Предлагали, конечно, под условим, если он соединится с церковью: V, 65. Но Аввакум желал быть лучше справщиком. В другом месте, упрекнув митр. Павла Крутицкого и Рязанского епископа Илариона за властолюбие, Аввакум говорит: „Вот и меня в духовники звали, да как о Христе Иисусе не захотелось, да не захотел же, да живу себе в яме с 6ратиею о Христе Иисусе; вертеп сей лутче Синайския горы о Святем Дусе“. Бороздин, Прилож., стр. 34. 22 Аввакум видел, что плывут по Волге два золотых корабля; на них по одному кормщику. Он спросил, чьи это корабли, и ему ответили: „Лукин и Лаврентьев“. „Сии быша, поясняет Аввакум, ми духовныя дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончалися богоугодно“. Третий и наиболее красивый корабль принадлежал самому Аввакуму. V, 10–11. 23 V, 175–176. Бороздин, Прилож., 119–123; VIII, 108, 112; 219–222. 24 V, 178, 169–170. 25 V, 40: VIII, 110; ср. V, 103–104, 200. 26 „Немощи ради нашия дан вам бысть закон; безгрешно и чисто законное ложе по согласию ко времяни; еже есть время, глаголет апостол, понедельник, вторник, четверток, аще праздника нет; среда же и пяток, суббота и неделя да хранима бывает, и праздники во весь год, и пост, и Пасха до Фомины недели“. Аввакум разделял воззрения Кирика на закон наследственности, но у этого оригинального писателя он является в своеобразном виде. „Аще, не измывся по мечтании, со женою падешь и зачнет во утробе детище, или бесно родится, или безумно, или инако развращенно и недостаточно. Егда же кая жена стропотствует ложю его (есть писано в Палее), у таковых дети неблагонравны, или косы, или бриласты, или немы. Аще вином упивается жена, у таковых раждаются плешаты“. Бороздин, 131. 27 V, 171–173. 28 V, 238. 29 VIII, 89 след.; V,75. 30 VIII,89–90; 92–93. Бог.Вест. 31 V, 75–76. 32 V, 176–177. Надо знать, что своих детей Аввакум исповедывал и причащал, хотя по нужде (V, 54), так что Прокопий был духовным сыном своего родного отца. 33 VIII, 94–97. 34 VIII, 99. 35 V, 254,23. См. Каптерева Патр. Никон и царь Алексей, I, 379–80; Бороздин, 63–95. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Авторами оригинальных груз. воскресных песнопений, чье имя указано в рукописи Микаела, являются Иоанн Минчхи, Иоанн Мтбевари, Микаел Модрекили и Курдана. В рукописи также содержится группа анонимных песнопений с указанием: «Грузинские». Песнопения отличаются многообразием форм. Здесь представлены ямбические каноны, акростишные стихиры и каноны, порой акростих охватывает все песнопения последования, с вечерни (со стихир на «Господи, воззвах») и до литургии (до тропаря Св. Даров). Нек-рые списки Нового И. также содержат осмогласный комплект субботних песнопений. Это рукописи Sinait. iber. 1 (Fol. 356-358; нек-рые фрагменты новой синайской коллекции заполняют имеющиеся здесь лакуны), 26 (Fol. 261v - 287) и 34 (Fol. 204-210), фрагмент Цвирмского И. (Кекел. Fr. 149) и сборник Микаела Модрекили. Изначально - как можно судить по древнейшему из этих списков, Sinait. iber. 34 (и отдельным листам из этой ркп., хранящимся в Лейпциге и С.-Петербурге),- комплект включал 8 четверопеснцев. Составитель рукописи Иоанн-Зосим выписал начальные песни этих четверопеснцев, пополнив их осмогласным комплектом субботних стихир на «Господи, воззвах». В Sinait. iber. 26, переписанной тем же Иоанном-Зосимом, субботние каноны даны уже в полном виде, однако рукопись не содержит субботних стихир. В наиболее полном виде комплект субботних песнопений представлен в сборнике Микаела Модрекили. Песнопения, несомненно, переведены с греческого, но греч. оригиналы до сих пор не выявлены. В отличие от воскресений и суббот др. дни недели в Новом И. не сопровождаются особой гимнографией. Но в составленных Иоанном-Зосимом рукописях Sinait. iber. 34 и 26 содержится группа «песнопений каждодневных новых, кипрских» (Fol. 34-46v и 186-222 соответственно). Впосл., при создании в 1-й пол. XI в. груз. Параклитика (Октоиха), как воскресная и субботняя гимнография Нового И., так и «кипрские песнопения» Sinait. iber. 34 и 26 вошли в него. С XI в. когда Грузинская Церковь перешла на к-польскую традицию, И. как литургическая книга вышла из употребления; тем не менее значительная часть собранных в Новом И. песнопений перешла в состав сборников нового типа - Минею, Постную и Цветную Триоди, Октоих (где песнопения различных богослужебных кругов - годового неподвижного, годового подвижного и седмичного соответственно - разделены) - и в них продолжила свое существование. Так, формирование груз. Минеи началось с того, что материал Нового И. был расставлен согласно к-польскому (а не иерусалимскому) календарю; аналогично начали свое развитие и Триоди. Но уже прп. Евфимием Мтацминдели был осуществлен перевод значительного по объему материала из Минеи и Постной Триоди, пополнившего и отчасти вытеснившего материал И. ( Tarchnischvili. 1955. S. 150); с течением времени материал И., не имеющий соответствия в к-польских книгах, в основном вышел из практики.

http://pravenc.ru/text/200125.html

216 Добавим, что вышеупомянутая идея синэргии «легла в основу и поздневизантийского исихазма, получив своё наиболее полное развитие в трудах св. Григория Паламы ». 217 Виднейшим представителем мистической традиции Православия является подвижник VII в. – св. Исаак Сирин . «Св. Исаак – великий психолог и философ, что видно, напр., хотя бы из одного его учения о ведении и вере. Он – удивительный знаток Свящ. Писания, Нов. и Ветхого Завета, и обширной аскетической литературы ... мудрый и опытный наставник и руководитель в христианской духовной жизни». 218 Св. Исаак расчленяет духовный путь следующим образом: «Раскаяние в грехах, очищение от страстей, и совершение в любви и восторге...» 219 Отметим, что писания св. Исаака предназначены скорее для преуспевших, ибо он более всего говорит о последних и высших ступенях духовного подвига. О постепенном восхождении с самого начала даёт понятие главный труд другого известного аскета – преп. Иоанна Синайского: «Лествица». 220 Особое место в истории православной мистики занимает преп. Симеон Новый Богослов . «В православном мире, – пишет крупнейший исследователь его творчества архиеп. Василий (Кривошеин) , – творения пр. Симеона Нового Богослова никогда не были вполне забыты благодаря, главным образом, афонскому монашеству, хотя официальное богословие их игнорировало, да и церковная иерархия относилась к ним сдержанно». 221 Вместе с тем, Симеону усвоено высокое звание Богослова, коим в Православии почтены только апостол Иоанн и Григорий из Назианза. Однако, даже «св. Григорий Палама , относившийся к нему с симпатией и почтением, все же не цитирует его среди других святоотеческих авторитетов». 222 В личности преп. Симеона мы видим высочайший взлет человеческой души к Богу. Об этом же говорят его «Гимны»: «В Божественных гимнах преп. Симеона такая отрешенность от мира, такая одухотворенность, такая глубина духовного ведения, такая головокружительная высота совершенства, до которых едва ли когда еще достигал человек». 223 В центре созерцания Симеона «находится тайна спасения человека, от сотворения мира до второго пришествия и всеобщего воскресения. Все едино и неразрывно связано в спасительных действиях Святой Троицы, но воплощение все же занимает основное место в богословском видении преп. Симеона, о нем он говорит чаще всего. Оно является главным источником обожения человека, оно также основа Евхаристии, которая получила у преп. Симеона то место в монашеской жизни, которого не имела у древних аскетических писателей». 224 Глава 3. Учение о человеке исихастов и их противников

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Древний перевод Жития прп. Иоанна на старославянский язык содержится в Супрасльской Минее-Четье XI в. (НБВ. Собр. Замойских. 21; НУБС. Собр. Е. Б. Копитара. 2; РНБ. Q. п. 72 (текст Жития находится в варшавской части: Л. 5 об.- 17 об. Изд.: Супрасълски или Ретков сборник: В 2 т./Изд.: Й. Заимов. София, 1983. Т. 2. С. 278-302). Др. редакция слав. Жития вошла в состав агиографического сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. 207. Л. 2-17, XVI в.,- автограф прп. Нила Сорского; листы с Житием прп. Иоанна первоначально входили в ркп. РГБ. Троиц. 684; РНБ. Кир.-Бел. 23/1262. Л. 230-247, 1508-1509 гг.). Редакция прп. Нила Сорского издана по рукописи РГБ. МДА. 207 ( Лённгрен. 2002. С. 484-509). Хотя память прп. Иоанна в древних русских месяцесловах отсутствует, его Житие вошло в состав ВМЧ под 30 марта (изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok. März/Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2001. Bd. 3: 26-31. Col. 824а - 831d). Неизданный араб. перевод Жития содержится в рукописи Lips. orient. 1063, XIII в., а также в 2 араб. синайских минологиях XIII в.: Sinait. arab. 398 и 400, в к-рых прп. Иоанн назван «Иоанном монахом». 5. Житие прп. Кириака Отшельника (Βος το ββ Κυριακο τς λαρας το Σουκ; Vita Cyriaci; CPG, N 7538; BHG, N 463; Schwartz. 1939. S. 222-235), составлено предположительно в то же время, что и Житие прп. Иоанна Молчальника. Критическому изданию Шварца предшествовало издание болландистов, выполненное по рукописи Vat. gr. 866, XI в. (ActaSS. Sept. T. 8. Col. 147-158; рус. пер.: Житие Кириака Отшельника/Пер.: И. В. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 1891. Вып. 7). Груз. перевод Жития издан дважды по рукописи Brit. Lib. Add. 11281. Fol. 286r - 299v ( Garitte. 1962. P. 399-440; Имнаишвили. 1975. С. 244-253). Он содержит ряд пассажей, отсутствующих в греч. тексте. Из них наиболее важным является отрывок, повествующий о рукоположении во епископа некоего Фомы, духовного наставника прп. Кириака, и о миссии Фомы в Эфиопию ( Cyr. Scyth. Vita Cyriac. 6// Schwartz. 1939. S. 226; Garitte. 1962. P. 415). Груз. текст во мн. местах (структура фразы, порядок слов и фонетика нек-рых имен собственных) отличается от греч. оригинала. Это дало Гаритту основание предполагать, что груз. перевод был сделан с араб. языка ( Garitte. 1962; Idem. 1971). Араб. версия Жития сохранилась в единственной рукописи - Sinait. arab. 395. Fol. 126r - 134r, 1328-1329 гг. В этой версии также содержится прибавление о миссии мон. Фомы в Эфиопию (Sinait. arab. 395. Fol. 127r - 128v).

http://pravenc.ru/text/1840445.html

298. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 178-180. 299. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 244-245. 300. Цит. по: Kallistos Ware. The Power of the Name. Р. 6. 301. Ерм. Пастырь, Подобия 9, 14 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 239-240]. 302. Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. Париж, 1986. Сс. 118-119. 303. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. Сс. 16-17. 304. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. С. 16. 305. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 41. 306. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1989. С. 25. 307. Лествица 28, 16 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 358]. 308. Цит. по: О молитве Иисусовой. C. 109. 309. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 4, 222 (в цитации Каллиста и Игнатия Ксанфопулов). 310. Текст трактата опубликован И. Озэрром в кн.: I. Hausherr. La Methode d " " oraison hesychaste. Orientalia Christiana IX-2. Roma, 1927. 311. В кн.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 188. 312. Иеромонах Серафим (Роуз). По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского. Куйбышев, 1990. Сс. 8-9. 313. Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Последнее издание. Эссекс, 1990. С. 223. 314. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 182 (под именем св. Нила Синайского; см. выше примечание 10). 315. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 36, 12-13. 316. Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. Р. 310. 317. Kallistos Ware. The Power of the Name. Рр. 23-24. 318. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 150, 1280А. 319. Послание 4 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 379]. 320. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. С. 292. 321. Лествица 27, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357-358]. 322. Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 55. 323. Жизнь о. Иеронима, духовника русского Пантелеимонова монастыря, им самим рассказанная. Без места и года издания. Сс. 412-413.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В соглашении архиеп. Каллистрата III (1867-1885) с синайской братией помимо обычных пунктов о строгом следовании общежительному уставу, о совместном решении всех проблем с собором старцев, о запрете принятия в мон-рь безбородых юношей и т. д. подчеркивалась необходимость постоянного пребывания Синайского архиепископа в Е. в. м. с допущением отлучек из обители только по неотложным делам ( Κονογιννης . 1987. Σ. 201-202). Любивший заниматься садоводством и огородничеством Каллистрат III жил в зависимости от времени года либо в Е. в. м., либо в Эт-Туре. Им устроен большой сад у разрушенной ц. св. Апостолов и вне стен мон-ря близ ц. св. Трифона. В 1870 г. синайские отцы упразднили собор старцев в Джувании, что было связано с длительным отсутствием в Е. в. м. предшественников Каллистрата (Ibid. Σ. 222, 259). Однако эта мера была крайностью - Джуванийское подворье являлось центром экономической жизни и обеспечивало связь Е. в. м. с егип. и тур. властями. В Джувании пребывало 3 представителя Е. в. м. В связи с конфликтной ситуацией в мон-ре, связанной с деятельностью синайского архим. Серафима, Иерусалимский патриарх Прокопий впервые за всю историю направил в Е. в. м. своего экзарха - Иоасафа, архиеп. Филадельфийского, что было сочтено прямым вмешательством в дела монастыря (Ibid. Σ. 231-232). 17 авг. 1873 г. экзарх возвратился в Иерусалим. С сер. XIX в. Е. в. м. начали посещать рус. исследователи для работы в монастырском книгохранилище, одним из первых был архим. Порфирий (Успенский). В 1-й приезд в 1845 г. он обнаружил знаменитый Синайский кодекс Библии (IV в.), разделив честь открытия и введения в научный оборот этого манускрипта с нем. исследователем К. Тишендорфом. Во 2-й приезд в 1850 г. архим. Порфирием при помощи иером. Феофана (впосл. свт. Феофан Затворник ) был составлен 1-й каталог греч. рукописей Е. в. м. В 1859 г. увезенный Тишендорфом из Е. в. м. Синайский кодекс был подарен им российскому имп. Александру II, в 1862 г. факсимильно издан в 4 томах, в 1863 г.- в 2 томах (только НЗ). В 1869 г. благодаря усилиям российского посла в К-поле гр. Н. П. Игнатьева и архим. Антонина (Капустина) приобретение Синайского кодекса было оформлено как дар Е. в. м. имп. Александру II. В свою очередь обитель получила 9 тыс. р., а архиеп. Каллистрат и нек-рые монахи были награждены орденами ( Захарова. 2004).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. В Синаксаре К-польской Церкви (архетип X в.) (SynCP. Col. 170-171), Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и нек-рых греч. стишных синаксарях (напр.: ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523) краткое сказание о К. помещено под 28 окт.; в Минее РНБ. Греч. 227, XII в., память святого указывается под 31 марта, в одном из ранних списков Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 64) - под 14 апр. В груз. календаре из рукописи Sinait. iber. 34 (X в.), отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата, память К. указана под 31 марта и 16 сент. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 188, 332). По мнению Ж. Гаритта, упоминание К. под 16 сент. связано с Крестовоздвижением. Внизу, на полях рукописи, под 16 сент. отмечается, что К. участвовал в постройке и освящении храма Гроба Господня на Голгофе. Данная запись повторяется в груз. Минеях из рукописей Sinait. iber. 59 и 65 (X в.; см.: Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 101, 143) под 16 и 17 сент. соответственно. Также сведения о К. сохранились под 14 апр. в груз. «Великом Синаксаре», составленном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, Hieros. Patr. georg. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.). Поминовение К. (или Иуды-К.) включено в ряд лат. церковных календарей, начиная с Иеронимова Мартиролога (V-VI вв.), где память святого указана 1 мая (MartHieron. P. 222). Под этой же датой память К. значится в Мартирологе Рабана Мавра (ум. в 856; PL. 110. Col. 1142), но в др. каролингских мартирологах ( Адона Вьеннского и Узуарда) она перемещена под 4 мая, в т. ч. в связи с тем, что 3 мая совершалось празднование обретения св. Креста, и указана дата мученичества - 362 г. (PL. 123. Col. 260; PL. 124. Col. 19-20). Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (XVI в.) отметил поминовение святого 4 мая (MartRom. P. 170). В совр. редакции Римского Мартиролога (2001) память К. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

В сих выражениях видна сыновняя покорность Митрополитов Московских Вселенскому престолу, хотя уже более ста лет рукополагались они не в Царьграде, но собором Русских Архиереев. Митрополит, отвечая на Патриаршую грамоту, извещал, что по его приказанию молил он умильно, с сердечными слезами, Великого Государя о милостыне для священного мира, и от себя посылает на тот же предмет сто рублей, к Вселенскому Патриарху. (Лист 222) Государь писал от себя грамоту и к новому Патриарху Александрийскому Сильвестру, заступившему место святого старца Иоакима, посылая ему свою милостыню, сто рублей, для поминовения супруги, и пятьдесят за брата, прося его о непрестанных молитвах и обещаясь прислать более впредь, когда получит от него извещение о благополучном доставлении сей милостыни. (Листы 223 и 24). Такого же точно содержания грамота Царская и к Архиерею Синайскому Евгению и к Проту и всему Собору обителей Св. горы; но на Синай послал он только сто пятьдесят рублей, а на Св. гору семьсот рублей по Царице и четыреста по брате, и просил записать имена их по всем монастырям, для поминовения. Тоже писано особою грамотою и в Хиландарский монастырь, с таким впрочем извещением, что уже Архимандриту их Прохору выдано в Москве пятьсот рублей для поминовения Царицы Анастасии, да еще посылает сто пять рублей для поминовения брата. (Листы 229–232) И в Пантелеимонов монастырь была тоже грамота, к Игумену Диомиду, с милостынею двести рублей по Царице Анастасии, и чара серебряная по Царице Марии, да по брате Князе Георгии сто пятьдесят рублей, для ежедневного их поминовения. (Листы 232–33) В наказной памяти, данной Семену Барзунову, велено было ему явиться на Св. гору к Проту и в монастыри – Хиландарь и Пантелеимонов, для раздачи грамот и милостыни, по росписи, и кланяться им от имени Царского; оттоле ехать к Патриарху Александрийскому и на Синай, с таким же словом, а на обратном пути, в Царьграде, просить Пашей, чтобы довели его до Украйны, и никому не платить пошлин, разве только чем почтить их от себя, и говорить, что у его Государя в государстве, их купцы свободно ходят и ни от кого обиды не имеют; а если будут у него спрашивать каких-либо вестей Московских, то отвечать: что он человек купеческий, молодой, и знает только свое купечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Соч.: О некоторых эолических и дорических календарях: Эпиграфич. исслед. СПб., 1883; Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Petropoli, 1885-1890. 2 vol.; Inscriptiones graecae in oris Bospori Cimmerii et Chersonesi Tauricae per annos 1881-1888 repertae. Petropoli, 1890; Scythica et Caucasica e veteribus scriptoribus graecis et latinis et cum versione rossica. Petropoli, 1893-1900. Vol. 1. Fasc. 1-3; 1904-1906. Vol. 2. Fasc. 1-2; Этюды по визант. эпиграфике//ВВ. 1894. Т. 1. С. 657-672; 1895. Т. 2. С. 184-188; 1899. Т. 6. С. 337-369; Заметки к христ. надписям из Крыма//ЗапООИД. 1897. Т. 20. С. 149-162; 1898. Т. 21. С. 225-254; Жития святых епископов Херсонских: Исслед. и тексты. СПб., 1906; Сборник палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907-1913. 2 вып.; Заметки к агиол. текстам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17; Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. (ППС; Вып. 58); PONTIKA: Изборник науч. и крит. статей по истории, археологии, географии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греч. колоний на побережьях Черного м. СПб., 1909; Две речи Феодора Дафнопата. СПб., 1910. (ППС; Вып. 59. 1); К истории христианства на Кавказе: Греч. надписи из Ново-Афонского мон-ря//Сб. археол. статей, поднесенный гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911. С. 169-198; Страдание св. славного вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату. СПб., 1911. (ППС; Вып. 59. 2); Menologii anonymi Byzantini saec. X quae supersunt. Petropoli, 1911. Fasc. 1: Menses Februarium et Martium continens; 1912. Fasc. 2: Menses Junium, Lulium, Augistum; О житиях прп. Давида Солунского//ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251; Житие св. епископов Херсонских в грузинской Минее//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-83; Четьи-минеи Иоанна Ксифилина: (Предв. сообщ.)//ИИАН. Сер. 6. 1913. Т. 7. 4. С. 231-240; Визант. «царская» минея. Пг., 1915; Мученичество св. и славные вмц. Фотины Самарянки и чад и сестер ее, с нею пострадавших//Палестинский патерик. СПб., 1914. Вып. 21; Неизд. греч. агиогр. тексты. СПб., 1914; Житие прп. Феодора Студита в Мюнхенской ркп. 467//ВВ. 1915. Т. 21. Вып. 3/4. С. 222-304; О житиях св. вмч. Евсигния//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 55. Февр. С. 65-91; Ad Nicetae David Paphlagonis laudationes ss. Apostolorum//ИИАН. Сер. 6. 1916. Т. 10. 16. С. 1505-1522; Мефодия, патриарха К-польского, Житие прп. Феофана Исповедника: По моск. ркп. 159. Пг., 1918. (ЗапИФО; Т. 13. 4); Новые христ. греч. надписи из Крыма//ИТУАК. 1918. 54. С. 33-46; Критические заметки к письмам Феодора Дафнопата//ИИАН. Сер. 6. 1920. Т. 14. С. 393-398; Очерк греч. древностей. СПб., 1997. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

  6 Относительно Троицкой Лавр. семинарии в рассуждении этого срав. дело архива учрежденного собора Сергиевой Лавры за 1788 г.   7 См. Полн. Собр. Закон. т. XXII 16047 и 16081. Срав. в делах архива учрежд. собора Сергиевой Лавры за 1784 г. 71. Впрочем относительно других семинарий Империи должно заметить, что но многих из них даже и в начале XIX в. не введен был греческий язык в число предметов преподавания. 11 Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета изд. преосв. архиеп. Твер. Саввой, т. I, стр. 244. СПБ. 1885. 13 См. там же. стр. 398. (См. С. К. Смирнова, История Моск. Дух. Академии стр. 61–62. Москва, 1879. 14 В низшем и высшем отделениях Академии (на младшем и старшем курсах) были разные преподаватели. Иногда впрочем преподавание в том и другом отделении соединялось в одном лице. 16 Собр. мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, II, 51. (СПБ. 1885. Под нечаянно выбывшим разумеется упомянутый Г. К. Огиевский. богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 17 Если К. Смирнов долго пробыл на греческом языке, то это потому, что до 1870 г. главным предметом преподавания его был не греческий язык, а русская гражданская история. Главными предметами преподавания в Академии были, конечно, богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 19 См. напр. дела Конференции Моск. Дух. Академии за 1829 г. 8 (Греч. грамматика Судаковского, – за 1849 г. 7 (Греческим хрестоматия Синайского), – 1852 18 и 1861 7 (Греческая грамматика, его же), – 1851 13 и 1858 6 (Греческая грамматики К. Богословского), – 1863 7 и 1864 11 (Греческо-русс. словарь Синайского) и друг. 23 Срав. относящимся к 1827 году слова о сем митр. Филарета в Собр. мнен. и отз. его т. IV, стр. 222. Москва, 1886. 24 Чтения в Общ. ист. и древ. 1876, кв. III, стр. 84, отдела: «Смесь». См. С. К. Смирнова, Ист. Моск. Дух. Акад., стр. 116. 27 См. Чтения в Общ. ист. и древн. Росс, за 1877 г. кн. II, стр. 56, св. 35 «Материалов отечественных». 30 Чтения в Общ. люб. дух. просв. за 1871 г. 11, стр. 56 «Материалов для биографии митр. Филарета». 33 Перевод бесед, св. Златоуста на Евангелие от Матфея издан был уже в 1839 г. Сравн. о нем у С. К. Смирнова в Истории Московской Дух. Академии, стр. 116 и 119; в Чтениях Общ. ист. и древн. Росс. 1876, III, 90 отд. «Смесь» и «Чтен. в Общ. любит. дух. просвещ. 1882, III, 278 279 «Материалов для ист. Рус. церкви». 37 Изложение веры св. И. Дамаскина также Моск. Духовной Академии было поручено перевести. Сравн. также в делах внутреннего Правления Моск. Духовн. Академии за 1862 г. 74 запрос Духовно-учебного управления: были ли переводимы при здешней Академии на русский язык беседы И. Златоуста на Деяния Апостольские» ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010