Нил Майков постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Когда, в точности мы не знаем, но это произошло до 1460 года, потому что начиная с этого года грамоты называют Нила среди старцев этого монастыря. Прежде чем стать старцем, он должен был пройти послушание у тамошнего старца. Возможно, Паисий Ярославов какое-то время жил как старец в Кирилло-Белозерском монастыре, а Нил проходил у него послушание. Со временем у Нила появился ученик – монах Иннокентий, из московского рода князей Охлябининых. Вместе с ним Нил отправился на Балканы и посетил те места, откуда лет на сто раньше вышел игумен Дионисий, – Афон и окрестности Царьграда. Они провели там немало времени, знакомясь с жизнью греческих монахов-созерцателей, обитавших в скитах с одним, двумя или тремя учениками и в определенное время встречавшихся с живущими поблизости монахами для совместной церковной службы и бесед на духовные темы. Вернувшись на Русь, Нил и Иннокентий покинули показавшийся им слишком суетным Кирилло-Белозерский монастырь. Этот богатый монастырь уже владел земельными наделами и вел большое хозяйство. Сюда во множестве приходили связанные с хозяйством мирские люди, нарушая покой монахов, желавших уединения. Сначала Нил построил себе келью неподалеку от монастыря и жил там, но соседство многолюдного и шумного монастыря мешало уединению. Он, отойдя дальше на Север, поселился среди глухого болотистого леса, на берегу неширокой речки Соры 388 . «Потому что, – писал он, – благодатью Божией нашел я место, отвечающее моему разумению, как труднодоступное для мирских людей». Туда с ним ушел Иннокентий Охлябинин, а вскоре стали к нему приходить и другие, искавшие его духовного руководства монахи. Так собралось несколько человек, и образовался скит. В 1515 году, спустя семь лет после смерти Нила, там жило 14 человек; при жизни преподобного Нила их там навряд ли насчитывалось больше. Организуя жизнь в своем скиту, преподобный Нил использовал опыт, приобретенный им во время путешествия по балканским скитам. Несомненно, что он использовал «Правило» скитской жизни, древнейшие списки которого сохранились в рукописях начала XV века, принадлежавших основателю Кирилло-Белозерского монастыря, преподобному Кириллу Белозерскому. Сохранился список этого «Правила», сделанный рукой самого преподобного Нила. «Правило» касается главным образом распорядка церковной жизни. Встречаться обитателям скита полагалось два раза в неделю, собираясь в церковь для всенощной в среду вечером и по воскресеньям; если же на неделе случался праздник, требующий всенощной, бдение в среду отменяли, чтобы число всенощных в неделю не превышало двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По уставу прп. Нила, истинное соблюдение заповедей состоит «не в том только, чтобы делом не нарушать их, но в том, чтобы и в уме не помышлять о возможности их нарушения. Так достигается высшее духовное состояние, та, по выражению устава, «неизреченная радость», когда умолкает язык, даже молитва отлетает от уст, и ум, кормчий чувств, теряет власть над собой, направляемый «силою иною», как пленник; тогда «не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает»; это состояние – предчувствие вечного блаженства, и, когда ум сподобится почувствовать это, он забывает и себя, и всех, здесь, на земле, сущих» 669 . Таково содержание скитского «умного делания» по уставу преподобного Нила Сорского . Преподобный Нил известен в истории как нестяжателъ. Его необходимо отметить и как учителя и старца, придающего особое значение старческому окормлению, совету «разумных и духовных мужей». В предисловии к своему уставу прп. Нил приводит слова прп. Симеона Нового Богослова : «Многие приобрели сие светозарное делание (духовную молитву), посредством наставления, и редкие получили его прямо от Бога усилием подвига и теплотою веры, и что не малый подвиг обрести себе наставление, не обольщающее нас, т.е. человека, стяжавшего опытное ведение и духовный путь Божественного Писания. Если же не обрящется, то должен стараться почерпать оное прямо из сего Писания по слову евангельскому: “испытуйте писания и в них обрящете живот вечный”» 670 . Преподобный Нил был систематиком, он систематизировал и четко изложил учение о внутреннем делании. Преподобный Нил Сорский , прп. Паисий Величковский , святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник , а также и Оптинские старцы являются звеньями одной и той же цепи писателей – подвижников, изложивших учение о внутреннем делании в применении к понятиям своих современников 671 . Перед смертью Нил завещал ученикам похоронить его «со всяким бесчестием», прибавив, что он изо всех сил старался не удостоиться никакой чести и славы ни при жизни, ни по смерти. В. О. Ключевский так подытоживает свой рассказ о прп. Ниле Сорском : «В тогдашнем русском обществе, особенно в монашестве, направление прп. Нила не могло стать сильным и широким движением... Нил Сорский и в Белозерской пустыне остался афонским созерцательным скитником, подвизавшимся на «умной, мысленной», но чуждой почве» 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Послушайте, как Сам Бог иногда вразумляет и даже наказывает тех, кто небрежно относится к святыне Божией. На Св. Горе Афонской, в Дохиарском монастыре, есть чудотворная икона Божией Матери, называемая Скоропослушницей. В описании этой иконы говорится, между прочим, следующее: пред чудотворной иконой Скоропослушницы был вход, которым обыкновенно отцы ходили в трапезу, а трапезарь, по своей должности, чаще других ходил там не только днем, но и ночью; ночью он хаживал иногда мимо этой иконы с зажженною лучиной. Так, однажды трапезарь по имени Нил, проходя обыкновенно мимо этой иконы с пылающим факелом, услышал от нее следующие слова: «на будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил испугался человеческого голоса в необыкновенное время, когда никого не было в трапезе, кроме только его одного, но не обратил на эти слова должного внимания и продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с тою же зажженною лучиной. По прошествии недолгого времени, Нил вторично услышал следующие слова: «монах, недостойный этого имени! долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах несчастный трапезарь ослеп. Узнала об этом монастырская братия, и все члены ее, устрашенные, благоговейно и с трепетом пали пред чудотворною иконой и затеплили перед ней неугасимую лампаду, а новому трапезарю приказали каждый вечер возжигать фимиам пред св. иконою и кадить пред нею. Ослепший Нил с раскаянием не преставал молиться о своем прощении. В один день, когда усердно он молился, услышал вдруг следующие слова: «Нил! Услышана молитва твоя: ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я покров и защита их обители. И кто будет прибегать ко Мне с благоговением, Я буду исполнять того молитву; и отныне сия икона Моя будет называться Скоропослушницею, потому что буду являть скорую помощь притекающим к ней». Вслед затем Нил прозрел. Вот, видите, как Сама Матерь Божия наказывает непослушных оскорбителей Своего образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, его служение братии не имеет характера ни управления, ни учительства. Нил не хочет быть игуменом или хотя бы учителем. Так называемое " Предание ученикам " он адресует " братьям моим присным, яже суть моего нрава: тако бо именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель... " Преподобный Нил невысоко ставит человеческое руководство на путях духовной жизни, хотя и советует пользоваться " беседами разумных и духовных мужей " ; но ныне иноки " до зела оскудели " , и трудно найти " наставника непрелестна " . Это недоверие к монашескому послушанию сообщает учению Нила характер духовной свободы.      Разумеется, и преподобный Нил требует " еже по Бозе своея воли отсечения " , называет " лихоимством " своевольные пути. Он не " самочинник " , не " самопретыкатель " . Но он ищет надежного руководства в " божественных писаниях " . " Свяжи себя законом божественных писаний и последуй тем " , – внушает он ученику. Как и для всех русских людей, понятие " божественных писаний " обнимает для Нила не только Божественное откровение, но и все запечатленное в письменности церковное предание. Однако, в отличие от Иосифа Волоцкого и других современников, преподобный Нил знает различия в авторитетности писаний: " Писания многа, но не вся божественна " . Градации авторитета указываются в следующем личном признании: " Наипаче испытую божественные писания, прежде заповеди Господни и толкования их и апостольские предания, тоже и учения св. отец; и тем внимаю и яже согласна моему разуму... преписую (переписываю) себе и тем поучаюся, и в том живот и дыхание мое имею " . Далекий от презрения к человеческому разуму, преподобный Нил, не ставя его выше Священного Писания, делает его орудием исследования Писания. Согласие между Писанием и разумом для него необходимое условие повеления: " Егда бо сотворити ми что, испытую прежде Божественного Писания; а аще не обрящу согласующа моему разуму в начинание дела – отлагаю то, дондеже обрящу " .      Начало критики преподобный Нил вносит и в русскую агиографию, которой он занимался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению, утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил Сорский родился в 1433 году. Он происходил из боярского рода Майковых. Монашеский постриг преподобный Нил принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время он жил в обители под руководством опытного старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевого монастыря. Затем вместе с иноком Иннокентием святой Нил отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на Святой Горе Афон и в монастырях Константинополя, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов-пустынников: Антония Великого , Василия Великого , Ефрема Сирина , Макария Великого , Исаака Сирина , аввы Варсонофия, Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория Богослова , Нила и Филофея Синайских. Наставления этих святых отцов преподобный воспринял умом и сердцем и превратил их в практическое руководство в своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил не остался жить в нем. Сначала он построил себе келлию недалеко от обители, а затем в 15 верстах от нее, на реке Соре, водрузил крест, построил часовню и келлию и ископал колодец. Когда рядом поселились другие иноки, был воздвигнут храм в честь Сретения Господня. В возникшем монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Церковь (1) Поплавки о. Нила слегка сгоняло, но закат, отражавшийся в воде, – розовый, нежный, – был безмятежен. Пролетел кулик; за рекой, в лугах, убирали сено. «Благодать! – думал о. Нил, вздыхая, поправляя седую косицу. – Послал Господь покос, послал». Переменив червя, закинув вновь, он обернулся: сзади, тоже с удочками, шел помещик Фаддей Ильич – толстый, потный, в чесучовом пиджаке. – Аа, – закричал он, слегка задыхаясь, – святой отец, столп церкви! Рыбку удит. Ну, ну! С вами разрешаете, – у кустика? О. Нил встал, улыбнулся, пожал руку, придерживая наперсный крест. – Очень рад, Фаддей Ильич, всегда были добрыми соседями, и по рыбке так будемс. Фаддей Ильич утер лоб, сел, кряхтя, и стал распутывать снасти. – Жарко, о. Нил. Семь часов, – а жарища. – Еще здесь, слава Богу, дух благорастворенный. Вы бы посмотрели, что в городе делается, Фаддей Ильич. – Да вы что, ездили, что ли? О. Нил подмигнул с лукавством. – Все по нашему делу. – Денежки обираете? Знаем мы вас, – верно, купчиху грабили. Что ж, рассказывайте: я ведь попечитель, тоже. Да! Не кто-нибудь. – Пятьдесят рубликов привез, хе-хе. Зато и попотел, – силы небесные. – Да, да, да. Во славу Божию? – Извольте помнить Лапину, вдову, – получили мы с вами по газетному объявлению сотенную, на возобновление храма! Вот, думаю, дай попытать. О. Нил вытащил ерша; снимая его с крючка, продолжал: – Народ на свете странный бываетс, чего только не увидишь! Фаддей Ильич отдувался с шумом. – Да как вы се? Чем вы ее разобрали-то? – Трудная была старушка – это что уж говорить. Купил ей образ, Угодника; восемь рубликов отдал. Вижу – живет пребедно, а уж накоплено, чувствую. Речь произнес ей малую. А она попросту: «Знаю, – говорит, – поп, зачем приехал. Оставь образ-то, уж знаю». Я, конечно, сознаюсь. «Да, – говорит, – случай: и денег жаль, и Господу угодит хочется». Фаддей Ильич загоготал. – Шельма старушонка-то, о. Нил, шельма? – Она, видите ли, идет, роется, – приносит: «На, – говорит, – поп». Только отдала, вдруг взволновалась: «Нет, – мало, грехи одолели. Ты уж там помолись как следует». Пошарила, – смотрю, еще десять: «Пять мне назад давай, а тебе красненькую». Верите, – часа два с ней сидел, все деньги считали. То она меня гонит – обобрал, говорит, то еще тащит. Раз даже оконфузила: «Куда, – кричит, – золотой девал, только что в руки сунула, а уж нет?» Просто срам.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Таким образом, Фессалоникийский архипастырь учит, во время совершения этой молитвы делать вдох во время первой части молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»), и легким задерживанием дыхания в сердце произносить на выдохе («помилуй мя, грешного») 114 . Подобное действие совершается у опытных иноков само по себе. Для новоначальных, повторимся, здесь следует прилагать больше усилий и терпение, которое, как известно, не бывает без любви, ибо «любовь все выносит» ( 1Кор.13:7 ). Согласно святителю Григорию, данный метод совершения Иисусовой молитвы не является необходимым, но вспомогательным, особенно для тех, кто только начинает ее совершать. Итак, святитель Григорий Палама выступил последователем и систематизатором святоотеческого учения об Иисусовой молитве, где он призывал вверять себя этому учению 115 . Противники Иисусовой молитвы совершенно неспособны воспринимать учение святых отцов 116 . Поэтому, опираясь только на свой суетный ум, они учат ложно. 1.10. Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил Сорский (1433–1508) – выдающийся представитель русской аскетической традиции и автор знаменитого «Устава о жительстве скитском», составленного на основе творений восточных подвижников IV-XIII вв. В этом сочинении главное место занимает учение об Иисусовой молитве. Преподобный Нил постоянно ссылается на учение преподобных Иоанна Лествичника и Филофея Синайского о трезвении. Он относится к этому учению как науке отсечения помыслов с помощью обращения к имени Иисуса Христа. Прп. Нил выделяет пять этапов мысленной брани против помыслов: сначала образуется представление помысла – прилог; затем следует его принятие – сочетание; после чего человек уже согласен с ним – это стадия сложения; практически в самом конце помысел уже находится в состоянии полного порабощения – пленении; и, в конечном итоге, у подвижника или христианина образуется страсть 117 . Борьба с прилогами помыслов, по мнению святого подвижника, должна совершаться главным образом при помощи Иисусовой молитвы. Преподобный Нил учит, что необходимо мысленно погрузиться в глубину своего сердца, произнося слова самой Иисусовой молитвы или ее краткий вариант. Для новоначальных старец советует использовать самый сокращенный и простой вариант: «Сыне Божий, помилуй мя». Как и предыдущие святые отцы, преподобный Нил полагает, что не следует часто менять слова молитвы 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Преподобный Нил Столобенский Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется само селение Жабна – центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого († 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей и диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кро-тость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он соделался избранным сосудом Святого Духа. Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келлию, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И г)  еще менее сходства имеют чтения у Златоуста с древнейшим Ватиканским списком. Это видно отчасти из некоторых вышеприведенных примеров и может быть подтверждено значительным числом других мест. Так, в Пс. 9:38 у Злат. (стр. 130): Воскресни Господи Боже мой согл. о Синайск., Алекс., Верон., Феодор. и мн. др. сп., а в Ватик., согласно с евр. т., мой отсутствует. В Пс. 9:35 у Злат. (стр. 131): «предать его» (του παραδυναι αυτν) согласно с Синайск., Феодор. и мн. др. греч. и славян. сп., а в Ватик.: «предать их». В Пс. 43 у Злат. (стр. 174) 8–й ст. читается, как и в Синайск., Алекс, и др. греч. сп., а в Ватик. отсутствует. В Пс. 43:14, у Злат. (стр. 177): положил еси нас… поругание (κλευασμομον), согласно с Синайск., Алекс., Феодор. и др. греч. и слав. сп., а в Ватик.: «посмеяние» (καταγλωτα). В Пс. 44:12 у Злат. (стр. 203): и возжелает, согласно с Синайск., Алекс, и др. греч. и слав.:(«в схощет», «вжделеет») сп., а в Ватик.: «возжелал». — ст. 18 у Злат. (стр. 207): помяну имя Твое, согл. с Синайск., Верон., Феодор. и мн. др. греч. и слав, сп., а в Ватик.: «помянут». В Пс. 45:?, у Злат. (стр. 211): даде глас свой Вышний, согласно с Синайск. (слово: Вышний позднейшей руки), Алекс. Верон. и мн. др. греч. и слав, сп., а в Ватик. слово: Вышний не читается. В Пс. 58:14, у Злат. (стр. 246); в устех своих благоволят (ευδοκσουσιν), согласно с Синайск., Алекс., Верон., Феодор. и мн. др. греч. и слав. (:«благоизволять») сп., а в Ватик. «благословить» (ελογησουσιν). И число таких примеров можно бы значительно умножить.   Произведенное сравнение псалтирных чтений Златоуста с чтениями других списков убеждает в том, что текст Греческой Псалтири, бывший у святителя, действительно имеет некоторые характерные особенности, заслуживающие внимания, и что известие блаженного Иеронима об употреблении неодинаковых видов греческого текста ветхозаветных книг в различных восточных Церквах совершенно справедливо и относительно Псалтири. Сравнение это показывает далее, — что древние славянские переводчики избрали тот текст перевода 70–ти, который употреблялся в Антиохии и Константинополе, вследствие чего чтения древнеславянск.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010