Иоаким отлагается от Навуходоносора в 604 г. Видение Навуходоносором во сне огромного истукана в 603 г. Навуходоносор, начав осаду Тира, напал на Иудею и сделал второе переселение 3023 Иудеев в Вавилон в 601 г. У Циаксара, царя Мидийского, родился Астиаг, дед Кира, известный в священном Писании под именем Дария Мида, в 601 г. Год спустя Навуходоносор пленил и заключил в оковы Иоакима Иехония , сын Иоакима, царствовавший 3 месяца и 10 дней, или 100 дней. Навуходоносор обложил Иерусалим, пленил Иехонию и сделал третье переселение Иудеев в 600 г. Матфаний или Седекия , третий сын Иосии, поставленный Навуходоносором на место Иехонии Иезекииль призывается к пророчеству в Вавилоне Иеремия, пророк Иудейский, носит ярмо по случаю прибытия к Матфанию послов соседних царей для заключения союза против Навуходоносора в 596 г. Астиаг, или Дарий Мид, отец Манданы, от брака коей с персом Камбизом родился Кир, царствует 35 л. (594–560=35 л.), а с Киром 23 г. (560–537=23 г.) В Египте воцаряется Хопра или Априй в 594 г. По случаю отложения Матфания, Навуходоносор, после 390-дневной осады, взял Иерусалим и сделал четвертое переселение, отправивши в Вавилон 832 Иудея; тем не менее он осаду снял, потому что на помощь Иудеям шел с войском Египетский царь Хофра (Априй), которому Навуходоносор и пошел навстречу, в 590 г. Разбивши Египтян, Навуходоносор, после 100-дневного похода, возвратился в Иудею и осадил Иерусалим. Осада длилась 40-дней. Город был взят, а Седекия попался в плен. Сыновья его заколоты пред его глазами; сам Седекия был ослеплен, окован медными цепями и отведен в Вавилон, где и умер в темнице Через месяц пришел в Иерусалим полководец Навуходоносора – Навузардан, и в продолжении 3 дней сжег храм Соломонов, дворцы царские и весь город; войско его разрушило стены около Иерусалима; вместе с тем сделано пятое переселение Иудеев в Вавилон в 589 г. XIII. Владычество Вавилонян (589–539=50 л.). Год до начала Эры Дионисия Навуходоносор от разрушения Иудейского царства и плена Седекии царствует 25 лет (589–564=25 л.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

История решения этого вопроса знает оба этих подхода, которые будут изложены далее. Основными вехами в истории Израиля догосударственного периода являются даты появления Авраама в Палестине, исхода народа Израиля из Египта (Исход) и правления первого царя Саула. Этим событиям уделено достаточно внимания в Библии . Но основной акцент поставлен на их провиденциальной стороне. Описание не оставляет надежной зацепки за время. Присутствуют только намеки, которые можно по-разному истолковать, особенно при минимуме археологических данных. Сразу можно сказать, что центральным событием всей этой эпохи является Исход. Именно ему посвящается наибольшее внимание, так как от определения времени Исхода зависит дальнейшая датировка. Стоит отметить, что Исход, являясь отправной точкой для израильской государственности и религии, подобную роль играет и в данной проблеме. Как таковой, он делит данную эпоху на два подпериода: Авраам – Исход, Исход – царь Саул. Срок правления Саула определяется сравнительно точно и соответствует примерно 1020–1000 годам до Р.Х. Чем далее вглубь веков от этой даты располагается то или иное событие, тем меньшим количеством артефактов располагает наука и тем больше возникает интерпретаций по этому поводу. II Основная проблема библейской хронологии состоит в датировке событий израильской истории в догосударственный период, то есть со времени патриарха Авраама до царя Саула. Попытки создать хронологию библейских событий предпринимались с давних времен. В первую очередь, необходимо сказать здесь о свидетельствах древних авторов. Хронология священных событий представлена в самой Библии . Священные писатели оставили указания на продолжительность периодов между важными событиями священной истории. Из всего ряда дат можно выделить ключевые. А именно: 1) 430 лет египетского плена, согласно Торе, или период от прихода Авраама в Ханаан до Исхода, согласно Септуагинте, Торе Самаритянской, Синодальному переводу ( Исх.12:40 ); 2) 480 лет от Исхода до начала строительства храма в четвертый год правления Соломона ( 3Цар.6:1 ); 3) 390 лет от разделения царств до разрушения храма ( Иез.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Ср. Wellsted’s Reisen, I стр, 242. Что древние евреи при встрече «осведомлялись о взаимном состоянии здоровья в длинных многословных формулах, как действительно делают новейшие жители востока» (ср. Вилер., R. W. I стр. 502), это нельзя доказать из 4Цар.4:29 и Лк.10:4 ; ср. мой Сотт. на 4Цар.4:29 . 899 Этот обычай еще и доселе не вышел вполне из употребления в Палестине; ср. Робинзон. Palast. II стр. 38, 3. Более об этих употребительных знаках почести также у других народов см. Dougtaci Analecta ss. II. p. 39 sg. и Paulsen die Regierung der Mordenländen, стр, 229 д. 900 Ср. Робинсона Pal. II, стр. 331. 335. 903 и многие другие доказательства у Винера R. W. 1 стр. 390 д. 901 Ср. Делича System der bibl. Psycholog. стр· 241 Только не следует применять к отдельным лицам связь между болезнью и грехом таким образом, чтобы личное прегрешение измерять величием и мерою физических страданий и болезней. Ср Делича стр. 254 д. говорящее противное этому. 902 И Тацит, (hist V, 6) говорит о жителях Палестины: corpora hominum salubria et ferentia labarum. Ср. Нибура Beschr. V. Arab. стр. 129. 903 Ср. Прунера, die Krankheiten des Orients. Erl. 1847, стр. 87. 360. Особенно часты лихорадки в Иерихоне в Иорданской долине; египетский жар господствовавший там, не здоровый сам по себе, в соединении с испарениями во время лета приводит к перемежающимся лихорядкам. Ср. Робинзона, Pal. II стр. 453 и 506. 526. 904 Ср. Розенмиллера, А. и М Morgenl. III стр. 221. Когда солнечный удар причиняет егутнота, не только прилив крови к лицу и на наружную часть руки, но поражает мозг; то в большей части случаев наступает воспаление мозговой плевы со смертным исходом между четвертым и седьмым днем. Ср. Плунера а. а. О стр. 118 и 297 д. 905 Глазные болезни распространены во всех странах востока, кроме пустыни, именно: во всех сирийских прибрежных городах, и весьма сильно в Египте, потому что раздражительное состояние мозга, производимое проливом крови от жаркого климата, располагает глаза ко всякого рода болезням, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дуализм этот перешел затем в триаду и еще затем, в ряд триад первичных, вторичных и третичных. Нет, следовательно, оснований отрицать всякое влияние на Филона и самой египетской доктрины, хотя он, по целям понятным, и выдает себя только за геллениста. Некоторые из его рассуждений носят на себе египетскую окраску. Часто говорит он и о духовном солнце, и о планетных сферах, и эфире, куда возносятся души благочестивых, о том, как «созерцатели природы» совершают мысленно течение вместе с луной и солнцем и сонмом подвижных и неподвижных звезд, и, пребывая телами на земле, окрыленными душами шествуют по эфирному пространству и созерцают горные силы 390 . Все это близко и прямо подходит к египетскому учению о странствованиях душ в небе и об их одухотворении и обожествлении 391 . Еще более напоминают египетское воззрение мысли Филона о постепенном очищении от страстей души, стремящейся выше видимого солнца 392 . Памятником обмена идей египетской теософии с александрийско–греческой и иудейской, по нашему мнению, служит и известное сочинение «Пастырь Гермеса тривеликого» или наивеличайшего, вновь недавно изданное 393 . В этом сочинении от лица египетского Гермеса – Тота, бога откровения, передается своеобразное воззрение на историю творения мира и человека, на отношение Бога к миру и человеку и на судьбу человека, представляющее собой смесь библейских понятий с учением египетским. Мир создан, по откровению Гермеса, происшедшим из ума Божия Словом или Сыном Божьим. Бог, который есть верховный ум, сам в себе вмещает мужескую и женскую природу, подобно тому, как верховный Бог у египтян, который назывался «душою в двух близнецах», или как их Ра, «рождающийся в своем яйце» и рождающий Озириса 394 . Этот демиург, бог огня и духа, сотворил семь соправителей в небесных сферах, окружающих чувственный мир (планеты). Человек, заключенный в сфере чувственного мира – образ духовного слова – получил гармоническую природу этих семи правителей из огня и духа 395 . Зарождение человека произошло (в количестве семи бесполых типов человеческих) от земли (жена), воды (муж) и воздуха, из которого взято дыхание; затем разделился на части состав первочеловека, – явились полы, и Бог сказал: раститесь и размножайтесь 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В частностях и подробностях каждое из этих исчислений допускает много возражений (кроме сделанных на своих местах, напр., еще: плен Израиля и Иуды по Иез.37.15 и далее должен, по-видимому, кончиться одновременно) и, можно сказать, ни одно не дает точного совпадения с указанными у пророка числами. Но точное совпадение едва ли здесь и нужно; важно, что в истории Израиля, в истории как грехов его, так и бедствий за эти грехи, можно найти периоды, указанные пророком. Беззаконное существование Израильского царства, действительно, относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40 и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго. А если принять во внимание, что нити тогдашней истории часто теряются совершенно из под взора нашего и что в частности например, время возвращения из плена 10 колен нам совершенно не известно, то точнейшее объяснение этих символических чисел мы должны и вообще считать выше человеческого постижения. Знаменательно, что и осада Иерусалима, на которую, как и на плен, указывало символическое лежание пророка, почти равнялась по продолжительности этому лежанию: она тянулась 1 1 2 года или 530 дней, но в ней были перерывы ( Иер 37:7–8 ). Знаменательно и то, что сумма данных здесь чисел 430 соответствует годам «пришельствия» Израиля в Египте, а по представлению пророков ассиро-вавилонский плен Израиля есть ничто иное, как повторение египетского рабства ( Ос 2:2, 8:13, 10:3, 6 ; Иез.20 и д.); и из 430 летней жизни Израиля в Египте именно 40 лет можно выделить в качестве периода особенно тяжких бедствий, класть ли эти 40 лет на 40-летнее странствование по пустыне или на 40-летнее пребывание Моисея в Аравии (после убийства египтянина), когда притеснения со стороны фараона должны были усилиться (Кейль). Относительно числа 40 нужно заметить также, что это число, так сказать, настолько, символическое, что едва ли везде оно употребляется в смысле определенного количества (потоп, пост Моисея и Илии, проповедь Ионы в Ниневии, пост Спасителя – все по 40 дней); в персидском языке это число, кроме своего собственного значения, значит и «много».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

королю Францу I, и оно поступило в Парижскую библиотеку. По этому кодексу оно было в первый раз издано в Риме в 1543 г., по ошибке чтения, как восьмая (octavus lib.) книга сочинения Арновия против язычников. Балдуин исправил эту ошибку в своем издании 1560 г. В издании Патрологии Миня оно помещено в 3 томе лат. писателей. 33 Аллия – небольшая впадающая в Тибр речка, где римляне потерпели решительное поражение от галлов в 390 г. до Р. Хр. 35 Обвинение христиан в почитании головы осла, по словам Тертуллиана , распространено Тацитом, который в своей истории говорил об иудеях, будто иудеи, истомленные жаждою во время странствования в пустынях Аравии, нашли источник по указанию ослов и за то боготворили осла. Это мнение распространено и на христиан, по смешению их с иудеями. Тертул. Apolog. 16; ad nat. 1, II. 36 В подлиннике: ferunt ipsius antistitis ае saserdotis colere genitalia. Поводок к такому обвинению послужило, вероятно, уважение к пастырям церкви, как духовным отцам, целование их руки и особенно припадание кающихся на колена пред пресвитерами. 37 Т. е. Корнелия Фронтона, который был родом из Цирты в Нумидии и написал сочинение против христиан. Он был преподавателем латинской словесности у Марка Антонина и – Луция Вера. Его сочинения недавно стали известны, после того как кардинал Май, открывший их в Амвросианской библиотеке издал в свет под заглавием Corn. Frontonis opera incdita cura epistolis item ineditis Antonini pii, M. Avrelii, L. Veri et Appiani. г. Но здесь нет речи против христиан. 38 День солнца – воскресение. Римляне называли дни недели в честь планет, которое сохранилось во многих современных романских языках, например, английское sunday. 40 Систр – металлическая погремушка у египтян, употребляется при служении Изиде для оплакивания пропавшего Озириса. 41 Кинокефал или Анубис – египетский бог в виде человека с головою собаки, спутник и страж богов подобно греческому Меркурию. 43 Вероятно, Остан, о котором упоминает Плиний (lib. XXX, c.I) и Августин (de baplismo с. donat 1. VI). 46 Эти слова Октавия о кресте выражают то, что христиане не поклоняются кресту так, как представлял это Цецилий, т. е. как язычники покланяются своим идолам, и сами не ищут быть распятыми на кресте, хотя не отказываются страдать за свою веру. Читать далее Источник: Памятники древней христианской письменности в русском переводе : Т. 1-7. — Москва : тип. Каткова и К°, 1860-1866./[Т. 7]: Сочинения древних христианских апологетов : Еремий. Мелитон. Минуций. Феликс. — 1866. — 112 с. (Приложение к Православному обозрению). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Гора Хорив, когда Моисей прибыл для поселения около нее 389 , носила уже название «горы Божией», и вся вообще эта группа гор, подобно напр. Арарату или Гиммалаю, считалась священною в среде окрестных племен 390 . В этом-то святилище гор, в ожидании времени, когда по предначертанным планам Божиим Израиль созреет для великого движения к своему освобождению, и в то же время несознательно приготовляясь к предстоявшему ему великому подвигу, Моисей провел не менее сорока лет 391 . Его постоянные переходы с стадами своего тестя должны были ознакомить его с каждой долиной, с каждой равниной, с каждым ущельем, холмом и со всякой горой всей этой страны; с ее населением, как туземным, так и работающим в египетских рудниках; с каждым источником и колодцем и с особенностями всякого рода, представляемыми местностью, что вместе составляло в высшей степени важную подготовку к тому, чтобы вести свой народ, по освобождении его из Египта, к надежному пристанищу и великому святилищу будущей продолжительной стоянки. Кроме того, в эти годы душевного покоя в его уме могли находить спокойное разрешение различные вопросы будущего, и главнее всего его собственный дух, благодаря отрешенности от мира и тесному непрерывному общению с Божеством, постепенно укреплялся и очищался 392 . Когда Моисей таким образом вел тихую пастушескую жизнь среди возбуждающих к духовной жизни гор Синая, в это время и на берегах Нила среди израильтян созревала в тайне мысль об освобождении от рабства египетского. Семейство, в котором выросли и воспитались такие лица, как Мариам, Аарон и Моисей, верные Богу своих отцов и исполненные неодолимого отвращения к религии Египта, наверно представляло не единственный пример наследственной преданности вере и заветам Израиля. Несомненно, Амрам и Иохаведа в самых именах своих 393 носили знамение своей веры, которая сохранялась многими даже в эти мрачные времена. Бедствия жизни будили религиозные чувства народа и придавали такое значение обетованиям Иеговы Аврааму и его потомкам, какого дотоле они не имели. Этот великий духовный переворот, насколько можно видеть теперь, совершался главным образом при посредстве колена Левиина, к которому принадлежали родители Моисея, и их детям предстояло выступить в качестве его главных совершителей. Но сами Амрам и Иохаведа несомненно по наследству получили ту духовную настроенность, которую их семейству предназначено было распространить на других и привести к таким великим последствиям. Что их колено удостоено было чести сделаться народным священством, это было его естественным наследием. Благодаря ему, его братья опять обратились к Иегове в Египте, и благодаря усилиям его сынов, Аарона и Моисея, они сделались свободным народом. Как деятели народного возрождения в Египте – как религиозного, так и политического, члены колена Левиина с самого начала, как по своим прежним заслугам, так и по своей особенной способности, были предназначены к достоинству высшего служения в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

367 Иксион – царь Фессалии, будучи приглашен Зевсом на пир, пытался соблазнить Геру. Та пожаловалась мужу, и он создал облако по образу своей супруги. По преданию, от соития Иксиона с этим облаком родилось племя кентавров. 372 Греческое слово страсть – πθη – не столь связано со злом и пороком, как русское. В строгом смысле оно обозначает просто страдательное состояние. 375 Нартекс – растение из семейства зонтичных, сердцевина которого медленно тлеет. Именно в стебле нартекса Прометей принес людям огонь. Из нартекса делался жезл, бывший обязательным атрибутом участников вакхических процессий. 388 Имеются в виду, конечно, монахи; имеет ли смысл говорить именно о монахах-оригенистах – неясно. 390 Неясно, кого именно имеет в виду Синезий. Возможно, речь идет о египетском царе Тамусе, раскритиковавшем письменность, изобретенную богом Тевтом (ср.: Платон. Федр, 274с-е). Или же это монах Амус, основавший ок. 325 г. н. э. общину, численностью почти в пять тысяч нитрийских отшельников. 392 Нам хочется продолжить: периоды «времени», представив сразу же последовательность таких периодов. Но ни о чем подобном здесь не говорится: «измерять периоды», т.е. измерять «круги», значит находить некие меты, относительно которых измеряется вращение одного и того же. 394 Под варварской философией следует понимать, разумеется, Тору в интерпретации Филона Александрийского, а ее основателем считать Моисея. Под эллинской философией понимается, очевидно, платонизм. Но кого Синезий считал ее основателем – сказать наверняка невозможно. 395 В отличие от стоиков и эпикурейцев, принимавших четыре классические добродетели: мудрость ( σοφα), или благоразумие ( φρνησις); мужество ( νδρεα); умеренность ( σωφροσνη); справедливость ( δικαιοσνη). 398 Т.е. дело обстоит таким образом, что ни одна добродетель невозможна без всех остальных – стоический тезис. 401 Ср.: Платон. Федр, 235b; Плотин. Эннеады, 3, 7, 1. Упоминание «блаженных мужей древности» следует понимать, учитывая представление о золотом веке: чем древнее муж, тем ближе он к богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Находящегося [в искушении помыслом] можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону себя и сосуд с водою по правую; когда он возгорится огнем, то берет воды из сосуда и погашает огонь. Огонь – семя врага, а вода повергает себя пред Богом ( Пимен Великий ). VI, 334. [Примечание святителя Игнатия:] ...Этот способ против греховных помыслов очень действителен и может быть употребляем, когда монах находится один в своей келии. Его употребляла с полным успехом преп. Мария Египетская. Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они в течение года умрут, так и злые помышления, прозябающие от демонов, уничтожаются терпением ( Пимен Великий ). VI, 342. Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые; постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших (авва Стратигий). VI, 356. Боримый любодеянием подобен человеку, который идет мимо торжища или корчемницы, обонявает различные явства вареные и жареные. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит мимо, услышав мимоходом только запах. Так и ты отвергни от себя смрад скверных помыслов и, встав, помолись, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по отношению ко всем прилогам и мыслям диавольским. Мы не можем воспретить греховным помыслам, чтобы они не приходили к нам, но можем противиться им (Изречения безымянных старцев). VI, 383. Брат вопросил старца: что делать мне? многие помышления беспокоят меня, и не знаю, каким образом отразить их. Старец отвечал: не борись против всех помыслов, но против одного: потому что все помышления у каждого монаха имеют одну какую- либо главу. Необходимо рассмотреть, в чем состоит эта глава, и бороться против нее: тогда подавятся и остальные зависящие от нее помышления (Изречения безымянных старцев). VI, 390. Некоторому старцу говорили помышления его: оставь сегодня, завтра займешься принесением покаяния. Он отвечал помышлениям: нет! сегодня займусь принесением покаяния, а завтра, что Господь устроит по воле Своей (Изречения безымянных старцев). VI, 394.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Праздники Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал – Крест; но праздников праздник – когда за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5, 7 ), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. ...Все... праздники святы и досточестны и, различаясь между собой в славе, осияваются блистанием Божества (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится, и ликует, и созывает всех праведных, говоря: радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями и оживе покаянием ( Лк. 15,24 ) (при. Ефрем Сирин , 31, 390–391). Источник. В сени Закона, данного через Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А сие было образом и сению истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел. Ибо там в преобразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоящейся в вечном Господнем покое и в радости. Источник. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный и Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких, обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселия, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и светлая суббота. Посему будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений, а таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святаго. И блажен, кто войдет в сей покой (прп. Макарий Египетский , 89, 266–267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010