И сам я не безгрешен, и друзей ищу не безгрешных; потому что безгрешных и не найду. Но у кого преспеяний много и они велики, а недостатков мало и они не важны, тех включаю в список друзей, а в ком нахожу противное сказанному, тех и не включаю, и не исключаю. Не включаю, чтобы не дали повода клеветать на весь сонм; потому что у всякого в обычае судить о человеке по его приближенным. Но и не исключаю, оставляя им добрую надежду. И одними пользуюсь, как советниками и друзьями, а с другими не бранюсь, но поддерживаю возможный мир, стараясь сохранить апостольское предписание: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим. 12, 18 ). Советую же удерживаться от порока и держаться добродетели. Но если совет мой обратят они в повод к вражде, то немалую причинят мне печаль тем, что не воспользовались, а не тем, что изъявили неприязнь (прп. Исидор Пелусиот , 61, 304–305). Источник. Кто печется о живущих с ним, трудится для них, и как увеселяется их благоденствием, так печалится затруднительными их обстоятельствами, тот сильный ловец дружбы (прп. Исидор Пелусиот , 62, 245). Самым прямым правилом дружбы признаю следующее: без притворства соглашаться с братией, не завлекать в дружбу ласкательством, не заводить вражды тайно; но душу иметь для всего открытую, простое сердце, простой язык; а паче того еще более простую жизнь (прп. Исидор Пелусиот , 62, 469). Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один (прп. Исаак Сирин , 58, 41). Источник. Искренний друг тот, кто во время искушения ближнего, вместе с ним, без смятения и тревоги, переносит, как собственные случившиеся с ним скорби, нужды, несчастья и беды (прп. Максим Исповедник , 91, 226). Одни верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущению искушаемых; но презрители заповедей и не посвященные в таинства судеб Божиих, когда друг благоденствует, наслаждаются с ним; а когда искушаемый злостраждет, оставляют его. Бывает, что они становятся на стороне противников (прп. Максим Исповедник , 91, 228).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Что говоришь ты, малодушный и жалкий человек? Тебе надлежит сделать нечто угодное Богу, а ты стоишь с заботою о награде? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. Разве ты не знаешь, что награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. ...Когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что если Он откладывает, то после делает большее воздаяние (свт. Иоанн Златоуст , 48, 533). Награды назначены не просто за дела, но за расположение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 548). ...Кто ищет от Бога воздаяния за труды свои здесь и делает добро для настоящего, тот уменьшает свою награду; а кто всех венцов ожидает там, , тот гораздо более достоин воздаяния... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 198). ...Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения (свт. Иоанн Златоуст , 53, 443). ...Крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага вышенебесные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 444). Источник. ...Как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле (свт. Иоанн Златоуст , 53, 806). ...Дела большею частию оцениваются по начинаниям, а не по совершению; и венец соплетается за решимость, а не за конец дела (прп. Исидор Пелусиот , 61, 380). ...Если и нам желательно, чтобы провозгласили нас победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя; никакая смертная и житейская страсть да не найдет в нас места, но, расставшись со всем, будем говорить и делать только достойное небес (прп. Исидор Пелусиот , 62, 94). Источник. Знай... что если окажешься благоискусным во всем, то неполучение здесь наград послужит тебе не к тому, чтобы вовсе не получать их, но к тому, чтобы получить блистательнейшие. Ибо один получаст нечто блистательное здесь, а другой, не получив здесь ничего, приимет там блистательнейший венец. Посему, что может доставить тебе радость, то да не будет для тебя причиною к малодушию. Ибо получившему здесь справедливо умаляется тамошняя награда, а не получившему, очевидно, соблюдается там полная (прп. Исидор Пелусиот , 62, 189 – 190). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молодых людей... надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот , 62, 323). Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие – к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других – гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие – спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие – понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот , 62, 329). Приходящим к тебе детям... часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез вас приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот , 62, 341).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум (свт. Иоанн Златоуст , 49, 179). Если ты будешь справедлив только между добрыми и не будешь таким между прочими, то справедливость будет отчасти оскорблена (свт. Иоанн Златоуст , 49, 186). ... справедливости – желательную силу направлять к добродетели и к Богу... (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 174). Кто не нарушает справедливости ни из милости, ни по неприязни, ни из ожидания даров, тот – превосходнейшее правило справедливости и неподкупный судия в делах спорных (прп. Исидор Пелусиот , 61, 322). Источник. Не тому справедливо называться справедливым, кто лишен даже всякого случая сделать неправду, но тому, кто, имея и полную возможность, не подымет руки для неправого дела (прп. Исидор Пелусиот , 62, 377). Несправедливым правосудие должно воздать, и непременно воздаст правдивым наказанием, если только не будет несправедливо само правосудие, правдиво всем располагающее и имеющее великое промышление о правде (прп. Исидор Пелусиот , 62, 407). Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. В житии святого Епифания говорится следующее: «Был в его епископской области человек, по имени Савин, диакон, который занимался писанием книг и отличался благочестием и мудростью. Ученостью своею он стал выше всех живших с ним монахов, и Епифаний, вследствие сего, поручил ведать ему церковным судом. И вот однажды пришли к нему судиться двое, богатый и бедняк. Савин стал на сторону нищего и решил дело в его пользу, тогда как на самом деле был прав богатый, а не бедняк. Епифаний, находившийся в сокровенном месте, слышал слова тяжущихся и Савина, миловавшего нищего на суде. Вскоре, когда он увидел неправо суд творившего диакона на чреде служебной, он подозвал его к себе и тихим голосом сказал: «Иди, чадо, и пиши книги и поучайся тому, что в них написано, чтобы через это сделаться мудрым в решении дел тяжебных, но на суде не милуй и нищего, раз он неправ, и не обижай богатого, если он в своем деле чист». С тех пор святой Епифаний отстранил Савина от производства дел судебных и уже всех приходивших к нему сам судил с утра до вечера, соблюдая при этом полное беспристрастие и не нарушая истины» (112, 264).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 61, 395). Царь всего премирного и земного сошел с небес и принес нам знамения небесного жития, которые и предложил на борьбу, противоположную олимпийским ратоборствам. Ибо там увенчивается кто наносит удары и одолевает, а здесь удостаивается провозглашения кто приемлет и терпит удары. Там за удар воздающий ударом, а здесь подставляющий и другую ланиту восхваляется на ангельском зрелище, потому что победою признается не отмщение, но любомудрие. Новый это закон венцов, потому что новый способ борений (прп. Исидор Пелусиот , 62, 175). Источник. Тех, которые не хотят переносить обиды любомудренно, два побуждения должны обратить к любомудрию: первое, что обидчиков ничто так не печалит, как уступчивость обиженных; и второе, что ничем не можно так наказать их, как добродетельным житием... Посему если тот, кто упражняется в добродетели и ведет себя уступчиво, наносит врагам самые решительные удары, то почему же не ценим высоко сих предохранительных оружий? А если кто уделяет прощение низложенным ненавистью, и молится о том, чтобы избавились они от этого безумия, и не только не хочет мстить, но даже оказывает сострадание к отдавшимся в плен пороку, то он действительно умеет... любомудрствовать (прп. Исидор Пелусиот , 62, 220). Большая часть людей невольно терпеть худое почитают величайшим признаком недостатка в мужестве, а произвольно допускать, чтобы обижали нас, – признаком кротости и любомудрия. А умеющие правильно судить о делах, лучше же сказать, верующие в Священное Писание, и невольно терпящего обиду, но переносящего это любомудренно, не лишают ни наград ни похвал, наипаче же по приговору Павла, который говорит: и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее ( Евр. 10, 34 ). Если же скажешь: что мог бы сделать обижаемый сильнейшим? – Отвечу: кричать, браниться, проклинать, волочить по судам и не давать покоя. Посему, кто может сделать все это, но не делает, того справедливо будет если не включить в число произвольно избравших для себя, чтобы их обижали, то сопричислить к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хорошая, мужественная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что незаметно для окружающих вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1107–1108). Время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут ( 1Кор. 7, 29 ), – написал Апостол, запрещая незаконное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие; а вместе указуя и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходит спешно, то не надобно пристращаться к ней, как к постоянной (прп. Исидор Пелусиот , 61, 233). Источник. ...Узаконено было мужу не входить к жене во время очищения ее скверн. Но многие, по сильной похотливости и невоздержанности, лучше же сказать, по какому-то неистовству, имеют общение с женами, когда у них месячное течение и очищение, и даже когда они беременны, а жены, не знаю почему, допускают это, хотя и бессловесные животные по зачатии не сходятся для общения; почему, говорят иные, женщина в сравнении с животными женского пола и названа более женственною, так как те вступают в общение только для продолжения рода, а женщина делает это также и из похотливости но непотребству, даже и по угашении женского вожделения, потому что природа бывает тогда озабочена или образованием живого существа, или очищением. Нередко же случается, что мужеское семя, смешавшись с нечистою женскою кровью, образует тело, не имеющее чистоты и доброго сложения, но доступное разным немощам (прп. Исидор Пелусиот , 61, 343). Источник. От больных и одержимых недугами родиться слабым – в этом нет ничего несообразного; по родиться таким от здоровых, впрочем, преданных невоздержанности, – хотя согласно с разумом, но не для всех кино. Почему, думаю, и пророк Иезекииль наряду с другими грехами поставил и сие – входить грешнику к жене в месячных сущей ( Иез. 18, 6 ). Ибо сказал сие, хотя потому наиболее, что охранял приличное естеству и почитал ни с чем не сообразным беспокоить жену во время ее очищения, однако же сверх сего и для того, чтобы родители не соделались для рождаемых виновниками гнусных болезней; потому что семя мужа, мешаясь с нечистою кровью жены, порождает тела, подверженные разным болезням и некоторым образом отпечатлевающие в себе невоздержанность родителей. Посему говорит: если заботитесь о добром сложении и здоровье рождаемых и не хотите отлучить их от Церкви Господней, то будьте осторожны и знайте время общения, чтобы дети не понесли на себе знаков вашего невоздержания (прп. Исидор Пелусиот , 62, 387–388).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол (свт. Иоанн Златоуст , 52, 495). ...Радуйся успехам брата, и вот – Бог прославляется и через тебя, и все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой зависти, взаимно радующихся счастью друг друга (свт. Иоанн Златоуст , 52, 558). Радость... по Богу сильнее всякого оружия, и кто имеет ее, того ничто не может привести в уныние и малодушие; напротив, он все переносит мужественно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 466). Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистою; а та радость действительная, непритворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая никакой примеси... Получить ее возможно не иначе, как избирая здесь не приятное, но полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с благодарностью перенося все случающееся (свт. Иоанн Златоуст , 55, 143). Вознамерившимся охранять человеческое благородство, видя быструю изменчивость естества, надлежит ограничивать неумеренность радости и не предаваться слишком и печали, и радости; потому что одна, если не будет срастворяема рассудительностью и обуздываема благоразумием, ведет к смерти; а другая, если не наложены на нее бразды ожидаемой перемены, доводит до падения и нарушения благоприличий (прп. Исидор Пелусиот , 61, 235–236). Источник. Бывает иногда, что неумеренная радость больше печали вредит душе, потому что радость окрыляет душу, делает ее неблагоразумною и приводит в забвение своего естества, а печаль смиряет самомнение, низлагает надменность, напоминает о нашем естестве и побуждает к добродетели. Посему надлежит быть выше и радости, и печали; и нашествие той и другой переносить умеренно и разумно (прп. Исидор Пелусиот , 62, 392–393). Людей переменчивых и нетвердых и радость, и печаль выводят из надлежащего состояния, одна окрыляя и возбуждая к буйству, а другая унижая и делая робкими. Людей же твердых, непоколебимых, стоящих на прочном основании благоразумия, ни радость, ни печаль не выводят из должного состояния; потому что усмиряют скакания одной как бы уздою какою, сдерживая помыслом, и оказываются победителями другой, ограничивая ее неумеренность (прп. Исидор Пелусиот , 62, 411).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Таково наше любомудрие: в одной душе соединяет и смиренномудрие, и высоту, – смиренномудрие, чтобы ни перед кем не превозноситься, и высоту, чтобы не иметь готовности кому-либо льстить (прп. Исидор Пелусиот , 62, 144). Источник. Если в трудных обстоятельствах все обыкли почитать для себя лучшим, чтобы удаюсь, чего самим хочется, или не удалось, что желательно врагам; то мы, величающиеся именем учеников Христовых, будем искать полезного не только нам самим, но и тем, которые с нами в раздоре, потому что в полезном для ближних (хотя и странным покажется сказанное) заключается вместе полезное и для нас (прп. Исидор Пелусиот , 62, 327–328). Божественные законы требуют, чтобы мы были образцами для других людей и неукоризненностью жизни указывали всем непреткновенный путь (прп. Нил Синайский , 72, 147). Источник. По сим чертам познается старающийся быть подражателем Богу, в благотворении пребывает он для всех равен, и для друзей, и для расположенных неприязненно, терпит ли зло, воздает за зло добром и обижающих пристыжает не только тем, что великодушно переносит дерзости, но и тем, что всякое добро, какое только может, оказывает им от полноты сердца (прп. Нил Синайский , 72, 162–163). Источник. Чистота и сострадательность – матери добродетелей; поэтому без той или другой невозможно быть Христовыми воинами (прп. Нил Синайский , 72, 251). ...Кто не предаст себя всецело на крест в смиренном мудровании и самоунижении, и не подвергнет себя перед всеми на попрание, унижение, презрение, онеправдование, осмеяние и поругание, чтобы переносить все это с радостью Господа ради, не ища ничего человеческого, ни славы, ни чести, ни похвалы, ни сладкого ястия и пития, ни (красных) одеяний, тот истинным христианином быть не может (прп. Марк Подвижник , 89, 472–473). Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 161). Источник. ...Превосходный алфавит для всех есть следующий: послушание, пост, вретище, пепел, слезы, исповедание, молчание, смирение, бдение, мужество, стужа, труд, злострадание, уничижение, сокрушение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, простая и нелюбопытная вера, беспопечение о мире... беспристрастие, простота с незлобием, произвольная худость (прп. Иоанн Лествичник , 57, 178). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Благодать Божия всегда упражняет произвол человеческий, так что не во всем покровительствует и защищает его, так чтобы не было уже места его собственным усилиям в борьбе с духовными врагами; и это для того, чтобы в случае победы над врагом он исповедовал помощь Божию себе, а в случае победы врага узнал свою немощь, и таким образом учился полагаться не на свою силу, но на помощь Божию и непрестанно прибегал к своему Покровителю (прп. авва Херемон, 57, 415–416). Источник. ...Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (прп. авва Феона, 57, 563). Источник. Чистым хранящие в себе образ Сотворшего приемлют от Него благодать и творят с Ним чудеса (прп. Исидор Пелусиот , 61, 11). ...По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же... сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо, хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех. Но поскольку испытывает произволение и потом посещает... то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не нисходит и первоначально (прп. Исидор Пелусиот , 62, 295). Источник. ...Если благословит Господь и труд произволения нашего, мы станем все творить без труда, непринужденно и со сладостью, и от всего получать пользу (прп. Зосима, 87, 129). Источник. Всякий, православно крестившийся, получил таинственно благодать. Удостоверяется в сем по мере исполнения заповедей (прп. Марк Подвижник , 67, 37). Источник. Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет (прп. Марк Подвижник , 67, 41). Источник. Есть действие благодати, не узнаваемое младенцем (по духовному возрасту), и есть действие злобы (врага), похожее на истину. Хорошо не слишком засматриваться на такие действия, ради возможности обмана, и не проклинать их ради того, что может быть тут истина, но все с надеждою приносить Богу, ибо он знает пользу того и другого (прп. Марк Подвижник , 85, 562). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды и не получит ее! (свт. Иоанн Златоуст , 52, 944–945). Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?» (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). Если любящий любящего будет иметь за это нисколько не меньше мытаря, то какого прощения будет достоин даже клевещущий на друга? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 319). Источник. Кто всем почти на всех клевещет, того уцеломудривай более строгой угрозой, чтобы впоследствии не оказалось нужды в наказании (прп. Исидор Пелусиот , 62, 213). Источник. Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него слышали обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Посему надлежит знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства должно быть то и другое, чтобы пострадать ему ради Христа, и чтобы разглашаемое о нем было ложно. Что-либо одно из двух, если не будет при нем другого, не столько полезно; и полезно, правда, но не в такой мере. Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо нам краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если не ради Христа, но несправедливо что терпим, то получим награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы стеклось вместе то и другое (прп. Исидор Пелусиот , 62, 223). Терпящий напраслину от людей избегает греха и равное скорби находит заступление (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Источник. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (прп. Иоанн Лествичник , 57, 249). Источник. Загради уста клевещущему – в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к сей страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего (прп. Максим Исповедник , 91, 185–186). Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть сего, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого Сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою (прп. Максим Исповедник , 91, 226).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010