...Пусть ты верно и постоянно течешь путем добродетели, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе; не думай, что враг отстанет от тебя. Нет, слышал уже ты... что враг, когда видит, что все его покушения совратить тебя на зло безуспешны, идет потихоньку вслед тебя и ублажает, как живущего во всем богоугодно. Вот это и есть последнее его искушение. Отзывается это вражье нас величание самомнением, самочувствием и самодовольством; а от них порождаются тщеславие и гордость, из коих тщеславие снедает всю цену дел наших, если есть какие добрые, а гордость делает нас противными Богу. Внимай убо и всячески отбивайся от сих вражеских ублажений, не давая им проходить до сердца, а отражая с первого момента, как они коснутся слуха души твоей. Источник. Чтоб не подвергнуться грозящей тебе от сего беде, держи всегда ум свой собранным в сердце и будь всегда готов к отражению этих вражеских стрел. Стоя там внутри, как военачальник среди бранного поля, избери удобное для брани место, и укрепив его как следует, не оставляй никогда, но там укрывайся и оттуда воюй. Место это и укрепление его и вооружение есть искреннее и глубокое сознание своей ничтожности, что ты и беден, и слеп, и наг, и богат одними немощами, недостатками и неодобрительными делами, неразумными, суетными и грешными. Установившись так, никогда не позволяй уму своему выходить из сего укрепления вовне, и особенно воздерживайся от странствования по своим, как тебе кажется, плодоносным полям и садам, т. е. твоим добрым делам. Если будешь держать себя так, стрелы вражеского ублажения пагубного не достанут тебя, а если и упадет к тебе какая, ты тотчас увидишь ее, отразишь и выбросишь вон (прп. Никодим Святогорец , 69, 140–141). Источник. Когда лукавый диавол увидит, что мы право, с живым усердием и в добром порядке, шествуем путем добродетелей, от которых не успевает отвлечь нас на свою сторону явными на зло прельщениями, тогда преобразуется в ангела светла, и то мнимоблагими помыслами, то изречениями Божественного Писания, то примерами святых возбуждает неблаговременно и не по силам принимать непомерные подвиги к духовному совершенству, чтоб, когда мечтаем стоять на верху его, низринуть нас в бездну падения. Так иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела, или заболел от крайнего изнурения и сделался неспособным и малые исполнять дела благочестия, или, утомившись под тяжестью подвигов, стал равнодушен ко всем духовным деланиям, и даже к самому спасению, и таким образом, мало-помалу охладевши к добру, с сильнейшим прежнего вожделением набросился на плотские сласти и мирские утехи (прп. Никодим Святогорец , 69, 174–175).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

46 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 141. 47 Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 232. 48 Цит по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 45. 49 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 334–335. 50 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 46. 51 Цит. по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 44. 52 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 60. 53 Георгий (Тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита/ТСЛ., 1996. С. 322–323. 54 Русский архив. 1892. Ноябрь. С. 192–195. 55 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 148. 56 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 149. 57 Старец Иаков Эвбейский. С. 35. 58 Феофан, еп. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 1909. С. 134–135. 59 Димитрий Дудко, свящ. На скрещеньи дорог/Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег». 2001. С. 140. 60 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 350–351. 61 И. Четверухин, прот., Е. Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни/ТСЛ., 1995. С. 162. 62 Житие оптинского старца Никона/Оптина пустынь, 1996. С. 325–326. 63 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 340–341. 64 Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 75. 65 Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 283–284. 66 И. Четверухин, прот., Е. Четверухина. Цит. соч. С. 162. 67 Калива — отдельная постройка с земельным участком, предназначенная для проживания ограниченного числа монахов. Обычно каждая калива имеет свой внутренний храм. Несколько калив вместе образуют скит. 68 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 356. 69 Житие оптинского старца Нектария/Оптина пустынь, 1996. С. 98. 70 Непридуманные рассказы. СПб., 1995. С. 54. 71 Кочадык — железный инструмент для плетения лаптей. 72 Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. М., 1991. Т. I. Кн. 2. С. 471.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

В этом ряду находится и работа современного историка, автора нескольких работ о влиянии Европейского Просвещения на Балканах, президента центра по изучению наследия Ригаса Велестинлиса Д. Карамбелопулоса «Ригас и Православие» 134 . Автор сопоставляет взгляды Ригаса с традицией и приходит к выводу о большом влиянии на него православной идеологии. В историографии достаточно прочно утвердилось представление о непосредственном участии Космы Этолийского в подготовке освободительного восстания: он «явился первым глашатаем идеи освобождения греческой нации... и её предтечей» 135 . Это связанно с тем, что долгое время не предпринималось полного издания его наследия и, обосновывая свою точку зрения, авторы ссылались на некие мифические документы, якобы найденные ими в архивах и монастырях. Существует и противоположная версия: придерживающиеся её учёные полностью отрицали контакты Космы Этолийского с клефтами и арматолами 136 . Согласно третьей, компромиссной точке зрения, контакты между святым и клефтами существовали, но он выступал перед ними лишь с проповедью, а не с призывом к немедленной революции. Этой точки зрения придерживался, в частности, К. Сарделис, полагавший, что если бы святой Косма проповедовал восстание, он был бы сразу казнён турками, среди которых многие, напротив, были под впечатлением его проповеди. Сарделис считает его связи с клефтами преувеличенными и «совсем невероятным его участие в восстании Орлова» 137 . Во многих работах греческих историков подвергается сомнению представление, прочно укоренившиеся, в частности, в западноевропейской историографии, в соответствии с которым Косма Этолийский и Никодим Святогорец предстают как греческие националисты, пытавшиеся своими проповедями оказать ассимилирующее влияние на соседние народы 138 . Практически все греческие учёные называют святого Косму «предтечей восстания 1821 года» 139 Все они подчёркивают значение проповеди Космы для национального возрождения. Многие называют его в своих работах «отцом 140 возрождённой греческой нации» 141 . Ведь его проповеди открыли новую эпоху не только в жизни народа, но и в новой истории Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Угодно было: всякий раз когда обвинителями возводится на клириков много обвинений, если одно из них, которое рассматривалось первым, невозможно было доказать, после этого к прочим обвинениям их не допускать. (Апост. 74; II Всел. 6; IV Всел. 9, 21; Карфаг. 8, 27,138.) Толкование Если кто-либо представит различные обвинения на епископов и клириков и истинность одного из них, рассмотренного первым, доказать не сможет, то настоящее правило предписывает не допускать такого обвинителя как ненадежного и до остальных обвинений. Смотри также Апост. 74 и II Всел. 6. Правило 140 (131) В качестве свидетелей не допускать к свидетельству тех, кого предписано не допускать и к обвинению, а также и тех, кого сам обвинитель приведет из собственного дома. Свидетельства от лиц, не достигших 14-летнего возраста, не принимать. (Апост. 75; I Всел. 2; Карфаг. 8, 27, 38, 68, 138, 139.) Толкование Не только обвинители клириков и священнослужителей должны быть безупречными, но и те, кто будет свидетельствовать против них, как определяет настоящее правило. Стало быть, те же лица, которые, как мы сказали выше, не допускаются к обвинению клириков, не допускаются и к свидетельству против них. Не допускаются к свидетельству также те, кого обвинитель приводит из своего дома (в особенности те, кто подвластен ему), потому что они не внушают доверия из-за близости к обвинителям. Кроме того, не допускаются к свидетельству несовершеннолетние, пока не достигнут 14-летнего возраста, потому что у них еще нет рассудительности и твердых убеждений. Прочти также Апост. 75. Правило 141 (132–133) Угодно было: если епископ скажет, что кто-то ему наедине исповедовал свое преступление, а тот будет отрицать, пусть епископ не вменяет себе в оскорбление то, что ему одному не доверяют. Если же он скажет, что от смущения своей совести не хочет быть в общении с отрицающим [ 321 ] , то пока отлученного не принимает в общение свой епископ, пусть другие епископы в общение с этим самым епископом не вступают, чтобы епископ лучше остерегался говорить против кого-либо то, чего не может подтвердить доказательствами перед другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Следует отметить ещё два момента. Во-первых, в отношении теории (но не практики, как мы увидим ниже) вопроса о преложении частиц греческая православная традиция, начиная с полно представленного диаконом Михаилом Асмусом блж. Симеона Солунского , однозначно высказывается в пользу освящения поминальных частиц при совершении таинства Евхаристии, но против их преложения в Тело Христово. Об этом говорят митрополит Филадельфийский Гавриил (Севирос; конец XVI – начало XVII bb.) в труде «О частицах», Феофил, епископ Кампанийский (вторая половина XVIII b.), в «Сокровищнице Православия» («Ταμεον ρθοδοξας») и, в конце XVIII b., прп. Никодим и Агапий Святогорцы в «Пидалионе» (цитаты см. в: Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 91 и Асмус М., диак. Понимание поминальных частиц. С. 68). Во-вторых, принятие идеи о преложении частиц отправляет в архив учение ап. Павла об одном, единственном, хлебе («ες ρτος»), «егоже ломим», который есть «общение Тела Христова» и приобщаясь которому, Церковь становится «единым телом» (см. 1Кор.10:16–17 ). 879  Например, «уставом» в рук. ГИМ Син. греч. 275 (381), датируемом между 1289 и 1311 гг. (см. Красносельцев. Материалы. С. 28), и «уставом» XV–XVI bb. в рук. Св. Савва 305/С.-Петербург 423 (см. там же. С. 92). 884  См., к примеру, БЛ Д. Дуки 1526 (первопечатное издание), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «πρτη κδοσις»), БЛ А. Вортоли 1775 и др.; ЕВХ 1545, ЕВХ 1566, ЕВХ А. Пинелло 1620, ЕВХ Н. Сарос 1692 и др. Издания «Толковая литургия» вовсе не упоминают о прощении. 891  Л. 514. Этот «устав» был издан в: Taft. The Pontifical Liturgy. Указанный лист напечатан на с. 300. 895  Илитарий библиотеки Эсфигменова монастыря 1306 г. См. Дмитриевский . Описание. Т. 2. С. 268. 896  См. Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 140–141 и Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 248–249. 905  Например, БЛ Калам. 1870 (с. 23) и БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас) (с. 127–129). Последнее из этих изданий опускает характерное для греческого чина повторение молитвы «Вечери Твоея тайныя...» в конце подготовительных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

139 Настоящее правило в том же виде находится и в 6-м деянии настоящего IV Собора, но там оно содержит два дополнения. Первое: нельзя строить монастырь в чьих-либо владениях без согласия хозяев; и второе: не только рабов, но и приписных, т. е. воинов, не должно принимать в монастырь и постригать (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 157. 4–5, 8–10). 140 Следовательно, и сказанное в правиле Антиох. 13 нужно понимать так же, как сказанное здесь этим Собором о недействительном рукоположении. Смотри также примеч. к Апост. 28. 141 Согласно c этим правилом законополагает и 123-я новелла Юстиниана. Она говорит: никто да не оставляет своего сана и не становится мирянином, потому что он будет лишен назначенной ему должности или воинского звания и передан советникам своего города. А 7-я и 8-я новеллы Льва повелевают, чтобы клирики и монахи, которые переменили свои одежды и стали мирянами, были вновь облечены в одежды клириков и монахов даже против своей воли. (У Арменопула в «Кратком изложении правил» разд. 3, тит. 2.) 142 Поэтому и в 10-м деянии Собора, состоявшегося при Василии Македонянине, совершенно верно по поводу этого написано: «Ни одному мирянину, кем бы он ни был, не позволяется возбуждать дело по церковным вопросам или противостоять всей Церкви или Вселенскому собору, потому что исследование и испытание этих вопросов – дело патриархов, иереев и дидаскалов, которым от Бога дано вязать и решить. Мирянин, пусть и преисполненный всякой мудрости и благоговения, тем не менее мирянин и овца, а не пастырь; напротив, архиерей, до тех пор пока занимает архиерейское место, остается пастырем, даже если в чем бы то ни было проявляет неблагоговение; потому не подобает овцам противиться своим пастырям». 143 Как пчелы вокруг меда, так разнообразные мнения роятся вокруг этой части настоящего правила. К примеру, у нас, выступая против папской власти и желая почтить Константинопольского предстоятеля, дошли до чрезмерностей. Так, Макарий Анкирский под «экзархами диоцеза» понимает прочих патриархов, а окончательную апелляцию относит к Константинопольскому предстоятелю и утверждает, что тот – первый и верховный судья над всеми патриархами. Вторят Макарию и автор «Алексиады», и Николай Мефонский в сочинениях против папской власти. Паписты же, в свою очередь желая утвердить единовластие папы, следуют за нашими богословами и соглашаются признать Константинопольского предстоятеля главным судьей над всеми. Их цель – показать, что если Константинопольский предстоятель есть судья над всеми, то, поскольку, по правилам, первый – Римский папа, а не Константинопольский предстоятель, следовательно, папа – последний судья вообще над всеми патриархами, и над самим Константинопольским, и к нему восходит апелляция четырех вселенских патриархов. Паписты, которые так говорят, – это отступник Виссарион, Биний и Беллармин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Об остальной части этого правила, содержащей учение об обычае и акривии 140 , смотри в примеч. к I Всел. 12, а особенно в примеч. к VI Всел. 102: там мы дословно приводим и толкуем ее. Правило 4 О троебрачных и многобрачных мы вынесли в правиле то же определение, что и о второбрачных, по аналогии: второбрачным назначают год, но иные – два; а троебрачных отлучают на три, а часто и на четыре года. Ведь такое сожительство называют не браком, но многобрачием, а скорее – ограниченным блудом. Поэтому и Господь сказал самарянке, которая одного за другим сменила пять мужей: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Ин.4:18 ), так как преступившие меру двоебрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. А мы не из правила, но следуя нашим предшественникам, приняли обычай накладывать на троебрачных пятилетнее отлучение. Впрочем, должно не вовсе преграждать им вход в Церковь , но на два или три года удостаивать их слушания, а после этого позволять стоять с верными, но удерживать от приобщения Блага 141 ; и когда таким образом они покажут некоторый плод покаяния, возвращать на место приобщения. Толкование О троебрачии настоящее правило говорит, что древние отцы троебрачие называли не браком, а многобрачием (и вероятно, здесь имеются в виду отцы Собора в Неокесарии: они в 3-м правиле называют третий брак многобрачием) или, лучше сказать, блудом, который простирается не на всех женщин, а останавливается на одной. Поэтому как женщины, в третий раз вышедшие замуж, не достойны называться женами своих третьих мужей, так и мужчины, которые в третий раз женились, не достойны называться мужьями своих третьих жен. Поэтому и Господь сказал самарянке, бывшей замужем за пятью мужчинами: «Муж, которого имеешь ныне, – незаконный и, следовательно, не достоин называться твоим мужем». Итак, этих троебрачных, или же многобрачных, некоторые наказывают аналогично второбрачным, а именно: поскольку и второбрачных одни наказывают на один год, другие – на два, то и троебрачных наказывают на три и на четыре года, по аналогии с временем епитимии для второбрачных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Одним из главных деятелей движения был преподобный Никодим Святогорец (1748–1809), перу которого принадлежат многочисленные оригинальные сочинения, в том числе книга «О частом причащении», толкования на Послания апостола Павла и на богослужебные тексты. Книга под названием «Невидимая брань», получившая широкое распространение и переведенная в конце XIX века на русский язык, представляет собой переработку сочинения латинского монаха-театинца Лоренцо Скуполи. Однако главным трудом Никодима является «Филокалия», или «Добротолюбие», – многотомное собрание произведений восточно-христианских аскетических авторов с по XV век, посвященных умному деланию. Именно благодаря «Филокалии», впервые напечатанной в Венеции в 1782 году, были возвращены к жизни многие творения древних церковных писателей, таких как Евагрий Понтийский , Марк Подвижник , Максим Исповедник , Исихий Синайский, а также византийских исихастов – Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы . В 1793 году «Добротолюбие» было переведено на славянский язык, в конце XIX века – на русский, а в течение XX века – на некоторые европейские языки. До настоящего времени этот сборник остается одной из наиболее читаемых книг в среде монашествующих и мирян Православной Церкви 140 . 2. Православие на Руси Православие в Киевской Руси «Отметить особо на историческом пути православия “русскую главу” требует не только особое значение ее для нас, русских, но, превыше всего, простая историческая правда», – писал протоиерей Александр Шмеман в книге «Исторический путь Православия». Значение России в исторической судьбе православия является, по мнению исследователя, исключительным, ни с чем не сравнимым 141 . Ко времени падения Византии православие на Руси насчитывало уже несколько веков. После того как Русь была крещена князем Владимиром, в ней была образована Киевская митрополия в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Первые митрополиты были греками и присылались из Константинополя, богослужение поначалу совершалось тоже на греческом языке. Точная дата основания митрополии, так же как и имена первых митрополитов, является предметом споров среди ученых. В Русской Православной Церкви первым митрополитом Киевским признается Михаил († 992): считается, что святой князь Владимир привез его с собой из Корсуни. Одновременно или почти одновременно с митрополией в Киеве епископские кафедры были основаны в Новгороде, Полоцке и некоторых других городах. Множество храмов строилось по всей Руси, открывались приходские школы, и во всех городах и селах совершались массовые крещения. К концу правления Владимира в одном только Киеве было около 400 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

137 IV Вселенский собор в своем 4-м деянии также упоминает это правило (Синодикон. Т. 2. С. 149), надписывая его номером 84, – вероятно, опечатка. Это правило было использовано против архимандритов Кароса и Дорофея и сирского монаха Варсумы, потому что они, хромая в вере, называли Диоскора епископом и после его извержения. Там Собор говорит о них, что если они не станут повиноваться Собору, но убегут, то должны получить наказание от внешней власти согласно этому правилу, которое епископы провозгласили правилом святых отцов. 139 Здесь или излишне слово «или» ( τος), или пропущено слово «пресвитеры». В последнем случае вся фраза звучала бы так: «находящиеся в малых городах или селах пресвитеры (по образцу 8-го правила этого же Собора), или так называемые хорепископы...». Отметь, что из этих двух правил (имею в виду 8-е и 10-е) явствует, что одни хорепископы были только пресвитерами, поскольку тех, кого 8-е правило вначале назвало сельскими пресвитерами, ниже оно называет хорепископами. Впрочем, кажется, и настоящее правило имеет это в виду, как мы сказали. Другие же хорепископы имели епископскую хиротонию, как ясно показывает настоящее 10-е правило. 140 Заклинателями и экзорцистами называются оглашатели (κατηχητα) приходящих к вере неверных или еретиков, поскольку, оглашая их, они заклинают живущих в них лукавых духов именем Господа, чтобы те удалились от оглашаемых. Это ясно, с одной стороны, из примера сынов Скевы, которые произносили над беснующимися имя Господа, говоря бесам: Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует ( Деян.19:13 ). С другой стороны, это ясно из заклинательных молитв, которые читает иерей над приступающими ко крещению. А кн. 8, гл. 26 «Апостольских постановлений» утверждает, что заклинатели имели дар исцелений; они не рукополагаются, сказано в этой главе, но на них указывает откровение от Бога (PG 1, П21В.). Правило Лаодик. 26 запрещает заклинать и оглашать тем, которые не произведены в этот чин епископом. 141 Утверждение, что эти хиротонии должны считаться не имеющими силы, имеет тот смысл, в каком понимает его и правило IV Всел. 6, о чем смотри в своем месте, а также в примеч. к Апост. 28. В дополнение к настоящему правилу отметь еще и то, что если кого-либо позовут совершить священнодействие как архиерея в область другого архиерея, тем не менее сидеть на священном сопрестолии ему не позволяется, согласно соборному решению патриарха Михаила, ипата философов, о чем сказано у Арменопула в «Кратком изложении правил» (разд. 1, тит. 4) (Соборные деяния. Т. 1. С. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010