Из того обстоятельства, что Исихий в своем перечне имен не упоминает ни одного отца церкви, издатель одного отрывка этого сочинения вывел предположение, не был ли Исихий язычником; но уже то обстоятельство, что он писал, самое раннее, при Юстиниане, говорит в пользу предположения, что он принадлежал к христианскому вероисповеданию. Исихий оставил три сочинения; два из них упоминаются Фотием (cod. 69) и Свидой и сохранились в виде фрагментов, о третьем имеем сведения только у Фотия. 1) «Веемирная история» «Iστορα »Ρωμακ και παντοδαπ по Фотию (cod. 69), Xρονικη ιστορα по Свидию. Сочинение было разделено на 6 книг, которые Исихий называл διαστματα (периоды), и обнимало всемирную историю от ассирийского царя Бела до императора Анастасия (518). Помимо небольших фрагментов, мы обладаем большим отрывком из начала 6-й книги, которая, под заглавием Πτρια Κωνσταντινουπλεως, повествует об истории города Византии до Константина Великого ; она, вероятно, рано была отделена от всего труда и передавалась самостоятельно. Из этой части труда и взят первый отдел Патрюс Константинополя 87 . 2) Второе историческое произведение Исихия мы знаем только по Фотию (cod. 69) Это – повествование о времени правления императора Юстина (518–527) и первых лет Юстиниана. Будучи с внешней стороны продолжением первого сочинения, оно было отделено от последнего, очевидно, в виду иного характера изложения: первое представляло собою нечто в роде всемирной хроники, второе – подробную современную историю; оно, кажется, окончательно утеряно, и к тому же еще не удалось выяснить его следы у позднейших авторов. Язык Исихия в его исторических произведениях особенно отмечается Фотием, как краткий, меткий и элегантный; и действительно сохранившийся фрагмент из всемирной истории позволяет обнаружить следы простой и ясной речи, несмотря на то, что он много потерпел от передачи. 3) Третьим произведением, из-за которого в последнее время особенно часто упоминался Исихий, был по Свид ‘Ονοματολγος πναξ τν ν παιδε νομαστν.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

3) Научает мысленному (νοητς), предшествующему чувственному (ασϑητς), исполнению заповедей (Исихий, I, 1. р. 1481 Α. I, 84. р. 1505 С.). К учению о трезвении относятся и замечания бл. Диадоха о чувственном исполнении заповедей (гл. 42) и хранении их умом (гл. 85 и 66: Δε... ε ες τν τν γιων ντολν τρησιν ποσχολεσϑαι τν νον...) с призыванием Господа Иисуса; ибо молитва Иисусова составляет один из элементов учения о трезвении, служащим путеводителем (δηγς) к правой и богоугодной жизни (Исихий, I, 1). 4) Очищая ум от мечтаний (Исихий, I, 91 р, 1508, I, 50. р. 1497,) и всякого зла (1, 51. р. 1497. II. 3. p. 1512), возводит к глубоким созерцаниям и божественным тайнам (I, 1). И бл. Диадох говорит, что ум безошибочно и беспрепятственно созерцает, когда сохраняется (φυλακ – один из способов трезвения) не волнующимся (гл. 26), свободным от демонского тумана (гл. 75), мечтания (гл. 68) и раздражения (гл. 42). 5) Ежедневно взращивает четыре главные добродетели (I, 1 р. 1481; 1, 34. р. 1492: благоразумие, мудрость, справедливость и мужество), дающие надлежащее направление трём главным силам души (τ ϑυμικν, τ λογιστικν, τ πιϑυμητικν). Эта же мысль особенно ясно раскрывается бл. Диадохом в гл. 62. Трезвением, как видно из сказанного, преследуются двоякого рода цели – отрицательные и положительные: первые состоят в очищении сердца от худых движений и в предохранении его от новых греховных приражений, а вторые – в насаждении в нём добрых навыков. Но те и другие достигаются в трезвении непрестанной деятельностью рассудка (τς διανοας), внимательно взирающего в глубину сердца (Исихий, II, 2. р. 1512; Диадох, гл. 56), замечающего в нём худое и доброе (Исихий, I, 48. р. 1496), определяющего нравственное качество их (ibid. II, 22. p. 1517), преграждающего доступ худым помыслам в сердце (I, 7. р. 1484) и утверждающего в нём добрые. Вот почему трезвение называется рассудочным путём к добродетели (ibid. I, 14. р. 1516. II, 50. р. 1528: δς τς διανοας); оно происходит «в мастерской рассудка» (II, 18, р.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

§2. Сочинения Характер сочинений преп. Исихия – аскетический и экзегетический, а отчасти исторический и агиографический. Писал преп. Исихий на греческом языке, но часть его сочинений сохранилась только в переводах. Имя преп. Исихия в истории церковной письменности неотделимо от его единственного сохранившегося аскетического сочинения, известного в русском переводе, как «Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве», адресованное иноку Феодулу. Слово состоит из 203-х глав. Что касается экзегетических сочинений преп. Исихия, то они весьма многочисленны, так как, по имеющимся сведениям, он истолковал все Священное Писание, чем вызвал удивление современников. Однако, волею Промысла Божия, эти сочинения впоследствии почти вышли из употребления, и потому, как экзегет, преп. Исихий в настоящее время не известен. К основным из сохранившихся экзегетических сочинений преп. Исихия относятся: «Евангельская симфония», дошедшая до нас в сокращенном виде; «Соглашение евангельских повествований о смерти и воскресении» (Иисуса Христа), входившее в «Евангельскую симфонию»; «Беседы» (о жизни Иисуса Христа и Богородицы); «Толкование на книгу Левит»; «Толкование на псалмы»; «Толкование на меньших пророков». Кроме того, преп. Исихий написал «Историю» (церковную), сохранившуюся лишь частично, и «Житие сотника Лонгина». §3. Учение 1.      Аскетическое учение преп. Исихия как бы передает нам духовный аромат палестинской пустыни. Все оно дышит практическим подвижническим опытом. В нем нет ничего выдуманного. Чувствуется, что каждая мысль автора бережно выношена и дорога ему. Заметен и своеобразный характер аскетического учения преп. Исихия, отличающегося от учения египетских пустынножителей. И понятно, ведь преп. Исихий передает аскетическую традицию Палестины. Центральным пунктом аскетического учения преп. Исихия является понятие трезвения, которое он толкует очень широко. Трезвение – это духовное художество, сокровенное делание, сердечное безмолвие, хранение ума в совершенной немечтательности. С помощью трезвения подвижник избавляется от страстных помыслов, слов и дел; входит в верное познание непостижимого Бога; научается управлять движениями троечастной души, то есть тремя силами души – мыслительной, раздражительной и желательной и укрепляется в главных добродетелях – мудрости, мужестве, воздержании и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Пребывание в сердце, или во внутреннем человеке, по душевному состоянию подвижника есть уединение его в самого себя (о Савве Освященном сказуется, что он начальник πντων τν καϑ» αυτος ναχοροντων), собранность в самом себе ( Григорий Назианзин , Orat. II, с. 7 М. XXXV, 413 С.: ...ες αυτν συστραφντα), всегдашнее нерассеянное пребывание в себе самом ( Василий Великий , Μ. XXXII. 353 А.: ...φ’ αυτ μνων ε μετεωρστως), вшествие ума во внутреннейшие и чистые хранилища сердца ( Марк Подвижник , De baptism. Μ. LXV, 1016 D.: νος ...ες τ νδτερα ατς (καρδας) νενχλητα ταμεα εσελϑεν πειρμενος... Τ δ καϑαρ τς ψυχς νδτερα ταμεα), не возмущаемые ветрами лукавых помыслов. Но душевное состояние, именуемое пребыванием в сердце, не есть пассивное, недеятельное состояние ума, убегающего от борьбы с искушениями в глубину сердца; напротив, оно, как замечено было выше, называется аскетами деланием (ργασα, ργον, πρξις). Как совершающееся в глубине сердца духом, умом, оно называется деланием сокровенным (κρυπτ ργασα, Исихий, Περ νψεως. Centur. I, с. 53. Μ. XCIII, 1497 С.), умным (Исихий, II, с. 85, р. 1540 С.: νοητ πρξις; Марк Подвижник , De poenit. с. 7. Μ. 1. с. p. 976 В: νοερ ργασα), духовным ( Марк Подвижник , De lege spiritual, с. 4, p. 905 D.: ργον πνευματικν; Исихий, II, с. 55, p. 1529 С.) в отличие от внешнего делания, совершаемого телом (φανερ ργασα, Марк Подвижник , р. 976 В.); и у бл. Диадоха оно называется духовным деланием ( πνευματικ ργασα, гл. 46). Это делание известно у древних аскетов под именем трезвения – νψις . Пресвитер Исихий ясно говорит, что всегда устрояющий пребывание в сердце (1, 29, р. 1489 А.: ...τς διατριβς πντοτε ποιες ν τ σ καρδ) своём совершает рассудком действия, образующие собой τν νψιν. Это указание названного пресвитера поясняет нам, что рассуждения бл. Диадоха о пребывании в сердце относятся к аскетическому учению о трезвении . В этом отношении между названными писателями замечается иногда сходство в суждениях, простирающееся до буквального совпадения в выражении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

«Имя Иисуса, – говорит Исихий, – да прилепится к дыханию и всей жизни твоей». (I, с. 99. р. 1512). «Днём и ночью да не престанет душа до своего исхода (из тела) вопиять ко Христу Иисусу» (II. с. 47. р. 1525 D.). 2) Призывание Иисуса (Исихий, I, 24. р. 1488 В: ησο πκλησις), призывание Иисуса Христа (I, 21. p. 1488: τo ησο Χρστο πκλησις. I, 29. р. 1489: πκλησις ησο Χρστο). Сим наименованием свидетельствуется, что молитва Иисусова имеет, по своему построению, форму молитвенного воззвания ко Христу. Наименованием этой молитвы νοητ πκλησις даётся понять, что она произносилась мысленно, умом; произношение её одними устами считалось несовершенным, так как оно рассеивало мысль. «Несовершенна молитва без мысленного призывания, – говорит Марк Подвижник , – нерассеянно же вопиющую мысль (βοσης ννοας) услышит Господь» (1 с. с. 31. р. 936). Но авва Филимон, по свидетельству его биографа, возглашал эту молитву преимущественно устами. Ночью этот авва напряжённо и так долго говорит «Господи помилуй», пока уже не мог восклицать (κφωνεν, Φιλοκαλα τν ερν νηπτινν. p. 487. Περ αββ Φιλμονος λγος πνυ φλιμος, с. 5). 3) Призывание ( πκλησις ) имени Иисуса Христа ( Нил Синайский , Epistolar. lib. II; epist. 140. Μ. LXXIX, 260: πκλησις το νματος ησο Χριστο). Этим наименованием обозначается состав молитвы Иисусовой: она состоит из имён, усвояемых нашему Спасителю. В этом случае πκλησις τo νματος ησο =πκλησις το Κυρου μν ησο Χρστου (Исихий, I, 32. р. 1492). Молитва Иисусова имеется в виду подвижниками и тогда, когда они говорят просто о святом имени Господа Иисуса (Исихий, I, 41. р. 3493 С.: τ γιον νομα το Χριστο παρ’ μν πιβομενον). Речь об одном святом имени Иисуса Христа ведётся часто в том случае, когда аскеты желают показать силу имени Иисуса, заключающегося (имени) в молитве Иисусовой. Антоний Великий , наименовав Христа (τν Χριστν νομσας, дунул на явившегося демона, – и враг исчез ν τ νματι το Χριστο (Vita S. Anton, с. 40. Μ. XXVI, 901 А.), т. е. названный подвижник при появлении демона произнёс молитву Иисусову. «Достаточно нам к защищению от врагов имя Иисуса Христа, говорит Нил Синайский (1. с. р. 261 D.), выражая ту мысль, что во время демонских нападений следует произносить молитву Иисусову, заключающую в себе «святое и покланяемое имя Иисуса» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

6 и 7, pp. 83–85; IX, ch. 2, pp. 40–41; Лествичник, Gradus 29 (полностью), 1148B-1152C. 39 Историю термина и различные патристические описания, относящиеся к нему см. в I. Hausherr, op.cit., pp. 273–279. 40 Мы выше уже отмечали это (со ссылкой на M.Viller, S.J. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. Paris, 1930, p.93). Исихий Иерусалимский умер в 432–433, а тот Исихий, которого цитирует Нил, жил очевидно после Лествичника (ум. ок. 649), поскольку он часто цитирует его и весьма от него зависит. 45 Евагрий, Practica, PG 40, cap. 50, 1233B. [Рус.пер.: Авва Евагрий. Слово о духовном делании, или Монах, 78//Творения аввы Евагрия. Пер. А.И.Сидорова . М., 1994. С.108.] О. Осэрр отмечает: «Concluons que le terme de nepsis a deux sens: un sens étroit, selon lequel il désigne cette partie de la praxis qui consiste en la surveillance des pensées dès leur première suggestion, et un sens large qui le fait synonyme de praxis. Il faut évidemment éviter de passer de l " un à l " autre», op. cit., p. 285. [Вывод тот, что термин непсис имеет два значения: узкое, согласно которому он обозначает часть праксис, состоящую в надзирании за помыслами, начиная с их раннего зарождения, и широкое, в котором он является синонимом праксис. Очевидно, следует избегать перескакивания от одного значения к другому. (Фр.)] 48 Ibid., Centuria I,1509B (96). Ср. также: Антоний, “О святой жизни”, no. 20. Добротолюбие, т. I, с. 26. 53 Евагрий, Practica, PG 40, cap. 53, 1233C? Ср. также Исихий, Centuria I, 1480D-1481A (1). Исихий в этом вопросе следует за Евагрием и объединяет непсис с соблюдением всех заповедей Божиих в Ветхом и Новом Заветах. 54 Филофей, Добротолюбие, op. cit., (7), с. 446. [Рус.пер.: Преп. Филофей Синайский. Сорок глав о трезвении. Гл.7.//Добротолюбие. Т.3. С.404.] 58 Филофей, Добротолюбие, op. cit., (16–18), c. 449–452. Ср. его же De mandatis, PG 154, 731B ff, и особенно 735B-D (7), 739B (12), 742A-C. Хотя у Миня это сочинение помещено под именем Патриарха Филофея Константинопольского, Пьер Пуссен, впервые издавший этот трактат, настаивал, что он был написан неким Филофеем, который жил раньше, возможно в 6 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ru...

712 Сар. de charitate I,22 [p.n.I,98]. Ер.16, PG.91, 577А, p.334. Евагрий, Cap.pract. 10, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99, гл.19]. 714 Ibid.I,66 [p.n.I,103]; cp.IV, 89 [p.n.I, 144]. Liber ascet. 8, PG.90, 917B, p.370 [p.n.I,78]. Евагрий, Cap.pract.26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102,гл.37–38]. 715 Сар. de charitate I,80 [p.n.I,104]. Евагрий, Cap.pract.11, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99,гл.20]. 716 Orat. Dom. expositio, PG.90, 885A-B, p.351 [p.n.I,190]. Ep.2, PG.91, 396A-B, p.220 Ambigua, PG.91, 1205B, f.180a. Cap.de charitate IV, 82 [p.n.I, 143]. Преп. Марк Подвижник , De his qui putant 156(168), PG.65, 953D; р.п., с.74; 45(47), ibid. 937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А-В, р.п., с.284. 718 Cap.de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [p.n.I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap.pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р.п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (« Cap.de charitate IV,50 [p.n.I,139]). 719 Cap.de charitate I,91; II,20.71 [p.n.I,106,109–110,117]. – В помыслах – главное искушение для монаха. Евагрий Cap.pract. 46, PG.40, 1233А; р.п.,с.577 [с.108,гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105,гл.51]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [p.n.I,139,113–114]. Евагрий, Cap.pract.6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [p.n.I,139,129]. Преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р.п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap.de temperantia 44, PG.93, 1496A; р.п., с.168. Авва Дорофей , Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р.п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [p.n.I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap.de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D. 1481C; р.п., с.157,158. 725 Cap.de charitate II,19; III,43 [p.n.I,109,126]. Ep.14, PG.91, 537D-540A, p.309–310. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,21, PG.93, 1488A, с.161; преп. Марк Подвижник , De his qui putant 87,88 (94,95), PG.65, 944A; р.п.,с.59. Преп. Максим (как это ни странно) ничего не говорит о молитве Иисусовой, о чем так много говорят уже преп. Исихий и блаж. Диадох.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

    Преп. Исихий    Что знаем, то передаем через писание, и что видели, проходя путем, о том свидетельствуем желающим, - если хотите принять сказываемое вам. Сам Господь сказал: «Аще кто не пребудет во Мне, извержется вон, якоже розга, и изсшет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает. А иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног »(Ин. 15:5—6). Как невозможно солнцу сиять без света, так невозможно сердцу очиститься от скверны пагубных помыслов без призывания имени Иисусова. Будем же употреблять его как собственное дыхание. Ибо оно (имя Иисус Христово) - свет, а те (помыслы скверные) - тьма; и Он есть Бог и Владыка, а те — слуги демонские.     Преп. Исихий    Горе внутреннему от внешнего, ибо внутренний человек много терпит от внешних чувств. Но потерпев что-либо, он должен употребить бичи против этих внешних чувств. Исполнивший то, что относится к деятельной стороне жизни, начинает уже уразумевать и то, что относится к стороне ее созерцательной.     Преп. Исихий    Если внутренний наш человек трезвится, то, по словам отцов, он силен сохранить и внешнего. По их же словам, мы и злодеи демоны обои сообща совершаем грехи: те в помыслах или мечтательных живописях изображают только пред умом грех, как хотят; а мы и в помыслах — внутри воображаем грех, и делом вовне совершаем его. Демоны, не имея дебелых тел и лишь посредством помыслов устрояя козни и обольщения, и себе и нам уготовляют муку. Но если бы эти непотребнейшие не были лишены дебелого тела, то грешили бы непрестанно и делами, всегда содержа в себе злое произволение, готовое нечествовать.     Преп. Исихий    Но молитва сердечная к Господу единословная разбивает их и рассеивает прелести их. Ибо непрестанно и неленостно призываемый нами Иисус, Бог и Сын Божий, отнюдь не допускает им даже и начать вложение в нас греха, - что называют прилогом, - не допускает ни образ какой-либо показать ему в зеркале мысли, ни проговорить какие-либо слова в сердце. Но если никакой образ не втеснится в сердце, то оно и от помыслов, как сказали мы, будет пусто; потому что демоны обыкновенно через помыслы скрытно беседуют и научают злу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

в) Время и место занятия молитвой Иисусовой. В учении бл. Диадоха о времени занятия означенной молитвой различаются: 1) указание на непрерывность памятования о Господе Иисусе и 2) обозначение таких часов суток, в которые особенно необходимо призывание имени Его. Необходимость непрестанного призывания имени Иисуса выражается автором ясно и определённо: памятование о Господе Иисусе ( μνμη το Κυρου υσο, гл. 47) для человека, желающего очистить своё сердце, должно быть единственным и непрестанным занятием и делом (гл. 47: ...τοτο μνον μελτην κα ργν παυστον χων). Польза непрестанного занятия молитвой Иисусовой (гл. 59) уясняется автором посредством следующего наглядного примера. Как человек, плавящий золото горнильным огнём, позволяет сему металлу снова приходить в твёрдое состояние, если действие огня будет прекращено хотя бы на короткое время: так и подвижник, то помнящий о Боге, то нет, теряет то, что, кажется ему, приобретено молитвой (гл. 97). У других подвижников мысль о необходимости частого призывания Господа Иисуса выражается в наставлениях о том, чтобы ко всякому дохновению присоединяемо было имя Иисуса ( Евагрий Понтийский , 1. с. р. 1275 С.) и чтобы молитва Иисусова прилепилась к дыханию (Исихий, Centur. II, с. 80. р. 1537 D.: ησο εχ κολληϑτω σ πνο). «В носовом дыхании соедини трезвение (Исследования. К сноске абзац начало: «Словом νψις обозначается трезвое состояние...») и имя Иисусово» (Исихий, I. с. II, с. 87. р. 1540 D.: Ες πνον τς ινς νψιν νωσον κα ησο νομα). Некоторые подвижники свидетельствуют, что молитва Иисусова произносилась днём и ночью (Исихий, II, с. 47 р. 1525 D.: μρας κα νυκτς). Из описания правила служения (τς λειτουργας), которое совершал авва Филимон ночью (τ νυκτ), можно выводить заключение, что особенно при ночных безмолвиях учащалось творение молитвы Иисусовой; ею заканчивал своё дневное служение Богу подвижник, намеревающийся отойти ко сну и запечатлевающий ею в своём сердце имя Спасителя. Авва Филимон, говорится в сказании о нём, ночью пропевал весь псалтирь и песни (9-ть, помещаемых в псалтири, по мнению еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Исследования К сноске σωματικ συμπλοκ. Св. Афанасий Великий в сочинении Oratio contra gentes (с. 3. Μ. XXV, 8 D.) говорит, что первозданный человек, отступил по совету змея от мысли о Боге, ες πιϑυμαν του σματος πεσαν. К сноске ...ες τ βϑος ε τς καρδας μν φορντες μετ μνμης το Θεο. Исихий, пресвитер Иерусалимский , De temperant. et virtute. Centur. II, c. 2: Τατα δ εσι φυλακ νος σν ησο Χριστο πικλσει, βλπειν τε ε ες τ βϑος τς καρδας... Μ. XCIII, 1512 C. Глава 57. Κεφλ. νζ´ 1045 τι διαπαντς προσχων τ αυτο καρδ κα οονε νδημν ατ δι τς προσοχς, παναχωρε νοερς τν τερπνν κα δων το δ το βου О том, что постоянно внимающий сердцу своему и как бы пребывающий в нём вниманием умственно удаляется от увеселений и сладостей сей жизни Пребывающий непрестанно в сердце своём совершенно удаляется от прелестей житейских; ибо ходящий духом 1051 не может знать плотских похотей, так как таковой совершает уже хождения в крепости добродетелей, имея как бы самые добродетели привратниками города непорочности. Посему именно бывают у него безуспешными тогда хитрости демонов, хотя бы стрелы чувственной любви достигали почти до окон естества. Исследования К сноске В Schol. anonim. (Μ. LXXXVIII, 1101) на Лествицу вся гл. 57 приводится под именем (аввы) Исаии. Этой же главой воспользовались Каллист и Игнатий Ксанфопулы в Μϑοδος (с. 51. М. CXLVII, 733 В.); но Никифор монах приводит большую часть её ( νδημν... γνονται μηχανα) в своём сочинении Περ νψεως κα φυλακς καρδας (Μ. 1. с. р. 958). К сноске νδημν ε τ αυτο καρδ  – (подвижник) непрестанно пребывающий в сердце своём. В гл. 57 обсуждается непрестанное пребывание подвижника в сердце своём. Учением о сем предмете бл. Диадох вводит своего читателя в интереснейшую и главнейшую часть древней аскетики – в сферу так называемого сокровенного делания (κρυπτς ργασας. Исихий пресвитер, Περ νψεως κα ρετς. Centur. I, с. 53. Μ. XCIII, 1497 С.), духовного (τς πνευματικς ργασας, Бл. Диадох, гл. 96; Исихий, 1. с. Centur. II, с. 55 р. 1529 С.). Для надлежащего понимания этого учения необходимо выяснить, что

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010