Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 3 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа (+23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайлович в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/28729.html

НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМ ОХРИДСКИЙ (ок. 830 - 23.12.910), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей) НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОН мч. Лангонийский (пам. 16 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла (пам. 16 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла (Неонилла), мученики НЕОН мч. Маромилийский (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др., мученики НЕОНИЛЛА мц. Лангонийская (пам. 16 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла (Неонилла), мученики НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_67.html

Антоний (Храповицкий) в Белграде, законоучитель гимназии в Скопье (1926–1928), поступил в братию обители прп. Иова в с. Ладомирово (24.6.1929), начальник типографии (1930), настоятель обители прп. Иова в Ладомирово (23.4.1934), архимандрит (1934), редактор журнала «Закарпатская Русь» (19341946), член 2-го Карловацкого зарубежного собора (14–24.08.1938), участник Совещания архиереев РЗЦ в Вене (2126.10.1943), эмигрировал с братиею монастыря в Германию (1944), протопресвитер военного духовенства (Власовской армии) в Карлсбаде (1945), настоятель обители прп. Иова Почаевского в Мюнхене (19451946), епископ Чилийский (9.3.19461953), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий в Женевском Крестовоздвиженском храме, настоятель синодального подворья Ново-Коренной Пустыни в Магопаке под Нью-Йорком (19531957), епископ Чикаго-Детройтский (31.10.1957), настоятель каф. собора в г. Чикаго (31.10.1957), возведен в сан архиепископа (1959), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ, 1-й заместитель председателя Архиерейского Синода (19761987), начальник Организации русских православных разведчиков (ОРПР). Соч.: Вечные загробные тайны: книга о пакибытии. Ладомирово, 1939 Практическое руководство для священнослужителей. Ладомирово, 1942 Одигитрия русского зарубежья. Магопак, 1955 И Свет во тьме светит. Чикаго, 1972. Лит.: Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония К юбилею преосвящ. Серафима, архиепископа Чикагского. ПР. 1986. 1 Павел (Павлов), еп. Славный юбилей. ПР. 1976. 21 Лавр (Шкурла), архиеп. Памяти архиепископа Серафима Чикагского. ПР. 1987. 15 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Серафим ( Кондратьев Сергий Владимирович; 1881, Смоленск, губ. – 2.12.1968, Лион, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства. Окончил юридический факультет, предводитель земской управы, согласно ПР, член Московского собора от мирян (1917–1918), но в списке деяний собора не числится таковым, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Константинополь в Сербию, активный член монархических кругов, участник монархического съезда в Бад-Рейхенгале (май 1921), участник церковного съезда (1-го всезарубежного собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1922), член-казначей «Общества попечения о духовных нуждах русских» в Белграде, член комитета по возведению русского храма в Белграде, член приходского совета русской Троицкой церкви в Белграде, состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился во Францию, священник (1933), рукоположение совершил архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 3 ноября 2011 г. 19:30 3 ноября 2011 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе  в Елохове, где находится чудотворный список Казанского образа, созданный в XVII веке и прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади. Его Святейшеству сослужили: епископ Никон (Миронов); епископ Дмитровский Александр ; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель Богоявленского кафедрального собора; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный храмов Богоявленского округа г. Москвы; столичное духовенство. По традиции перед полиелеем, во время пения тропаря, Предстоятель Русской Православной Церкви перенес чтимый список Казанской иконы Божией Матери с престола на аналой в центре храма, где святыне поклонились многие верующие. Святейший Владыка помазал богомольцев елеем. Завтра, в день праздника, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1664211.ht...

Никон, митрополит Уфимский и Башкортостанский (Васюков Николай Николаевич) Дата рождения: 1 октября 1950 г. Дата хиротонии: 26 августа 1990 г. Дата пострига: 13 апреля 1984 г. День ангела: 30 ноября Страна: Россия Биография: Родился 1 октября 1950 г. в деревне Марьевка Сампурского района Тамбовской области. В 1963 г. родители будущего владыки переехали в Красноярск. В 1968 г. окончил среднюю школу Красноярска; в 1974 г. — Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике Красноярска. В 1975-77 гг. проходил службу в Советской армии в качестве старшего врача полка. В 1977-83 гг. работал главным врачом поликлиники в г. Светогорске Выборгского района Ленинградской области. Майор запаса медицинской службы и полковник казачьих войск. 26 июня 1983 г. архиепископом Иоанном (Снычевым) рукоположен в сан диакона в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева (Самара). 21 сентября 1983 г. им же хиротонисан во пресвитера в том же соборе. Служил в церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска 13 апреля 1984 г. владыкой Иоанном в Покровском соборе г. Куйбышева пострижен в монашество с именем Никон в честь прп. Никона Радонежского. 16 сентября 1985 г. назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области. В 1987 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию ; в 1990 г. — Ленинградскую духовную академию, где в 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию. 1 октября 1989 г. назначен секретарем Ульяновского епархиального управления. Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990 и 2009 гг. В 1988-91 гг. и 2004 гг. в составе паломнической группы посетил Святую Гору Афон. Возглавляя группу паломников из Уфимской епархии, посетил Иерусалим в 1993 и 1996 гг. Решением Священного Синода от 26 июня 1990 г. избран епископом Уфимским и Стерлитамакским. Наречен во епископа 25 августа 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротонисан 26 августа за Божественной литургией в Богоявленском соборе. Богослужения возглавил  Святейший Патриарх Алексий II .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244970...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Миронов Олег Васильевич; род. 26.05.1960, пос. Заречный Смоленского р-на Алтайского края), еп. Кудымкарский и Верещагинский. Из крестьянской семьи. В 1977 г., по окончании средней школы, учился в бухгалтерской школе в Бийске, в 1978 г. работал в кооперативе в пос. Линёвском Смоленского р-на. В 1978-1980 гг. проходил срочную военную службу в г. Зиме Иркутской обл. С 1 янв. 1981 г. работал в епархиальной свечной мастерской в Иркутске. 1 авг. 1982 назначен делопроизводителем Воронежского епархиального управления (до 1 июля 1985). 24 апр. 1983 г. Воронежским и Липецким еп. Мефодием (Немцовым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона. В 1984-1987 гг. заочно обучался в МДС. 19 дек. 1984 г. еп. Мефодием пострижен в монашество с именем Никон. 6 янв. 1985 г. рукоположен во иерея. 1 июля 1985 г. назначен исполняющим обязанности секретаря Воронежского епархиального управления. С 20 июня 1989 г. настоятель воронежского Покровского кафедрального собора, возведен в сан архимандрита. 21 июля 1993 г. Н. был хиротонисан во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. Хиротонию в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . 26 февр. 1994 г. назначен епископом Екатеринбургским и Верхотурским. В период архиерейства Н. в Екатеринбурге были открыты ДУ, епархиальная иконописная школа и филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, начали действовать екатеринбургские Ново-Тихвинский женский и во имя Всемилостивого Спаса мужской мон-ри. 19 июля 1999 г. почислен на покой и переведен в Псково-Печерский монастырь с сохранением епископского сана. 2 окт. 2002 г. был назначен почетным настоятелем московского храма Успения Пресв. Богородицы в Вешняках. Решением Синода РПЦ от 29 мая 2013 г. назначен епископом Добрянским, викарием Пермской епархии. 19 марта 2014 г. назначен епископом новообразованной Кудымкарской епархии. Решением Синода от 13 апр. 2021 г. почислен на покой по состоянию здоровья, местом пребывания определен г. Пермь. Н. награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1993), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008). Соч.: Мир всем: Проповедь//ЖМП. 1994. 7/8. С. 6-7. Лит.: Наречение и хиротония архим. Никона (Миронова) во еп. Задонского//ЖМП. 1993. 7/8. С. 41-43; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 157. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2577551.html

составитель Терещенко Т. Н. ОБИДА Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно помнить и не забывать, как уже тебе было писано, что исконный искуситель возмущает одних против других, и особенно против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно постороннее обращение, хотя бы с пренебрежением (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14 ), и чтомногими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), и что все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), причем чаще перечитывай в уме евангельские блаженства, и особенное внимание обрати на последнее: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах( Мф. 5, 11–12 ). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: не гневаться напрасно, не судить и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих и гонящих нас (см. Мф. 5, 22, 44 ; Лк. 6, 37 ). Более всего и прежде всего следует нам молиться за обижающих нас, как научает нас и святой Дорофей: «Помози, Господи, якоже веси, таким-то и за их молитвы мне, окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает и изменяет противное расположение других (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Это хорошо, что подумала, что тебя духовник обличает, только тут надо бы сознаться и смириться, а не обижаться. А то этим самолюбие показалось. Злобу на сердце не держи и обиды долго не помни (прп. Иосиф, 19). Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься (прп. Никон, 21). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Алексия II, а также в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г. Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120; 2. С. 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент.: Л. А. Дмитриев//ПЛДР: XVII в. 1989. Кн. 2. С. 299-304; Крушельницкая Е. В. Автобиография и Житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 323-334; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 101-103; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 76-79; СИСПРЦ. С. 95-96; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю. СПб., 1873; Ключевский. Древнерусские жития. С. 347-348; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 195-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 192-193; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 18942; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 123-125; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 177-179; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 39-49; Гунн Г. П. Патр. Никон и Елеазар Анзерский//Древнерус.

http://pravenc.ru/text/189679.html

инокиня Наталья -- Екатерине 31 августа 2021, 06:47 Возможно, Вы просто не представляете масштаба личности прп.Елеазара Анзерского. Если уж безвестного старца, не дававшего творить прп.Иоанну Дамаскину, вразумила Пресвятая Богородица Своим личным явлением, то прп.Елеазару и подавно было бы открыто, что иеромонаху Никону пора на бОльшее служение. Прп.Елеазар, напомню, за 300 лет предсказал создание на Соловках ГУЛАГа. инокиня Наталья -- Ольге 31 августа 2021, 06:41 Да, эти не по памяти. Но при чем тут век Интернета? Это из конспекта лекций двадцатишестилетней давности. mihailov 31 августа 2021, 04:18 Сложная личность и сложная эпоха. Ничего нельзя оценивать однозначно. Главный посыл этой эпохи - западное влияние на русскую жизнь. В общем-то помимо Никона иего реформы это влияние оказало во многом катастрофическое воздействие на наше церковное пение, иконописную традицию... Хотели быть похожими на греков - но сегодня греческое богослужение благодаря византийскому пению гораздо ближе к старообрядческому. Хотя упадок знаменого пения произошел намного после Никона - еще лет сто оно оставалось нормативным, пока не было заменено обиходом и партесом, практически исчезнув. И это есть наше главное и весьма глубоко печальное отличие от восточных христиан. Екатерина 30 августа 2021, 22:13 Благодарна за статью!!! Спаси вас, Господь! Это мой любимый патриарх! п.с. " Но Никон со старцем рассорился и ушел в другой монастырь. " Будущего патриарха Господь звал на другое служение, только и всего. Не послушания тут не было. Но это относится только к данному случаю. Ольга 30 августа 2021, 21:54 Наталья, спасибо Вам за ответ! Я уверена, что вот эти строки Вы писали не по памяти: «Теперь я болен, наг и бос, – писал он. – Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая, и они не терпят ни горячего, ни холодного, ни кислого. Ноги пухнут. Приставы ничего ни продать, ни купить не дают. Никто ко мне не ходит, и милостыни просить не у кого». Понятно, что это издержки века интернета. Божией помощи Вам!

http://pravoslavie.ru/141359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК Прп. (пам. греч. 20 мая). Архиеп. Сергий (Спасский) ошибочно утверждал, что под этой датой в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., Петровом Прологе 1240 г. и славяно-рус. нестишных Прологах отмечена память прп. Марка Афинского . На самом деле в этих памятниках нет уточнения, что речь идет именно о Марке Афинском: «...преподобного Марка еримита» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74; Mateos. Typicon. T. 1. P. 296); «...преподобного отца нашего Марка пустынника» ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 246). Отождествление исследователями этого М. с прп. Марком Афинским, видимо, связано с тем, что в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) под 20 мая указана память «Марка Тармакайя» (Марк Афинский подвизался на горе Тармака). В ряде визант. Синаксарей имя Марк приводится без эпитета (SynCP. Col. 697-698). Наиболее полная информация об этом святом находится в визант. стишном Синаксаре (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), где М. назван анахоретом, «скончавшимся в мире» (Ibid.), и приводится посвященное ему двустишие. В переведенном со стишного Синаксаря в XIV в. в слав. стишном Прологе говорится: «Святыи Марко пустинныи, миром успе» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 54). Т. к. Патмосский список Типикона Великой ц. под 21 мая приводит память «святого мученика Марка вместе со святыми Калитинскими» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74), И. Делеэ отождествил М. с Марком Пастырем из дружины мучеников, пострадавших в Калите (Калуте) (см. ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики), хотя визант. календари единодушно называют М. преподобным, а не мучеником. В наст. время исследователи склоняются к мнению, что М. нельзя отождествлять с др. одноименными святыми. Так, иером. Макарий Симонопетрит считает, что М. не является одним лицом с прп. Марком, память к-рого отмечается 5 марта. Ист.: SynCP. Col. 697-700; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 117. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 150; Sauget J.-M. Marco di Atene, eremita sul monte Tarmaqa, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 703; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 304; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 233. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2620303.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010