в современном переводе А.В. Лебедева: «Тайная гармония лучше явной» (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, ч. I, с. 192). 228 Букв.: ничто не внутри, ничто не вовне, ибо то, что внутри, есть и вовне (нем.) — из стихотворения Гете «Эпиррема» (1819-820). См.: Гете И.В. Собрание сочинений. В 13-ти т. Юбилейное издание. М.-Л., 1932, т. 1, с. 11. 229 См. прим. 148. 230 Название книги Ф. Ницше. 231 Цитата из «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина. См.: Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти т. М., 1981, т. IV, с. 294. 232 о красоте (точнее — «идеале») Мадонны и Содома рассуждает Митя Карамазов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (ч. 1, кн. 3, гл. III). 233 Цитата из стихотворения А.К. Толстого, названного по первой строке (1856). См.: Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. М., 1981, т. 1, с. 76). 234 Эта точка зрения получила название «морального декретализма»: Бог творит те или иные моральные ценности не потому, что хочет осуществить то или иное абсолютное добро, но добром человек должен считать лишь то, что захотел Бог (и что бессилен понять человек). См.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 403. 235 Цитируются (с типичным искажением) слова Маркса из статьи «К критике гегелевской философии права. Введение»: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т. 1, с. 415). 236 у Достоевского: «коли Бога бесконечного нет, то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда вовсе» («Братья Карамазовы», ч. 4, кн. 11, гл. VIII). 237 Об одном из таких случаев рассказывается в книге В.Н. Ильина «Преподобный Серафим Саровский» (1925, с. 59-61). См. также: Лос-ский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, с. 287. 238 Цитата из «Записной книжки» Ф.М. Достоевского (Записные тетради Ф.М. Достоевского. М., 1935). 239 См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993, с. 13-109. 240 Денница — в славянской мифологии образ полуденной зари, отождествленный в позднейшей христианской традиции с Люцифером (сатаной), о котором в книге пророка Исайи говорится следующее: «Как упал с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " . Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15). 241

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Заседание 28–го апреля. — Петербургский курьер, 29.04.1914 236. Государственная дума. Заседание 7 марта. —Земщина, 8.03.1914 1060). 237. Государственная дума. Заседание 7 марта. — Раннее утро, 8.03.1914 238. Государственная дума. Заседание 7 марта. — Россия, 8.03.1914 2549). 239. Государственная дума. Заседание 7–го марта. — Русские ведомости, 8.03.1914 56). 240. Государственная дума. Сессия II. Заседание 68. — Речь, 29.04.1914 115). 241. Государственный совет. Вторая сессия. Заседание 6–е. — День, 29.04.1914 115). 242. Гри горий Полома. Триады в защиту священно–безмолвствующих. [Перевод с греческого В. Вениаминова]. М., 1995. 243. Гри горович Хрисанф, священник. Имя Божие (по поводу современных Афонских споров). — Миссионерское обозрение 2, 1913. С. 203—214; 3, 1913. С. 369—388. 244. Гри горович Хрисанф, священник. Имя Божие (по поводу современных Афонских споров). СПб., 1913. 245. Гул ыга А. В. Диалектика жизни. — Родина 10, 1989. С. 93—95. 246. Дав ид (Мухранов), архимандрит. Как покоряли Афон (письмо архимандрита Давида). — Голос Москвы, 25.07.1913 171). 247. Дав ид (Мухранов), архимандрит. Письмо епископу Модесту от 20.06.1914. — Дым отечества, 26.06.1914 26). 248. Дам аскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1—5. Тверь, 1992—2001. 249. Двойственность архиепископа Никона. — Утро России, 26.07.1913 172). 250. Дело афонских иноков. —Голос Москвы, 2.04.1914 76). 251. Дело афонских монахов перед судом Святейшего Синода. — Биржевые ведомости, 24.08.1913 13 715). 252. Дело афонских монахов перед судом Святейшего Синода. — Биржевые ведомости, 21.08.1913 13 709). 253. Дело афонских монахов перед судом Святейшего Синода. — Биржевые ведомости, 22.08.1913 13 711). 254. Дело афонских монахов перед судом Святейшего Синода. — Биржевые ведомости, 27.08.1913 13 719). 255. Дело афонских монахов у о. Антония (Булатовича). — Русское слово, 25.06.1914 145). 256. Дело афонских монахов. — Биржевые ведомости, 23.08.1913 13713).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Подробный анализ этой части трактата Яна Сакрана см. в работе митрополита Макария (Булгакова) (История РЦ. Кн. 5. С. 92–98) и И. Мончака (Мопиак J. Florentine ecumenism... P. 241–244). Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Fol. XX–XXVI v. Ibid. Fol. XXIX. Ibid. Fol. XXI. В другом месте трактата он не менее определенно осуждал готовность пап в прошлом идти на уступки православным. «Снисхождение», оказанное русским, «сделало их еще упрямее». Александру Солтану и его брату Ивану «позволили... следовать своим старым обрядам, когда же они вернулись к ним, то стали еще большими врагами церкви» (Fol. VII v.). Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski...//Archiwum KH. Ser. 2. T. 1. S. 83. DPR. T. 1. N 108. S. 186–188. Monumenta Poloniae Historicae. T. 5. S. 265. Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Fol. III. ПСРЛ. 1859. T. 8. С. 238–239. рфа. Ч. 3. С. 638–639. ПСРЛ. Т. 35. С. 125. Имело, вероятно, значение и то, что после избрания Александра Ягеллончика на польский трон в сентябре 1501 г. он выехал в Польшу и находился там до лета 1502 г. (см.: Neuman М. Itinerarium Alexandra wielkiego ksikcia litewskiego kryla polskiego (czerwiec 1492 — sierpiec 1506)//Zeszyty naukowe uniwersytetu im Adama Mickiewicza w Poznaniu. Historia. Poznan, 1971. Z. 11. S. 130–134). Сб. РИО. Т. 35. С. 406–407. там же. С. 407–408. DPR. Т. 1. N 106–107. Ibid. N 109. Подробнее об этом см.: Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 75–76, 80. См. об этом в письме папы Юлия II Александру Ягеллончику от 22 августа 1505 г. (DPR. Т. 1. N 111). VMPL. Т. 2. N 297. P. 276. Сб. РИО. Т. 35. С. 341 и сл.; Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства: 2-я половина XV в. М., 1952. С. 500–502. Сб. РИО. Т. 35. С. 387. В 1507 г. трактат Яна Сакрана вышел 2-м изданием. В записку, представленную примасом польской церкви Я. Ласким Латеранскому Собору (1514 г.), были включены обширные извлечения из этого сочинения (Бучиньский Б. Змагання до yhii...//Записки Наукового товариства. Т. 6. С. 51; Krajcar J. Report on the Ruthenians and Their Errors//Orientalia Christiana Periodica. 1963. Vol. 29).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

73 «Сидит диавол и болтает ногами. Ему говорят: «Что же ты ничего не делаешь?» Враг отвечает: «Да мне ничего не остаётся делать, как только болтать ногами, – они (люди) лучше меня всё делают " » (прп. Амвросий Оптинский ). 75 «Подайте помощь, прострите руку вы, ещё не падшие, падшим от опьянения, крепкие – немощным, здравые умом – неистовствующим, твёрдо стоящие – колеблющимся; пусть никто, увещеваю вас, угождение [себе] не предпочтёт спасению ближнего» (Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 209). 76 То же отмечал в 1910 Мережковский: «Ельчанинов, Эрн, Булгаков так благополучны, благолепны и безнадёжны. Им не тесно» (Новый журнал. 2009. 256). 77 «Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелию и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца» (Добротолюбие.3:290). 78 Ср. сходное пожелание литературному собрату: «Г. Иванов умеет писать стихи. Но поэтом он станет вряд ли. Разве только если случится с ним какая-нибудь большая житейская катастрофа, добрая встряска, вроде большого и настоящего горя, несчастия. Только этого и надо ему пожелать» (Ходасевич В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 1. С. 461–462). 79 «...Смирительные искушения... искусительные прискорбности необходимы для плодоносия духовного. Всякий ревнитель совершенства достигает его чрез подъятие произвольных и непроизвольных трудов и лишений... И любовь к Богу наиболее испытывается прискорбностию [последних]... Недостаточно для души к совершенному освобождению от греха произвольное злострадание, если кроме того, она не будет переплавлена и в раскалённой печи непроизвольного» (Добротолюбие. 5, 295; 3, 468). «Чем кто живёт веселее, без искушений, без скорбей и болезней, да ещё в богатстве, тем менее заслуживает чести, ибо он не несёт креста Христова и в сердце его – мерзость страстей... Огнь мучений плотских, огнь болезни, скорбей, напастей – это благо души... Не радости и утешений жди от Господа за дела милости к ближним, а огненных бичей и крепкой борьбы от диавола, ненавидящего всякое добро... Да помни, что искушения огненные для тебя необходимы... Много скорбей у истинного христианина, потому что он воин, потому что он в постоянной войне с плотью, миром, диаволом» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Творения. Дневник. Т. 6. М., 2012. С. 332, 185, 327, 238–239). «Скорбение души – один из законов её природы, её роста, движения, воспитания, очищения. И желать его ослабления... равносильно самоуничтожению. Всё в природе развивается из страдания и путём страдания» (Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. СПб., 2006. С. 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Желтов  Михаил, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.//Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 147–157. Желтов  М.С. Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165. Желтов  Михаил, диак. Церковное благословение повторных браков//Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79. Желтов  Михаил, диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317. Желтов  Михаил, диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.//Вестник церковной истории. М., 2006. 2. С. 235–239. Гайдуков  Н.Е., Желтов  Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85. Желтов  Михаил, диак. Реликвии в византийских чинопоследованиях//Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108. Желтов  Михаил, диак. Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов//Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74. Zheltov M. Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite//Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies/Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240. Желтов  Михаил, диак. Предисловие к книге:  Успенский  Н.Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L. Желтов  Михаил, диак. Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник/Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413. Желтов  Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина//Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.

http://bogoslov.ru/person/254049

См. интервью " Что ждет Россию? " в моей книге " О нашем поражении. Христианство на пределе истории " (М., 2003). 231 Толкиен. Сильмариллион. М., 1992, с. 56. 232 Государственное учение Филарета, митрополита Московского. – СПб., Общество ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников, 1993,с. 8. 233 Там же, с. 24. 234 Там же, сс. 5—6. 235 Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. – М., 1904, кн. 5, ч. 2, январь, с. 233. 236 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. – М., 1998, с. 15. 237 Свт. Григорий Богослов. Слово 19//Творения. Троице—Сергиева Лавра, 1994, т.1, с. 293. 238 Свт. Василий Великий. Письмо 71//Творения. – СПб., 1911, т. 3, 97. 239 Преподобный Феодор Студит. Послания. Послание 33. К Феодору монаху//Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, сс. 75—76, 80—81. 240 Мирно, но твердо %20)%20 %20%20%20 351 Солдатов А. Кто кого альтернативнее?//Московские новости. 19.11.04. 352 %20)%20 379 Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии//Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.125. 380 Записка Г.Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Публ. в: Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. М., 1994, сс.283—291. 381 Общеизвестны явления массовых крещений в храмах, открытых на оккупированных территориях. Во время таких крестин в станице Кущевской Кубанской области игумену Георгию на вопрос " Куда вы так спешите? " давали весьма характерный ответ: " Каждый день дорог, батюшка, может раньше, чем прибудет постоянный священник, опять наши придут и опять конец церкви… " (Русское возрождение. Париж. 1982. 18, сс. 113—117). 382 Смирнов В. А. Операция " Послушники " . Советская разведка и Русская Церковь в годы войны//НГ—Религии 18 мая 2005. 383 Генерал КГБ Судоплатов говорит, что " неофициальные зондажные просьбы Рузвельта улучшить политическое и правовое положение Православной Церкви, переданные через Гарримана Сталину, очевидно, убедили его пойти навстречу союзникам и вести по отношению к Церкви менее жесткую политику. Сталин сделал неожиданный шаг: разрешил провести выборы Патриарха Русской Православной Церкви " (Судоплатов П. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1997, с. 191). 384

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Понятно, что мнение вождя не оспаривалось и обе поправки были отклонены. Статья 124-я Конституции была принята в следующей редакции: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». 5 декабря 1936 года Конституция СССР, за которой впоследствии закрепилось наименование «сталинская», была принята в окончательном виде. С ее принятием правозащитная деятельность комиссии П. А. Красикова активизируется. Вновь и вновь она обращается к наиболее злободневному вопросу – незаконному закрытию органами власти культовых зданий. Во все ЦИКи союзных республик направляется предложение о возвращении верующему населению незаконно отторгнутых зданий. А таковых повсеместно насчитывалось немало: в Киргизии – 76 (при 243 действующих молитвенных домах), в Узбекистане – 882 (663), в Грузии – 83 (281), в Азербайджане – 137 (69), в Армении – 45 (40), в Белоруссии – 238 (239). Но лишь в единичных случаях республиканские власти положительно реагировали на предложение комиссии. Характеризуя складывающееся положение на местах, Красиков писал в ЦК ВКП(б), что «в ходу административные приемы, застращивания, репрессии. Отдельные работники всех верующих считают контрреволюционерами, а следовательно, и не желают считаться с их просьбами, хотя и вполне законными. Некоторые ответственные районные работники считают, что сектантские религиозные объединения по советским законам должны преследоваться в уголовном порядке». В середине 1937 года в настроениях партийного и советского актива и вовсе получило широкое хождение мнение о необходимости полной «ликвидации» законодательства о культах и, в частности, постановления ВЦИКа и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 1929 года. Можно упомянуть, что с таким предложением к Сталину непосредственно обращался Г. М. Маленков. Обосновывалось оно тем, что законодательный акт от 8 апреля 1929 года создал «организационную основу для оформления наиболее активной части церковников и сектантов в широко разветвленную враждебную советской власти легальную организацию в 600 тысяч человек по всему СССР». А потому в качестве первостепенных задач выдвигались требования «покончить в том виде, как они сложились, с органами управления церковников, с церковной иерархией». Эти идеи и настроения находили отражение и на страницах антирелигиозной литературы, и в публичных выступлениях партийных функционеров 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

293. 238. Свт. Василий Великий. Письмо 71//Творения. – СПб., 1911, т. 3, 97. 239. Преподобный Феодор Студит. Послания. Послание 33. К Феодору монаху//Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, сс. 75—76, 80—81. 240. Мирно, но твердоhttp://www.rusprav.ru/2005/new/13.htm 241. Александр Елисеев. Монархические плаксы на фоне русского героизма//Русь православная. 2003, июльhttp://www.rusprav.ru/2003/7/rp73_16.htm. Ср.: «Если же попытаться определить тот политический режим, тот способ власти, который нужен нашей истерзанной „реформами“ Родине, исходя из тех политических реальностей, которые сегодня существуют, то я бы назвал его „православным сталинизмом“. И одним из важнейших его признаков должен быть стратегический союз русской государственной власти с Православной Церковью» (игумен Алексий Просвирнин. Монах и воин. Беседа с генералом Макашовым//Русь православная 1999, 1 (19)). Реакция Макашова: «Ну, если так, то и я – православный сталинист». 242. О том, как горе горькое—горе злющее с колдуном—вещуном поссорилось//Сергиев Посад. Православно—патриотический вестник. 16, 2001. 243. Киреевский И. Полное Собрание сочинение. М., 1911, т. 2, с. 101. 244. Степанов А. Союз Православных Братств перед выбором. 245. Священник Владимир Боголюбов. Маргиналы Христовы//Русь православная.http://www.rusprav.ru/2004/new/6.htm 246. " В слове соборный собор выражает идею собрания, не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком—либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения. Иными словами: выражает идею единства во множестве… Церковь кафолическая есть Церковь по всему, или по единству всех, Церковь свободного единодушия, единодушия полного " (Письмо к редактору " L’Union Chretienne " о значении слов " кафолический " и " соборный " по поводу речи иезуита отца Гагарина//Хомяков А. С. Сочинения богословския. Т.2. Прага, 1867, сс. 281—282). 247. Бердяев Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века//Типы религиозной мысли в России.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

238. Он же . Духовная школа и образ христианина//Воскресная школа. 1997. 1–23: Сборник материалов, опубликованных в газете “Воскресная школа” в 1996 году. 8–14. — С. 32. 239. Он же. Чудов монастырь в середине XVI века//Церковь в истории России. Сб. 1. М., 1997. — С. 135–139. 1998 240. Он же. Несохранившееся наследие Митрополита Макария//Русь. Литературно-исторический журнал. 1998. 1. — С. 29–37. 241. Он же. Иконы святителя Филиппа//Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 2. М., 1998. — С. 42–48. 242. Он же. Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 1(15). — С. 203–207. 243. Он же. Епископ Вологодский Киприан. Из истории епархии//Благовестник. Вологодская епархиальная газета. 1998. 1–2 (33–34). — С. 8. 244. Он же. Духовный подвиг. Канонизация святых в Русской Церкви при Митрополите Макарии//Православная беседа. Журнал для семейного чтения. 1998. 2. — С. 16–20. 245. Он же. Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 2(16). — С. 141–145. 246. Он же. Свидетельства источников о Ростовском архиепископе Никандре (1549–1566)//Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. — С. 66–81. 247. Он же. Поминальные Синодики//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 1(6). — С. 76–81. 248. Он же. “Духовная” грамота//Там же. — С. 104–105. 249. Он же. Канонизация святых в Русской Церкви при Митрополите Макарии//Там же. — С. 106–114. 250. Он же. Древняя Москва — церковная столица//Там же. — С. 115–122. 251. Он же. Макариевские чтения: Лики на иконах. Иконография Митрополита Макария//Новая жизнь. Можайск, 1998 апреля 25. — С. 2. 252. Он же. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. — 124 с. Примите наши поздравления! О русских святых//Новая жизнь. Можайск, 1998 августа 19. — С. 1, 3. 253. Как защититься от чародейства. Изд. 3/Сост. архим. Макарий . Б. м. — 93 с.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Мабильон Жан (MabIIIon, 1632–1707), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, ученый-бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Пре – 44 Маврикий, византийский император в 582–602 гг. – 192, 238, 239, 242–245, 252,254,259,389 Мазарини Джулио (Mazarini, Mazarin, 1602–1661), кардинал с 1641 г., первый министр Франции с 1643 (в годы правления Людовика XIV) – 41 Максенций (Марк Аврелий, ок. 280–312), римский император в 306–312 гг. – 94,100,102 Максим Исповедник (ок. 580–662), византийский богослов, один из основных оппонентов монофелитской ереси, в своих сочинениях подвел итоги ранне-византийской патристики, умер в ссылке – 303, 304, 312 Максим Эфесский (IV в.), философ-неоплатоник – 124 Максимиан (Марк Аврелий Валерий, ок. 250–310), римский император в 286–305 и 307–310 гг. – 94, 115, 116 аль-Мамун, арабский халиф в 813–833 гг. (седьмой халиф из династии Аббасидов) – 367, 868, 370, 396, 397 Манойлович M. (Manoilovili), сербский византинист – 222 Мануил I Комнин , византийский император в 1043–1080 гг. – 486 Мардоний , учитель имп. Юлиана – 123, 124 Марк Аврелий (Антонин, 121–180), римский император в 161–180 гг., философ-стоик – 127 Маркиан , византийский император в 450–457 гг. – 121, 162, 163, 165, 233 Mapp Николай Яковлевич (1864–1934), кавказовед, археолог, филолог и лингвист – 414, 416 Марсэ Жорж (Mareais), французский востоковед – 69 Мартин I , папа Римский в 649–655 гг. – 303, 304, 305 Мартина , жена имп. Ираклия – 266 Маслама (греч. Масалмас, нач. VIH в.), арабский полководец – 318 Масперо Ж. (Maspero), французский византинист – 259, 287 Масуди (ал-Мас " уди, Абу-л-Хасан " Али ибн ад-Хусейн, ум. 965), арабский географ и историк – 296 Матфей Эдесский (XI в.), армянский историк – 410 аль-Махди, арабский халиф в 775–785 гг. (третий халиф из династии Аббасидов) – 321 Мел (нач. XI в.), глава антивизантийского восстания в Италии – 432 Меиандр Протектор (VI в.), византийский историк – 202, 252, 253 Меркати Сильвио Джузеппе (Mercati, род. 1877), итальянский филолог-классик, историк-византинист и палеограф, инициатор издания первого византиноведческого итальянского журнала «Studi bizantini е neoellenici» (1924 г.)-76

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010