351 T br 17=V int 20: «Man fragte nach dem Glauben: Was bedeutet die Dreieinigkeit? Er antwortete: Die Dreieinigkeit ist im Wesen (οσα) gleich, und es sind drei Hypostasen, aber es ist eine Kraft und eine Gottheit. Der Vater ist immer der Vater, und der Sohn ist der Sohn, und der heilige Geist ist der heilige Geist. Der eine Gott in drei Hypostasen, wie er will und weiß; er ist überall, eine Freude und ein Wille und ein Reich in den drei Hypostasen, Vater und Sohn und heiliger Geist in Ewigkeit. Amen» (Strothmann 1975, 89). Характер вопроса и ответа заставляет скорее предполагать контекст мессалианских, а не арианских споров (для ереси мессалиан был характерен модализм, см. вторую часть первого раздела предисловия). 354 Этот факт подтверждается не только коптским житием, но и другими надежными источниками – апофтегмами, дошедшими на многих языках. 356 CM I, 4, 29, 6; 7, 16, 8; 34, 11. Поскольку Макарий пишет о победе над готами, terminus ante quem служит, видимо, 378 г., когда император Валент в битве при Адрианополе потерпел от готов поражение, получившее широкий резонанс. Terminus post quem установить невозможно. Давние войны империи с готами обострились в IV в. приблизительно с 315 г., после чего целый ряд императоров принимал титул Gothicus (впервые – Клавдий II в 269 г.). Подробнее СМ.: Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. VII. Halbband 14. Stuttgart, 1912. Sp. 1685. 358 Для более точного представления о словоупотреблении этих этнонимов и географических названий ср., например, Созомен , Hist. eccl. VI, 38, 16 (Πρσαις τε κα τος λλοις Σαρακηνος); Страбон, Geogr. 1, 16 (Τ κκαιδκατον περιχει τν σσυρων χραν, ν Βαβυλν κα Νσιβις, πλεις μγιστα, κα τν διαβηνν κα Μεσοποταμαν, Συραν πσαν, Φοινκην, Παλαιστνην, ραβαν πσαν κα σα τς νδικς τ ραβ συνπ τει, κα τν Σαρακηνν , ν Σκηντιν (leg. Σκηντιν) καλε, κα πσαν τν παρακειμνην τ τε νεκρ θαλσσ κα τ ρυθρ). 359 CM I, 61, 1, 3. К сожалению, установить время с хотя бы относительной определенностью не удается из-за частых столкновений Византии с Персией (ср., однако, коммент. 423). Походы персов начались с 337 г. Они опустошали Месопотамию и Армению, но не доходили до Египта (впервые персы продвинулись до этой области в 615 г.). Кульминацией этих столкновений в IV в. можно считать персидский поход и смерть императора Юлиана Отступника в 363 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

(Ст. 6–9). Ср. Ucx. III, 8 , прим. 11-е. О плодородии Палестины говорят древние писатели, а новейшие путешественники с удивлением встречают пустыню в той земле, которая текла медом и млеком (Полагаем что мы не сделаем лишнего, приведя здесь более других замечательные сочинения о Палестине. Первое место, конечно, занимает Флавий Иосиф, современный Веспасиану и Титу, автор Истории иудеев и войны иудейской. Из позднейших Реланд (1714) Вениамин Тудела 1160–1173; Альбуфеда (в выписках Шультенса 1755, изд. Ашера 1840) и даже Буркгард (1822) составляют библиографические редкости. Из новейших и доступнейших авторов мы укажем на Робинсона (библ. изыскания в Палестине посл. изд. 1856), американские писатели Линча (о Мертвом море Lynch Expédition 1852), Риттера землеведение т. VIII, Ван-дер-Вельде (Syria and Palestine 1854) и карта его 1858 (изд. Iustus Perthes 1866), которая считается до селе лучшею; Стенли (Stanley Sinai and Palestine 1853) Портер (пять лет в Дамаске 1855 и руководитель по Палестине 1858) и др.). Стихи 7–9, исчисляя произведения земли обетованной, указывают на отличительную черту этой земли от Египта, который был так же землею богатою, а именно: стих 7-й указывает на горный характер страны и орошение ее бегущими с гор потоками и источниками, между тем как в Египте земля напоялась посредством каналов со шлюзами и канав содержание которых и пользование которыми сопряжено было с тяжелою работою. (Ср. Bmop. XI, 10, 11 ). Плодовые деревья, (ст. 8) о которых упоминает Моисей те же, которые и теперь находят в стране (о других произведениях смотри также Быm. XLIII, 11 и пр. 2 и 3). В Египетских памятниках Тотмеса III (Еспин) есть упоминание о виноградниках Сирии и Палестины. Фруктовый сад упоминается в документе известном под именем: Anastasi I. (Voyaye d un Egyptien, page 25 i gnes 2–3 du papyrus dans l " ed. de Ghabas p. 315); ныне сады и виноградники встречаются редко, и последние только у некоторых христианских и европейских семейств. Мы не встречаем в священных книгах евреев упоминания о значительных работах по извлечению металлов и обделке их, но, что рудники существовали, на то есть доказательства. У Rougemont – (L’Age du Bronze p. 188), есть указание, что ханаанские народы разрабатывали рудники, а в горах Ливана найдены следы рудокопных работ. В области Аргов (см. пр. 6 на Вт. III, 11) найдена железная руда. Что евреи знали рудокопные работы доказывается несомненно весьма древнею книгою Иова (XXVIII, 1–11), в которой прямо указываются шахты и колодцы рудокопных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

151 Страна от Элы до Газы в древности составляла домусульманское арабское государство – царство набатеев. Во времена императора Траяна (106 г.) оно было завоевано римлянами и превращено в римскую провинцию Аравия. 152 В данном случае Прокопий скорее всего имеет в виду не отсутствие железа как полезного ископаемого, а отсутствие обработанного железа. 153 Прокопий, видимо, имеет в виду закон императора Маркиана (450 – 457), запрещавший продажу варварам панцирей, щитов стрел, мечей, всякого иного оружия и железа вообще. См.: С. J. IV. 41.2. 154 В I в. до н. э. влеммии (блемии) жили к востоку от Нила между вторым и четвертым его порогом; новаты (нубийцы) располагались к западу от Нила, по левому его берегу. 157 Филы – маленький остров у южной части первого порога Нила; главное место поклонения богине Исиде. Прокопий производит название Фил от греческого слова φιλα, что значит дружба, и утверждает, что это имя дал островку Диоклетиан. Он повторяет здесь какое-то неизвестное предание. Однако остров и до Диоклетиана носил название Филы, которое, возможно, обязано своим происхождением слову αιπλ – врата, так как это место замыкало Египет (ср.: Фермопилы). Впрочем, вполне возможно, что слово Филы произошло от египетского «пилак», что значит граница, предел, ибо здесь находилась граница между Нубией в Египтом. 158 Еллисфей – Эла Ашбеха (Калеб) – царь эфиопов, который насаждал христианство . События, о которых идет речь в этой главе, относятся к кушито-химьяритским войнам, главным образом (со второй из них, имевшей место в 525 – 526 гг. Подробнее см.: Пигулевская И. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С, 278 – 309. 161 Юлиан был братом Сума, командующего войсками в Палестине Второй. Его посольство имело место между 525 и 531 гг., скорее всего в 526 – 527 гг, и преследовало главным образом коммерческие цели, ибо Византия, в которую шелк доставлялся через Иран, намеревалась получать его через эфиопов. См.: Stein E. Ор. cit. Р. 298; Пигулевская Н. В. Византия... С. 324, 310; Rubin В. Das Zeitalter... S. 315 und Anm. 987.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

311 Отсюда лютеранская литургия не имеет проскомидии и всех тех молитв и священнодействия, который выражают собою значение евхаристии, как жертвы. 313 «Веществам или видимым видам благословенного хлеба и вина, говорится в «Форм. Согласия» (p. II, с. VII, 126), не должно воздавать боголепного поклонения, а должно покланяться так самому Христу, истинному Богу, который присутствует в евхаристии истинно и существенно во время законного употребления ее». Воздавать евхаристии боголепное поклонение, по мнению лютеран, значить обожать хлеб (ρτολτρεια). 314 Подробное выяснение особенностей лютеранства касательно евхаристии с критическим разбором их см. в труд Олесницкого Ив. Символическое учение лютеран от евхаристии и несостоятельность итого учения. Кам. Под. 1894 г. 315 «Я верю, говорить Цвингли, что в таинств евхаристии, т. е. в вечери благодарения, присутствует истинное тело Христа для созерцания веры, т. е. те, которые воздают Господу благодарение за благодеяние, соделанное нам в Его Сыне, признают, что Он воспринял истинную плоть, истинно пострадал, истинно омыл наши грехи Своею кровию, и, таким образом, все совершенное Христом как бы делается присущим им чрез созерцание веры. Но что тело Христа по существу и реально, т. е. само естественное тело на вечери присутствует и вкушается устами и зубами, как утверждают паписты и некоторые другие, взирая на мяса египетские, это мы не только отрицаем, но и считаем заблуждением, противным слову Божию. Слова: сие есть тело Мое и сие есть кровь Моя должны быть принимаемы не буквально, а прообразовательно. Так называются хлеб и вино, которые суть символы истинного тела. Таинственное вкушение не может очищать душу, но вера в Бога (очищает ее) чрез И. Христа, которая есть духовное вкушение и внешний символ которого есть хлеб и вино. И как хлеб питает тело, вино ободряет и веселит, так и вкушение хлеба и вина укрепляет дух и делает его уверенным в милосердии Бога, которое состоит в том, что Он дал нам Своего Сына». Zwinglii Fidei ratio. Edit. Niemeyer, S. 26. Сн. Expositio christl. fidei (cap. IV), составленное Цвингли пред смертью Ibid. S. 44–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

82–84). 611 Ebers, Durch Gosen zum Sinai, S. 111; Vigouroux, La Bible et Decouvert. II, 377; Dillmann Exodus u. Leviticus 141, и др. У LXX еврейское в Исх.13:20 передается через’Οϑμ, в Числ.33:6 через Воυϑν (Последнее, предполагают [Vaihinger в Studien u. Kritiken 1872, I Heft. 316; Knobel, Exodus u. Leviticus s. 142], представляет видоизменение того же ’Оϑωμ= через присоединение к началу последнего – египетского члена). Точное географическое положение второго после Рамесеса израильского стана у египтологов и библеистов определяется различно: Ebers (Durch Gosen z. Sinai; см. приложенную к 108 стр. карту), а также Köhler (Lehrb. d. Bibl. Gesch. II. 208) полагают место библейского Ефама к северо-востоку от Тимзаг; Kurtz (Gesch. d. Alt. Bundes II, 168), Knobel (Exod. u. Levit. 142), Vaihinger (Studien u. Kritiken 1872. I. 315–316), Clark (см. его карту в Speaker’s Comment. 435) и др. определяют положение Ефама. между биркет Тимзаг и Солеными озерами, именно на месте Серапеума; Robiuson (Palästina, 89). Keil (Genesis u. Exod. 411), и др. относят место Ефама к южной оконечности Соленых озер; а Hengstenberg (Aegypten u. Bucher Moses 57) отождествляет Ефам даже с Бир-Суэц. 612 Объяснение перемены направления израильского движения излагается нами главным образом по Vigouroux (La Bible et Decouvert. II, 377 и дал.); таково же мнение Кнобеля, Кейля. Дилльмана и др. 614 Chabas, Recherches sur la XIX dynastie p. 95–97; Maspero, Histoire ancienne des peuples de l’Orient, p. 302. 615 Chabas, Recherches sur la XIX dynastie p. 95–97, его же Hebraeo-Aegyptiaca в Transactions of the Society of Biblical Archaeology 1872; cp. Lauth, Die semitischen Lehnwörten im Aegyptischen, Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft, 1871 S. 618; О торговых сношениях египтян с финикийцами см. Movers, Die Phönizier, Th. III, и Ebers, Aegypt. u. Bucher Moses t. I p. 228. 617 «Суэцкая равнина имеет 10 английских миль в длину и столько же в ширину, простираясь к западу от Суэца до Аджруда и к северу от подошвы Атака до северной оконечности залива» (Robinson, Palästina I, 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

250–262), «Евангелие от Филиппа» [=II, 3] (с. 274–296), «Гром. Совершенный Ум» [=VI, 2] (с. 308–315), «Евангелие от Марии» [=Berol. 8502,1] (с. 324–328)); ХосроевА. Л. Александрийское христианство поданным текстов из Наг-Хаммади (И, 7 [опечатка, надо: И, 6]; VI, 3; VII, 4; IX, 3). М., 1991 (на с. 186–232 перевод трактатов: «Поучения Силуана» [=VII, 4], «Толкование о душе» [=II, 6], «Подлинное учение» [=VI, 3], «Свидетельство истины» [=IX, 3]; «Апокалипсис Павла» (Наг-Хаммади V, 2)/Вступление, пер. с копт, и коммент. А. Л. Хосроева//Восток. 1991. 6. С. 96–101; Лосев А. Ф. История античной эстетики. [Т. 8.] Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 242–305, 648–650; Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. с копт, и коммент. А. И. Еланской. СПб., 1993 (репринт: СПб., 2001). С. 319–334 («Происхождение мира» [=И, 5]), 335–342 («Сущность архонтов» [=II, 4]), 343–350 («Откровение Адама» [=V, 5]). В репринте 2001 г. имеется дополнение на с. 351–376 «Троеобразная Протенноя» [=XIII, 1]; «Евангелие египтян» – памятник мифологического гностицизма/Вступ. ст., пер. с копт, и коммент. Е. Б. Смагиной//ВДИ. 1995. 2 (213). С. 230–251 (перевод трактата III, 2=IV, 2); Смагина Е. Б. Библейские основы космогонии гностиков и манихеев//Материалы международной конференции «Сотворение мира и начало истории в апофатической традиции» (На материале славянских и еврейских текстов). М., 1995. С. 58–61; Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте: На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997 (перевод «Апокалипсиса Петра» [=VII, 3] на с. 312340); Де Андия (Изабелъ). Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому //Символ 39. Июль 1998. С. 39–51; Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998 (пер. с англ.); Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998 (гностический материал учтен минимально); Шабуров Н. В. Функции мифа в гностической и христианской традициях в эпоху поздней античности (на примере текстов Герметического корпуса и памятников богословских споров IV в.): Автореф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus–Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1806 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1807 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90–91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311–319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1808 Cf : Gross. op. cit. pp. 93–94. 1809 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1810 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1811 Ennead. l, 2. 3, 15–20. 1812 Ennead. VI, 9, 9, 56–60. 1813 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1814 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1815 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1–ая. 1816 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1817 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, песнь 6–ая. 1818 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3–я. 1819 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3–я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5–я. 1821 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1–я. 1822 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8–й. 1823 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8–я. 1824 П. Минин. «Главные направления древне–христианской мистики». — «Бог. Вестн.», 1911. декабрь, стр. 823–824. 1825 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1826 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1827 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832–838; и 1914, июнь, стр. 307. 1828 Gross. op. cit. p. 185. 1829 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 307–308. 1830 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156–157. 1831 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315–324. 1832 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1833 MGPr. t. 37, col. 685. 1834 Ibid., col. 678 A. 1835 «De opific. homin.» cap. 16. — MPGr. t. 44, col. 180: 1836 «Агнец Божий», стр. 161. 1837

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Сатана, напр., говорит в сердце человеку: смотри, какого неистовства исполнена душа твоя; столько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись. Так дьявол искушает христианина, желающего покаяться в грехах. Он всячески старается отвратить его от покаяния, и, с этой целью, привносит в воображении христианина все множество грехов, стараясь чрез это ввергнуть в отчаяние 313 . Все усилия со противника состоят в том, чтобы отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божьей; для этого он употребляет земные приманки и от действительно прекрасного отвращает нас к мнимому и недействительно прекрасному. Всякое доброе дело, какое сделал человек, лукавый старается очернить, осквернить и примешать к нему свое всеяние – тщеславие, самомнение и т. п. 314 . Больше того: сатана часто искушает человека благовидными предлогами 315 . Он и в добрых, по – видимому, делах видит себе услугу 316 . А, именно, он с молящимися притворяется вместе молящимся, с той целью, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в самомнение; с постящимися постится, намереваясь ввести их в обман самомнением; с имеющими ведение Писания предпримет тоже, желая, чтобы под видом ведения впали они в заблуждение; сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что и сатана преобразуется во ангела светла – ( 2Кор. 11:14 ), чтобы, обольстив видимостью подобного света, привлечь к себе – одним словом для всех всякие принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе, сим уподоблением, под видом благословения, уготовит погибель 317 . Но если дьявол имеет власть над христианином, то спрашивается: до какой степени эта власть его простирается? Это общий вопрос, который можно разграничить на следующие частные вопросы. Во – первых, дьявол действует на человека – христианина самовольно, или же нет? Сатана не берет в свою власть человека насильно. Сам человек дает повод к господству над ним злой силы. А если бы не так обстояло дело, тогда бы человек не был для себя виновником того, что впадает в геену, или же получает царство 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Traités. Т. 1/Ed. par G.-M. de Durand//Sources chrétiennes. 445. Paris, 1999. P. 37–49. В этом же издании имеются предисловия к каждому произведению. Хорошая справка по изданиям и литературе о преп. Марке дана в кн.: Исихазм. Аннотированная библиография/Под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. С. 225–227. 518 Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое Слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Духовной Академии. Вып. 1. Казань, 1900. С. 29–47. 522 Chadwick Н. History and Thought of the Early Church. London, 1982. P. 125–130. С определенными колебаниями к этой гипотезе примыкает и К. Уэр, считающий личность Марка «загадкой» и полагающий возможным датировать его литературную деятельность широким диапазоном 430–535 гг. См. предисловие к французскому переводу: Marc le Moine. Traités spirituelles et théologiques/Intr. par K. Ware. Abbaye de Bellefontaine, 1985. P. IX-XV. 523 Так, А. Гриллмайер полагает, что преп. Марк принадлежал к египетским «антиоригенистам» и писал в самом начале V в. См.: Grillmeier A. Markos Eremitas und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op. XI//Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981. S. 251–284. 524 Так предполагает: Kunze J. Markus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchlichen Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. S. 62f. 526 См.: Hesse О. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita//Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1969. S. 90–91. Ср. наблюдение А. Юрьевского: «Книги Нестория, появившиеся в пустыне египетской, произвели сильное волнение среди пустынников, из которых некоторые, в увлечении ересью Нестория, стали называть Христа не Богочеловеком, а только «Богоносцем». Даже Кирилл Александрийский взглянул на это волнение среди египетских монахов как на явление довольно серьезное и потому счел необходимым написать к ним послание, в котором, изложив истинное учение о Лице Иисуса Христа, просил монахов воздерживаться от суждения о непосильных и трудных для них предметах. Если уже волнения и увлечения ересью были в пустынях, тем более могли они происходить в Александрии и других больших городах того времени» (Юрьевский А. Указ. соч. С. 41). Впрочем, следует оговориться, что несторианство никогда не имело твердых позиций в Египте в отличие, например, от Сирии. 527 Мы опираемся на указанный перевод Б. Барчунова (иногда слегка изменяя его), который дается с параллельным греческим текстом. См.: Богословский сборник. 5. С. 129–179. Также используется греческий текст по изданию: Marc le Moine. Traités. Т. 2. Paris, 2000. P. 222–315. Ссылки даются в латинской нумерации глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   Особенно ярким свидетельством Божественного попечения о народе израильском является история праведного Иосифа, которого братья по зависти продали в Египет (5:70). Но с ним постоянно пребывал Господь, подкрепляя его в искушениях и страданиях, и, наконец, возвеличил его пред народом египетским и даже самим фараоном. В свете Божественного Промысла пребывание Иосифа в Египте нужно было для той цели, чтобы он мог впоследствии принять и устроить, как власть имущий, своего отца Иакова с его потомками (3:326). В свою очередь, переселение в Египет Иакова с семьей имело своей целью ограждение народа Божия от развращенных племен Палестины и в связи с этим привитие его сознанию необходимости сохранять неповрежденным Божественное обетование о спасении мира. После долгих и тяжелых испытаний Богу было угодно извести Свой народ из Египта посредством Своего верного раба Моисея, который, повинуясь промыслительной деснице Божией, взял на себя эту миссию, «извел Израиля от горькой оной работы и вел пустынею в землю обетованную» (4:55). Чтобы вывести из Египта Свой народ, укрепить веру в нем и засвидетельствовать Свое могущество перед тогдашним миром, Господь поражает землю Египетскую всевозможными казнями и даже предает смерти всех первенцев ее от человека до скота. После этого Господь изводит Свой народ из страны порабощения «рукою крепкою и мышцею высокою» (4:19). Во всех этих действиях и усматриваются особые «следы правды, премудрости и милости Божией» (2:82).    Наиболее ярко чудодейственная сила Божия проявилась во время перехода Израиля через Чермное море, когда Господь шел впереди людей Своих в столпе огненном (3:420), а затем разделил море, избавляя избранный народ от преследования фараона, которого со всеми его воинами «во глубине, яко во гробе, заключил» (4:322; 3, 326).    Постоянно укрепляя Свой народ в вере и охраняя его от языческих народов, Господь тем самым хотел довести до его сознания важность той миссии, для которой он и был предназначен; ибо этот народ должен был сохранить истинное познание о Боге и приготовить путь к пришествию в мир обещанного Спасителя (4:315). И чем ближе подходило время пришествия в мир Искупителя, тем яснее и многообразнее Бог являл Своему народу различные чудеса и знамения. Это чудесное проявление силы Божией отрезвляющим образом действовало не только на богоизбранный народ, но и на весь тогдашний языческий мир, погрязший в нечестии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010