, подробно разработал вопрос об участии южно-русской иерархии в подготовлении и распространении унии и о борьбе ее с последнею, шире воспользовался известными еще и Бантышу пособиями, располагая в тоже время несколькими новыми данными, и сам же в письме к Анастасевичу от 24 мая 1814 г. назвал труд Каменского «односторонним» (Древн. и Новая Россия, 1880 г., т. 18, стр. 345). Хотя, как мы знаем, и труд Евгения (в разбираемой нами части) односторонний же, все же он принес громадную пользу тогдашней церковно-исторической науке, да не был бесполезен и потом. И это по одному уже тому, что преосв. исследователь эксплоатировал многие рукописные материалы, дотоле вовсе или малоизвестные и никем не утилизированные, а также несколько работ, отпечатанных на польском языке и потому слишком мало распространенных в русском обществе 352 . Из историков, специально занимавшихся униею после Евгения, труд последнего всего более пригодился М. О. Кояловичу для его «Литовской церковной унии» (Спб., 1859 г., т. 1 и 2): см. примеч. к I т. – 4-е, 40, 42, 45, 52, 54, 55, 60–62, 70, 71, 234 и 376; ко II т. – 41, 78, 114, 119, 151, 156, 161, 225, 226, 234–236, 246, 254–255, 258, 262, 265–266, 301, 323, 345 и 348. Но чем дальше идет время, чем более публикуется всевозможных материалов, тем менее уже приходится обращаться к знаменитому некогда «Описанию Киево-Софийского собора». – и напр., у м. Макария, в 9 т. его Истории русской церкви (1879 г.), посвященном исследованию об унии, мы вотретили только три ссылки (стр. 439, 568 и 601) и то на одни «Прибавления» к «Описанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

146 Ср. у проф. В. П. Модестова, Философ Сенека и его письма к Луцилию., стр. 23. Ср. и выше стр. 396, 272 . 148 Prof. Chr. Ernst Luthardt ibid., S. 108. W. Edw. H. Lecky, Sittengeschichte Europas übers. von Dr. H. Jolowicz I, S. 174, 176. Б. H. Чичерин, История политических учений I, стр. 76. С. Говоров, Моральная философия стоиков в отношение к христианству в журнале «Вера и Разум» 1888 г., 1, стр. 37 сл. 43, 44. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 55 сл. Ср. у Carl Schmidt, Geschichte der Pädagogik; zweite Aufl., besorgt durch R. Lange: I (Cöthen 1868), S. 354–355. 150 Johannes Kreyher, L. Annaeus Seneca und seine Beziehung zum Urchristentum (Berlin 18S7), S. 41. 151 J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Philippians, p. 10322. Prof. Chr. Ernst Luthardt, Die antike Ethik, S. 116. Prof. Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2, S. 132. 152 Charles Aubertin, Etude critique sur les rapports supposés entre Sénèque et saint Paul, p. 1 8. 155 Dr. Franz Vollmann, Ueber das Verhältnis der späteren Stoa zur Sklaverei im römischen Reiche, S. 29. 156 Amédée de Margerie в «Annales de philosophie chrétienne” LXIX (Avril 1899). p. 27. «По свидетельству Цицерона, стоическая философия осталась бесплодною для политики», а «практические люди – даже те, которые были поклонниками их (стоиков) учения, – не находили в их сочинениях ничего, что было бы полезно для гражданства»: см. у Б. Н. Чичерина, История политических учений I, стр. 79. 157 Theodor Mommsen, Römische Geschichte II (Berlin 91903), S. 418; русский перевод Н. Д. Ахшарумова: Римская история, т. II (Москва 1878), стр. 397. 158 См. у Н. П. Боголепова, Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции, стр. 69 сл. 166 Fred. Chr. Baur. Drei Abhandlungen zur Geschichte der alten Philosophie. S. 466. О стоическом χπρωσις, отголоски коего находят еще в Петровых посланиях (Nathan Söderblom. La vie future d " apres le mazdéisme à la lumiére de croyances paralléles dans les autres religions: etude d’eschatologie comparée, traduit par Jacques de Coussanges в «Annales du Musée du Guimet: Bibliothéque d’études» IX, Paris 1901, p. 290), см. Prof. Dr. Max Heinze, Art. «Pantheismus» в Realencyklopädie von Herzog-Hauck XIY, S. 3 630–631, и Prof. Francesco Orlando. Lo stoicismo a Roma, p. 150; ср. у проф. Ив. Г. Троицкаго, Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей (Спб. 1904), стр. 200, 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Trombley F. Monastic Foundations in Sixth-Century Anatolia and Their Role in the Social and Economic Life of the Countryside//GOTR. T. 30. 1985. P. 45–59. VII.         Итало-греческое монашество Borsari S. Il monachesimo bizantino nella Sicilia e nell’ltalia meridionale prenormanna. Naples, 1963. Borsari S. Monasteri bizantini nell’ltalia meridionale longobarda (sec. X e XI)//Archivio storico per le provincie Napoletane. T. 32.1950–1951. P. 1–16. Cappelli В . Il monachesimo basiliano ai confini Calabro-Lucani. Naples, 1961. Falkenhausen V. I monasteri greci dell’Italia meridionale e della Sicilia dopo l’avvento dei Normannï continuita e mutamento//Il passaggio dal dominio Bizantino allo stato normanno nell’ltalia meridionale. Taranto, 1977. P. 197– 219. Falkenhausen V. Patrimonio e politica patrimoniale dei monasteri greci nella Sicilia normanno-sveva//Basilio di Cesarea. La sua eta, la sua opere e il basilianesimo in Sicilia. Vol. 2. Messina, 1983. P. 777–790. Falkenhausen V. Untersuchungen über die byzantinische Herrschaft in Süditalien vom IX. bis ins XI. Jahrhundert. Wiesbaden, 1967. Fonseca C. D. La prima generazione normanna e le istituzioni monastiche dell’Italia meridionale//Roberta il Guiscardo e il suo tempo. Rome, 1975. P. 135–146. Giovanelli G. Il tipico archetipo di Grottaferrata//BBGG. T. 3. 1949. P. 17–30, 98–113. Giunta F. Il monachesimo basiliano nella Sicilia normanna//Basilio di Cesarea. La sua eta... P. 709–731. Guillou A. La classe dei monaci-proprietari nell’Italia bizantina (sec. X-XI). Economia e diritto canonico//BISIAM. T. 82.1970. P. 159. Repr. Culture et societe en Italie byzantine (VI e -XI e s.). London, 1978. Guillou А . Grecs d’Italie du Slid et de Sicile au Moyen Âgë Les moines//MAH. T. 75. 1963. P. 79–110. Repr.: Studies in Byzantine Italy. London, 1970. Korolovsky К . Il rito italo-bizantino dei secoli X-XIV. Studio storico-liturgico//BBGG. T. 1. 1947. P. 4–16, 144–54; T. 2. 1948. P. 76–86. Ladomerszky N. L’influsso del monachismo basiliano greco sulla vita culturale dell’Italia meridionale//SBN. T. 7. 1953. P. 395–396.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Некоторые воспитанники института все же пережили репрессии и войну. После открытия Ленинградской духовной академии в ней, помимо профессора Н. Д. Успенского, в 1950–1957 гг. работала корректором заочного сектора Е. Л. Ассанович. Пыталась устроиться на работу в библиотеку Академии К. И. Булатова, но ей как подвергавшейся аресту и ссылке было отказано в ленинградской прописке. В 1948 г. на заочный сектор Ленинградской духовной академии был зачислен Н. П. Константинович. Вольнослушатель Богословского института в 1922–1923 гг. А. И. Ильин завершил духовное образование в Ленинградской академии в 1957 г., уже в сане иерея. Вплоть до начала 1980-х гг. еще оставшиеся в живых бывшие студентки Петроградского Богословского института были прихожанками храма Ленинградской духовной академии. 9 ноября 1993 г. в Санкт-Петербурге скончалась последняя из них – Л. А. Дмитриева (Мейер), также подвергавшаяся аресту в 1930-х гг.         © Шкаровский М. В., 2023   Чуков Н. К. Дневник. Тетради 16–33. Фрагменты. Рукопись (Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л. К. Александрова. СПб., 2023. С. 395–396). Петроградский богословский институт//Православный Церковный календарь на 1921 год. Пг., 1921. С. 23–24. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2007. Вып. 34. С. 58, 60. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее – ЦГА СПб). Ф. 8952. Оп. 1. Д. 8. Л. 1, 4. Там же. Л. 1–4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее – ЦГИА СПб). Ф. 2279. Оп. 1. Д. 70. Л. 14, 86, 76–77. Андреева М. Ф., Можанская А. Ф. По прочтении «Синодика». СПб., 2000. Рукопись. С. 1–2. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 261. Там же. С. 263–264. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 331. Л. 13. Архив Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – АУФСБ СПб ЛО). Фонд архивно-следственных дел. Д. П-89305.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

Северная (сторона) — местность на северном берегу Большой Севастопольской бухты — 3, 6, 60, 62, 76, 79, 81, 82, 84, 89, 90, 97, 102, 116, 118, 119, 306, 393, 415, 417, 427. Северное укрепление — старинное укрепление на Северной стороне Севастополя, перестроенное после Альминского сражения в сентябре 1854 г. Тотлебеном — 111. Семякин Константин Романович (1802—1867) — ген.-лейтенант. Во время обороны Севастополя начальник 1-го и 2-го отделения Севастопольской оборонительной линии — 422. Сент-Арно (Arnaud, Jacques Leroy de Saint-Arnaud) (1798— 1854) — главнокомандующий французской армии в Крыму — 424, 429. Сержпутовский Адам Осипович (ум. 1860 г.), — ген.-лейт., начальник артиллерии Южной армии и войск, в Крыму находящихся — 422. Сержпутовский Осип Адамович (ум. 1900) — полковник, потом свиты ген.-майор и ген.-от-кавалерии — 421. Силистрия — турецкая крепость на правом берегу Дуная — 383. Симферополь — губернский город Таврической губ. — 60, 65, 67, 92, 95, 296. «Снобсы». См. Теккерей В. Соболев Андрей Ильич — яснополянский бурмистр — 377, 395. «Современник» — литературный журнал, издававшийся в Петербурге в 1847—1856 гг. — 383, 385—390, 392, 395, 396, 411. Соймонов Федор Иванович (1800—1854) — командующий 10 пехотной дивизии (с октября 1851 г.); был убит в самом начале Инкерманского сражения 24 окт. 1854 г., в котором командовал правой колонной — 283, 425, 429. Сороки — уездный город Бессарабской губ. — 100. Сражения: — Альминское дело — сражение на р. Альме 8/20 сентября 1854 г., первое столкновение с союзниками, окончившееся поражением русских — 10, 411, 417, 427. — Дело 8 сентября. См. Альминское дело. — Дело 5 октября — первая бомбардировка Севастополя союзными войсками 5/17 октября 1854 г. — 8, 13, 28. — Дело 13 октября 1854 г. — сражение под Балаклавой — 427. — Дело 24 октября — Инкерманское сражение 24 октября 1854 г. — 10, 102, 413, 428. — Дело 10 мая (1855 г.) — 388, 391, 393. — Дело 24 числа — 24 августа 1855 г. было произведено шестое усиленное бомбардирование Севастополя, направленное преимущественно на Малахов курган, 2 и 4 бастионы — 106.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

1),- ты скажи им: если и есть у Него сыновья, то [в любом случае] нет у Него отцов. Другой ответ: сказали бы они [хотя бы] «отец» - [ведь] даже, по их словам, не подобает говорить «отцы» во множественном числе» ( Kimhi J., Kimhi D. 1974. P. 74). В то же время, упрекая христ. экзегетов в злоупотреблении аллегорическим методом толкования ВЗ, Давид сам предлагает комментарии, далекие от «пшат», считая нек-рые обличительные высказывания пророков направленными против христиан. Давид возвращается к спору об «истинном Израиле», имевшему особенную актуальность во II-III вв. ( Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности: Пер. с англ. М.; Иерусалим, 2002). Отвечая на один из распространенных аргументов в антииудейской полемике, Давид писал о причинах пребывания еврейского народа в изгнании, утверждая, что оно обладает особым духовным смыслом и не означает отверженности евр. народа. Творческое наследие семьи К. стало неотъемлемой частью религиозной жизни еврейского народа. Характерна в этом отношении поговорка «Нет Торы без Кимхи», которая представляет собой перифраз изречения из мишнаитского трактата «Пиркей Авот» - «Нет Торы без хлеба (букв.- «муки»,  )». Комментарии Давида были напечатаны в «Раввинской Библии» (1516-1517) наряду с комментариями Раши и Ибн Эзры. Соч.: Sefer ha-Shorashim/Ed. F. S. Lebrecht, J. H. R. Biesenthal. B., 1847; The First Book of the Psalms/Ed., transl. S. M. Schiller-Szinessy. Camb., 1883; The Commentary on Isaiah/Ed. L. Finkelstein. N. Y., 1926; The Commentary on Hosea/Ed. H. Cohen. N. Y., 1929; The Commentary on Psalms (42-72)/Ed. S. I. Esterson//HUCA. 1935. Vol. 10. P. 309-443; Hebrew Grammar (Mikhlol)/Ed. W. Chomsky. N. Y., 1952; The Commentary on The Fifth Book of Psalms, CVII-CL/Ed. J. Bosniak. N. Y., 1954; Kimhi J., Kimhi D. The Book of Covenant, and Other Writings/Ed. F. Talmage. Jerusalem, 1974. Лит.: Краткая евр. энциклопедия. М., 1996р. Т. 4. Кол. 259-260; Cohen M. The Qimhi Family//Hebrew Bible, Old Testament. Gött., 2000. Vol. 1/2. P. 396-415; EncJud. Vol. 12. P. 155-158; Вассерман Ц., Кац А. Еврейские мудрецы. Иерусалим, 2008 2. С. 76-77. М. Г. Калинин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684630.html

396 В трактате об исхождении Св. Духа Феофан полемизирует еще (кроме Циховского) с другим польским иезуитом Феофилом Руткою. На страницах: 981. 1090, 1095, 1156 и 1222 он опровергает некоторые пункты сочинения последнего. Tractatus de processione Spiritus Sancti a Patre et Filio. Поврежденных мест из отеческих творений, встречающихся в этом сочинении, Феофан указывает только три (Ргосор., Theol., lib. III, §§ 219, 228 et 229. 398 Феофан ссылается на «exempla politica» (p. 386) и «politica monita» (p. 394) Юста Липсия, этого знаменитого ученого 16-го века. 399 Theol., lib. III, § 224. Полное заглавие упомянутого сочинения Поссевина следующее: «Apparatus sacer ad scriptores veteris et novi Testamenti, eorum interpretes, synodos, et patres latinos et graecos, horum versiones, theologos scholasticos, quique contra haereticos egerunt, chronographos et histor. cos ecclesiasticos, eos, qui casus conscientiae explicarunt, qui canonicum jus sunt interpretati, poetas sacros et libros pios quocumcue idiomate conscriptos (Buddei, Isagoge historico-theologica 1730. p. 76, b). Уже из этого заглавия можно усматривать богословски-энциклопедический характер сочинения, заключающего в себе имена и историю всех вообще церковных писателей (Kirchen-Lexicon, Wetzer, на слово «Possevin»). 400 Lib. II, § 163. Здесь Феофан приводит такой славянский текст места Мих. 5:2 : J ty Wiflejéme, dóme Jetratha jedá mal jesy w’ tysiastschach’ júdowich: is tebé bo isydet’ mnie Starieischina etc. Is’chodi sche iehó is koni dniy wiétschaich. Это славянское издание Библии есть острожское издание, упоминаемое в Prolegomena (p. 182: «edition slavonica Ostrogiensis»). 402 Lib. II, §§ 32, 39, 83, 124, 131 etc. В Prolegonena – § 224 num. II упоминается сикстинское издание Вульгаты: Editio vulgate jussu Sixti V papae edita Ant verpiae, ex officinal Plantiniana, 1619, in octavo. 403 Theol., pp. 321, 516, 535 etc. B lib. III, § 166 упоминается «codex biblieus Tremellianus editionis Hanoviensis anno 1602». 404 Lib. III, § 166. В противоположность переводу Юния и Тремеллия перевод Шмидта носит характер более парафраза, чем перевода (Buddei, Isagoge hist. theol. p. 1339, b) и потому Феофан им пользовался мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Рассуждения 4 (374). 813 Ср. Евагрий. Рассуждения 4 (374). 814 Ср. Исх. 24:10. 815 I/16 (67)=B22 (174—175). 816 I/21 (105)=B35 (260). 817 См. S. Brock. Some Uses of the Term Theoria in the Writings of Isaac of Nineveh. — Parole de I " Orient 20. Paris, 1995. P. 407. 818 I/21 (105)=B35 (260). 819 См. S. Brock. Some Uses of the Term Theoria. P. 418. 820 I/4 (19)=B3 (23). 821 I/28 (131)=B51 (377). 822 II/10,17. 823 Ср. 1 Кор. 13:12. 824 I/85 (405)=B45 (324). 825 B20 (161—162). 826 Главы о знании II,4. 827 Ср. Евагрий. Гностические главы 2,3. 828 Главы о знании II,105. 829 I/80 (392—394)=B40 (303—304). 830 I/49 (217)=B77 (528). 831 Т. е. люди перестали бы размножаться. 832 I/86 (414)=B47 (336—337). 833 Главы о знании I,29. 834 Ссылка на Евагрия отсутствует в греч. и рус. переводах. 835 I/46 (197)=B72 (497). 836 I/81 (396)=B40 (307). 837 Главы о знании III,90. 838 I/18 (74—75)=B27 (197—199). 839 I/18 (75—76)=B27 (200—201). 840 B20 (162). 841 I/21 (96)=B35 (249—250). 842 Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 14. 843 I/57 (295—296)=B5 (65). 844 I/30 (134—135)=B53 (381). 845 I/87 (415)=B47 (338). 846 Ср. Лк. 17:21. 847 II/8,1—6. 848 II/8,7. 849 Ср. Ис. 6:1. 850 Ср. 2 Кор. 12:2—4. 851 B20 (156—159)=О совершенстве духовном. С. 179—180. О различных видах откровений см. также: Главы о знании III,56; 59—60. 852 B20 (159—160)=О совершенстве духовном. С. 183—184. 853 B20 (160)=О совершенстве духовном. С. 184. 854 В греческом переводе Исаака Сирина термин sukkale обычно переводится как e–nnoiai («мысли»). 855 Т. е. немногое из духовного образа жизни. 856 Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 857 II/20,19—20. Букв. «на нёбе его ума». В цитируемом тексте метафора молнии сочетается с метафорой вкусового наслаждения: такое соединение далеких по смыслу метафор характерно для сирийской литературы. 858 II/1,34. 859 II/30,8—11. 860 Ср. S. Brock. Maggnanuta: A Technical Term in East Syrian Spirituality. — Melanges Antoine Guillaumont, Cahiers d " Orientalisme XX. Geneva, 1988.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

396 . Toom T. Hilary of Poitiers’ «De Trinitate» and the name(s) of God//Vigiliae Christianae 64 (2010). P. 456–479. 397 . Weedman M. The Trinitarian Theology of Hilary of Poitiers. Leiden, Boston, 2007a. 398 . Idem. Hilary and the Homoiousians: using new categories to map the Trinitarian controversy//Church History 76 (2007b). P. 491–510. 399 . Verrastro A. Il fondamento ultimo della perfetta consustanzialita del Figlio al Padre nel «De Trinitate» di S. Ilario di Poitiers. Potenza, 1948. 400 . Williams D. H. The Anti-Arian Campaigns of Hilary of Poitiers and the «Liber contra Auxentium»//Church History 61 (1992). P. 7–22. 401 . Idem. Defining Orthodoxy in Hilary of Poitiers’ «Commentarium in Matthaeum»//Journal of Early Christian Studies 9 (2001). P. 151–172. Амвросий Миланский 402 . Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский . СПос., 1915; 2006 . 403 . Фокин А. Р. Амвросий Медиоланский . Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 119–135. 404 . Ambroise de Milan. XVI e Centenaire de son election episopale/Ed. J.-M. Duval. Paris, 1974. 405 . Cantalamessa R. Sant’Ambrogio di fronte ai grandi dibattiti teologici del suo seculo//Ambrosius Episcopus. Atti del Congresso international, Milano 2–7 dicembre 1974. Milano, 1976. P. 483–539. 406 . Courcelle P. Plotin et Saint Amboise//Revue de philologie 24 (1950). P. 29–56. 407 . Idem. Nouveaux aspects du platonisme chez Saint Amboise//REL 34 (1956). P. 220–239. 408 . Idem. De Platon a Saint Amboise par Apulee//Revue de philologie 35 (1961). P. 15–28. 409 . Davids J. Sint Augustinus en Sint Ambrosius//Miscellanea Augustiniana. Rotterdam, 1930. P. 242–255. 410 . Dudden H. The Life and Times of St Ambrose. Oxford, 1935. 411 . Habyarimana S. La dottrina pneumatologica nel «De Spritu Sancto» di S. Ambrogio//Spirito Santo e catechesi patristica. Convegno di studio e aggiornamento Facolta di Lettere cristiane e classiche (Pontificium Institutum Altioris Latinitatis), Roma, 6–7 marzo 1982/Ed. S. Felici. Roma, 1983. P. 47–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«Похвальное слово» не составляет исключения. И только арабы, присвоившие ей имя «Искендерийэ», восстановили историческое право «Александра двурогого» (Искендер дзуль-Карнаин). Если прибавить к этому, что слово «саракоте», буквально значащее «александрийский мастер», в верхнем Египте означало что-то среднее между паразитом и плутом, то, кажется, мы в праве будем сделать некоторый вывод относительно того, насколько эллинская культура была популярна между природным населением Египта. Ср. следующие любопытные строки в одном копто-фиваидском рассказе (Steindorff, Gesios und Isidoros в Lepsius’ Zeitschrift für ägyptische SprachP und Alterthumskunde, 1833, S. 144): «a корабельщики были насмешники и очень дурные (πονηρ ς) люди. Да вы и сами знаете, что за народ (γ νος) александрийцы (врмракоте). A они были из этого города». 71 Предполагаем это потому, что если бы был епископ-мученик антеопольский, то для энкомиаста было бы естественнее заставить Макария увидеть своего венчанного небесной славой предшественника. 72 Вильч (Wiltsch I, 185), опираясь на Ле-Кьеня, первым исторически известным епископом считает именно Макария. Лишь в коптских памятниках Цёги-Ревилью (Rev. 18) в списке отцев никейских читается опущенное в латинской и арабской его редакции имя: «Диос. ън. Τκωοу». Если это имя не сокращено из «Диоскор», то этот епископ не встречается ни в подписях к известному протесту против мареотской комиссии 335 г., ни в подписях к документам сардикского собора 343 г. Athanas. apol. с. аг. n. 50. 78. 75 Под этим чucлoмLudolf, 396: в абиссинском календаре: «Magâr[jô]s» иу Калькашанди: «abû Magâr ul-schahîd [мученик] asqaf [епископ] Qau» uWüsmenfeld, 89. На «27», очевидно, нужно поправить и спутанную заметку в начале «похвального слова». 76 Wüstenfeld, 89. ВАста Sanctor. (Oct. 24), X, 581, приводятся слова из Martyrologium coptitarum, ex vers. Moysis и оглавление синаксаря Ассе мани-Маи. Текст в переводе Вюстенфельда полнее их обоих. 79 Перевод маронита Симона Моисее считается не точным (Wüstenfeld, vii); но в этом пункте он, кажется, заслуживает предпочтения: «и видел он грехи народа словно масло, плавающее поверх воды в сосуде». 82 О времени собора этюд в Gwatkin, Studies of Arianism, Cambridge, 1882 pp. 185–188. Сам Гуоткин отдает предпочтение дате Тильмона: 340 г. 83 Появление здесь (и выше в тексте) греческих слов объясняется тем, что коптский переводчик не мало греческих технических выражений оставляет без перевода. 84 Местоположение поставлено приблизительно на основании не до точности согласных между собою карт Mannert, GeographiederGriechenundRömer, Nürnberg, 1801, VI, 2. Kiepert; Atlasantiqus, Berlin, 6 Aufl. и Миркович – Риттих, Этногр. карта слав. нар. Спб. 1875. 86 См. Cellarius II, 269 ив Ersch und Gruber’s Encyklopaedie статьи I H. Krause, Paphlagonia (1838, III, 11, 60) и Gangra (1851, I, 53, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010