На основании этого же святыми отцами запрещается искать и просить высших даров Божиих, так как получение их влечет за собой гордость и связанное с ней падение. «Отречемся от того, чтобы просить у Бога чего-либо высокого, — говорит святой Исаак Сирианин, — искать высокие дарования Божии — не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение».    Святой Григорий Синаит заявляет, что «бесстыдно и дерзостно желающий внити к Богу, и исповедать Его чисто, и нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляем бывает от бесов, если попущено им будет сие. Ибо, дерзко и самонадеянно взыскав того, что не соответствует его состоянию, в гордости стремится он прежде времени достигнуть того». «Перестань просить себе ведения и созерцания, — добавляет святой Исаак, — которые в своем месте и в свое время превышают словесное описание, и продолжай делание заповеданий и труды в приобретении чистоты, и проси себе у Господа сподобиться умного жития».    Рассмотрев учение святых авторов «Добротолюбия» о чистой молитве, чуждой всяких воображений, следует изложить их взгляды на конечный предел и цель молитвы, а также признаки услышания ее.    Т. 3. С. 86.    Т. 3. С. 194.    Т. 5. С. 392.    Т. 2. С. 216.    Там же.    Т. 5. С. 382 (св. Павел Латрский).    Т. 5. С. 464 (св. Симеон Новый Богослов).    Т. 5. С. 427 (блж. Каллист патриарх).    Т. 1. С. 48 (св. Антоний Великий).    Т. 2. С. 221 (св. Нил Синайский).    Т. 1. С. 21—22 (св. Антоний Великий).    Т. 2. С. 219 (прп. Нил Синайский).    Т. 1. С. 22. Ср.: Т. 2. С. 220—221 (прп. Нил Синайский).    Там же.    Т. 5. С. 73. Ср.: Т. 2. С. 218—219 (прп. Нил Синайский).    Т. 2. С. 219.    Т. 5. С. 73. Ср.: Т. 1. С. 258—259 (св. Макарий Великий).    Т. 5. С. 434.    Т. 5. С. 233.    Там же.    Там же.    Т. 5. С. 214.    Т. 2. С. 215.    Т. 5. С. 463.    Т. 2. С. 221.    Т. 5. С. 233.    Т. 5. С. 384.    Т. 5. С. 384—385.    Т. 5. С. 214—215.    Т. 5. С. 218.    Т. 5. С. 73.    Выражение святых подвижников о науке духовной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

643 Т. 5. С. 133. 644 Т. 5. С. 173. 645 Т. 5. С. 379. 646 Т. 3. С. 439. 647 Там же. 648 Т. 5. С. 466. 649 Т. 3. С. 415. 650 Т. 3. С. 414. 651 См. с. 104—110 наст. изд. 652 Т. 5. С. 295. 653 Т. 5. С. 296. 654 С. 469—470. Ср.: Т. 5. С. 367 (свв. Каллист и Игнатий). 655 Т. 4. С. 567. 656 Т. 2. С. 731. 657 Т. 2. С. 704. 658 Там же. 659 Т. 3. С. 45. 660 Т. 2. С. 704. Ср.: Т. 5. С. 433—434 (св. Каллист Тиликуда). 661 Т. 1. С. 215. 662 Т. 5. С. 314. Ср.: Т. 2. С. 467 (св. Ефрем Сирианин). 663 Т. 2. С. 477 (св. Ефрем Сирианин). 664 Т. 5. С. 481. 665 Т. 5. С. 380. 666 Т. 5. С. 471. 667 Т. 2. С. 223. 668 Т. 2. С. 224. 669 Т. 3. С. 172. 670 Т. 1. С. 537. 671 Т. 5. С. 469. Ср.: Т. 3. С. 177 (св. Максим Исповедник). 672 1 Тим. 6. 8. 673 Т. 3. С. 430. 674 Т. 5. С. 346 675 Там же. 676 Т. 2. С. 565 (свв. Варсануфий и Иоанн). 677 Т. 1. С. 459. 678 Т. 5. С. 439. 679 Т. 3. С. 439. 680 Т. 5. С. 251 681 Т. 5. С. 268. 682 Т. 2. С. 216 (прп. Нил Синайский). 683 Т. 5. С. 466 (св. Симеон Новый Богослов). Ср.: С. 389 (свв. Каллист и Игнатий). 684 Т. 5. С. 387. 685 Т. 2. С. 719. 686 Т. 2. С. 671. 687 Т. 5. С. 234. 688 Т. 5. С. 219. 689 Т. 3. С. 299. 690 Т. 3. С. 301. 691 Т. 2. С. 731. 692 Т. 2. С. 468. 693 Там же. 694 Т. 4. С. 265. 695 Т. 2. С. 177. 696 Т. 3. С. 401. 697 Т. 2. С. 222 (прп. Нил Синайский). 698 Т. 3. С. 281. 699 Т. 1. С. 199 (св. Макарий Великий). 700 Там же. 701 Т. 1. С. 440. 702 Т. 2. С. 532 (св. Иоанн Лествичник). 703 Т. 1. С. 323. 704 Т. 2. С. 532. 705 С. 269 (прп. Нил Синайский). Ср.: Т. 5. С. 302 (св. Григорий Палама). 706 Т. 2. С. 724. 707 Т. 3. С. 436. 708 Т. 1. С. 598. Ср.: Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). 709 Т. 3. С. 373. 710 Т. 2. С. 607. 711 Т. 3. С. 428. 712 Т. 3. С. 431. Ср.: Т. 2. С. 677 (св. Исаак Сирианин). 713 Т. 2. С. 209. 714 Т. 5. С. 134 (прп. Никита Стифат). 715 Т. 5. С. 25. 716 Т. 2. С. 726. 717 Т. 5. С. 377. 718 Т. 5. С. 225 (св. Григорий Синаит). 719 Т. 1. С. 445. Ср.: Т. 3. С. 357 (прп. Феодор Эдесский). 720 Т. 2. С. 208 (прп. Нил Синайский). 721 Т. 2. С. 217.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

768 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 44. С. 339. 769 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 770 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. Дело молитвы о невидимой брани. С. 214—215. См. также: Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Отдел III, гл. 1. О молитве к Богу и призывании Его помощи на помыслы; преп. Максим Исповедник наставляет вооружаться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова из Псалтири: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7); преп. Ефрем Сирин//Творения. Изд. 5-е. Ч. I. В подражание притчам. С. 143—144. 771 Еп. Феофан пишет: «Врага должно преследовать (молитвой) до тех пор, пока и следов его не останется; иначе даже простой помысл, оставленный в сердце, как злое семя, принесет свой плод в неприметном склонении к себе души» (Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 282). 772 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 212. См. также: Душеполезное чтение. 1896. T. II С. 477. 773 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Ср.: Достопамятн. сказания о подвижн. свв. отцов. Изречения аввы Пимена; § 146, преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 30. С. 137; преп. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении. § 39; преп. Нил Сорский. Устав скитский. М., 1892. С. 73—75. 774 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 301, 421. 775 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. С. 215. 776 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 8. С. 262. 777 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. §§ 52, 84. С. 355, 361, Древний Патерик. Гл. 5, § 19. С. 73. 778 Древний Патерик. Гл. 5, § 35. С. 82—83. 779 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255. Ср.: с отв. 252. 780 Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Слово 8. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 7, § 31. 781 Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Слово о трезвении и молитве. Изд. 8-е. М., 1912. § 22. С. 11. 782 Там же. § 98. С. 31. О порядке борьбы с помыслами — см. у него §§ 105 и 145. 783 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 80. Ср. § 81. 784 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 55 на Евангелие от Матф. Ср.: Преп. Исидор Пелусиот. 278-е письмо к Филохристу епископу. А также: Преп. Нил Синайский. Добротолюбие. Т. II, § 25. С. 236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Михайлович И. 169 (3) Михей, библ. 58, 190 Михейкина М. Э. 204, 218 (1) Моисей (Moses), библ. 5, 11, 12, 18, 20, 22, 26, 30, 31, 35, 40, 42, 43, 45, 47, 65 сн., 70, 71, 82, 83, 87 сн., 93, 121 4 , 123, 125, 127, 141, 164, 171 Моравчик Г. (Moravcsik G.) 49 4 , 50 8 , 58 2 , 62 4 , 741, 208 Мосин А. Г. 202 Мосхопулос А. 174 Мошин В. 170 1 МунтеануН. 182 Мухаммед 73 Мушицкий Л. 170 Назаренко А. В. 204 Наум, библ. 58 Нафан, рабби 186 2 Неага Н. 183 Негой Бессараб (Neagoe Bassarabe), рум. князь 146 (1) Негоица А., свящ. 183 Негош (Ньегош) см. Петр II Петрович Негош Неемия, библ. 128 2 Неманичи, династия правителей Сербии 115, 116, 120 Неофит Кавсокаливит, монах 109 Неретина С. С. 203 Нестерова О. Е. 215 (1) Никита Византийский (Niketas von Byzanz) 73 (1) Никита Серский, митр. Ираклийский 50, 58 Никифор Феотоки(с) ( Νικφορος Θεοτκης) 97 2 , 106 (1, 3) , 119, 204, 209 Никодим, еп. Далматинско-Истрий- ский 49 3 , 204 Никодим Святогорец ( Νικδημος Αγιορετης), прп. 109, 110 (2, 3, 4) , 111 1 , 119, 175 1 , 209 Никодим Тисманский, Румынский, прп. 144, 146 Николай (Велимирович, Hukoлaj), еп. Охридский и Жичский, Сербский, свт. 4, 197 (2, 5) , 198 (1) , 199 (4) , 200 (1) , 203 Николай Кавасила , (св.) 78, 79 (1) , 80 (1) , 81 Никон (Рклицкий) , архиеп. Вашингтонский и Флоридский 189 2, 3, 4 , 190 2, 3 , 204 Нил, архим. 203 Нил Кавасила, архиеп. Солунский 87 сн. Нил Синайский , прп. 138 Нил Сорский , прп. 128, 138 Ной, библ. 122 Оболенский Д. 58 2 , 113 3 , 114 4 , 204 Обрадович Досифей (Обрадович Д.) 4, 107, 165 (2, 4, 6) , 166 (4, 5) , 167, 169, 202 Обренович Милош, серб, князь 119 Олариу Ю. 173 Олесницкий А. А. 159 1 , 175 1 Олимпиодор Александрийский, диакон 46, 117, 118 Олоферн, библ. 164 Онкиул И. 173 Ориген (Origine), дидаскал, еретик 21, 26, 27 (1) , 28, 31, 32, 35, 36, 39, 40, 46, 51, 118, 134 (1) , 168, 184, 215 (1, 2) , 216, 220 2 Орфанитский И. 160 сн. Осия, библ. 58 Павел (Савл), св. первоверх. ап. 15–18, 22, 26–28, 38, 48, 50 2 , 92, 111, 123, 133, 179 Павлидис П. 173

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

177 Т. 5. С. 480. 178 См.: (1Тим.2:8). 179 Т. 2. С. 226. Ср.: Т. 5. С. 379. 180 Т. 2. С. 226. 181 Там же. 182 Т. 5. С. 473. 183 Т. 4. С. 427. 184 Т. 4. С. 508. 185 Т. 5. С. 283. 186 Там же. 187 Т. 5. С. 283. 188 Там же. 189 Там же. 190 Т. 5. С. 284. 191 Эти слова очень поучительны для «совопросников века сего», т. к. показывают, что Церковь смотрела на мощи, т. е. что они не должны обязательно представлять собой целое тело человека, а хотя бы какие-либо останки от костей святых. 192 Т. 5. С. 284. 193 Т. 5. С. 297. 194 Там же. 195 Т. 5. С. 357. 196 Т. 2. С. 730. 197 Т. 5. С. 73. 198 Т. 3. С. 394—395. 199 Т. 5. С. 453—457. 200 Т. 5. С. 454—455. 201 Т. 1. С. 290. 202 Подробнее о них будет сказано далее при изложении учения об умной молитве. 203 Т. 5. С. 469. 204 Т. 5. С. 284. 205 Т. 4. С. 360 206 Т. 5. С. 109—110. 207 Т. 4. С. 380. 208 Т. 4. С. 513. 209 Т. 5. С. 359. 210 Т. 5. С. 359—360. 211 Т. 1. С. 96. 212 Т. 5. С. 173. 213 Т. 2. С. 526. 214 Т. 2. С. 724. 215 Т. 5. С. 173. 216 Т. 2. С. 526. 217 Т. 4. С. 611. 218 Т. 2. С. 526—527. 219 Т. 3. С. 311. 220 Т. 5. С. 236. 221 Там же. 222 Т. 5. С. 345—346. 223 Т. 2. С. 526 (св. Иоанн Лествичник). 224 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 225 Там же. 226 Т. 5. С. 389. 227 Т. 5. С. 230. 228 См.: (Сир.34:23). 229 Т. 5. С. 230. 230 Т. 2. С. 225. 231 Посторонними мыслями. 232 Т. 5. С. 133—134. 233 Т. 5. С. 387. 234 Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214. 235 Там же. 236 Т. 2. С. 661. 237 Там же. 238 Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник). 239 Т. 2. С. 477. 240 Т. 2. С. 139. 241 Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей. 242 Указание на обязательное участие сердца в молитве. 243 Т. 1. С. 216. 244 Т. 5. С. 464. 245 Т. 5. С. 465. 246 Там же. 247 Т. 2. С. 137. 248 Т. 5. С. 465. 249 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 250 Т. 2. С. 214. 251 Т. 5. С. 467. 252 Т. 5. С. 467. 253 Т. 5. С. 474. 254 Т. 5. С. 467. 255 Т. 2. С. 134. 256 Т. 5. С. 389 (свв. Каллист и Игнатий, прп. Нил Синайский); С. 388 (св. Иоанн Лествичник); Т. 3. С. 436 (прп. Илия Екдик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

201 (сн., 149) , 202 сн. , 205 165 , 209 181 , 214 (205) , 232 278 , 234 (282) , 241 (318) , 246 347 , 248, 249 365 , 250, 251 (376) , 252 (380) , 253 (382) , 254 сн. , 255 (389) , 256 (392, 393) , 257 (396, 397) , 258 (400−402) , 265435, 266, 271(464), 271464, 274(486−490), 2998, 301(16), 302(21), 30326, 30427, 314, 328сн., 34378, 383(214), 384сн., 385(225), 465(32, 35), 490, 506−508, 511 Максим Кавсокаливит (Афонский), прп. 81 17 Малахия Мефимнский, митр. 207 174 Малахия, пророк (библ.) 401 4 Мани, основатель манихеизма 169, 193, 195; см. также ПУ (манихейство) Мануил Калека, мон., впосл. доминиканец 446 Мария, Пресвятая Богородица 81 17 , 142, 307, 403, 438, 441, 442, 467], 472, 473 73 Марк Аврелий, имп. 51 36 Марк Евгеник (Mark Eugenikos), митр. Эфесский, свт. 5, 6, 67, 69 (10) , 70 15 , 71, 167 26 , 202 сн. , 445 (5) , 446 (7) , 447 (12) , 448, 449, 450 6 , 457 сн.. , 459 15 , 463 26 , 464 31 , 465 34 , 466 38 , 469 51 , 473 73 , 474 78 , 476 сн. , 508 Марк Подвижник (Нитрийский), прп. 44, 50 (сн.) , 99 112 , 152 78 , 409, 508 Маркелл, прп. 48 Маркелл Анкирский, еретик 457 Мартин, папа римский, исп. 70 14 Мелитон Сардский, свт. 52, 239 309 , 508 Мельхиседек (библ.) 200 147 Митрофан, иеромон. 133, 135, 136 Митрофан Смирнский, митр. 190 102 , 280−282, 514 Михаил Пселл 300 11 , 509 Моисей (библ.) 32, 35, 122, 146, 173 (6) , 215, 284, 289, 300 11 , 361, 367, 373, 399, 405, 406, 410, 469, 471, 501 Моисей Мурин, сщмч. 100 127 , 101 сн. , 111 Н есторий Константинопольский, архиеп., еретик 69, 70 12 , 73, 212, 219, 230, 452; см. также ПУ (несторианство) Никифор Влеммид 133, 13 412 Никифор Григора, еретик 172 3 , 201 149 , 207 175 , 233 281 , 236 296 , 244 329 , 258 402 , 270 462 , 299 сн. , 431, 466 36 , 509 Никифор Уединенник (Исихаст, Итал), прп. 44 7 , 83, 85, 88, 99 112 , 105 161 , 106−109, 112−114, 509 Николай Кавасила (Nicolaus Cabasilas), св. 446 (8) , 449 Николай Кузанский 447 Николай Мефонский , еп. (Nich olas of Methone) 301 18 , 509 Нил Анкирский /Синайский, прп. (также Пс.; см. также Евагрий) 34 125 , 44, 49 (27) , 50 28 , 51 36 , 88, 150 (71) , 157, 328 50 , 329 сн. , 502, 509

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Бесстыдство Прежде людей стыдись Ангелов, потому что при нас их много, и устраняй себя от всякого постыдного поступка (прп. Нил Синайский , 70, 247). Источник. Входя однажды в селение святой Екатерины, преподобный Дионисий видит бесчинные игры и хороводы девиц и юношей. Огорченный столь явными соблазнами и сатанинским торжеством разврата, блаженный приблизился к толпе девиц и кротко говорит: «Для чего вы, будучи девицами, так бесстыдно играете с юношами, поете соблазнительные песни, возбуждающие сладострастие и в вас и в них; забываете, что смерть и Суд Божий близок к вам». Девицы смутились и молчали, кроме одной, которая насмешливо ответила: «Ах вы, лжемонахи! Что тебе за нужда до нас? Знай себя. Сами-то живете вы дурно, а других учите целомудрию». «Благословен Бог, устрояющий все на пользу! – строго произнес старец. – Чтоб и другие научились скромности, ты будешь примером того, как грозно карает Господь девическое бесстыдство». Сказав это, он удалился. Вслед за тем на несчастную девицу, прежде чем дошла она до дома отца своего, вдруг напал бес: испуская пену, она билась о землю и была в самом жалком положении. Пораженные таким несчастьем, родители ее не знали, что с нею происходит. Тогда одна из подруг несчастной, бывшая свидетельницей ее бесстыдства пред святым старцем, рассказала им о случившемся. Родители отыскали преподобного, припали к ногам его и смиренно просили за свою несчастную дочь. Незлобивый старец, тронутый слезами родителей, помолился, и исцелилась бесноватая. Она же в благодарность Господу посвятила Ему свое девство и окончила жизнь в покаянии (91, 214–215). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.). A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272 Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Ст. 17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Грешник, пребывающий в сокрушении духа, умоляющий Господа о помиловании, – смиреннее всех. Поэтому необходимо всему предпочитать молитву Христу и взывать о помощи и покровительстве Святого Духа. От преобладающего над нами лукавого тления можно освободиться, если будет обладать нами Божья сила. Молись так: будь помощником моим, Владыка всяческих Христе, покрой мою душевную немощь, да избавлюсь от нечестивого и греховного растления, став свободным от беззакония. Да не возобладает во мне самоуправство порока, и да не обладает мной лукавый демон, и да не уведёт меня в плен непотребство. Да придёт на меня благодать Святого Духа, да отступят от меня и в ничто обратятся царствующие надо мной необузданные страсти. 215. Диакону Агапиту Я неоднократно слышал, как ты говорил и теперь говоришь: что мне делать? Хочу плакать и проливать слезы о грехах моих, понуждаю себя к этому, но нет слез у меня в глазах. Переживая из-за этого я, увидев кого-либо сладостно плачущим во Христе, завидую ему. На это скажу тебе – в целом, полезно желать слёзного дара. Если с этим желанием ты обратишься к Богу, прося прощения и спасения, то будешь услышан. Потому что сказано о Боге: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул». Подобно тому как вожделевший женщину: уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ), так и желающий чего-либо дорогого или плохого исполнил это в мысли своей. Ты же в сердце своём исповедуй желание своё Всевидящему, и желание твоё вменится тебе в жертву. Бог примет его как фимиам и скажет Ангелам, готовым увлечь душу от ног Спасителя: оставьте её, потому что сердце её исполнено скорбью и страданием. Подобное написано об израильтянах, пребывавших некогда в нечестиях египетских. Как сказал Господь Моисею: вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне ( Исх. 3:9 ) и поэтому: иду избавить его от руки Египтян ( Исх. 3:8 ). Посмотри, Бог свидетельствует о том, что воздыхание униженных привлекло Его милость. Потому что не по чистоте нашей, а по смирению избавит нас Господь от египтян и от жестокого фараона. Под фараоном следует понимать человеконенавистника дьявола, о котором сказано: Он был человекоубийца от начала ( Ин. 8:44 ). Также под Египтом понимаем мы наши слабости и грехи, приставники при нас – демоны, страдаем же мы от беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Отдельного рассмотрения заслуживают слова Иисуса, завершающие историю в Евангелии от Марка: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). В современных критических изданиях Нового Завета этот стих приводится в сокращенной редакции: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» 215 . Основанием для сокращения служит отсутствие упоминания о посте в ряде древних рукописей, а также то, что это упоминание якобы противоречит учению Иисуса о посте, выраженному в ответе на упрек учеников Иоанновых в адрес учеников Иисуса: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься ( Мк. 2:19 ; ср. Мф. 9:15 ; Лк. 5:34 ). Указывают также на то, что Иисус ссылался на пост фарисеев как на отрицательный пример ( Лк. 18:12 ). На основании совокупности данных делается вывод, что ранняя Церковь , продвигавшая идею поста вопреки учению Иисуса, расширила изначальный текст Евангелия от Марка 216 . Исходя из тех же соображений, слова сей же род изгоняется только молитвою и постом полностью опускаются и в критическом издании текста Евангелия от Матфея 217 . Считается, что сначала Церковь решила добавить упоминание о посте к упоминанию о молитве в Евангелие от Марка, а потом весь стих в отредактированном виде перенесла также в Евангелие от Матфея. Такое мнение, однако, основывается на неполном и тенденциозном понимании как данных рукописной традиции, так и учения Самого Иисуса. Во множестве авторитетных рукописей, включая Синайский кодекс, слова о посте присутствуют – и у Марка, и у Матфея. Что же касается учения Иисуса о посте, то Он его излагал не только в ответ на упрек учеников Иоанновых. В этом же ответе Он говорит о том, что Его ученики будут поститься, когда отнимется от них Жених, то есть после Его смерти ( Мк. 2:20 ; Мф. 9:15 ; Лк. 5:35 ). Кроме того, наставление о посте имеется в Нагорной проповеди ( Мф. 6:16–18 ). Из этого наставления вполне очевидно, что, критикуя фарисейское отношение к посту, Иисус вовсе не предлагал отменить пост: напротив, Он противопоставлял истинный пост ложному и показному посту фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010