Точно так же и обрезание, практиковавшееся в стране Исхода фараонами и жрецами и запрещенное всем иным, было заповедано как знак Синайского завета. Особым видом Божия Домостроительства был и закон о посвящении Богу и выкупе первенцев (см.: Исх. 13, 11–16 ): теперь в жертву приносились только первенцы животных, а не дети, как то бывало у родственных израильтянам западных семитов. В свете археологических же данных совершенно нелепо выглядят обвинения законодательства Моисеева в особой жестокости. Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] ( Втор. 19, 21 )? Но наказания в соседних языческих культурах периода Патриархов бывали не только сравнительно жестокими, как, например, в Законах Хаммурапи (старовавилонский период: первая половина XVIII в. до Р.Х.), действовавших на родине Авраама («Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз… Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость… Если человек выбил зуб человеку… [то] должны ему выбить зуб»), – наказания были куда более жестокими. Так, в Древнем Египте грабителей гробниц и храмов сажали на кол, прелюбодеев отдавали на съедение крокодилу. За другие преступления следовали такие наказания: 100 ударов, пятьдесят ран, отрезание языка, отрезание носа и ушей, каторжные работы. Декрет фараона, угнетателя израильтян Сети I, кроме отрезания носа и ушей, предусматривает и наказание в 100 ударов и в пять «рваных ран». Также в сторону большей жестокости наказаний отличаются от Закона Моисеева законы другой части цивилизованного мира времен Моисея – Междуречья. Приводимые ниже сравнения хорошо показывают человеколюбивый, насколько это было в то время возможно, характер Синайского законодательства. Итак, сравним. «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него [обвинение в] убийстве, но не доказал его, [то] обвинитель его должен быть убит» (Законы Хаммурапи). Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды ( Исх. 23, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но можно ли считать находящимся в линии Синайского Завета то его перерастание, которое можно видеть у пророков? Даже религиозно пребывая внутри Ветхого Завета, пророки всегда превосходили остальной народ своим духовным уровнем и вся их акция сводилась, в сущности, к воздействию на сынов Израилевых для приведения их к религиозному опыту более высокому и более полному. Этим и объясняются конфликты, в которые пророки постоянно вступали с народом, даже с представителями священства (Амос в 7:10 и сл., Иеремия в 20:1–6, ср. Ис.1:10 и сл., и т.д.). Но пророки тоже говорят о необходимости религиозного превзойдения и самого Синайского Завета и даже его предвозвещают. Так, Иеремия возвещает от имени Ягве: «Вот наступают дни.., когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, – не такой Завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской... Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат-брата и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого...» ( Иер.31:31–34 ). В этом же направлении находится пророчество Иезекииля о даровании Богом своему народу нового сердца и нового духа, о замене сердца каменного сердцем плотяным и о вложении духа Ягве внутрь сынов Израилевых» ( Иез.36:26–27 ср. 11:19). В каком соотношении подобные пророческие слова могут находиться с Заветом, который был заключен на Синае при Моисее? Здесь необходимо вспомнить о некоторых сторонах откровения Бога, Который вступил у Синая в Завет с Израильским народом. Бог у Синая явил себя, прежде всего, как Ягве ( Исх.3:14, 6:1, 2 и т.д.). Библия совершенно определенно связывает это имя с корнем hjh или hwh, быть. Корень этот указывает не только на бытие как таковое, бытие в самом себе, но и на бытие в своем проявлении, т.е. на бытие, как действие и как присутствие. Поэтому, имя Ягве одновременно свидетельствует, как о том, что Бог Израилев есть Бог имеющий самобытное, подлинное бытие («Я есмь Сущий», как перевела Исх.3:14 греческая версия Семидесяти), так и о непрекращающейся Его деятельности в мире и в истории (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

По природным и историческим условиям древний Египет можно разделить на следующие важнейшие районы: Нижний Египет, Средний Египет, Верхний Египет и Синай. Нижний Египет включает низовья и дельту Нила. Средний и Верхний Египет включает в себя центральную и южную часть долины Нила. Синайский полуостров – обширный район площадью около 25 тыс. кв. км. Через Синайский полуостров, с которым Египет не имел никакой естественной преграды, в него легко могли проникать соседние ханаанейские и семитские племена Палестины. Таким образом, сама природа северо-западной Африки очертила границы древнего Египта: с юга, востока и запада – страшная пустыня песка, а с севера – необъятная «пустыня» вод Средиземного моря. Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье. В долине и дельте Нила колосились на полях ячмень и пшеница – основные зерновые культуры; зеленел лён, из которого египтяне изготовляли полотняную одежду; в огородах зрели овощи; в садах – фрукты. Со временем Египет превратился в основную житницу Древнего мира. Когда в сирийских степях и Ханаане случался голод, кочевые племена снимались со своих насиженных мест и устремлялись в Египет. «И был голод в той земле. И сошёл Авраам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» ( Быт.12:10 ). Гонимые голодом, тем же путём пришли в Египет и потомки Авраама. И говорили они фараону: «Пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши... мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем» ( Быт.47:3–4 ). Но и богатый Египет не всегда был гарантом благополучия. В одном из старейших исторических источников – Библии – описывается драматическое событие, когда вследствие недостаточного разлива Нила и знойного ветра, страна была ввергнута в невиданный доселе голод, продолжавшийся семь лет. Лишь благодаря мудрому совету молодого иудеянина по имени Иосиф, ещё мальчиком проданного в рабство, сделать громадные запасы хлеба во время урожайных лет, удалось предотвратить катастрофу. Разумный совет юного чужеземца способствовал тому, что ничтожный раб поднялся на вершину успеха и великолепия. Сам фараон вручил Иосифу регалии, соответствующие новой должности – быть надзирателем над всею землёю египетской: перстень со своей руки; «висонные одежды», составлявшие отличительный признак жрецов – высшего класса в Египте; золотую цепь на шею. Иосиф получил египетское имя. В жёны дали ему египтянку, дочь жреца Асенефу. Всё это явилось началом его феноменальной карьеры в Египте – он был принят в высший класс богатейшей и знаменитейшей страны того времени. Даже сегодня в Египте приписывают Иосифу строительство канала Бахр-Юсеф, соединяющего реку Нил с озером Моэрис (Биркет-Карун), позволяющего орошать огромные площади в Фаюме.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Пророк говорит: «… Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу 164 . И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 165 ; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «… Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской» 166 . Моисей узнал, что они опять отлили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились». И так Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель 167 ; а нам сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 168 исполнилась, и мы сделавшись через Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы явлением Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить себе народ святой. Так пророк говорит: «… Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» 169 . И так знайте, от чего мы искуплены 170 . Пророк еще говорит: «… вот я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , спаситель Твой» 171 . И еще пророк говорит: «… Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» 172 . Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу Далее, и о субботе написано в десяти словах 173 , которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицем к лицу: «… и освящайте субботу Господню – руками чистыми и сердцем чистым» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Так как его слова, что они сыны Авраама, казались невероятными, — дети ли в самом деле Авраама те, которые не родились от него по плоти, то Павел говорит, что и Исаак, собственный сын Авраама, не по плоти родился от него — да и как это могло быть, когда естество омертвело? — но слово Божие и обетование образовало его. А Измаил родился по естественному порядку. Именно это и означает выражение по плоти. Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти — господин и наследник. Что же препятствует и вам, хотя вы и не родились по плоти от Авраама, быть его сынами? И вы ведь чрез произнесение слов при купели получили новый образ бытия. В этом есть иносказание. То есть история сия не только повествует об этом, но указывает и на нечто другое. Поэтому и называется аллегорией. То было образом настоящего. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Это. Какие же? Две жены эти представляют аллегорически Новый и Ветхий Заветы. Каким образом? Агарь — Ветхий Завет. Ибо закон и дан был с горы Синая. А Синай находится в Аравии, и на арабском языке называется «Агарь». Соответствует же Иерусалиму, то есть находится в соседстве, соприкасается, или уподобляется дольнему Иерусалиму; сравнивается с ним, переносится на оный, так как есть сходство между обоими. Как Агарь была рабой и рождала в рабство, так и закон, данный с горы Синайской, которая называется Агарь и уподобляется Иерусалиму — рождает в рабство тех, которые держатся его. Ибо в законе много несвободного и рабского, потому что и добродетель обосновывалась на тленной награде, на земных, говорю, благах, и удаление от зла внушалось наказаниями и страхом. А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. В том прообраз Агари. Посмотри также и прообраз Сарры; она ведь прообразовывала горний Иерусалим. Он же есть град верующих, откуда и закон наш: ибо с неба Евангелие. Этот град свободен от наблюдений закона, и все в нем устрояется свободно и с благородным достоинством. Ибо ничто у нас не совершается из-за видимой награды, и не угрожают нам телесные наказания, но и обещания более божественны, и наказания приличны благородным, — именно отлучение от таинственной трапезы и епитимьи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Людям стало страшно, когда они услышали эти заповеди, поскольку все увидели, что они – грешники, что они виновны перед Законом Божиим. И Господь написал эти заповеди на двух каменных скрижалях, на двух каменных плитах. И эти каменные скрижали были даны Моисею на Синайской горе. Моисей нес эти скрижали народу израильскому, но пока он отсутствовал, с людьми произошла ужасная трагедия: они стали забывать Бога и решили сделать себе золотого тельца – собрали все золото, все драгоценности, отлили золотого тельца и стали поклоняться ему. Когда Моисей спустился с горы и увидел, что вокруг тельца пляшут священники, левиты, простые люди – все молятся этому золоту и говорят: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! ( Исх.32:8 ), – он испугался: если он сейчас принесет этот закон, то все окажутся преступниками против этого закона. И Моисей разбивает эти каменные скрижали о подножие Синайской горы. Он взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер его в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым ( Исх.32:20 ). И многие умерли, выпив этот ужасный состав. Бог действительно наказывает нас всегда нашими грехами. И через некоторое время Моисей снова поднимается на гору и уже сам своими руками делает скрижали и приносит их народу. Почему так было сделано? Дело в том, что Господь и Моисей опасались, что если люди получат закон на скрижалях, которые были написаны перстами Бога, то они просто начнут поклоняться этим скрижалям как святыням, будут молиться на них, но никто не будет их исполнять. А закон Божий надо исполнять. Святитель Василий Великий говорил, что сама природа подсказывает человеку, что ему нужно исполнять десять заповедей: у нас на руках десять пальцев. Всякий раз, когда вы хотите что-то сделать, посмотрите на свои руки, на свои пальцы и подумайте, не нарушите ли вы своим поступком какую-нибудь заповедь. Господь Иисус Христос говорил: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лев. 20:24 – «Аз Господь Бог ваш нарекый вас от всех стран» (Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов). На полях вместо нарекый поставлено отлучил. При этом должно иметь в виду, что слово страны, как и в других древних славянских переводах, стоит здесь в значении переводов языческих. Более обращают на себя внимания исправления в переводе книги Чисел. Чис. 3:4 – «И скончался Надав и Авиуд пред Господом, приносящим им огонь чуждый пред Господом в пустыни Синайской, а детей у них не было, жречествовали Елеазар и Ифамар перед Аароном, отцом своим» (но Надав и Авиуд умерли пред лицем Господа, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа в пустыне Синайской, детей же у них не было; и остались священниками Елеазар и Ифамар при Аароне, отце своем). В прежнем переводе был значительный пропуск. Читалось только: «приносящим пред отцом своим». Исправитель восполнил опущенные слова переводом с еврейского. Дополнение и по языку отличается от прежнего перевода. Чис. 3:7 – «Служите службу храмную». Прежде было «делати дела скинии». Исправлено по еврейскому тексту, где сказано: «отправлять службу при скинии». Чис. 3:47 – «И да возмеши по пяти Сикл на главу, по сиклю святому возмеши двадцать почек сикль» (возьми по пяти сиклей за человека, по сиклю священному возьми, двадцать гер в сикле). С еврейского должно быть: «возьми по пяти сиклей за человека, против сикля святилища возьми, двадцать гер в сикле». Гера – подразделение монеты в сикле. Исправитель воспользовался словом почка, имевшем то же значение в древнем русском языке. Новгородцы на вес 4 почек делали свои деньги в 1447 г. Но еврейская гера должна быть более по весу. Чис. 3:51 – « И дал Моисей окупное серебро Аарону». Слова окупное серебро прежде были опущено. Чис. 4:3 – «От 30 лет и выше, до 50 лет». Так и ниже, в ст. 23, 30, 35, 43, 47, определяется возраст, в котором левиты должны вступать в свое служение. Но известно, что во всех этих местах, между еврейским текстом и переводом LXX есть разница. У LXX вместо 30 лет стоит 25. По-видимому, это сделано по соображению с тем, что сказано в той же книге Чисел ниже, именно 8, 24. Исправитель последовал во всех указанных местах чтению еврейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу» ( Исх 24:18 ). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх 32:7 ). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас ( Евр 3:5–6 ). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» ( Ис 42:6–7 ). Итак, знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , Спаситель твой» ( Ис 49:6 ). И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» ( Ис 61:1 ). Глава 15 Далее, и о субботе написано в десяти словах, которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» ( Исх. 20:8 ; Втор. 5:12 ; Пс. 23:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslan...

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ 8 святынь Место, где пророк Моисей, сняв обувь, говорил с Богом через Неопалимую купину. Исх. 3:1-5: «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» Иисус Христос сказал: " Легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Небесное " , для монахов живущих на Синайском полуострове это изречение Спасителя стало одним из главных смыслов отделения от мира. Чтобы не поддаться соблазнам мира, полного искушений, будущие монахи покидали свои дома, отправлялись в пустыню, становились отшельниками. Казалось бы невозможно выбраться из греховной пропасти, которую сам Бог сравнивает с игольным ухом. Но там где есть вход, должен быть выход. И здесь в качестве веревки, в качестве такого невидимого каната выступает божий промысел, некая невидимая рука, направляющая на путь истины. И как, однако, трудно было молодым, красивым, сильным юношам оставить все и стать отшельниками? Почему они выбрали узкий путь спасения, а не прелести богатства, сулящие мирские утешения? Понять это мы сможем только побывав на месте их подвига. Посетив монастырь Святой Екатерины только один раз, становиться понятно желание остаться там навсегда. Около III века монахи начали селиться маленькими группами вокруг горы Хорив — возле будущего монастыря Святой Екатерины, в оазисе Фиран Фаран и других местах южного Синая.

http://elitsy.ru/holy/temple/25653/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010